Функции органов управления акционерного общества таблица. Акционерное общество: органы управления. Главный орган управления АО

В Россию капитализм в современной форме пришел немного позже, чем в западные страны. Именно по этой причине правовая и законодательная основа всех компаний взята с западных прототипов. Согласно ГК РФ (103 статье) управление в акционерном обществе должно осуществляться в трех основных формах:

1) Исполнительный орган - это может быть один человек (генеральный директор) или группа людей (правление). Именно он осуществляет всю основную деятельность компании.

2) Контролирующий орган - наблюдательный совет. Он осуществляет наблюдение за деятельностью исполнительного органа, а также занимается его корректировкой.

3) Высший орган управления акционерным обществом - общее собрание акционеров. Это основные владельцы компании.

Структура управления

В структуру управления акционерным обществом также могут входить и другие подразделения. Однако, несмотря на разделение управления на предприятии, встречаются случаи, когда собрание акционеров носит формальный характер и не выполняет финансовых функций, которые являются одним из важнейших показателей в деятельности любого предприятия. Выбор нужной структуры - это важный этап, именно при построении правильной схемы распределяются полномочия отдельных уровней менеджмента, что позволяет избежать конфликтных ситуаций между собственниками компании и ее управлением.

В дальнейшем структуру можно поменять в зависимости от роста компании, смены курса или сектора рынка. По закону общество может комбинировать органы управления по своему усмотрению, но основных структур обычно выделяют четыре. Важно учесть, что в любой структуре должны присутствовать: общее собрание акционеров как высший орган управления в акционерном обществе и исполнительный орган. Практически всегда компания имеет дополнительный наблюдательный совет, но его не всегда рассматривают как один из органов управления, потому что в его обязанности входит следить за деятельностью компании, а не осуществлять ее.

Трехступенчатая схема

Первый вариант, который чаще всего используется в акционерных обществах, - это структура трех ступеней. Ее особенность состоит в том, что она позволяет усилить контроль владельцев над менеджерами. По закону об акционерных обществах правление не может быть представлено в наблюдательном совете больше 25 %, то же самое относительно представителя высшего звена менеджмента, он не может занимать пост главы наблюдательного совета. Это сделано для того, чтобы исключить возможность получения монополии на власть в акционерном обществе. По законодательству такую схему должны обеспечить все кредитные организации. Такая система построения хорошо подходит для организаций с большим количеством участников.

Сокращенная трехступенчатая схема

Эта схема очень похожа на предыдущую, в ней высшим органом управления АО является собрание акционеров, но ее отличие в том, что исполнительный орган в ней представлен одним человеком - генеральным директором. В данной системе нет ограничения на совмещение наблюдательного и исполнительного органа, по этой причине влияние директора на наблюдательный орган и на компанию в целом очень возрастает. В функции наблюдательного совета директоров могут входить полномочия по образованию исполнительного органа, в данном случае совет директоров получает возможность жестко контролировать действия исполнительного органа.

Двухступенчатая схема

В некоторых случаях органы управления акционерного общества состоят из двух ступеней. Чаще всего к такой схеме приходят небольшие компании, в которых управление представлено небольшим числом участников. В ее схему должны входить высший орган управления в акционерном обществе - общее собрание акционеров - и исполнительный орган - генеральный директор и правление, в которое входят высший уровень менеджмента разных сфер. Чаще всего генеральным директором выбирают кого-либо из акционеров, что сильно упрощает руководство компанией.

Понятие высшего органа управления

Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание акционеров. Среди них можно выделить несколько категорий: это перекупщики, работники и управленцы.

Акционеры-спекулянты обычно гонятся за прибылью, их мало интересуют долгосрочные планы компании. Очень часто интересы таких людей представляют банки, которые кроме дивидендов выплачивают им дополнительный доход, но при этом они все еще являются полноправными акционерами и могут участвовать в голосованиях и принимать решения относительно компании.

Акционеры-работники получили свою долю от предприятия в процессе приватизации. Первоначально на них возлагались большие надежды в связи с тем, что они заинтересованы в развитии компании не только из-за дивидендов, а также потому, что от развития компании зависит их занятость и получение заработной платы. Но практика показала, что при принятии решений работники больше руководствуются эмоциями и преследованием именно своих интересов, а не интересов компании.

Акционеры-менеджеры иногда становятся владельцами, а иногда получают часть компании в качестве бонуса за свою работу. Эта категория владельцев настроена против активного вмешательства внешних менеджеров, потому что это ставит под удар их положение. Однако встречаются случаи, когда, наоборот, внешние инвесторы сотрудничают с действующей структурой управления в компании. Особенно часто это встречается в случаях с иностранными инвесторами. Они часто покупают акции российских предприятий, потому что во многих аналитических списках российские компании считаются недооцененными и перспективными. Но поскольку иностранные инвесторы не могут полностью разбираться в нашем рынке и в структуре экономики в целом, они очень часто оставляют прежних директоров и правление.

