Что такое диагноз зпр. ЗПР: диагноз или приговор на всю жизнь? Отличия от умственной отсталости

Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией . Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике - чаще в процессе школьного обучения.

Причины задержки психического развития (ЗПР)

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют патология беременности (тяжелые токсикозы , резус-конфликт , гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции , внутричерепные родовые травмы , недоношенность , ядерная желтуха новорожденных , фетальный алкогольный синдром и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии. В постнатальном периоде и раннем детском возрасте задержку психического развития могут вызывать тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия , грипп , нейроинфекции , рахит), черепно-мозговые травмы , эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др. ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки , авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация задержки психического развития (ЗПР)

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны , непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.

ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма , хроническая диспепсия , сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность , пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом , низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.

ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.

ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность . Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика задержки психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога , логопеда , дефектолога, педиатра , детского невролога , психиатра и др. При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование , диагностическое обследование речи , изучение медицинской документации ребенка. В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ , КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом .

Коррекция задержки психического развития (ЗПР)

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью , сказкотерапии, . Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий. Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги.

Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК , массаж , водолечение .

Прогноз и профилактика задержки психического развития (ЗПР)

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекала к себе внимание педагогов, психологов, медиков и социологов. Ими была выделена определенная группа детей, которые не могут быть отнесены к умственно отсталым, так как в пределах имеющихся знаний они обнаруживали достаточную способность к обобщению, широкую «зону ближайшего развития». Эти дети были отнесены к особой категории – детей с задержкой психического развития.

М.С. Певзнер и Т.А. Власовой (1968, 1973) было обращено внимание на роль эмоционального развития в формировании личности ребенка с ЗПР, а также на значение нейродинамических расстройств (астенических и церебрастенических состояний). Соответственно была выделена задержка психического развития, возникающая на основе психического и психофизического инфантилизма , связанного с вредными воздействиями на ЦНС в период беременности, и задержка, возникающая на ранних этапах жизни ребенка в результате различных патогенных факторов, приведших к астеническим и церебрастеническим состояниям организма.

В результате дальнейшей научно-исследовательской работы К.С. Лебединской была предложена классификация типов ЗПР по этиопатогенетическому принципу:

  • Конституционного происхождения;
  • Соматогенного происхождения;
  • Психогенного происхождения;
  • Церебрально-органического происхождения.
  • Каждый из этих типов может быть осложнен рядом болезненных признаков соматических, энцефалопатических, неврологических, и имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности, свою этиологию.

    Задержка психического развития (ЗПР) - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности

    Причины возникновения ЗПР можно разделить на две большие группы:

  • причины биологического характера;
  • причины социально - психологического характера.
  • К причинам биологического характера относят:

  • различные варианты патологии беременности (тяжелые интоксикации, резус-конфликт и т.д.);
  • недоношенность ребенка;
  • родовые травмы;
  • различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит, хронические болезни - пороки внутренних органов, туберкулез, синдром нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.)
  • нетяжелые мозговые травмы.
  • Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие:

  • ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации;
  • дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д.
  • искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека) или авторитарный тип воспитания.
  • В основе ЗПР лежит взаимодействие биологических и социальных причин. При систематике ЗПР Власова Т.А. и Певзнер М.С. выделяют две основные формы:

    Инфантилизм - нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем. Инфантилизм может быть гармонический (связан с нарушением функционального характера, незрелостью лобных структур) и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга);

    Астения - резкая ослабленность соматического и неврологического характера, обусловленная функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы. Астения может быть соматическая и церебрально -астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).

    Охарактеризуем подробнее каждый из типов ЗПР.

    Задержка психического развития конституционального происхождения – так называемый гармонический инфантилизм (не осложненный психический и психофизический инфантилизм, по классификации М.С. Певзнер и Т.А. Власовой), при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у этих детей в младших классах, связывают с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, преобладанием игровых интересов. Гармонический инфантилизм является как бы ядерной формой психического инфантилизма, в котором черты эмоционально-волевой незрелости выступают в наиболее чистом виде и часто сочетаются с инфантильным типом телосложения. Такая гармоничность психофизического облика, наличие семейных случаев, непатологичность психических особенностей позволяют предположить преимущественно врожденно-конституциональную этиологию этого типа инфантилизма. Однако нередко происхождение гармонического инфантилизма может быть связано с негрубыми обменно-трофическими расстройствами внутриутробными или первых лет жизни. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания.

