Буллинг – что это такое, как выявить и бороться с буллингом в школе, на работе, в семье? Буллинг: что это такое? Буллинг как социальное явление

Буллинг. Как ему противостоять.

Буллинг – (от английского bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, на-сильник) – притеснение, травля, дискриминация. В более широком смысле - это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает, или угрожает другому, более слабому физически и морально человеку (или группе лиц). От случайной драки буллинг отличается систематичностью и регулярно-стью повторов.

Цель буллинга - за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность. Буллинг не имеет ничего общего с руководством коллективом, если он применяется взрослыми, так как хороший администратор (учитель) управляет и руководит коллективом, плохой - травит. Поэтому, любой, кто выбирает травлю как метод, будь то взрослый или ребенок, показывает свою неполноценность, и та сила, с которой человек травит другого, определяет степень неполноценности тирана.

Кто участвует в буллинге?

В буллинге участвуют не только дети, но и педагоги. То есть как жертвами буллинга могут стать и дети и педагоги, так и буллерами могут выступать и взрослые и дети.

Причины возникновения буллинга в детских коллективах

Существует целый ряд факторов, способствующих процветанию буллинга в детских коллективах. Во многом развитию этого явления способствуют воспитание в семье и микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования.

Взрослые в школе могут непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать ему путём:

    унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях.

    негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или происхождения ученика.

    устрашающих и угрожающих жестов или выражений.

    привилегированного отношения к заискивающим учащимся.

    оскорбления учеников унизительными, а иногда даже нецензурными словами.

Способствовать буллингу могут также:

    наличие в классе признанного «лидера»;

    возникновение острого конфликта между двумя учениками под влиянием внешних поводов, которые являются провоцирующими факторами для агрессора (буллера);

    нежелание преподавателей в силу своего незнания брать на себя ответственность за противостояние властолюбивому поведению учеников.

    отсутствие контроля со стороны преподавателей за поведением учащихся на переменах.

Мотивами буллинга являются:

  • месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные страдания);

    чувство неприязни;

    борьба за власть;

    нейтрализация соперника через показ преимущества над ним;

    самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей;

    стремление быть в центре внимания, выглядеть круто;

    стремление удивить, поразить;

    стремление разрядиться, «приколоться»;

    желание унизить, запугать непонравившегося человека.

Часто буллерами становятся:

    дети, воспитывающиеся родителями-одиночками;

    дети из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни;

    дети из конфликтных семей;

    дети с низкой устойчивостью к стрессу;

    дети с низкой успеваемостью

Буллеры – это:

    активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;

    агрессивные дети, использующие для самоутверждения безответную

    дети, стремящиеся быть в центре внимания;

    дети высокомерные, делящие всех на "своих" и "чужих" (что является

результатом соответствующего семейного воспитания);

    максималисты, не желающие идти на компромиссы;

    дети со слабым самоконтролем, которые не научились брать на себя

ответственность за свое поведение;

    дети, не обученные другим, лучшим способам поведения, т.е. не воспитанные.

Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие:

Физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;

Особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные или дети с импульсивным поведением. Гиперактивные дети бывают слишком назойливыми и общительными: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре. По этим причинам они часто вызывают раздражение и негодование в среде сверстников;

Особенности внешности – все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба);

Плохие социальные навыки – недостаточный опыт общения и самовыражения. Такие дети не могут защищаться от насилия, насмешек и обид, часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, чем со сверстниками;

Страх перед школой – неуспеваемость в учебе часто формирует у детей

отрицательное отношение к школе, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими как повышенная тревожность, неуверенность;

Отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети) – не имеющие опыта взаимодействия в детском коллективе до школы, могут не обладать навыками, позволяющими справляться с проблемами в общении;

Особенности здоровья – существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики, заикание, нарушения речи и другие болезненные состояния;

Низкий интеллект и трудности в обучении – слабые способности могут являться причиной низкой обучаемости ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: "Я не справлюсь", "Я хуже других" и т. д. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

Распознать буллинг можно по поведению, определенным признакам и настроению ребенка. Жертва, как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, чувству неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок - жертва становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть жертву на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка.

Поведенческие особенности жертвы буллинга: дистанцированность от взрослых и детей; негативизм при обсуждении темы буллинга; агрессивность к взрослым и детям.

Эмоциональные особенности жертвы буллинга:

    напряженность и страх при появлении ровесников;

    обидчивость и раздражительность;

    грусть, печаль и неустойчивое настроение.

Последствия буллинга:

Буллинг оставляет глубокий след в жизни жертв и отражается на эмоциональном и социальном развитии, на школьной адаптации, может иметь тяжелые психологические последствия. Дети, которые подверглись травле, получают тяжелую психологическую травму. Не имеет значения, какой буллинг имел место:физический или психологический. Даже через много лет на тренингах люди, вспоминая, как их травили в школе, часто плачут и рассказывают о своих очень болезненных переживаниях. Это одна из самых сильных эмоциональных травм для ребенка. Поэтому ребенку необходимо оказывать помощь.

Буллинг оказывает влияние не только на жертву, но и на агрессора и на зрителей. Жертвы буллинга испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли и энурез, совершают попытки суицида.

Взрослые, которые были в детстве жертвами буллинга, проявляют более высокий уровень депрессии и более низкий уровень самооценки, страдают от социальной тревожности, одиночества и беспокойства, часто страдают депрессиями в среднем возрасте и тяжелой депрессией в зрелом возрасте.

У школьных «агрессоров» буллинга во взрослом возрасте может возникать чувство вины, развивается высокий риск попасть в криминальные группировки.

Как быть в случаях обнаружения буллинга

Как показывает практика, отношения в классе во многом зависят от тактики поведения, избранной учителем с первых дней работы с классом. Учитель может не только не допустить возникновения ситуации отвержения, но и должен способствовать преодолению стереотипа отношений в классе, доставшемся ему «по наследству» от коллеги. Но ему понадобится помощь психолога и родителей в борьбе с разделением класса на отдельные группировки и с развитием буллинга.

Алгоритм действий при обнаружении случая буллинга :

    следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников;

    следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников;

    если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете;

    помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т.д.;

    необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других;

    следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники;

    разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально.Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы.

1. Заниматься профилактикой и коррекцией отклонений в эмоциональной сфере подростков.

2. Снижать асоциальное поведение школьников.