Особенности высшего органа управления в акционерном обществе

Важно учесть, что он не функционирует постоянно, чаще всего собрания устраиваются несколько раз в год. Это позволяет убедиться в правильности избранного курса, при необходимости корректировки, проверки отчетности и дел компании в целом. Хотя общее собрание является высшим органом управления обществом, чаще всего собрания бывают годовыми и внеочередными (экстренными). Первый вариант проводится не реже 1 раза в год, не ранее чем через 3 и не позднее 6 месяцев с даты окончания финансового года и при подведении итогов. Второй вариант проводят в случаях, когда нависла угроза банкротства, нужно сменить руководство или курс компании. Также стоит учесть, что в собрании акционеров может внести изменения федеральная служба по финансовым рынкам.

Функции высшего органа управления в акционерных обществах

1) Выбор контролирующего органа, его состава, а также ревизионной комиссии и утверждение их полномочий. Совет директоров может досрочно прервать их деятельность и переизбрать их.

2) Управление открытым акционерным обществом, в том числе внесение изменений в устав предприятия, в том числе и в раздел с уставным капиталом.

3) Выбор исполнительного органа и его состава. Иногда, эти функции передаются наблюдательному совету.

4) Принятие всех решений по поводу отчетности, в том числе их утверждение, распределение прибыли и убытков, а также дальнейшее планирование деятельности компании.

5) Реорганизация и ликвидация компании.

Однако совет акционеров тоже ограничен в своих функциях по закону, так как в его возможностях нет функции «заключения сделок», а есть только одобрение их.

Исполнительный орган в акционерном обществе

Все, что касается исполнения прямых функций и деятельности компании, входит в функции исполнительного органа. Чаще всего это человек или группа, которая несет ответственность перед высшим органом управления акционерного общества, организует прибыльное функционирование компании.

Функции данного органа в полной мере определяются уставом предприятия, а выбор управленца осуществляется собранием акционеров. В АО он может быть представлен правлением или генеральным директором, но иногда встречаются оба органа сразу. Собрание акционеров может в любой момент досрочно переизбрать правление или менеджера, на время его отсутствия избирается временный управленец, иногда выбор падает на акционеров. Это решение принимается по причине убыточной политики, при смене курса или недостаточном доверии к топ-менеджеру. Часто в таких ситуациях роль исполнительного органа выполняет сторонняя управляющая компания, договор с которой заключается общим собранием акционеров.

Выбор генерального директора

Избрание генерального директора определяется уставом. Выдвигать свои кандидатуры могут акционеры, набравшие хотя бы 2-3 % голосов, выбирается генеральный директор на срок до пяти лет и не позднее 30 дней с окончания финансового года. В случае если на голосовании никто из кандидатов не набрал большинство голосов, эта должность остается у действующего представителя.

Особое внимание в современной правовой и экономической теории и практики привлекает глава 7 Федерального закона «Об акционерных обществах». При анализе этой главы закона возникает необходимость отметить основные присутствующие в ней новации. Именно они, как показывает опыт, очень существенно изменили, преобразовали, обогатили нашу жизнь, тем более, когда в сферу интересов акционерных обществ попадают многие миллионы российских граждан. Это обусловлено тем, что в России из 2,6 млн. юридических лиц более половины имеют форму акционерного общества.

Проблема волеобразования и волеизъявления акционерных обществ имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, хотя остается в значительной мере в стороне от научного исследования. Для ее рассмотрения необходимо исследовать людской субстрат акционерных обществ и его деятельность, обладающую юридической значимостью, а, следовательно, слагающуюся из юридических действий.

Права акционерного общества принадлежат ему самому и не принадлежат людям, составляющим его людской субстрат. Права акционерного общества, бесспорно, установлены ради людей и предназначены служить их интересам. Однако носителями прав интересов акционерного общества, которым оно призвано служить, далеко не во всех случаях являются именно участники его людского субстрата.

Основной задачей института акционерного общества является создание субъекта прав и обязанностей, существующего и действующего независимо от смены его людского субстрата. В этом важное свойство акционерного общества. Чем дальше продвинется процесс обособления акционерного общества и его имущества от входящих в него людей, тем совершеннее акционерное общество, тем устойчивее его служение поставленной перед ним цели - извлечению прибыли.

Деятельность акционерного общества есть деятельность его коллектива в самом широком понимании. Этот коллектив должен быть соответствующим образом организован для определенной деятельности на основе устава. Вместе с тем он должен быть соответственно возглавлен руководящим органом управления.

В соответствии с требованием ГК РФ и Федерального закона «Об акционерных обществах» структура органов акционерного общества в системе его организационных связей по общему правилу выглядит следующим образом:

Общее собрание акционеров;

Совет директоров (наблюдательный совет), который в обязательном порядке создается в обществе с числом акционеров более 50;

Исполнительный орган общества (единоличный или коллегиальный).

Общее собрание и совет директоров (наблюдательный совет) являются волеобразующими элементами управления и формирования внутренней воли акционерного общества.

Нормы Закона об АО, определяющие порядок созыва общего собрания, участия акционеров в его работе, компетенцию собрания и порядок принятия решений, позволяют этому органу нормально функционировать и выполнять все возложенные на него обязанности.

