Требования к публичному выступлению. Требования к языку публичного выступления. основных ошибок начинающего оратора

Главная > Методические указания

2. Основные требования к публичному выступлению

1. Решительное начало выступления. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнёте. Первая фраза должна быть чёткой и понятной для слушателей. Её необходимо заранее подготовить и хорошо отрепетировать, произнести уверенно и выразительно.

2. Сдержанная эмоциональность. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Но предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, чем самому говорить слишком эмоционально.

3. Краткость. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию.

4. Диалогичность. Оратор не обязан всё время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать её ответы, реагировать на её поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы.

5. Разговорность. Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, что придаёт выступлению характер непринуждённой беседы. Разговорность ораторского выступления повышает доверие к оратору, а значит, и к содержанию его речи.

6. Установление и поддержание контакта с аудиторией. Для этого необходимо смотреть на аудиторию во время выступления, вносить изменения в своё выступление в зависимости от реакции аудитории, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог.

7. Понятность главной мысли. Главная мысль должна быть передана словами, причём желательно не менее двух-трёх раз в ходе выступления.

8. Решительный конец. Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория поняла, что это завершение выступления.

Упражнение 15. Диалогизируйте приводимые ниже высказывания: введите в них элементы диалога, превратите часть высказывания в вопрос к аудитории, замените книжные фразы и слова разговорными и т. д. Образец. На улицах нашего города зимой воцаряется настоящий хаос, связанный с отсутствием достаточного количества снегоуборочной техники – весь город обслуживает всего 20 снегоуборочных машин, да и из них до половины постоянно в ремонте, поэтому снег с проезжей части убирается крайне медленно, что и приводит к постоянным пробкам. – Каждую зиму все мы ждём с большим опасением – а вдруг опять выпадет много снега. Как выглядит наш город после снегопада? Все улицы завалены снегом. Машины буксуют, люди опаздывают на работу и всё на свете проклинают. Почему же не убирают снег с наших улиц? А как вы думаете, сколько у нас в миллионном городе снегоуборочных машин? Всего 20. А сколько из них работает? От силы половина. Остальные поломаны. Вот поэтому у нас такие пробки зимой на улицах! 1. Глядя на нынешний состав городской думы, однозначно можно сказать, что руководителей-профессионалов, руководителей-производ-ственников в ней единицы. 2. Не только в России, но и во всём мире знают, что первый воздушный десант был высажен в городе Воронеже. И произошло это неподалеку от того места, где ныне пересекаются улицы Лизюкова и Владимира Невского. 3. Трудно понять тех взрослых, которые говорят, что молодёжь ленива, что в её среде одни наркоманы и пьяницы. Это говорится лишь для того, чтобы снять с себя ответственность за воспитание детей. Упражнение 16. Прочитайте поговорки. Объясните их смысл и придумайте короткие рекомендации начинающему оратору, которые включали бы в качестве компонента эти поговорки. Образец. Речь вести – не лапти плести. – Любое устное выступление должно быть подготовленным. Нельзя надеяться, что ты сможешь хорошо выступить без подготовки – это только кажется, что выступать легко. Правильно говорит русская поговорка: речь вести – не лапти плести. 1. Знай боле, а говори мене. 2. Где много слов, там мало толку. 3. Луч-ше уж недоговорить, чем переговорить. 4. Не всё сказывай, что поминается. 5. Шумом праву не быть. 6. Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо. 7. Говорить не думая – стрелять не целясь. 8. Оговорка не обида. 9. Живое слово дороже мертвой буквы.

3. Этапы подготовки публичного выступления

Классическая риторика называет следующие этапы создания речи:

– нахождение и изобретение речи (Inventio) подразумевает выбор темы, определение цели выступления, сбор материала, необходимого для создания речи;

– расположение речи (Dispositio) предполагает работу над композицией речи, составление плана;

– словесное выражение речи (Elocutio) – написание основной части текста, а также вступления и заключения и редактирование текста;

– запоминание речи (Memoria) при использовании различных приёмов (чтение вслух на время, перед зеркалом, запись и прослушивание своей речи и т. п.);

– произнесение речи (Actio) – работа со звучащей речью.

Выбор темы и названия речи

1. Если вы не ограничены в выборе темы, продумайте, что может заинтересовать слушателей, и выберите тот предмет, в котором лучше всего ориентируетесь.

2. Если тема выступления задана заранее (информативное выступление на семинаре; убеждающая речь в конфликтной ситуации и т. п.), подумайте, как лучше преподнести её аудитории. Только вы определяете, каким образом и на каком материале будут раскрыты основные положения предложенной темы.

