Парез мягкого неба лечение. После перенесенного инсульта

Дифтерийный круп

Дифтерия миндалин

Эпидемический паротит.

Орхиэпидидимит

Герпес опоясывающий.

Стрептококковое импетиго.

Герпептиформный дерматоз Дюринга.

Пузырчатка.

Простой герпес.

19. Больной 10 лет накануне перенес эпидемический паротит, после чего появилась боль в правой половине мошонки с иррадиацией в паховую область, увеличение правой половины мошонки, гиперемия мошонки, повышение температуры тела до 38°С. Яичко справа больших размеров, плотноэластической консистенции, резко болезненное. Мошонка гиперемирована и отечна. Левое яичко на дне мошонки, безболезненное. Каков наиболее вероятный диагноз?

Перекрут яичка.

Опухоль яичка.

Острая водянка яичка.

Перекрут гидатиды Морганьи.

20. Участковым педиатром осмотрен ребенок 4 лет. Жалобы на боль при жевании, открытии рта, головную боль, повышение температуры тела до 38,9°С. В областях околоушных слюнных желез контурируется припухлость, умеренно болезненная при пальпации, кожа над припухлостью не изменена. При осмотре ротоглотки отверстие Стенонова протока гиперемирована. Наиболее вероятный диагноз в данном случае?

Шейный лимфаденит.

Сиалоаденит.

Дифтерия миндалин.

Инфекционный мононуклеоз.

21. Больной 12 лет заболел остро с подъема Т до 37,8°С, небольшой боли в горле, недомогания. При осмотре в зеве цианотичная гиперемия, на миндалинах островки бело-серых налетов, трудно снимающихся штапелем с кровоточивостью подлежащей ткани миндалин при попытке их снятия. Подчелюстные лимфоузлы слегка болезненные. Поставить диагноз:

Инфекционный мононуклеоз

Фолликулярная ангина

Ангина Симановского-Раухфуса

Грибковая ангина

22. Больной 1,5 лет заболел с подъема Т до 37,5°С, грубого кашля. К концу суток голос осип, кашель усилился, приобрел характер «лающего». К 3 дню болезни состояние ухудшилось: появилось шумное, частое дыхание с вытяжением податливых мест грудной клетки. Голос стал афоничным, кашель беззвучным, пульс парадоксальным. Кожные покровы холодные, липкие, влажные, выражен акроцианоз. Поставьте клинический диагноз.

Заглоточный абсцесс

Ложный круп

Инородное тело гортани

Папилломатоз гортани

23. У больного 9 лет с дифтерией миндалин на 11 день болезни появился гнусоватый голос, жидкая пища выливалась из носа, мягкое небо ограничено в подвижности, в зеве цианотичная гиперемия, налетов на миндалинах нет.

Чем обусловлено поражение носоглотки у больного?

Заглоточный абсцесс

Паратонзиллярный абсцесс

Дифтерийный круп

Аденоиды

24. В инфекционное отделение поступил больной 4 лет с диагнозом: „пленчатая ангина". К 3 дню пребывания в стационаре состояние улучшилось, отмечена положительная динамика изменений в зеве. В посеве слизи из зева выделена дифтерийная палочка. Какое лабораторное исследование необходимо для окончательного диагноза?

Парез гортани является одним из видов поражения этого органа, связанным с патологическим изменением его нейромышечной работы. Причины могут быть связаны с разнообразными нарушениями в организме, а лечение обязательно должно включать поиск и устранение влияния этиологических факторов. Парез гортани (частичный паралич) сейчас составляет около трети всех случаев хронических болезней голосового аппарата, при этом патология несет высокий риск стеноза дыхательных путей.

Парезы гортани и их виды

Гортань - отдел дыхательных путей, находящийся между трахеей и глоткой. Гортань отвечает за осуществление голосообразования, а также является непосредственным участником акта дыхания. В этом органе расположены голосовые связки, которые при колебании позволяют человеку издавать звуки (функция фонации). За степень сужения и расширения голосовой щели, а также за все движения связок ответственны внутренние мышцы гортани, работа которых контролируется головным мозгом через ветви блуждающего нерва.

Парез гортани может возникать при любом нарушении деятельности составляющих органа. Это заболевание представляет собой снижение активности мышц, то есть уменьшение силы или амплитуды движений мышечной ткани. Обычно парез гортани подразумевает временные нарушения в этой части организма (не более 12 месяцев длительностью), которые охватывают одну половину гортани, либо обе ее половины.

Патология может развиваться в любом возрасте, поскольку ее причины могут довольно разнообразны - от воспалительных процессов до органических повреждений дыхательной системы. Все парезы гортани классифицируют по нескольким признакам. В зависимости от причины различают такие виды заболеваний:

  1. нейропатические парезы - связаны с нарушением работы нервного аппарата на любом из его участков;
  2. миопатические парезы - обусловлены патологией мышц гортани;
  3. функциональные парезы - болезнь развивается на фоне дисбаланса торможения и возбуждения в организме.

Среди нейропатических парезов выделяются:

  • Периферические (вызваны патологией блуждающего нерва).
  • Центральные (заключаются в нарушении проводимости нервных импульсов по причине патологии головного мозга). Если речь идет о заболеваниях ствола мозга, где находится ядро блуждающего нерва, парез именуется бульбарным, о повреждении коры головного мозга - корковым.

По степени охвата патологическими процессами парезы могут быть односторонними, двусторонними.

Причины патологии

Данное заболевание бывает обусловлено множеством причин. Чаще всего оно связано с неудачным хирургическим вмешательством, в частности, на щитовидной железе. Так, сейчас до 3-9% операций на щитовидной железе осложняется парезами гортани. Кроме того, вызвать развитие патологии способны травматические повреждения нервных структур при вмешательствах на шее, грудной клетке, черепной коробке, а также ранения и травмы в быту, на производстве и т.д. Прочие причины частичных параличей гортани:

  • метастазы, первичные опухоли шеи, средостения, грудной клетки, трахеи, гортани, пищевода;
  • увеличение щитовидной железы на фоне гипертиреоза и других болезней;
  • доброкачественные опухоли гортани, голосовых связок крупного размера;
  • наличие воспалительного инфильтрата при инфекционных патологиях гортани;
  • присутствие гематомы после травмы;
  • некоторые врожденные пороки сердца;
  • аневризмы аорты, атеросклероз коронарных сосудов;
  • инсульт;
  • плевриты;
  • анкилоз черпаловидного хряща;
  • невриты на фоне интоксикаций, отравлений, инфекционных болезней (ОРВИ, гриппа, туберкулеза, тифа и т.д.).

