«Сформировать у студента компетенции сложнее, чем дать знания. Фундаментальные исследования Компетенции студента практиканта

В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести практические навыки, умения, общекультурные и профессиональные компетенции.

6.1. Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ок):

Достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

Способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

Культурой поведения, быть готовым к кооперации, к работе в коллективе (ОК-5);

Иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

Способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ок-12).

6.2. Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (пк):

1. в нормотворческой деятельности:

Способностью участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

Способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

Способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3); - способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

Способностью применять нормативно-правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального прав в профессиональной деятельности (ПК-5);

Способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

Владеть навыками подготовки юридических документов (ПК-7).

2. в правоохранительной деятельности:

Готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

Способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

Способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины, условия, способствующие их совершению (ПК-11);

Способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

Готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов (ПК-14);

Способностью толковать различные правовые акты (ПК-15);

Способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

Способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

7. Структура и содержание производственной практики

Общая трудоемкость практики составляет 4,5 зачетных единиц, 3 и 6 недели, 162 академических часа.

Разделы

(этапы) практики

Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов

Трудо-

емкость в

часах

Формы текущего контроля

Подготовитель-ный этап

Студент:

Присутствует на лекции, посвященной вопросам организации, содержания осуществляемой работы и особенностям прохождения производственной практики;

Выбирает место прохождения практики;

Разрабатывает календарный план-график работы в учреждении, предоставившем базу прохождения практики;

Проходит производственный инструктаж;

Изучает правила внутреннего трудового распорядка, действующего в учреждении;

Знакомится с требованиями трудового законодательства;

Изучает нормативно-правовую базу организации и деятельности правоохранительного органа, а так же методические и нормативные материалы по правовой деятельности;

Изучает структуру, функции и компетенции правоохранительного органа;

Уясняет проблемы в деятельности учреждения.

Консультация у ответственного за практику на кафедре и по месту прохождения практики у практического работника, прикрепленного к студенту в качестве руководителя практики

Экспериментальный этап (сбор, обработка и анализ полученной информации, практическая работа по выполнению заданий)

Студент, применительно к конкретным условиям органов прокуратуры и судов, в которых он проходит практику, и с учетом указаний руководителя практики:

Ведет ежедневные записи в дневнике с указанием вида и сроков проделанной работы и представляет дневник руководителю практики от учреждения для подписи;

Изучает информационные ресурсы учреждения, осваивает методики поиска необходимой информации;

Усваивает порядок систематизации, учета и ведения правовой документации с использованием современных информационных технологий;

Разрабатывает или участвует в разработке документов правового характера;

Оформляет документы в соответствии с установленным порядком;

Осуществляет подготовку совместно с другими подразделениями учреждения предложений об изменении действующих или отмене утративших силу нормативных актов, изданных в организации;

Ведет справочно-информационную работу по законодательству и нормативным актам с применением технических средств, производит отметки об их отмене, изменениях и дополнениях;

Производит учет действующего законодательства и других нормативных актов;

Принимает участие в подготовке заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности учреждения, проектам нормативных актов;

Анализирует правоприменительную практику учреждения;

Осуществляет сбор необходимой документации (копий или образцов документов), с которой студент непосредственно работает на практике, или в составлении которой принимает участие;

Производит сбор, обработку, систематизацию и анализ фактического и литературного материала;

Дает справки и консультации (или присутствует при проведении консультаций) по правовым вопросам;

Выполняет другие работы и отдельные поручения в соответствии с указаниями руководителя практики.

Запись и отметки в дневнике практики. Наличие характеристики.

Заключительный этап (подготовка дневника и отчета по практике)

Студент:

Оформляет

а) дневник прохождения производственной практики;

б) приложение к отчету;

в)отчет о прохождении производственной практики;

Предоставляет отчет и дневник о прохождении практики на проверку руководителю практики от кафедры.

Наличие правильно оформленных дневника и отчета.

Собеседо-вание-консуль-

В 2011-12 учебном году все российские вузы переходят на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения. Об особенностях разработки и внедрения стандартов по направлению «Социология» рассказывают декан факультета социологии НИУ ВШЭ Александр Чепуренко и заместитель декана по учебно-методической работе Андрей Кожанов.

В 2011-12 учебном году все российские вузы переходят на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения. Об особенностях разработки и внедрения стандартов по направлению «Социология» рассказывают декан факультета социологии НИУ ВШЭ Александр Чепуренко и заместитель декана по учебно-методической работе Андрей Кожанов.

Готовы ли вузы к переходу на новые стандарты?

Судя по тем вопросам, которые мы получаем от коллег, и по полемике в Интернете можно сделать вывод, что на сегодняшний день вузы к этому не очень готовы. Однако до перехода на стандарты третьего поколения, то есть для разработки образовательных программ с учетом новых требований и переформатирования курсов, осталось всего полгода. Ситуация осложняется тем, что никакой апробации в пилотных учебных заведениях с последующим распространением полученного опыта предусмотрено не было.

Что же вызывает больше всего сложностей?

На мой взгляд, это компетентностный подход, на основе которого построены стандарты третьего поколения, а также переход к системе кредитных единиц.

Конечно, можно на уровне лозунгов заявить, что если раньше студент должен был «знать то-то и то-то», то теперь он должен «владеть тем-то и тем-то». Но даже в этом случае не уйти от ответа на вопрос, как измерить результаты – полученные студентами компетенции. Наработанные годами практики оценивания, которыми владеет профессорско-преподавательский состав, совершенно не пригодны для того, чтобы измерять компетенции.

Я бы хотел подчеркнуть, что компетентностный подход не предполагает отказа от знаниевой модели, но он рассматривает знание лишь как инструмент для овладения той или иной базовой способностью. Компетенция не имеет фиксированного содержания – мы говорим, например, о способности человека получать знания, применять их, излагать их в статьях, эссе, презентациях.

Дать студенту компетенции гораздо сложнее, чем знания, но это более адекватный подход, поскольку позволяет предъявлять требования практического характера, выявлять наличие или отсутствие у студента тех или иных способностей.