3. Выбрав тему, сформулируйте «рабочее» название вашего выступления.

Упражнение 17. Прочитайте названия лекций. Используя материал табл. 1, оцените эти названия. Объясните, почему одни из них являются удачными, а другие неудачными.

    Участие российской команды в европейском и мировом чемпионатах по футболу роботов: проблемы и перспективы.

    Мы снова вместе.

    Петербургская математическая школа в период реформ XIX века.

    Применение нового операционного исчисления.

    Современное православие и интеллигенция.

    Осенняя подготовка почвы.

    Загадка Шекспира.

    Аналитическое проектирование (конструирование) пространст-венных объектов на базе алгебраических уравнений высших порядков.

Таблица 1

Упражнение 18. Перечислите, какие вопросы (их должно быть не больше пяти) могут рассматриваться в вашем сообщении, если оно называется:

    Что значит сейчас быть хорошим инженером?

    Преимущества и недостатки использования материалов Интернета для написания рефератов.

    Платное обучение – прогресс или регресс российского образования?

    Развитие российской металлургии в XX в.

    Каждому студенту – достойную стипендию!

    Наш факультет – лучший в университете!

Упражнение 19. Прочитайте тексты кратких выступлений. Определите, соответствуют ли им предложенные названия. Будут ли изменяться их названия в зависимости от характера аудитории (читателей или слушателей)? Предложите вариант названия этих текстов, если ваши слушатели: а) студенты, б) пенсионеры, в) спасатели МЧС, г) бизнесмены, д) противники движения Гринпис. 1. Светится... лестница При стихийных бедствиях нередко повреждается электросеть, и в темноте людям трудно покидать здания. В подобных случаях обычно включается дорогостоящее аварийное освещение от аккумуляторов. Английские ученые предложили люминесцентное покрытие, наносимое на перила, ступени и стены. Оно светится в течение часа после того, как в доме погаснет свет. Благодаря этому люди легко сумеют найти дорогу к выходу. 2. За борт! Английские экологи решили пронаблюдать, как загрязняют море современные суда. Для эксперимента выбрали небольшое грузовое судно с экипажем 46 человек. Результат оказался таким: за полтора месяца плавания за борт было выброшено 5000 пустых консервных банок, 320 картонных коробок, 5 бочек и не поддающаяся никакому подсчету масса пищевых и других отходов. И всё это ещё не считая выливаемых в воду масла и топлива. 3. «Бюрократическая» живопись Эта уникальная коллекция живописи находится в итальянском городе Сиене. В залах музея всегда много посетителей, хотя экспозиция состоит лишь из обложек и корешков счетоводных и дело-производственных книг из области Тоскана. А интересны они тем, что это первые образцы «бюрократической» живописи ХIV столетия, выпол-ненные на дереве или коже. Миниатюры – не что иное как прекрасные произведения живописи раннего Возрождения. Многие знаменитые художники расписывали деревянные корешки книг и считали эти заказы особенно почётными.

Сбор материала

Упражнение 20. Вам необходимо подобрать литературу для реферата на тему «Норма в терминологии». Ознакомьтесь с приведённым ниже списком книг. Определите по названию, какие из них соответствуют вашей теме. 1. Бельчиков Ю. А. Говорите ясно и просто. М., 1990. 2. Козаржевский А. И. Мастерство устной речи. М., 1984. 3. Терминология и культура речи. М., 1981. 4. Лотте Д. С. Основы построения научно-технической терминологии. М., 1961. 5. Гарбовский Н. К. Профессиональная речь (функционально-стилистический аспект) // Функционирование системы языка и речи. М., 1989. 6. Граудина Л. К., Миськевич Г. М. Теория и практика русского красноречия. М., 1989. 7. Ицкович В. А. Языковая норма. М., 1968. 8. Волкова И. Н. Стандартизация научно-технической терминологии. М., 1984. Упражнение 21. Подготовьте краткое устное сообщение, рассказывающее о преимуществах и недостатках различных источников сбора материала при подготовке к выступлению (личный архив, библиотека, передачи радио и телевидения, Интернет, консультации со специалистами).

Составление различных видов плана

План отражает структурно-смысловую организацию текста:последовательность тем и подтем, их взаимосвязь и взаимозависимость. План может иметь разное языковое оформление.

Виды планов:

Назывной план (в виде назывных предложений). Содержание каждой смысловой части текста обозначается опорным словом или словосочетанием, которого достаточно для последующего развёртывания всей информации данной смысловой части.