Наибольшую подверженность развитию парезов имеют лица, работающие на вредных производствах, курильщики, люди, чья профессиональная деятельность предполагает высокие нагрузки на голосовые связки. Функциональный парез гортани может быть вызван сильным стрессом, иногда сопровождает психические заболевания, неврастению.

Симптоматика заболевания

Выраженность клиники болезни будет зависеть от степени охвата гортани и голосовых связок патологическим процессами (односторонний, двусторонний парез), а также от давности течения болезни. Наиболее яркие симптомы появляются при одностороннем параличе с нарушением работы голосовой связки:

  • охриплость голоса;
  • осиплость после непродолжительного разговора;
  • снижение звучности голоса вплоть до речи шепотом;
  • быстрая утомляемость голоса;
  • поперхивание жидкой пищей;
  • одышка;
  • боль в глотке;
  • нарушение подвижности языка, мягкого неба;
  • чувство кома в горле, присутствия инородного тела;
  • покашливание или сильный кашель приступами;
  • при психогенных парезах симптомы часто дополняются головной болью, нарушениями сна, тревожностью;
  • к 1-2 недели болезни часто наступают улучшения за счет компенсаторного включения организмом «запасных резервов», но через некоторое время может возникнуть резкое ухудшение состояния человека на фоне атрофии мышц гортани.

Иногда парез не проявляет себя внешне, и обнаружить его может лишь врач при профилактическом осмотре. Двусторонние параличи чаще всего выражаются симптомами стеноза гортани , афонией, развитием дыхательной недостаточности. Иногда стеноз прогрессирует настолько быстро, что уже в первые часы болезни достигает 2-3 степени и требует экстренного оперативного лечения.

Возможные осложнения

Самые серьезные осложнения возникают на фоне затруднениями поступления воздуха в трахею и легкие по причине узости голосовой щели. Они могут приводить к гипоксии организма, хронической дыхательной недостаточности, к нарушению работы внутренних органов, но при центральных двусторонних парезах уже за сутки способны вызывать асфиксию и смерть человека. Наступление стадии стеноза характеризуется такой клиникой:

  • укорочение промежутков между выдохом и вдохом (поверхностное дыхание);
  • снижение дыхательных движений;
  • инспираторная одышка;
  • шумность дыхания;
  • замедление пульса;
  • слабость, апатия, сменяющиеся беспокойством;
  • посинение носогубного треугольника.

При односторонних парезах, которые протекают без лечения длительно, у больного могут развиваться различные патологии легких, бронхов, а также стойкие изменения голоса вплоть до его полной утраты.

Диагностика парезов гортани

Задачей отоларинголога при подозрении на развитие данного заболевания является поиск его точной причины, для чего могут проводиться разнообразные обследования и назначаться консультации прочих специалистов (психиатра, невролога, гастроэнтеролога, хирурга, эндокринолога и т.д.). Особенное внимание уделяется сбору анамнеза и выяснению фактов проведения оперативных вмешательств в прошлом.

Среди инструментальных и лабораторных методов обследования чаще всего планируются:

  1. ларингоскопия и микроларингоскопия;
  2. рентгенография, КТ, МРТ гортани, головного мозга, шеи, грудной клетки;
  3. ЭЭГ, электромиография;
  4. фонография, стробоскопия;
  5. УЗИ щитовидной железы, сердца;
  6. фиброгастроскопия;
  7. общий анализ крови, биохимия крови.

При отсутствии органических изменений в организме ставится диагноз «функциональный парез гортани». Кроме того, дифференцировать патологию нужно с отеком гортани, дифтерией, артритом черпаловидно-перстневидного сустава, тромбоэмболией легочной артерии, инфарктом миокарда.

Консервативное и хирургическое лечение

Лечебные мероприятия следует начинать с устранения этиологических факторов: например, если наблюдается сдавливание ветвей блуждающего нерва, проводят их декомпрессию, при развитии невритов на фоне отравления назначают дезинтоксикационное лечение и т.д.

Практически всегда для того, чтобы было проведено полноценное лечение пареза, пациента следует госпитализировать. В стационаре больному могут быть рекомендованы следующие виды терапии:

  • противоотечные препараты;
  • антигистаминные, десенсибилизирующие средства;
  • антибиотики, противовоспалительные, противовирусные средства;
  • витамины;
  • биогенные стимуляторы;
  • препараты для улучшения нервной проводимости и нейропротекторы;
  • психотропные средства;
  • ноотропы, сосудистые средства;
  • гормональные лекарства;
  • миорелаксанты;
  • иглоукалывание;
  • электрофорез;
  • лечебные блокады;
  • электростимуляция нервов;
  • эндоларингеальная стимуляция мышц;
  • диадинамические токи;
  • массаж.

Зачастую лечить параличи гортани приходится хирургическим путем. Это может понадобиться при наличии опухолей, рубцов, а также при неэффективности консервативной терапии. Среди методик оперативного лечения:

  • хирургия щитовидной железы или прочих органов, в которых заключается причина пареза;
  • постановка имплантатов (например, тефлоновой пасты);
  • реиннервация гортани;
  • тиропластика (смещение голосовых связок);
  • трахеостомия, трахеотомия в качестве экстренных мер.

Эффективность хирургического лечения зависит от давности заболевания, а также от индивидуальных особенностей организма и специфики течения болезни. После проведенной терапии или операции обязательно нужно рекомендовать пациенту длительные занятия по фонопедии, дыхательную гимнастику для формирования верного голосоведения и нормализации разделительной функции гортани. В среднем, реабилитация больных после параличей верхних дыхательных путей составляет 3-5 месяцев.

