Ребенок год и 10 отказывается спать днем. Что делать, если ребенок отказывается спать днем. В жизни ребенка произошли серьезные изменения

Ученые-сомнологи и консультанты по детскому сну не готовы дать единый ответ на вопрос о целесообразности дневного сна. В большинстве западных стран малышей трех-четырех лет не будут принуждать ко сну в светлое время суток, если ребенок активен и не проявляет признаков переутомления.


В нашей стране также отмечается тенденция к отказу от дневного сна. Между тем, нервная система ребенка 1,5-3 лет испытывает значительные перегрузки от обилия впечатлений, полученных в период бодрствования. Чтобы «перезагрузиться», ей требуется от 12 до 13 часов сна в сутки. При отказе от дневного сна, родителям необходимо укладывать ребенка на ночь очень рано - в 6-8 часов вечера. Для многих российских семей раннее укладывание неприемлемо: отцы не готовы жертвовать чуть ли не единственной возможностью пообщаться с собственным чадом в будний день.

Чем чревато позднее укладывание спать при отсутствии дневного сна?

Результат прогнозируем: недосыпы сделают ребенка раздражительным и капризным, у него будут чаще случаться истерики , снизится способность к концентрации. Некоторые родители спишут данные симптомы на «трудность» характера и будут принимать меры по перевоспитанию малыша, не догадываясь о том, что его нервной системе просто нужен отдых. Напротив: дети, отдыхающие в полном объеме, растут и развиваются быстрее. Поэтому не стоит отвергать традиционную практику «тихого часа».

Сколько часов в сутки должен спать ребенок?

Спать дети должны много, гораздо больше, чем взрослые. Потребность во сне у годовалого малыша составляет не менее 14 часов в день - это время складывается из 11-часового ночного сна и двух дневных «сиест». В полуторагодовалом возрасте режим меняется: остается один дневной сон продолжительностью в 2,5-3-часа. В идеале, «тихий час» должен сохраняться вплоть до школы, однако так происходит не всегда - в силу возрастных и индивидуальных особенностей дети могут отказаться от послеобеденного отдыха гораздо раньше.

В каком возрасте дети начинают протестовать против дневного сна?

Как правило, впервые ребенок пробует устроить «забастовку» уже с 1-1,5 лет. Связано это как с кризисом первого года жизни , так и с родительскими установками на несоблюдение режима дня. Проходя важный этап взросления, малыш проверяет границы дозволенного, учится принимать первые волевые решения и отстаивать свои желания. Это совершенно нормально.


Детки в возрасте 3 лет могут не спать днем по разным причинам:

    Неудачно составленное расписание «развивашек», совпадающее со временем дневного сна.

    Кризис трех лет , выраженный негативизмом, упрямством и другими симптомами кардинальной перестройки личности. Этот период нужно просто пережить, помня о том, что за каждым возрастным кризисом скрывается позитивное содержание.

    Раннее укладывание на ночной сон, когда ребенок спит полные 12 часов, положенные ему по возрасту.

    Поводом для отказа от дневного сна могут стать изменения в укладе жизни: изменение статуса семьи (развод родителей), пополнение семьи (рождение второго ребенка ), и т.д.

    Нежелание родителей прикладывать усилия для организации дневного сна ребенка.

Что делать, если ребенок в 1,5-2 года отказывается спать днем?

Прежде всего, родителям следует понимать - в этом возрасте отказ от послеобеденного отдыха является ложным. Иными словами, малыш протестует не потому, что перестал испытывать потребность в дневном сне, а потому, что переживает возрастной кризис. Стоит набраться терпения и продолжать устраивать тихий час несмотря на активный протест. Не заставляйте засыпать против воли, достаточно просто полежать в кроватке в привычное время. Непростой период бунта, как правило, длится не дольше четырех недель - если проявить спокойную настойчивость, со временем малыш снова начнет спать днем.


В три года можно прекратить укладывать ребенка спать днем только в случае, если:

  • Выполняется суточная норма сна в течение ночи (12 часов);
  • Ребенок бодрствует днем, не проявляя симптомов нервного переутомления (агрессия, истерики);
  • Сохраняется преимущественно позитивное, ровное настроение.
При соблюдении перечисленных условий и по достижении ребенком трехлетнего возраста, родители могут прервать практику дневного сна. По необходимости и при повышенных эмоциональных или физических нагрузках «тихий час» можно возобновить даже для школьника. Дневной сон должен занять достойную нишу в режиме дня ребенка: особенно он необходим городским детишкам - в условиях переизбытка внешних раздражителей нервная система перегружается быстрее и восстанавливаются дольше, а значит, на сон требуется больше времени.

