Каким должно быть правильное питание для детей. Правила здорового питания для детей. Что делать, если ребенок не кушает продукты, которые ему нужны

Питание в вопросе полноценного развития и роста детей играет серьезную роль. Оно не только способствует общему укреплению организма, но также может влиять на работоспособность и успеваемость школьников.

Заболевания желудочно-кишечного тракта чаще всего начинают проявляться у детей в 5-ти, 6-тилетнем возрасте. Пик заболеваемости приходится на возраст 12-18 лет. Среди причин, приводящих к болезням системы пищеварения, лидируют нерегулярное питание с перерывами более 3 – 4 часов; употребление острых блюд, консервированных продуктов, маринадов, копченостей, солений; однообразное меню; употребление некачественных продуктов; несоблюдение режима дня; привычка есть всухомятку; малоподвижный образ жизни.

Сложившаяся в России система питания традиционно включает в себя большое количество зерновых продуктов (хлеб, каши, макаронные изделия), картофеля. Принципам здорового питания такие пищевые привычки не противоречат. Однако при этом количество употребляемых овощей и фруктов невелико, что не лучшем образом сказывается на здоровье. Кроме того, одними из лидеров по частоте потребления являются кондитерские изделия, которые в норме должны занимать минимальную часть рациона.

Главный принцип, который необходимо соблюдать, составляя рацион питания школьника: энергетическая ценность потребляемой пищи не должна превышать энерготраты организма.

Суточный рацион должен обеспечивать оптимальное соотношение белков, жиров, углеводов и незаменимых компонентов, таких как аминокислоты, витамины.

В организме младшего школьника усиливаются процессы энергетического обмена. Поэтому потребность в пищевых веществах вырастает, следовательно, количество таких продуктов, как мясо, рыба и крупы должно увеличиваться. А потребление молока, напротив, стоит сократить.

В меню младших школьников не должны присутствовать жареные, острые, соленые блюда, приправы, соусы. Оптимальный вариант – тушеные и отварные блюда. В качестве заправки для салатов лучше использовать растительное масло или сметану. Не нужно включать в рацион питания ребенка много сладостей, сладких напитков, особенно в промежутках между едой.

Категорически запрещены в меню ребенка фастфуды, чипсы, гамбургеры, сосиски в тесте, картошка фри, шоколадные батончики и газированные напитки. Питание всухомятку также крайне нежелательно. Это прямой путь к развитию у детей гастритов, заболеваний щитовидной железы, ухудшения зрения и других хронических заболеваний. В силу дефицита белка и витаминов в организме у ребенка снижается успеваемость и иммунитет, нарушаются процессы роста.

При выборе продуктов родителям важно обращать внимание на содержание в их составе белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов

Белки являются наиболее ценными химическими соединениями пищевых продуктов. Они выполняют важнейшие биологические функции, входят в состав мышечной ткани. Если в состав белка входят все незаменимые аминокислоты, он называется полноценным. Это большинство животных белков (молока, мяса и рыбы, яиц), некоторые растительные белки (картофеля, пшеницы, ржи, гречихи, овса).

Дети в возрасте 7-11 лет должны получать в сутки 2,5-3 г белка на 1 кг веса, школьники 12-17 лет -2 -2,5 г белка на 1 кг веса. Юные спортсмены, имеющие повышенные физические нагрузки (в том числе и участники туристских походов), нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116-120 г в возрасте 10-13 лет и до 132-140 г в возрасте 14-17 лет.

В детском питании важен качественный состав белков. Так, удельный вес белков животного происхождения в рационе детей школьного возраста составляет 65-60%, у взрослых-50%. Потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок.

Жиры обладают очень высокой энергетической ценностью и являются источником жирорастворимых витаминов (A, D, E, K), незаменимых полиненасыщенных жирных кислот, которые регулируют жировой обмен и уровень холестерина в крови.

Углеводы дают организму энергию благодаря глюкозе, в которую они расщепляются. Глюкоза, в свою очередь, стимулирует умственную активность школьника. Она необходима для образования энергии в тканях, особенно в клетках мозга. В норме углеводы должны обеспечивать 50-60% общей калорийности рациона. Источники углеводов – овощи, фрукты, крупа, мука, хлеб. При этом важно помнить, что такие сладости, как торты, плюшки, булочки стоит ограничить.

Незаменимыми компонентами питания также являются витамины и микроэлементы.

Соблюдая принцип сбалансированности и полноценности питания, важно следить за тем, чтобы ребенок не переедал. Переедание грозит, прежде всего, развитием избыточной массы тела с последующим ожирением. Дети с избыточной массой тела с раннего возраста подвержены частым респираторным и аллергическим заболеваниям. У таких детей возрастает риск переломов, развития артериальной гипертензии, ранних признаков сердечно-сосудистых заболеваний, возникновения сахарного диабета.

Во всем важно чувство меры: перекармливать детей плохо, но и «сажать» их на диеты, разработанные для взрослых, также ни к чему.

Понятие «забыть» поесть для детей неприемлемо. У ребенка должен быть организован строгий режим дня и питания, контролируемый родителями и школьными работниками. Кроме того, культура питания и пищевого поведения должны формироваться в семье.

Красота и здоровье – это ценности, желанные, пожалуй, для каждого из нас. Залогом долговечного здоровья и красоты, бесспорно, в первую очередь, является здоровое питание.

В настоящее время существует многообразие новомодных диет, методик, изобилующих самыми разными правилами.

Вместе с тем, следует признать, что существуют фундаментальные (назовем их «золотые» правила здорового питания ), бесспорность которых очевидна.

Добиться сбалансированности в рационе разнообразных необходимых веществ, витаминов, минералов поможет ежедневное употребление продуктов не из одной–двух, а из различных групп.

Так, ежедневно рацион должны составлять продукты из групп:

  • овощей;
  • фруктов и ягод;
  • зерновых и бобовых культур;
  • мяса, птицы, рыб;
  • молочных продуктов;
  • орехов, жиров, яиц, масел;
  • зелени.

Правило № 2. Соблюдение режима питания

Режим питания должен соответствовать принципу регулярности. Ежедневно человек, придерживающийся линии здорового питания, должен приниматься за прием пищи 5-6 раз в сутки. Интервалы между едой должны быть примерно равнозначными.

Желательно не сбивать биологические часы, стараясь есть приблизительно в одно и то же время. Такой прием поспособствует налаживанию оптимальной работы желудочно-кишечного тракта.

Правило № 3. Ограничение потребления соли

Полезно уменьшить количество соли в вашем меню.

Для этого солите блюда только после полной готовности, и старайтесь по возможности добавлять в них чеснок и специи. Это позволит сократить привычный для вас объём соли примерно в вдвое.

Правило № 4. Ограничение потребления сахара

Излишнее употребление сахара негативно сказывается на клетках организма. Ежедневная норма сахара – не более 60 грамм.

В тех случаях, когда рецептура блюд позволяет заменить сахар на мед, лучше эту замену произвести, ведь мед является признанным источником полезных веществ.

Не забывайте и про такой натуральный и безвредный сахарозаменитель, как стевия.