Среди способов терапии парезов народными средствами практикуются такие:

  • Заварить 1 ложку травы змееголовника стаканом воды, добавить ложку меда. Пить по 3 ложки настоя трижды в день натощак.
  • 2 чайных ложки марьина корня заливают 300 мл воды, варят на водяной бане 10 минут, настаивают 1 час. Принимают по 100 мл трижды в сутки натощак.
  • Если паралич наступил после инфекционной болезни, можно применять лечение портулаком огородным. Готовят настой из ложки травы и 300 мл кипятка, пьют по 3 ложки средства четырежды в сутки после трапезы

Гимнастика при парезах гортани

Огромное значение для выздоровления имеет дыхательная гимнастика и фонопедия. Их следует применять на всех этапах лечения заболевания. Тренировки направлены на максимальное увеличение двигательной активности голосовых связок и мышц гортани. Дыхательная гимнастика может включать такие упражнения:

  • выдувание и втягивание воздуха в медленном темпе;
  • применение губной гармошки;
  • надувание щек, выпускание воздуха через щелку;
  • упражнения на формирование удлиненного вдоха и т.д.

Полезно будет дополнять гимнастику упражнениями на тренировку мышц шеи. Голосовые занятия проводят под контролем фониатра. Они заключаются в коррекции произношения каждого звука, слогов, слов и осуществляются длительно.

Прогноз и профилактика

Прогноз будет зависеть от причины, которая вызвала болезнь. Если этиологические факторы устранены полностью, то после своевременного лечения и занятий по фонопедии голос и дыхательная, разделительная функции гортани восстанавливаются. При функциональных парезах больной может выздороветь даже без лечения самостоятельно. При продолжительно текущей болезни наблюдается атрофия мышц гортани и утрата голосовой функции.

Чтобы не допустить возникновения болезни, нужно:

  • правильно лечить любые инфекционные патологии;
  • не допускать отравлений;
  • нормировать нагрузку на голосовые связки;
  • избегать работы на вредных производствах;
  • не переохлаждаться;
  • следить за здоровьем щитовидной железы, органов грудной клетки;
  • при необходимости проведения операций в области гортани - выбирать только надежные учреждения и квалифицированных специалистов для выполнения вмешательств.

Простые и действенные упражнения, позволяющие быстро восстановить голос при усталости или если вы осипли. Показывает Алексей Коляда - автор и ведущий тренинга "Открытие голоса".


Ринолалия

В большинстве своём папы и мамы считают, что к ринолалии относятся только те случаи, когда у ребёнка так называемые «волчья пасть» (врождённое расщепление твёрдого и мягкого нёба) или «заячья губа» (расщепление губы и верхней челюсти). Но понятие «ринолалия» (в простонародье – «гнусавость») намного шире. Постараемся осветить это явление как можно подробнее.

1. Что такое ринолалия?

С научной точки зрения ринолалия – это изменение тембра голоса, которое сопровождается искажением звукопроизношения, обусловленное нарушением резонаторной функции носовой полости. В результате этих нарушений, воздушная струя идёт «не тем путём», и звуки приобретают «гнусавый» оттенок:

    Воздушная струя может направляться в нос практически на всех звуках речи. В этом случае говорят об открытой ринолалии (это те самые «волчья пасть», «заячья губа», либо расщелины нёба и губы в результате черепно-лицевых травм);

  • Во время фонации воздух идёт только через ротовую полость, даже при произнесении носовых звуков. Тогда мы имеем дело с закрытой ринолалией (она наступает в результате нарушения проходимости полости носа или носоглотки: аденоидные разрастания, искривление носовой перегородки, черепно-лицевые травмы и т.д.). Этот дефект в логопедии ещё имеет название ринофония (палатофония).
  • Есть ещё смешанная Это, когда при носовой непроходимости имеется также недостаточный нёбно-глоточный затвор. В этом случае понижается носовой резонанс (для носовых фонем [н], [н"], [м], [м"]), при одновременном искажении остальных фонем языка (не носовых!), тембр которых становится как при открытой ринолалии.

2. Врождённая открытая ринолалия

Общий признак открытой ринолалии : проход в носовую полость по тем или иным причинам открытый (ротовая и носовая полость представляет собой как бы единое целое), вследствие чего большинство звуков произносится с носовым оттенком. Чаще всего это встречаетсяпри врожденной расщелине верхней губы, твёрдого и мягкого неба.

Врождённые дефекты верхней губы :

Без деформации кож

Скрытая расщелина верхней губы отдела носовой полости;

Неполная расщелина верхней губы без деформации кож но-хрящевого отдела носовой полости;

Неполная расщелина верхней губы с деформацией кожно-хрящевого отдела носовой полости;

Полная расщелина верхней губы с деформацией кожно-хрящевого отдела носовой полости.

Врождённые дефекты твёрдого нёба:

Неполная расщелина твёрдого нёба;

Полная расщелина твёрдого нёба;

Сумбукозная (скрытая) расщелина твёрдого нёба.

Врождённые дефекты мягкого нёба :

Раздвоение маленького язычка-увула (uvula);

Отсутствие маленького язычка-увула (uvula);

Сумбукозная (скрытая) расщелина мягкого нёба

Полные односторонние расщелины:

- полная односторонняя расщелина альвеолярного отрос

- полная односторонняя расщелина верхней губы, альвеолярного отрос тка и переднего отдела твердого нёба;

Полная односторонняя расщелина альвеолярного отрос

Полная односторонняя расщелина верхней губы, альвеолярного отрос

Полные двусторонние расщелины:

Полная двусторонняя расщелина верхней губы, альвеолярного отростка и переднего отдела твёрдого нёба;

- тка и переднего отдела твердого нёба;

- полная двусторонняя расщелина альвеолярного отрос тка, твердого и мягкого нёба;

Полная двусторонняя расщелина верхней губы, альвеолярного отрос тка, твердого и мягкого нёба.

Все вышеперечисленные дефекты в строении речевого аппарата ребёнка не заметить трудно. Единственно сложной для диагностики является сумбукозная (подслизистая) расщелина : это когда ротовая и носовая полость отделены друг от друга только тонкой слизистой оболочкой (плёнкой). Для выявления этой расщелины необходимо делать пробу, при которой особое внимание сле дует обратить на заднюю поверхность мягкого нёба. П ри утрированном произнесении звука [а] (с широко откры тым ртом!), слизистая нёба втягивается вверх в виде треуголь ника, она истончена и имеет более бледную (беловатую) окраску.