Дневной сон очень важен для малыша. Отдых в послеобеденное время способствует нормальному развитию. А что делать, если ребенок в 2 года не хочет спать днем? И как это влияет на его самочувствие? В статье пойдет речь о причинах отказа от сна и возможности быстро решить эту проблему.

Зачем ребенку спать днем

Специалисты утверждают, что хороший послеобеденный сон увеличивает эффективность и концентрацию внимания, улучшает эмоциональное и психическое состояние крохи. Выспавшийся ребенок уравновешен, спокоен, самостоятельно себя развлекает и не требует постоянного присутствия взрослого рядом с собой. Педиатры отмечают пользу дневного сна не только для младенцев, но и для детей старшего возраста. Для профилактики неврологических и поведенческих проблем у детей после года важен ежедневный послеобеденный отдых.

Многие родители допускают ошибку, считая, что ребенок, не спавший днем, легче уснет в вечернее время. Чаще всего происходит другая ситуация: перевозбужденный малыш не может уснуть вечером, а ночью постоянно крутится и просыпается. Это свидетельствует о переутомлении.

Важно помнить, что в младенчестве дети спят столько, сколько им необходимо. А начиная с 2-летнего возраста их психика сильно меняется. Так почему ребенок в 2 года не хочет спать днем? Дело в том, что с этого возраста у крохи появляются чувство беспокойства, страха, возбуждения, поэтому качество и количество сна существенно сокращается. Если он постоянно находится в состоянии недосыпа, то у него снижается способность к обучению, ухудшается состояние иммунной системы.

Одна из главных задач родителей - правильно организовать дневной сон для малыша. Это поможет ему хорошо развиваться как интеллектуально, так и физически.

Сколько часов должен спать малыш

В вопросе сна не существует строгих норм, кроха самостоятельно определяет, как долго он хочет спать. Для некоторых детей нормальным считается длительный отдых, а для других - непродолжительный.

Сколько часов спит ребенок в 2 года? Так, согласно исследованиям доктора Комаровского, существуют такие нормы среднесуточной потребности детей в сне:

  • до 3 месяцев малышу следует спать от 16 до 20 часов;
  • до 6 месяцев - не менее 14,5 часов;
  • от 1 до 2 лет - не более 13,5 часов в сутки;
  • в 2-4 года - не менее 13 часов;
  • в 4-6 лет - около 11,5 ч в день;
  • в 6-12 лет суточная норма сна не превышает 9,5 часов;
  • после 12 лет ребенку достаточно спать 8,5 часов в сутки.

Если малыш до 3 лет спит менее 12 часов в сутки, то чаще всего он компенсирует недостаточный дневной сон в ночное время. Специалисты обращают внимание молодых родителей, что если кроха долго не спал, но остается спокойным, любознательным, веселым, то для него существуют индивидуальные нормы.

Обычно новорожденные спят от одного кормления до другого. И чем старше становятся, тем меньше отдыхают. Сначала кроха начинает бодрствовать после обеда, а спит не более 17 часов в сутки. Затем ребенок переходит на 2-хразовый дневной сон.

В каждом возрасте существуют свои особенности. Режим сна ребенка в 2 года меняется, и он спит всего 1 раз, а длительность такого сна не превышает 3 часов. Ближе к 3-4 годам он может полностью отказаться от дневного сна. Однако некоторые дети сохраняют потребность в послеобеденном отдыхе вплоть до 6-7 лет. И педиатры советуют дошкольникам до этого возраста отдыхать днем.

Что делать, если ребенок не хочет спать днем

Режим дня, питание, одежда, прогулки очень сильно влияют на качество сна малыша. Чтобы кроха с удовольствием отправлялся спать, нужно установить правильный режим сна в 2 года, а также родителям необходимо обеспечить:

  1. Правильное и сбалансированное питание.
  2. Постоянные прогулки и игры на свежем воздухе.
  3. Регулярную влажную уборку в детской комнате.
  4. Комфортную, чистую и мягкую постель.

