Как называется деревянная церковь в белгороде. Старейшие храмы (Белгород). Преображенский собор и другие памятники. Ребенок читает стихотворение «Белгород»

Сколько старинных храмов сохранил город Белгород? Преображенский собор, Иоасафовский, Смоленский, Успенско-Николаевский - обо всех этих пойдет речь в нашей статье.

Белый город на Северском Донце

Очевидно, что данный топоним происходит от словосочетания "белый город". Однако почему селение на стали называть именно так - точно неизвестно. По одной трактовке, крепость, которая существовала здесь в 17-м веке, была выстроена из местного белого камня. По другой - название происходит от цвета мелового холма, на котором расположен город.

Белгород был основан в 1596 году на месте древнего городища Роменской культуры. Вскоре здесь начали строить и первые храмы. Соборы Белгорода - красивые и старинные, о них и пойдет речь далее.

Старейшие храмы города

Белогорье по праву считается важным центром православия в России. Не менее двух десятков храмов насчитывает нынче город Белгород. Преображенский - крупнейший из них. А вот Успенско-Николаевский - самый старый. Он был сооружен еще в начале 18-го века.

Перечислим все старинные храмы, которыми богат Белгород:

  • Преображенский собор.
  • Успенско-Николаевский.
  • Смоленский.
  • Иоасафовский.
  • Свято-Михайловский.
  • Крестовоздвиженский храм.
  • Польский костел начала XIX века.

Белгород: Преображенский собор

Преображенский был сооружен в 1813 году. Именно он считается главным храмом епархий Белгорода и Строительство этого собора в 1807-1813 годах на месте старой деревянной церкви — заслуга прихожан, пожертвовавших деньги, а также архитектора Васильева, разработавшего проект здания.

Спустя 116 лет после начала строительства предстоит стать кафедральным собором. Однако в 1930-м храм закрыли. Только по прошествии 12 лет, во времена оккупации города, здание вновь разрешили использовать для проведения богослужений.

С 1973 года в здании собора размещался музей края. Процесс возвращения храма в собственность Русской православной церкви начался лишь в 1990 году. Годом позднее Преображенский собор стал местом хранения мощей святителя Иоасафа. Реликвию лично перенес внутрь храма Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Каковы архитектурные особенности главного храма в городе Белгород? Преображенский собор выстроен в стиле провинциального Однако внутреннее обустройство храма, выполненное в стиле ново-русского благолепия 10-11 веков, совершенно не сочетается с внешним оформлением здания.

Белгород: Смоленский собор

Этот храм был возведен в начале XVIII века, после того как икона Смоленской Пресвятой Богородицы явила миру знамение. Предание гласит, что ночью 2 октября часовому Мефодию явилась Смоленская Богородица, находившаяся на воротах города. Мужчина увидел вспышку яркого света, которая зажгла восковую свечу. Случившееся чудо Богородицы решили почтить постройкой часовни. А спустя два года, в 1705-м, на этом же месте возвели церковь из дерева. Еще позже на смену деревянному храму заложили каменный.

Освящение первого этажа пришлось на 1747 год, а спустя 16 лет удалось освятить и второй этаж здания. Во времена Второй мировой войны Смоленский собор был наполовину разрушен. Только в 80-х годах прошлого века его восстановили. Тогда он служил органным залом, а прихожанам помещение было возвращено лишь в 1991-м.

Какова же архитектура этого старинного храма, расположенного в городе Белгород? Смоленский собор отличается массивным и вертикально вытянутым основным объёмом двух этажей. Здание выполнено в удлиненной форме и расположено по направлению с юга на север. Стоит отметить, что с западной стороны собора находится трапезная небольших размеров и колокольня, состоящая из 4 ярусов. Описанная объемная композиция собора — отличительная черта архитектурных сооружений на территории Слободской Украины, построенных в конце XVII - начале XVIII века.

Николо-Иоасафовский собор

Свято-Никольская кладбищенская часовня была возведена на территории Нового городского кладбища в 1799 году благодаря пожертвованиям прихожан. Помещение для трапез было добавлено к основному зданию в 1837 году, а спустя 30 лет на средства прихожан расширили алтарь и пределы главного собора.

В 1990 году собор переименовали на Николо-Иоасафовский.

Материал постройки — кирпич, архитектурный стиль собора — ранний классицизм. Основное здание храма дополнено длинной одноэтажной трапезной, увенчанной двухскатной крышей. Декором фасада трапезной служит 4-колонный портик. На расстоянии 10 метров от храма находится колокольня, представляющая собой памятник архитектуры в стиле позднего барокко и классицизма.

Успенско-Николаевский собор

Здание этого собора считается самым старым в Белгороде. Храм отличает наличие трех престолов: во имя Успения Божьей Матери, святителя Николая и Иоанна Предтечи. Год возведения последнего — 1851-й.

Собор был построен в 1703 году. Интересно, что пожертвование в размере 100 рублей на строительство храма внес сам Петр I. Вследствие сильного пожара, случившегося в 1789 году, в храме был уничтожен иконостас, да и само здание очень пострадало.

Реставрация иконостаса состоялась лишь в начале прошлого века, а немного позднее представители советской власти запретили использовать помещение для богослужений. Новым предназначением здания в советские времена стало помещение заключенных.

Во времена Второй мировой войны территории у стен храма служили местом расстрела горожан фашистами. Также стоит отметить, что подвалы собора были одним из самых надежных укрытий от бомбежек. Так что храм спас жизнь многим белгородцам.