Главное в «знаниевой» модели – чтобы студент мог давать определения социологических понятий, рассказывать об их происхождении. А в рамках «компетентностной» модели подход другой: студент должен использовать необходимые социологические понятия при анализе реальных ситуаций. Например, ему уже недостаточно будет дать определение того, что такое аномия, а нужно будет применить данный концепт для объяснения некоторой прожективной ситуации. Или не просто сказать, что такое регрессия и какие виды регрессий существуют, а выбрать из предлагаемых задач те, которые могут быть решены при помощи регрессионного анализа, и сделать соответствующие расчеты.

Что меняется в работе преподавателя при переходе на компетентностный подход?

Во-первых, преподаватели должны понимать, какие компетенции формирует конкретный курс или группа читаемых ими курсов. Во-вторых, они должны научиться измерять эти компетенции, а для этого соответствующим образом формировать свой тематический план и подобрать к нему методики.

На такую модель может легко перейти только тот преподаватель, который не просто перетолковывает чужие статьи, а сам ведет исследования и использует те или иные теоретические модели или методы, например, анализа данных для изучения социальной реальности в социологии. Но доля преподавателей, которые проводят исследования, сегодня очень низка, это известный факт.

В этом смысле социология, пожалуй, находится в более выигрышном положении, чем многие другие социально-гуманитарные направления. Преподаватели социологических факультетов зачастую участвуют в маркетинговых и электоральных исследованиях, и остается только «отрефлексировать» этот опыт, переформулировать его в научных терминах и перенести в учебный процесс. Стандарт второго поколения не создавал соответствующих стимулов для преподавателей, а благодаря стандарту третьего поколения вузы получили возможность скорректировать образовательную программу, разрабатывая, например, курсы по выбору, исходя из исследований, которые ведут их преподаватели.

В стандартах третьего поколения для бакалариата вариативная часть составляет до 50% учебного времени, для магистратуры – до 70%. Как эта норма будет реализовываться на практике?

Вузы обязаны предоставить студентам выбор дисциплин, а также возможность участвовать в создании программы своего обучения. Решения о наполнении и распределении вариативной части по годам обучения будут принимать ученые советы.

Стандарт второго поколения предъявлял более жесткие требования к номенклатуре курсов, а в результате оказывалось, что под одним и тем же названием подавались совершенно разные предметы. Сейчас вуз может сформировать программу, исходя из интересов и опыта своих преподавателей, студентов, с учетом потребностей регионального рынка труда и своих академических традиций. Преподаватели могут приходить в аудиторию не с тем материалом, который нужно подогнать под стандарт, а с тем, который может хорошо быть представлен в вузе.

Изменится ли в связи с переходом на новые стандарты роль социологических курсов при подготовке гуманитариев-несоциологов?

Здесь все зависит от самих преподавателей социологии – ведь теперь стандарт дает свободу не только студентам, но и преподавателям, и в целом вузам.

При переходе на новый стандарт обострится конкуренция на социологических факультетах технических и педагогических вузов, а также между гуманитарными кафедрами тех вузов, где таких факультетов нет, а социологию преподают в рамках общекультурной подготовки, как философию. Социологи будут вынуждены конкурировать за учебные часы со своими коллегами с кафедр психологии, философии, менеджмента, поскольку новые стандарты позволяют формировать каждую компетенцию средствами разных дисциплин. И это - лишний стимул для кафедр социологии обновить программу, доказать преимущества своих курсов, первыми осмыслить компетентностые преимущества своего предмета.

Неоднократно говорилось, что при переходе на новые стандарты вузы будут внедрять единую систему академических кредитных единиц для улучшения академической мобильности.

Да, новый стандарт создает благоприятные условия для использования системы кредитных единиц для облегчения мобильности студентов. Сейчас переход из одного вуза в другой сопряжен с большим количеством бюрократических сложностей: получение академической выписки, взаимозачет курсов. Нет никаких четких правил, что студенту перезачтут при переходе, а что нет. Введение системы академических кредитов упорядочивает ситуацию.

Конечно, в разных странах кредитные системы разные, и проблема Минобрнауки – сделать так, чтобы наши кредиты соответствовали зарубежным. Вообще же академическую мобильность улучшает сам факт перехода на «4 2»: бакалавриат можно окончить в одном вузе, магистратуру – в другом.

Стандарт по направлению «Социология» и для бакалавриата, и для магистратуры, разработанный консорциумом вузов с участием Высшей школы экономики, победил в конкурсе, проводимом Минобрнауки. Причем это был один из немногих случаев, когда в Совет по стандартам был представлен не один проект, а два, второй – от учебно-методического объединения (УМО) по социологии. УМО продолжает работать на базе МГУ и сегодня. Как в связи с этим будет организована работа по внедрению стандарта в вузах? Кто ее будет проводить?

Примерную основную образовательную программу (ООП) для вузов предлагают те, кто разработал сам стандарт. В настоящее время – после длительной паузы, вызванной неопределенностью с тем, как и кем будет финансироваться эта работа – консорциум вузов-разработчиков взялся за решение этой – прямо скажем, непростой – задачи. В ООП будут включены программы более 60 дисциплин, также планируется создать контрольно-измерительные материалы (КИМы). Часть из них разрабатывает НИУ ВШЭ, часть – вузы-партнеры по нашему консорциуму. Это большая работа, которая требует усилий многих квалифицированных специалистов. И такие специалисты в Вышке и вузах-партнерах есть. На основе всех этих материалов вузы смогут разработать свои программы и рабочие учебные планы.

Есть реальная опасность, что на местах ныне существующая идеология учебного процесса будет просто объявлена «компетентностной». В этом случае разрабатываемая нами сейчас примерная образовательная программа будет ориентиром для вуза и внешнего аудитора для оценки степени проработанности локальных программ.

Мы будем постоянно осуществлять методическую поддержку внедрения стандартов - по разработке дизайна новых образовательных программ, учебных курсов, программ практик, использованию системы зачетных единиц и проч. Это будет делаться на двух порталах – ГУ-ВШЭ ВШЭ и федеральном образовательном портале «Экономика, Социология. Менеджмент».