Обычно у детей, имеющих свой график, не возникает капризов по поводу дневного сна. Они привыкли, что в определенное время идут кушать, играть, спать. Конечно, не нужно слишком тщательно соблюдать режим дня. Если ребенок выглядит уставшим ранее положенного срока, то его лучше уложить спать и не ждать нужного времени. Однако если он еще играет или досматривает последний мультик перед сном, то не следует прерывать процесс и силой тащить в постель. Лучше разрешить завершить начатое и спокойно пойти отдыхать.

Родителям не следует укладывать кроху обратно спать, если он проснулся раньше времени. Также не стоит будить его, если время, отведенное на дневной сон, уже закончилось. Лучше больше обращать внимание на состояние и самочувствие ребенка, чем на часы.

Причины отказа от дневного сна

Не у всех двухлетних детей имеется потребность в дневном сне. Поэтому если ребенок крепко спит ночью, у него достаточная физическая активность и не случаются истерики, то послеобеденный сон ему не нужен. Взамен в это время можно поиграть в спокойные игры, полежать и почитать интересную книгу.

Бывают случаи, когда родители замечают, что отсутствие дневного сна приводит к плохому самочувствию крохи. Поэтому ответом на вопрос о том, что делать, если ребенок в 2 года не хочет спать днем, станет рекомендация изучить самые распространенные причины и способы их решений.

Причина Описание причины Решение
Неправильный режим дня Ученые доказали, что существует определенное время, когда ребенок готов уснуть и получить сон высокого качества. В это время изменяется температура тела, обмен веществ замедляется и при наличии потребности организм засыпает. Оптимальным временем отхода ко сну для двухгодовалого ребенка станет промежуток между 12:30 и 13 часами дня. При условии, что кроха проснулся не позже 7 часов утра.
Резкая и частая смена деятельности Дети по своей природе очень любознательны и активны. Поэтому дневное время наполнено для них играми, смехом, слезами, песнями. И если в это время мама начнет укладывать спать без завершения процесса, то, скорей всего, столкнется с нежеланием ложиться и плачем. Родителям желательно сформировать ритуалы, которые помогут ребенку настроиться на дневной сон. Не стоит использовать слишком затянутую процедуру перед ночным отдыхом. Однако некоторые элементы можно взять. Знание последовательности действий поможет малышу эмоционально подготовиться к послеобеденному сну и избежать протестов.
Неправильная обстановка в комнате для сна Очень сложно засыпать, когда комната залита солнечным светом, из открытых окон доносится смех играющих детей, да и недавняя прогулка еще помнится. Детям, как и всем взрослым, проще заснуть в темном и хорошо проветренном помещение. Родителям не стоит открывать настежь окна или включать свет, лучше создать в комнате полутемную атмосферу. Это поможет организму малыша вырабатывать гормон мелатонин, который отвечает за хороший и крепкий сон. Чтобы создать в комнате атмосферу для сна, можно воспользоваться плотными шторами или кассетными жалюзи. Если на улице слишком шумно и звук проникает даже через закрытые окна, то можно включить в комнате белый шум. Фоном в комнате может стать шум статики между радиостанциями, звук дождя или прибоя. Такие звуки не вызывают привыкания. А вот классическая музыка для этих целей не подойдет.
Негативные ассоциации со сном

Пока малыш маленький, родители делают все возможное, чтобы он как можно дольше спал. И это правильно, вплоть до 4 месяцев ребенку очень сложно самостоятельно отходить ко сну. Но бывает, что такая ситуация продолжается до 1-2 лет. И единственная возможность уложить кроху спать - это держать его на руках или кормить грудью.

Решением этой задачи станут два метода: резкий и постепенный. Мало мам согласится на способ «уснет, когда наплачется», хотя его и считают одним из самых быстрых и эффективных. Во втором методе от мам потребуется терпеливость и настойчивость. В комнате должна быть полутень и свежий воздух без лишних шумов. Для начала мама должна качать малыша не до полного засыпания, а до глубокого сонного состояния. Затем просто держать на руках. После того как малыш привыкнет, можно укачивать и класть еще не заснувшего кроху в кроватку.

Здесь перечислены только самые распространенные причины. Иногда малыш отказывается от сна из-за недостаточной физической активности. Поэтому следует внимательно изучить режим дня ребенка. Это поможет определить, что следует исключить из него, а что лучше добавить.