3. Врождённая открытая ринолалия и сопутствующие ей нарушения

У ребёнка-ринолалика очень своеобразное положение языка в ротовой полости. Можно наблюдать, как весь язык оттянуто назад (он словно «западает» в горло), при этом корень и спинка языка высоко «вздёрнуты», что обусловлено повышенным тонусом мышц в этих частях языка. В то же время кончик языка обычно развит плохо, он вял (паретичен). Причина таких кардинальных изменений в языке в том, что дети с первых же дней жизни испытывают трудности при кормлении. И подобное положение языка является своеобразным приспособлением к патологическому состоянию носоглотки. Грудной ребёнок-ринолалик сосет корнем языка, сильно напрягая лицевую мускулатуру. В дальнейшем эти трудности сохраняются: малыш инстинктивно удерживает корень языка вверху, прикрывая им расщелину при питании и дыхании. Корень языка всё больше гипертрофируется (увеличивается), кончик языка становится ещё более слабым и пассивно оттягивается вглубь ротовой полости. Ребенку становятся доступны лишь элементарные, недифференцированные движения языка. Поэтому первые слова появляются у него очень поздно (в районе трёх лет), но понять их трудно из-за сильного искажения звуков и гнусавого оттенка голоса.

Значительные нарушения отмечаются и в мягком нёбе. Его движения неполноценны не только при речевой фонации, но и при актах жевания, глотания. Мягкое небо не выполняет свою основную функцию: оно не разделяет носовую и ротовую полости (невозможно его смыкание с задней стенкой глотки!).

Необходимо отметить, что осуществление вдоха через расщелину обуславливает частые простудные заболевания у таких детей. У них значительно нарушена вентиляция легких, отсюда - общая физическая ослабленность. Довольно часто у ринолаликов выявляется снижение слуха (на почве хронического отита, воспаления евстахиевой трубы, кохлеарного неврита).

Вследствие снижения слуха и дефектной артикуляции, у детей с открытой ринолалией наблюдается недоразвитие фонематического слуха (слуха на отдельные звуки языка), что приводит, в свою очередь, к трудностям в овладении звуковой структурой слов. Это тянет за собой недоразвитие лексико-грамматического строя речи и завершается заключительным аккордом - общим недоразвитием речи (ОНР), проще говоря - значительным отставанием в речевом развитии. Отсюда: страх речи, речевой негатив, неврозы и прочий «букет» сопутствующих заболеваний уже в раннем возрасте.

При врождённой органической ринолалии взаимодействие мышц всего периферического отдела речедвигательного аппарата не согласовано. Отмечаются нарушения в артикуляционной и мимической мускулатуре: насильственные, утрированные движения. Наблюдаются синкинезии как в речевом аппарате, так и в мышцах рук. В ряде случаев можно наблюдать тикообразные движения (подёргивания) лицевых мышц. Также нарушена синхронность во взаимодействии артикуляционного и дыхательного аппарата.

Речевое дыхание при ринолалии чаще всего поверхностное и учащенное. Речевой выдох неравномерен, он отрывист и может быть сделан посередине слова или фразы, отчего речь приобретает «рубленный» характер.

Мы уже говорили, что при органической открытой ринолалии все звуки произносятся с носовым оттенком. Больше всего страдают гласные звуки, так как для них требуется самый сильный небно-глоточный затвор. Артикуляция согласных звуков отодвигается к корню языка, звуки искажаются, приобретают хрипловатый (гортанный) оттенок. Для речи ринолалика характерно большое количество замен звуков, причем звуки-заменители также являются искаженными. Наиболее часто нарушается произношение согласных звуков, требующих высокого ротового давления: взрывных [п], [б], [т], [д]; губно-зубных [в], [ф], всех свистящих и шипящих, соноров [л], [р]. На постановку звуков у ребёнка-ринолалика уходит не один год.

4. Хирургическое лечение детей с открытой ринолалией.

Открытая врождённая ринолалия требует комплексного медико-педагогического и ортодонтического подходов. На самых ранних этапах требуется ортодонтическое закрытие дефекта твёрдого и мягкого нёба временным обтуратором. Мягкий резиновый обтуратор особенно нужен при кормлении ребёнка. Жесткий обтуратор изготавливается индивидуально и носится ребёнком вплоть до хирургического закрытия дефекта дна носовой полости и нёбной занавески. Он снимается примерно за 14 дней до планируемой операции. Хирургическое лечение ринолалии проводятся в несколько этапов.

Хейлопластика (операция по восстановлению верхней губы) и уранопластика (операции по восстановлению целостности дна носовой полости), показаны даже новорожденным. Но! Существует ряд противопоказаний для их проведения в столь раннем возрасте (анемия, пневмония, ОРВ, внутриутробная гипотрофия, родовые травмы, асфиксии, недоношенность, врожденные пороки сердца, спинномозговая грыжа, свищи в пищеварительном тракте, гипоплазия, аплазия легких, наличие других тяжелых пороков развития).

Методы уранопластики различны. Щадящая уранопластика проводится детям от полутора лет, при условии отсутствия противопоказаний (см. выше).

Наиболее удачный путь к восстановлению анатомического строения носоглотки, - это радикальная уранопластика . Она достаточно травматична и сложна в техническом исполнении. Детям от 3 до 5 лет с её помощью корректируют несквозные расщелины, а в возрасте 5-6 лет - сквозные расщелины (односторонние и двусторонние). Не рекомендуется проводить радикальную уранопластику в раннем детском возрасте (до 3-х лет), поскольку это хирургическое вмешательство часто провоцирует медленный рост нижней челюсти.

Уранопластика по методу А. А. Лимберга наиболее эффективна для исправления дефекта «волчья пасть». По этой методике формирование целостности неба происходит за счет слизисто-надкостничных лоскутов, и тканей мягкого неба. Часть элементов данной методики используется при проведении менее травматичных методов уранопластики. В своем классическом виде метод Лимберга не применяется у детей раннего возраста.

5. Приобретённая открытая ринолалия (ринофония).

