Виды лабораторий и лабораторных исследований. Устройство и оснащение лабораторий. II. Информационный блок

Особая роль принадлежит медицинским лабораториям республиканских, краевых, областных больниц и СЭС, которые должны обеспечивать максимальный уровень лабораторных исследований; они являются организационно-методическими, научно-техническими и учебными центрами соответствующих административных территорий. В их обязанности входит изучение и анализ работы лабораторий данного региона, распространение передового опыта, повышение квалификации врачей и лаборантов, оказание консультативной помощи, внедрение унифицированных методов, контроль за качеством исследований и т.д.

В военно-полевых условиях медицинские лаборатории организуются в составе военно-полевых медицинских учреждений или самостоятельно. Они предназначены для лабораторной диагностики боевой патологии, выявления и экспертизы объектов, зараженных в результате применения оружия массового поражения. Такие медицинские лаборатории выполняют клинико-гематологические, санитарно-гигиенические, бактериологические, патологоанатомические, судебно-медицинские и другие исследования. Организация работы медицинских лабораторий зависит от боевой обстановки, интенсивности потока пораженных и больных, характера боевой патологии. Медицинские лаборатории оснащаются комплектным имуществом.

Лабораторные методы исследования – исследование биологического материала (биосубстратов ). Биоматериалы - кровьи ее компоненты (плазма, эритроциты), моча, кал, желудочный сок, желчь, мокрота, выпотныежидкости, ткани паренхиматозных органов, получаемые при биопсии .

Цель лабораторных исследований:

  • установление этиологии заболевания (его причины); иногда это единственный критерий оценки клинической ситуации – например, инфекционных заболеваний;
  • назначение лечения;
  • контроль эффективности лечения в динамике.

Назначаются и оцениваются лабораторные исследования врачом. В лабораторном этапе ответственны сотрудники лаборатории. В преданалитическом этапе важную роль выполняет медицинская сестра:

  • готовит пациента к исследованию, обеспечивает его лабораторной посудой, оформляет направление на исследование;
  • проводит забор биоматериала, обеспечивает правильное хранение;
  • транспортирует материал в лабораторию.

От того, на сколько правильно пройдет данный этап зависит достоверность исследований.

Виды лабораторий, их назначение

Клинико-диагностическая

Определение физико-химических свойств биологических субстратов и микроскопия. Например, общий анализ (крови, мочи, мокроты, кала), анализы мочи по Зимницкому и Нечипоренко, кал на скрытую кровь, кал на яйца гельминтов, общий анализ желудочного сока и желчи, экссудатов и транссудатов, спиномозговой жидкости и т.д. Для транспортировки биоматериалов в лабораторию используют чистую, сухую стеклянную посуду или специальные одноразовые контейнеры.

Биохимическая

Определение химических свойств биологических субстратов. Например, печеночные пробы крови (общий белок, билирубин, тимоловая и сулемовая пробы), кровь на ревматесты (С-реактивный белок, формоловая проба), исследование липидного обмена (бета-липопротеиды, общий холестерин), ферменты (АЛАТ, АСАТ, ЛДГ и др.), исследование углеводного обмена (глюкоза крови), исследование крови на железо, на содержание электролитов, биохимическое исследование желчи и мочи и др.

Бактериологическая (лаборатория клинической микробиологии)

Выявление микробного состава и идентификация микрофлоры (кровь на стерильность, моча на биопосев, кал на кишечную группу и дисбактериоз, мазок из зева и носа при подозрении на дифтерию и менингококковую инфекцию, серологические исследования крови и др.). Для забора материала необходимо получить стерильную лабораторную посуду. Материал следует собирать до начала антибиотикотерапии.

Лабораторная диагностика - это одно из самых важных направлений медицины, без которого невозможно представить работу врачей. Получаемые данные после проведения обследований позволяют достоверно поставить диагноз, а также оценить общее состояние пациента и увидеть эффективность подобранного лечения. Анализы проводят специалисты - врачи лабораторной диагностики.