В начале 90-х Успенско-Николаевский собор был объявлен историческим и архитектурным памятником, а немного позднее здесь начали строить Марфо-Мариинский женский монастырь. Собор, переданный святой обители, сейчас расположен в черте монастыря.

В заключение...

Расположенный близ границы с Украиной "белый город" можно смело назвать одним из важнейших центров православия в России. Здесь сооружено множество красивых храмов: Преображенский кафедральный, Смоленский, Успенско-Николаевский, Иоасафовский собор. Белгород бережно хранит все эти бесценные памятники архитектуры и чтит православные традиции региона.

Занятие по теме

«Православное зодчество Белгородчины.

Храмы Белгородской области – история и современность»

Цели:

- помочь учащимся познакомиться с духовным наследием

родного края;

- воспитывать чувство патриотизма и духовно-

нравственную культуру школьников;

Оборудование: Компьютерный диск «Добро пожаловать на

Белгородчину.

Ход занятия

Примерный план.

    Храмы Белгородчины – история и современность.

    Спасо – Преображенский кафедральный собор – главный храм Белгородско – Старооскольской епархии

    Смоленский собор – один из старейших храмов Белгорода

    Николо – Иоасафовский собор

    Успенско- Николаевский монастырь.

    Свято – Троицкий мужской монастырь в с. Холки.

    Храм Георгия Победоносца.

    Спасо – Преображенский собор (г. Губкин)

    В начале XX века в городе Белгороде, в то время уездном городе Курской губернии, было около полутора десятков православных храмов. Многие из них в первой половине XX были разрушены (как, например, Тихвинская (георгиевская) церковь на Соборной площади, построенная в 1761 году, Успенская (Михайловская) церковь на углу гражданского проспекта и улицы Белгородского полка, построенная в 1817 году и другие).
В 90-е годы XX века и в начале XXI века, с возрождением Белгородско – Старооскольской епархии, в Белгороде и по всей Белгородской области восстанавливаются храмы, основанные в XVIII – XIX веках, а также строились новые. 2. Преображенский кафедральный собор. Преображенская церковь, как и другие творения Е. А. Васильева была выполнена в стиле русского классицизма. Позднее изменения храма несколько исказили архитектурную композицию фасадов декором, не характерным для классицизма начала XIX века. Церковь построена из кирпича, оштукатурена снаружи и внутри, на втором этаже устроена крещальная, которая расположена над притвором. Из неё есть выход на хоры нижнего храма. Престолов ранее было пять, сейчас - четыре. Главный освещен в честь преображения Господня, правый – во имя Знамения Божией Матери, левый посвящен пророку Илие. В крещальне – престол в честь Богоявления. 3. Собор Смоленской иконы Божией матери. Шел октябрь 1703 года. У ворот Белгорода несла охрану ночная стража. В полночь среди глубокой тьмы часовой Мефодий Иванов был поражен необычным зрелищем – на городских воротах от размещенного там образа Смоленской Божией Матери блеснул свет, наподобие солнечного. От света сама собой зажглась явившаяся свеча. Три раза Иванов тушил свечу, и она снова загоралась. О чудесном явлении скоро узнал весь город. На месте прославленной иконы выстроена была деревянная церковь в 1705 году. А в 1727 году архиепископ белгородский Петр заложил каменный Храм о двух этажах. Нижний храм – во имя явления Смоленской иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии, верхний посвящался святым первоверховным апостолам Петру и Павлу.(Диск « Добро пожаловать на Белгородчину», раздел «белгородская и Старооскольская епархия») 4. Николо – Иоасафовский собор. Здание Иоасафовского собора (ранее Кладбищно – Николаевской церкви) возведенное в 1799 году « под разборку», к счастью, не попало. В начале XX века место её расположения Новое русское кладбище, как указано на плане Белгорода 1911 года – было городской окраиной, и поэтому, укрытая кроною деревьев от глаз строителей « самого справедливого в мире общества», она не смогла привлечь к себе пристального внимания и все время оставалась действующей. Поскольку в ней свершалось только отпевание и панихиды, она была бесприходной. В центре размещалось четыре престола: главный – во имя святого Николая, вторая – во имя святого Харалампия, третий – преподобного Иоанна Многострадального и четвертый Иоанна Предтечи.