Приобретенная открытая ринолалия (ринофония) , - следствие осложнений после удалении нёбных миндалин (тонзиллэктомии), операций на горле, гортани и носоглотке (опухоли, полипы и т.д.); остаточные явления после ожогов и травм горла, гортани и носоглотки. Результатами всего этого могут быть:

Рубцы мягкого нёба;

Парезы, параличи мягкого нёба;

Укорочение мягкого нёба;

Свищи и расщелины мягкого и твёрдого нёба

В результате, мягкое нёбо при произнесении звуков сильно отстает от задней стенки глотки, оставляя значительную щель, оно не в состоянии выполнять функцию клапана и не способно перекрыть путь воздуха, в результате чего значительная его часть попадает в носовую полость. Одним словом, всё очень похоже на врожденную органическую ринолалию.

6. Функциональная открытая ринолалия (ринофония)

Такая форма ринолалии может быть при истерии. В этом случае возникает временная стрессовая гнусавость, обусловленная приходящими истерическими параличами.

Функциональная открытая ринолалия (ринофония) может иметь место после преодоленной органической открытой ринолалии. Уранопластика проведена, подвижность мягкого нёба восстановлена, а голос всё равно «гнусавый»! В таком случае мягкое небо опущено уже «по привычке». И эту привычку надо убирать с помощью комплексных логопедических занятий.

Функциональная открытая ринолалия встречается гораздо реже, чем органическая.

7.

Закрытая ринолалия (ринофония) - следствием нарушения проходимости носовых ходов (полипы, искривления носовой перегородки, хронический ринит). В этом случае страдает только оттенок голоса, но произносительная и фонетическая стороны речи остаются сохранными. Закрытая ринолалия (ринофония) образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произношения фонем. При этом звуки [м], [м"], [н], [н’] звучат, соответственно, как [б], [б"], [д], [д’]. Одним из внешних признаков закрытой ринолалии (ринофонии) является постоянно открытый рот у ребёнка.

Другими словами, причинами закрытой ринолалии (ринофонии) являются органические изменения в носовой или носоглоточной области или функциональные расстройства носоглоточного затвора. В связи с этим выделяют:

- органическую закрытую ринолалию (ринофонию);

- функциональную закрытую ринолалию (ринофонию).

Закрытая органическая ринолалия подразделяется на

  • заднюю;
  • переднюю

(задняя ) может являться следствием аденоидных разращений, которые закрывают:

Верхний край хоан;

Половину хоан или одну из них;

Обе хоаны с заполнением всей носоглотки аденоидной тканью.

Закрытая органическая ринолалия (задняя ) может развиться вследствие сращения мягкого нёба с задней стенкой глотки после воспалений, иногда – из-за носоглоточных полипов, фибром или иных носоглоточных опухолей. Очень редко встречается врождённая хоанальная атрезия , которая полностью отделяет носоглоточную полость от носовой.

Закрытая органическая ринолалия (передняя ) наблюдается:

При значительном искривлении носовой перегородки;

При наличии полипов в носу;

При сильном насморке.

Она может быть преходящей (при воспалительном отёке слизистой носа во время насморка, аллергического ринита) и длительной (при хронической гипертрофии слизистой носа, при полипах, при искривлении носовой перегородки, при опухолях носовой полости). Передняя закрытая ринолалия, другими словами – это непроходимость носовых полостей.

Закрытая функциональная ринолалия (ринофония) очень часто встречается у детей. Её ещё называют привычной закрытой ринофонией . У ребёнка узкие носовые ходы, он подвержен частым простудным, аллергическим заболеваниям, слизистая его носа периодически воспаляется. Но даже когда все вышеперечисленные симптомы устранены и носовые ходы вроде бы свободны, ребёнок продолжает «гнусавить»: он привык к тому, что нос «забит». При функциональной ринофонии тембр назальных (носовых) и гласных звуков может быть нарушен даже сильнее, чем при органических формах ринолалии (ринофонии).

8. Какая ринолалия (ринофония) у ребёнка?

Определить, какая у ребёнка ринолалия (ринофония): закрытая или открытая, можно:

  • на слух (не услышать «гнусавый» оттенок голоса довольно сложно, а уж не заметить явную расщелину губы или нёба – тем более!);
  • с помощью зеркала.

На последнем способе остановимся подробнее. Если при произнесении гласных звуков (а, у, о, и), поднесённое к носу зеркало запотевает – значит, у ребёнка - открытая гнусавость . Если при произнесении слов с носовыми звуками (мама, мина, машина и т.д.) поднесённое к носу зеркало не запотевает - закрытая .

9. Как отличить парез (паралич) мягкого нёба от функциональной гнусавости?

Важно отграничить парез (паралич) мягкого неба от функциональной (привычной) гнусавости. Сделать это можно следующими способами:

Ребенок широко открывает рот. Логопед (родитель) нажимает шпателем (черенком ложки) на корень языка. Если мягкое небо рефлекторно поднимается к задней стенке глотки, можно говорить о функциональной гнусавости, если же нёбо остается неподвижным, не остаётся сомнения, что гнусавость органического происхождения (парез, либо паралич мягкого неба).

Ребенок лежит на спине и произносит какую-то фразу в этом положении. Если гнусавость исчезает, значит, можно предположить парез (паралич) мягкого неба (гнусавость исчезает вследствие того, что при положении на спине мягкое небо пассивно припадает к задней стенке глотки).

10. Устранение носового оттенка голоса с помощью массажа и упражнений

В первую очередь, надо будет активизировать мягкое нёбо, заставить его двигаться. Для этого понадобится специальный массаж . Если ребёнок слишком мал, массаж делают взрослые:

1) чистым, обработанным спиртом, указательным пальцем (подушечкой) правой руки, в поперечном направлении, производят поглаживание и растирание слизистой оболочки на границе твёрдого и мягкого нёба (в этом случае происходит рефлекторное сокращение мышц глотки и мягкого нёба);

2) те же движения проделывают при произнесении ребёнком звука «а»;

3) произвести зигзагообразные движения по границе твёрдого и мягкого нёба слева – направо и в обратном направлении (несколько раз);

4) указательным пальцем произвести точечный и толчкообразный массаж мягкого нёба недалеко от границы с твёрдым нёбом.