    В этой группе можно выделить также:

  • Дисгармонический инфантилизм (заболевание гипофизарный нанизм) – недостаток гормонов роста, причина в нарушениях эндокринной системы. Дети отличаются повышенной утомляемостью, рассеянным вниманием, педантичностью и хорошими мыслительными навыками.
  • Гипогенитальный инфантилизм – недоразвитие вторичных половых признаков. Дети склонны к рассуждениям на любые темы в течение длительного времени.
  • Задержка психического развития соматогенного происхождения. Этот тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца. В замедлении темпа психического развития детей значительная роль принадлежит стойкой астении* , снижающей не только общий, но и психический тонус. Нередко имеет место и задержка эмоционального развития – соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок.

    В астеническом состоянии ребенок не способен справиться с учебной нагрузкой. Зачастую проявляются следующие признаки утомляемости:

  • в сенсорной сфере – перестает слышать;
  • в моторной сфере – снижается физическая сила, ухудшается координация движений (осанка, почерк);
  • в когнитивной сфере – ухудшается внимание, пропадает интерес к заданиям, умственная деятельность становится менее продуктивной;
  • в эмоционально-волевой сфере – отмечается повышенная чувственная впечатлительность, привязанность к матери, тормозимость контакта с незнакомыми людьми, плаксивость, несамостоятельность.
  • Оздоровительно-коррекционная работа с детьми с астеническими состояниями включает следующие направления:
  • Лечебно-оздоровительные мероприятия, включающие медикаментозное лечение;
  • Организация охранительного режима учебной работы с учетом состояния ребенка: строгое чередование отдыха и учебы; снижение количества уроков; лишний день отдыха; в течение урока ребенку дать отдохнуть, сменив виды деятельности;
  • Психо-коррекционные мероприятия направлены на формирование навыков учебно-познавательной деятельности и коррекцию негативных тенденций (повышение уровня самооценки, коррекция страхов и т.д.).
  • Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Как известно, неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психического, в первую очередь эмоционального развития. В таких случаях речь идет о патологическом (аномальном) развитии личности.

    Этот тип задержки психического развития следует отличать от явлений педагогической запущенности, не представляющих собой патологического явления, и дефицита знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.

    ЗПР психогенного происхождения наблюдается прежде всего при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, чаще всего обусловленной явлением гипоопеки – условиями безнадзорности, при которых у ребенка не воспитываются чувства долга и ответственности, формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. Поэтому черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.

    Вариант аномального развития личности по типу «кумира семьи» обусловлен, наоборот, гиперопекой-изнеживающим воспитанием. При котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Для этого психогенного инфантилизма, наряду с малой способностью к волевому усилию, характерны черты эгоцентризма и эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку.

    Вариант патологического развития личности по невротическому типу чаще наблюдается у детей, родители которых проявляют грубость, жестокость, деспотичность, агрессию к ребенку и другим членам семьи. Так называемый тип «Золушки». В такой обстановке нередко формируется личность робкая, боязливая, эмоциональная незрелость которой проявляется в недостаточной самостоятельности, нерешительности, малой активности и инициативе и в дальнейшее приводит к дезадаптации.

    Развитие ребенка в условиях противоречивого воспитания. Дети вынуждены приспосабливаться к взрослым, что приводит к отсутствию стержневых установок и формированию неустойчивой личности.

    Задержка психического развития церебрально-органического происхождения встречается чаще других описанных этапов и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной аномалии развития. Изучение анамнеза показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору), недоношенности, асфиксии и травмы при родах, постнатальных нейроинфекций, токсико-дистрофирующих заболеваний первых лет жизни.

    Анамнестические данные часто указывают и на замедление смены возрастных фаз развития: запаздывание формирования статических функций, ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.

    В соматическом состоянии наряду с частыми признаками задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста) нередко наблюдается общая гипотрофия, что не позволяет исключить патогенетической роли нарушений вегетативной регуляции; могут наблюдаться и различные виды диспластичности телосложения. В неврологическом состоянии часто встречаются гидроцефальные, а иногда и гипертензионные стигмы (локальные участки с повышенным внутричерепным давлением), явления вегето-сосудистой дистонии.

    Церебрально-органическая недостаточность прежде всего накладывает типичный отпечаток на структуру самой ЗПР – как на особенности эмоционально-волевой незрелости, так и на характер нарушений познавательный деятельности. Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций; характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний. Внушаемость имеет грубый оттенок и нередко сопровождается отсутствием критики. Игровую деятельность характеризует бедность воображения и творчества, монотонность и однообразие. Само стремление к игре нередко выглядит как способ ухода от затруднений в занятиях. Зачастую в игру превращается деятельность, требующая целенаправленной интеллектуальной деятельности, например приготовление уроков.

    В зависимости от преобладания того или иного эмоционального фона можно выделить 2 основных вида органического инфантилизма: неустойчивый – с психомоторной расторможенностью, эйфорическим оттенком настроения и импульсивностью и тормозимый – с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, боязливостью.