3. Развивать стрессоустойчивые качества личности обучающихся.

4. Формировать:

    навыки оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;

    навыки восприятия, использование и оказание психологической и социальной поддержки;

    навыки отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;

    навыки защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;

    навыки бесконфликтного и эффективного общения.

5. Направлять осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.

Методики и упражнения для работы с классом:

Упражнение «Колпак»

Все участники стоят в кругу. Сначала тренер зачитывает небольшое шуточное четверостишие: Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак. Далее тренер последовательно вводит инструкцию: вместо слова «колпак» участники должны дважды хлопнуть себя по голове; вместо слова «мой» - показать на себя; слово «треугольный» изображается выбрасыванием трех пальцев. Само заменяемое слово не произносится. Каждое вводимое условие тренер проговаривает и показывает; делает он это достаточно медленно, последовательно усложняя инструкцию. Постепенно темп выполнения упражнения увеличивается.

«Проигрывание ситуаций».

Цель развитие сплоченности группы, умения разрешать конфликтные ситуации.

Обсудите с детьми реально возникший конфликт или расскажите сами о какой-то ссоре и предложите им дать рекомендации, как «погасить» этот конфликт. Предложите игру «Ты поссорился с другом и хочешь помириться». В ходе этой ролевой игры можно использовать следующие приемы: создание соответствующей обстановки (какие-то декорации, костюмы др.); обмен ролями (дети во время игры могут меняться ролями, что дает возможность прочувствовать другую точку зрения); прием зеркала (дети как можно точнее стараются изобразить позу, мимику и типичные выражения изображаемого персонажа).

Упражнение «Письмо любви»

Задание участникам: «На листе бумаги начертите пять колонок. Название первой колонки – «Гнев», в ней напишите, почему вы испытываете гнев, обиду, раздражение по отношению к партнеру. Вторая колонка называется «Печаль», в ней напишите, из-за чего вы испытываете печаль или разочарование по отношению к партнеру. Третья колонка посвящена страху. В четвертой под названием «Сожаление» выскажите смущение, сожаление о чем-то, попросите прощения, извинитесь перед партнером. В пятой колонке напишите о любви, о том, как вы цените своего партнера, о своих пожеланиях на будущее. После этого сами попытайтесь ответить на свое же письмо. Обычно люди пишут именно те фразы, которые хотят услышать от своего партнера: «Я все понимаю», «Мне жаль», «Ты заслуживаешь большего»».

Жертвой жестокого обращения в детской среде может стать любой ребенок. Однако наиболее уязвимы дети, отличающиеся от ровесников внешними особенностями, как физическими, так и психическими. В «группу риска» попадают дети с физическими недостатками, другой национальности, необычным поведением и т.д. Жестокое обращение деформирует психику ребенка и может быть причиной патологических нарушений. У детей, пострадавших из-за жестокого обращения, могут возникнуть социально-опасные формы поведения: насильственного, суицидального и зависимого характера (ПАВ-зависимость, интернет-зависимость, игровая зависимость). Рассмотрим некоторые формы детской жестокости.

В скандинавских и англоязычных странах используются следующие термины: притеснение, дискриминация, моббинг (преимущественно групповые формы притеснения ребенка), буллинг. Последний термин используется в специальной литературе наиболее часто. Считается, что он полнее всего отражает суть обсуждаемого нами явления. Д.Лейн и Э.Миллер (2001) ассоциируют этот термин с травлей и определяют буллинг как длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного ребенка или группы детей к другому ребенку (другим детям).

Мотивация к буллингу и моббингу различна: месть, восстановление справедливости, инструмент подчинения лидеру, конкуренция, неприязнь, садизм акцентуированных и дисгармонично развивающихся личностей.

Буллинг – это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам, в первую очередь, школе. Многочисленные исследователи объясняют это обстоятельство, прежде всего, тем, что школа – универсальное место для разрядки многочисленных негативных импульсов. В школе складываются определенные ролевые отношения среди детей в диапазоне «лидер-изгой» Дополнительным фактором, способствующим живучести буллинга в пространстве школы, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов совладать с этой проблемой. Буллинг проявляется через различные формы физических и (или) психических притеснений переживаемых детьми, со стороны других детей. Для одних детей – это систематические насмешки, отражающие какие-то особенности внешнего вида или личности пострадавших. Для других – порча их личных вещей, заталкивание под парту, вымогательство. Для третьих – откровенные издевательства, унижающие чувство человеческого достоинства, например, попытка заставить публично просить прощения, стоя на коленях перед унижающим.

Некоторые исследователи предлагают систематизировать все проявления буллинга в две большие группы:

1-я группа – проявления, связанные преимущественно с активными формами унижения;
2-я группа – проявления, связанные с сознательной изоляцией, обструкцией пострадавших.

Выявление и диагностика медико-психологических последствий буллинга (моббинга)

Объективные сложности раннего выявления буллинга в нашей стране ограничивают возможность целенаправленной работы в этом направлении. Выявление буллинга носит случайный и эпизодический характер. В этой связи каждый педагог, психолог или социальный работник должен быть готов к встрече в своей профессиональной деятельности с буллингом, чтобы распознавать основные проявления его наиболее тяжелых последствий: насильственного, суицидального и зависимого поведения. На практике в нашей стране больше ориентируются на выявление детей и подростков, относящихся к группе риска по буллингу.

К факторам, позволяющим отнести ребенка к группе риска по буллингу относятся:

- множественный стресс. Речь идет о том, что жертвы травли обременены множеством проблем. Плохое здоровье, низкий социальный статус, неудовлетворительные отношения со сверстниками, большие семьи, выраженное социальное неблагополучие, а также низкие компенсаторные возможности – все это характерно для жертв травли.

- провоцирующие особенности жертвы. Так называемые провоцирующие жертвы (provocative victims) – это дети и подростки, которые вследствие их личностных особенностей могут являться раздражающим факторам для большинства их условно толерантных ровесников. Фактически речь идет о феномене «инакости» в детских коллективах. «Необычная» манера речи, «необычный» смех, «необычный» юмор и т.д. уже, с точки зрения «обычных» школьников, может явиться достаточным поводом для негативного отношения.
- стигматизация – расовые (национальные) и физические особенности ребенка, не только физические недостатки, например, «заячья губа» или тугоухость, но и некоторые фенотипические особенности. Необычный цвет волос, тембр голоса, форма ушных раковин и т.д. для определенной категории детей и подростков могут явиться побудительным мотивом к травле.