Общее собрание может рассматривать и принимать решения только по тем вопросам, которые отнесены Законом об АО к его компетенции, причем перечень данных вопросов не может быть расширен по усмотрению самих акционеров. Более того, императивно устанавливается, что собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции (ст. 48 Закона об АО).

Российское законодательство различает две разновидности общих собраний: очередные (годовые) и внеочередные (чрезвычайные).

Сроки и форма проведения годового собрания, а также вопросы повестки дня годового собрания определены ст. 47 Закона об АО.

Годовое общее собрание акционеров должно быть проведено не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года общества, т.е. не ранее 1 марта и не позднее 30 июня года, следующего за отчетным. Конкретный срок проведения годового общего собрания может быть установлен уставом.

На годовом общем собрании акционеров в соответствии с п. 1 ст. 47 Закона об АО решаются вопросы об избрании совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии (ревизора), утверждении аудитора, утверждении годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков общества, распределении его прибылей и убытков. Определенная законодательством повестка дня носит общий рекомендательный характер, поскольку годовое собрание вправе рассматривать и принимать решения и по иным вопросам. В то же время некоторые вопросы, выносимые на очередное собрание акционеров, могут рассматриваться также и на внеочередном собрании (избрание совета директоров и утверждение аудитора).

Согласно ст. 47 Закона об АО все общие собрания акционеров, проводимые помимо годового, являются внеочередными (чрезвычайными). Особенность созыва и проведения подобного собрания состоит в том, что внеочередное собрание может быть созвано не только советом директоров общества, но и ревизионной комиссией (ревизором), аудитором общества, а также акционером или акционерами, являющимися владельцами не менее чем 10% голосующих акций на дату предъявления требования о созыве. Заявление о созыве внеочередного собрания, которое исходит от акционера (акционеров), должно содержать указание на количество и категории (типы) принадлежащих ему акций для обоснования права созыва внеочередного общего собрания (п. 3 ст. 55 Закона об АО). При этом совет директоров не вправе изменить форму собрания, включая и повестку дня, если таковая указана инициаторами в заявлении о созыве общего собрания.

Наиболее важным этапом подготовки общего собрания акционеров общества является определение его повестки дня. В формировании повестки дня годового собрания вправе принимать участие все акционеры, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2% голосующих акций (ст. 53 Закона об АО).

Совет директоров, основываясь на внесенных акционерами предложениях, утверждает повестку дня общего собрания. Утвержденная повестка дня собрания не может быть изменена ни акционерами, ни самим советом директоров, ни общим собранием акционеров в ходе собрания или при переносе собрания (ст. 49 и ст. 53 Закона об АО).

Право на участие в общем собрании акционеров предоставлено всем акционерам общества, зарегистрировавшимся в реестре акционеров на определенную дату, устанавливаемую советом директоров общества (ст. 51 Закона об АО). При этом в соответствии с Законом об АО дата составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании, не может быть установлена ранее даты принятия решения о проведении общего собрания акционеров и более чем за 50 дней до даты проведения собрания, а в ряде случаев - более чем за 65 дней до даты проведения общего собрания акционеров.

Закон об АО предусматривает две формы проведения собрания: путем совместного присутствия акционеров на общем собрании, решения на котором принимаются очным голосованием, или путем проведения заочного голосования, т.е. без совместного присутствия акционеров, также Законом допускается проведение общего собрания в смешанной форме.

Годовое общее собрание акционеров может быть проведено только в очной или смешанной форме (абз. 2 п. 1 ст. 50 Закона об АО), а внеочередное собрание - в любой форме. Порядок ведения общего собрания акционеров и принятия им решений устанавливается уставом или внутренним документом общества, утвержденным решением общего собрания (п. 5 ст. 49 Закона об АО).

Общая норма Закона об АО (ст. 58) определяет, что общее собрание акционеров считается правомочным (имеет кворум), если на момент окончания регистрации для участия в собрании зарегистрировались акционеры (их представители), которые обладают в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества.

Вопросы повестки дня собрания акционеров рассматриваются обычно по следующей схеме: председатель собрания объявляет о рассмотрении вопросов; предоставляется слово докладчику; выступают желающие, докладчик отвечает на различные вопросы участников собрания; проводится коллективное обсуждение; собранию предлагается проект постановления по рассматриваемому вопросу; проводится общее голосование по принимаемому вопросу и подсчет голосов; оглашаются результаты голосования.

Организационную работу по оформлению результатов общего собрания, как правило, осуществляет счетная комиссия общества. Сообщение об итогах голосования доводится до сведения акционеров общества либо непосредственно на собрании, на котором состоялось голосование, либо путем опубликования отчета о голосовании, либо путем направления данного отчета акционерам. Окончательный срок предоставления акционерам сведений о результатах собрания составляет 45 дней с даты принятия этих решений.

На основе протокола об итогах голосования не позднее 15 дней после закрытия общего собрания акционеров составляется документ, называемый протоколом общего собрания. Таким образом, принимая во внимание то, что общее собрание акционеров создает всю систему управления в акционерном обществе, в рамках санкционированного Законом локального нормотворчества обеспечивает правовую базу как для своей деятельности, так и для деятельности иных органов общества; а также на основании того, что участие в общем собрании является способом осуществления права акционера на участие в управлении обществом, мы полагаем, что общее собрание акционеров как орган управления имеет свойства, дающие основания для вывода о его своеобразном положении среди других органов управления акционерного общества.