Правило № 5. Потребление достаточного объема чистой питьевой воды

Достаточным объемом ежедневно выпиваемой воды считается 2 литра. Но это примерно. Если быть более точным, то вам нужно выпивать 30-35 мл на килограмм вашего веса.

Вода помогает нормализации пищеварения, способствует очищению организма, благотворно влияет на кожу и, кроме того, питает энергией. Однако следует помнить, что прием большого объема воды на ночь способствует возникновению отеков.

Правило № 6. Введение в ежедневное меню овощей и фруктов в свежем виде

Сырые фрукты и овощи богаты клетчаткой и витаминами, помогают ускорить обмен веществ в организме.

Конечно, обильное потребление фруктов и овощей не всегда способствует улучшению состояния здоровья человека. В связи с чем, при наличии определенных проблем со здоровьем, касающихся желудочно-кишечного тракта, по поводу употребления овощей и фруктов в свежем виде следует проконсультироваться с врачом.

Правило № 7. Употребление в пищу исключительно свежих продуктов и свежеприготовленных блюд

Использовать в пищу следует только свежие продукты с неистекшим сроком годности.

Крайне желательно употреблять только свежеприготовленные блюда, поскольку хранение приготовленной еды (даже в соответствующих условиях, в холодильнике) способствует потере значительного количества полезных веществ.

Правило № 8. Соблюдение определенных режимов приготовления пищи

Способ приготовления пищи во многом определяет её полезность. Из двух в точности одинаковых продуктов можно приготовить как полезную, так и не очень полезную, а то и вредную пищу.

Предпочтительной является варка продуктов (особенно варка на пару) или их запекание в духовке. Употребление в пищу жаренных, копченных, засоленных, замаринованных продуктов не соответствует принципам здорового питания.

Правило № 9. Исключение из рациона продукции фастфуда, а так же газированных напитков

Фастфуд вреден и по составу, и по присущей этом виду пищи скорости употребления. Он быстро готовится и, увы, быстро съедается.

И отсюда последнее правило.

Правило № 10. Тщательное пережевывание пищи

Слюнные железы вырабатывают ферменты, которые находятся в ротовой полости и обеспечивают уже во рту расщепление пищи. Тщательным образом пережеванная и измельченная еда больше подготовлена к процессу усвоения.

Кстати, существует даже метод похудения, который так и называется – «медленная еда» (подробнее о нём читайте по ссылке).

Итак, значение в жизни человека питания, основанного на вышеперечисленных правилах, настолько велико, что его очень немыслимо переоценить. Соблюдать эти правила не так уж сложно.

Но важно не просто выбрать курс на здоровое питание, а сделать его частью жизни, нормой, а не только мимолетным явлением. Питайтесь правильно, и будьте здоровы!

Мы в ответе за наших детей!!!

И именно от родителей зависит, будет ли ребенок вести здоровый образ жизни, когда вырастет!

1. Не хотите, чтобы ребенок толстел и болел? Тогда уберите со стола жареную картошку, чипсы, сырокопченые колбасы, гамбургеры и газировку. И нужна каждодневная физическая нагрузка, не менее часа в день.

2. Ни дня без завтрака!

3. Полезные перекусы: положите своему ребенку в портфель очищенную морковку, яблоко для перекуса вместо печенья, крекеров.

4. Когда приходится перекусывать в точках быстрого питания, выбирайте в меню правильные блюда: салаты, мясо и пр. вместо картошки «фри» и котлет из «мясозаменителей».

5. Хороший совет: составляйте всей семьей меню на неделю. Это не только сделает завтраки, обеды и ужины более организованными, но и уменьшит вероятность питания в различных закусочных и бистро, где можно получить гораздо больше жиров и калорий, чем вам нужно. Планировать меню несложно: выберите время в выходные, чтобы собраться всем вместе и решить, какие блюда готовить в течение будущей недели. Спрашивайте мнение детей, поройтесь вместе в кулинарных книгах, поищите интересные рецепты в Интернете. Позвольте детям выбрать то, что они хотели бы съесть, и поощряйте их, если они захотят помочь вам это приготовить. Интересуйтесь, что бы они хотели брать с собой в школу.

6. Берите детей с собой в продуктовый магазин. Когда вы распланируете, что готовить в течение недели, составьте список покупок и раздайте его детям. Пусть старшие выбирают товары из их списка, а младшие складывают покупки в корзину. Объясните детям, что и зачем вы покупаете. Научите их читать этикетки и определят размеры порций. Эти несложные действия вовлекают ребенка в процесс приготовления еды, помогают понять, что мы едим не только для того, чтобы утолить голод, но и для поддержания и укрепления здоровья. В игровой форме объясняйте ребенку почему вы покупаете именно эти, полезные продукты, в чем их польза и что из них можно приготовить.

7. Семейный ужин. Введите в свою жизнь семейные традиции, связанные с употреблением пищи. Выключите телевизор и соберитесь за столом всей семьей. Если у вас есть столовая, устраивайте там какой-нибудь особенный обед хотя бы раз в неделю. Поставьте на стол красивую фарфоровую посуду и свечи. Дети, несомненно, получат много приятных эмоций от подобного семейного обеда и впоследствии будут с радостью собираться за столом всей семьей.

8.Раз в месяц можно устраивать семейный выезд на природу, экскурсию и пикник с полезной едой.

9. Если у вас есть дача, научите ребенка выращивать свои овощи, зелень. Пусть у него будет своя грядка, за которую он будет отвечать.

10.Не превращайте еду в центральную проблему, если в этом нет необходимости. Нормальный ребенок не умрет от голода, поэтому нет необходимости бегать за ним и запихивать в него еду. Уважайте ребенка, когда он говорит, что сыт. Постоянные разговоры о еде, выговоры за неправильное питания или насмешки по поводу переедания только ухудшают ситуацию.

11. Установите свои правила. Например, дети должны есть за столом, а не по всему дому. В среднем, ребенку нужно 20 минут, чтобы поесть. Если ребенок встал из-за стола, значит, он закончил есть. Не позволяйте детям снова и снова возвращаться за стол. Не разрешайте есть при включенном телевизоре: доказано, что смотря телевизор во время еды дети больше едят.

12. Будьте образцом для подражания.(Это, пожалуй, самый главный пункт)

Показывайте ребенку наилучшие способы правильно питаться. Начните с того, что дома должна быть только полезная, здоровая еда. Начните заниматься физическими упражнениями и привлеките к этому детей.

13. Не запрещайте есть вредные продукты. («Вот это да!»,- сейчас подумаете вы. Ниже я объясню, почему нельзя запрещать)

Как известно, «запретный плод» сладок. Поэтому, не стоит полностью запрещать есть вредную еду (чипсы, сухарики, фаст-фуд). Но установите строгие правила в отношении такой еды.

Например, можно есть 1 пачку сухариков или чипсов раз месяц

Поход в кафе быстрого питания 1 раз в год. И т.д

При этом всегда объясняйте ребенку, почему вы установили такие правила.

Это правило великолепно работает в моей семье. Дети четко знают, что «гадость» можно есть 1 раз в месяц. И поначалу они отслеживали этот месяц, а сейчас даже забывают, да и не хотят уже есть «гадость».

