Наиболее крупные страны в культурно исторического региона. Что такое культурно-исторические регионы? Какие признаки их характеризуют? Приведите примеры. Провинция Восточная Европа

Я сидел в кресле и лениво смотрел телевизор, когда вдруг неожиданно для себя услышал три слова, о существовании которых я и не догадывался: «культурно-исторические регионы» . "Что это?" – подумал я. Пора было браться за дело и выяснить этот вопрос.

Культурно-исторические регионы

Начиная с ранних этапов истории, в разных местах Земли развитие человека происходило по-разному. Это отразилось в своеобразии культуры народов . На этом основании в мире можно выделить историко-культурные районы.

Историко-культурными называют регионы, каждый из которых имеет непохожий на другие места путь развития . Различия могут проявиться в своеобразии исторических памятников культуры народностей, проживающих здесь, особенностях их обычаев , вероисповеданий , национального характера , традиционных типов хозяйств . Границы этих районов были природными и их развитие мало что изменило.


Какие признаки характеризуют культурно исторические регионы

Здесь лучше всего начать с перечисления наиболее знаковых регионов, а заодно вкратце рассмотреть и их признаки:

  • Западная Европа . Именно там зародилась цивилизация. В каждой европейской стране существует свой европейский колорит.
  • Российско-Евроазиатский регион . Сложное отношение стран поспособствовало тому, что произошло взаимное обогащение разных культур.
  • Северная Африка и Средний Восток . Именно арабская культура принесла свой колорит в этот регион. Кроме того, он находится на стыке торговых путей.
  • Южная Азия . Несмотря на его разделённость материка Гималаями, все же и сюда проникали торговцы. Современная Южная Азия - это самый большой калейдоскоп народов, языков и рас.
  • Восточная Азия . Китайская философия была основой, которая сформировала характерные черты народов проживающих там. Это высокая дисциплина и стремление сохранять свои традиции.
  • Северная Америка . Канада и США - две крупнейшие и высокоразвитые страны региона. В процессе колонизации индейская самобытная культура была полностью уничтожена.
  • Австралия . Там основой является европейская культура. Именно выходцы Англии составляют наибольшую часть населения. Небольшое количество аборигенов сумели сохранить свою культуру и быт.

На этом свой рассказ я заканчиваю. Можно увидеть, что в мире существует очень много культурно-исторических регионов, у каждого – свои особенности .

С тех самых пор, как на нашей планете зародилось человечество, началась и его история. Однако в целом об этой науке говорить нельзя, так как изначально все люди были поделены на племена, которые проживали в совершенно различных Кто-то удостоился жить на берегах океанов, на островах, другие боролись с холодами в тундрах, третьи находились в знойных пустынях… Именно благодаря подобной тенденции образовались историко-культурные районы мира. Потому особенности самых ярких из них мы сейчас подробно рассмотрим.

Что собой представляют такие регионы?

Исторические, культурные районы мира представляют собой определенные области нашей планеты, в которых зарождалось и развивалось человечество. Различают их по отдельному, индивидуальному пути развития, который во многом зависел от климата и природных условий. Аналогично историко-культурные районы отличаются друг от друга традициями, религиозными обрядами и верой и т. п. Кроме того, существенные отличия наблюдаются и в типах ведения хозяйства. Интересным фактом является то, что те границы, которые имели историко-культурные районы мира с момента своего образования, без особо значимых изменений дошли до наших дней.

Тип деления

Если говорить совсем обобщенно, то можно насчитать всего лишь четыре исторические области в нашем мире: Евразия, Америка, Африка и Австралия. Однако в рамках каждой из них находится множество провинций, быт и культура которых имеют свой индивидуальный, ни на кого не похожий окрас. Кроме того, историко-культурные районы мира также характеризуются благодаря этническим категориям. В каждой из подобных областей проживают и типажи которых не схожи между собой. Благодаря этому мы и может отличить, скажем, жителя Пекина от уроженца Калифорнии не только по языку и одежде, но и по внешним данным. Ниже будет приведен перечень самых важных культурных провинций, которые зародились в незапамятные времена и существуют по сей день.