Как уложить спать малыша без истерик

Не стоит тратить много усилий на укладывание ребенка. Несколько проверенных способов, как уложить ребенка в 2 года спать днем:

  • Родителям необходимо создать комфортные и спокойные условия в комнате для сна. Ничто не должно пугать малыша.
  • Перед сном необходимо прочесть добрые нестрашные сказки, детские стихи или спеть колыбельную.
  • Некоторых малышей успокаивает нежное, легкое поглаживание по спине или голове.
  • Родитель может прилечь рядом с ребенком, сославшись на усталость, и попросить его не шуметь.

Малыш, желая не будить взрослого, сам сможет уснуть рядом. Такие методы должны сработать в течение первого получаса. Если же укладывание задержалось, то родителям необходимо срочно сменить тактику и не настаивать на своем.

Влияние дневного сна на ночной

Если ребенок не спит днем, это не значит, что он плохо будет спать ночью. Главное, соблюдать несколько правил:

  • Родителям не следует играть с ребенком в шумные и подвижные игры перед ночным отдыхом.
  • Лучше исключить просмотр мультиков перед сном.
  • Крепко уснуть поможет неспешная прогулка вечером, купание, добрая сказка. Для хорошего сна поможет сказкотерапия. Она поможет не только осознать ребенку все события прошедшего дня, но и быстрее уснуть.

А как же режим детского сада?

Многие родители заставляют спать своего ребенка только потому, что в детском саду существует свой режим. Даже если ребенок в 2 года не хочет спать днем, то не стоит его пугать детским учебным учреждением.

Он должен знать, что там увлекательно, весело и интересно. А воспитатель в первую очередь - его друг, а не надзиратель. Чаще всего дети легко включаются в этот режим и с удовольствием вместе со сверстниками ложатся спать, кушают и играют.

Чем увлечь ребенка вместо дневного сна

Вместо дневного можно предложить тихие и спокойные игры. Например, прекрасно справляются с восстановлением нервной системы лепка и рисование.

Также родитель может предложить малышу вместе полежать на кровати и почитать любимые сказки, стихи или рассказы.

Заключение

Родителям необходимо быть терпеливее и учитывать индивидуальные потребности своего малыша. Так, если кроха не хочет спать днем и выглядит все таким же веселым, радостным, то не следует насильно заставлять его ложиться спать. Для такого ребенка вполне хватает ночного отдыха.

Примерно около 2-х лет ребенка происходит естественный скачок в развитии малыша и он начинает отказываться от дневного сна.

У меня есть несколько знакомых, которые решили, что раз ребенок не спит днем, значит ему это не нужно.

Прошло пару дней и накопившийся недосып стал влиять на малыша: нервный, плачущий, раздражительный. Вот тогда сразу вспомнили обо мне и начали спрашивать, что же делать, чтобы вернуть сон.

Поэтому, сегодня разберем дневной сон в 2 года и как справиться с отказом от него?

Почему важно сохранить дневной сон?

  • Дневной сон полезен тем, что даёт возможность компенсировать недосып после ночи (если такое случилось);
  • Нервная система малыша ещё незрелая, а впечатлений за время бодрствования он получает очень много. Во время сна днём происходит переработка и структурирование информации, а значит, и освобождение в памяти «места» для новых знаний и впечатлений;
  • Большинство детей в 1,5-2 года становятся ещё подвижнее. А чересчур длительное бодрствование нежелательно для маленького организма. Это приводит к быстрой усталости и нарушению координации движений. Важно сделать перерыв и поспать;
  • Отказ от дневного сна в 2 года приводит к переутомлению. Вследствие этого ребёнок может засыпать хуже и ночью. А в переутомлённом состоянии невозможно полностью расслабиться и отдохнуть;
  • Сон днём благоприятно сказывается и на укреплении иммунитета. Повышаются защитные силы организма малыша.

Какой должна быть продолжительность отдыха у детей днём и ночью? Суммарный сон для ребёнка в возрасте от 1,5 до 2 лет должен составлять 12-14 часов (в среднем 13 часов). А вот распределяться он может у малышей по-разному. Например, если ребёнок поспал ночью 11 часов, то днём его сон будет примерно 2 часа.