14. «Правило Сотворения» или «Правило простоты». Это правило тоже было придумано в нашей семье.Самая полезная еда - это еда в первозданном виде, т.е. не проходящая многочисленную переработку и «мучения». Лучше съесть кусок запеченного, вареного мяса, чем приготовить из него котлеты, добавив туда белого хлеба(что сразу повышает на порядок калорийность блюда) и пр. Это правило еще замечательно тем, что, используя «Принцип простоты» на готовку уходит намного меньше времени.

Приучайте ребенка есть менее обработанную пищу, пищу в первозданном состоянии, т.е. в таком, в каком она была создана в природе.

Прививая в детстве привычку правильно питаться и подходить осознанно к выбору продуктов, мы закладываем нашим детям неоценимый фундамент для их дальнейшей здоровой жизни.

Добрый день, дорогие посетители сайта Lusinda.ru. Наверное, каждый из нас понимает, что правильное питание - это важный фундамент для приобретения здорового тела, но к сожалению, не каждый уделяет этому должное внимание.

И в данной статье я хочу подробно до вас донести, что на самом деле, рациональное питание не только полезно, как считают большинство людей - это единственным плюсом, но и вкусно.

Правильно подобранные рецепты блюд и сочетания продуктов позволят вам подобрать для себя вкусное и полезное меню на неделю или на месяц. Из данной статьи, вы поймете, какие продукты и блюда стоит исключить из своего рациона, чтобы оздоровить свой организм.

Также вы получите дельные советы от специалистов по правильному питанию для похудения или роста мышц.

Правильное питание активно пропагандируется в обществе последние годы. И не удивительно, ведь, к несчастью, все больше людей нуждаются в корректировке веса, оздоровлении и очищении организма. Каковы принципы правильного питания, чего стоит придерживаться, что ограничить, от чего совсем отказаться, расскажет данная статья.

1. Что такое правильное питание и как правильно питаться

Чтобы придерживаться правильного питания , соблюдать все рекомендации и суметь разработать для себя меню, определиться со списком продуктов, нужно сперва определить, что такое правильное питание.

Правильное питание – это один из основных компонентов здорового образа жизни, который обеспечивает нормальное развитие, рост и жизнедеятельность человека, способствует укреплению организма и профилактику различных заболеваний.

Сразу стоит отметить, что оно не является какой-то изнуряющей диетой, жестким ограничением или временной мерой. Как правило, люди, встающие на этот путь, уже с него не сходят, а придерживаются рекомендаций по правильному сбалансированному питанию и в будущем.

И это вполне объяснимо, т. к. оно направлено на длительную коррекцию своего рациона, человек просто успевает сродниться со своими новоприобретенными привычками, и уже от них не отказывается. Вдобавок, если от этой системы отказаться, исчезнут и все приятные «бонусы» ее применения: потеря лишнего веса, хорошее настроение, легкость, бодрость в теле, улучшение состояния организма.

Рацион правильного питания включает в себя следующие моменты:

  • Правильное питание не допускает голодания, оно всегда предполагает возможность полноценно и вкусно перекусить, выбрав то, что больше по душе.
  • Система рационального питания всегда и везде позволяет найти что-то, чем можно наесться, предотвращая неловкие ситуации (например, в гостях).
  • Основы правильного питания подразумевают свободу выбора и отсутствие жестких категоричных запретов.

2. Принципы правильного питания - 7 способов улучшения здоровья

Чтобы освоить режим правильного питания не нужно использовать сложные формулы вычисления калоража, а всего лишь следовать некоторым рекомендациям и придерживаться установленного плана.

Чтобы понять, как правильно питаться, стоит учесть следующие принципы:


Стоит отметить, что не нужно резко менять свой рацион, это, как правило, через некоторое время возвращает к прежнему режиму. Рациональное питание войдет в норму жизни, если вводить все изменения постепенно, не испытывая внутреннего противостояния новым правилам.

3. Список продуктов для правильного питания

Такой список поможет разобраться, как правильно питаться:


Все вышеперечисленные продукты относятся к группе легко усваиваемых. Но также существует категория трудно усваиваемых продуктов, которые также необходимо включать, но в умеренном количестве в меню. Это: шоколад, крепкий кофе и чай, приправы/пряности, соль и сахар.

4. Рацион правильного питания + меню на неделю

Соблюдая рацион при правильном питании , разрабатывать меню нужно, придерживаясь следующих принципов:

  1. Фрукты ни с чем не сочетаются , а являются отдельным приемом пищи. Благодаря быстрой усвояемости допускается такой перекус даже за 1 час до обеда/ужина.
  2. Разные белки не смешивают (например, рыбу и молоко).
  3. Белковая пища не сочетается с углеводами (к мясу, яйцам, сыру, орехам не подходит картофель или злаки). Но, это не значит, что нужно полностью отказаться от сочетания, например, мяса и картофеля (я уверена, что для многих это окажется почти невозможным). Вы просто можете принимать в пищу мясо с отварным картофелем или запеченным вместо жареной картошки.
  4. Капуста прекрасное дополнение к жирам (она угнетает действие жиров, ведущее к замедлению выделения желудочного сока).
  5. Высокоуглеводные продукты (бобы, картофель, хлеб) не сочетаются с кислой едой .
  6. Белки и жиры не совместимы (как масло и сыр, яйца и сметана).
  7. Потребление крахмала за один прием пищи должно быть умеренным (так, не стоит заедать картошку или кашу хлебом).
  8. Потребление цельного молока должно быть минимальным .
  9. Зеленые овощи стимулируют работу организма , поэтому это замечательная основа под любое блюдо.
  10. Большое количество масла или кислоты тормозит усвоение белка .

Как правильно питаться подскажет следующее меню на неделю :

5. Правильно питание - советы от специалистов: Правильное питание для беременных и кормящих мамочек

Рацион правильного питания будущей и кормящей мамочки должен отличаться не количественным увеличением, а качественными продуктами и безвредными способами приготовления. Он обязательно должен быть разнообразным, чтобы ребенку в утробе поступали все необходимые элементы, а организм матери не истощался от того, что все ценные вещества уходят с молоком.

Ниже предлагаю вам подробнее ознакомиться с видео: Как правильно питаться во время беременности.

Сбалансировать питание уже родившим женщинам бывает немного сложнее из-за возникновения колик в животике и аллергии у малыша, а еще желания прийти в прежнюю форму женщины.

Правильное питание для детей

Из-за постоянного роста ребенка, питание должно включать в себя достаточное количество белка. Высокая подвижность малышей делает обмен веществ в организме очень быстрым, отчего дети не выдерживают долго без еды. Поэтому перекусы обязательная составляющая их питания.

С самого раннего возраста стоит приучать ребенка к маленькому потреблению соли, а кондитерским сладостям предпочитать натуральные - это сладко, вкусно, а еще и невероятно полезно. А также стоит прививать ребенку правильный питьевой режим.

Правильное питание для похудения

Рациональное питание, безусловно, помощник в похудении, но процесс снижения веса можно обеспечить только снижением количества потребляемых калорий относительно затрачиваемых. Отказ от алкоголя и простых углеводов (пирожное - мороженое), дробность в питании, сокращение порций, физическая активность также должны иметь место.