В ситуации травли всегда есть:

  • ? Зачинщики.
  • Активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе.
  • Агрессивные дети, нашедшие для своего самоутверждения безответную жертву и др.
  • ? Преследователи.

Некоторые из них:

  • подчиняются «стадному чувству»;
  • пытаются заслужить расположение лидера класса;
  • боятся оказаться в положении жертвы или не решаются пойти против большинства.

На проявления буллинга (моббинга) все дети реагируют по-разному. При наблюдении за детьми, страдающими от буллинга (моббинга) могут обнаружиться их следующие особенности:

Поведенческие особенности:

Дистанцированность от взрослых и детей;

Негативизм при обсуждении темы буллинга;

Агрессивность к взрослым и детям.

Эмоциональные особенности:

Напряженность и страх при появлении ровесников;

Обидчивость и раздражительность;

Грусть, печаль и неустойчивое настроение.

У подвергающихся хроническому стрессу несовершеннолетних снижается сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям; возникают психосоматические расстройства (классические рвоты детей перед школой, вегето-сосудистая дистония, тахикардия, брадикардия, энурез и др.)

Достоверная информация может быть также получена в результате искренней беседы специалиста и пострадавшего ребенка. Однако это возможно далеко не всегда и к тому же требует особой подготовки. С другой стороны, любой педагог, психолог или социальный работник должен быть готов к адекватному, понимающему и сопереживающему отражению исповеди травмированного ребенка о травле другими детьми, если последний решил ему открыться. Особенно печально, когда ребенок или подросток (подросткам, как правило, это дается крайне тяжело) решается открыться взрослому, рассказать о своей беде, а взрослого по тем или иным причинам такие откровения не интересуют. В этом случае может быть упущена драгоценная возможность узнать о серьезных проблемах в жизни детей и подростков, возможно даже не связанных с темой насилия. Дети в качестве доверенного лица во многих случаях склонны выбирать авторитетных взрослых. За родителями, которые могут и потерять доверие своих детей, в качестве таких положительных идеалов доверия часто следуют педагоги и психологи. Крах детской надежды может привести к фатальным последствиям.

Для определения ситуации буллинга (моббинга) и его последствий необходим сбор соответствующей информации и проведение клинико-психологического обследования. Необходимо опросить как самого пострадавшего, так и возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей. Следует самым тщательным образом провести анализ всей полученной информации. В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующие аспекты:

Реальность самого буллинга;
- его длительность;
- его характер (физический, психологический, смешанный);
- основные проявления буллинга;
- участники (инициаторы и исполнители буллинга);
- их мотивации к буллингу;
- свидетели и их отношение к происходящему;
- поведение жертвы (пострадавшего);
- динамику всего происходящего;
- прочие важные для диагностики обстоятельства.

Помощь детям, пострадавшим от насилия

Чем раньше пострадавшему начинает оказываться профессиональная помощь, тем лучше прогноз (психолого-педагогическая, психотерапевтическая, психиатрическая (в зависимости от тяжести состояния пострадавшего). Работа должна охватывать все сферы поражения пострадавших с учетом их состояния (соматическую, психическую, социальную). Терапевтическая помощь уже начинается с интервью, о котором говорилось ранее.

Важная роль отводится работе по налаживанию отношений с социальным окружением. Необходимо разделение ребенка (подростка) с соответствующими стрессовыми воздействиями.

Психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга (моббинга)

Первичная профилактика реализовывается по трем направлениям:
- Создание условий недопущения буллинга (моббинга).
- Скорейшее и грамотное разобщение ребенка с соответствующими стрессовыми воздействиями.
- Укрепление защитных сил организма в противостоянии травле, как для условно здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.

1. Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников

Петя отвечает у доски, ошибается или пишет не очень красиво. Одноклассник злорадно комментирует происшедшее, стараясь обратить внимание всего класса, вызвать смех. Необходимо высказать свое отношение к этой ситуации, сказав, что неудача товарища не может быть поводом для веселья или злорадства. Все мы учимся, и каждый имеет право на ошибку. Насмешнику следует сделать строгое замечание.

2. Следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников

Учитель рассаживает учащихся по своему усмотрению или формирует команды. На предложение сесть с Васей Миша восклицает: «Я с ним не буду! Только не с ним!» Необходимо настоять на своем. А потом поговорить с Мишей наедине, поинтересоваться причиной его отказа. Предложить ребенку встать на место Васи: «А тебе будет приятно, если кто-нибудь откажется иметь дело с тобой?».

3. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете

С Витей, умным, начитанным мальчиком, в первом классе случилась неприятность - он описался на уроке. Ребята стали его дразнить, не хотели с ним играть и сидеть рядом. Учитель стал задавать к Вите сложные вопросы, поручать ответственные задания, с которыми он успешно справлялся. Скоро ребята обратили внимание, как много Витя знает, как интересно рассказывает, и досадное происшествие постепенно забылось.

4. Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т.д.

5. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других.

6. Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники. Разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально.

7. Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы.

Учитель собрала свой пятый класс в отсутствии намечающегося изгоя и обсудила с ними, почему они все ополчились против него. Обратила их внимание на его положительные качества. И в заключение попросила ребят письменно ответить на вопрос: «Чем я могу помочь Славе"?» Оказалось, что большинство ребят ничего против Славы не имеют, а пристают к нему по привычке. После разговора отношение к однокласснику изменилось.

  1. Оставаться спокойным и контролировать ситуацию;
  2. Отнестись к случаю или к рассказу о нем серьезно;
  3. Оказать поддержку потерпевшему;
  4. Показать обидчику своё отношение к ситуации;
  5. Оценить ситуацию обидчику с точки зрения потерпевшего;
  6. Помнить, что наказание должно соответствовать проступку;
  7. Проговорить с коллективом сверстников определившуюся проблему;
  8. При необходимости привлечь родительскую общественность.

По материалам сайта: www . nsportal . ru

Впервые для обозначения явлений травли как формы насилия слово «буллинг» использовал английский журналист Эндрю Адамс в 1990 г. Однако в некоторых языках нет термина, который точно отражал бы смысл термина «буллинг» (Smith, 2005; Smith et al., 1999). Например, японское слово «ijime» означает то же самое, что и «буллинг», но «ijime» всегда происходит в рамках группы или социальной общности, где все друг друга хорошо знают. Именно устойчивая связь между преследователями, жертвой и остальными членами социальной общности (например, в классе) наделяет «ijime» особым смыслом (Morita et al., 1999). «Ijime», в принципе, является коллективным действием, направленным на жертву со стороны общности в целом. При этом одни проявляют большую активность, другие - меньшую. Но независимо от этого подвергаться ijime - значит быть социально отверженным не только конкретными преследователями, а группой в целом.