(Диск « Добро пожаловать на Белгородчину», раздел «белгородская и Старооскольская епархия») 5. Успенско - Николаевский монастырь. Храм расположен на территории бывшей слободы Жилой, которая была заселена ратными людьми Белгородского гарнизона, вдоль нынешней улицы Пушкина (бывшей Батальонной) Во второй половине XVIII века севернее Успенского собора возведена Покровская церковь. Сегодня эти здания составляют единый храмовый комплекс. До сих пор бытует предание о том, как Петр I пожертвовал сто рублей на строительство собора. Этому есть документальное подтверждение. Собор возведен из кирпича, внутри и снаружи он был оштукатурен. Строительство осуществлялось силами солдат Белгородского гарнизона, стрельцами и бригадой мастеров из Москвы во главе с Иваном Прокофьевым. Они и принесли московские черты в архитектуру храма.(Диск « Добро пожаловать на Белгородчину», раздел «белгородская и Старооскольская епархия») 6.Свято – Троицкий мужской монастырь. В Чернянском районе находится редкий памятник истории и культуры – Холковские пещеры. По своему архитектурному и планировочному решению похожи в уменьшенном виде на пещеры Киево – Печерской лавры. В 1620-1764 гг. в них размещался Холков – Царев – Николаевский монастырь. Кроме пещеры, в которой располагался монастырь, имеется вторая пещера – старца Никиты. Вырытая жителем с. Холки Никитой Бычковым, взявшимся за работу по религиозным убеждениям. Рыл пещеру в течении 30 лет с 1890 по 1920 гг. Бычков хотел соединиться с пещерным подземельным монастырем, вход в который к тому времени был засыпан и зетерялся. Осуществить этот замысел он не смог. Смерть застала его на 98 метре. До соединения с храмом остались не пройденными 40 метров пещера находится у восточного холма рядом с дорогой, ведущей в бывший монастырь. Большая часть пещеры имеет западное направление. Долгие годы пещеры находились в запустении. В 1990 году по инициативе и при активном участии уроженца с. Холки Пономарева В.Д. пещеры были реставрированы. 14 октября 1990 года состоялось торжественное открытие возрожденных «Холковских пещер» В настоящее время к «Холковским пещерам» открыт автобусный маршрут для туристов, по воскресеньям в пещерной церкви бывшего монастыря проходят богослужения. Среди зеленых холмов ходят белые кони И в небесную синь глазом косят сквозь челки. Уместилось как-будто на Божьей ладони Белгородское чудо – под названием Холки. Были тут рубежи, охраняемы ратью Это древней Руси золотые осколки Но не зря же опять. Осенив Благодатью, Собирает Господь белгородские Холки. Божьим промыслом вновь здесь открыта обитель, Глубоко под землей – шесть намоленных келий. Осеняйтесь крестом и сюда заходите: Здесь когда-то монахи и молились и пели. Через столько веков вы опять удивитесь Силе духа и вере, чудесам и природе. Уж задумался кто-то: «Мол, как ни молитесь, а под силу ли высечь Храм в горной породе?»…(Диск « Добро пожаловать на Белгородчину», раздел «белгородская и Старооскольская епархия») 7. Храм Георгия Победоносца. На Харьковской горе, в сквере возле пересечения улиц Королева и Щорса находится архитектурный ансамбль прихода Святых мучениц веры, надежды и Любви и их матери Софии, который является образцом русского деревянного зодчества. В него входят: церковь, источник, книжная лавка. Строительство церкви святого великомученика Георгия Победоносца начато на благотворительные средства.
    Спасо – Преображенский собор второй по величине после Храма спасителя. Собор расположен в новом жилом районе в 1,5 км. От центра Губкина. Заложен 18 октября 1992 года освящен святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием 29 сентября 1996 года.
Архитектурно Спасо – Преображенский собор представляет собой пятикупольное здание, образующее в плане форму креста. Высота более 50 метров. На куполе собора установлено 11 колоколов. Самый большой колокол весит – 6,4 т., а самый маленький – 10 кг. Возведение Спасо – Преображенского собора на земле, принявшей более 60 лет назад останки свыше миллионов человек, ставших жертвами самой кровопролитной из воин, которые только знала мировая история, стала еще одним весомым доказательством духовного возрождения России.Домашнее задание: собрать материал о Троицком храме с. Ольшанка.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Ольшанка