Правильное питание для роста мышц

Для роста мышц меню непосредственно должно состоять на половину из белков, из углеводов и жиров на 30% и 20% соответственно. Углеводы лучше съедать после силовой тренировки (в отличие от похудения, наращивание мышц требует подкрепления после физических нагрузок) и утром.

Воды стоит выпивать больше обычного - около 3-4 л. Чувство голода не должно испытываться вообще, поэтому даже на ночь нужно есть 200г творога.

6. От каких продуктов нужно отказаться

Чтобы знать, как правильно питаться, нужно обязательно отказаться от продуктов из запрещенного списка. Такая еда не приносит никакой пользы, а вреда доставляет значительно: ухудшение физического состояния (да и морально после такой пищи бывает не до чего, а только хочется прилечь поспать), развитие серьезных заболеваний (диабет, язва желудка, инфаркт и т.д.), увеличение массы тела, потеря привлекательности кожи, волос, ногтей.

Одним словом, такие продукты - враги организма, с которыми, не раздумывая, нужно расстаться.

К вредным продуктам относятся:

  • покупные соусы (кетчупы, майонезы и т.п.);
  • рафинированный сахар, сливочное масло, кофе, какао;
  • солености, копчености, жаренное, консерванты;
  • продукты быстрого приготовления, мясная готовая продукция (колбасы и пр.);
  • продукты из белой муки;
  • алкоголь.

Заключение

На первый взгляд правильное питание кажется непостижимой наукой, но при верном настрое и постепенном переходе на здоровое питание, все правила усваиваются, и довольно быстро входят в привычку. Поэтому наберитесь терпения, постигайте науку здорового образа жизни, оставайтесь здоровыми и красивыми!

И в заключение хочу вам предоставить для просмотра видео «Рецепты правильного питания». Приятного вам просмотра!

comments powered by HyperComments

Чем раньше человек поймет, что от здоровья зависит его счастье, тем раньше он начет принимать меры, увеличивающие первую составляющую мудрой формулы, чтобы вторая выросла уже самостоятельно. К таким мерам относятся эффективные, но простые правила здорового питания, потому как известно, что «мы есть то, что мы едим». Эти правила подтверждены научными исследованиями и многолетней практикой жизни. Следование им позволит черпать в пище ту живительную силу, которая заложена в ней природой, и получать от еды, кроме удовольствия, еще и максимум пользы.

Группа правил №1 - ограничения Итак, начнем с запретов и ограничений:

1. Первое ограничение коснется белой муки, которая лишена витаминов и других биологически активных веществ. Она представляет собой источник пустых калорий.

2. Никакой пользы не несут и рафинированные продукты: полуфабрикаты, консервы, колбасы, рафинированное масло и фрукты, глянцевые от парафина. Самая здоровая пища - натуральная.
3. Для взрослого человека вреден еще такой продукт, как молоко. У взрослых ферменты, предназначенные для его усвоения, просто отсутствуют. Поэтому последствиями такого не усвоения становится зашлакованность организма и болезни. Лучше употреблять сыры, творог, кефир.
4. Следующее правило исходит из установленной прямой зависимости между онкологией и красным мясом. Поэтому вместо говядины, баранины и свинины едим мясо птицы или рыбу.
5. Следующий отказ касается продуктов, содержащих генетически модифицированный материал. По различным данным, таких продуктов только в федеральном реестре насчитывают около 80. Поэтому этикетку к продукту следует изучать внимательно и если есть обозначения ГМИ или GM от покупки следует отказаться.

Группа правил №2 - продукты для здоровья В продолжение правил продукты, рекомендованные для улучшения физического состояния:

6. В первую очередь - это свежие фрукты и овощи. Они кладезь витаминов, ценных минералов, биологически активных соединений. Полкило свежих овощей и фруктов в день должно стать нормой для здоровья и долголетия.

Здоровью также способствуют:

Мед как общеукрепляющий продукт, содержащий порядка 300 ценных для здоровья веществ.

Орехи как источник растительных белков. Содержат жиры, но без вредного холестерина.

Черника - ягода, помогающая в сохранении молодости, нормального веса, для улучшения зрения и памяти. Противостоит злокачественным новообразованиям.

Более 60 полезных соединений обнаружено в яблочном уксусе. Он переводит нерастворимые шлаки в растворимые соли, которые выводятся с мочой, что способствует очищению и омоложению организма.

7. Вода тоже обязательный продукт. Ее следует пить, но не во время приема пищи, чтобы не разбавлять пищеварительные соки и снижать эффективность ферментативного расщепления. Воду употреблять лучше спустя 2 часа после еды, при общем объеме, равном 2 л.

8. Все знают о вреде сахара, но употребляют его все больше и больше, превышая все медицинские нормы. Для усвоения сахарозы организм тратит немало ценного кальция, витаминов группы B из собственных запасов. Поэтому от такой сахарозы лучше отказаться.

Для офисных сотрудников, как и для тех, кто играет в покер, правильным источником энергии должен быть не сахар, а мед и фрукты. Если произвести замену сахара на мед, то, как уверяют опытные игроки, и игра в покер при правильном питании становится слаще. Также нельзя забывать об обычной питьевой воде. Для улучшения мозгового кровообращения полезны орехи и фрукты. Для сидящих за компьютером полезна одна из комбинаций:

Яблоко и киви;

Апельсин/банан и 2 киви;

Апельсин/банан и яблоко;

В качестве альтернативы можно вместо яблока съесть грушу. Если в основных блюдах не оказалось орехов, можно во время работы съесть фундук, кешью или арахис.

9. Что касается алкоголя, то полезным для здоровья считается 100 мл красного вина в день, но не чаще 3-4 раз в неделю. В вине много витаминов, минералов и аминокислот. В умеренных дозах оно снижает давление, укрепляет стенки сосудов. Также оно оказывает антиаллергенное действие, повышает защитные свойства организма, тем самым снижает риск развития онкологии. Группа правил №3 - приготовление и употребление еды

10. Есть желательно только свежеприготовленные блюда. Разогретая вчерашняя еда - источник токсинов и причина болезней, а также низкой умственной и физической работоспособности.

11. Пища тем полезнее, чем меньше подверглась обработке. Нагревание разрушает биологически активные компоненты в ее составе.

12. Нельзя заполнять едой весь желудок. Одна треть его должна оставаться свободной. Переполненный желудок не в состоянии нормально переварить пищу, в результате чего последняя продвигается дальше по ЖКТ непереваренной, что ухудшает ее усвоение и способствует опять же зашлакованности.

13. Пищу следует тщательно пережевывать, что улучшает усвоение.

14. Здоровью способствует раздельное питание, основанное на следующем принципе: углеводная и белковая пища требуют различных ферментов, длительности и других условий для нормального переваривания. Поэтому они не могут употребляться вместе. Интервал между ними не должен быть меньше 4-5 часов. Углеводы расщепляются в щелочной среде, и происходит это быстрее в отличие от белков, для расщепления которых требуется больше времени и кислая среда. Одновременное их употребление приводит к нейтрализации среды и в результате ни белки, ни углеводы не перевариваются в должной степени и не усваиваются, загрязняя органы и ткани. Раздельное питание на 100%, безусловно, трудноосуществимо, но уровень до 70% считается оптимальным.