Если ребёнок уже достаточно большой, то он может проделать все эти приёмы массажа сам: кончик языка прекрасно справится с этой задачей. Важно правильно показать, как всё это выполняется. Поэтому понадобится зеркало и заинтересованное участие взрослого. Сначала массаж с помощью языка ребёнок делает при широко открытом рте, а затем, когда проблем с самомассажем уже не будет, он сможет выполнять его уже с закрытым ртом, и совершенно незаметно для окружающих. Это очень важно, так как чем чаще будет выполняться массаж, тем скорее появится результат.

При выполнении массажа надо помнить, что у ребёнка можно вызвать рвотный рефлекс, поэтому не проводите массаж сразу после еды: между приёмом пищи и массажем должен быть хотя бы часовой перерыв. Будьте крайне осторожны, избегайте грубых прикосновений. Не делайте массаж, если у Вас длинные ногти: они могут поранить нежную слизистую оболочку нёба.

Кроме массажа, мягкому нёбу понадобится и специальная гимнастика. Вот несколько упражнений:

1) ребёнку даётся стакан с тёплой кипяченой водой и предлагается выпить её маленькими глоточками;

2) ребёнок полощет горло тёплой кипячёной водой маленькими порциями;

3) утрированное покашливание при широко открытом рте: на одном выдохе не менее 2-3-х покашливаний;

4) позёвывание и имитация позёвывания при широко открытом рте;

5) произнесение гласных звуков: «а», «у», «о», «э», «и», «ы» энергично и несколько утрированно, на так называемой «твёрдой атаке».

11. Восстановление дыхания

В первую очередь, необходимо устранить причины: провести соответствующие операции, избавиться от аденоидов, полипов, фибром, искривления носовой перегородки, воспалительного отёка слизистой носа при насморке и аллергическом рините, а уже потом, - восстановить правильное физиологическое и речевое дыхание.

Маленькому ребёнку бывает трудно, а порой и неинтересно выполнять упражнения просто по показу. Поэтому используйте игровые приемы, придумывайте сказочные истории, например такие:

«Проветриваем пещеру»

Язычок живёт в пещере. Как и любое помещение, её необходимо часто проветривать, ведь воздух для дыхания должен быть чистым! Есть несколько способов проветривания:

Вдохнуть воздух носом и медленно выдохнуть через широко открытый рот (и так не менее 5 раз);

Вдох ртом и медленный выдох через открытый рот (не менее 5 раз);

Вдох и выдох носом (не менее 5 раз);

Вдох носом, выдох ртом (не менее 5 раз).

«Вьюга»

Взрослый привязывает на ниточки кусочки ватки, свободные кончики ниток закрепляет на своих пальцах, таким образом, получается пять ниточек с ватными шариками на концах. Рука держится на уровне лица ребёнка на расстоянии 20 – 30 сантиметров. Малыш дует на шарики, они кружатся и отклоняются. Чем сильнее будут кружиться эти импровизированные снежинки, тем лучше.

«Ветер»

Проделывается аналогично предыдущему упражнению, но вместо ниточек с ваткой используется лист бумаги, нарезанный снизу бахромой (помните, когда-то такую бумагу прикрепляли на форточки, чтобы отпугивать мух?). Ребёнок дует на бахрому, она отклоняется. Чем более горизонтальное положение примут при этом полоски бумаги, тем лучше.

«Мячик»

У Язычка самая любимая игрушка- мячик. Он такой большой и круглый! С ним так весело играть! (Ребёнок как можно сильнее «надувает» щёки. Следите, чтобы обе щеки раздувались равномерно!)

«Мячик сдулся!»

После продолжительных игр, мячик у Язычка теряет свою округлость: из него выходит воздух. (Ребёнок сначала сильно раздувает щёки, а затем медленно выдыхает воздух через округлённые и вытянутые трубочкой губы.)

«Насос»

Мячик приходится надувать с помощью насоса. (Руки ребёнка выполняют соответствующие движения. Сам он при этом произносит часто и отрывисто звук «с-с-с-…»: губы растянуты в улыбке, зубы почти сжаты, а кончик языка упирается в основание нижних передних зубов. Воздух выходит изо рта сильными толчками).

«Язычок играет в футбол».

Язычок любит играть в футбол. Особенно ему нравится забивать голы с пенальти. (Поставить на противоположной от ребёнка стороне стола два кубика. Это - импровизированные ворота. Перед ребёнком на стол положить кусочек ватки. Малыш «забивает голы», дуя с широкого языка, просунутого между губами на ватный тампон, стараясь «довести» его до ворот и попасть в них. Следите, чтобы щёки при этом не раздувались, а воздух струйкой стекал посередине языка.)

При выполнении этого упражнения надо следить, чтобы ребёнок нечаянно не вдохнул в себя ватку и не подавился.

«Язычок играет на свирели»

А ещё Язычок умеет играть на свирели. Мелодия при этом почти не слышна, зато ощутима сильная струя воздуха, которая вырывается из отверстия свирели. (Ребёнок сворачивает из языка трубочку и дует в неё. Наличие струйки воздуха малыш проверяет на своей ладошке).

«Суок и ключик»

Ребёнок знает сказку «Три толстяка»? Если да, то он наверняка помнит, как девочка-гимнастка Суок играла на ключике замечательную мелодию. Ребёнок пробует это повторить. (Взрослый показывает, как можно свистеть в полый ключик).

Если ключика под рукой не окажется, можно использовать чистый пустой пузырёк (аптечный или из-под духов) с узким горлышком. При работе со стеклянными пузырьками надо быть крайне осторожными: края пузырька не должны быть отколотыми и острыми. И ещё: внимательно смотрите, чтобы ребёнок случайно не разбил пузырёк и не поранился.

В качестве дыхательных упражнений можно использовать и игру на детских музыкальных духовых инструментах: дудочке, губной гармошке, горне, трубе. А также надувание воздушных шариков, резиновых игрушек, мячей.

Все приведённые выше дыхательные упражнения должны выполняться только в присутствии взрослых! Помните, что при выполнении упражнений у ребёнка может закружиться голова, поэтому внимательно следите за его состоянием, и при малейших признаках усталости прекращайте занятие.