Следующим волеобразующим элементом управления и формирования внутренней воли акционерного общества является совет директоров или наблюдательный совет общества, который избирается кумулятивным голосованием на срок до следующего годового общего собрания акционеров и осуществляет общее руководство деятельностью акционерного общества, за исключением тех вопросов, которые отнесены Законом об АО к исключительной компетенции общего собрания акционеров.

Количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров, но не может быть менее чем пять членов (п. 3 ст. 66 Закона об АО).

Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества может быть определена тремя основными направлениями: самостоятельное ведение дел акционерного общества, принятие решений с обязательным учетом мнения других органов общества, осуществление контрольно-надзорных функций.

В соответствии с Законом об АО совет директоров (наблюдательный совет) вправе самостоятельно принимать решения по таким организационным вопросам, как созыв общих собраний (п. 2 - 4 ст. 65), создание филиалов и открытие представительств акционерного общества (п. 14 ст. 65), утверждение некоторых внутренних документов общества (п. 13 ст. 65), рекомендации о размере вознаграждений и компенсаций членам ревизионной комиссии, а также определение размера оплаты услуг аудитора (п. 10 ст. 65).

Совету директоров (наблюдательному совету) акционерного общества в области имущественных отношений Законом об АО предоставлено право самостоятельно определять денежную оценку имущества (п. 7 ст. 65), принимать решение о приобретении размещенных обществом акций, облигаций и других ценных бумаг (п. 8 ст. 65), давать рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты (п. 11 ст. 65), принимать решение об использовании резервного и иных фондов общества (п. 12 ст. 65), принимать решения о предварительном одобрении крупных сделок (п. 15 ст. 65, ст. 79) и сделок, предусмотренных гл. XI Закона об АО (п. 16 ст. 65).

Следует отметить, что вопросы, отнесенные Законом об АО и уставом к компетенции совета директоров, не могут быть переданы на решение общему собранию акционеров, т.е. вся компетенция совета директоров является исключительной. Исключение составляют лишь три вопроса. Это: образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий и увеличение уставного капитала общества путем размещения им дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций. Эти вопросы уставом могут быть делегированы от общего собрания совету директоров.

Заседания совета директоров созываются его председателем по собственной инициативе, требованию члена (членов) совета директоров, ревизионной комиссии (ревизора), аудитора, исполнительного органа общества, а также иных лиц, определенных уставом (ст. 68 Закона об АО). Порядок созыва и проведения заседания, а также периодичность заседаний определяются в уставе общества или его корпоративном акте - положении о совете директоров (наблюдательном совете).

Как правило, совет директоров собирается не реже одного раза в месяц. Председатель, приняв решение о созыве совета директоров, готовит повестку дня и в письменной форме уведомляет всех членов совета директоров о дате, времени и месте проведения заседания. В повестку дня заседания совета директоров общества включаются вопросы, заранее предложенные членами совета директоров, ревизионной комиссии (ревизором), аудитором, исполнительным органом общества или акционерами, владеющими в совокупности, как правило, не менее чем 2% голосующих акций (по аналогии с формированием повестки дня общего собрания акционеров).

В соответствии с п. 2 ст. 68 Закона об АО кворум для проведения заседаний совета директоров не должен быть менее половины от числа избранных членов совета директоров. Таким образом, Закон позволяет определить конкретный кворум для проведения заседаний совета директоров в уставе общества.

Обычно принятие решений советом директоров осуществляется путем очного голосования. Однако согласно положениям п. 1 ст. 68 Закона об АО уставом может быть предусмотрена возможность заочного голосования или опроса членов совета директоров.

Все решения совета директоров отражаются в протоколе с обязательным указанием результатов голосования и хода работы. При этом требования, которые Закон предъявляет к протоколу, являются императивными (п. 4 ст. 68 Закона об АО). Протокол заседания совета директоров должен быть составлен не позднее 10 дней после проведения заседания и подписан председательствующим, который несет ответственность за правильность составления протокола. Отсутствие в протоколе хотя бы одного из реквизитов (место и время заседания, присутствующие лица, повестка дня заседания, вопросы и итоги голосования, принятые решения) лишает протокол юридической силы

Решение совета директоров (наблюдательного совета) может быть оспорено в судебном порядке путем предъявления иска о признании его недействительным как в случаях, когда возможность оспаривания предусмотрена в Законе (ст. 53, 55, п. 5 ст. 68 Закона об АО), так и при отсутствии соответствующего указания, если принятое решение не отвечает требованиям Закона и иных нормативных правовых актов и нарушает права и охраняемые законом интересы акционера. Ответчиком по такому делу является акционерное общество.