Европа во всей красе

Часть света под названием Европа, как ни парадоксально, является самой маленькой на нашей планете, и вместе с тем ее культурное наследие одно из самых богатых, наравне с азиатским или африканским. Историко-культурные районы этих земель стали основной для дальнейшего развития традиций в Америке, а также оказали влияние на Австралийский континент и даже на большую часть России. Страны, которые находятся в пределах этой культурно-этнической области, невелики по своей площади, но каждая из них отличается от предыдущей, обладает своим собственным языком, историей, традициями и верованиями. Что же, кратко рассмотрим каждую из областей, которая будет охватывать несколько государств.

Историко-культурный район Западная Европа

О том, какие ныне страны входят в эту область, ходят споры. Кто-то туда относит Францию, Андорру, Германию, Монако, Люксембург, Нидерланды и Швейцарию. Другие протягивают этот регион от Великобритании до Испании. В историческом смысле можно выделить одну-единую область - западно-центрально-европейскую зону, которая идентична по языковой группе и по быту. Здесь проживают европеоиды, которые говорят на индоевропейских германских и романских языках, а также на кельтских, финно-угорских, греческом и албанском. Тип хозяйства - плужное земледелие. При этом в наши дни большая часть населения проживает в городах. Тип строительства домов за всю не изменился: на севере - срубные, в центре - каркасные, на юге - каменные и кирпичные. В питании преобладают блюда на мучной основе, также мясо, различные вина и горячие напитки (преимущественно чай). Во всей Европе единая религия - христианство, которое представлено в виде католицизма и протестантства.

Провинция Восточная Европа

К одной из самых крупных по своей территории и разнообразных по своим традициям области примыкают различные другие историко-культурные районы Евразии. Речь идет о Восточно-Европейской провинции, которая протягивается с запада на восток от Польши до Уральского хребта, а с севера на юг - от Ледовитого океана до Кавказа. Здесь проживает множество этносов, среди которых есть русские, белорусы, украинцы, кавказцы, удмурты, татары, чуваши, карелы, эстонцы и многие другие. На данной территории распространено оседлое плужное земледелие. Дома строятся из камня, после чего преимущественно обмазываются глиной и белятся. Характерной чертой любого жилища является печка. Традиционной едой для данной культурной области являются супы (на севере горячие, на юге холодные), блины, пироги, каши, а также напитки - квас и чай. Восточноевропейская провинция характеризуется православной религией, однако в некоторых южных и приближенных к Азии областях многие люди - мусульмане.

Средняя Азия

Эта территория смешения европеоидной и монголоидной рас. Она протягивается от Каспийского моря на восток и охватывает как пустынные равнины, так и очень высокие и Тянь-Шаня. В этой области проживают киргизы, таджики и казахи. Тип жилья различный, в зависимости от климата. На юге - глиняные домишки с плоскими крышами, на севере - юрты. Среди напитков популярными были и остаются чай, айран, кумыс. Также Средняя Азия подарила миру особое блюдо - плов, которое является для них традиционным. Религии тут также смешиваются - на этих землях проживают и православные, и мусульмане, и буддисты.

Дальний Восток

В целом историко-культурные районы мира трудно себе представить без Дальневосточной области. Тут проживают представители тихоокеанского типа, которые относятся к сино-тибетской семье, японской и корейской. Изначально сформировался тип хозяйства - ирригационное ручное земледелие, позже стала развиваться торговля, легкая промышленность, транспорт. Жилища в регионе строят преимущественно на свайной основе, наполняя стены кирпичами, глиной или подобными им материалами. В религиозном плане тут давно установлен синкретизм. Имеется много течений, характерных для различных регионов, которые схожи между собой, но в то же время имеют множество отдельных нюансов.

Историко-культурные районы Австралии

Самый маленький в мире континент принято делить на две части - это англо-австралийская и аборигенно-австралийская области. Первая из них характеризуется своим европейским уставом жизни. Эти земли покорили преимущественно англичане, потому с давних времен тут вырастают большие города, в них развивается промышленность. В обществе устанавливаются моральные стереотипы, характерные для британцев. В пригородах англо-австралийского региона весьма развито зерновое земледелие и овцеводство. Аборигенно-австралийский регион куда меньше по своей площади. Тут проживают коренные жители этого материка, которые являются олицетворением настоящей австралоидной расы. Больших мегаполисов нет, промышленность также отсутствует. На этих землях сохраняются традиции и быт, который был характерен для здешних людей до прихода европейцев.

Культура как система ценностей и норм данного этноса всегда привязана к определённому месту в пространстве, к территории, освоенной и преобразованной деятельностью многих поколений.