    Для ЗПР этого типа характерны нарушения познавательной деятельности, обусловленные недостаточностью внимания, памяти, инертностью психических процессов, их медлительностью и пониженной переключаемостью, а также недостаточностью отдельных корковых функций.

    Психолого-педагогические исследования, проведенные в НИИ дефектологии АПН СССР под руководством В.И. Лубовского, констатируют, что у этих детей неустойчивость внимания, недостаточность развития фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, оптико-пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти, зрительно-моторной координации, автоматизации движений и действий. Нередко обнаруживается плохая ориентировка в «правом-левом», явления зеркальности в письме, затруднения в различении сходных графем.

    Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

    В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного), а также от времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов задержка психического развития дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности. В результате изучения психических процессов и возможностей обучения детей с ЗПР был выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально-волевой сфере, поведении и личности в целом. Были выявлены следующие общие для ЗПР различной этиологии черты:

  • низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости;
  • незрелость эмоций и воли;
  • ограниченный запас общих сведений и представлений;
  • обедненный словарный запас;
  • несформированность навыков интеллектуальной деятельности;
  • неполная сформированность игровой деятельности.
  • Память: Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.

    Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а также специальные психологические исследования указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.

    Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с ЗПР является снижение их познавательной активности. В исследовании Т. В. Егоровой (1969) эта проблема была подвергнута специальному изучению. Одна из применявшихся в работе экспериментальных методик предусматривала использование задания, цель которого состояла в раскладывании картинок с изображениями предметов на группы в соответствии с начальной буквой названия этих предметов. Было выявлено, что дети с задержкой развития не только хуже воспроизводили словесный материал, но и тратили на его припоминание заметно больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Главное отличие заключалось не столько в неординарной продуктивности ответов, сколько в разном отношении к поставленной цели. Дети с ЗПР самостоятельно почти не предпринимали попыток добиться более полного припоминания и редко применяли для этого вспомогательные приемы. В тех случаях, когда это все же происходило, зачастую наблюдалась подмена цели действия. Вспомогательный способ использовался не для припоминания нужных слов, начинающихся на определенную букву, а для придумывания новых (посторонних) слов на туже букву.

    В исследовании Н.Г. Поддубной изучалась зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от характера материала и особенностей деятельности с ним у младших школьников с ЗПР. Испытуемые должны были устанавливать смысловые связи между единицами основного и дополнительного наборов слов и картинок (в разных комбинациях). Дети с ЗПР обнаружили затруднения при усвоении инструкции к сериям, требующим самостоятельного подбора существительных, подходящих по смыслу к предъявленным экспериментатором картинкам или словам. Многие дети не поняли задание, но стремились побыстрее получить экспериментальный материал и начать действовать. При этом они, в отличие от нормально развивающихся дошкольников, не могли адекватно оценить свои возможности и были уверены, что знают, как выполнять задание. Выявились отчетливые различия как по продуктивности, так и по точность и устойчивости непроизвольного запоминания. Количество правильно воспроизводимого материала в норме было выше в 1,2 раза.

    Н.Г. Поддубная отмечает, что наглядный материал запоминается лучше вербального и в процессе воспроизведения является более действенной опорой. Автор указывает на то, что непроизвольная память у детей с ЗПР страдает не в такой мере, как произвольная, поэтому целесообразно ее широкое их обучении.4

    ТА. Власова, М.С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у учащихся с задержкой психического развития как на одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты: таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условия задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.

    Специфические особенности памяти детей с ЗПР:

    Снижение объема памяти и скорости запоминания,

    Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме,

    Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме,

    Преобладание наглядной памяти над словесной,

    Снижение произвольной памяти.

    Нарушение механической памяти.

    Внимание : Причины нарушенного внимания:

    Оказывают свое влияние имеющиеся у ребенка астенические явления.

    Несформированность механизма произвольности у детей.

    Несформированность мотивации, ребенок проявляет хорошую концентрацию внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации - нарушение интереса.

    Исследователь детей с ЗПР Л.М. Жаренкова отмечает следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения:

    Низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость. В исследовании Н.Г. Поддубной ярко проявились особенности внимания у детей с ЗПР: в процессе выполнения всего экспериментального задания наблюдались случаи колебаний внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость и утомляемость.

    Низкий уровень устойчивости внимания. Дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью.

    Более сильно нарушено произвольное внимание. В коррекционной работе с этими детьми необходимо придавать большое значение развитию произвольного внимания. Для этого использовать специальные игры и упражнения («Кто внимательней?», «Чего не стало на столе?» и так далее). В процессе индивидуальной работы применять такие приемы, как рисование флажков, домиков, работа по образцу и т.д.

