Что такое мбрр. Международный банк реконструкции и развития. Уставный капитал мбрр

Цели и виды деятельности. МБРР был создан после подписания 28 странами Соглашения, которое было разработано на конференции ООН по валютно-финансовым вопросам, состоявшейся в 1944 г. в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Гэмпшир (США), для того, чтобы:

1) содействовать реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей;

2) поощрять частные капиталовложения и в тех случаях, когда трудно получить частный капитал на приемлемых условиях, в дополнение к частным капиталовложениям предоставлять финансовые средства для целей производства;

3) способствовать долгосрочному сбалансированному росту международной торговли и поддержанию равновесия платежных балансов, поощряя международные капиталовложения для развития производственных ресурсов государств-членов Банка.

В Уставе МБРР излагаются основные принципы , определяющие его операции:

1) он должен предоставлять займы только на продуктивные цели (в таких областях, как сельское хозяйство и развитие сельских районов, энергетика, образование, здравоохранение, планирование семьи и питание, электросвязь, транспорт, городские порты и энергетические установки) и должен уделять надлежащее внимание перспективам погашения задолженности по этим займам;

2) каждый заем должен гарантироваться соответствующим правительством и, за исключением особых обстоятельств, должен предоставляться для конкретных проектов;

3) Банк должен убедиться в том, что необходимые средства невозможно получить из других источников на приемлемых условиях;

4) использование займов не может быть ограничено покупками в какой-либо конкретной стране-члене МБРР;

5) решения Банка о предоставлении займов должны основываться только на экономических соображениях.

Свою деятельность в качестве специализированного учреждения ООН МБРР начал в 1947 г., когда было подписано соответствующее соглашение между ООН и Банком.

Первые займы МБРР помогли профинансировать разрушенную войной экономику стран Западной Европы (при реализации плана Маршалла). В качестве первого заемщика была выбрана Франция. Ей был выдан кредит в сумме 250 млн. долл. США (причем условием предоставления Франции кредита было отсутствие в коалиционном правительстве коммунистов). Два других претендента (Польша и Чили) помощи не получили.

В настоящее время МБРР участвует в финансировании более 1800 проектов практически во всех секторах экономики развивающихся стран. Приоритетным направлением деятельности Банка является предоставление займов странам Африки, Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока и Восточной Европы. При этом условия получения кредитов Мирового банка были дополнены требованиями охраны окружающей среды.

МБРР финансирует свои кредитные операции главным образом из своих заемных средств, которые он получает на мировых рынках, а также из нераспределенной прибыли и за счет платежей в погашение предоставленных им займов. Займы могут быть предоставлены государствам-членам МБРР, составляющим их политическим единицам или частным коммерческим предприятиям на их территориях (под гарантии правительств). Помимо предоставления займов Банк оказывает широкий круг услуг по технической помощи.

Организационная структура МБРР. МБРР представляет собой крупное акционерное общество, акционерами которого являются 187 стран-членов этой организации. Членами МБРР могут стать только страны-члены МВФ. Это условие объясняется тем, что страны-члены МБРР должны проводить свою валютно-финансовую политику в соответствии с положениями Устава МВФ. За вступление в МБРР каждая страна должна уплатить членский взнос. Членский взнос Украины в сумме 7,9 млн. долл. США уплатили Нидерланды, являющиеся страной-опекуном Украины в МБРР.

Все полномочия Банка принадлежат Совету управляющих, в который входят по одному управляющему и по одному его заместителю от каждого государства-члена (это, как правило, министры финансов или управляющие центральными банками). Совет обычно заседает один раз в год (совместно с МВФ) для обсуждения деятельности и политики Банка. За Советом управляющих закреплены определенные полномочия, в частности право приема и вывода из состава членов МБРР, увеличение или сокращение акционерного капитала и т.д.

Полномочия по проведению основных операций МБРР делегированы Совету директоров-распорядителей (Совету исполнительных директоров), в состав которого входят 25 директоров-распорядителей (исполнительных директоров). Пять из них назначаются государствами-членами, имеющими наибольшее число акций (США, Япония, Германия, Франция и Великобритания). Остальные страны объединены в 20 избирательных групп, каждая из которых также назначает одного директора-распорядителя. Члены МБРР сами решают, на каких принципах осуществляется группировка. Чаще всего группы формируются в соответствии с географическим признаком, учитывая при этом определенные политические и культурные факторы. Например, такие страны, как Китай, Россия или Саудовская Аравия, имеют каждая собственную избирательную группу и представлены отдельным директором-распорядителем. В то же время один директор-распорядитель представляет интересы 24 франкоговорящих стран Африки.

Директора-распорядители выполняют свои обязанности во время постоянно действующей сессии в штаб-квартире МБРР в Вашингтоне. Совет директоров-распорядителей рассматривает вопросы предложения займов, бюджета МБРР, обеспечивает проведение его политики. Совет управляющих возлагает на директоров-распорядителей осуществление всех полномочий Банка, за исключением тех, которые в соответствии с Соглашением сохранены за Советом.

Президент МБРР избирается Советом управляющих на пятилетний срок и может быть переизбран. Избранный президент МБРР является в соответствии с занимаемой должностью одновременно Председателем Совета управляющих и Председателем Совета директоров-распорядителей. По давним традициям на должность Президента МБРР назначается директор-распорядитель, представляющий США (в настоящее время это Джим Ён Ким – с 1 июля 2012 г. – американский врач корейского происхождения). Президент несет ответственность за оперативную деятельность МБРР и за административные и кадровые вопросы. Он возглавляет штат численностью более 10000 служащих. Президент и штатный персонал должны выполнять служебные обязанности только в интересах Банка; никакая иная служба, даже для собственной страны, недопустима.

Финансовые ресурсы МБРР. Основные финансовые ресурсы МБРР формируются за счет:

‒ капитала, аккумулируемого путем подписки стран-членов на акции МБРР;

‒ займов на мировых финансовых рынках;

‒ поступлений от погашения займов и инвестиций.