Вопросный план (в виде вопросов). Содержание каждой смысловой части текста является ответом на вопрос плана.

Тезисный план (в виде тезисов). Содержание каждой смысловой части текста кратко формулируется в одном-двух предложениях (тезисах). Можно сказать, что тезис – это краткий ответ на вопрос, который мог быть представлен в вопросном плане.

Цитатный план (в виде цитат, т. е. предложений, выписанных из текста).

Тезисный план и цитатный план – разные виды планов! Тезисный план не предполагает прямого цитирования. Упражнение 22. Прочитайте текст и впишите в табл. 2 пропущенные пункты плана. Брось сигарету! Принято говорить, что капля никотина убивает лошадь. Недаром издавна на Руси табак называли сатанинским или антихристовым зельем. Царь Михаил Федорович наказывал курильщиков плетьми и батогами. Сын же его, Алексей Михайлович, запретил курение законодательно. Японские ученые установили, что экстракт смолы хвойных деревьев с добавкой 0,1% определённого органического соединения и витаминов вызывает отвращение к никотину. Как сообщил в 1985 году журнал «Clinical Farmacology and Terapy», специалисты из Лос-Анджелеса обнаружили, что аналогичный эффект проявляет 3 %-й раствор... самого никотина. Через полтора часа после нанесения малого количества такого раствора на кожу заядлых курильщиков концентрация никотина в крови возрастала более чем в полтора раза. Это в свою очередь притупляло желание выкурить очередную сигарету. Когда же её наконец закуривали, первые затяжки оказывали существенно более слабое действие, чем обычно. Прав был Парацельс: всё есть лекарство, и всё есть яд – всё дело в дозе! Учёные из Мичиганского университета (США) установили, что никотин содержат некоторые овощи, в частности картофель, томаты, баклажаны. Так, 1 г баклажанов содержит такое же количество никотина, какое получает некурящий, проведя 20 мин в прокуренной комнате.

(Воронков М. Г., Рулев А. Ю. О химии с улыбкой или Основы пегниохимии. СПб., 1999. С. 49)

Таблица 2

Назывной план

Вопросный план

Тезисный план

Цитатный план

1. Отношение к ни-котину как к яду

1. Как обычно отно-сятся к никотину?

1. …Издавна на Руси табак называ-ли сатанинским или антихристовым зельем

2. Вещества, вызы-вающие отвращение к никотину

3. Присутствие ни-котина в привыч-ных пищевых про-дуктах

3. Всегда ли нико-тин является ядом?

3. Никотин не всег-да является ядом

Написание речи

Работа над основной частью текста

Выступление должно состоять из трёх частей: вступления, основной части и заключения. Каждая часть выступления имеет свои цели.

Цели основной части выступления:

сформулировать общие положения;

сообщить слушателям новую информацию;

последовательно разъяснить выдвинутые положения;

доказать правильность выдвинутых положений;

подвести слушателей к необходимым выводам.

Основное требование к композиции логическая последователь-ность и стройность изложения материала. Важно расположить материал таким образом, чтобы он помогал раскрыть главную мысльвыступления. Поэтому необходимо выбрать тот способ изложения материала, который в наибольшей степени соответствует цели выступления, аудитории, продолжительности выступления и другим факторам.

Возможные способы изложения материала

Индуктивный способ – изложение материала от частного к общему.

Дедуктивный способ – изложение материала от общего к частному (от тезиса к его доказательствам).

Способ аналогии – изложение от частного к частному (переход от известного к новому, на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов, рассуждение или описание по аналогии с известным).

Ступенчатый способ – последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей.

Исторический способ – изложение материала в хронологической последовательности (разновидность ступенчатого).

Концентрический способ – расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному его рассмотрению.

Особое внимание следует обратить на средства выражения логических связей между отдельными смысловыми частями текста.

Средства выражения логических связей.

1. Лексические средства связи.

а) Специальные функционально-синтаксические средства связи, указываю-щие на:

– последовательность развития мысли (вначале; прежде всего; затем...);

– противоречивые отношения (однако; между тем; тем не менее);

– причинно-следственные отношения (следовательно; поэтому; кроме того...);

– переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к..., обратимся к; рассмотрим; необходимо остановиться на…);

– итог, вывод (итак; таким образом; значит; в заключение отметим; всё сказанное позволяет сделать вывод).

б) Местоимения, прилагательные и причастия, используемые в качестве средств связи (данный; этот; указанный; названный; такой; подобный).