Виды анализов

Для уточнения диагноза врач должен иметь полную клиническую картину. В нее входит не только сбор жалоб, первичный осмотр и сбор анамнеза, но и назначение лабораторных и инструментальных видов обследований. К последним относят:

  1. Общеклинические анализы. Это огромная группа, в которую входят анализ крови, мочи, кала. Лабораторная диагностика - это получение данных о состоянии пациента в течение нескольких минут. Самый быстрый способ узнать, какие изменения в организме происходят - сделать базовое обследование. Этого будет достаточно для того, чтобы определить наличие кровопотери, воспаления, инфекции и других возможных нарушений. Примерно через час врач получает данные о состоянии пациента.
  2. Коагулограмма. Эта лабораторная диагностика, при которой анализируется степень свертываемости крови. В обычную систему анализов входят оценка патологической свертываемости крови. Этот вид диагностики проводят во время беременности, при варикозной болезни, перед хирургическим вмешательством и после него. Лабораторная диагностика - это достаточно информативный метод, позволяющий контролировать лечение непрямым антикоагулянтом и не только.
  3. Биохимия крови. Эта группа исследований проводится по нескольким параметрам, среди которых определения креатинина, глюкозы, мочевой кислоты, холестерина и других веществ.
  4. Онкомаркеры. Для лечения рака важно вовремя поставить диагноз, определив тип недуга и его стадию. Одним из методов обследования является клиническая лабораторная диагностика в виде проведения онкомаркеров. Их использование позволяет определить раннюю стадию недуга, а также контролировать лечение.
  5. Гормональное обследование. Эти методы лабораторной диагностики позволяют определить репродуктивность самых разных желез, в том числе надпочечников, щитовидной железы, поджелудочной и т. д.
  6. Инфекционные обследования. В эту группу входят анализы на самые разные инфекционные заболевания, в числе которых гепатиты, ВИЧ, герпес, краснуха и не только. Каждое обследование имеет большое значение для медицины.

Особые виды лабораторных обследований

Сюда стоит отнести все исследования, которые не относятся к общим или инфекционным, а имеют особые техники выполнения. Это:

  • Аллергологические пробы. При частых респираторных и инфекционных патологиях, ослабленном иммунитете, наличии хронического заболевания проводят иммунологические пробы. Если же у пациента частая аллергия, то необходимо провести аллергические пробы. Они позволят определить, на какие вещества возникает патологическая реакция.
  • Токсические. В эту группу входят анализы на содержание алкоголя, наркотических веществ, токсинов.
  • Цитология. Эта лабораторная диагностика позволяет определить состояние клеток, а именно оценить их строение, состав, наличие жидкости в организме для определения отклонений от нормы, а также с целью профилактики.

Специфические анализы

Еще один специфический метод диагностики - это бактериологические посевы. Их проводят с целью обнаружения возбудители инфекции в моче, мазках, на частичках тканей.

Деятельность специалиста лабораторий

Врач клинической лаборатории проводит самые разные анализы. Медработники используют знания основ лабораторного дела, применяют на практике самые современные технологии исследования полученного материала. Также в лабораториях готовятся растворы, реагенты для выполнения проб и качественного исследования материала.

Врач клинической лабораторной диагностики обязан знать и уметь проводить различные виды анализов, тестов, проб, оценивать их результаты.

Преимущества лабораторного обследования

Каждый вид диагностики имеет множество достоинств. Среди самых информативных стоит выделить именно лабораторное обследование. Оно позволяет достоверно поставить диагноз, получив максимум информации. Анализы могут выполняться очень быстро, что особенно важно в экстренных случаях, когда необходимо точно определить причину недуга.

Проведение лабораторной диагностики имеет достаточно широкий спектр исследований, позволяющих при любом виде недугов выявить, что именно стало причиной патологии, и какие изменения в организме она вызвала. Также данные анализов помогают определиться с методом лечения.

Заключение

Значение лабораторных методов обследования сложно недооценить. Они помогают определить тактику лечения, во многом оказывают влияние на его результаты. Используя различные способы проведения анализов, врачи способны точно выявить истинную причину развития недуга и спрогнозировать исход болезни, а также определить, можно ли вылечить полностью пациента или же есть возможность добиться стойкой ремиссии.