15. Нельзя готовить пищу в алюминиевой посуде, так как алюминий, как выяснилось, оказался одной из причин старческого слабоумия. В такой посуде можно кипятить воду или варить кашу на воде. Во всех остальных случаях алюминий и его соединения небезопасны для здоровья.

Из вышесказанного вытекает простая истина: здоровое питание - это жизнь по правилам, и для их соблюдения следует сначала о них, как минимум, знать, и тогда крепкое здоровье обеспечено на многие лета.

Если в конкретной семье есть свои правила, и родители и сами едят без «мультиков», не ругаясь, не вскакивая из-за стола к телефону, то детям будет легко повторить этот обычай...

Что делать, если ребенок плохо ест

Дети должны есть. Это факт. Маленькие дети еще и должны есть часто и полезно.

Если взрослые могут несколько недель или месяцев голодать или травить свой организм чипсами, газировкой, и сосисками безнаказанно, то для ребенка такое даром не пройдет.

Как всем известно, для младенца голод действительно опасен, и от того, что и как он ест, зависит его жизнь.

И потому вокруг способов и приемов вскармливания новорожденных всегда много тревоги и споров.

И если споры ближе к году часто утихают, то вот тревога часто остается при матери или, что реже, отце ребенка.

Это не дискриминация, просто мать биологически связана с кормлением младенца, что и определяет ее уязвимость в этих вопросах.

И вот тут и начинаются танцы вокруг еды – а достаточно ли он съел, а почему он не голоден, а как запихнуть в него брокколи, а что с его аппетитом…

Нормально, если мать замечает свою тревогу и пытается понять, откуда она берется.

Родители могут консультироваться с педиатрами, гастроэнтерологами, диетологами и психоаналитиками в случае реальных проблем в питании ребенка.

Однако иногда или до специалистов родители не доходят, или специалисту не удается занять маму пищевым дневником, а папу заботой о маме, и тревога выливается в действия.

А действия – это значит, что беспокойному родителю нужно делать хоть что-нибудь, но обязательно вокруг кормления: диеты, анализы, обследования, под мультик, под музыку, под «эту ложку за маму»...

Раньше все было хуже – детей физически кормили насильно, и это даже не очень скрывали.

Такую тревогу трудно переработать без помощи специалистов. И тогда в ход идут различные инструменты под девизом «как накормить ребенка» .

Есть несколько видов проблемных ситуаций:

  • Те родители, кто в принципе не выдерживают границы в отношениях с детьми и пытаются стать им друзьями, могут попасть в ловушку детской агрессии, замаскированной под каприз.

Ребенок может размазывать кашу по столу, кидаться котлетами, отказываться есть демонстративно или требовать смены блюд по выбранному им самим меню…

А попавшиеся родители в это время стараются угодить и задобрить свое дитятко вместо того, чтобы отправить его поголодать пару часов и все-таки нагулять реальный аппетит.

И в худшем случае мы видим даже не скрытое раздражение матери, сварившей пятую кашку, а те варианты, когда ребенку поют песенку и в процессе кашка залетает ему в рот, или бабушка кричит – «а вон птичка!» - когда за окном никого и близко не пролетало, но супчик уже во рту.

В таких ситуациях ребенок получает опыт управления свои родителем – когда по его требованию готовят новые блюда, или танцуют и поют.

Этот опыт губителен, потому что бессознательно рождает тревогу уже у ребенка.

Если он управляет этими взрослыми, то на кого же ему опереться? Кто еще сможет справиться с его злостью и капризами, кто вынесет все это и не отвергнет, но поставит границу?..

Страшно, когда ребенок сильнее родителей. Этот малыш будет стараться снова и снова проверять родителей и границы на прочность – не по злому умыслу, а только для того, чтобы найти наконец строгую, но доброжелательную опору.

Если же ребенок обманут – он не использовал свой аппетит, он не тянулся к еде, его отвлекли и засунули эту еду в рот – тогда для него это опыт недоверия свои ощущениям . Он учится не замечать, чувствует ли он голод или он сыт. Ему сказали, что надо есть – он ест. Он не знает, насытился ли он и приятна ли ему конкретная еда. Ему положили в рот, и он жует.

Такой ребенок будет предрасположен к нарушениям пищевого поведения – он сможет есть за компанию, есть не для утоления голода, есть не то, что ему подходит.

  • Еще популярная история – когда ребенку, который «плохо ест», включают мультики или видео на планшете, и ребенок, не ощущая ни голода, ни вкуса, ни насыщения, как зачарованный зомби, открывает рот.

Дети старше года могут уже есть таким образом и сами.

Они обычно съедают то, что лежит на тарелке, во время еды они не смотрят на еду и не общаются с семьей или взрослым, кто сидит с ними за одним столом, и они также не ощущают свой аппетит или вкус еды в полной мере.

Они поглощены мультиками, а не тем, что происходит с ними в реальности.

К сожалению, в таких семьях не только дети ощущают отсутствие понимания и теплых связей с родителями, но и взрослые могут страдать от одиночества и непонимания в паре.

Зато семья не сталкивается и с конфликтами – часть своих чувств и чувств ребенка просто отключают с помощью погружения в виртуальный мир.

Именно такие дети более всего предрасположены к гастритам и прочим сложностям с пищеварением. Ведь то, что мы не можем переработать психически, мы пытаемся «переварить» телом, а ребенок из нашего примера отключен от чувств именно за едой.

Конечно, все, что описано выше, не приведет к проблемам, если уставшая мама три раза в жизни посадила ребенка поесть за мультиком, просто падая с ног.

И не испортит ребенку аппетит и пищеварение навсегда, если папа пару раз позволил поиграть в планшет за едой, например, в поездке.

Есть моменты, когда состояние родителя важнее. Но если такое состояние у родителей постоянно, то нужно пробовать что-то менять.

Какие же правила могут помочь детям и родителям в вопросах еды?

Правила питания для детей

1. Компания для еды: дети дошкольного возраста не должны есть в одиночестве . Если это и не семейный ужин, то рядом должен быть взрослый, который периодически смотрит на ребенка, слушает его или говорит с ним, даже если одновременно моет посуду или что-то готовит.

Важно, чтобы этот взрослый не смотрел в гаджет, потому что в таком случае общение фальшиво и не дает поддерживающего эффекта – все равно, как если бы поедать резиновую котлету вместо обычной.

Для старших детей – от 10-12 лет - питание в одиночестве - более допустимая история, и тут стоит учесть и семейные правила и предпочтения самого ребенка.

2. Предложение еды: детей не нужно уговаривать есть – еду нужно предлагать .

Если вам тревожно, и вы неуверены, что сын наелся, или что дочь не проголодается по долгой дороге, скажите о своем беспокойстве вслух.

Даже если ребенку 2 года, объясните, что следующая еда будет через такое-то время. И возможно, он захочет съесть еще кусочек?

Если же нет, соберите перекус с собой, раз перерыв действительно будет долгим, а ребенок слишком мал, чтобы это выдержать.