Чернянского района Белгородской области»

Занятие по теме

«Чернянский район в период оккупации»

(с. Ольшанка)

Тема задания: Чернянский район в период оккупации. (с. Ольшанка)

Цель: - познакомить учащихся с историей родного края, его боевыми и трудовыми заслугами; - воспитывать чувство гордости за славные дела наших предков.

(Опережающее задание. За две недели до изучения данной темы, ребятам было дано творческое задание, написать мини – сочинение на тему: « Моя семья в годы Великой Отечественной»)

Ход занятия

Весной и летом 1942 года в прифронтовых районах нашего края люди жили в большой тревоге за свою судьбу и судьбу страны. Тревога еще сильнее проникла в сознание людей, когда 12 мая 1942 года началась Харьковская операция красной Армии. Операция захлебнулась, войска потерпели поражение, было убито и взято в плен 134 тыс. советских офицеров и солдат, но тогда сообщалось, что пропало без вести 74 тысячи. Это позволило немцам прорвать оборону наших войск, немецкие корпуса развернули наступления. 28 июня 1942 год восточнее курса 4.я танковая армия немцев, прорвав оборону 40-й армии, устремились к Косторному, а 30 июня немецкая 6-я армия прорвала оборону южнее Белгорода с задачей окружения наших войск в старом Осколе. В результате быстрого продвижения танковых войск немцы окружили 10 дивизий 21–й и 40-й армии. Левое крыло 6-й армии немецкой армии двигалось на Чернянку и новый Оскол. 1 июля немцы заняли Корочу, а 2 июля в середине дня вторглись в наш район, захватив с. Водяное, п. красная Звездаи п. красная Поляна. Левый фланг 6-й армии продвигался на с. Кочегуры, Савенково, Петропавловку, Захарово и Чернянку. В селе Петропавловка появились первые танки с пехотой на борту в 2 часа дня. В этот день к вечеру немцы заняли красный остров и вышли к реке Оскол. Две недели днем и ночью непрерывным потоком шли немецкие войска: танки, машины с пехотой, артиллерия, обозы. Могущество немецкой армии повлияло на сознание некоторых людей, и они поверили, что советской власти пришел конец. Красная Армия разбита, и они стали на путь сотрудничества с оккупационной властью. Категория этих людей появилась в селах сразу с приходом немцев. Одни полпали в окружение, другие дезертировали из воинских частей, которые проходили близко к родному дому при отступлении. В селе Ольшанка немцы создали комендатуру, чуть позднее, когда прибыл отряд венгерских войск, была создана венгерская комендатура, которая не имела отношения к оккупационной административной власти. Первоочередная задача немецкого командования состояла в создании административной власти. Было решено организовать волостную управу на базе четырех сельских Советов в центре Ольшанка, куда вошли все села по течению реки Ольшанка, от села Захарово, до хутора Сухая Ольшанка. Во главе волости немецкий комендант поставил Простакова Василия Никитича, бывшего секретаря Ольшанского сельсовета. При волостной управе был создан полицейский участок, во главе которого стоял Сухомлинов Павел Трофимович, бывший лейтенант Красной Армии. Волость и полицейский участок расположились на почте, комендатура в конторе МТС, больницу превратили в казарму для венгерских солдат, школу, где сейчас садик, в казарму для трудового батальона из венгерских евреев. В сапожной артели расположилась мастерская по ремонту танков. Для полного контроля, за населением волость делилась на директории. Во главе бывшего колхоза стоял директор. Село еще делилось на десятидворики во главе с десятником. Вся эта система приходила в движение, когда надо было выполнить требование немецкого коменданта. Каждый день выставляли необходимое количество рабочих для уборки и ремонта помещений, где жили оккупанты, в зимний период гнали население на очистку дорог от снега. Дорога из Чернянки на Старый Оскол проходила через Ольшанку, по которой днем и ночью шли машины. Оккупационная административная система работала четко и без сбоев. Основным её звеном являлся полицейский участок. Полицаи следили за соблюдением комендантского часа, вечером они разгоняли молодежь, стреляли из винтовок, били прикладами, следили за сохранностью зерна в амбарах, отбирали скот, назначенный для сдачи оккупантам. Силой отправляли молодежь в Германию. Люди сотрудничавшие с немцами, верили в победу Германии над Советским Союзом и в свою ненаказуемость за антинародную и предательскую деятельность против своего народа. Они продолжали верно служить оккупантам до последних дней. И все почуяли возмездие, когда на востоке прогремели пушки Красной Армии. Многие бежали вместе с немцами. Пришел час освобождения и нашего района. Утром 29 января 1943 года была освобождена Чернянка, а к вечеру войска без боя вошли в Ольшанку. Радостно встречало население своих родных воинов, которые стремились на запад, освобождая село за селом(Выступление кружковцев) Домашнее задание: составить викторину из 15 вопросов « Мой край в годы Великой Отечественной войны»

А. Крупенков.

(По И. Кулегаеву)

Общежительный мужской монастырь

(Свято-Троицкий мужской монастырь)

Улица Соборная

(Не сохранился. Находился в квартале: проспект В. И. Ленина (ныне Св. Троицкий бульвар - ул. Фрунзе (ныне пр. Славы), ул. Богдана Хмельницкого - ул. Чернышевского (ныне ул. 50-летия Белгородской области).

а) Главный престол в главной церкви (во дворе) во имя св. Троицы, с южн. стороны во имя Богоматери и третий - над гробом св. Иоасафа - во имя Страшного Суда. Храм этот начат постройкою в 1690 г. Освящен в 1707 г. В нем почивают нетленные мощи св. Иоасафа. В этом же храме чудотворная икона св. Николая Ратного, перенесенная в 1765 г. из упраздненной Коренной Пустыни (село Устинка Белг. у., в 30 верстах от Белгорода, куда ежегодно совершается крестный ход 5-го мая, возвращающийся в Белгород 10-11 мая). В монастырской ограде на востоке стоит архиерейский дом (часть верхнего этажа деревянная), построенный епископом Владимиром; другая часть дома осталась нетронутою вместе с лестницею во втором этаже.

Эта главная церковь монастыря в начале истории Б. была в крепости соборною. В 1751г. По исправлении ветхих частей (прогнила почти вся крыша) была вновь освящена еп. Иоасафом Горленко. Вновь освящена после перестройки верхов еп. Аггеем в 1782 г. Еп. Сергием вновь обновлена и освящена в 1864 году. Наконец, последний ремонт (в теперешнем виде) произведен был в 1897-98 годах при преосвященных Ювеналии и Лаврентии; последний в 1899 году и освятил отремонтированный храм. Между прочим, в стенах этого храма есть ходы с лестницами, ведущие под землю; предполагают, что отсюда можно было во время осады пробраться к р. Везелке за водой.

Дата 1860 г. относится только к нынешнему каменному зданию; из других же документов известно, что до того времени была около ста лет назад деревянная соборная крепостная церковь, которая ветшала, уничтожалась и снова возобновлялась несколько раз. Можно положительно сказать, что этот Троицкий храм, как крепостная церковь, был построен одновременно с основанием города в 1593 году. При учреждении в Б. Епархии этот храм в 1667 г. был возведен на степень кафедрального собора; такое назначение ему было указано царем Алексеем Михайловичем, пожертвовавшим ему серебро-вызолоченный крест с надписью, сохранившеюся и до сего времени. Для помещения митрополита и его клира был отведен бывший воеводский дом (часть теперешнего архиерейского). Придел во имя Страшного Суда сооружен в 1755 г. родным братом св. Иоасафа, полковником Андреем Андреевичем.