До 4 лет спать днём нужно обязательно. Дневной сон ни в коем случае не является препятствием для ночного, а, наоборот, только улучшает его качество. После 4 лет можно плавно уходить от традиции спать днём. Хотя в моменты переутомления такой отдых всегда будет полезен.

Причины отказа от дневного сна

Так почему же ребёнок перестаёт спать днём, так нуждаясь в отдыхе?

  1. Причиной чаще всего выступает новый скачок в росте и развитии нервной системы. Малышу ещё довольно сложно справляться с перевозбуждением и вовремя успокаиваться;
  2. Банальная причина – ребёнок «выспал» всю свою норму ночью;
  3. Ребёнок ещё не успел устать. Возможно, вы пытаетесь уложить его слишком рано или он встал утром поздно и ещё не наигрался. Можно попробовать сместить время дневного отдыха;
  4. Малыш становится всё более самостоятельным и начинает это осознавать. Часто, с помощью подобных отказов дети проверяют своих родителей на прочность;
  5. Прекращение грудного вскармливания и отсутствие у ребенка навыка самостоятельного засыпания.

Это одна из частых проблем, с которой ко мне обращаются мамы за индивидуальной консультацией. Им хочется скорее отлучить, чтобы начать высыпаться, но чуда не происходит.

Ребенок может чуть лучше спать ночью, но вот днем с укладыванием начинается настоящий ад.

Если вы еще кормите грудью и планируете завершение кормления, то обязательно вначале научите ребенка засыпать без груди, а затем уже отлучайте полностью.

Технологии обучения самостоятельному засыпанию ждут вас в интернет-курсе Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний >>>

Как помочь малышу засыпать днём?

  • Конечно, в первую очередь нужно позаботиться о соблюдении режима дня. Важно укладывать спать, кормить ребёнка в одно и то же время (плюс-минус полчаса). Если малыш ходит в садик, то и в выходные старайтесь придерживаться такого же графика, как и в будни;
  • В комнате, где спит ребёнок, должно быть свежо. Её необходимо регулярно проветривать и следить за температурой и влажностью в помещении. Воздух не должен быть очень сухим;
  • Перед сном старайтесь не играть с малышом в подвижные игры. Займитесь с ним чем-то более спокойным: почитайте книжку, расскажите сказку, сделайте расслабляющий массаж, спойте мелодичную песню;
  • Больше гуляйте с ребёнком. Свежий воздух улучшает качество сна. Наиболее благоприятный вариант – погулять подольше с малышом перед обедом и дневным отдыхом;
  • Чем тише и темнее в комнате, тем легче детям уснуть;
  • Если ребёнок в 2 года отказывается от дневного сна, объяснения слабо помогут. Стоит конечно проговорить, что отдых для него очень важен, что во сне он растёт, становится крепче и умнее, набирается сил для новых игр.

Если вы уже прекратили кормить грудью, то можете посмотреть семинар, где я даю практические приемы и хитрости, как преодолеть отказ от засыпания: Как быстро уложить ребенка спать ?>>>.

  • Не ругайте малыша, если у него не получается заснуть. Контролируйте свои эмоции и старайтесь оставаться спокойной (актуальная статья: Ребенок долго засыпает, что делать ?>>>);
  • Дайте ребёнку возможность что-то выбирать перед сном, например, какую книжку почитать, какую песенку спеть или в какой одежде он бы хотел спать. Дети любят проявлять инициативу, радуются, что могут выражать свои предпочтения, как взрослые и, таким образом, положительнее реагируют на ваши просьбы и указания;
  • Вам в помощь будет создание ритуала на сон (доброжелательная фраза, сказка, массаж, переодевание, укладывание игрушек спать, задёргивание штор, колыбельная песня и т. д.) Главные правила ритуала: постоянство, расслабляющий эффект, поддержание тесного контакта мамы с малышом.

Практически для каждой вехи в развитии ребёнка есть свои кризисные моменты. Для дневного сна кризисный период наступает как раз примерно в 2 года. Но всё зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша.

Главное со стороны родителей – придерживаться позиции, что возникшие трудности носят временный характер, отказываться от дневного сна в этом возрасте нельзя, а нужно, наоборот, сделать всё возможное, чтобы его сохранить.

Зачастую многим мамам помогает усиление своего авторитета. Это благоприятно сказывается и на поведении ребенка, на его послушании, в том числе, и на укладывании на дневной сон.