12. Артикуляционные упражнения при ринолалии

При открытой и закрытой ринолалии бывает очень полезно выполнять артикуляционные упражнения для языка, губ и щёк. Часть этих упражнений вы можете найти на страницах нашего сайта в разделах «Классическая артикуляционная гимнастика», «Сказочные истории из жизни Язычка».

Вот ещё несколько. Они призваны активизировать кончик языка:

1) «Лиана»: свесить длинный узкий язык вниз, к подбородку, удерживать в таком положении не менее 5 секунд (повторить упражнение несколько раз).

2) «Удав»: медленно высунуть длинный и узкий язык изо рта (проделать упражнение несколько раз).

3) «Язык удава» : длинным и узким языком, высунутым как можно больше изо рта, проделать несколько быстрых колебательных движений из стороны в сторону (от одного угла рта до другого).

4) «Часики»: рот широко открыт, узкий язык совершает круговые движения, как стрелка часов, касаясь при этом губ (сначала в одну, а потом в другую сторону).

5) «Маятник» : рот открыт, узкий длинный язык высунут изо рта, и двигается из стороны в сторону (от одного угла рта до другого) под счёт «раз – два».

6) «Качели»: рот открыт, длинный узкий язык то поднимается вверх, к носу, то опускается вниз, к подбородку, под счёт «раз – два».

7) «Укол» : узкий длинный язык изнутри надавливает то на одну, то на другую щёку.

13. Заключение.

Постановку и автоматизацию звуков у ребёнка-ринолалика необходимо проводить в тесном содружестве со специалистом-логопедом. И вообще курс реабилитации при ринолалии достаточно длительный, поэтому сиюминутных результатов ждать не приходится.

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Парез представляет собой частичный паралич , при котором мускулатура определенной части тела перестает выполнять свои функции. Парезы в литературе нередко путают с параличами, происходит это потому, что механизмы возникновения пареза нерва и паралича одинаковы..сайт) поможет Вам подробно узнать о парезе нерва.

Вызываются парезы нерва различными нарушениями в работе нервной системы. При этом в случае пареза нерва страдают и периферическая, и центральная нервная системы.
Все парезы нерва разделяются на органические и функциональные. Если при органических парезах нерва врач вполне может определить, почему нет нервной связи между мускулатурой и головным мозгом , то при функциональном парезе нарушение происходит в головном мозге, и зачастую разобраться в причине нарушения бывает невозможно.

Симптомы

Парез нерва Вы можете определить на основании трех главных симптомов. Первый признак – это повышенный тонус мускулатуры. Если речь идет о парезе нерва конечности, то ее невозможно ни согнуть, ни разогнуть, настолько мускулатура напряжена. Второй признак пареза нерва – это повышенная активность рефлекторной деятельности. А третий признак – возникновение сопутствующих движений. Это могут быть дрожь или подергивание конечности или отдельной мышцы.

Парез лицевого нерва

Наиболее часто среди парезов нерва встречается парез лицевого нерва . Это заболевание может возникать как следствие неудачной операции на ухе или как следствие травмы , или как следствие переохлаждения. Нервы перестают выполнять свои функции, тогда мускулатура лица оказывается неподвижной. Чаще всего такой вид пареза нерва поражает только одну половину лица.

Парез нерва кишечника

Достаточно распространен также и парез нерва кишечника . При этом заболевании нервы, идущие от позвоночника к кишечнику, повреждаются и перестают проводить нервные импульсы. Это может произойти из-за травмы позвоночника, малоподвижного образа жизни, некоторых заболеваний. Парез нервов кишечника проявляется в том, что кишечник расслабляется и не участвует в эвакуации каловых масс из организма. Попросту говоря, человек страдает запором .

Парез нерва глазной мускулатуры встречается у новорожденных малышей. Чаще всего такие нарушения возникают вследствие нехватки кислорода во время внутриутробного развития. Кроме этого, парез нерва глазной мускулатуры у ребенка может возникнуть и вследствие перенесения мамой заразных заболеваний во время беременности . Парез нерва глазной мышцы может поразить как один глаз, так и оба сразу.

Парез нервов мягкого неба

После операции по удалению миндалин или аденоидов также может развиться парез нервов мягкого неба . Такие случаи не слишком часты, но они бывают. Иннервация мягкого неба может нарушиться как полностью, так и односторонне. Парез нерва мягкого неба опасно тем, что больной не может нормально есть пищу, она попадает в носоглотку и в нос. Голос у такого больного изменяется, отдает «в нос». Если же парез мягкого неба охватил только половину органа, то небо обвисает с той стороны, где поврежден нерв.

При парезе нервов мягкого неба оно становится практически не чувствительным.
Парез нервов мягкого неба может пройти довольно быстро – за пару часов. А может и не пройти вовсе. Парез провоцируется попаданием иглы в соответствующие нервы при выполнении обезболивания. Иногда же нерв повреждается при удалении миндалин или аденоидов. Лечится парез нервов мягкого неба при помощи общеукрепляющих медикаментов, таких как витамины , биостимуляторы, успокоительные, а также сосудорасширяющие.

Лечение разных видов пареза нерва производится по разным методикам. Иногда для излечения необходимо делать упражнения, например, при парезе нерва лица. А иногда используются только медикаментозные средства и БАД (биологически активные добавки).

Одним из самых грозных неврологических нарушений является бульбарный синдром. Этот симптомокомплекс возникает при сочетанном периферическом поражении нескольких пар черепно-мозговых нервов каудальной группы. Потенциально опасным для жизни является быстро появившийся и нарастающий по выраженности бульбарный синдром. В этом случае необходима экстренная госпитализация пациента для мониторинга его состояния и проведения интенсивной терапии.


Патогенез

В зависимости от этиологии основного заболевания происходит нарушение синаптической передачи при относительной структурной сохранности основных образований, разрушение ядер или выраженная компрессия нервных структур. При этом нет нарушения проведения импульсов по корково-ядерным путям и повреждения центральных мотонейронов в лобном отделе головного мозга, что отличает бульбарный синдром от . Это важно не только для диагностики уровня поражения в центральной нервной системе и определения причины формирования основных симптомов, но и для оценки прогноза заболевания.