Общий капитал МБРР составляет более 180 млрд. долл. США.

Значительная сумма кредитных ресурсов МБРР формируется путем подписки стран-членов на акции МБРР. Распределение акций осуществляется в соответствии с квотой, которая устанавливается для каждого государства в зависимости от ее экономического потенциала (с учетом национального дохода, золотых и долларовых резервов, импорта и экспорта). Определяется эта квота по формуле на основе размера квоты стран-членов МВФ. Подсчет голосов осуществляется в соответствии с долей участия страны в акционерном капитале Банка. Наибольшее количество акций и, соответственно, наибольший процент голосов (около 40%) принадлежит США, Японии, Германии, Франции и Великобритании. Украине как члену и акционеру МБРР выделена квота в 10908 акций (0,73%) на общую сумму в 1,3 млрд. долл.

Общий начальный подписной капитал МБРР составлял 10 млрд. долл. США, однако расширение кредитной деятельности МБРР потребовало его увеличения. Первое увеличение уставного капитала состоялось в 1959 г. и позже осуществлялось неоднократно.

Оплаченная часть подписки делится на две части, одна из которых оплачивается золотом или в долларах США, а другая – в собственной валюте страны-члена в размере, эквивалентном стандартной долларовой стоимости капитала МБРР. Неоплаченная часть стоимости подписки на акции МБРР остается неприкосновенной «до востребования» и должна быть оплачена только в том случае, когда МБРР окажется неспособным рассчитаться со своими кредиторами. Этот капитал не может быть использован на покрытие административных расходов или предоставление займов. Неоплаченная сумма является гарантией для защиты интересов кредиторов МБРР.

Значительную часть средств МБРР заимствует на рынках частного капитала. Банк продает облигации и долговые обязательства пенсионным фондам, страховым компаниям, коммерческим банкам и корпорациям в более чем 100 странах мира (однако большая их доля размещается на американском рынке). Банк также осуществляет займы путем продажи облигаций и векселей непосредственно правительствам, их представительствам и центральным банкам. МБРР является основным заемщиком на мировых рынках капитала и наиболее значительным заемщиком – нерезидентом практически во всех странах, где продаются его ценные бумаги.

МБРР привлекает, главным образом, средне- и долгосрочное финансирование сроком от 2 до 30 лет, однако наибольшее число составляют 5-ти и 10-летние долговые обязательства. Одним из основных инструментов заимствования средств являются еврооблигации, которые начали выпускаться МБРР с 1980 г. Облигации Банка относятся к разряду наиболее обеспеченных в мире, поскольку их погашение (оплата) гарантируется правительствами стран-членов. В результате МБРР имеет высокий рейтинг (ААА) среди финансовых организаций и может осуществлять займы на мировых рынках на наиболее благоприятных условиях.

Кредитная политика МБРР. МБРР является основной кредитной организацией Группы Мирового Банка. Кредиты предоставляются только правительствам развивающихся стран или под их гарантию государственным и частным организациям и корпорациям. Чем беднее государство, тем более благоприятные условия получения кредитов МБРР.

МБРР предоставляет кредиты двух основных видов: инвестиционные кредиты и кредиты на цели развития. Инвестиционные кредиты предоставляются для финансирования производства товаров, работ, услуг в рамках проектов социально-экономического развития в различных секторах. Кредиты на цели развития (ранее назывались кредитами для структурных преобразований) предоставляются для поддержки политических и институциональных реформ.

МБРР предоставляет кредиты только в той валюте, в которой он занимал средства. Это минимизирует риск, обусловленный колебанием валютных курсов.

Займы предоставляются чаще всего на 15-20 лет и имеют 5-летний льготный период, в течение которого уплачиваются только проценты и средства для резервирования для клиента кредитной линии. Возвращение основной суммы займа начинается только с 6-го года.

Займы МБРР имеют плавающую кредитную ставку, которая корректируется каждые 6 месяцев. Кредитная ставка по займам МБРР основывается на расходах МБРР по привлечению заемного капитала. К этой затратной базе добавляется маржа в 0,5% для покрытия собственных расходов МБРР. Дополнительно займы Банка включают комиссионные сборы в размере 0,25% на невыбранный остаток кредита в течение года.

Колебание процентных ставок по кредитам МБРР непосредственно определяется стоимостью его собственных займов на рынках капитала.

Стандартное условие кредитов МБРР – так называемое негативное обязательство (негативное залоговое предостережение), направленное на защиту финансовых интересов МБРР. Суть негативного залогового предостережения состоит в обязательстве заемщика предоставить Банку дополнительное обеспечение в виде прав контроля над активами, чтобы прочие кредиторы страны-заемщицы не могли получить преимущества относительно существующей задолженности Банку.

Принцип кредитной политики МБРР состоит в том, что он не пересматривает установленные проценты или основные платежи по кредитам и не принимает участия в соглашениях относительно пересмотра долгов по предоставленным кредитам. Это дает ему возможность минимизировать портфель долговых обязательств стран, которые имеют займы со статусом хронической задолженности. Количество неплатежеспособных стран, которые не имеют возможности своевременно обслуживать долговые обязательства по кредитам МБРР, незначительно.

Основная часть (90%) финансовой и технической помощи МБРР развивающимся странам осуществляется в виде предоставления займов под конкретные проекты. Каждый проект обязательно должен отвечать следующим условиям: во-первых, содействовать экономическому развитию страны-заемщицы, а во-вторых, – обеспечивать возвращение заемных средств.

Традиционными объектами финансирования МБРР являются такие элементы базовой инфраструктуры, как дорожное хозяйство, связь, транспорт и энергоснабжение.


Похожая информация.