Таким образом, к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета) относятся все вопросы, отнесенные Законом об АО к его ведению. Это означает, что они не могут быть отнесены к компетенции других органов общества. Исключение составляют три вопроса: образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий и увеличение уставного капитала общества путем эмиссии им дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций. Настоящие вопросы уставом могут быть делегированы общему собранию, совету директоров. Также уставом исполнительному органу могут быть переданы полномочия по утверждению ряда внутренних документов общества. В связи с этим можно констатировать, что четкое определение места и роли совета директоров общества как профессионального органа управления, а также правильный подбор его состава приобретают особое значение в современных условиях - при возникновении большого количества специальных вопросов для эффективного управления обществом все они должны решаться профессионалами, обладающими необходимыми знаниями и квалификацией.

Законодательство предусматривает возможность создания в акционерном обществе нескольких разновидностей исполнительных органов, причем имеется расхождение между ГК РФ и Законом об АО в отношении структуры исполнительного органа в конкретном акционерном обществе.

В соответствии с п. 3 ст. 103 ГК РФ исполнительный орган акционерного общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Таким образом, ГК РФ допускает три возможных варианта структуры исполнительной власти в акционерном обществе: коллегиальный исполнительный орган; единоличный исполнительный орган; одновременное существование коллегиального и единоличного исполнительного органа с разделением в уставе функций.

Закон об АО ограничивает возможности общества в формировании структур исполнительной власти, допуская только два варианта-либо единоличные, либо единоличные и коллегиальные (п. 1 ст. 69). Разрешая указанное расхождение, практика отдает предпочтение Закону об АО.

В некоторых случаях совет директоров (наблюдательный совет) общества может принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа (управляющей организации, управляющего) даже в том случае, если образование исполнительных органов уставом отнесено к компетенции общего собрания акционеров.

Единоличный исполнительный орган в разных акционерных обществах может называться по-разному (генеральный директор, директор, президент, управляющий, председатель правления и др.). В случае создания в обществе коллегиального исполнительного органа (т.е. наличия и единоличного, и коллегиального исполнительных органов) директор также осуществляет функции председателя правления (дирекции). Если же такового органа не создается, то директор становится действительно единоличным исполнительным органом, принимая на себя функции правления (дирекции).

Кандидатуру директора выдвигает либо совет директоров, либо общее собрание (п. 3 ст. 69). Но чаще всего директора утверждают еще учредители общества при его создании, включая в повестку дня учредительного собрания вопрос «Формирование органов управления».

Срок полномочий единоличного исполнительного органа общество также устанавливает самостоятельно в уставе или корпоративном акте. При этом, по нашему мнению, целесообразно установить единый срок в интервале от одного года до пяти лет (по аналогии со ст. 58 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ) .

К компетенции директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением тех вопросов, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (п. 2 ст. 69 Закона об АО), или переданы на решение коллегиальному исполнительному органу в рамках разграничения полномочий с последним.

Таким образом, директор акционерного общества наделяется многочисленными и важными полномочиями: 1) формирует, а также представляет на утверждение состав коллегиального исполнительного органа общества; 2) распределяет обязанности между членами коллегиального исполнительного органа; 3) организует работу, председательствует на заседаниях коллегиального исполнительного органа и обеспечивает ведение протоколов заседаний; 4) утверждает организационную, управленческую и производственно-хозяйственную структуру общества; 5) организует общую разработку, утверждает и обеспечивает реализацию программы развития персонала; 6) утверждает штатное расписание общества и должностные инструкции работников; 7) заключает трудовые договоры (контракты) с членами коллегиального исполнительного органа, должностными лицами и работниками, устанавливает должностные оклады; 8) реализует право увольнения, перевода сотрудников, применяет к ним меры поощрения и взыскания; 9) совершает от имени общества все юридически значимые действия, распоряжается имуществом, за исключением случаев, отнесенных к компетенции общего собрания; 10) в пределах своей компетенции использует средства создаваемых в обществе фондов и резервов, открывает банковские счета, является распорядителем кредитов; 11) руководит разработкой и представлением годового отчета и бухгалтерского баланса; 12) обеспечивает реализацию решений общих собраний акционеров и совета директоров, а также обязательств перед бюджетом и контрагентами по договорам; 13) устанавливает перечень сведений, которые содержат коммерческую тайну или являются конфиденциальными; 14) предъявляет от имени общества претензии к юридическим и физическим лицам, удовлетворяет предъявляемые претензии; 15) контролирует использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов; 16) обеспечивает создание благоприятных и безопасных условий труда работникам общества, соблюдение требований законодательства о труде; 17) обеспечивает разработку, заключение и исполнение коллективного договора; 18) обеспечивает соблюдение законности в деятельности общества; 19) организует и обеспечивает бухгалтерскую и статистическую отчетность и несет ответственность за ее достоверность; 20) издает приказы, распоряжения и другие акты, входящие в его компетенцию и обязательные для исполнения

всеми работниками; 21) решает иные вопросы руководства. Указанный перечень является примерным, поскольку конкретные полномочия директора по ведению текущих дел общества определяются различными акционерными обществами по-разному.

Единоличный исполнительный орган без доверенности действует от имени акционерного общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки (заключает договоры / контракты, соглашения, выдает доверенности на их совершение) (п. 2 ст. 69 Закона об АО). При совершении сделок директор должен действовать исключительно в пределах своих полномочий, иначе такие сделки могут быть признаны недействительными.