    Восприятие . Причины нарушенного восприятия: при ЗПР нарушена интегративная деятельность коры головного мозга, больших полушарий и, как следствие, нарушена координированная работа различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы, что ведет к нарушению системных механизмов восприятия.

    Недостатки восприятия:

  • Недоразвитие ориентировочно-исследовательской деятельности в первые годы жизни и, как следствие, ребенок недополучает полноценного практического опыта, необходимого для развития его восприятия. Особенности восприятия:
  • Недостаточная полнота и точность восприятия связана с нарушением внимания, механизмов произвольности.
  • Недостаточная целенаправленность и организованность внимания.
  • Замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия. Ребенку с ЗПР требуется больше времени, чем нормальному ребенку.
  • Низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».).
  • Снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно.
  • Наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер - зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.
  • Задача педагога заключается в том, чтобы помогать ребенку с ЗПР упорядочить процессы восприятия и учить воспроизводить предмет целенаправленно. На первом учебном году обучения взрослый руководит восприятием ребенка на занятии, в более старшем возрасте детям предлагается план их действий. Для развития восприятия материал детям предлагается в виде схем, цветных фишек.

    Особенности мыслительной деятельности детей ЗПР

    Эту проблему изучали У.В. Ульенкова, Т.В. Егорова, Т.А. Стрекалова и другие. Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации.

    На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы:

  • уровень развития внимания;
  • уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире (чем богаче опыт, тем более сложные выводы может делать ребенок);
  • уровень развития речи;
  • уровень сформированности механизмов произвольности (регуляторных механизмов). Чем старше ребенок, тем более сложные задачи он может решить. К 6-7 годам дошкольники способны выполнять сложные интеллектуальные задачи, даже если они ему неинтересны (действует принцип: «так надо» и самостоятельности)6.
  • У детей с ЗПР все эти предпосылки развития мышления в той или иной степени нарушены. Дети с трудом концентрируются на задании. У этих детей нарушено восприятие, они имеют в своем арсенале довольно скудный опыт - все это определяет особенности мышления ребенка с задержкой психического развития.

    Та сторона познавательных процессов, которая у ребенка нарушается, связана с нарушением одного из компонентов мышления.

    У детей с ЗПР страдает связная речь, нарушена способность планировать свою деятельность с помощью речи; нарушена внутренняя речь - активное средство логического мышления ребенка.

    Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР:

    Несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Дети не заинтересованы в результате выполнения задания. Эта особенность мышления проявляется в школе, когда дети очень быстро теряют интерес к новым предметам.

    Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Дети с ЗПР начинают действовать сразу, с ходу. Это положение подтвердилось в эксперименте Н.Г. Поддубной. При предъявлении инструкции к заданию многие дети не поняли задания, но стремились побыстрее получить экспериментальный материал и начать действовать. Следует заметить, что дети с ЗПР в большей мере заинтересованы в том, чтобы побыстрее закончить работу, а не качеством выполнения задания. Ребенок не умеет анализировать условия, не понимает значимости ориентировочного этапа, что приводит к появлению множества ошибок. Когда ребенок начинает обучаться, очень важно создать условия для того, чтобы он первоначально думал, анализировал задание.

    3.Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из-за поспешности, неорганизованности действуют наугад, не учитывая в полном объеме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодоления трудностей). Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вроде бы правильно дает ответ, но объяснить его не может.

    4.Стереотипность мышления, его шаблонность.

    Наглядно-образное мышление .

    Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия - все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности.

    Логическое мышление .

    У детей с задержкой психического развития имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления:

  • Анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить главное, выделяют незначительные признаки);
  • Сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным признакам);
  • Классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил).
  • У всех детей с ЗПР уровень логического мышления значительно отстает от уровня нормального школьника. К 6-7 годам дети с нормальным умственным развитием начинают рассуждать, делать самостоятельные выводы, стараются все объяснить. Дети самостоятельно овладевают двумя видами умозаключений:

  • Индукция (ребенок способен делать общий вывод путем частных фактов, то есть от частного к общему).
  • Дедукция (от общего к частному).
  • Дети с ЗПР испытывают очень большие трудности при выстраивании самых простых умозаключений. Этап в развитии логического мышления - осуществление вывода из двух посылок - еще мало доступен детям с ЗПР. Чтобы дети сумели сделать вывод, им оказывает большую помощь взрослый, указывающий направление мысли, выделяющий те зависимости, между которыми следует установить отношения.7 По мнению Ульенковой У.В., «дети с ЗПР не умеют рассуждать, делать выводы; стараются избегать таких ситуаций. Эти дети из-за несформированности логического мышления дают случайные, необдуманные ответы, проявляют неспособность к анализу условий задачи. При работе с этими детьми необходимо обращать особое внимание на развитие у них всех форм мышления».

    Учитывая все выше сказанное, этим детям необходим особый подход.

    Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР:

  • Соблюдение определенных гигиенических требований при организации занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях.
  • Тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.
  • Контроль за организацией деятельности детей на занятиях: важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать в план занятий физкультминутки.
  • Педагог должен следить за реакцией, за поведением каждого ребенка и использовать индивидуальный подход.
  • Вопросы для самоконтроля:

  • Сколько типов ЗПР выделила К.С. Лебединская? Назовите их.
  • Что провоцирует развитие задержки психического развития соматогенного происхождения?
  • Охарактеризуйте общие черты, присущие категории детей с задержкой психического развития?
  • Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии: Учебник.- Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006.- 335с.

    Задержка психического развития относится к нарушениям темпа психического развития. Со временем у ребенка наблюдается отставание от сверстников в психическом развитии. Задержка психического развития неоднородна по своей сути, так как имеет различные причины.

    По этиологии выделяют 4 типа ЗПР:

    • конституционального происхождения;
    • психогенного характера;
    • соматогенного характера;
    • церебрально-органического характера.

    Все типы ЗПР имеют свои особенности, которые проявляются в эмоциональной незрелости и нарушениях познавательной сферы. Некоторые типы ЗПР сопровождаются осложнениями в соматической и неврологической сферах. Но главное отличие типов задержек в особенностях развития психических функций.

    Особенности ЗПР конституционального происхождения

    Задержка психического развития конституционального происхождения в медицине называется гармоническим психофизическим инфантилизмом. При его диагностике выявляется семейная обусловленность инфантилизма, то есть он встречается и у других членов семьи, но не достигает патологического уровня.

    Гармонический психофизический инфантилизм затрагивает не только психическое, но физическое развитие ребенка. Дети по росту и физической форме отстают от сверстников на 1,5-2 года.

    Такие дети характеризуются проявлениями живой мимики, выразительной жестикуляции, резкими выразительными движениями. Дети имеют круг интересов, суженный до игровой деятельности. При этом, сама игра очень развитая, сюжетно-ролевая, наполненная массой мелких сюжетов и добавочных персонажей. В процессе игры ребенок проявляет творчество и выдержку.

    Наряду с развитой игровой деятельностью нужно констатировать, что учебно-познавательная деятельность для этих детей мало привлекательна. Учебные задания вызывают быструю пресыщаемость.

    Получается парадокс: дети неутомимы в игре, но очень быстро устают в учебной деятельности. Особенно трудно им даются однообразные задания, требующие удержания внимания на продолжительное время: чтение, рисование, письмо.

    Дети эмоционально нестабильны. Они могут плакать по пустякам, но быстро переключаются на игру или другие приятные для них предметы или виды деятельности. При этом следов предыдущей «истерики» просто не наблюдается.

    Дети с ЗПР конституционного происхождения любят фантазировать. Причем фантазия для них является средством психической стабилизации. Они вытесняют фантазиями и вымыслами неприятные жизненные ситуации.

    Гармонический психофизический инфантилизм затрагивает эмоционально-волевую сферу, которая приводит к недостаточности произвольной регуляции деятельности, а также психических процессов: мышления, внимания, запоминания.

    При правильной организации учебного процесса, с обязательным использованием методов поощрения дети с гармоническим инфантилизмом демонстрируют высокие результаты. В дальнейшем возможно максимальное приближение таких детей к уровню сверстников, благодаря классам выравнивания.

    Причины инфантилизма

    Причинами инфантилизма могут быть:

    • поражение центральной нервной системы в результате черепно-мозговых травм или инфекций;
    • эндокринные нарушения, хронические заболевания, поражения внутренних органов (почки, сердце, печень);
    • ментальный метаболизм.

    Особого внимания заслуживает ментальный метаболизм как ситуация выявления необходимости в определенных веществах в процессе развития.

    Коррекция задержки психического развития конституционного происхождения

    Гармонический инфантилизм довольно успешно поддается коррекции при условии правильно организованной развивающей среды.

    Динамика развития ребенка зависит от глубины нарушений, уровня интеллекта, особенностей умственной работоспособности и ранней коррекции. Время начала коррекционно-развивающей работы имеет первостепенное значение. Чем раньше выявлена задержка и начата коррекционная деятельность, тем больше шансов у ребенка приблизится в своем развитии к требованиям нормы.

    Трудности построения коррекционных программ обусловлены многообразием проявления ЗПР. Нужно знать, что каждый ребенок с гармоническим инфантилизмом имеет целый ряд особенностей, включающих незрелость эмоционально-волевой сферы и несформированность познавательной деятельности.

    Коррекционно-педагогическая работа с детьми условно подразделяется на два блока:

    1. Образовательный;
    2. Развивающий.