В англоязычных работах, посвященных травле, термин «моббинг» обычно не используется. А поскольку международным языком чаще всего является английский язык, в международных кругах чаще употребляется английское слово «bulling» («буллинг»). Это связано еще и с тем, что большая часть исследований моббинга проводится в англоязычных странах или в странах, где люди легко переходят на английский (например, в Северной Европе).

Во многих европейских странах вместо слова «буллинг» обычно используют слово «моббинг». Со временем появились эксперты, которые стали говорить о различии этих понятий. Например, о том, что моббинг - это вид запугивания одной группы другой или группы по отношению к одному лицу. В определениях моббинга, пишет Роланд, отмечается, что он осуществляется группой лиц (Pikas, 1989; Heinemann, 1973). Моббинг по определению является групповым процессом, на что, собственно, и указывает слово «mobb» (толпа). Буллинг же, с точки зрения этих авторов, - это регулярное негативное поведение одного работника по отношению к другому работнику или к целой группе работников. Когда в качестве такого лица выступает руководитель, говорят о боссинге. В связи с этим психологи выделяют два основных вида травли: вертикальный (боссинг) - от начальства или соответственно от подчиненных и горизонтальный - от коллег. Выделяют также сэндвич-мобинг - это когда нападки идут со всех сторон. С таким явлением обычно сталкиваются руководители среднего звена. У каждого руководителя есть свой заместитель, который может стремиться занять его место, но и у заместителя есть подчиненные, которые метят на его место.

Для ряда других авторов (например, Т. Филда) принципиальной разницы между понятиями «буллинг» и «моббинг» нет. В международных кругах принято исходить из того, что моббинг может быть осуществлен как одним, так и несколькими лицами (Smith, 2005). Обосновывается это тем, что у группы всегда есть лидер, который порой просто невидим. Позиция не очень убедительная, но во многом эти авторы правы, так как средства насилия и группой, и отдельным лицом избираются одни и те же. Да и последствия травли в том и другом случае одни и те же.

Неопределенность понятий, относящихся к травле, приводит к необоснованному, с моей точки зрения, выделению так называемого институционального моббинга, под которым понимается «моральное преследование работников с использованием таких институтов, как аттестация персонала, квалификационные экзамены, рассмотрение служебных споров, конкурсный отбор» (Соловьев А. В., 2009). Во всех этих ситуациях отсутствуют признаки, характеризующие буллинг или мобинг.

Чтобы не продолжать путаться в терминологии, целесообразно, на мой взгляд, как это делает Пикас (Pikas, 1989), термин «буллинг» использовать как более общее, родовое понятие, а «моббинг»1 и «боссинг» - как видовые разновидности буллинга. Ведь английское слово «буллинг» (bullying, от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает травлю, третирование, запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. А кем он осуществляется (группой или одним субъектом) - это уже вторичная характеристика. В соответствии с этим Хелд (Heald, 1994), Бесаг (Besag, 1984), Роланд (Roland, 1989) и ряд других авторов определяют буллинг как длительное систематическое физическое или психологическое насилие, осуществляемое одним человеком или группой и направленное против человека, который не в состоянии защититься в фактической ситуации, с осознанным желанием причинить боль, напугать или подвергнуть человека длительному напряжению.

С точки зрения разработки путей и средств профилактики и искоренения травли выделение в буллинге боссинга, моббинга, а в последнее время - дедовщины (хейзинга) целесообразно, так как указывает на то, с кем имеет дело жертва травли и в какой ситуации проявляется травля.

Как отмечает Н. П. Романова (2007), «отечественный» буллинг отличается от западного. Если в зарубежных компаниях самый частый вариант - когда коллектив находит козла отпущения и начинает дружно «клевать» коллегу (т. е. имеет место моббинг), то в России гораздо чаще встречается вертикальный буллинг, основной причиной которого является желание руководителя уволить сотрудника, когда юридических оснований для этого нет.

Буллинг, осуществляемый в информационном пространстве через информационно-коммуникационные каналы и средства, называется кибербуллингом (моббингом). Он может осуществляться в Интернете посредством электронной почты, программ для мгновенного обмена сообщениями в социальных сетях, а также через размещение на видеопорталах непристойных видеоматериалов. Насмешки и издевательства в виде писем, видео и фотографий нередко могут стать достоянием не только узкого круга людей, но и огромной «аудитории», использующей различные ссылки на всевозможные сайты.

Буллинг может осуществляться посредством мобильного телефона (например, с помощью SMS-сообщений или постоянных звонков). Свыше половины опрошенных канадских подростков сказали, что им известны такие случаи, причем почти половина «кибербуллеров» развлекались таким образом неоднократно, большинство жертв и очевидцев взрослым не жалуются. Среди кибербуллеров преобладают мальчики. Девочки, ставшие жертвами кибербуллинга, чаще мальчиков сообщают об этом взрослым.

Классификация видов буллинга представлена на рис. 9.1.

Х. Хорнштайн, профессор педагогического колледжа Колумбийского университета, в своей книге «Жестокие начальники и их жертвы» привел данные своих подсчетов, согласно которым с плохим обращением на работе каждый день сталкиваются 20 млн американцев.

По данным зарубежных исследований, в подавляющем большинстве случаев (71%) притеснения исходят со стороны лиц, имеющих более высокое положение в организационной иерархии (т. е. боссинг), в 17% случаев - со стороны коллег (моббинг), со стороны подчиненных на шефа - 12%.

Существует логика развития драматических событий, называемых буллингом. Буллинг – это процесс, имеющий свои стадии. Начало – развитие – нарастание негативных последствий, кульминация (переломный момент) и завершение. Печальное завершение, и почти неизбежное. ЕСЛИ НЕ ВМЕШАТЬСЯ.