Бульбарный синдром развивается при одновременном поражении IX, X и XII пар черепно-мозговых нервов. Патологический процесс может захватывать их двигательные ядра в продолговатом мозге (называемом ранее бульбой), выходящие на основание мозга корешки или уже сформированные нервы. Поражение ядер обычно билатеральное или двустороннее, мозаичность для этого синдрома не характерна.

Развивающиеся при бульбарном синдроме параличи мышц языка, мягкого нёба, глотки, надгортанника и гортани относят к периферическим. Поэтому они сопровождаются снижением или выпадением нёбного и глоточного рефлекса, гипотонусом и последующей атрофией парализованных мышц. Не исключено и появление фасцикуляций, видимых при осмотре языка. А последующее вовлечение в патологический процесс нейронов дыхательного и сосудодвигательного центров в продолговатом мозге, нарушение парасимпатической регуляции становятся причиной развития угрожающих жизни состояний.

Основные причины

Причиной бульбарного синдрома могут быть:

  • сосудистые катастрофы в вертебро-базилярном бассейне, приводящие к ишемическому или геморрагическому поражению краниоспинальной области;
  • первичные и метастатические опухоли ствола и продолговатого мозга, саркоматоз, гранулематозы различной этиологии;
  • состояния, дающие положительный масс-эффект без четко очерченного образования в задней черепной ямке и угрожающие вклиниванием мозга в большое затылочное отверстие (кровоизлияния, отек нервной ткани при соседних областей или остром диффузном поражении головного мозга);
  • , приводящие к компрессии продолговатого мозга;
  • перелом основания черепа;
  • и различной этиологии;
  • полинейропатии (паранеопластическая, дифтерийная, Гийена-Барре, поствакцинальная, эндокринная), ;
  • , а также генетически обусловленные спинально-бульбарная амиотрофия Кеннеди, и бульбоспинальная амиотрофия детского возраста (болезнь Фацио-Лонде);
  • подавление активности мотонейронов головного мозга ботулиническим токсином.

Многие авторы относят к бульбарному синдрому также изменения при поражении мышц мягкого нёба, глотки и гортани. В этом случае их причиной является нарушение нервно-мышечной передачи или первичное поражение мышечной ткани при миопатиях, или дистрофической миотонии. Продолговатый мозг (бульба) при миопатических заболеваниях остается интактным, поэтому говорят об особой форме бульбарного паралича.


Клиническая картина


Характерным признаком бульбарного синдрома является девиация языка в сторону поражения.

Сочетанное периферическое поражение языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов приводит к парезам мышц нёба, глотки, гортани, языка. Характерным является сочетание триады «дисфония-дизартрия-дисфагия» с парезом половины языка, провисанием нёбной занавески и исчезновением глоточного и нёбного рефлексов. Видимые в ротоглотке изменения чаще всего асимметричны, появление двусторонней бульбарной симптоматики является прогностически неблагоприятным признаком.

При осмотре выявляются девиация (отклонение) языка в сторону очага. Его парализованная половина становится гипотоничной и малоподвижной, в ней могут появляться фасцикуляции. При двустороннем бульбарном параличе отмечается практически полная неподвижность всего языка, или глоссоплегия. Из-за нарастающей атрофии паретичных мышц пораженная половина языка постепенно истончается, приобретает патологическую складчатость.

Парез мышц мягкого неба приводит к неподвижности небных дужек, провисанию и гипотонии небной занавески с отклонением небного язычка в здоровую сторону. Вместе с выпадением глоточного рефекса, нарушением функционирования мышц глотки и надгортанника это становится причиной дисфагии. Возникают затруднения при глотании, поперхивания, заброс пищи и жидкостей в полость носа и дыхательные пути. Поэтому у пациентов с бульбарным синдромом отмечается высокий риск развития аспирационных пневмоний и бронхитов.

При поражении парасимпатической порции подъязычного нерва нарушается вегетативная иннервация слюнных желез. Возникающее при этом усиление продукции слюны вместе с нарушением глотания становятся причиной слюнотечения. Иногда оно настолько выражено, что пациенты вынуждены постоянно пользоваться платком.

Дисфония при бульбарном синдроме проявляется гнусавостью, глухостью и хриплостью голоса вследствие паралича голосовых связок и пареза мягкого неба. Носовой оттенок речи называют назолалией, такая назализация звукопроизношения может появляться и при отсутствии явных нарушений глотания и поперхиваний. Дисфония сочетается с дизартрией, когда появляется невнятность речи из-за нарушения подвижности языка и других мышц, участвующих в артикуляции. Поражение продолговатого мозга нередко приводит к комбинации бульбарного синдрома с парезом лицевого нерва, что тоже влияет на внятность речи.

При выраженном параличе мышц нёба, глотки и гортани может возникать асфиксия из-за механического перекрывания просвета респираторного тракта. При двустороннем поражении блуждающего нерва (или его ядер в продолговатом мозге) угнетается работа сердца и дыхательной системы, что обусловлено нарушением их парасимпатической регуляции.


Лечение

Лечения требует не сам бульбарный синдром, а основное заболевание и возникающие жизнеугрожающие состояния. При нарастании выраженности симптомов и появлении признаков сердечной и дыхательной недостаточности пациенту требуется перевод в отделение интенсивной терапии. По показаниям проводят ИВЛ, устанавливают назогастральный зонд.

Для коррекции нарушений помимо этиотропной терапии назначают препараты различных групп с нейротрофическим, нейропротективным, метаболическим, сосудистым действием. Уменьшить гиперсаливацию можно при помощи атропина. В восстановительном периоде или при хронических заболеваниях для улучшения речи и глотания назначают массаж, занятия с логопедом, кинезиотерапию.

Бульбарный синдром является грозным признаком поражения продолговатого мозга. Его появление требует обязательного обращения к врачу для уточнения этиологии и решения вопроса о необходимости госпитализации.

Петров К. Б., д. м. н., профессор, предлагает вашему вниманию слайд-шоу о клинических вариантах бульбарного синдрома и немедикаментозных методах лечения этого состояния:




mob_info