2. Синтаксические средства связи (особенности построения предложений внутри фрагмента текста, обладающего смысловой законченностью) (табл. 3).

Таблица 3

1. Последовательная связь

Исходная часть → сообщаемая часть Исходная часть → сообщаемая часть Исходная часть → сообщаемая часть В аудитории / сидят студенты Студенты / слушают лекцию Лекцию / читает профессор

2. Параллельная связь

Исходная часть → сообщаемая часть ↓ Исходная часть → сообщаемая часть ↓ Исходная часть → сообщаемая часть Студенты / сидят в аудитории ↓ Студенты / слушают лекцию ↓ Студентам /о физике рассказывает профессор

Упражнение 23. Прочитайте тексты и определите способ изложения материала в каждом из текстов (способ аналогии, ступенчатый, исторический, концентрический).

В Средние века в Христианском мире единственным абсолютно авторитетным источником научной информации были две книги: Библия и сочинения Аристотеля. Наука сводилась к комментированию цитат, которые нужно было приводить точно, потому что безграмотные ересиархи часто выдумывали якобы цитируемые изречения пророков, Христа и Аристотеля. Отсюда возникла система ссылок на текст, удержавшаяся до нашего времени. Эта ступень науки называлась схоластикой, и к XV веку она перестала удовлетворять ученых. Тогда был расширен круг источников – привлекались сочинения других древних авторов, тексты которых нуждались в проверке. Так возникла гуманитарная (т. е. человеческая, а не божественная) наука – филология, отличающаяся от схоластики критическим подходом к текстам.

Разумеется, ораторские выступления существенно различаются по теме, жанру, они зависят от того, перед кем вы выступаете, но можно определить некоторые самые общие требования к публичному выступлению, которые необходимо соблюдать вне зависимости от жанра, темы и аудитории (хотя, конечно, кое-какие коррективы все равно придется вносить). Общие требования к публичному выступлению отражают опыт эффективных выступлений, а также ожидания аудитории, ее пожелания к оратору.

Основными требованиями к публичному выступлению являются следующие.

1. Понятность главной мысли, доступность изложения.

Поль Сопер высказал следующую мысль: «Непонятна

обычно не тема, а изложение». В большинстве случаев это оказывается именно так. Для того, чтобы главная мысль была понятной, необходимо, во-первых, ее иметь, то есть надо твердо знать, что ты хочешь сказать; во-вторых, необходимо приложить максимум усилий (используя специальные приемы; о которых речь пойдет ниже), чтобы мысль эта стала доступной слушателям. В результате выступления аудитория должна быть в состоянии ответить и сформулировать словами: что же он, оратор, хотел сказать?

2. Решительное начало и решительный конец.

Как начало, так и конец должны быть краткими, ясными, понятными и заранее продуманными.

3. Краткость.

Крайне важно соблюдать отведенный регламент, уложиться в отведенное время и даже чуть-чуть сэкономить его. Оратор, который закончил на 1–2 минуты раньше объявленного времени, всегда повышает свой рейтинг у аудитории. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, правильные, содержащие истинную информацию.

Хороший совет на эту тему дал своему сыну Франклин Делано Рузвельт. Объясняя ему, как надо выступать публично, Ф. Рузвельт дал ему три совета: «Будь искренен, будь краток, садись».

4. Разговорность.

Выступление должно выглядеть как откровенный разговор с аудиторией, оно должно носить характер беседы. Поль Сопер писал: «Публичная речь должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер и темы для полного соответствия с обстановкой выступления» (с. 31). Эта же идея выражена и Д. Карнеги: «Хорошее выступление – это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные. Говорите на заседании объединенного благотворительного фонда так же, как если бы вы разговаривали с Джоном Генри Смитом. Ведь члены фонда – не что иное, как сумма Джонов Генри Смитов». Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит – и к содержанию его речи.

5. Сдержанная эмоциональность.



Эмоциональность – обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной, не

должна выходить за пределы, а рамках которых она остается приятной для слушателей и оказывает положительное воздействие на восприятие информации. Нельзя не согласиться с П. Сопером, который писал, что слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. Вспомним знаменитое: «Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать?» В связи с этим предпочтительнее обращаться к фактам, вызывающим эмоции, нежели к самим эмоциям.

6. Выраженная потребность донести мысль до людей.