Ежегодно разрабатываются новые методы обследований, с помощью которых ускоряется процесс оценки состояния больного и качества проведенного лечения. Многие виды недугов определяются за считанные минуты. В лабораторных центрах постоянно ведутся работы по улучшению рабочих мест, внедряются новые аппараты, тесты для работы лаборантов. Все это ускоряет и упрощает работу профессионалов, а точность результатов повышается.

Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Республики Крым

«ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка лекции:

I. Методический блок

Тема лекции: «Участие медсестры в лабораторных методах исследования»

Дисциплина: Технология оказания медицинских услуг

Специальность: Сестринское дело

Курс: 1 Семестр: II Количество часов: 2

Цель лекции: познакомить с правилами подготовки к различным лабораторным исследованиям мочи, кала и обучению техники взятия мазка из зева и носа на BL.

1. Учебные цели: Формирование системы профессиональных знаний и умений по разделу: «технология оказания медицинских услуг».

Студент должен знать:

- правила подготовки и сбору общего и бактериологического анализов мочи, суточного анализа мочи на сахар, диастазу, по Зимницкому, по Нечипоренко;

- правила подготовки и сбору общего и копрологического анализов кала, кала на скрытую кровь, на яйца гельминтов, на простейшие, на энтеробиоз;

Технику взятия мазка из зева и носа на BL.

2. Развивающие цели:

способствовать развитию: общения, внимания, памяти, профессионального мышления, уважения к больному, развитию логического и клинического мышления.

3. Воспитательные цели:

стремиться к воспитанию: чувства ответственности, чувства гуманизма, чувства такта, милосердия и бережного отношения к больному.

4. Общие компетенции: ОК1-ОК13

Межпредметные связи:

анатомия, латинский язык, психология, этика и деонтология, терапия, хирургия, фармакология, микробиология, лабораторная диагностика.

Организационная структура лекции

№ пп Основные этапы лекции и их содержание Цели в уровнях усвоения Тип лекции, методы и способы обучения Дидактическое обеспечение, наглядность, ТСО
I Подготовительный этап. 1.Организационный момент. 2. Формулирование темы, обоснование актуальности. 3. Определение учебных целей и мотивация учебной деятельности студентов. 2

Организация студентов обеспечение внимания и усваива ния матери ала.

II Основной этап План изучения лекционного материала 1. Значение лабораторных методов исследования. 2. Виды лабораторий. 3.Исследования и порядок забора 4.Взятие мочи для различных исследований 5. Взятие кала для исследования крови 2 Поэтапное изложение материала, Видеоматериалы, схемы, таблицы, наглядне пособия информирует студентов о новых элементах знаний, умений объясняет наиболее важные моменты организует текущий контроль знаний для усвоения материала. Видеоматериалы, таблицы, коспект лекции, наглядные пособия, оборудование кабинетв докдинической практики.
III Заключительный этап 1. Резюме лекции. 2. Ответы на заданные вопросы 3. Задание для самоподготовки изучение теоретического материала и подготовка ответов на контрольные вопросы 2

Студентами предлагается ответить на вопросы

изучение теоретического материала и подготовка ответов на контрольные вопросы

Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова, Основы сестринского дела, Феникс, Р.-на-Д., 2015, с..

Т.П. Обуховец, Основы сестринского дела. Феникс, Р.-на-Д., 2015,с.

II. Информационный блок

Текст лекции

«Правила подготовки к лабораторным исследованиям»

Лабораторные методы исследования – исследование биологического материала (биосубстрато в). Биоматериалы - кровь и ее компоненты (плазма, эритроциты), моча, кал, желудочный сок, желчь, мокрота, выпотные жидкости, ткани паренхиматозных органов, получаемые при биопсии.

Цель лабораторных исследований:

· установление этиологии заболевания (его причины); иногда это единственный критерий оценки клинической ситуации – например, инфекционных заболеваний;

· назначение лечения;

· контроль эффективности лечения в динамике.

Назначаются и оцениваются лабораторные исследования врачом. В лабораторном этапе ответственны сотрудники лаборатории. Впреданалитическом этапе важную роль выполняет медицинская сестра:

· готовит пациента к исследованию, обеспечивает его лабораторной посудой, оформляет направление на исследование;

· проводит забор биоматериала, обеспечивает правильное хранение;

· транспортирует материал в лабораторию.