Международному сотрудничеству в денежно-кредитной сфере;

— способствует стабильности валютных курсов и регулирует нормы и правила в валютной сфере;

— содействует созданию многосторонней системы расчетов и устранению валютных ограничений;

— помогает своим членам устранять диспропорции платежного баланса за счет временного предоставления финансовых средств.

Основным источником средств МВФ являются взносы в рамках квоты государств-членов. Для каждого государства-члена МВФ устанавливается квота, которая отражает, в целом, его относительную величину в мировой экономике. Этот параметр определяет максимальный размер вклада государства в финансовые ресурсы МВФ.

Квоты выражаются в специальных правах заимствования (СДР), расчетной единице МВФ. В настоящее время корзина СДР состоит из евро, японской иены, фунта стерлингов и доллара США. Стоимость СДР в долларах США определяется ежедневно и публикуется на веб-сайте МВФ. Она рассчитывается как совокупная стоимость определенных сумм четырех валют корзины в долларах США, устанавливаемая на основе обменных курсов, которые ежедневно котируются в полдень на Лондонской бирже. корзина будет расширена до пяти валют за счет китайского юаня.

После присоединения к МВФ страна обычно вносит до одной четверти своей квоты в форме повсеместно принимаемых иностранных валют (таких как доллар США, евро, иена или фунт стерлингов) или специальных прав заимствования (СДР). Остальные три четверти вносятся в национальной валюте страны. Размер квот пересматривается не реже, чем один раз в пять лет.

Квота в значительной мере определяет право голоса государства-члена в решениях МВФ. Сумма финансирования, которую государство-член может получить от МВФ (его лимит доступа), определяется на основе его квоты.

В настоящее время совокупные ресурсы квот МВФ составляют приблизительно 238 миллиардов СДР (примерно 327 миллиардов долларов).

Крупнейшим членом МВФ являются США с текущей квотой 42,1 миллиарда СДР (около 59 миллиардов долларов), а наименьший членом — Тувалу, с текущей квотой 1,8 миллиона СДР (около 2,5 миллионов долларов).

Россия является членом Международного валютного фонда с мая 1992 года, присоединившись к его Статьям Соглашения (Уставу). Квота России составляет 5,9 миллиарда СДР (около 8,3 миллиардов долларов).

Основная финансовая роль МВФ состоит в предоставлении краткосрочных кредитов членам, испытывающим трудности с платежным балансом. Члены, заимствующие средства у Фонда, в свою очередь, соглашаются осуществлять политические реформы в целях устранения причин, вызвавших такие затруднения. Размеры заимствований у МВФ ограничиваются пропорционально квотам. Фонд также предоставляет помощь на льготных условиях странам-членам с низким уровнем доходов.

Крупнейшие заемщики в настоящий момент — Португалия, Греция, Ирландия, Украина.

Руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором представлены все страны-члены, — собирается ежегодно. Повседневной работой руководит Исполнительный совет в составе 24 членов. Международный валютно-финансовый комитет, 24 члена которого входят в Совет управляющих, консультирует Совет по вопросам, входящим в его компетенцию.

Директор-распорядитель назначается Исполнительным советом на возобновляемый пятилетний срок. Директор-распорядитель МВФ является одновременно председателем Исполнительного совета МВФ и главой персонала МВФ. Директору-распорядителю в его работе помогают четыре заместителя директора-распорядителя.

В 2011 году директором‑распорядителем МВФ была избрана министр экономики и финансов Франции Кристин Лагард.

Издания МВФ World Economic Outlook ("Мировое экономическое положение") и Global Financial Stability Report ("Доклад о глобальной финансовой стабильности") выходят дважды в год наряду с различными другими исследованиями.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — межгосударственная валютно-финансовая организация, созданная с целью стимулирования экономического развития стран, пострадавших во время Второй мировой войны.

МБРР был учрежден одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 году.

Соглашение о МБРР официально вступило в силу 27 декабря 1945 года, но банк начал функционировать с 1946 года.

Формально МБРР является специализированным учреждением ООН в составе Всемирного банка, однако в соответствии с Уставом банка и соглашением, подписанным между ООН и МБРР, Банк фактически независим в своих решениях.

Акционерами МБРР являются правительства 188 государств-членов. Членами МБРР могут быть только члены Международного валютного фонда.

МБРР предоставляет финансовые ресурсы в сочетании с аналитическими, техническими и консультационными услугами развивающимся странам, в том числе странам со средним уровнем доходов и кредитоспособным странам с низким уровнем доходов.

В частности, МБРР:

— содействует удовлетворению потребностей в долгосрочном человеческом и социальном развитии, которые не финансируются частными кредиторами;

— поддерживает проведение ключевых экономических и институциональных реформ (например, в области систем социальных гарантий и борьбы с коррупцией);

— создает благоприятный инвестиционный климат для привлечения частного капитала;

— облегчает доступ стран-членов к финансовым рынкам на условиях зачастую более выгодных, чем те, на которых они могли бы получить финансирование без его содействия.

В отличие от коммерческого кредитования, финансирование МБРР удовлетворяет потребности стран-заемщиц не только в необходимых им средствах, но и служит каналом передачи накопленного международного опыта и знаний, а также технической помощи.

МБРР привлекает основную часть своих финансовых ресурсов на мировых рынках капитала. Общая сумма выданных кредитов — более 500 миллиардов долларов.

По итогам 2014 года финансового года крупнейшими заемщиками МБРР стали Бразилия (2,019 миллиона долларов), Индия (1,975 миллиона долларов), Китай (1,615 миллиона долларов), Украина (1,382 миллиона долларов), Румыния (1,374 миллиона долларов).

Международный банк реконструкции и развития и Международная ассоциация развития образуют Всемирный банк. Вместе с Международной финансовой корпорацией, Многосторонним агентством по гарантированию инвестиций и Международным центром по урегулированию инвестиционных споров они составляют Группу Всемирного банка.

Совет управляющих — высший орган МБРР, в котором каждая страна представлена национальным управляющим.