Нужно не только иметь, что сказать, но и иметь потребность это выразить и сообщить об этом другим. Слушатели должны видеть, что все это говорится именно для них, что именно они важны для оратора и оратору хочется, чтобы именно они узнали о том, что он им сообщает. Это качество публичного выступления можно назвать «обращенностью оратора к аудитории» – без такой обращенности выступление воспринимается и усваивается неизмеримо хуже. Искренность, потребность высказаться перед данной аудиторией должна быть видна, должна ощущаться на протяжении всего выступления.

7. Установление контакта с аудиторией.

Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Что значит «установить контакт»? Е. А. Юнина, Г. М. Сагач полагают, что контакт оратора с аудиторией предполагает: 1) корректировку речи по ее ходу, 2) управление поведением аудитории, 3) управление собственным поведением (с. 109). Контакт с аудиторией может установиться на сразу, его установление может потребовать некоторого времени и специальных усилий, приемов. Отметим лишь, что если оратор соблюдает предыдущие шесть требований к публичному выступлению, то контакт с аудиторией, как правило, устанавливается.

Приёмы подготовки выступлений.
Выступление на собрании, совещании, митинге, в средствах массовой информации – разновидность ораторской прозы. Выступление должно отличаться ясностью, целеустремлённостью, глубиной содержания, оперативностью, информационной насыщенностью, яркостью и доступностью. Задача выступающего иногда не сводится к изложению некоторого объёма информации. Выступающий вынужден, как правило, отстаивать свою точку зрения, склонять других к её принятию, убеждать в своей правоте. Выступления различаются по тематике, объёму, различны цели выступающих, различны аудитории, перед которыми они выступают, различна обстановка. Однако существуют устойчивые приёмы речевой разработки текста выступления.
1. К выступлению обязательно нужно подготовиться. Не следует рассчитывать на удачную импровизацию, если существует хотя бы малейшая возможность подготовки.
2. Прежде всего, следует четко сформулировать тему выступления.
3. Определить цель выступления. Чего добиться? Поставить новую проблему? Опровергнуть чужую точку зрения? Переубедить аудиторию? Изменить ход обсуждения? Внести существенные дополнения в обсуждаемую проблему?
4. В начале выступления сразу же сформулировать основную мысль выступления, основной тезис. Не следует затягивать введение тезиса. Если затягивается изложение сути дела, то раздражение аудитории растёт в геометрической прогрессии.
5. Определить главную мысль, расчленить её на отдельные составляющие. Это членение должно быть проведено на основе одного принципа. Составляющие главную мысль компоненты должны быть соразмерны по важности, связаны между собой в одно целое. Каждая составляющая главной мысли должна представлять отдельную часть выступления, которая может быть названа по ключевому слову этой части выступления.
6. Начинать изложение содержания с самых главных, основополагающих тезисов. На конец оставить второстепенные компоненты.

7. При необходимости подобрать к каждому тезису соответствующую информацию: статистические данные, сведения по истории вопроса, результаты социологических опросов.
8. Своё мнение можно подкрепить ссылкой на лицо, которое признано авторитетным. С этой целью целесообразно привести цитату, пересказать другой текст, воспроизвести элементы личной беседы.
9. Высказываемая мысль будет более убедительной, если подкрепить её примерами.
10. Приводя аргументы в обоснование своего мнения, расположить их таким образом, чтобы их доказательственная сила возрастала. Самые сильные аргументы поставить в конце. Конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый.
11. Оценить непротиворечивость всего текста в целом. Проверить насколько соответствует последовательность изложения материала поставленной цели, характеру аудитории, конкретной речевой ситуации, сложившейся к моменту начала выступления.
При этом надо помнить, что речи выступления могут быть: написаны полностью и заучены наизусть; написаны полностью и прочитаны по рукописи; сказаны экспромтом; сказаны с предварительной подготовкой, но без записи и без заучивания.

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь – главнейшее оружие. Ораторство – сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами – этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.

Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.

Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.

Методичка

«Подготовка к публичному выступлению»

· Методы снижения эмоционального напряжения при публичном выступлении.

· Общие требования к публичному выступлению. Подготовка к выступлению.

· Композиция речи.

· Взаимодействие оратора с аудиторией.

· Методы подготовки к публичному выступлению.

Методы снижения эмоционального напряжения при публичном выступлении.

Все мы боимся публичных выступлений, будь то презентация проекта, игра в спектакле, защита диплома или что-либо другое. Вот несколько приемов, как выглядеть уверенно, расслабленно:

1. Найди знакомые лица в аудитории. Смотри на них все время - они - твоя поддержка.
2. Сфокусируйся на неподвижной точке. Если ты не нашел знакомых или ты не можешь смотреть на кого-либо вообще, выбирай точки над головами зрителей, и сосредоточься на них.