Также мы планируем серию семинаров по внедрению стандарта, отдельные семинары по магистерским программам. Будем рассказывать о своем опыте, об опыте др. участников консорциума. Иначе говоря, будет развернута многосторонняя консультационная и методическая помощь тем вузам, которые захотят к ней прибегнуть.

Знают ли о преимуществах нового стандарта работодатели будущих социологов?

Как правило, работодатели плохо осведомлены о том, что представляет собой стандарт третьего поколения. Те же, кто осведомлен, не верят, что вузы будут следовать стандарту – ведь куда проще выдавать за новые разработки то, что у них уже есть. Поэтому нужно объяснять сообществу работодателей те преимущества, которые содержит стандарт, и их роль будет заключаться в том, чтобы побуждать вузы следовать стандарту, а не просто произносить правильные слова.

Вообще же на сегодняшний день работодатели предъявляют к работникам требования, общий смысл которых сводится к формуле известного героя Грибоедова - «умеренность и аккуратность». Ничего, кроме некоторого набора общекультурных компетенций, от выпускников не требуется.

Причина в том, что, получая на протяжении длительного времени от вузов таких работников, которые не обладают собственно профессиональными навыками, работодатели вынужденно смирились с этим. Они нанимают выпускников вузов на низшие позиции и либо доучивают их сами (но зачем тогда вузы?), либо переманивают опытных сотрудников друг у друга. Если работодатели в лице торгово-промышленных палат, профессиональных ассоциаций смогут, например, помочь вузам с организацией производственных практик, сформировав четкие запросы к набору и уровню навыков, которыми должны обладать по выходе из вуза специалисты в области маркетинговых исследований, связей с общественностью, других релевантных сфер деятельности, куда направляются обычно в подавляющем большинстве выпускники социологических факультетов, то качество молодых специалистов станет гораздо выше.

В социологии, как и во многих других социально-гуманитарных науках, нет профессиональных стандартов. Это связано с особенностью организации отрасли, для которой мы готовим. Поэтому нам пришлось взять на себя обязанность сформировать список компетенций выпускника, хотя это должны были делать работодатели и профессиональные ассоциации.

Например, мы сейчас можем четко показать различия между магистром и бакалавром. Если бакалавр - это исполнитель в исследовании, то магистр - организатор, инициатор исследования. Точно так же в инженерии есть техник, а есть конструктор. Это наш первый шаг навстречу отрасли, потому что сейчас мы лучше понимаем ее требования к выпускнику, чем она сама. Исследования показывают, что отрасль ставит личностные компетенции выше профессиональных, а что такое профессиональные компетенции, работодателям может быть и совсем неизвестно. У нас умение человека написать структурированный текст считается латентной функцией изучения логики и философии, а не следствием их изучения, как в случае с компетентностным подходом. Мы должны стандартизировать минимальное пороговое значение того, что должен уметь социолог, и постепенно сформировать спрос на профессиональные социологические компетенции у абитуриентов, студентов и работодателей.

Беседовала Екатерина Рылько

1

В современных условиях остро стоит проблема разработки контрольно-оценочных, измерительных, мониторинговых средств, позволяющих диагностировать уровень формирования компетенций студентов в вузе. Традиционная оценочная система не может диагностировать компетенции студента, отражая лишь их знаниевый компонент. Авторами представлена методика диагностики компетенций на основе результативности деятельности студентов в ходе профессиональной подготовки в вузе. Представленная методика, основываясь на компетентностной парадигме, использует квалиметрический подход к оцениванию профессиональных и общекультурных компетенций студента в течение всего периода обучения. В статье описана накопительная система оценки компетенций, критерии, уровни сформированности и методы их оценивания, позволяющие осуществить диагностику образовательной деятельности. Данная статья предназначена для педагогов высшего образования, руководителей подразделений вуза, методических отделов, исследователей, занимающихся вопросами диагностики образовательной деятельности.

высшее образование

компетенции

уровни формирования компетенций

диагностика

профессиональный профиль

1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании: (к освоению компетентностного подхода): метод. пособие. / В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 114 с.

2. Гильмеева Р.Х., Мухаметзянова Ф.Ш., Мухаметзянова Л.Ю., Тихонова Л.П., Шайхутдинова Г.А. Программно-методическое обеспечение формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы в условиях новых Государственных образовательных стандартов: учебно-методическое пособие. / Г.А. Шайхутдинова – Казань: Издательство «Данис» ФГНУ «ИПППО» РАО, 2012. – 164 с.

3. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании: учебное пособие / Н.Ф. Ефремова. – М.: Исследовательский центр. Проблема качества подготовки специалистов, 2010. – 216 с.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – 39 с.

5. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: системный взгляд на проблему: Монография. / Г.В. Мухаметзянова – Казань: Идел-пресс, 2008. – 608 с.

6. Прокофьева Е.Н. Интегративная игра в формировании профессиональных компетенций у бакалавров профиля «Защита в чрезвычайных ситуациях» / Е.Н. Прокофьева // Казанский педагогический журнал. – 2012. – № 4 (49). – С. 33–38.

7. Субетто А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. / А.И. Субетто. СПб. – М.: Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 2006. – 72 с.

8. Храпаль Л.Р. Диагностический инструментарий по выявлению уровня модернизированности этнокультурной идентичности будущего специалиста / Л.Р. Храпаль // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 9. – С. 88–90.

9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. – 2003. – № 5. – С. 55–61.

10. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 8. – С. 26–31.

Основной целью современного высшего образования является подготовка квалифицированного специалиста (бакалавра, магистра, аспиранта), готового к деятельности и профессиональному росту, обладающего социальной и профессиональной мобильностью, способного к адаптации в изменяющихся внешних условиях. Компетенция характеризует специфику профессиональной деятельности и качество профессиональной подготовки современного выпускника вуза. Значительным элементом компетенции является опыт - интеграция в единое целое достигнутых человеком единичных действий, способов и приемов решения задач. Выражение профессиональных компетенций предполагает постоянное обновление и рост профессиональных знаний, освоение новой информации для успешного решения профессиональных задач у студентов вуза. Впервые в образовании ставится вопрос о преемственности развития компетенций по стадиям обучения, требуется учет специфических компетенций для каждого направления профессиональной подготовки .