Совет директоров — исполнительный орган, принимает решения о политике Банка, утверждает предоставление займов. Состоит из 25 членов. Пять исполнительных директоров представляют пять государств-членов, обладающих крупнейшими пакетами акций, остальные исполнительные директора представляют группы стран.

Президент Банка председательствует на совещаниях Совета директоров и отвечает за общее руководство деятельностью Банка. По традиции президентом Всемирного банка становится гражданин США — страны, являющейся крупнейшим акционером Банка. Президент избирается Советом управляющих на пятилетний срок и может быть переизбран.

Эту должность занимает Джим Ен Ким.

МБРР получает ежегодный доход за счет прибыли на собственный капитал и небольшой маржи по предоставленным займам, что позволяет организации покрывать свои операционные расходы, пополнять резервы с целью укрепления финансового потенциала, а также обеспечивать ежегодные отчисления средств в бюджет Международной ассоциации развития — фонда помощи беднейшим странам.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Международный банк реконструкции и развития - специализированное учреждение ООН, учреждённый одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР - Вашингтон .

Международный банк реконструкции и развития
Тип организации специализированное агентство ООН [d]
Основание
Дата основания
Материнская организация Группа Всемирного банка и Всемирный банк
worldbank.org/en/… ​ (англ.)

Цели МБРР

  • оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран‑членов;
  • содействие частным иностранным инвестициям;
  • содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов;
  • сбор и публикация статистической информации.

Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Основные направления деятельности МБРР

Механизмы управления МБРР

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд долл.). Хотя членами МБРР являются 188 стран , лидирующее положение принадлежит семёрке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.

Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.

Группа Всемирного банка

В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты:

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) создан в 1946 г. в соответствии с договоренностью участников Бреттон-Вудской конференции. В настоящее время он объединяет более 180 стран мира. Уставный капитал составляет 142 млрд. долларов. Страны оплачивают 20 % своих квот в уставном капитале, причем 2 % - в конвертируемой валюте, а 18 % - в национальной валюте.

Штаб-квартира МБРР находится в Вашингтоне. Банк имеет около 70 региональных и страновых бюро и представительств, в том числе и в России.

Всемирный Банк, а именно так обычно называют МБРР, хотя группа Всемирного банка включает в себя Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и Международный центр по разрешению инвестиционных споров (МЦРИС), сравним с международным кооперативом, который принадлежит государствам-членам.

Создание МБРР, цели и задачи. МБРР - первый межгосударственный институт, который был учрежден одновременно с МВФ. МБРР на первых порах был призван с помощью аккумулированных им средств стран-членов и привлекаемых капиталов американских инвесторов стимулировать частные инвестиции в западноевропейские страны, хозяйство которых было подорвано второй мировой войной. Тем самым он содействовал экономической и политической стабилизации в этих странах и распространению влияния американского капитала на их экономику. В результате деятельность Банка дополняла политику, которую США проводили посредством «плана Маршалла», служившего финансово-экономической поддержкой их политического курса в послевоенной Западной Европе.

С середины 50-х годов, когда положение в западноевропейских странах стабилизировалось и начался распад колониальной системы. МБРР меняет направление своей деятельности. Его основной целью становится сохранение освободившихся государств в рамках мировой системы хозяйства путем развития в них рыночных отношений.

МБРР как специализированный финансовый институт ООН призван наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать экономику всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства.

Организационная структура МБРР . Высшим органом МБРР является Совет Управляющих. Каждая страна – член банка представлена одним членом в Совете управляющих, обычно на уровне министра. Исполнительный орган МБРР - Совет Директоров (Board of Executive Directors) непосредственно отчитывается перед Советом Управляющих, в который входят Министры Финансов или главы Центральных Банков государств-членов (по одному Управляющему от страны). Управляющие встречаются один раз в год. Совет Управляющих может передать часть своих полномочий директорам-исполнителям (за исключением решений о приеме новых членов, повышении или снижении уставного капитала, прекращении деятельности МБРР и др.). Решения принимаются простым большинством голосов, по важным вопросам необходимо собрать 85% их. При голосовании в Совете Управляющих вес голоса каждой страны зависит от ее доли в капитале банка (США имеют более 17% голосов, т. е. столько же, сколько имеют 140 развивающихся государств. Квоты России и Украины составляют соответственно 1.8 и 0.8%).

Размер пая страны определяется соотношением экономики страны относительно всемирной экономики. На долю индустриально развитых стран (Большая Семерка G-7) приходится около 45 процентов. Это объясняется их значительной ролью в международных экономических связях. Как следствие, богатейшие страны имеют определяющее влияние на политику Банка. На долю Соединенных Штатов Америки приходится 17 процентов от общего пая что дает США, возможность наложить вето на любые изменения в Уставе Банка (Articles of Agreement) т.к. для этого требуется 85 процентов. Однако, фактически все другие вопросы, включая утверждение займов, решаются всеми членами Банка большинством голосов.

Директора-исполнители (избираются на 2 года) отвечают за текущую работу. Из 24 директоров пять назначаются пятью членами МБРР (Великобритания, Германия, США, Франция, Япония), имеющими наибольшую долю в его капитале, остальные избираются управляющими с учетом их принадлежности к определенной групп стран.

Президент избирается директорами-исполнителями сроком на 5 лет, он не может быть ни управляющим, ни директором, ни представителем управляющего или директора. Президент ведет текущие дела Всемирного банка. Характерно, что пост президента МБРР традиционно занимал представитель американских правительственных или финансовых кругов. Так, президентом МБРР в 1968-1981 гг. являлся бывший министр обороны США Р. Макнамара, а после него О. Клаузен – бывший президент Bank of America – одного из крупнейших американских частных банков. С конца 80-х годов этот высший пост занимал бывший член конгресса США Б. Коннейбл, а с начала 90-х годов на этом посту опять представитель финансового бизнеса Л. Престон. К тому же штаб-квартира МБРР находится в Вашингтоне, - все это показывает, кто прежде всего доминирует во Всемирном банке, хотя постепенно усиливается влияние других центров – Западной Европы и Японии.