Это задача родителей – обеспечивать питание через определенные промежутки времени для ребенка, а не задача ребенка – наесться впрок.

Если родителям очень тревожно, то можно напомнить себе, что младенцы в среднем приспособлены для питания раз в 2-3 часа, из чего следует, что ребенок постарше готов выдержать перерыв подольше и это безопасно.

А также, что ребенок не может пострадать от голода в окружении еды, и он слишком мал, чтобы устроить анорексичную забастовку (анорексия бывает у подростков, чьи частые отказы от еды реально опасны).

По поводу тревоги о том, как и сколько ест ребенок, есть хорошая книга педиатра и многодетного отца Карлоса Гонсалеса «Мой ребенок не хочет есть!», рекомендую.

3. Границы в еде: едим то, что есть готовое, а если это не подходит, то варианты возможны, если у родителей есть желание их исполнить.

Конечно, пожелания детей в еде важно учитывать, но вот руководствоваться только ими не нужно.

К границам можно отнести и поведение за столом – не играть, не повышать голос, не убегать из-за стола – пока не наелся, не лезть другим в тарелку и прочие обыденные вещи…

Конечно, годовалый малыш еще не может исполнить все эти правила. Но он слышит их, каждый раз повторяемые доброжелательно и ясно, и запоминает.

Ребенок хочет, чтобы родители ему радовались и гордились им, он хочет вырасти и стать таким как мама и папа, и именно поэтому родители для него пример .

И если в конкретной семье есть свои правила, и родители и сами едят без «мультиков», не ругаясь, не вскакивая из-за стола к телефону, то детям будет легко повторить этот обычай и уделить еде подходящее ей место.опубликовано .

Арина Покровская

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Один из вопросов, который мне часто задают как детскому психологу: «Что делать, если мой ребёнок не ест?». Рекомендации для родителей по организации питания детей мне приходится давать довольно часто.

Вопрос, который мне задают знакомые мамы: «Почему твои дети так хорошо едят?» И ещё: «Твоя дочка ест ЭТО?! Как ты научила её?» Мои дети действительно хорошо едят, а моя дочка ещё и из тех, кто ест всё и предпочитает цветную капусту сосиске. Чтобы добиться этого, мне пришлось пройти через все типичные ошибки, которые только могут сделать молодые неопытные мамы, заставить взять себя в руки, признать промахи и провести работу над ошибками.

К сожалению, исправить все ошибки, которые я наделала с сыном, было уже невозможно. Но благодаря этим ошибкам я смогла помочь моей дочке питаться здоровой пищей. Привычка, которая, надеюсь, останется у неё на всю жизнь. Ведь пищевые привычки формируются в самом раннем детстве. А правила здорового питания для детей, на самом деле, совсем несложные.

Я расскажу вам свой личный опыт организации питания моих детей: сына, которому сейчас 8 лет, и дочки 3 лет. Надеюсь, этот опыт чем-то поможет вам и вашим детям.

Ошибка 1: докармливание смесью.

Я уверена, многие скажут: «Не все могут выкормить ребёнка грудью». Да, действительно, иногда это невозможно по медицинским показаниям. Однако таких случаев по-настоящему мало. А мам, докармливающих смесью, значительно больше.

Также бывают случаи, когда женщина сама делает выбор в пользу смеси. Я считаю, что это достойно уважения хотя бы потому, что такая женщина (а видела я такую всего однажды) осознанно говорит: «Я не готова сейчас кормить грудью, у меня много работы, и я не могу справиться». Она делает выбор и берёт за него ответственность.

Чаще всего, к сожалению, я слышала другие фразы. Именно их я говорила, кормя сына смесью: «Я не молочная», «Он не наедается и плачет», «Врач сказал, что нужен докорм, я что, буду спорить с врачом?»

Кроме того, абсолютно все вокруг считают своим долгом что-то сказать или подсказать молодой неопытной маме:

– Молоко не пришло на второй день? Скорее всего, и не придёт! – говорит гинеколог.

– По часам кормить не нужно, но и не каждые пять минут! – объясняет подруга.

– Ну ты взвесь его до и после еды, и всё станет ясно, – утверждает мама.

– Почему он так плачет? Он голодный? – недоумевает муж.

Эти фразы я не придумала – мне действительно их говорили. В такой ситуации не проинформированной заранее маме практически невозможно не сдаться и не начать докорм. Даже если мама не сдаётся сразу, это часто происходит в 1–3 месяца, когда начинаются колики, ребёнок не набирает по одному кг каждый месяц или у мамы лактационный кризис.

Так сдалась и я. Сдалась, обвинив себя в «немолочности».

Работа над ошибками.

Если мама готовится к грудному вскармливанию сама, она с удивлением узнает, что для здорового ребёнка существуют всего несколько простых советов питания грудью, которым она может следовать и успешно кормить. Вот они:

– Давать грудь по требованию до 6 месяцев. Это значит, что до 6 месяцев вы не сможете расстаться с ребёнком. И давать грудь вы будете действительно каждый раз, когда ребёнок этого пожелает.

– Не давать ребёнку соску, пока не установилось грудное вскармливание. Всё время, пока ребёнок сосёт соску, он не сосёт грудь.

– Не кормить ребёнка из бутылочки (ни смесью, ни сцеженным молоком).

– Взвешивать ребёнка только на плановых осмотрах врача.

– Узнать реальные таблицы возможной прибавки в весе. Они очень отличаются от того, что часто говорят врачи.

– Уяснить, что измерение количества молока весами (взвешивая до и после) и сцеживанием – неэффективно.

Дочку я решила кормить грудью во что бы то ни стало. Это не значит, что я решила просто не взвешивать её или не слушать врачей. Напротив: дочка родилась с очень низким весом, и поэтому я была особенно внимательна. У меня были весы и, вопреки рекомендациям, я взвешивала дочку каждые три дня (на самом деле, втихаря каждый день), потому что врачи мне сказали следить, чтобы она не теряла в весе.

Также у меня был наготове телефон консультанта по грудному вскармливанию, которому мне так и не пришлось звонить. Но, по моему опыту, важно, чтобы была возможность такой консультации в любой момент.

Несмотря на то, что молоко пришло только на пятый день, как и с сыном, что дочка кричала, когда была не у груди, и что весила она очень мало при выписке из роддома, потом она прекрасно набирала вес. Я кормила её до 2 лет в соответствии с рекомендациями педиатров и просила прощение у сына за свою «безмолочность» для него.

Ошибка 2: питание «прикормом» вместо обычной еды.

Итак, моя вторая ошибка, которую я в последствии наблюдала у многих мам, – длительное питание прикормом вместо еды с общего стола.

Надо сказать, что прикорм сыну я вводила по обычным нормам: моноовощи, монофрукты, крупа в виде несладкой каши. Не буду спорить, правильно это или нет, но уж точно могу сказать: прикорм должен оставаться прикормом. То есть в течение нескольких месяцев питание ребёнка грудным молоком или смесью дополняется некоторыми продуктами. Он их пробует, учится их есть, воспринимает и исследует их вкус. Все необходимые вещества и свою норму ребёнок по-прежнему получает из молока. Прикорм следует воспринимать как знакомство. К сожалению, я воспринимала его только как знакомство для желудка, а не как знакомство для вкусовых рецепторов.