В текущих условиях компетентностной парадигмы существенно меняются формы обучения, происходит смещение в сторону использования активных и проблемных методов обучения, где студент может проявить свои способности в полной мере, то есть на первый план выходит задача оценивания деятельных характеристик обучения и личностных качеств студента. Соответственно возникает необходимость в такой оценочной системе, которая бы могла интегрировать все методы, способы, формы оценки и иметь накопительный характер в течение всего периода обучения . Требуется изменение системы контроля знаний студентов в вузе, разработка такой оценочной системы, которая бы адекватно отражала процесс формирования профессиональных и общекультурных компетенций, как результата высшего образования, определяемого способностью и готовностью выпускника выполнять профессиональные и социальные действия в выбранной предметной области.

Несмотря на значительное количество педагогических исследований в области формирования профессиональных компетенций и в области стандартизации и оценки качества образования на основе компетентностного подхода , квалификационные требования к современному специалисту со стороны работодателей еще находятся на этапе формирования, в то время, как процесс обучения уже построен на формировании профессиональных и общекультурных компетенций, установленных образовательным стандартом. Кроме того, разработки по универсальной оценочной системе для профессиональных и общекультурных компетенций студента в вузе на настоящий момент отсутствуют.

Компетенции, с помощью которых описываются результаты обучения, представляют собой совокупность знаний, умений, навыков, а также способностей и личностных качеств, которые выпускник сможет продемонстрировать, получив диплом бакалавра или магистра. Общее понятие профессиональной компетентности рассматривается с точки зрения конкурентоспособности специалиста на рынке труда, ответа на запросы работодателя, готовности качественно выполнять определенные действия.

Особенность компетенции, как результата образования, состоит в том, что она: является интегрированным результатом обучения, проявляется и существует в форме деятельности, а не информации о ней; связана со значительным количеством объектов действия, наращивается совместно с другими компетенциями, формируя профессиональную компетентность; компетенция, как действие, проявляется не автоматически, а осознанно и многократно проявляясь, образует профессиональный опыт. Компетентностный подход в большей степени направлен на достижение качества подготовки, отвечающего экономическим и социальным общественным потребностям, создавая баланс между востребованностью на рынке труда и интересами и профессиональной реализацией личности.

Для оценки профессиональных и общекультурных компетенций, нами предлагается использовать квалиметрический подход, обеспечивающий измерения в числовой форме или в условных показателях; включающий сочетание методов исследования, нацеленных на получение разносторонних сведений об объекте, отслеживание динамики изменения его показателей и анализ возможных отклонений и обеспечивающий переход от качественного, одностороннего описания явлений к объективным, точным методам проверки и обобщению результатов обучения студентов.

1 шаг. Определение профессиональных и общекультурных компетенций и их структуры по направлению обучения;

2 шаг. Определение методов формирования профессиональных и общекультурных компетенций для каждой учебной дисциплины;

3 шаг. Формирование базы контрольно-оценочных средств диагностики профессиональных и общекультурных компетенций для каждой учебной дисциплины;

4 шаг. Формирование профессионального профиля студента вуза, включающего интегрированную оценку всех профессиональных и общекультурных компетенций.

5 шаг. Анализ результатов диагностики профессиональных и общекультурных компетенций с позиций студента, преподавателя, администрации вуза, работодателя.

Данный алгоритм реализует структурирующую функцию (учет требований стандарта, работодателя, администрации вуза) к целям и содержанию обучения, контрольную функцию (разработку контрольных оценочных средств, их информационное обеспечение и непрерывный мониторинг) и управляющую функцию (на основе корректировки процесса освоения учебного материала дисциплины по результатам диагностики компетенций).

Мера компетенции - применение на практике знаний, умений, навыков в условиях лимита времени, дополненная личностными качествами - мотивацией, дисциплинированностью, организованностью, целеустремленностью и др.

На начальном этапе разработки диагностического инструментария необходимо для каждого направления обучения проанализировать ФГОС и выделить типы деятельности и набор профессиональных и общекультурных компетенций, необходимых для их освоения. Мы предлагаем в качестве структурных компонент профессиональных компетенций: когнитивный (полнота и обобщенность профессиональных знаний), деятельностный (развитие и формирование профессиональных умений, навыков), коммуникативный (умение работать в коллективе, принимать управленческие решения), аксиологический (нравственно-ценностные позиции) компоненты, которые могут формироваться на трех оценочных уровнях - низком (репродуктивная деятельность), среднем (самостоятельная продуктивная деятельность), высоком (самостоятельная творческая деятельность) .

Вторым этапом алгоритма диагностики компетенций является определение содержания обучения по каждой дисциплине и совокупности педагогических форм, методов и технологий, способствующих формированию профессиональных и общекультурных компетенций. Компетенции выпускника должны позволить ему успешно работать в избранной профессиональной сфере, приобрести социально-личностные и общекультурные качества, способствующие его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда. В подготовке современных выпускников ведущими формами выступают активные методы обучения, которые воссоздают не только предметное, но и социальное содержание будущей профессиональной деятельности. В течение обучения студент непременно должен выполнять точные действия в квазипрофессиональной среде, схожие с теми, которые будут иметь место в его профессиональной деятельности. Особенно успешным применение активных методов, как педагогических технологий, с нашей точки зрения, может быть после производственных практик, где студенты получают конкретные знания по состоянию предприятий, территорий региона, имеют возможность работать с нормативной документацией, осваивают рабочие места.

Безусловно, свой вклад в данную оценку вносит и уровень сформированности компетенций в традиционном обучении (лекции, практика, лабораторные работы, семинары), личностное развитие обучаемого, внешние факторы и др. Однако, эмпирические наблюдения за студентами в ходе профессиональной подготовки демонстрируют повышение заинтересованности и профессиональной направленности, овладение профессиональными терминами, способами общения и взаимодействия, именно в рамках активных методов обучения.