От того, на сколько правильно пройдет данный этап зависит достоверность исследований.

Виды лабораторий, их назначение

Клинико-диагностическая

Определение физико-химических свойств биологических субстратов и микроскопия. Например, общий анализ (крови, мочи, мокроты, кала), анализы мочи по Зимницкому и Нечипоренко, кал на скрытую кровь, кал на яйца гельминтов, общий анализ желудочного сока и желчи, экссудатов и транссудатов, спиномозговой жидкости и т.д. Для транспортировки биоматериалов в лабораторию используют чистую, сухую стеклянную посуду или специальные одноразовые контейнеры.

Биохимическая

Определение химических свойств биологических субстратов. Например, печеночные пробы крови (общий белок, билирубин, тимоловая и сулемовая пробы), кровь на ревматесты (С-реактивный белок, формоловая проба), исследование липидного обмена (бета-липопротеиды, общий холестерин), ферменты (АЛАТ, АСАТ, ЛДГ и др.), исследование углеводного обмена (глюкоза крови), исследование крови на железо, на содержание электролитов, биохимическое исследование желчи и мочи и др.

Виды лабораторий, их назначение. Клинико-диагностическая - определение физико-химических свойств биологических субстратов и микроскопия. Например, общий анализ (крови, мочи, мокроты, кала), анализы мочи по Зимницкому и Нечипоренко, кал на скрытую кровь, кал на яйца гельминтов. Биохимическая - определение химических свойств биологических субстратов. Например, печеночные пробы крови (общий белок, билирубин, тимоловая и сулемовая пробы), кровь на ревматесты. Бактериологическая (лаборатория клинической микробиологии) - выявление микробного состава и идентификация микрофлоры (кровь на стерильность, моча на биопосев, кал на кишечную группу и дисбактериоз. Иммунологическая - Проведение исследований по маркерам к некоторым инфекционным агентам, а также к естественным антителам к широко известным бактериям и вирусам (кровь на ВИЧ, гепатиты В, С и др.).

Слайд 5 из презентации «Участие медицинской сестры в лабораторных исследованиях пациента»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Участие медицинской сестры в лабораторных исследованиях пациента.pptx» можно в zip-архиве размером 2619 КБ.

Скачать презентацию

Лабораторные по физике

«Лабораторные по физике» - Модули – лабораторные работы. Составьте план эксперимента. В зависимости от заданных параметров модуль отрабатывает анимацию и расчёты. Проведя эксперимент, определите площадь кюветы. Введение. Фестиваль «Использование информационных технологий в образовательной деятельности». Интерактивные лабораторные работы в курсе физики 7-11 классов.

«Лабораторная работа» - Цифровая коллекция лабораторных работ по физике Цифровая коллекция лабораторных работ по биологии и экологии* Цифровая коллекция лабораторных работ по химии* ______________________________________ * В разработке. Добавление фронтальных заданий для всего класса. Как методическое пособие для учителя по выполнению широкого спектра экспериментов с цифровым датчиками как лабораторный практикум для выполнения работ учащимися как рабочую тетрадь – рабочие бланки учащихся как редактируемую открытую коллекцию ресурсов, для подготовки к урокам и планирования занятий, позволяющую осуществлять экспорт и импорт учебных материалов как удобную оболочку, позволяющую организовать контроль знаний учащихся (тренинги, зачеты, экзамены).

«Демонстрация опытов» - Почему так происходит? Зажмем в тисках металлическую линейку. Вынужденные колебания. Объяснить принцип действия данного прибора. Демонстрация проводится в следующем порядке:1. Сделать приборы вызывающие большой интерес у учащихся. Просунув в кольцо линейку, ударьте ею по кольцу. Конус будет передвигаться вверх, пока своими концами не попадет в вырезы.

«Опыты по физике» - Спектры магнитных полей. Измерение КПД. Индукционный ток. Время определяется при помощи секундомера. Как зависит период и частота свободных колебаний. Зависимость индукционного тока. Соотношение между моментами сил. Чем больше длина, тем меньше частота. Действия тока могут быть разными. Показания приборов.



mob_info