б). На юго-восток от соборной церкви стоит (выходя боком на Соборную улицу) церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, каменная с деревянным сводом (как бы сокращенный Знаменский собор в г. Курске). Она была сооружена стараниями архимандрита Елпидифора как теплая и освящена ей. Илиодором в 1835 г. В ней два престола: главный во имя Знамения, и южный придел, перенесенный с хоров, имеющихся в западной части, во имя св. Николая.

в). Домовая архиерейская церковь сооружена в честь свв. Антония и Феодосия в 1706-8 г.; потом она упразднялась и вновь возобновлялась. В настоящем виде с престолом уже в честь св. Тихона Задонского она существует с 1864 г. (устроена из келий еп. Сергием).

На монастырской колокольне лучшие старинные колокола; большой в 1100 п[удов] пожертвован купцом Н. Чумичевым.

Женский келлиотный монастырь.

(Белгородский Рождество-Богородицкий женский монастырь)

(Не сохранился. Находился на месте нынешнего областного драматического театра имени М. С. Щепкина)

Монашествующих около 800 человек, занимающихся отделкою икон, приготовлением искусственных цветов, писанок, вышиванием и т. п.

В городе две церкви. Монастырь основан в 1622 г. Аполлинарией Прытковой. Первое время монашествующие бедствовали; так в 1673 г. игумения просила у царя Алексея Михайловича соли и ей пожаловано было 5 пудов. В 1717 году митрополитом белгородским Иларионом монастырю была пожертвована лесная дача (теперь существует под названием «Лога» в 7 верстах от Б. на север), стали помогать горожане (граф Чернышев, купцы) - и монастырь оправился. В нем были в заключении ветковские раскольницы (в 1766 г.)?, с 1803 г. грузинская царица Мария с дочерью Тамарою.

Существующие в настоящее время церкви монастыря:

а) внутри ограды (круглая) - сооружена горожанами в 1820 г. в честь Рождества Богородицы, с приделами: южным - в честь великомуч. Екатерины и северным - в честь св. Алексея;

б) на с.-в. углу ограды теплая церковь во имя Зачатия св. Анны; построена в 1838 г. средствами купца Николая Чумичева; приделы в ней: с южной стороны - во имя Корсунской Божией Матери, а с сев. - во имя великомученицы Екатерины.

В «Логу» монастыря имеются две церкви (там около 10 келий с более чем 50-ыо монашествующих): холодная во имя Корсунской Божией Матери, построенная в 1832 году, и теплая во имя Нерукотворного образа Спасителя, построенная в 18G6 году на средства монастыря и благотворителей.

В «Лог» ежегодно, по нескольку раз за лето из монастыря совершаются крестные ходы с явленною иконою Корсунской Божией Матери (в холодной церкви «Лога» колодец, на котором и явилась эта икона). Особенно торжественны эти ходы 16 августа и 9 октября, когда идет почти весь женский монастырь.

Хорошие колокола и художественный звон монашенок.

Смоленская соборная церковь (двухэтажная)

Улица Смоленская

(Реставрирована в 1992 г. Ул. Фрунзе (ныне пр. Славы).

Построена в 1737 году прихожанами на месте сгоревшей деревянной, которая была построена в 1705 г. В этом храме древняя чудотворная икона Смоленской Богоматери, стоявшая и нише ворог крепости белгородской (здесь оканчивалась степи Белгорода). В ста шагах от церкви, на бульваре, каменная часовня, созданная в 1903 году купцами Мачуриными на месте древней деревянной с колодцем, куда от времени до времени переносят чудотворную икону для совершения молебствий. В Смоленском соборе престолы:

а) в верхнем этаже - в честь ап. Петра и Павла и

б) в нижнем - в честь Смоленской Божией Матери и Архистратига Михаила.

Успенско-Николаевская соборная церковь

Улица Батальонная

(ул. Пушкина, 19)

Построена старанием прихожан и содействием Петра I, пожертвовавшего 100 рублей. (На фронтоне доска). Существует предание, что строили солдаты белгородского гарнизона. В холодной (летней) ее части старинный, чрезвычайно искусной резьбы иконостас; колокольня заметно для глаза наклонная с бойницами. Престолы:

а) главный - в честь Успения Б[ожией] М[атери],

б) во имя св. Николая (в теплой) и св. Иоанна Предтечи. Прихожане - жители бывшего пригорода Жилой.

Тихвинская (Георгиевская) церковь

Соборная площадь

(Не сохранилась. Находилась на месте нынешней гостиницы «Белгород»)

Построена в 1761 г. старанием белгородского губернатора Г. И. Шаховского. Обязательными прихожанами были сначала чиновники губернской администрации (по переименовании Б. в уездный город). Престолов три:

а) главный - во имя Тихвинской Б. М,.,

б) во имя влкмч. [великомученика] Георгия и

в) во имя ап. Филиппа.

В 1911 г. возведена купцом Фроловым новая ограда.

Преображенская церковь (двухэтажная)

Улица Старо-Московская

(ул. Танкиста Попова, 11)

Второй этаж - хоры с двумя престолами в честь жен Мироносиц и Богоявления - построена в 1813 году в византийском стиле, напоминает извне храм св. Софии в Константинополе. Внизу три престола:

а) главный - в честь Преображения Господня,

б) в честь Знамения Б. М. и

в) во имя пророка Ильи.