1. Отличие от других (инаковость)
(Предварительная фаза)

  • Кто-то воспринимается как не соответствующий норме, «не такой как мы»
  • Кто-то приходит в класс как новичок
  • Кто-то тянет за собой «старые истории»

Пример:
Лиза – новичок в классе. Она приехала из другого региона и плохо (или с акцентом) говорит по-русски

Возможности выхода:

  • Тренинг эмпатии: развитие способности к сопереживанию у отдельных детей
  • Осознанное обращение с такими ценностями, как «принятие» и «благородство»
  • Обсуждение темы «Права человека / права ребенка»; ее связь с повседневной жизнью.

2. Ссора – конфликт
(Предварительная фаза)

  • Ссоры – это единичные явления , после которых все снова приходит в норму.
  • Ссоры происходят ситуативно , то тут, то там, без выделения «сильных» и «слабых».
  • Есть усилия , направленные на разрешение конфликтов.

Пример:
Лизе сразу же понравилась Жене, и она хочет встретиться с ней в свободное время. Однако Ирина, лучшая подруга Жени, начинает ревновать. Она боится, что Лиза «отобьет» у нее Женю. По дороге из школы Ира обзывает Лизу и дергает ее за волосы.

Возможности выхода:

  • Развитие компетентности в разрешении конфликтов (например, «ненасильственная коммуникации»)
  • Овладение методами разрешения конфликтов и их применение на практике (например, метод медиации с участием самих школьников)
  • При необходимости вовлечение третьей стороны

3. Вражда

  • Становится заметным, как распределена власть (выделяются «сильные» и «слабые»)
  • Конфликты случаются регулярно. На протяжении некоторого периода повторяются похожие случаи.
  • У буллера могут появляться угрызения совести .

Пример:
Ира ненавидит Лизу все сильнее, несмотря на то, что ее подруга Женя практически не общается с Лизой. Иногда у Иры бывают угрызения совести.

Возможности выхода:

  • Честно дать друг другу шанс для урегулирования
  • Лучше узнать друг друга
  • Регулярная позитивная связь

4. Самозащита
(Речь идет в первую очередь об этом. – Предварительная фаза)

  • В полном соответствии с типичным поведением при конфликтах каждая сторона пытается себя защитить – уходом в себя, нападением, бегством или с помощью рефлекса «мнимой смерти» (замерев) .

Пример:
Лиза пытается защититься от нападок Иры, стремясь лишний раз не попадаться ей на глаза или громко высказывая, что той не в чем ее упрекнуть.

Возможности выхода:

  • Каждый раз идти на прямую встречу друг с другом, а не уклоняться от них
  • Сознательно воспринимать друг в друге позитивные качества и стараться ценить их
  • Искать и создавать новые дружеские отношения Þ обеспечивать себе независимость

5. Злоупотребления (разнообразные по форме «доставания» со стороны буллера)
(Собственно фаза буллинга)

  • Усиливаются нападки против одного человека
  • Буллер/буллеры целенаправленно «доводят» избранного ими человека

Пример:
Между тем Ирина, Женя и их подружки начинают использовать любую возможность для того, чтобы подразнить Лизу или поиздеваться над ней. Перед физкультурой они выбрасывают спортивную сумку Лизы в контейнер для мусора, в другой раз склеивают друг с другом ее туфли, в третий – прячут ее дневник и т.д.

Возможности выхода:

  • Кто-то останавливает буллеров (например, свидетели, учителя)
  • Зачинщики осознают, какую ответственность они несут

6. Нарастающая неуверенность жертвы
(Собственно фаза буллинга)

  • Из чувства стыда многие жертвы буллинга никому не рассказывают о том, от чего они страдают, и что им приходится выдерживать.
  • У жертвы все больше складывается впечатление: что бы она ни делала, все неправильно .

Пример:
С каждым днем Лиза чувствует себя все более неуверенно, стыдится того, что все ополчились против нее, и никому не рассказывает о том, как сильно она страдает. Она больше не знает, как ей себя вести. Если, например, она хочет принять участие в каком-то общем деле, никто не хочет это делать вместе с ней. Если же она остается в стороне и ждет, пока ее пригласят, о ней начинают говорить, что она «много из себя строит». А в последнее время она еще и не знает, как ей одеваться. Если она наденет что-то стильное, ее начинают дразнить «несостоявшейся моделью» и т.п., а если она одевается просто, то намекают на покупки из магазина «сэконд хэнд».

Возможности выхода:

  • Жертва рассказывает кому-то из доверительных взрослых о том, что происходит.
  • Этот взрослый рассказывает в школе о том, что происходит. В школе серьезно относятся к проблеме буллинга и организуют необходимые мероприятия для противостоянии буллингу (см. Лучшие методики), например, психолог применяет методику «Без обвинений»).

Заканчивается переломом , кульминацией – после этого, если не вмешиваться, жертва перестает сопротивляться.

7. Изоляция жертвы
(Пиковая фаза буллинга)

  • Буллинг переходит из активной в пассивную форму .
  • Пассивный буллинг менее заметен для педагогов.

Пример:
Классный руководитель замечает, что Лиза становится все более грустной и замкнутой. Он призывает девочек хорошо относиться к Лизе и говорит о том, что не станет терпеть, если узнает о притеснениях Лизы с их стороны. Реакция девочек заключается в том, что они предпочитают минимизировать всякие контакты с Лизой, в результате чего на переменах она остается одна; при любой возможности они сплетничают у нее за спиной. На групповых занятиях никто из класса не хочет работать вместе с Лизой; никто из девочек не хочет также проводить с ней свободной время.

Возможности выхода:

  • Учитель дает понять буллерам, что они должны прекратить все формы притеснения и исключения Лизы из общения – как активные, так и пассивные!
  • Жертву оставляют в покое, и она может спокойно заниматься на уроках.
  • Для групповых занятий в классе учитель сам организует группы и следит за их работой.

8. Длительный стресс (со стороны жертвы)
(Фаза мнимой резистентности к буллингу)

  • Внешне все спокойно, заметных конфликтов нет. Но у жертвы развивается хронический стресс со всеми его психосоматическими последствиями

Пример:
У Лизы начинаются приступы повышенной потливости, когда она замечает, что ее опять обсуждают за спиной, или что никто не хочет быть с ней на переменах. Теперь к травле присоединяются и мальчики: «Убери с лица мировую скорбь! На тебя невозможно смотреть без слез!», «Эта профессорша думает, что мы не достойны ее общества!». Лиза считает, что ребята ведут себя по-детски и старается не реагировать на подобные высказывания. Но внутренне они больно ранят ее.