Когда сыну исполнилось 8 месяцев, он хорошо ел перетёртый кабачок, в 10 месяцев – перетёртый кабачок с курочкой, в год – перетёртый кабачок с брокколи и постной говядиной. В год сын стал есть плохо. Но я всё также думала, что ему надо съедать норму супа в 300 граммов. Конечно, я давала ему и обычные продукты: кусочек хлеба или детское печенье, но основу составляли пресные каши, фрукты и суп из здоровых продуктов. Даже мысли заменить всё это на тарелку макарон в моей голове не возникало.

Такая еда мало привлекала сына, и нам приходилось развлекать его во время еды, чтобы занести в рот очередную ложку.

Работа над ошибками.

К рождению дочки я ознакомилась с таким понятием, как педагогический прикорм – ребёнок ест не обычный прикорм, а еду с общего стола микродозами. Идея мне понравилась, но казалось сложным дать микродозу. А если ребёнок захочет ещё? Казалось странным полностью отказаться от рекомендаций педиатров и вводить продукты не по положенным срокам.

Ещё мне нравилась идея Монтессори-педагогики в скором времени после начала прикорма давать еду кусочками, а не в перетёртом виде.

Тогда я просто выяснила, чем можно кормить ребёнка в 6 месяцев (можно многие фрукты, овощи, крупы без глютена), в 8 (овощи, фрукты, крупы, курицу) и так далее. На основе этих продуктов я стала готовить еду для всех. Я начала прикорм с супа, которые ели все члены семьи: картошка, морковка, кабачок, немного риса. Дочке – перекрутить в блендере, другим – посолить и добавить приправ. Пресную кашу заменила кашей с кусочками сочных сладких фруктов. Конечно, я кормила других членов семьи не только этими продуктами, но пробовали их все.

С 8–10 месяцев я стала давать дочке пробовать многое, что было у нас на столе в неперетёртом виде: свежие овощи из салата, политые оливковым маслом, крупы, куриные котлеты, которые мы ели на ужин, кусочки фруктов, сыр, когда нам разрешили вводить молочные продукты. В год дочка ела всё с общего стола. Я ничего не готовила для неё отдельно.

В результате дочка ела и ест обычную еду, которую привыкли есть мы все. Сын до сих пор не признаёт салаты, думаю, именно потому, что все овощи для него мы слишком долгое время варили.

Ошибка 3: не давать пробовать новое.

Эта ошибка вытекает из предыдущей. Если вы кормите ребёнка специальными продуктами: супом, кашей и творожками, – скорее всего, у него не будет желания пробовать новые вкусы. Конечно, дети могут быть более или менее консервативны в еде в силу характера, но всё же вкусовые привычки формируется с раннего детства. Я знаю детей, которые и в 5 лет питаются только супом и йогуртами «Агуша», и мамы в ужасе от того, что ничего не могут изменить. Также и мой сын приходил в ужас, когда я предлагала попробовать незнакомый продукт.

Работа над ошибками.

Так как дочка ела с общего стола практически с самого начала, к году она пробовала такое, что сын не хотел пробовать и в свои 6 лет. Смотря, как дочка с удовольствием ест гуакамоле (блюдо из авокадо), он тоже решил попробовать немного «этого зелёного». Хочу заметить, что мои дети не ели сосиски или индустриальную выпечку. Когда в вашей семье есть малыш, который кушает с общего стола, вам приходится менять свой рацион в пользу здорового питания.

Если в семье уже есть ребёнок, который «ничего нового не ест», просто переводите его за общий стол. Неважно, сколько ему лет – год или 5! Просто перестаньте отдельно ему готовить и покупать «Агушу».

Сейчас моему сыну 8, и он не боится пробовать новое, хотя часто и отказывается что-то есть. Правило в нашей семье – съесть одну ложку нового блюда.

Ошибка 4: отдельный приём пищи.

Если вы кормите ребёнка его собственной едой, скорее всего, вы делаете это отдельно ото всех. У малыша может быть и отдельное расписание приёма пищи, как это было у нашего сына. В этом случае ребёнок даже не знает, что и как едят взрослые, потому привычки поведения за столом формируются гораздо позже.

Работа над ошибками.

Я знаю, как это сложно. Дочку я сажала за стол со всеми вместе с первого прикорма, и мне приходилось кормить её одной рукой, а другой пытаться есть самой. Если у вас есть другие дети, то и они требуют внимания и просят принести им воду, соль или салфетки. В итоге маме практически не хватает времени поесть. Просто смиритесь – это ненадолго. Я очень скоро увидела множество положительных моментов в таком подходе: старший сын (и даже муж) перестали беспокоить меня по пустякам и стали сами наливать себе воду и брать салфетки, а дочка в год уже вполне неплохо орудовала ложкой и быстро обучилась правилам поведения за столом.

Ошибка 5: телевизор и другие развлечения во время еды.

И эта ошибка вытекает из всех предыдущих. Если ребёнок ест один свою собственную пресную пищу, ему становится скучно, и приходится развлекать его. Как развлекать – зависит от семьи. Проще всего, конечно, включить мультики. Тогда ребёнок исправно открывает рот и съедает свою норму полезного супа. Но не думайте, что игра «За маму, за папу» и «Самолётик летит в рот» многим лучше телевизора. Всё это отвлекает ребёнка от непосредственного принятия пищи и сводит на нет пищевой интерес.

Работа над ошибками.

В этом случае мы смогли провести работу над ошибками уже с сыном. В 3 года мы просто перестали включать телевизор и детские песенки за едой. А сыну объявили, что теперь мы будем во время еды общаться за общим столом. Сын стал съедать в два раза меньше. Для меня, как и для любой мамы, это был сложный период. Так что лучше сразу же делать так, как мы делали с дочкой: не включать телевизор во время еды и не читать, сколько граммов должен съедать ребёнок в том или ином возрасте!

Ошибка 6: кормить ребёнка.

Предыдущие ошибки предполагают и долгое кормление ребёнка. Так как у малыша нет здорового пищевого интереса и он больше занят мультиками или вашим пением потешек, он ещё не готов самостоятельно пользоваться ложкой.

Работа над ошибками.

В педагогике Монтессори есть полезный трюк: с первого прикорма давать ребёнку две ложки. Одной ложкой его будете кормить вы, другой ложкой ребёнок будет пытаться есть сам. Таким образом наша дочка уже к году могла съесть всё что угодно ложкой (конечно, всё ещё помогая себе руками). Когда я убедилась, что она не останется голодной, я просто перестала её кормить и стала спокойно съедать собственный обед.

Ошибка 7: заставлять есть.

Самая вредная и самая часто встречающаяся ошибка. Если с самого начала вы не пробудили пищевого интереса у ребёнка, он начинает воспринимать еду как нечто в целом неприятное. Поэтому, чтобы он съел свою норму, вам всегда придётся заставлять его есть.

Я делала эту ошибку с сыном около трёх лет. Сын не был пухленьким ребёнком никогда, поэтому не заставлять его есть было страшно.