Совет Директоров принимает решения о политике Банка, на основе которой строится его работа и утверждает предоставление всех займов.

Основным оперативным подразделением является Комитет развития (Совместный министерский комитет Директоратов Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ) по переводу реальных ресурсов в развивающиеся страны), созданный в 1974 году. Важным элементом структуры Банка является независимый Департамент по оценке деятельности (Operations Evaluation Department), в задачи которого входит мониторинг финансируемых банком проектов и отчет о результатах непосредственно перед Советом Директоров.

Формирование ресурсов МБРР . Уставный капитал МБРР, образуемый путем подписки стран-членов на его акции, первоначально не превышал 10 млрд. долл. Переориентация деятельности Банка на обширный регион развивающихся стран вынудила руководство постоянно увеличивать его кредитные ресурсы. Таким образом, в настоящее время МБРР по своему акционерному капиталу превратился в крупнейший банк мира. Несмотря на резкие увеличения капитала Банка в 80-е годы, оплаченная часть снизилась до 7% суммы акций МБРР, распределяемых среди стран-членов. Остальная часть расписки может быть востребована Банком лишь в случае отсутствия у него ресурсов для срочного погашения своих обязательств. Именно эта, большая, часть и служит тем гарантийным фондом, под который МБРР заимствует значительные средства, прежде всего на мировом финансовом рынке, выпуская облигационные займы для расширения своих кредитных операций. Таким способом МБРР содействует экспорту капитала из ПРС в развивающиеся, выполняя роль посредника между ними и обеспечивая частных инвесторов двойной гарантией – самого МБРР и правительств стран-членов. Поэтому частные банки и другие кредитно-финансовые институты охотно вкладывают свободные капиталы в облигации МБРР, задолженность по которым к середине 1993 г. достигла 92 млрд. долл. Получая по этим высоко котируемым облигациям солидный доход (в среднем около 7% годовых), инвесторы освобождены от риска.

В последние годы МБРР выступает в роли крупнейшего заемщика на мировом финансовом рынке, заняв среди межгосударственных инвестиционных банков наибольший удельный вес в сумме выпускаемых ими облигационных займов. Так, с конца 70-х годов МБРР выпускает облигации в среднем на 5 млрд. долл. ежегодно, а в 1993 г. эта эмиссия достигла рекордной суммы в 12,7 млрд. долл. (из 7% годовых). Тем самым МБРР поддерживает относительно высокий уровень ссудного процента, что отвечает интересам частных инвесторов, ищущих наиболее выгодные условия приложения своих капиталов. Следовательно, МБРР с самого начала своей деятельности оказывает заметное влияние на международное движение долгосрочных капиталов. Именно через него частный капитал США, а позднее и других ПРС широким потоком направился в страны Азии, Африки и Латинской Америки, что способствовало возобновлению экспорта капитала, прерванного мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг. и второй мировой войной.

Основными направления деятельности МБРР в настоящее время являются:

    среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов;

    подготовка, техническое и финансово-экономическое обоснование инвестиционных проектов;

    финансирование программ структурной перестройки в развивающихся и постсоциалистических странах.

Банк выступает в качестве партнера для стран с развивающейся экономикой и расширяющимися рынками, с целью улучшить качество жизни людей. В отличие от многих программ гуманитарной и технической помощи, Банк не предоставляет гранты. Все займы, выдаваемые Банком, носят возвратный характер.

Развивающиеся страны заимствуют у Банка, так как нуждаются в привлечении финансовых ресурсов, технической и организационной помощи.

Кредитная политика МБРР и характеристика его активных операций. Кредитная политика МБРР отвечает интересам частного капитала, функционирующего в развивающихся странах. Это проявляется в самой процедуре рассмотрения заявок стран-членов на банковские кредиты. При решении вопроса о предоставлении средств Банк требует широкой информации об экономическом и финансовом положении этих стран, направляет туда свои экономические миссии. Такие миссии, состоящие в основном из представителей ПРС, проводят обследование экономики и финансов стран-членов, влияют на составление и выполнение национальных программ их экономического развития. В рекомендациях миссий МБРР приоритет отдается развитию частного сектора экономики и привлечению иностранного капитала в развивающиеся страны. Деятельность этих миссий не может не затрагивать суверенитет стран-членов. Если рекомендации МБРР не принимаются страной, испрашивающей кредит, то зачастую он не предоставляется. Причем делаются попытки ограничить доступ к другим источникам международных кредитов, поскольку МБРР не только координирует свою кредитную политику с другими международными валютно-кредитными и финансовыми организациями, прежде всего с МВФ, но и возглавляет большинство консорциумов и клубов помощи отдельным развивающимся государствам, используемых развитыми странами-донорами для более эффективного использования своей двусторонней официальной помощи развитию.

Общая сумма кредитов, предоставленных Банком за период с 1946 по 1993 год его активной деятельности, достигла 235 млрд. долл., причем более 1/3 этих ассигнований (80 млрд. долл.) приходилось на 1989-1993 гг. Тем самым МБРР осуществляет воздействие на экономическое развитие развивающихся стран, особенно путем регламентации инвестиционной политики стран-заемщиков, поскольку кредиты Банка покрывают около 30% общей стоимости кредитуемых объектов, а остальная часть расходов по объекту должна обеспечиваться за счет внутренних источников кредитования и финансирования или иных внешних источников. Основная задача МБРР – кредитование конкретных объектов (преимущественно инфраструктурных – транспорт, связь, энергетика) на основе их тщательного отбора. С середины 70-х годов в кредитах Банка все большую роль играют социальные аспекты развития, особенно борьба с бедностью. Увеличиваются кредит на кредиты здравоохранения, образование, планирование семьи, развитие сельского хозяйства. Особое внимание уделяется охране окружающей среды и приватизации.