В своей деятельности директор подотчетен общему собранию и совету директоров акционерного общества. Он действует на основании устава, договора и положения о директоре (генеральном директоре).

Коллегиальный исполнительный орган акционерного общества действует в соответствии с законодательством, уставом и внутренним документом общества - положением о правлении (дирекции), в котором устанавливаются сроки и порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия им решений (п. 1 ст. 70 Закона об АО).

Как правило, правление состоит из директора общества, который осуществляет функции председателя данного органа, заместителей директора, исполнительных директоров, руководителей основных структурных подразделений общества, главного бухгалтера. При этом законодательство не предъявляет никаких особых требований к членам коллегиального исполнительного органа, за исключением того, что членом правления не может быть член ревизионной комиссии / ревизор (ст. 85 Закона об АО), член счетной комиссии (п. 2 ст. 56 Закона об АО) и аудитор общества (ст. 103 ГК РФ).

После утверждения состава коллегиального исполнительного органа (в порядке, установленном корпоративным актом общества) с каждым членом правления заключается договор. Срок полномочий правления законодательством не определяется, т.е. решение данного вопроса передается на усмотрение самого общества.

К основным задачам правления можно отнести: организацию управления оперативной (текущей) деятельностью общества, обеспечение реализации планов и решений общего собрания акционеров и совета директоров, выработку и осуществление хозяйственной политики общества в целях повышения прибыльности и конкурентоспособности, издание корпоративных актов управления.

Согласно ст. 70 Закона об АО проведение заседаний правления организует лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (директор), который подписывает все документы от имени общества и протоколы заседаний правления, действует без доверенности от имени общества в соответствии с решениями правления, принятыми в пределах его компетенции. Пункт 2 ст. 70 Закона об АО императивно предписывает, что на заседании правления ведется протокол.

Таким образом, в рамках данного параграфа исследования рассмотрен процесс формирования волеизъявления акционерных обществ, основной упор был сделан на изучение органов управления акционерных обществ: их правового статуса, порядка образования, компетенции, функций, организации работы. Кроме того, обзорно освещены особенности подготовки и принятия органами управления акционерных обществ корпоративных актов управления, а также исследована специфика проявления методов корпоративного управления при использовании их в управленческих отношениях.

Органами управления АО являются общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) общества и исполнительный орган общества, который может быть коллективным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором), которые осуществляют руководство текущей деятельностью общества.

Высший орган управления акционерным обществом общее собрание акционеров. Общество обязано ежегодно проводить годовое собрание акционеров.

В компетенцию общего собрания акционеров общества входит решение важнейших вопросов жизнедеятельности АО.

Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества.

Решением общего собрания акционеров общества избирается совет директоров (наблюдательный совет) общества, осуществляющий общее руководство деятельностью общества, кроме вопросов, отнесенных Федеральным законом «Об акционерных обществах» к компетенции общего собрания акционеров.

Члены совета директоров (наблюдательного совета) избираются общим собранием акционеров на срок до следующего годового общего собрания акционеров, но по решению общего собрания акционеров полномочия всех членов совета директоров (наблюдательного совета) общества могут быть прекращены досрочно.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляет исполнительный орган общества, которым может быть единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) или коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекция).

Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) действует без доверенности общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты. Издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.

Ревизионная комиссия общества избирается общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества. Она осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Проверку финансово-хозяйственной деятельности общества может осуществлять аудитор в соответствии с правовыми актами РФ.

Открытое АО обязано раскрывать следующую информацию: 1) годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; 2) проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ; 3) сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом; 4) иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Реорганизация АО может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Действующая сегодня в России нормативная база, регулирующая систему управления акционерными обществами, была сформирована на основе западного законодательства. Разумеется, в отечественных нормах учитывается специфика экономической системы РФ.

В настоящее время в акционерных обществах используется система корпоративного управления. Она основывается на комплексе экономических, правовых и организационных мер. Рассмотрим далее, какие могут быть органы управления в публичном акционерном обществе .

Виды

Согласно действующим нормам,:

  • Общее собрание владельцев акций.
  • Наблюдательный
  • Единоличный орган управления. В акционерном обществе в качестве него выступает гендиректор.
  • Коллегиальный орган (правление, исполнительная дирекция).
  • Ревизионная комиссия.

Выбор административной структуры

Структура управления формируется в зависимости от комбинации указанных выше органов управления в акционерном обществе .

Выбор конкретной административной структуры считается одним из важнейших этапов создания хозяйствующего субъекта. Принятие правильного решения позволит минимизировать вероятность конфликтов между управленцами и акционерами, повысить эффективность управления.

Следует сказать, что учредители общества обладают определенными преимуществами по сравнению с акционерами. Выбрав нужную им структуру управления, умело скомбинировав , они смогут получить большую экономическую выгоду от деятельности предприятия. Однако любая структура не может существовать вечно. Акционеры вправе изменить ее при наличии соответствующих оснований. В любом случае деятельность и полномочия органов управления акционерного общества должны соответствовать масштабу предприятия.