Покровский храм. Современный вид.

Фото с сайта http://russian-church.ru/

Покровская церковь.

Улица Батальонная

(ул. Пушкина, 19)

Построена на средства прихожан в 1791 году. Главный престол во имя Покрова Пр. Богородицы, южный и северный приделы во имя св. Митрофания и Тихона Задонского.

Успенская (Михайловская) церковь

Улица Михайловская

(Не сохранилась. Находилась на углу нынешнего проспекта имени В. И. Ленина и ул. Кирова (ныне ул. им. Белгородского полка).

Построена в 1817 году средствами прихожан и купца Николая Чумичева. Три престола: главный - в честь Успения Пр. Богородицы, южный и северный - во имя архангела Михаила и во имя влкмч. Варвары. По внешней архитектуре - наиболее изящная церковь, по стройности контуров напоминает киевский храм Андрея Первозванного. В последние годы внутри хорошо расписана копиями с лучшей церковной живописи (копии с картин Неведомского, Васнецова и проч.). Над царскими вратами имеется икона Успения, которая торжественно на широкой ленте спускается но время всенощного бдения под 15 августа. В ограде есть озеро, теперь сильно загрязнившееся, но когда-то с чистою водою (родники) и, по преданию, лечебною. Легенда, ни на чем не основанная, говорит, что на месте озера была церковь, опустившаяся под землю в один из набегов татар. К этой церкви приписана мещанская. Н. Чумичева богадельня (на противоположном углу ул. Императора Николая II)

Владимирская (Сергиевская) церковь

Улица Сергиевская

(не сохранилась. Находилась на углу нынешних улиц Коммунистической (ныне Преображенской) и Кирова (ныне ул. им. Белгородского полка)

Построена в 1792 году средствами прихожан. Состоит из двух частей (передняя была прежде теплою). В восточной половине (летней) главный престол - в честь Владимирской Божьей Матери, второй во имя Сергия Радонежского; в западной половине (в виде домовой церкви) во имя чуда архистратига Михаила п во имя мч. [мученицы] Софии и трех ее дочерей. В ограде, засаженной деревьями, остатки вала или окопа.

Николаевская кладбищенская церковь (с 1962 г. — Николо-Иоасафовский собор) Современный вид. Фото с сайта http://russian-church.ru/

Кладбищенско-Николаевская церковь.

Улица Старо-Московская

(Улица Танкиста Попова. Старое городское кладбище)

Построена в 1799 г. средствами горожан; бесприходная. Два отделения: в восточной части (летней) главный престол во имя св. Николая, южн. и сев. во имя свщмч. Харлампия и пр. Иоанна Многострадального, четвертый (в теплой) - во имя Иоанна Предтечи.

Введенская церковь.

Улица Введенская

(Не сохранилась. Находилась на углу нынешнего проспекта имени В. И. Ленина (ныне Гражданский пр.) и ул. Воровского (ныне ул. Кн. Трубецкого).

Построена в 1777 г. средствами прихожан. Состоит из двух частей: южной (бывшей зимней) и северной (бывшей летней), соединенных арками. В ней, в одной из ниш, прежде помещалась статуя Спасителя в багрянце и терновом венке, сделанная довольно грубо; показывалась она обыкновенно в страстную субботу. При ремонте церкви в конце прошлого столетия нашли в стене старинное евангелие и некоторые богослужебные принадлежности.

Параскево-Пятницкая (Николаевская, Женского епархиального училища) церковь.

Улица Нижне-Никольская

(Не сохранилась. Находилась на ул. Пугачева, территория нынешнего консервного комбината)

Построена в 1768 году, средствами граждан на том месте, где повелением царя Бориса Годунова в 1599 г. был создан Николаевский мужской монастырь с деревянною церковью. Монастырь упразднен в 1843 г.; в том же году в зданиях монастыря открыто духовное уездное училище (бурса), которое переведено в помещение семинарии в 1883 г. (после перевода последней в Курск); после того в зданиях помещена была епархиальная богадельня. Некоторое время здания упраздненного монастыря сдавались в аренду местной артиллерии. В 1907 году все помещения после солидного ремонта отданы под женское епархиальное-училище. Поместье очень большое, на возвышении в квартале; обнесено старинною исковою стеною с башнями по углам. Во дворе при раскопках попадаются фундаменты кирпичной кладки и монеты. Был большой архив упраздненного монастыря, по или растаскан, или попорчен. В церкви есть две большие (за клиросами) иконы: св. Николая (сооруженная в царствование Александра I в 1803 г.) и Божией Матери. Последняя в прежнее время, летом, часто переносилась на колодец сл. Покровской (Подбелинской). В середине прошлого столетия в этом же храме помещался большой крест, обретенный на Кошарах (теперь он постоянно там находится, а в Николаевской церкви его копия с хорошим письмом). В этой церкви было много старинных богослужебных книг (конца и середины XVIII века) и рукописных квадратных нот (наследство монастыря), старинные облачения и богослужебные предметы. Престолы во имя св. Николая и влкмч. Параскевы. Два отделения - летнее и зимнее. Последнее в виде домовой церкви приделано для учеников духовного училища уже в XIX в., теперь же в нем служб не совершается.