Для каждого вида занятий, разработанных в рамках учебного плана и программы дисциплины, сформированного набора педагогических технологий, необходимо определить способ оценки компетенций.

Компетенции, как таковые, имеют когнитивную (знание и понимание профессионально значимой информации), деятельностную (знание, как действовать) и личностную (знание, как быть) основу. Достижения бакалавров представляют собой количественные и качественные показатели освоения имитационной профессиональной деятельности и отражают процесс развития и движение к цели профессиональной подготовки - высокому уровню компетенций. Следовательно, к результатам формирования профессиональных и общекультурных компетенций следует относить освоенные компетенции, ценностные отношения, сформированные личностные качества.

Когнитивную и частично деятельностную основу компетенций, формируемых в рамках лекционных, практических и лабораторных занятий, можно проверить с помощью традиционных оценочных средств: устных и письменных опросов, самостоятельных и контрольных работ, системы тестовых заданий для входного, текущего и итогового видов контроля с учетом целей диагностики. Тестовые задания строятся с учетом таксономии целей с использованием проблемных и ситуационных задач.

В рамках активных методов обучения (деловые игры, проектные методы и прочее) нами рекомендуется использование экспертной оценки профессиональных и общекультурных компетенций, как способа диагностики действий студентов (проявления компетенции). Каждой компетенции, проявляемой студентом, ставится в соответствие действие или событие, фиксируемое экспертом, кроме того, оценивается также и конечный результат задания (цель активного метода - разработанный проект или достигнутый уровень, решенная проблема). Соответственно, каждое действие студента должно фиксироваться в специальной карте компетенций, где учитывается, кроме проявленного уровня (низкий, средний высокий) еще и личностный вклад, то есть, проявлена ли эта компетенция в самостоятельной или в групповой деятельности.

Для определения уровня профессиональных и общекультурных компетенций в ходе активных методов обучения необходимо в среднем 5 прецедентов, позволяющих произвести диагностику. Общий результат по теоретическому и практическому освоению дисциплины накапливается в специально организованной автоматизированной базе данных, позволяющей осуществить анализ пробелов обучения для их своевременной коррекции (как для студента, так и для преподавателя).

Профессиональный профиль студента нами предлагается построить для каждого направления подготовки на основе установленных стандартом профессиональных и общекультурных компетенций. Идеальное состояние - достижение высокого уровня (самостоятельной творческой деятельности) по всем компонентам выделенных компетенций считать за профессиональный профиль, например, если в рамках рассмотренного направления и профиля подготовки формируются профессиональные компетенции (ПК1-ПК18) и общекультурные компетенции (ОК1-ОК11), то профессиональный профиль можно представить в виде 100 % соответствия (рисунок).

Соответствие уровня профессиональных и общекультурных компетенций студента профилю профессии для студента

По результатам освоения каждой дисциплины, после каждой контрольной процедуры происходит заполнение базы данных. Накопительная оценка студента представляет собой аддитивную оценку всех его действий в рамках одной дисциплины. Каждая дисциплина и ее контрольные этапы имеют определенный удельный вес (процент участия) в формировании тех или иных профессиональных и общекультурных компетенций. Суммарный результат по всем дисциплинам в ходе всего обучения накапливается в личной базе студента, где по итогам семестра определяется соответствие студента профилю профессии.

На заключительном этапе предлагаемого алгоритма диагностики профессиональных и общекультурных компетенций проводится анализ результативности обучения на уровне каждого студента, студенческой группы, изучаемой дисциплины в ходе выбранных временных промежутков (неделя обучения, семестр, учебный год, весь период обучения) для объективного анализа и возможной корректировки процесса обучения.

Опытно-экспериментальное внедрение предлагаемого диагностического инструментария в педагогическую практику Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева (для выпускающей кафедры (промышленной и экологической безопасности) и общеобразовательной кафедры (вычислительной математики)) продемонстрировало ее эффективность, определяемую:

Обновлением содержания дисциплин, в соответствии с требованиями ФГОС и работодателей в современных условиях, что усиливает профессиональную направленность образования;

Подбором продуктивных педагогических технологий с использованием активных и интерактивных методов обучения для формирования выделенных профессиональных компетенций;

Совершенствованием контрольных оценочных средств дисциплины;

Автоматизацией системы сбора, хранения и анализа информации;

Прозрачностью учебного процесса для администрации вуза;

Усилением мотивации и повышением успеваемости студентов, участвующих в эксперименте, в среднем на 28 %.

Использование данной оценочной системы позволяет:

Получить оценку достижения компетенций индивидуально каждым студентом по каждой дисциплине, теме и виду занятий;

Определить индивидуальные качества каждого студента, их профессиональную пригодность, личностные качества, такие как: работа в группе, поведение и умение работать в команде, лидерские качества и т.д.;

Диагностировать пробелы в усвоении студентами знаний, умений, навыков во время традиционного обучения и компетенций в ходе активных методов обучения и осуществить их своевременную коррекцию;

Получить полную информацию о профессиональных навыках студента администрации вуза и потенциальным работодателям.

Современные условия образовательной деятельности предполагают, что его результатом станет не количество знаний, полученных студентом, а его способность и готовность работать в выбранной профессиональной сфере, конкурентоспособность на рынке труда.

Определение методики диагностики компетенций выпускника вуза, необходимых критериев и характеристик с использованием информационных автоматизированных средств дает возможность преподавателю осуществить мониторинг собственной деятельности и деятельности студента, определяя необходимые для корректировки аспекты.

Для студента в ходе диагностики профессиональных компетенций происходит процесс моделирования собственной профессиональной деятельности, а также вырабатывается стратегия профессиональной подготовки в вузе в зависимости от выбранного профиля будущей деятельности. А также в ходе диагностики у студентов формируется система ценностей, которая характеризует цельность личности, настойчивость в достижении поставленных перед собой целей, отношение к себе, к познанию, к своей будущей профессии.