Благодаря установленной в законодательстве возможности комбинировать разные звенья административной системы акционеры могут выбрать самую приемлемую для них модель с учетом размера компании, структуры капитала, конкретных задач, поставленных перед бизнесом.

Варианты управления

На практике используются разные административные модели. Однако в каждой из них обязательным является наличие 2 высших органов управления акционерного общества: общего собрания и единоличного органа.

Кроме того, во все схемы включается и контрольная структура. В качестве нее выступает ревизионная комиссия. Ее основной задачей является контроль финансово-хозяйственных операций, совершаемых на предприятии. В связи с этим ревизионную комиссию обычно не рассматривают как непосредственный орган управления акционерного общества . Однако эффективность административной системы не может обеспечиваться без надежного контроля.

Разница между моделями управления состоит в сочетании коллегиальной и единоличной структуры.

Трехступенчатая схема

Она может быть полной и сокращенной. При такой модели высшим органом управления акционерного общества является собрание акционеров. Полную трехступенчатую схему можно использовать в любом АО. Такая модель позволяет ужесточить контроль акционеров за деятельностью менеджеров.

На следующем уровне находится наблюдательный совет. Он контролирует работу единоличного и коллегиального органов.

Как устанавливает ФЗ "Об акционерных обществах", члены коллегиальной структуры управления не могут составлять больше 1/4 состава совета директоров. При этом субъект, исполняющий обязанности гендиректора, не может назначаться на пост председателя совета.

Полная трехступенчатая схема является обязательной для кредитных компаний, созданных в форме АО.

Сокращенная трехступенчатая модель

Эту схему также можно использовать в любом акционерном обществе. Разница между ней и описанной выше моделью состоит в отсутствии коллегиального органа управления. Следовательно, при такой модели не действуют ограничения по количеству и статусу участников совета директоров.

В сокращенной схеме влияние гендиректора существенно выше. По сути, он единолично управляет текущими делами предприятия.

Эта модель достаточно распространена в акционерных обществах. Связана такая популярность с тем, что она позволяет сбалансировать деятельность исполнительных и контрольных структур.

Другие варианты

В некоторых обществах уставом закрепляется право совета директоров формировать Такая модель больше подходит для крупных акционеров, владеющих контрольным пакетом. Совет становится высшим органом управления акционерного общества , непосредственно не участвуя в текущих делах предприятия.

Еще одна модель - сокращенная двухступенчатая административная система. Ее можно использовать в обществах с количеством акционеров, не превышающим 50. Такая модель свойственна небольшим обществам, в которых гендиректор одновременно является основным акционером.

Особенности исполнительных структур

Исполнительным называют орган непосредственного управления, который формируется по решению совета директоров либо собрания акционеров. Его функции определяются в законодательстве или уставе общества.

Ответственность органов управления акционерного общества наступает в случае причинения предприятию убытков вследствие неправомерных действий или бездействий.

Исполнительная структура может быть единоличной или коллегиальной. Во многих обществах действуют сразу оба вида органов управления. При этом в уставах таких компаний компетенция этих структур четко разграничивается.

Субъект, исполняющий функции единоличного органа управления, выступает также в качестве председателя коллегиальной структуры.

Создание и прекращение деятельности органов

Формирование административных структур в акционерном обществе осуществляется на основании решения, принятого на общем собрании. Законодательство, однако, допускает передачу этих полномочий совету директоров.

Совет или общее собрание вправе в любое время принять решение о досрочном роспуске или приостановлении деятельности исполнительных органов. Одновременно должна быть создана временная управляющая структура. Для решения этих вопросов созывается внеочередное собрание.

Формирование временной исполнительной структуры может обуславливаться невозможностью дальнейшего осуществления своих функций действующим органом управления.

Компетенция гендиректора

Единоличный орган управления действует от лица общества без доверенности. В его полномочия входят:

  • Обеспечение исполнения решений, принятых общим собранием.
  • Оперативное руководство текущей деятельностью предприятия.
  • Планирование работы.
  • Утверждение штатного расписания.
  • Прием и увольнение сотрудников.
  • Издание распоряжений, приказов.
  • Заключение договоров, контрактов, соглашений, открытие счетов, выдача доверенностей, совершение финансовых операций на сумму, не превышающую 25 % стоимости активов компании.
  • Предъявление претензий, участие в судебных разбирательствах от имени предприятия.

Данный перечень, разумеется, далеко не полный. Полномочия гендиректора должны быть закреплены в уставе компании.

Избрание/назначение генерального директора

Единоличный орган может назначаться/избираться общим собранием либо советом директоров. В первом случае положение гендиректора будет более устойчивым. Срок полномочий при назначении/избрании единоличного органа может составлять 5 лет.

Выдвинуть кандидатуру могут акционеры, которые владеют не менее чем 2 % голосующих акций. В уставе могут закрепляться и иные условия участия в решении вопроса об избрании/назначении гендиректора. В одной заявке должна указываться только одна кандидатура.

Правление

Этот коллегиальный орган осуществляет управление хозяйствующим обществом наравне с гендиректором. Срок полномочий правления - 1 год. Обычно в его составе присутствуют лица, находящиеся на ключевых постах: гендиректор, гл. инженер, гл. экономист и пр.

Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание акционеров.

Общее собрание может быть годовым (проводимым ежегодно после окончания финансового года) и внеочередным, которое проводится по требованию указанных в законе лиц. Проведение годового собрания для общества обязательно.

Законом устанавливается исключительная компетенция общего собрания, в том числе по вопросам о внесении изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции, реорганизации и ликвидации общества, определения количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрания его членов и досрочного прекращения их полномочий; дробления и консолидации акций и другим вопросам. Исключительность компетенции означает, что решение указанных вопросов не может быть передано другим органам акционерного общества.

Общее руководство деятельностью общества осуществляет совет директоров (наблюдательный совет). В компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества входит решение вопросов общего руководства деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров. В частности к компетенции совета директоров относятся вопросы определения приоритетных направлений деятельности общества; утверждения повестки дня общего собрания акционеров; определения даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, рекомендаций по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты; создания филиалов и открытие представительств общества; утверждения регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним и иные вопросы.

Члены совета директоров (наблюдательного совета) общества избираются общим собранием акционеров. При этом если акционером может быть как физическое, так и юридическое лицо, то членом совета директоров (наблюдательного совета) общества может быть только физическое лицо.

Выборы членов совета директоров (наблюдательного совета) общества осуществляются кумулятивным голосованием. Это означает, что число голосов, принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров общества, и акционер вправе отдать их либо полностью за одного кандидата, либо распределить между двумя и более кандидатами.

Текущей деятельностью руководит единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор). Единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.



В обществе также наряду с единоличным исполнительным органом может существовать и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция). В таком случае компетенция коллегиального исполнительного органа определяется уставом общества.

Все исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.

Особая форма управления акционерным обществом возможна при заключении договора с управляющей компанией (управляющим). По такому договору управляющей компании или управляющему передаются полномочия единоличного исполнительного органа общества. Причем передача полномочий может быть осуществлена только по решению общего собрания акционеров.

Особенности правового положения
закрытого акционерного общества работников (народного предприятия)

Правовое положение закрытого акционерного общества работников (народного предприятия) определяется Федеральным законом от 19.07.1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" (далее - Закон о народных предприятиях). К народным предприятиям могут применяться также положения о закрытых акционерных обществах, установленных Законом об акционерных обществах, если иное не предусмотрено Законом о народных предприятиях.

Главные особенности народных предприятий.

Создание. Народное предприятие может быть создано в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, путем преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49% уставного капитала. Создание народного предприятия иным способом не допускается.

Первый этап создания - принятие решения участниками коммерческой организации о создании народного предприятия. Затем свое согласие на создание народного предприятия должны выразить работники организации (не менее чем 3/4 от численного состава). Если работники согласились с созданием народного предприятия, то между участниками организации и всеми работниками, решившими стать акционерами предприятия, заключается договор о создании народного предприятия. Среднесписочная численность работников народного предприятия не может быть ниже 51 человека, а число акционеров не может превышать 5000.

Уставный капитал формируется из выпускаемых народным предприятием обыкновенных акций. Главное жесткое условие закона - работникам народного предприятия должно принадлежать более 75% акций народного предприятия. Если по истечении максимум десятого финансового года данное условие не будет выполнено, предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке.

Законом установлены ограничения также и на владение и распоряжение акциями народного предприятия. Одно лицо не может владеть более 5% акций народного предприятия. В случае превышения лимита акции подлежат выкупу народным предприятием по номинальной стоимости. Особенность правового положения народного предприятия заключается также и в том, что акционер-работник в случае его увольнения с предприятия обязан продать свои акции народному предприятию по выкупной цене. Если это разрешено уставом, уволившийся работник может продать свои акции работникам народного предприятия по договорной цене.

В любом случае акции, принадлежащие как работнику (в том числе и уволившемуся), так и находящиеся на балансе народного предприятия не могут быть проданы генеральному директору народного предприятия, его заместителям и помощникам, членам наблюдательного совета и членам контрольной комиссии.

Управление. Органами управления народного предприятия являются общее собрание акционеров, наблюдательный совет, генеральный директор.

Законом о народных предприятиях предусмотрена исключительная компетенция общего собрания акционеров. Вопросы, относящиеся к исключительной компетенции, не могут быть переданы на разрешение другим органам народного предприятия. Особенностью проведения общего собрания народного предприятия является возможность установления голосования по принципу "один акционер - один голос", в отличие от классического "одна акция - один голос". При этом в законе дан перечень наиболее важных вопросов, решение по которым принимается исключительно по принципу "один акционер - один голос".

Общее руководство предприятием осуществляется наблюдательным советом общества, который выбирается общим собранием акционеров сроком на три года. При этом председателем наблюдательного совета по должности является генеральный директор народного предприятия. Генеральный директор народного предприятия осуществляет текущее руководство деятельностью общества. Он избирается решением общего собрания акционеров не более чем на пять лет, и может избираться неограниченное число раз.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью народного предприятия формируется ревизионная (контрольная) комиссия.



mob_info