Петропавловская (в Савине)

Улица Петропавловская

(Не сохранилась, Находилась на углу улиц Литвинова (ныне Белгородский пр.) и Калинина)

Построена в 1777 г. прихожанами; престолы: в честь Петра и Павла, в честь Казанской Б. М. и в честь Богоявления Господня.

Трехсвятительская (новая, в Савине)

Улица Троицкая (Трехсвятительская)

(Не сохранилась, Находилась на углу нынешних улиц Октябрьской и Раздольной)

Построена в 1874 году па средства купца Федора Морозова. Есть хорошая живопись учеников академии. Престолов три: во имя трех святителей (Василия Великого,. Григория Богослова и Иоанна Златоуста), св. Андрея Первозванного и Федора Тирона.

Церковь в мужской гимназии (Евгеньевская)

Георгиевская площадь

(ул. Коммунистическая, 78 (ныне Преображенская); правая часть здания нынешнего факультета Всесоюзного заочного финансово-экономического института (ныне Социально-теологический факультет БелГУ)

В честь св. Евгении.

Церковь при духовном училище.

Улица Соборная

(Не сохранилась. Находилась на нынешнем проспекте имени В. И. Ленина (ныне Гражданский пр.) между ул. Б. Хмельницкого и Чернышевского(ныне ул. 50-летия Белгородской области).

При духовном училище была церковь, упраздненная еп. Питиримом, когда в Б. были учреждены параллельные классы Курской духовной семинарии. Алтарь ее остался закрытым, а помещение отдано под классы.

16 пользователям понравилась эта запись
В Мой Мир

(музыкально - литературная композиция для детей старшей и подготовительной групп)

Программное содержание:

Обучающие задачи:

Познакомить детей со святыми местами Белгородчины.

Воспитательные задачи :

Воспитывать патриотизм, любовь к России, уважение к ее истории и культуре.

Воспитывать потребность совершать добрые поступки.

Развивающие задачи :

Развивать представление детей о культурно-историческом и духовном единстве Белгородчины.

Ход мероприятия:

Ведущая: Здравствуйте дорогие гости. Мы рады вас приветствовать в нашем светлом и уютном зале. Наше сегодняшнее мероприятие хотелось бы посвятить ЛЮБВИ- любви чистой, беззаветной.

Велик и необъятен мир Божий! Весь мир Бог создал для жизни и пользы людей –для каждого из нас. Так бесконечно любит нас Бог! И если мы будем любить Бога и жить по законам Его, то многое непонятное в мире нам станет понятным и ясным. Мы полюбим мир Божий и жить будем со всеми в дружбе, любви и радости на нашей родной земле.

Ребенок читает стихотворение:

Ясным светом заливает

Солнце синеву.

Я с тобой земля родная,

Радуюсь, живу.

Ты светла и ты красива,

Русская земля.

Я люблю тебя Россия,

Родина моя!

Дети исполняют песню «Моя Россия».

Инструктор по физической культуре читает стихотворение А. Дементьева «Россия»:

… Нас с детства ветры по земле носили.

Я слушал лес и обнимал траву.

Еще не зная, что зовут Россией

Тот синий мир, в котором я живу.

Россия начиналась у порога,

И в сердце продолжается моем.

Она была и полем, и дорогой,

И радугой, склоненной над селом,

И гулкой речкой, что вдали бежала,

И о которой думал я тогда,

Что тушит в небе зарево пожара

Её неудержимая вода.

Рассветом в сердце пролилась Россия,

Не от того ли и моя любовь

Так неразлучна с ливнями косыми,

С разливом трав и запахом хлебов.

И мне казалось - нету ей предела,

А по весне я видел наяву-

Под парусами наших яблонь белых

Россия уплывала в синеву.

Прошли года: объехал я пол - света.

Бывал в краях и близких и чужих,

Где о России знают по ракетам,

Да по могилам сверстников моих.

И я поверил - нету ей предела!

И чья бы ни встречала нас страна,-

Россия всюду, что ты с ней ни делай,-

В сердцах людей раскинулась она.

Ведущая: Родина – как много смысла в этом слове. Бескрайние поля, разливы рек, чета белеющих берёз, и дом в котором вырос я. Все это Родина моя – творенье Бога. Проявляя любовь к Всевышнему создателю, человек воздвиг Божий храм.

Уважаемые гости предлагаю совершить путешествие по храмам и соборам прекрасного города Белгорода.

Слайд №1

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР.

Храм Преображения Господня был построен в 1813 г. на средства прихожан на месте обветшавшей деревянной церкви по проекту харьковского архитектора Евгения Алексеевича Васильева. В конце 1920-х гг., в связи с закрытием Троицкого собора, Преображенский храм получил статус кафедрального собора. В 1962 г. Преображенский собор оказался в числе храмов, подлежащих закрытию и был передан Белгородскому областному краеведческому музею.19 августа 1990 г. в престольный праздник было совершено богослужение у стен храма. С сентября 1990 г. осуществлялась поэтапная передача собора Церкви. К сентябрю 1991г. храм был полностью освобожден в связи со Вторым обретением мощей Святителя Иоасафа епископа Белгородского. 17 сентября 1991 г. в Преображенский собор, при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, были торжественно перенесены мощи святителя Иоасафа.

Ребенок читает стихотворение «Белгород»:

Белый город знают все:

И в деревнях и в Кремле!

Белгород его зовут

Нам повезло - живем мы тут.