Вступление России в Болонский процесс и изменение модели высшей школы предполагают смещение акцентов с содержания образования на его результаты, которые должны стать прозрачными и для самого выпускника, преподавателей и администрации вуза и для работодателя. Работодатель должен быть осведомлен об успехах бакалавра или магистра в образовании, его способностях применять свои профессиональные знания, умения, навыки на практике для определения рабочего места и вида профессиональной деятельности. Предлагаемая методика является универсальным диагностическим инструментом, имеет возможность адаптации к любому направлению подготовки в системе высшего образования, легка в применении, имеет возможность встраивания в информационную систему университета.

Рецензенты:

Грязнов А.Н., д.псх.н., профессор, главный научный сотрудник, ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО, г. Казань;

Гильмеева Р.Х., д.п.н., профессор, заведующая лабораторией гуманитарной подготовки в профессиональном образовании, ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО, г. Казань.

Работа поступила в редакцию 19.02.2015.

Библиографическая ссылка

Прокофьева Е.Н., Левина Е.Ю., Загребина Е.И. ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-4. – С. 797-801;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36936 (дата обращения: 22.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В процессе прохождения производственной (преддипломной) практики формируются и развиваются следующие компетенции:

ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу.
ОК-2 готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения.
ОК-3 готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала.
ОСК-1 способность к эффективному общению и навыки убеждения, выстраивания профессиональных долгосрочных контактов.
ОПК-1 готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности.
ОПК-2 готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
ОПСК-1 способность использовать фундаментальные общеэкономические и естественнонаучные знания и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОПСК-2 способность к анализу, планированию и организации профессиональной деятельности.
ПСК-1 способность к выявлению эффективных направлений экономического обеспечения инновационного развития, оценке рисков в деятельности хозяйствующих субъектов и внедрению результатов научных исследований в реальный сектор экономики, коммерциализации разработок.
ПСК-2 способность выдвигать инновационные идеи и подходы к их реализации, обладанием способностью к кооперации в рамках междисциплинарных проектов, работе в смежных областях.
ПСК-3 способностью использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ.
ПСК-4 способность выявлять проблемы и направления совершенствования учетной системы экономических субъектов
ПСК-5 способность проводить самостоятельные исследования в области финансового и управленческого учета, корпоративной отчетности, внутреннего контроля и аудита
ПСК-6 способность свободно владеть знаниями в области международных стандартов финансовой отчетности, международных стандартов аудита и применять их в практической деятельности на основе профессионального суждения
ПСК-7 способность организовать систему и проводить внутренний контроль деятельности центров ответственности в интересах собственников организации
ПСК-8 способность применять дифференцированные методики проведения аудиторской проверки в организациях разного профиля
ПСК-9 способность осуществлять налоговое планирование и оптимизацию налоговых платежей на основе действующего законодательства
ПСК-10 способность использовать различные источники информации, в том числе корпоративную отчетность, для аналитических расчетов и составлять прогноз основных финансово-экономических показателей деятельности экономического субъекта.
ПК-1 способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований.
ПК-2 способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования.
ПК-3 способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой.
ПК-4 способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада.
ПК-5 способность самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ
ПК-6 способность оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности.
ПК-7 способность разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках
ПК-8 способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и инноватики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне.
ПК-9 способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов.
ПК-10 способность составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом.
ПК-11 способность руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти.
ПК-12 способность разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности.
ПК-13 способностью применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организациях
ПК-14 способностью применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организациях.


ОК – общекультурные компетенции;

ОСК – общекультурные компетенции, введенные ОС НИЯУ МИФИ;

ОПК – общепрофессиональные компетенции;

ОПСК – общепрофессиональные компетенции, введенные ОС НИЯУ МИФИ;

ПК – профессиональные компетенции;

ПСК – профессиональные компетенции, введенные ОС НИЯУ МИФИ.

Поскольку перечисленные выше компетенции носят интегральный характер, для разработки оценочных средств целесообразно выделить планируемые результаты обучения – знания, умения и навыки, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы. Таким образом, в результате прохождения производственной (преддипломной практики) студенты должны:

Знать (З) - осуществлять поиск необходимой информации, воспринимать, анализировать, обобщать и систематизировать полученную информацию; - основные бумажные и электронные источники финансовой и статистической информации организации, ведомства, корпорации и др; - структуру и особенности функционирования экономических служб организаций различных форм собственности и видов деятельности.
Уметь (У) - прогнозировать сроки исследования, предусматривать несколько вариантов и путей проведения исследования; - формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов; - анализировать состояние организации учетно-аналитической системы в экономическом субъекте; - формировать учетно-аналитические системы в организации.
Владеть (В) - теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для реализации эффективных решений в области учета, экономического анализа, контроля и аудита; - навыками использования современных технических средств и информационных технологий для решения учетно-аналитических и аудиторских задач; - навыками самостоятельной работы и навыками оперативного управления малыми коллективами.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ

Методическое и организационное руководство практикой осуществляется руководителем практики от НИЯУ МИФИ. Предварительно с администрацией организации согласовывается календарный план проведения практики и продолжительность работы магистрантов на рабочих местах.

За 20 дней до начала практики кафедра бухгалтерского учета и аудита, готовит распоряжение по факультету управления и экономики высоких технологий о практике с указанием объектов практики, а также с фамилиями руководителей производственной (преддипломной) практики от кафедры. На период практики магистранты могут быть зачислены на штатные должности с сохранением за ними права на получение стипендии на общих основаниях.

Производственная (преддипломная) практика магистрантов строится с учетом специфики объекта практики, в соответствии с тематическим планом, примерное содержание которого представлено ниже:

1. Изучение производственной деятельности организации, основных ее финансово-экономических показателей деятельности. Ознакомление с учредительными документами и изучение организационной структуры, структуры и основных функций аппарата управления.

2. Ознакомление с финансовой отчетностью организации и изучение основных финансовых показателей деятельности.