    Начинать коррекционную работу нужно дошкольного возраста, чтобы на момент начала школьного обучения уровень развития ребенка был четко определен, и вместе с ним было принято решение о типе класса для обучения ребенка.

    Индивидуальные коррекционные программы учитывают следующие особенности ребенка:

    • уровень интеллекта;
    • эмоциональное и личностное развития;
    • сенсомоторное развитие детей,
    • формирование операционной и мотивационно-потребностной сферы;
    • развитие перцептивных действий;
    • формирование структуры мыслительной деятельности.

    Родителям и педагогам нужно знать, что не существует общих программ. Коррекционно-педагогические программы могут быть только индивидуальными. Для их обработки нужно обратиться к специалистам в медицинские, психологические и психиатрические центры.

    Родителей иногда обескураживает, когда у их ребенка диагностируется задержка психического развития (ЗПР). Чаще всего это нарушение хорошо корректируется при правильном подходе родителей и педагогов. Но для этого надо выявить пораньше у ребенка это отклонение от нормы. Тесты в статье помогут это сделать, а уникальная таблица поможет определить вид ЗПР у ребенка. Также в этом материале приведены советы родителям малышей с задержкой психологического развития.

    Что означает диагноз ЗПР — кому и когда ставят задержку психологического развития?

    Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального развития психики, которое характеризуется отставанием в развитии отдельных психических функций (мышления, памяти, внимания).

    Диагноз ЗПР, как правило, ставится детям до 8 лет. У новорожденных детей задержку психического развития выявить невозможно, поскольку нормально. Когда ребенок подрастает, родители не всегда обращают внимание на ограничение его умственных способностей или списывают это на маленький возраст. Но некоторым детям в младенчестве могут ставить . Он указывает на некоторые нарушения в работе головного мозга, которые в более взрослом возрасте могут проявиться в виде ЗПР.

    Посещая детский садик, ЗПР у ребенка не всегда удается диагностировать, поскольку там от ребенка не требуется какая-либо интенсивная умственная деятельность. Но при поступлении в школу ребенок с задержкой психического развития будет явно выделяться на фоне остальных детей, потому что ему:

    • тяжело сидеть на уроках;
    • тяжело слушаться учителя;
    • концентрировать свое внимание на умственной деятельности;
    • нелегко учиться, так как он стремится играть и развлекаться.

    Физически дети с ЗПР здоровы, основная трудность для них – это социальная адаптация. У детей с ЗПР может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллекта.

    • При задержке развития эмоциональной сферы умственные способности детей относительно нормальные. Эмоциональное развитие таких детей не соответствует их возрасту и соответствует психике более младшего ребенка. Эти дети могут неутомимо играть, они несамостоятельны и любая умственная деятельность для них очень утомительна. Таким образом, посещая школу им тяжело концентрировать внимание на учебе, слушаться учителя и подчиняться дисциплине в классе.
    • Если у ребенка наблюдается з амедленное развитие интеллектуальной сферы , то он наоборот будет спокойно и терпеливо сидеть на уроках, слушать учителя и подчинятся старшим. Такие дети очень робкие, стеснительные и любые трудности принимают близко к сердцу. Они попадают на консультацию психолога не из-за дисциплинарных нарушений, а по причине трудностей с обучением.

    Тесты на выявление ЗПР — 6 способов определить задержку психического развития у ребенка

    Если у родителей появляются сомнения относительно умственного развития их ребенка, то существую некоторые тесты, которые помогут определить нарушения психического развития.

    Не стоить трактовать результаты этих тестов самостоятельно, поскольку этим должен заниматься только специалист.

    Тест №1 (до 1 года)

    Физическое и психологическое развитие ребенка должно соответствовать его возрасту. Начать держать головку он должен не позже, чем в 1,5 месяца, переворачиваться со спины на живот — в 3-5 месяцев, сидеть и вставать — в 8-10 месяцев. Стоит также обратить внимание на . Ребенок в 6-8 месяцев должен лепетать, а к 1 году проговаривать слово «мама».

    Шкала KID-R для оценки развития ребенка в возрасте от 2 до 16 месяцев — и

    Тест №2 (9-12 месяцев)

    В таком возрасте у ребенка начинают формировать простые мыслительные навыки. К примеру, вы можете на глазах у ребенка спрятать под коробочку игрушку и с удивлением спросить «Где игрушка?», малыш в ответ должен убрать коробочку и с восторгом показать, что он нашел игрушку. Ребенок должен понимать то, что игрушка не может исчезнуть бесследно.

    Тест №3 (1-1,5 года)

    В таком возрасте у малыша проявляется интерес к окружающему миру. Ему интересно познавать что-то новое, пробовать новые игрушки на ощупь, проявлять радость при виде мамы. Если такой активности за малышом не наблюдается, это должно вызвать подозрение.