Новым явлением с 80-х годов стал сдвиг в кредитной стратегии МБРР, который, как и МВФ, стал предоставлять кредиты на структурную адаптацию в соответствии с программой экономических реформ и перехода страны-заемщика к рыночной экономике. При этом выделяемые банком кредиты не привязаны к конкретным объектам, и страны-заемщики могут достаточно свободно распоряжаться заемными средствами. В области проектного финансирования МБРР накопил большой опыт, и созданные при его содействии объекты обычно отличаются высокой эффективностью.

МБРР стал кредитовать и государственные предприятия в развивающихся и других странах, но лишь при наличии гарантии их правительств и если руководство банка убедится, что частный капитал отсутствует, а участие правительства не нанесет ущерба расширению частной инициативы и предпринимательства в данной стране. Более того, кредиты МБРР на развитие энергетики, транспорта, систем связи и других отраслей инфраструктуры должны отвечать далеко идущим целям – способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата для стимулирования и развития деятельности частного капитала, как местного, так и иностранного. В указанные отрасли, куда неохотно вкладывают свои капиталы частные инвесторы, направлено до половины всех кредитных ассигнований МБРР. Такая же кредитная политика характерна и в отношении сельского хозяйства, которое также отличается высокой капиталоемкостью и относительно низкой рентабельностью. Для развития сельского хозяйства Банк выделил около 1/5 своих кредитных ассигнований. Причем при кредитовании аграрного сектора МБРР тесно кооперируется с МАР, направляющей туда еще большую долю своих более льготных кредитов.

Показательно, что для промышленности ассигновано не более 1/5 кредитов МБРР, который стремится превратить этот важнейший сектор развивающейся экономики в ключевой объект приложения частного капитала. Характерно, что МБРР осуществляет кредитования промышленного сектора развивающихся стран прежде всего косвенно, через местные банки развития, которые перераспределяют полученные от МБРР средства, непосредственно кредитуя небольшие частные предприятия. В этом плане МБРР действует параллельно с МФК и чаще через последнюю.

Большинство кредитов МБРР выдаются на срок 15 – 20 лет (льготный период – 5 лет), причем наименьшие сроки характерны для кредитования промышленности. Зависимость МБРР от мирового финансового рынка негативно отражается на стоимости его кредитов. Получая заемные средства под высокий процент, Банк кредитует страны-члены по ставке, которая в среднем на 0,5% превышает стоимость заемных средств и изменяется по полугодиям (с 1982 г., когда кредитная ставка МБРР достигла рекордного уровня в 11,6% годовых). Кредитами МБРР могут пользоваться далеко не все развивающиеся страны, а лишь самые крупные или наиболее развитые из них: Мексика, Индия, Бразилия, Индонезия, Турция, Китай, Филиппины, Аргентина, Южная Корея, Колумбия. Именно эти 10 стран получили наибольшую сумму кредитов МБРР – более 7 млрд. каждая, а всего 137 млрд. долл., или около 60% всех кредитов МБРР к середине 1993 г.

В условиях резко обострившегося кризиса платежеспособности многих развивающихся стран МБРР активизировал свою деятельность, используя для этого ряд новых инициатив, программ и процедур. Среди них ведущее место занимает совместное финансирование. При совместном финансировании инвесторы получают ряд выгод: МБРР сам обеспечивает экспертизу проекта, утверждает его к финансированию и, что самое главное, снимает с инвестора риск неплатежа по кредиту со стороны заемщика. Для развивающихся стран-заемщиков подобные кредиты в связи с участием в них коммерческих банков и других организаций приводят к ухудшению условий кредитования вследствие удорожания заемных средств и в связи с сокращением сроков кредитов.

Чтобы содействовать реализации программы урегулирования валютно-финансовых проблем крупнейших стран-должников, выдвинутой бывшим министром финансов США Дж. Бейкером и включавшей предложение наращивать кредиты МБРР для структурной перестройки. Банк увеличил к концу 90-х годов долю таких кредитов до 25% и более, тогда как в начале 80-х годов их доля в годовом объеме кредитов МБРР составляла 10 – 12%. Таким образом за короткий период удельный вес приоритетного кредитования проектов, связанных со структурной перестройкой экономики стран-заемщиков, увеличился более чем вдвое.

Особенно актуальной новая кредитная политика МБРР стала в отношении реформируемых хозяйственных структур восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. В частности, в 1993 г. было выделено 1,6 млрд. долл., из которых 1,4 млрд. долл. было предоставлено России в качестве реабилитационных займов для кредитования крайне необходимого импорта (600 млн. долл.) и реконструкции нефтедобывающих мощностей в Западной Сибири (610 млн. долл.) и еще двух займов в поддержку приватизационной программы (90 млн. долл.) и развития служб занятости и системы социальной защиты (70 млн. долл.). Реабилитационные займы предоставляются и другим бывшим союзным республикам. Все это свидетельствует о возросшей гибкости и диверсификации кредитной политики крупнейшего международного банка развития.

Займы банка можно разделить на две категории:

1. Займы для развивающихся стран, которые в состоянии без ущерба для экономики оплатить проценты по ссудам. Деньги для этих займов привлекаются от инвесторов со всего мира. Эти инвесторы покупают бонды, выпускаемые Всемирным Банком.

2. Займы для беднейших стран, которые являются обычно не кредитоспособны на международных финансовых рынках и неспособны оплатить проценты по займам, и для которых Всемирный банк, соответственно, не может привлекать для государств этой группы средств на международных финансовых рынках.