Посмотрите с высоты

Во всем городе цветы,

Красные и голубые,

Ах, красивые какие!

Мы с мамой ходим в зоопарк,

Медведица Машута там.

Она свирепая и злая,

Хотя, забавная такая!

В центральном парке городок,

Он для детей построен.

И целый день там слышен смех

Так Белгород настроен.

Спасибо всем, кто здесь живет,

Кто строит Белый город!

За то, что город наш цветет,

За то, что вечно молод!

Слайд №2

СМОЛЕНСКИЙ СОБОР.

Храм построен в честь происшедшего в 1703 г. знамения от иконы Смоленской Пресвятой Богородицы. По преданию, часовой Мефодий Иванов в ночь с 1 на 2 октября увидел как от образа Смоленской Пресвятой Богородицы, который находился на городских воротах, блеснул яркий свет, от него зажглась восковая свеча. В 1703 году на месте этого события была построена часовня. В 1705 году была построена деревянная церковь, а 1727 году заложен каменный собор. В годы Великой Отечественной войны собор сильно пострадал. После войны, в 1958 и 1974 г. предпринимались попытки взорвать собор. В 80-х здание реставрировалось под органный зал. В 1991 году храм вернули верующим.

Ребенок читает стихотворение «Белогорье»:

Еду лесом, еду полем,

Еду я по Белогорью.

Посмотрю на край родной:

Что за чудо предо мной!

Слева белая гора,

А с ближайшего бугра

Ручеек, как сорванец,

Мчится в Северский Донец.

Впереди - село в садах

Отражается в прудах,

И церквушка небольшая

Людям души освещает.

И подумалось о том-

Хорошо в краю родном.

Слайд № 3

ХРАМ МУЧЕНИЦ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБОВИ И МАТЕРИ ИХ СОФИИ.

Закладной камень был освящён в мае 1997 года. Земляные работы начались в 2005 году. Долгое время утверждался проект храма, поэтому основное строительство было начато в 2008 году. 15 мая 2009 года случился пожар и храм практически полностью сгорел. На момент пожара он находился в стадии строительства. 17 куполов, которые уже были установлены, привезли из Волгодонска. Почти за год храм был восстановлен после пожара и достроен. 2 мая 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Харьковской горе города Белгорода и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Слайд № 4

ЦЕРКОВЬ ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА

В южном микрорайоне Белгорода стоит удивительный Храм Великомученика Георгия Победоносца. 25 мая 1997 года произвели закладку камня для его строительства. В 2001 году было закончено его строительство архитектором Л.И. Колесниковой. Он выполнен в традициях древне - русского строительного искусства, храм деревянный. Его конструкция вытянута с запада на восток, состоит из золочёных глав, «четверика», колокольни шатрового типа. По благословению архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна на улице Королёва началось строительство Духовно-просветительского центра в храмовом комплексе во имя Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Около Храма находятся часовни Живоначальной Троицы и в честь Преподобного Серафима Саровского. Часовня Живоначальной Троицы была освящена в 1999 году, когда Храм начинал строиться. Верующие люди из ближайших микрорайоном Харьковской Горы приходили к ней на богослужение. Часовню Преподобного Серафима Саровского четвёртого августа 2003 года освятил архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.

Танец « Белгород - любимый город мой».

Слайд № 5

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ ХРАМ.

Был построен на средства графини А.В. Ластовской и братьев-купцов Николая и Егора Мухановых в 1863 году. Главной святыней храма является чудотворный Крест, присланный помещику Юрию Выродову его братом, послушником Афонского монастыря. (Датируется первой половиной XVIII века). Но помещик не питал к святыне благоговения и однажды после неудачной охоты приказал бросить Крест в болото. Чудесное обретение поруганной святыни произошло в конце XVIII века. Слепой, услышавший во сне обещание, что будет исцелен, если найдет и вынесет из трясины Крест, тотчас прозрел, прикоснувшись к своей находке. Засвидетельствовано немало случаев исцелений от различных недугов пред кошарской святыней. В советские годы храм закрывался на очень непродолжительное время. Он не был подвержен разорению. В нем сохранилось несколько старинных икон. Например, икона Божией Матери «Скоропослушница», образ Архистратига Михаила. В 1997 году при храме открыты воскресная школа для детей и катехизаторские курсы для взрослых. Храм является памятником архитектуры эпохи эклектики. В декоре храма преобладают архитектурные элементы из русского зодчества.

Танец с платочками.

Ведущая: Уважаемые гости, в заключение нашего мероприятия мы хотели пожелать вам любви чистой и искренней. Любите и будьте любимы!

Ребенок читает стихотворение «О добре»:

В отчаянье мы часто замечаем,

Что нет сил порвать беды кольцо,

И в каждом человеке мы встречаем

Лицо врага - недоброе лицо.

Не помним часто заповеди Божьи:

Что ближнего должны мы возлюбить,

Считаем все враньём, коварством, ложью,

А мыслей злых назад не воротить!

Нельзя жить по законам волчьей стаи.

Как распинали, помните, Христа!

Давайте милосердней, люди станем.

Ведь жизнь и так уж очень непроста.

Давайте пожалеем мы скорбящих,

Поплачем вместе над чужой бедой.

И примем в жизни ближнего участье,

И напоим сердца живой водой!

Головачева И. Н., музыкальный руководитель

НДОУ «Православный детский сад

«Рождественский» г. Белгород



mob_info