Я знаю очень худенькую девочку с пониженным гемоглобином, которую от страха заставляли есть до рвоты. Понятное дело, она так и не поправилась. Кроме того, ненавидела еду в принципе! Хотя с удовольствием могла съесть целый торт. Очень надеюсь, что в будущем у неё не будет серьёзных проблем с питанием.

Работа над ошибками.

Самое лучшее в этой ошибке – её можно устранить в любом возрасте ребёнка. Просто перестаньте заставлять его есть. Я перестала заставлять сына есть в 3 года (тогда же, когда запретила телевизор во время еды). И первое время он отказывался есть вовсе и худел ещё больше. Однако уже через несколько месяцев интерес к еде восстановился, хотя его меню немного изменилось: супы-пюре и кашу он больше не ел никогда. Но у меня больше не возникало проблемы накормить сына. Кстати, сейчас от бывшей худобы не осталось и следа!

Естественно, дочку я не заставляла есть никогда. Однажды мой педиатр рассказал мне любопытную теорию: все дети переживают всплески роста, когда им требуется гораздо большее количество пищи, а потом замедления – и тогда пищи требуется меньшее количество. Я не знаю, правда ли это, я не врач. Но действительно, по моему опыту, для многих детей характерно есть больше или меньше еды в течение одного месяца без особых причин. Стоит позволять им это и не мерить порцию по тому, что ребёнок съедает обычно, а по желанию есть именно сегодня. В нашей семье дети сами говорят, сколько еды положить в тарелку. Если ребёнок просит всего одну ложку, я уважаю его выбор. После всегда можно попросить добавку.

Ошибка 8: не давать выбора блюд.

Когда вы решили, что теперь ребёнок будет есть всё, легко впасть в другую крайность, что со мной и произошло в то время, когда я перестала насильно кормить сына. Я перестала уважительно относиться к его вкусовым предпочтениям. В надежде, что легко можно всё исправить, я стала готовить много овощных блюд, которые сын так и не начал есть. Нам часто кажется, что дети должны есть то, что им дают, тогда как сами частенько отказываемся от одного или другого блюда просто потому, что именно сейчас не хотим его. У нас есть преимущество – мы можем открыть холодильник, приготовить или сбегать в магазин за желаемым блюдом. У ребёнка такого преимущества нет.

Работа над ошибками.

Если вам заведомо известно, что ребёнок не ест какие-либо блюда, не заставляйте его их есть. Я знаю, сложно пережить, что ваш ребёнок, как мой сын, вообще не ест кашу или суп. Ведь это основные составляющие детского меню. Но попробуйте искать этим блюдам здоровую альтернативу, например, суп-пюре или жидкие рагу.

Не стоит полностью исключать эти блюда из вашего меню. Также раз за разом предлагайте ребёнку «просто попробовать» блюдо. Однако надо видеть разницу между ситуацией, когда ребёнок не ест какое-то определённое блюдо или продукт и когда ребёнок ест только несколько определённых блюд. Предпочтения ребёнка не должны полностью менять ваше меню и заставлять вас каждый день готовить ему отдельно. Обычно в ситуации, когда есть «первое» и «второе» блюдо или закуска и основное блюдо, ребёнок (да и взрослый) может выбрать еду себе по вкусу.

Если ребёнок просит приготовить какое-то определённое блюдо, старайтесь не отказывать ему, а лучше привлеките его к готовке.

Ошибка 9: не разрешать готовить с вами.

Признаюсь, этой ошибки мой опыт Монтессори-педагога мне сделать не дал. К приготовлению еды я привлекала обоих детей с самого раннего возраста. Однако это достаточно типичная ошибка, особенно занятых родителей. Сложно привлечь ребёнка к приготовлению еды, когда надо быстро накормить голодную семью. В итоге некоторые дети вообще не знают, откуда берётся еда, и представить себе не могут, что суп – это соединение тех самых овощей, которые они учат с мамой по карточкам.

Работа над ошибками.

Дети очень любят есть то, что сами приготовили. Поэтому детей нужно привлекать к готовке с раннего детства. Уже в год ребёнок может смешивать ингредиенты, а в полтора-два чистить варёные яйца, взбивать, замешивать тесто и делать печенье и хлеб, резать мягкие продукты. Если ребёнок плохо ест, предлагайте как можно чаще готовить вместе, и вы увидите, как самостоятельно приготовленное блюдо будет особенно привлекательно для малыша.

Ошибка 10: вредная еда.

Все мамы, особенно мамы первого ребёнка, прекрасно знают: ребёнка нужно кормить полезной пищей. Нельзя ни в коем случае давать малышу сладкое, солёное, аллергенное, сок, газировку, шоколад, колбасу, продукты с консервантами и пищевыми добавками, ГМО и вообще покупное. Тут можно продолжать или сокращать список, всё зависит от семьи. Но в общем всем ясно, что домашняя еда для детей должна быть полезной.

Однако со временем вредная еда станет интересной для ребёнка. Особенно ему будет интересна такая еда, если вы сами едите её дома, но ребёнку не даёте.

Мой сын не ел всё вышеперечисленное до 3–4 лет, как и полагается. Он в принципе не знал о существовании большей части этих продуктов.

С дочкой так не получилось. Она довольно рано стала ходить на детские праздники и в гости со старшими детьми, где её угощали сладостями и чипсами. Так как она была за общим столом, после года она иногда ела и ветчину или другие покупные продукты, которые она видела у нас на столе. В тот момент мне это очень не нравилось, но я не знала, как с этим бороться. Я как раз наблюдала за девочкой 5 лет из класса сына, которой мама запрещала все вредные продукты. На детских днях рождениях девочка хватала сладости и чипсы и ела их буквально под столом втайне от мамы. Мне казался неприемлемым такой вариант, поэтому я разрешала дочке пробовать всё, чем её угощали.

Работа над ошибками.

К моему огромному удивлению, попробовав, дочка быстро потеряла интерес ко всей вредной еде. На детских праздниках она вообще практически не ела, а отдавала предпочтение игре с детьми. Дома она перестала есть ветчину. Единственный интерес остался к конфетам, но и их она съедает 1–2 на праздниках. Дома я даю детям немного качественного шоколада.

В то же время, я стала замечать, что мой взращённый на здоровой еде сын при виде хот-дога теряет рассудок. Дома мы не едим сосиски и колбасу, однако я решила покупать их иногда специально для сына, потому что наглядно увидела, что детей интересуют вредные продукты не из-за их вкуса, а из-за их запрещённости. Надеюсь, что интерес сына к сосискам также постепенно сойдёт на нет.

Сейчас у детей каникулы. Они как раз проснулись и сели завтракать. Я кладу на стол хлеб для бутербродов, ветчину, сыр, йогурты и фрукты. Сын съедает бутерброд с ветчиной. А дочка выбирает йогурт и фрукты. Она вообще не ест колбасные изделия и очень редко – хлеб. Я съедаю бутерброд с сыром и заставляю себя «только попробовать» фрукты, молча завидуя дочке. Видимо, мне не сформировали пищевой интерес в детстве, а заставляли съесть яблочко «через не хочу».

Возможно, вам будет интересна . В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.



mob_info