3. Ознакомление с системой бухгалтерского учета (финансового и управленческого) на предприятии. Изучение методик экономического анализа и планирования.

4. Участие в работе отделов, осуществляющих бухгалтерскую и аналитическую обработку информации. Выполнение анализа финансового состояния организации, его финансовых результатов, анализа использования ресурсов. Обработка и анализ финансовой и экономической информации (составление аналитических таблиц, расчет показателей экономического, финансового анализа, интерпретация результатов).

5. Изучение системы внутреннего контроля и аудита, содержания, организации и методов проведения контрольных процедур на предприятии.

6. Изучение порядка составления бюджетов на предприятии, а также систему оперативного контроля и анализа его выполнения по основным показателям.

7. Изучение технических средств сбора, обработки и передачи учетной и экономической информации. Изучение программных продуктов, используемых в организации.

8. Изучение и анализ налоговой отчетности организаций.

9. Изучение нормативно – инструктивной и методической документации в соответствии с выполняемыми в период практики функциями.

10. Исследование публикаций по теме диссертации, проведение научно-исследовательской работы.

11. Выполнение индивидуального задания.

Конкретизация тематического плана, особенности его выполнения применительно к объекту практики находят свое отражение в индивидуальном задании, которое разрабатывается руководителем практики от НИЯУ МИФИ. Форма индивидуального задания дана в Приложении 2.

Примерный календарный план практики представлен в таблице 1.

Таблица 1

Примерный календарный план практики

Введение …………………………………………………………………………...4

1. Пояснительная записка…………………………………………………………….5

1.1. Виды и сроки практики………………………………………………………......5

1.2. Цели и задачи практики………………………………………………………….5

1.2.1. Задачи учебно-ознакомительной практики………………………………….5

1.2.2. Задачи производственной практики…………………………………………..6

1.3. Ключевые компетенции, формируемые в результате прохождения практики………………………………………………….……………………………7

1.3.1. Учебно-ознакомительная практика..…………………………………………7

1.3.2. Производственная практика…………………………………………………...7

1.4. Организация практики…………………………………………………………...7

3. Индивидуальные задания ………….…………………………………………….12

4. Инструктивный и методический материал……………………………………...13

5. Формы и методы контроля……………………………………………………….13

6. Требования к отчету по практике………………………………………………..13

7. Подведение итогов практики…………………………………………………….14

8. Материальное обеспечение………………………………………………………14

Приложения…………………………………………………………………….........15

Введение

Подготовка бакалавров в области менеджмента в качестве одной из значимых составляющих эффективности включает практику студентов в организациях. Являясь одним из этапов учебно-воспитательного процесса, практика ориентирована на углубление теоретических знаний, формирование компетенций, необходимых современному менеджеру. Качественная организация и проведение практики позволит выпускникам сократить процесс социальной и профессиональной адаптации в начале трудовой деятельности.

Программа практики является основным организационно-методическим документом, регламентирующим деятельность студентов, руководителей практики от академии и организации.

Программа составлена на основе учебного плана подготовки бакалавров по направлению 521500 «Менеджмент», положения о производственной практике студентов ГОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права», решений методического совета академии.

Пояснительная записка

Виды и сроки практики

Производственная практика осуществляется в 8-м семестре и составляет 4 недели.

Цель и задачи практики

Цель практики

Формирование и развитие у студентов компетенций, необходимых для эффективного управления организацией.

Задачи производственной практики

Основными задачами практики являются:

Закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами при изучении специальных дисциплин;

Оценка и анализ миссии и целей организации;

Изучение внешней среды организации, выявление опасностей и возможностей для ее развития;

Изучение производственной структуры, организационной структуры управления;

Анализ технико-экономических показателей функционирования организации и выявление резервов совершенствования ее деятельности;

Оценка и анализ сильных и слабых сторон организации;

Приобретение навыков самостоятельной управленческой и экономической работы в подразделениях организации;

Проведение самостоятельных исследований и сбор необходимого практического материала для выработки навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;

Сбор необходимого материала для написания отчёта по практике и выполнение индивидуального задания.

Ключевые компетенции, формируемые в результате прохождения практики

Процесс прохождения практики направлен на формирование следующих компетенций

1.1. Общекультурные компетенции
ü владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5); ü умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); ü готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); ü умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9); ü стремление к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10); ü умение критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11); ü осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12); ü способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13); ü владение одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность (ОК-14); ü владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15); ü понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16); ü владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17); ü способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18); ü способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19); ü способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);
1.2. Профессиональные компетенции
организационно-управленческая деятельность: ü способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2); ü способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4); ü способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7); ü способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8); ü способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9); ü способность участвовать в разработке маркетинговой стратегии организации, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10); ü способность участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13); ü владение современными технологиями управления персоналом (ПК-14); ü способность учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16); ü способность планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-19); ü знание современных концепций организации операционной деятельности и готовность к их применению (ПК-22); ü знание современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности (ПК-23); ü способность решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации (ПК-24); ü способность эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК-25); информационно-аналитическая деятельность: ü способность к экономическому образу мышления (ПК-26); ü умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31); ü владение методами и программными средствами обработки деловой информации, способность взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34); ü умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36); ü умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37); ü способность проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47); предпринимательская деятельность: ü умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48); ü способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).

В результате прохождения производственной практики студент должен:

Знать: ü организационно-правовые формы и состав учредительных документов; ü основные характеристики используемой организацией структуры, распределение функций управления в организации; ü факторы внешней и внутренней среды организации; ü тип производства, состав производственных подразделений и организация взаимосвязей между ними; ü характеристику производимой продукции; ü численность и структуру персонала организации, характеристику этапов процесса управления человеческими ресурсами организации; ü составляющие маркетинговой деятельности организации; ü основные составляющие имиджа, организационной культуры организации; ü характеристику используемых видов планирования; ü используемые в организации формы контроля; ü перечень основных финансово-экономических показателей деятельности организации.
Уметь: ü анализировать внешнюю среду организации, критически оценивать ситуацию, определять возможности и угрозы организации; ü оценивать внутреннюю среду организации, определять её сильные и слабые стороны, выявлять резервы роста; ü грамотно выстраивать коммуникации, формируя этичное поведение; ü уметь использовать информационные технологии и компьютерную технику
Владеть: ü специальной управленческой терминологией и лексикой; ü навыками системного подхода к анализу проблем организации; ü методами анализа и оценки организационной структуры, организационной культуры и имиджа; ü навыками анализа маркетинговой среды организации; ü навыками самоменеджмента.