3. Сделай глубокий вдох перед началом. Убедись, что твое дыхание идет из глубины диафрагмы.

4. Успокойся. В большинстве стрессовых ситуаций возникает «зажим» в теле. Используй методы визуализации или считай в обратном порядке, чтобы успокоиться. Примеры: попробуй произнести алфавит в обратном порядке в голове - это требует такой концентрации и усилий, что ты забудешь о том, что нервничаешь.
5. Сосредоточься на информации, на смысле того, что ты говоришь, на том, что тебе хотелось бы донести до экспертов и слушателей.

Общие требования к публичному выступлению

В риторике существуют общие правила, которые можно применять при подготовке выступления любого жанра. Перечислим основные из них:

1. Решительное начало (первая фраза должна быть четкой, произносить её следует уверенно и выразительно; необходимо всегда хорошо знать, с чего вы начнёте; если это подготовленное выступление – первая фраза должна быть тщательно продумана и выучена).

2. Сдержанная эмоциональность (слушатели должны понимать, что тема выступления вам не безразлична; выступление не должно быть монотонным, но эмоциональность не должна быть избыточной, в противном случае она вызывает у слушателей чувство неловкости).

3. Краткость (краткие выступления воспринимаются как более умные и информативные).

4. Диалогичность (лучшее впечатление производят выступления, направленные на диалог со слушателями);

5. Разговорность (лучше воспринимаются выступления, построенные в форме непринужденной беседы; простота и доступность изложения – тоже проявление разговорности),

6. Понятность главной мысли (главная мысль должна быть выражена словами, причём в ходе выступления лучше повторить её не менее двух-трёх раз).

8. Чёткое завершение (как и начало, оно должно быть хорошо продумано, отрепетировано; завершающую фразу нужно произносить так, чтобы аудитория поняла, что это финал).

Существует четыре способа подготовки к публичному выступлению:

1) экспромт – выступление без подготовки (подходит для уверенного оратора с большим опытом);

2) опора на план-конспект – заранее подготовленный подробный план выступления, где каждый пункт сопровождается перечнем основных идей, которые должны быть изложены;

3) опора на текст – дословное воспроизведение (прочитывание) написанного текста;

4) воспроизведение наизусть – заучивание и воспроизведение без опоры на записи.

Какой из этих способов самый лучший? Это зависит, прежде всего, от вас. Чтобы отобрать из всего собранного материала то, что пригодится для эффективной презентации вашего проекта, можно поступить следующим образом:

Записать перечень ключевых составляющих проекта на листе бумаги (это должен быть просто перечень, без системы, но в него необходимо включать все, что вы знаете или смогли найти по данной теме, даже то, что имеет к теме косвенное отношение);

Отобрать главное, записать главные положения на листе, оставляя между ними пространство (сюда вы будете записывать второстепенные факты, подтверждающие основные моменты выступления);

Выстроить главные факты в логической последовательности, отмечая их цифрами.

У вас получился подробный план, который необходимо разделить на вступление, основную часть и заключение. Вы сразу увидите, чего вам не хватает, а над чем нужно поработать.

М. Жванецкий говорил: «Почему слушатели засыпают, а лектор – никогда? Видимо, у них более трудная работа». Понимание речи на слух – действительно довольно трудная задача, и её надо максимально упростить для слушателей. Существует ряд приёмов превращения письменного текста в устный.

Во-первых, все малоупотребительные книжные слова и выражения должны быть заменены нейтральными.

Иноязычные слова следует по возможности заменять русскими эквивалентами. Так, вместо прессинг лучше сказать сильное давление , а вместо конфронтация – противостояние .

Во-вторых, необходимо использовать более простые синтаксические конструкции. Целесообразно избегать многословия, длинных сложноподчинённых предложений, причастных оборотов – все эти построения плохо воспринимаются на слух. Текст лучше строить с применением простых, коротких предложений.

В-третьих, важно обратить внимание на приводимые в тексте цифры. Цифр должно быть немного; по возможности их стоит заменять сравнением. Используемые в выступлении цифры лучше округлять.

В-четвёртых, лексика в выступлении должна быть по возможности конкретна. Кроме того, в устном выступлении вполне уместно прибегать к выразительным языковым средствам и фигурам речи.

Любое выступление включает в себя три части: вступление, основную часть и заключение.