Возможности выхода:

  • Жертве оказывают поддержку и сопровождение родители и специалисты (например, психологи).
  • Жертва учится защищать себя адекватными способами, например, сообщая агрессорам о том, как на нее влияют их действия.
  • Жертва переходит в другую школу, чтобы защитить себя.

9. Исключение жертвы из сообщества
(Продвинутая фаза буллинга)

  • Буллеры преследуют теперь только одну цель: они хотят, чтобы жертва покинула их класс .
  • У буллеров теперь нет недостатка в аргументах, почему оправдано «ультимативное исключение» жертвы из класса.

Пример:
Девочки и мальчики из класса Лизы теперь хотят только одного: чтобы Лиза ушла из их школы. Они объясняют это тем, что от Лизы постоянно плохо пахнет (пот), что она никому не нравится, и что никто не хочет с ней общаться.

Возможности выхода:

  • С привлечением внешних специалистов проводятся индивидуальные беседы с буллерами и их родителями.
  • Буллеры получают письменное предупреждение от школьного руководства о недопустимости подобных действий и грозящей санкции – исключения их из школы.

10. Болезнь жертвы
(Продвинутая фаза буллинга)

  • Симптомы стресса перерастают в симптомы болезни.
  • Эти симптомы проявляются чаще всего в свободное от школы время.
  • Часто ставятся неправильные диагнозы.

Пример:
Лиза все чаще просыпается с сильной головной болью, иногда она даже возвращается домой, не дойдя до школы, - так плохо она себя чувствует. Мама идет вместе с девочкой к врачу, который выписывает ей обезболивающие препараты. Он полагает, что симптомы могут быть связаны с половым созреванием, и что они скоро пройдут. Родители Лизы замечают, однако, что в выходные или на каникулах дочь не жалуется на головную боль или повышенную усталость. Они говорят с ней об этом. Наконец-то Лиза рассказывает им о том, как сильно она страдает в классе, и что она чувствует себя «изгоем» во всей школе. Семейному врачу Лиза рассказывает, что часто просыпается среди ночи от кошмаров и иногда ей приходят в голову мысли, что она не хочет больше жить.

Возможности выхода:

  • Жертва получает медицинскую и терапевтическую помощь
  • Подыскиваются возможности для перехода в другую школу

Текст: Ирина Кузьмичева

Иллюстрации: Катя Дорохина

«Моя агрессия никогда не была направлена на кого-то точечно. Для меня буллинг был общим поведенческим паттерном, - рассказывает 35-летний Пётр (имя изменено по просьбе героя). - Учителям я подкладывал кнопки на стул, мазал доску мылом, хамил, в том числе матом. Систематически срывал уроки и довёл до увольнения классную руководительницу и шесть студенток-практиканток, которые вели у нас английский. Учительницу, которая пришла преподавать нам русский и литературу после увольнения классной, я посадил на рыбную котлету. Одноклассникам тоже доставалось. Девочек дёргал за косы, парней больно щёлкал по ушам. Высмеивал их постоянно. Прятал, пачкал, ломал канцелярские принадлежности. Это было с пятого по седьмой класс. Главное, я не знаю, зачем всё это делал. Сейчас мне очень стыдно».

Тему травли в России начали обсуждать не вчера - фильм Ролана Быкова «Чучело», например, вышел в 1984 году. Многие привыкли воспринимать буллинг как «естественную» часть взросления и школьной жизни, а истории успешной борьбы с травлей исключениями из правил. И даже в случаях, когда буллинг был предотвращён, история кажется незаконченной. Что происходит с теми, кто перестал травить других - или кого заставили это сделать? Изменит ли своё поведение человек, травивший одноклассников, став старше - или перенесёт агрессию в отношения со взрослыми?

Откуда берётся травля

Психологи Роберт Бэрон и Дебора Ричардсон (их книга «Агрессия » вышла в США в 1977 году) определяли агрессию как форму поведения, нацеленную на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. «Главное слово здесь „нацеленная“. То есть речь о преднамеренном причинении вреда, о насильственном действии», - объясняет Наталья Горлова , психолог развития, ведущая обучающих семинаров по школьному буллингу. Наталья не ставит знак равенства между агрессией и буллингом: агрессия, по её мнению, вбирает в себя абьюз, газлайтинг, виктимблейминг, физическое насилие и собственно буллинг, или травлю. Буллинг, напоминает эксперт, часто путают с абьюзом, но в отличие от абьюза (насилие во взрослой паре или семье, издевательства одного человека над другим), буллинг фиксируют именно в коллективах. Правда, психологи отмечают связь между этими понятиями: часто насилие с члена семьи переносится на коллег.

Профессор психологии Бергенского университета Дэн Ольвеус в книге «Bullying at School » уточняет, что буллинг - не разовое действие, а систематически повторяющееся поведение одного или нескольких человек по отношению к жертве. Ещё один известный скандинавский специалист Эрлинг Руланн в книге «Как остановить травлю в школе: Психология моббинга » добавляет, что здесь играет роль существенная разница в соотношении сил: жертва не в состоянии защитить себя ни физически, ни психологически. То есть конфликт между равными людьми считаться буллингом не будет.


Пётр говорит, что тоже выбирал жертву, неспособную дать отпор: «Так проще вывести из равновесия и получить реакцию. Я доставал и довольно крупных парней, старше и сильнее меня. Прощупывал, куда надо надавить, и бил по больному. Если понимал, что нарвусь на взбучку, то прекращал. Если сопротивление было слабым, продолжал».

Причин травли в детском возрасте очень много. Психотерапевт, специалист по эмоциональной регуляции злости, доцент Международного университета Флориды и автор проекта «Стоп Насилие » Алёна Прихидько говорит, что прежде всего имеет значение домашняя обстановка. Часто ребёнок с помощью агрессии вымещает на одноклассниках злость на родных: например, ребёнка обижают дома, или из-за развода родителей у него нет возможности обсудить с ними, что происходит, получить поддержку. Через буллинг он даёт выход злости, которая в таких случаях - вторичная эмоция: под ней скрываются стыд, горе, тревога. «Такое выплёскивание агрессии вовне почти всегда свидетельствует о серьёзном эмоциональном дефиците заботы, добра и других положительных эмоций, - говорит Прихидько. - Часто ребёнок сам подвергается буллингу дома и переносит такое поведение в школу. Если ребёнка дома регулярно бьют, его лишают возможности регулировать свои эмоции. Тогда ребёнок перепроигрывает эту ситуацию». Среди агрессивных детей есть и те, кто живёт во внешне благополучных семьях и кому просто не хватает внимания родителей.