В этих случаях займы предоставляются Международной Ассоциацией Развития (МАР) - членом Группы Всемирного банка. Более 30 государств-членов МАР периодически предоставляют деньги для финансирования подобных кредитов. Кредиты МАР практически не предусматривают ежегодных выплат и выдаются на длительный срок - 35 или 40 лет, включая 10-летний льготный период. Подобные кредиты предоставляются странам с годовым доходом на душу населения менее $925. Средства предоставляются не на безвозмездной основе и должны быть возвращены. Ежегодно МАР предоставляет беднейшим странам около $6 миллиардов.

Основными партнерами Банка являются правительства государств-членов. Дело в том, что в соответствии с Уставом, Банка предоставляет займы только правительствам государств-членов или под их гарантии. Кроме того, именно правительства обладают большей частью информации, необходимой для нормальной работы Банка и все проекты реализуются в соответствии с национальными законодательствами и под национальной юрисдикцией.

Банк поощряет правительства работать в тесном контакте с неправительственными организациями (в настоящее время они сотрудничают в приблизительно половине поддержанных банком проектов). Многие из Миссий Банка даже имеют в штате специалистов по связи с неправительственными организациями, чтобы облегчить это сотрудничество.

Один из приоритетов Банка - содействие стимулированию частного сектора. Устав запрещает МБРР предоставление займов непосредственно частному сектору. Этим занимается другой член Группы Всемирного Банка - Международная Финансовая Корпорация (МФК). Она создана специально для вложения капитала в предприятия частного сектора. Так, в 1997 финансовом году, МФК вложила больше чем $8 миллиардов. Подобная деятельность, в частности, помогает правительствам приватизировать принадлежащие государству предприятия и укрепляет финансы предприятий.

Предоставление займов - значительная составляющая деятельности Всемирного Банка. Однако работа Банка выходит за эти рамки. Проекты МБРР обычно включают в себя и оказание технической помощи. Подобное содействие может касаться как консультационной помощи в вопросах распределения финансов в бюджете страны, так и проблемы создания деревенских клиник или рекомендации по использованию дорогостроительного оборудования. Ежегодно Банка финансирует несколько проектов посвященных исключительно обучению специалистов. Помимо этого, Институт экономического развития МБРР обучает людей из государств-заемщиков как создавать и выполнить программы развития.

Критерии Банка, по которому оценивается успешность реализация его проектов исключительно строги. Например, прежде чем проект может квалифицироваться как успешный, он должен обеспечивать не менее чем 10-ти процентную экономическую отдачу. Этот тариф намного превышает минимум, требуемый в соответствии со многими двусторонними двустороннего заимствования, по которым экономическая отдача должна соответствовать 5-6 процентам.

Экономическое развитие и риск - часто две стороны одной и той же медали. Если бы проекты, необходимые для подъема жизненного уровня в развивающихся странах были бы всегда свободны от проблем, потребность в организациях типа Всемирного Банка была минимальной. В действительности необходимые проекты часто обуславливаются высокими рисками. Другой неизбежный источник неопределенности - система долгосрочных займов, согласно которой ссуды предоставляются на срок до 40 лет.

Оценка результатов выполнения проектов осуществляется в два этапа. На первом, каждая операция по завершению оценивается персоналом, ответственным за реализацию проекта. Далее Департамент по оценке деятельности проводит независимую оценку результатов завершенного проекта, его успешность и уровень эффективности.

Существует только две оценки эффективности - удовлетворительная и неудовлетворительная. Удовлетворительная эффективность означает, что проект достиг большинства поставленных целей, без принципиальных замечаний.

В 1994 году МБРР открыл в Вашингтоне, Лондоне, Париже и Токио информационные центры, предлагающие информацию о проектах в странах-членах. Здесь можно получить проектную документацию, результаты экспертиз, национальные программы охраны окружающей среды, доклады об отдельных странах и секторах экономики (информация о народном хозяйстве стран и их специфических особенностях, уровне жизни, государственных расходах и т. д.).

Заключение.

Международные финансовые и кредитные институты возникли в основном после второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами:

    Усиление интернационализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы.

    Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

    Необходимость совместного решения проблем, нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Специфическими причинами создания региональных банков развития развивающихся стран явились: завоевание политической независимости этими странами; повышение их роли в мировом развитии; тенденция к региональному сотрудничеству и экономической интеграции в целях решения проблем национальной экономики.

Международные финансовые институты преследуют следующие цели:

    объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;

    осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;

    совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Степень участия и влияния отдельных стран в международных и финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов». Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму, отражается в деятельности международных финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ. В деятельности этих институтов проявляются две тенденции взаимоотношений трех центров - разногласия и партнерство по глобальным проблемам международных финансов промышленно развитых государств, развивающихся стран, России, республик бывшего СССР, стран Восточной Европы.

Список используемой литературы:

    Жуков Е.Ф. Деньги Кредит Банки Учебник третье издание Москва Юнити 2007 год

    Лаврушина О.И. Российская банковская энциклопедия

    Платонова И.Н. Валютный рынок и валютное регулирование Учебное пособие Москва 1996 год

    Салихов Б.В. Экономическая теория: Курс лекций Москва 2000 год

Колоссальное значение для мировой экономики и международных валютно-кредитных отношений играют специализированные организации. Одной из таких организаций является Междунаро́дный банк реконстру́кции и разви́тия. Он представляет собой главную кредитную организацию Всемирного банка.

Банк МБРР

Международный банк развития МБРР представляет собой специализированную организацию ООН, инвестиционный инструмент, который был учреждён вместе с МВФ согласно постановлению Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Задача фонда заключалась в поддержании стабильности всей мировой валютной системы, а банка — в стимуляции долговременного экономического развития государств-участников. Общая цель эти организаций - оказание помощи прозрачной рыночной экономике в мире.
Договор о МБРР, который является одновременно и его уставом, получил официальную силу в 1945 г., однако работа банка началась лишь в 1946 г. Расположен он в Вашингтоне.
Изначально МБРР работал как специализированный орган Организации Объединенных Наций (ООН), и не зависел в решениях от нее. Однако дальнейшее развитие МБРР привело к тому, что образовались четыре родственных ему структуры:

  • Международная финансовая корпорация (МФК) — в 1956 г.,
  • Международная ассоциация развития (МАР) - 1960 г.,
  • Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) — 1966 г.
  • Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) — 1988 г.