Вступление. От того, как оратор начал говорить, во многом зависит успех выступления. Неудачное начало снижает интерес, рассеивает внимание. Во вступлении подчёркивается актуальность темы (Проекта), её значение для данной аудитории, формулируется цель выступления, может быть кратко изложена история вопроса. Задача, которую решает вступление, - подготовка слушателей к восприятию текста.

Основная часть речи в общем виде строится по следующей схеме: 1) общее описание вашего Проекта; 2) описание его целей и задач; 3) уникальность вашего Проекта (выгодное отличие, изюминки).

Оптимальным числом аргументов, приводимых в устном выступлении, считаются три; большее количество аудитория перестаёт воспринимать как некую систему.

Основная часть речи должна строго отвечать всем культурно-речевым критериям и требованиям, предъявляемым к публичному выступлению. Весь материал должен работать на главную идею речи. Этому способствуют не только правильно выстроенные аргументы, но и грамотное взаимодействие с аудиторией.

Заключение. Основную мысль выступления следует ещё раз обозначить в заключении. Это важная стадия выступления, недаром говорят: «Конец – делу венец». Заключительная часть должна логически вытекать из основной. Лучше, когда для перехода к заключению не требуется специальных фраз, вроде «Теперь я перехожу к завершающей части…». Желательно, чтобы концовка была очевидной для слушателей.

Не рекомендуется заканчивать выступление извинением («Я вижу, что несколько утомил вас…»). Ни в коем случае нельзя вспоминать ничего дополнительно после формулировки вывода. Завершать всегда лучше на оптимистической ноте.

Следует также сказать несколько слов о соблюдении регламента выступления. В наших финальных мероприятиях на презентацию одного проекта отводится не более 15 минут! (7-8 мин – сама презентация, 7-8 мин. – вопросы – ответы). Соблюдение регламента, таким образом, обязательное условие для вашего удачного выступления. Лучше завершить выступление за две-три минуты до намеченного срока – это нравится и слушателям, и экспертам. Опыт показывает, что такой нехитрый приём помогает получить более высокую оценку выступления в целом.

Взаимодействие оратора с аудиторией

Для того, чтобы более выигрышно подать своё выступление, нужно знать особенности конкретной аудитории, перед которой предстоит выступать. Наша аудитория – члены Экспертного совета, которые уже знакомы с вашими проектами и оценивали их на первом этапе Регионального уровня и участники мероприятий, которые также, как и вы, приехали защищать свои проекты. Таким образом, наша аудитория - однородная (состоящая из людей приблизительно одного уровня образования, жизненной позиции, творческих, креативных, увлеченных событийным туризмом). Наша аудитория – благожелательная. Но надо учитывать, что любая аудитория, даже самая благожелательная, при длительном выступлении устаёт, её внимание притупляется. Психологи утверждают, что существуют своеобразные периоды внимания, они равны 10 – 15 мин.(см. наш регламент)

Методы подготовки к публичному выступлению.

Очень важно увидеть и услышать себя со стороны. Помочь докладчику в этом может магнитофонная запись выступления во время репетиции, а тем более - видеозапись . Особенно отчетливо недостатки видны, если прослушивание происходит спустя несколько дней после репетиции.

Написанный текст хорошо осмысливается, несколько раз прочитывается (в том числе и вслух), фиксируются в памяти основные моменты.

Сам текст речи размечается (например, цветными фломастерами): выделяются ключевые фразы и слова, фамилии, наименования, наиболее важные цифровые данные, цитаты.

Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить на мгновение взгляд на страницу, чтобы восстановить ход мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору держаться уверенно.

Очень важно, чтобы каждый финалист творчески подошел к подготовке и произнесению своего выступления, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные риторические навыки и умения.

Основы эффективной презентации.

Презентация представляет собой совокупность мероприятий, направленных на представление своего Проекта. Важно только не надеяться на импровизацию по ходу «пьесы» - завалите все мероприятие.

Развлекательная цель нужна для того, чтобы презентация не выглядела пресно, и восприятие главной идеи Проекта было понятно и увлекло слушателей.

Для презентации Проекта лучше брать уверенного в себе человека, компетентного в предмете мероприятия, с хорошей дикцией, так как он будет не только продвигать идею, но и в своем лице представлять регион, территорию.

Все современные презентации проходят с использование различных технических помощников – видеопроектора и ноутбука или экрана с подготовленной электронной версией материала, который должен быть правильно поданный:

    Текст презентации должен быть кратким. Никаких длинных и сложных для восприятия предложений. Больше наглядных примеров. Если есть перечисление, формулируйте каждую фразу емко, по существу и без воды. Оптимальное время смены слайдов – 1-2 минуты, но на ключевых страницах можно задержаться и дольше. Используйте соответствующие программы для подготовки презентаций - MS PowerPoint, на худой конец MS Word. Если общаетесь с солидной публикой, не используйте дешевую анимацию и прочие ненужные украшения.