Именно так было в детстве Петра: по его словам, родители никогда не хвалили его за хорошее поведение или учёбу, воспринимая это как должное, зато регулярно наказывали. «За каждую двойку отец меня порол. Ненависти у меня к нему не было - был страх. И то только первое время: я прятал ремни, убегал из дома. Потом мне стало всё равно: не выпороли сегодня - завтра всё равно выпорют. Мама меня не защищала. Поскольку силы были не равны, видимо, я вымещал этот негатив на учителях и одноклассниках. Хочу отметить, что категорически не приемлю насилие в адрес детей, в том числе своих», - говорит Пётр.

«Жертва вынуждена реагировать. Пассивно реагирует - буллер обвиняет её в неготовности отвечать. Реагирует активно - буллер передёрнет смысл ответа», - объясняет психолог

Ещё одной причиной буллинга может быть конформизм, желание принадлежать к определённой группе. Когда друзья начинают буллить, сложно занять противоположную позицию: ребёнок боится нарушить правила и стать «плохим» членом группы. «К сожалению, многие родители сами поощряют проявление силы. Профеминистские мамы понимают, что мальчики тоже плачут, а папы хотят растить из них воинов», - говорит Прихидько. Наконец, у некоторых детей буллинг принимает форму «шуток». Если ребёнок не понимает, что такие «шутки» не безобидны и нарушают границы другого человека, или не может вовремя остановиться, они могут серьёзно ранить чувства другого.

Проявлять агрессию могут и мальчики, и девочки - но её формы из-за закреплённых социальных ролей обычно различаются. Девочки чаще прибегают к вербальному и косвенному буллингу: издёвки, сарказм, ирония, сплетни, битое стекло, подброшенное в пуанты. Мальчики чаще используют вербальные и открытые физические проявления агрессии: удары, пинки, тычки, захваты. Помимо этого, к буллингу относятся разные, не зависящие от гендера, формы психологического или эмоционального насилия (угрозы, запугивание, давление), а ещё изоляция или бойкот, когда человека вытесняют из группы, обрекают на одиночество. Наконец, сейчас всё чаще возникает кибербуллинг , то есть травля онлайн: сообщения, агрессивные комментарии к постам или фотографиям человека и многое другое.

«Во всех этих случаях человека „втягивают“ в роль жертвы с помощью провокации. Часто буллер обвиняет жертву в чём-то или указывает на её возможные „недостатки“ (суждения, внешность, одежду), воздействует физически или создаёт препятствия. Жертва вынуждена реагировать. Пассивно реагирует - буллер обвиняет её в неготовности отвечать. Реагирует активно - буллер передёрнет смысл ответа, а самого отвечающего объявит хамом или лжецом», - поясняет Наталья Горлова.

Когда булли взрослеют

Кажется логичным, что из агрессивного ребёнка вырастет такой же взрослый - но однозначно сказать об этом нельзя. Алёна Прихидько говорит, что не знает ни одного исследования, показывающего линейную эволюцию детей-буллеров в таких же взрослых: «Наоборот, я знаю примеры, когда люди вырастали, раскаивались и менялись».

Тем не менее есть данные, подтверждающие, что травля в детстве не проходит бесследно, причём для всех её участников: буллера, жертвы и даже наблюдателей. В Норвегии в 1998–2000 и 2012 годах проводилось исследование , в котором участвовали более 2700 человек. Сначала исследователи изучили поведение школьников - мальчиков и девочек - четырнадцати-пятнадцати лет. Затем испытуемых повторно протестировали, когда им исполнилось двадцать шесть - двадцать семь. Результаты показали, что по сравнению с людьми, у которых в детстве не было подобного травматичного опыта, большинству участников травли (и агрессорам, и жертвам) было сложнее найти работу и выстраивать комфортные отношения, они чаще употребляли психоактивные вещества, у них было больше проблем со здоровьем. Те, кто буллил других в школе, с большей вероятностью оказывались безработными и пользовались услугами социальной поддержки.


Другое исследование , проведённое британскими и американскими учёными, также показало, что буллинг отражается на всех его участниках. Повзрослевших булли с большей вероятностью увольняли с работы, в их взрослых отношениях чаще встречалось насилие, они чаще совершали правонарушения или демонстрировали опасное поведение, например злоупотребляли алкоголем, принимали наркотики, вступали в случайные связи. Но сильнее всего, по мнению учёных, буллинг отражался на тех детях, которые одновременно были жертвами буллинга и травили других: во взрослом возрасте они чаще сталкивались с проблемами со здоровьем, финансовыми трудностями и проблемами в отношениях - даже когда учёные учитывали другие факторы риска вроде трудностей в семье или особенностей психического здоровья. Конечно, сами по себе эти факты не говорят напрямую, что повзрослевшие булли остаются агрессивными - но можно однозначно сказать, что травля в детском возрасте совсем не безобидна.

Эксперты сходятся в том, что остановить агрессию можно, вовремя вмешавшись . «Любое поведение закрепляется, если оно человеку для чего-то нужно - или он не умеет по-другому решать проблемы. К сожалению, зачастую мамы и папы сами не знают, как справиться с гневом, могут только обозвать или ударить. Если вы замечаете, что начинает закрепляться негативное поведение, нужно подкреплять позитивное: награда лучше наказания», - уверена Алёна Прихидько.

«Взрослый» буллинг иногда принимает
не менее драматичные формы, чем детский. Жертвы признаются, что над ними назойливо и жестоко подшучивают коллеги, их просьбы игнорируют, их внешность
и привычки обсуждаются вслух

Это подтверждает Пётр: «Отец или мать по очереди, а иногда вместе, делали со мной уроки. Точнее, сидели и смотрели через плечо, как я пишу. Конечно, я делал ошибки. По многу раз переписывал слова „Домашняя работа“, например. Конечно, за ошибки меня наказывали. Угроза наказания или само наказание побуждали сделать ещё хуже. И уж точно не прекращать. Только недавно я понял, что перестал буллить в тот момент, когда родители перестали делать со мной уроки и перестали пороть. Просто увидели, что это бесполезно. Вместо этого они ввели систему поощрений - стали давать мне деньги за пятерки. Я стал лучше учиться. Они воспринимали это как должное, не хвалили ни разу. Но главной мотивацией стали не деньги, а то, что меня оставили в покое».