    Шкала RCDI-2000 для оценки развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет — скачать бланк анкеты в формате PDF и инструкцию для родителей по заполнению

    Тест №4 (2-3 года)

    Существует детская игра, где нужно вставлять фигуры в соответствующие им отверстия. В возрасте двух-трех лет малыш должен это делать без проблем.

    Тест №5 (3-5 лет)

    В таком возрасте у ребенка начинает формироваться кругозор. Он называет вещи своими именами. Ребенок может объяснить, что такое машина или какую роботу делает доктор. Не стоит в таком возрасте требовать от малыша много информации, но тем не менее, узкий словарный запас и ограниченный кругозор должны вызвать подозрения.

    Тест №6 (5-7 лет)

    В этом возрасте малыш свободно считает до 10 и делает вычислительные операции в пределах этих цифр. Он свободно называет названия геометрических фигур и понимает, где один объект, а где много. Также ребенок должен четко знать и называть основные цвета. Очень важно обратить внимание на его творческую деятельность: дети в таком возрасте должны рисовать, что-то лепить или конструировать.

    Факторы, вызывающие ЗПР

    Причин задержки психического развития у детей может быть несколько. Иногда это социальные факторы, а в других ситуациях причина ЗПР – врожденные патологии головного мозга, которые определяют при помощи различных обследований (например, ).

    • К социальным факторам ЗПР относятся несоответствующие условия воспитания ребенка. Такие дети часто не имеют родительской или материнской любви и заботы. Их семьи могут быть антисоциальными, неблагополучными или же эти дети воспитываются в детских домах. Это оставляет тяжкий след на психике малыша и часто сказывается на его психическом здоровье в будущем.
    • К физиологическим причинам ЗПР относят наследственность, врожденные заболевания, тяжелую беременность матери или же перенесенные в раннем детстве болезни, которые повлияли на нормальное развитие головного мозга. В этом случае из-за поражений головного мозга страдает психическое здоровье малыша.

    Четыре типа задержки психологического развития у детей

    Таблица 1. Виды ЗПР у детей

    Тип ЗПР Причины Как проявляется?
    ЗПР конституционального происхождения Наследственность. Одновременная незрелость телосложения и психики.
    ЗПР соматогенного происхождения Ранее перенесенные опасные заболевания, которые влияют на развитие головного мозга. Интеллект в большинстве случаев не страдает, но функции эмоционально-волевой сферы значительно отстают в развитии.
    ЗПР психогенного происхождения Несоответствующие условия воспитания (дети-сироты, дети с неполных семей и др.). Снижение интеллектуальной мотивации, несамостоятельность.
    Церебрально-органического происхождения Грубые нарушения созревания головного мозга из-за патологий беременности или после перенесенных тяжелых заболеваний на первом году жизни. Самая тяжелая форма ЗПР, присутствуют явные задержки развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы.

    В большинстве ситуаций родители очень болезненно воспринимают диагноз ЗПР, часто не понимая его значения. Важно осознать, что задержка психического развития не значит, что ребенок психически больной. ЗПР означает, что ребенок развивается нормально, только немного отстает от своих одногодок.

    При правильном подходе к этому диагнозу уже к 10 годам можно устранить все проявления задержки психического развития.

    • Изучите это заболевание с научной точки зрения . Прочитайте врачебные статьи, проконсультируйтесь с психиатром или психологом. Родителям будут полезны статьи: О.А. Виноградова «Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития», Н.Ю. Борякова «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития», Д.В. Зайцев «Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье».
    • Обратитесь к специалистам . Детям с ЗПР необходима консультация врача-невролога, психоневролога, а также помощь учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда.
    • Полезным будет использование в обучении дидактических игр . Подбирать такие игры нужно исходя из возраста и умственных способностей ребенка, они не должны быть тяжелыми и непонятными для малыша.
    • Дети старшего дошкольного или младшего школьного возраста должны посещать занятия по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений). Это поможет им подготовиться к усвоению математики и точных наук, улучшить логическое мышление и память.
    • Выделите конкретное время (20-30 мин) на выполнение уроков и ежедневно в это время садитесь с ребенком за уроки. Изначально помогайте ему, а потом постепенно приучайте к самостоятельности.
    • Найдите единомышленников . Например, на тематических форумах можно найти родителей с такой же проблемой и поддерживать с ними общение, обмениваясь своим опытом и советами.

    Родителям важно понимать, что ребенок с ЗПР не считается умственно отсталым, поскольку он прекрасно понимает суть происходящих событий, осознанно выполняет поставленные задачи. При правильном подходе, в большинстве случаев интеллектуальные и социальные функции ребенка со временем приходят в норму.