Как и что нужно сделать, чтобы повысить свой авторитет смотрите в курсе Мама-главная !>>>

Сегодня поговорим о том, как уложить ребенка спать в более старшем возрасте. Возможно, он уже ходит в детский сад, но проблемы засыпания все равно остаются.

— Что делать, если ребенок не хочет спать? Ну, никак не засыпает!

А что делаете вы, когда не хотите спать или не можете заснуть? Есть два варианта: либо вы продолжаете бодрствовать, чем-то активно заниматься, пока естественная усталость не возьмет свое, либо создаете себе условия для засыпания.

Но прежде анализируете ситуацию: «Что мне мешает уснуть? Как исправить? Может, душно? Может, шумно? Может, жестко? Может, жарко? Может, мысли мешают?».

Засыпание: как помочь ребенку

В случае с ребенком нужно задаться теми же вопросами. И устранить причину.

  1. Слишком короткое время бодрствования, предшествующее ночному сну. Например, ребенок поздно встал после дневного сна. Тогда логично время ночного сна немного сдвинуть. Определенного , конечно, придерживаться нужно, но не следуйте ему фанатично. Не стоит держать в кровати ребенка, который по известным вам причинам совсем не хочет спать. В том, что ребенок уснет на час позже, никакого криминала нет. Важнее, чтобы он уснул с удовольствием.
  2. Трудность в переключении от активной деятельности ко сну. Если ребенка, который скачет по комнате на мяче, с этого мяча снять и поместить в кровать, то ребенок будет скакать и там. Это примерно как выдернуть взрослого с важных переговоров и сказать: «Спи!». Нет ведь, не уснет. Будет прокручивать в голове аргументы оппонентов и просчитывать последствия сорванных переговоров.

То, что пора спать, — это понятно взрослому, а ребенку непонятно. Для ребенка фраза «Пора спать!» — полная неожиданность. А неожиданность — это стресс: не успел, не закончил. Дайте ребенку возможность закончить игру. Предупредите заранее, что скоро спать. Учите ребенка заканчивать игру, проигрывая сюжет вместе с ним: «Машинки уехали в гараж», «Куклы ушли спать». Заранее переключите ребенка с активных игр на спокойные, так как от спокойных игр переход ко сну легче. Продумайте ритуал засыпания — привычную последовательность действий, которая будет настраивать на сон.

  1. Наличие внешнего раздражителя, мешающего засыпанию (свет, звук). Постараться убрать раздражитель или уменьшить его воздействие.
  2. Раздражитель внутри — навязчивая мысль, страх, сомнение. Поговорите с ребенком на эту тему. Просто задайте какой-нибудь вопрос, а потом внимательно слушайте. Малыш сам расскажет, что его беспокоит.
  3. Физический дискомфорт (новая подушка непривычной высоты, колючая пижама, жарко, душно). Выход самый простой — создать комфортные условия.

Правда, уставший ребенок способен заснуть, сидя на пороге в верхней одежде или на коврике возле дивана, свернувшись калачиком поверх деталей Лего, или даже с ложкой в руке над тарелкой супа... Если ребенок не хочет спать, может, ему не хватает физической активности?

  1. Стрессовая ситуация, новые условия (приходится засыпать в новом месте, в доме присутствуют новые для ребенка люди, не выполнен привычный ритуал засыпания). Такое бывает в путешествиях. Дайте ребенку время, чтобы адаптироваться, привыкнуть к непривычной для него ситуации. Пусть освоится на новом месте, пообщается с незнакомыми прежде людьми, поисследует все, что представляет для него интерес, убедится в безопасности. А потом постарайтесь соблюсти ритуал засыпания — если не весь, то хотя бы некоторые элементы.
  2. Напряжение, перевозбуждение. Умойте ребенка. Сделайте расслабляющий массаж. Можно при этом что-то тихо приговаривать. Спокойная, размеренная, монотонная речь действует успокаивающе. Почитайте книгу сказок. В любом народном фольклоре есть «усыпляющие» произведения.
  3. У ребенка сформирована негативная установка на сон, и он «включает» сопротивление. Чтобы улизнуть из кровати, ребенок может придумать тысячу и одну причину. Он может активно саботировать просьбу идти спать или манипулировать вами. Про подобное поведение шутники говорят: «При слове „спать“ на ребенка нападают жажда, голод и запор...»