Анна Корниенко, травма-терапевт, руководитель Центра по устранению последствий агрессии и насилия при МИГИП , настроена оптимистично. Она считает, что буллинг - это не приговор, а паттерн агрессивного поведения, который можно изменить: «Все члены нашей команды в прошлом были агрессивными. Нам это не нравилось, и мы сами начали меняться, искать способы стать более уравновешенными».


Взрослый против взрослого

При этом важно, что буллинг встречается не только среди подростков и школьников, но и во взрослых коллективах. Европейский фонд улучшения условий жизни и труда (Eurofound) выяснил , что в 2010 году работников в странах Европы, сообщивших о случаях буллинга на рабочем месте, было в два раза больше тех, кто заявил о физическом насилии (4 % против 2 %). Эксперты организации говорят о нормализации разных форм насилия на работе: оно происходит так часто, что становится нормой жизни и даже формой взаимоотношений в рабочем коллективе.

«Взрослый» буллинг иногда принимает не менее драматичные формы, чем детский. Жертвы признаются, что над ними назойливо и жестоко подшучивают коллеги, их просьбы игнорируют, их внешность и привычки обсуждаются вслух, а бойкот или «исключение из коллектива» становится не метафорическим, а вполне реальным - например, неопытную сотрудницу одного из социальных учреждений заставляли делать работу, от которой остальные отказывались, а однажды просто заперли в комнате. Бывает, что жертву травли демонстративно не зовут на корпоративные праздники: «Меня перестали звать на дни рождения: пока все ели пиццу-пироги, я сидела в отделе одна», - рассказывает одна из пострадавших от буллинга.

Нормализации насилия на работе способствует и то, как меняется процесс труда. За последние сорок лет появляется всё больше фрилансеров, временных сотрудников, которых приглашают на работу над разовым проектом. Исследования , проведённые в Японии, показали, что временные работники больше рискуют стать жертвами оскорблений со стороны начальства и коллег, чем постоянные сотрудники.

Психолог-агрессолог из команды проекта Agressia.pro Екатерина Бирюкова объясняет, что регулировать подобные ситуации в коллективе взрослых можно, уделяя внимание взаимодействию коллег. «Буллинг может быть проявлением личности отдельного взрослого или следствием межличностной или профессиональной неудовлетворённости, конкуренции. Если сотрудник не может выражать эти эмоции, он срывается на других. А если у потенциального агрессора есть возможность открыто высказаться, то и у начальника и подчинённого появляется шанс решить проблему. Тогда конфликта не возникает».

Как и детский буллинг, взрослый нужно контролировать на разных уровнях: и «горизонтально», и «вертикально». Есть специальные антибуллинговые программы, направленные на то, чтобы изменить систему целиком. Роберт Бэрон и Дебора Ричардсон, которые разработали одну из них, настаивают , что единоличные усилия неэффективны: нужны не только действия отдельных сотрудников, но и чёткая позиция компании по поводу недопустимости буллинга. Для этого компании нужны кодексы этики организации, специальные мероприятия, создающие комфортную атмосферу.

Наталья Горлова много лет преподаёт в Сибирском федеральном университете будущим психологам: «У нас в профессиональном стандарте есть компетенция, которую мы должны сформировать к выпуску из вуза. По-моему, она как раз антибуллинговая. Называется „Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия“. Именно эту способность важно формировать с помощью специальных антибуллинговых программ в школах и закладывать в корпоративные кодексы компаний». Кроме того, важно привлекать «третью сторону» - психолога или психотерапевта. Горлова рассказывает, что такие сотрудники уже встречается в штате крупных организаций: они помогают сотрудникам разобраться в себе и своей агрессии.

Рефлексия и помощь профессионалов

Чтобы начать работать над проблемой, надо её осознать. Пётр рассказывает, что начал сожалеть о том, как вёл себя в школе, довольно давно: «Я узнал, что пришлось пережить классной руководительнице после ухода из школы, и вообще узнал о её непростой жизненной ситуации, которая сильно усложнилась по моей вине. Увидел, как одноклассницу ударили ногой (я не принимал участия в этом эпизоде, но были другие). Мы с приятелем разбили нос однокласснику. Всё это заставило меня посмотреть на себя другими глазами. Я понял, что это уже слишком».

Анна Корниенко считает, что даже если родители не объяснили ребёнку, что буллинг - это насилие, то, став взрослым, он сам может прийти к мысли, что так делать нельзя: «Главное - захотеть перестать агрессивно себя вести и найти то, что в этом поможет. А если человек считает, что буллинг - это нормально и правильно, то мы не можем ему помочь. Все методики работают только для того, кто готов меняться».

Для самостоятельной работы над своей агрессией Анна Корниенко предлагает задуматься о себе, а не только о жертве: «Мы не привыкли обращать внимание на себя - нас учили быть внимательными к другим. Поначалу это непривычно, но каждый может натренироваться такому вниманию. Забота о себе расслабляет, уходит напряжение. Мы перестаём считать мир агрессивно настроенным против нас и начинаем спокойнее общаться с другими».

Взрослые, участвовавшие в буллинге,
не всегда способны победить прежние привычки самостоятельно, даже если чувствуют, что хотят этого

Однозначного ответа на вопрос, меняются ли дети-булли, вырастая, нет, как минимум потому, что человек не робот и его нельзя запрограммировать раз и навсегда. И даже решение проблемы буллинга в детстве не гарантирует, что взрослый будет знать, как справляться с агрессивными эмоциями и не выплёскивать их на окружающих.

Впрочем, помимо самоанализа психологи всё-таки советуют обращаться за профессиональной помощью. В процессе как минимум можно будет выявить первопричину агрессии, разобраться в ней и развить умение взаимодействовать с другими. К тому же взрослые, участвовавшие в буллинге, не всегда способны победить прежние привычки самостоятельно, даже если чувствуют, что хотят этого. «Проанализировав своё поведение, я стараюсь не поступать так, чтобы кому-то было плохо, - говорит Пётр. - Но за столько лет я втянулся, даже сейчас мне сложно себя контролировать. Приходится тратить много сил и времени на подбор формулировок, максимально лишённых обидного подтекста. Поэтому лучший способ - прекратить общение или свести его к минимуму. Самоизоляция и самоконтроль - всё, что мне доступно на данный момент», - говорит он.



mob_info