Заключение

Очень часто люди слишком мало внимания уделяют стадии подготовки устной речи. Они говорят: «выступление – это главное, тут я и выложусь по полной». Ученые давно доказали, что между нашей психикой и речевым аппаратом существует прямая связь. Уважаемые участники регионального этапа, если те мысли, чувства и эмоции, которые вы собираетесь озвучивать в своем публичном выступлении, будут нечеткими, неточными, неясными и робкими – такой же будет и ваша речь. Нечеткая дикция, монотонная и неуверенная речь, прерывистое дыхание, неискренняя интонация, скованная жестикуляция, излишнее волнение – вот что в результате вы получите.

По-настоящему блестящее выступление требует блестящей подготовки.

Избегайте шаблонных презентаций, сделанных для галочки.

Все финалисты регионального уровня будут бороться во Владивостоке за звание дипломантов, их проекты по решению Экспертного совета могут быть удостоены Гран – При, 1, 2 или 3 Места. Соответствующие Дипломы и призы будут вручены на Церемонии награждения 20 сентября 2015 года во Владивостоке.

А те, проекты, которые получат «Гран-При» и «1 Место» автоматически включаются в шорт – лист федерального уровня, который пройдет в г. Казани в октябре.

Мы надеемся, что наша небольшая «Методичка» и наше гостеприимство поможет каждому финалисту стать победителем!

Оргкомитет Регионального этапа Национальной премии в области событийного туризма.

Правила подготовки убеждающего выступления.

1. Использовать общие правила эффективной аргументации:

Быть эмоциональным;

Обращаться к жизненно важным фактам;

Стараться показать слушателям реальную пользу от ваших предложений или информации;

Отвлекаться в изложении;

Использовать цифры;

Опираться на наглядность;

Использовать юмор.

2. Темой выступления должен быть действительно вопрос, который сейчас актуален, обсуждается в обществе.

3. Продолжительность выступления - не более 3 - 5 мин.

4. Умеренная эмоциональность (слушатели должны ее чувствовать).

5. Затрагивать благородные эмоции (чувство гнева, ненависти, справедливости, несправедливости).

6. Затрагивать вопрос истины - что правда, а что нет.

7. Использовать короткие фразы.

8. Словесно выразить и не менее чем три раза повторить доказываемый

Общие требования к публичному выступлению

2. Драматизм.

4. Краткость.

5. Диалогичность.

6. Разговорность.

8. Понятность главной мысли.

9. Решительный конец.

1. Решительное начало выступления.

Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете. Такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным.

Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Ее необходимо заранее подготовить и хорошо отрепетировать, произнести уверенно и выразительно.

2. Драматизм.

Это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Д. Карнеги: «Мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

3. Сдержанная эмоциональность.

Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным.

Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной.

Нельзя не согласиться с известным американским специалистом по обучению риторике П. Сопером, который писал, что слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. Вспомним знаменитое гоголевское высказывание об одном-учителе-ораторе: «Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать?». В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

4. Краткость.

Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известном выражении: Коротко и ясно. Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное время. Нужно учиться говорить коротко.

президент Франклин Делано Рузвельт. Объясняя, как надо выступать публично, Рузвельт дал сыну три совета: будь искренен, будь краток, садись.

5. Диалогичность.

Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями.

Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы.

Вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления прежде всего краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления.

6. Разговорность.

Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы.

В этом и заключается разговорный стиль выступления.

П. Сопер писал: «Публичная речь должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер и темы для полного соответствия с обстановкой выступления». Эта же идея выражена и Д. Карнеги: «Хорошее выступление - это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные. Говорите на заседании объединенного благотворительного фонда так же, как если бы вы разговаривали с Джоном Генри Смитом. Ведь члены фонда - не

что иное, как сумма Джонов Генри Смитов». Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит, и к содержанию его речи.

Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов, надо говорить проще - это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!) разговорные слова, юмор, шутку.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией.

Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Установить контакт с аудиторией значит: смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от ее реакции, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

8. Понятность главной мысли.

Главная мысль должна быть передана словами, причем желательно не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет их от оратора в сформулированном виде.

9. Решительный конец.

Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это завершение вашего выступления.



mob_info