В этом случае сделайте так, чтобы кровать вызывала у ребенка только положительные эмоции. Придумайте вместе с ним, как ее украсить, выберите вместе постельное белье, желательно с рисунком, навевающим сон (у меня есть детское белье со спящими медвежатами в пижамах, с совами на фоне звездного неба — расцветки темные, сдержанные). Пусть в кровати будет «сонная» игрушка, которая уже соскучилась и зовет малыша присоединиться.

При достаточной дневной активности, при спокойных играх перед сном, при соблюдении ритуала перехода ко сну и положительном отношении к месту сна ребенок легко засыпает. Не заставляйте его спать. Создавайте условия для засыпания.

Как уложить ребенка спать: 3 приема

«Моему сыну три года, и укладываемся мы иной раз вечером по полтора часа. Я пробовала не укладывать его, и в итоге он мог просидеть до двух ночи. Пробовала не укладывать днем, но тогда он сам отключался в четыре часа, потом просыпался в семь, и „да здравствует веселая ночка“... О самостоятельном засыпании и не мечтаю, в моем бы присутствии засыпал...»

Бывает, заснуть мешает повышенная нервная возбудимость. Когда я работала воспитателем в детском саду, мне встречались такие дети. То есть в каждой группе были такие, кто спокойно ложился и засыпал, и такие, к кому требовался особый подход. Некоторые дети даже лежать спокойно не могут: теребят одеяло, чешутся, ковыряют в носу, накручивают волосы на палец, дергают брови.

Я садилась на стульчик рядом с кроваткой. Одной рукой мягко фиксировала ноги малыша, положив руку на бедро, вторую руку клала на плечико. Далее делала очень легкие покачивающие движения. Это элемент из телесно ориентированной терапии, позволяющий быстро снизить тонус напряженных мышц, оказывающий расслабляющее действие на нервную систему.

Кроме этого я использую технику подстройки дыхания . У возбужденного ребенка дыхание частое и поверхностное. У спящего — равномерное, глубокое. Значит, чтобы ребенок уснул, нужно перевести его дыхание в другой режим.

Удерживая свои руки на теле ребенка, я присоединяюсь к его дыханию, некоторое время дышу, как он, — наши вдохи и выдохи совпадают. Через некоторое время я начинаю дышать более глубоко и медленно, так, как дышит человек в состоянии расслабления. Дыхание у ребенка тоже становилось более глубоким.

Эту технику можно применять одновременно к двум детям (у меня же две руки). То есть я ставлю стульчик между кроватками, правую руку кладу на плечико одного ребенка, а левую — на плечико второго. Потом начинаю тихонько раскачиваться вперед и назад, в такт своему дыханию. Колебательные движения передаются детям. Вскоре наступает мышечное расслабление, дыхание замедляется, и малыши засыпают. Требуется для этого от трех до пяти минут. Максимум десять.

Еще один прием, после которого у меня мгновенно засыпала половина группы, — чтение сказки . Но читать нужно не артистично, с выражением, а мелодично, даже монотонно, постепенно замедляя темп речи. Предложения надо произносить протяжно, на выдохе, а затем делать паузу для плавного вдоха, это приводит к тому, что у слушателей дыхание замедляется.

Еще я бессовестно нарушала оригинальный текст, вставляя в него фразы про расслабление, отдых, сон: «И подумал тогда медведь (вдох, после чего плавно, на выдохе произносится следующая фраза), сяду-ка я на пенек (вдох), съем пирожок (вдох), лягу на травку (вдох), подремлю чуток (вдох). А Маша ему из короба (вдох): «Поспи чуток (вдох), но не ешь пирожок...»

У Маршака есть замечательное «засыпательное» стихотворение: «Сказка о глупом мышонке». И ритм подходящий, и часто повторяющаяся фраза про сон. Главное, не начать читать с выражением, имитируя ржание лошадей и хрюканье свиней; читать это стихотворение нужно «трансовым» голосом, с паузами, покачиваясь, а если знаете его наизусть, то и с закрытыми глазами. (Тут бы не уснуть раньше ребенка.)

Описанные приемы очень эффективны, но обратите внимание: прежде чем применять их, нужно самому быть спокойным и расслабленным. Самое сложное для мам, после того как дети уснули, соскребать себя со стульчика, выводить из сонного транса и бодренько идти делать свои взрослые дела, завидуя спящим детям...