    Современные школьные программы требуют от ребенка достаточно высокой подготовленности к школьному обучению. Однако далеко не все дети поддаются подготовке. Подготовительные программы активно выявляют детей с недостаточной зрелостью мозговых и социальных функций. Психическое развитие ребенка соответствует более раннему этапу развития. Это явление называется задержкой психического развития.

    Скорректировать темп и уровень психического развития ребенка возможно при условии сохранности мозговых систем. Однако это наблюдается далеко не всегда. Очень часто наблюдается стойкое нарушение психического развития церебрально-органического происхождения. При этом типе ЗПР диагностируются нарушения эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности.

    Церебрально-органическая задержка психического развития

    Дети с ЗПР церебрально-органического типа характеризуются наличием органической недостаточности нервной системы негрубой выраженности. Причиной появления органических недостатков может быть патология беременности:

    • токсикозы в тяжелой форме;
    • интоксикации;
    • инфекции;
    • недоношенность;
    • асфиксия;
    • инфекции;
    • болезни с осложнениями в первые годы жизни ребенка.

    Медики констатируют, что у 70% детей с ЗПР задержка имеет именно церебрально-органический характер. У таких детей задержка проявляется на ранних этапах развития. Они гораздо позже своих сверстников начинают ползать, ходить, говорить. У них позже проявляются психические реакции и формируются различные умения и навыки.

    У детей с ЗПР этого типа наблюдается задержка физического развития и общая гипотрофия. В неврологическом плане часто наблюдается: вегето-сосудистая дистония, гидроцефальные явления, нарушения черепно-мозговой иннервации.

    Наблюдения за ребенком констатируют отсутствие живости и яркости эмоций. Дети не проявляют интереса к оценке своей деятельности, они имеют низкий уровень притязаний, характеризуются некритичностью, бедностью воображения и творчества.

    Познавательная деятельность обусловлена недостатками памяти, внимания, мышления, пассивностью и медлительностью протекания психических процессов.

    Отдельные корковые функции характеризуются дефицитарностью:

    • недоразвитие фонематического слуха;
    • недостаточность зрительного и тактильного восприятия;
    • несформированность моторной стороны речи;
    • проблемы зрительно-моторной координации;
    • низкий уровень развития психических процессов.

    У детей с ЗПР церебрально-органического происхождения часто наблюдается ряд расстройств энцефалопатического характера:

    1. Церебрастенические явления, отражающие нейродинамические расстройства и повышенную истощаемость ЦНС.
    2. Неврозоподобные явления: боязливость, тревожность, склонность к страхам, навязчивые движения, заикание.
    3. Психомоторная возбудимость: расторможенность, суетливость, отвлекаемость.
    4. Аффективные нарушения: немотивированные колебания настроения: понижение настроения с недоверчивостью и склонностью к ; повышенное настроение с дурашливостью, назойливостью.
    5. Патоподобные нарушения: сочетание расторможенности, аффективной неустойчивости с отрицательным отношением к учебе.
    6. Различные виды судорожных припадков.
    7. Двигательная заторможенность и эмоциональная вялость.

    Диагностика ЗПР церебрально-органического происхождения

    Диагностика ЗПР связана с консультированием родителей или других взрослых, окружающих ребенка. В ходе беседы выясняются жалобы и замечания со стороны взрослых, выявляются особенности рождения и развития ребенка. Для правильной диагностики важно подробное описание поведения ребенка в условиях дома и образовательного учреждения.

    В ходе беседы с ребенком определяется уровень его психического развития, а также его эмоциональные и поведенческие реакции. Для определения уровня психического развития используются стандартизированные тесты. Важно повторять изучение каждого психического процесса с помощью другой процедуры.

    В определении диагноза поможет нейропсихическая диагностика, проводимая психиатрическими методами.

    Особенности воспитания и обучения детей с ЗПР

    Диагноз «задержка психического развития», прежде всего, определяет ряд необходимых особенностей воспитания и обучения ребенка:

    • Ребенок должен посещать специализированные образовательные учреждения.
    • Особое внимание нужно уделять развитию познавательной сферы: внимания, памяти, мышления.
    • Дети с ЗПР органического происхождения нуждаются в специализированных логопедических занятиях.
    • Необходимы занятия по развитию мелкой моторики руки, включающие занятия продуктивными видами деятельности (аппликация, рисование, лепка и др.).
    • Необходимо проводить занятия на развитие и коррекцию эмоциональной сферы.

    Коррекция задержки психического развития – явление сложное и неоднозначное. Процесс коррекции должен сопровождаться курсом медикаментозного лечения, массажа и лечебной физкультуры. Очень сложно подобрать идеальные коррекционно-развивающие методы. Часто на подбор методов и программ обучения требуется длительное время. При этом от родителей требуется нескончаемое терпение, внимание, забота, тепло и ласка.



    mob_info