Организация практики

Не позднее месяца до начала практики кафедра готовит приказ о направлении студентов на практику и назначении руководителей практики от кафедры. Все виды практики осуществляются на основе договоров между академией и организациями. Как правило, базы практики для студентов дневной формы обучения должны находиться в г. Хабаровске и Хабаровском крае. При наличии мотивированных аргументов допускается её проведение в других субъектах Российской Федерации.

Перед началом практики в академии проводится собрание по организации прохождения практики в организациях. Собрание проводит кафедра экономики предприятия и менеджмента. Цель собрания – ознакомление студентов с приказом по практике, сроками прохождения практики, порядком организации работы во время практики и представления форм отчётности, заполнение дневника по практике.

На период прохождения практики, в зависимости от стадии подготовленности студентов и возможностей организации, студенты могут зачисляться на штатные оплачиваемые должности по специальности или проходить практику как дублёры (стажёры). Если студент проходит практику в качестве дублёра, то желательно предусмотреть овладение им навыками управленческой и экономической работы на нескольких должностях.

Местами прохождения практики являются различные функциональные подразделения организации, осуществляющие управленческую, плановую, финансовую, маркетинговую и другие виды экономической деятельности.

Основными обязанностями студента в период практики являются:

Прибытие на базу практики в строго установленные сроки с предъявлением путёвки на прохождение практики, дневника практиканта;

Соблюдение календарных сроков прохождения практики;

Регулярное заполнение дневника практики;

Своевременная подготовка разделов отчёта;

Защита отчёта по практике в установленные сроки.

Руководитель практики от академии обязан:

Провести беседу со студентами, направляющимися на практику с целью ознакомления с организацией;

Согласовать и уточнить программу практики, исходя из особенностей организации;

Обеспечить контроль своевременного начала практики, прибытия и работы студентов в организации;

Оказывать помощь студентам в выполнении программы практики;

Проверить отчёт по практике и организовать его защиту;

Участвовать в подведении итогов практики.

Руководитель практики от организации должен:

Изучить программу практики и организовать её выполнение;

Ознакомить студентов с правилами внутреннего распорядка, порядком получения документов и материалов;

Содействовать в получении материалов в соответствии с программой и индивидуальным заданием;

Проверить и подписать отчёт по практике;

Составить письменную характеристику на студентов-практикантов.

Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из академии как имеющие академическую задолженность.

В процессе преддипломной практики должны быть изучены следующие вопросы.

1. Общая характеристика организации. 1.1. История создания и развития организации 1.2. Цели и задачи организации 1.3. Организационно-правовая форма организации, состав учредительных документов, их характеристика. 1.4. Структура организации, характеристика состава подразделений и их взаимосвязей.
2. Управление организацией. 2.1. Изучение внешней среды организации (по СТЭП-факторам и факторам конкурентного окружения). 2.2. Управленческое обследования внутренних сильных и слабых сторон организации по следующим направлениям. 2.2.1. Производство: а) состав производственных подразделений. Организация взаимосвязи производственных подразделений. Оценка эффективности производственной структуры; б) характеристика производимой продукции (услуг); в) организация процессов основной деятельности: тип, форма организации, характер и структура операционного цикла; г) характеристика вспомогательных и обслуживающих подразделений: состав и соответствие задачам организации. 2.2.2. Человеческие ресурсы: а) характеристика динамики численности и структуры персонала; б) характеристика системы набора, отбора, подготовки и повышения квалификации персонала; в) стимулирование труда персонала. 2.2.3. Маркетинг: а) характеристика ценовой политики; б) характеристика каналов распределения товаров (услуг); в) характеристика способов стимулирования продаж. 2.2.4. Организационная культура и имидж: а) характеристика основных составляющих имиджа; б) оценка уровня социальной ответственности и этичности поведения организации. 2.2.5. Менеджмент: а) характеристика используемых видов и форм планирования: стратегическое, текущее, оперативное и бизнес-планирование; б) характеристика организационной структуры; в) распределение функций в аппарате управления по подразделениям и внутри подразделений; г) характеристика процесса контроля исполнения планов. 2.2.6. Экономические результаты деятельности организации: а) характеристика состава основных финансово-экономических показателей; б) динамический и стратегический анализ показателей; в) выявление факторов, влияющих на динамику показателей. 3. Проведение исследования по теме индивидуального задания.

Индивидуальные задания

В ходе прохождения производственной практики студент выполняет научно-исследовательскую работу по индивидуальному заданию. Тема индивидуального задания выбирается студентом самостоятельно из предлагаемого перечня (Приложение 1) и согласовывается с руководителем практики от кафедры. Наряду с актуальностью разрабатываемой темы для организации, она должна иметь прикладной характер и освещать один из аспектов экономики и управления организацией. Предложения студента по выбранной теме исследования должны быть апробированы в организации.

По выбранной теме необходимо:

Подобрать литературу теоретического и методического характера;

Составить план работы, который должен состоять из трёх разделов: теоретического, аналитического, проектного;

Изучить теорию, собрать фактический материал в организации, проанализировать его.

При выполнении индивидуального задания студент должен показать умение самостоятельно работать с теоретическим, методическим, фактическим материалом, продемонстрировать способность к исследовательской работе. Выполнение индивидуальных заданий в период практики готовит студентов для более успешного освоения теоретических дисциплин, которые будут изучаться в дальнейшем.

Выполненные работы могут быть использованы для подготовки докладов на студенческих научных конференциях, в научной работе студентов, написании курсовых и дипломной работ.



mob_info