И еще один важный момент. К вопросу перехода ко сну нельзя подходить механистически. Даже тем детям, которые в принципе неплохо засыпают, иногда требуется помощь. Наблюдательные родители способны уловить настроение ребенка и понять, может ли он сам заснуть или ему нужно помочь снять дневное напряжение: посидеть рядом, погладить спинку, потеребить волосы, покачать.

Как и многие поведенческие нарушения , у детей первоначально выявляются на основании жалоб родителей, а не объективных критериев. Многие из поведенческих расстройств сна представляют собой результат взаимодействия между нормальными изменениями сна по мере роста ребенка (как указано выше) и реакцией на них родителей. Например, одним из наиболее распространенных нарушений сна у грудных детей и детей раннего возраста является расстройство, связанное с засыпанием.

В этих случаях ребенок привыкает засыпать только при определенных обстоятельствах, например когда его укачивают или кормят, и у него не вырабатывается способность засыпать самостоятельно. Ночью во время кратковременных пробуждений (которые в норме возникают в конце цикла сна - каждые 90-120 мин) или проснувшись по другой причине, ребенок не способен вновь заснуть, если не создать привычные для этого условия.

Младенец подает сигналы родителям с помощью плача или приходит к родителям в спальню (если ребенок уже не спит в детской кроватке) и не может уснуть до тех пор, пока не будут созданы определенные условия. Таким образом, возникает проблема, связанная с длительными ночными пробуждениями у ребенка, которые приводят к недостаточному количеству сна (как у ребенка, так и у родителей!).

Лечение расстройства , связанного с засыпанием, в типичных случаях включает программу, нацеленную на исключение участия родителей в процессе засыпания ребенка, в том числе и ночью (систематическое игнорирование). У детей старше года возможно установление новых ассоциаций, связанных с засыпанием, которые помогут ребенку заснуть самостоятельно в случае ночного пробуждения (например, использование предметов, которые всегда будут под рукой у ребенка ночью, таких как одеяло или игрушка), в дополнение к положительному подкреплению (небольшое поощрение за то, что ребенок заснул самостоятельно, например наклейки). Цель в том, чтобы помочь ребенку развить навыки самостоятельного засыпания в случае ночного пробуждения, а также вечером при укладывании в постель.

«Постепенное угасание » - это более медленный процесс отвыкания ребенка от его зависимости от присутствия родителей в период засыпания, он включает периодические «проверки» родителями через постепенно удлиняющиеся интервалы времени. Если ребенок привык просыпаться для ночного кормления («привычный голод»), то такие ночные кормления должны прекратиться постепенно. Родители должны быть последовательны в осуществлении терапевтической программы и не провоцировать невольно ночные пробуждения ребенка. Родителей также необходимо предупредить, что в начале лечения ребенок может чаще плакать по ночам («вспышка после угасания»).

Напротив, расстройство в виде отказа ложиться спать чаще встречается у детей дошкольного и более старшего возраста и характеризуется затруднением засыпания и нежеланием ложиться спать («крик задернутых занавесок»), а не ночными пробуждениями. Отсроченный дебют сна приводит к неадекватной продолжительности сна.

Наиболее часто это расстройство развивается в результате невозможности (или нежелания) родителей установить постоянные правила, связанные с укладыванием ребенка спать, и настаивать на том, чтобы ребенок ложился спать в одно и то же время, что часто усугубляется оппозиционным поведением ребенка. В некоторых случаях, однако, отказ ребенка ложиться спать вызван какой-либо проблемой (например, такие заболевания, как бронхиальная астма, прием некоторых медикаментозных препаратов, такие расстройства сна, как «синдром беспокойных ног» или тревога) или несоответствием между внутренним циркадным ритмом ребенка (ночная сова) и требованиями родителей.

Курс терапевтических мероприятий, позволяющих, как правило, добиться хороших результатов, обычно включает уменьшение внимания родителей по отношению к поведению ребенка (направленного на отдаление времени засыпания), создание в спальне ребенка условий, настраивающих на сон, и положительное подкрепление (например, наклейки) за правильное поведение ребенка перед сном. У детей более старшего возраста может быть эффективным обучение техникам релаксации, которые помогают им заснуть легче и быстрее.



mob_info