Сегодня все эти организации входят в структуру Группы Всемирного банка, центральный офис которого расположен в Вашингтоне. Участники группы являются партнерами в формировании рынков, становлении экономического потенциала, а также оказывают помощь в повышении уровня жизни населения, главным образом, в самых бедных из развивающихся государств.
МБРР - это самое мощное подразделение группы, которое имеет акционерный капитал в объеме примерно 200 млрд долл. Количество учредителей по последним данным насчитывает более 180 государств. Обязательное условие присоединения к банку и родственных ему подразделений - это участие в МВФ. Все государства, исходя их размера квоты в МВФ, имеют персональную долю акций и соответственно голосов в руководящих органах.

Основные цели МБРР

К основным целям создания и работы МБРР можно отнести:

  • предоставление помощи по реконструкции и развитию экономики государств, входящих в состав организации
  • предоставление помощи частным зарубежным вкладчикам
  • способствование сбалансированному росту международной торговой отрасли и сохранение равновесия платёжных балансов
  • сбор и распространение статистических данных.

Самая первая цель МБРР состояла в стимуляции частных вложений в западноевропейских государствах при помощи аккумуляции бюджетных средств капиталистических стран и вовлекаемых средств инвесторов. Как известно экономика этих стран существенно пострадала в процессе военных действий, связанных со Второй мировой войной. Однако, уже в середине 50-х годом, когда государства Западной Европы начали приводить в порядок свою экономику, работа МБРР стала перенаправляться на государства Азии, Африки и Латинской Америки.

Что делает МБРР?

Международный банк реконструкции и развития выдает займы для экономического роста, чем и отличается от МВФ. МБРР является наиболее масштабным кредитором проектов развития в развивающихся государствах, имеющих средний уровень дохода на душу населения, а также в кредитоспособных бедных странах.
Государства, которые хотят присоединиться к МБРР, должны состоять в МВФ.
Еще одним отличием от МВФ является тот факт, что МБРР не применяет типичных условий кредитования. Период, суммы и проценты займов МБРР определены особенностями кредитуемого проекта. Чаще всего кредит выдается на 15-20 лет с отсрочкой платежа от трёх до пяти лет.
В процессе принятия решения о выдаче денег специалисты Банка требуют развернутые данные об экономической и финансовой ситуации в таких странах, оправляет в них свои экономические комиссии. В составе комиссий - представители промышленно развитых государств. Они занимаются исследованием экономики и финансов государств-членов, оказывают влияние на формирование и реализацию национальных программ их экономического роста. При составлении рекомендаций миссий МБРР предпочтение остается за развитием частного сектора экономики и привлечением зарубежных средств в развивающиеся государства.
Суммарный объем займов, которые представил Банк на протяжении 47 лет своей истории составил 235 млрд. долл.. Интересно, что свыше 30% этих средств, а именно 80 млрд. долл., были выделены с 1989 по 1993 год.
Займы Банка, чаще всего покрывают примерно 30% общего объема кредитуемых объектов. Остальные расходы по объекту обеспечиваются внутренними источниками кредитования или прочими внешними источниками. Еще с середины 70-х годов при выдаче займов специалисты Банка обращают все больше внимания на социальные аспекты развития, в особенности борьбу с бедностью.
Чаще всего кредиты предоставляются для развития здравоохранения, образования, планирования семьи, развития сельскохозяйственной отрасли. Немаловажным является и охрана окружающей среды.

Россия и МБРР

Сотрудничество России с МБРР началось в 1992 году. На протяжении этих лет суммарный объем кредитов, которые Россия получила от банка, достиг 8.93 млрд. долларов. Потрачено из этой суммы 7.95 млрд долларов. Главные области привлечения кредитов МБРР:

  • электроэнергетическая (31%)
  • транспортная (19%)
  • финансовая (12%)
  • развитие городской инфраструктуры (11%)
  • здравоохранение и соцзащита (10%)
  • сельское хозяйство (5%)
  • образование (3%)
  • охрана окружающей среды (3%).

Объем помощи развитию (ОПР) от России посредством группы Всемирного банка постоянно увеличивается. К примеру, в 2004 году - 100 млн. долларов США, а в 2014 - уже 876 млн. долларов США.
Во время мирового финансового кризиса 2008-2009 годов объем помощи России достиг 785 млн. долларов США. Помимо этого, в те годы Россия выступила инициатором формирования инновационной антикризисной системы сотрудничества - Евразийского фонда стабилизации и развития.
Российская Федерация - партнер Международной организации развития (МАР) с девятого наполнения бюджета МАР («МАР-9») в 1997 году. Четыре года назад главным предметом взаимодействия России и Банка было 17-ое пополнение активов МАР (МАР-17). Россия оказала колоссальную поддержку МАР в предоставлении всеобъемлющей помощи саамы бедным государствам.
Кроме этого Россия занимается финансированием трастовых фондов. Суммарное количество - 21 трастовый фонд МАР/МБРР. Из этого числа 15 действуют. Общий объем инвестиций в эти программы составил практически 261 млн. долларов США. Главные векторы работы российских трастовых фондов, управляемых МБРР:

  • борьба с инфекционными заболеваниями
  • повышение уровня школьного образования
  • доступ к энергоресурсам
  • преодоление последствий продовольственного кризиса
  • программы соцподдержки граждан.

Стоит отметить, что Россия, вместе с прочими донорами по международной помощи в целях развития, поучаствовала в ряде важных глобальных инициатив, среди которых списание задолженности для государств с высоким уровнем внешнего долга, борьба со СПИДом, туберкулезом и малярией.



mob_info