Выделение культурных районов мира - сложная исследовательская задача, которую можно решать по-разному в зависимости от целей исследования и принципов (критериев), положенных в её основу. Но есть общее, что сближает разные подходы, - это стремление к целостному видению мира.

Этнографическая концепция хозяйственно-культурного районирования мира . Этнография - наука, занимающаяся изучением сходства и различий в образе жизни народов, навыков хозяйственного использования природных ресурсов.

Этническое многообразие народов мира сводится к выделению хозяйственно-культурных типов - исторически сложившихся комплексов хозяйства и культуры, типичных для народов, различных по происхождению, но обитающих в сходных географических условиях и находящихся на одинаковом уровне социально-экономического развития. Таким образом, один и тот же хозяйственно-культурный тип, как утверждают этнографы, может быть присущ различным народам.

Процесс расселения и освоения человечеством новых ландшафтов сопровождался формированием различных хозяйственно-культурных типов, которые возникали в процессе исторического взаимодействия общества с географической средой.

Рис. 194. Удачная охота - залог выживания в суровых условиях провинции Ириан-Джайая (Индонезия)

Рис 195. Капоэйра - боевое искусство и танец, сложившийся из культур Африки и Латинской Америки (г. Рио-де-Жанейро, Бразилия)

Промышленная революция деформировала и даже разрушила сложившиеся хозяйственно-культурные типы, но многие из них и сейчас продолжают существовать в неизменном виде.

Таким образом, особенности материальной культуры как средства приспособления к существующим ландшафтам и духовной культуры предопределяются географической средой.

Историко-культурные районы мира . Первое упоминание об историко-культурных областях мира связано с именем Геродота, который выделил две области: эллинские полисы Европы и страны Ближнего и Среднего Востока, где в то время господствовала династия древнеперсидских царей. По мере накопления знаний об окружающем мире к историко-культурным областям была добавлена Эфиопия и Скифия.

В XIX в. наиболее известным учёным культурно-исторической школы был немецкий географ Фридрих Ратцель, а в XX в. - А.Тойнби. Главная посылка культурно-исторической школы: каждая культурная область имеет свой путь развития, поэтому нельзя говорить об «отсталости» каких-либо (неевропейских) народов. Геоисторические регионы - это «действующие лица» истории, они играют особую роль на каждом из этапов истории, формируя особые цивилизационные миры. Границы и состав цивилизационных миров непостоянны, они изменяются в ходе исторического развития.

Границы культурных районов мира определились на ранних стадиях формирования цивилизаций. Они, по сути, являются физико-географическими границами, именно в них происходило формирование культурных этносов. Невзирая на переселения народов, распространение религий и философских учений, хозяйственное освоение территорий и колонизацию, эти границы остаются стабильными (рис. 196).

Рис. 196. Хозяйственно-культурные типы на начало XX в. (по Б. В. Андрианову)

К числу историко-культурных областей в Старом Свете были отнесены:

    - Ближний Восток, или Левант, - исламская культурная область, захватывающая значительную часть Азии и Северную Африку;
  • Европейская область;
  • Индийская область;
  • Китайская (или Восточно-Азиатская) область;
  • Индокитайская область;
  • островная субкультурная область Тихого океана;
  • Евразийские степи.

К числу историко-культурных областей в Новом Свете были отнесены:

  • Африка к югу от Сахары (Мезоафриканская и Юго-Африканская культурные области);
  • циркумполярная область с рудиментарными этносами.

В Америке выделяются Англо-Саксонская и Латиноамериканская культурные области.

Жан Жак Элизе Реклю

Рис. 198. Цивилизационные миры и геоисторические регионы

Южная Азия: 1. Северо-Запад - имперское ядро и ворота в мир номадов. 2. Центральная зона синтеза - колыбель «классической» цивилизации. 3. «Экстравертные» периферии Юга и Востока.

Индокитай и островная Азия: 4. Полуостровной Индокитай - общая периферия «миров за стенами». 5. Островной, или «малайский», Индокитай - сверхвосприимчивая окраина Старого Света. 6. Япония и Корея.

Восточная Азия: 7. Бассейн Хуанхэ - имперское ядро и зона смычки с миром номадов. 8. Бассейн Янцзы -зона культурного синтеза и «классической» цивилизации. 9. Тропический Юг - «экстравертная» периферия.

Центральная Азия: 10. Тибет. 11. Монголия. 12. Китайский Туркестан. 13. Внутренняя периферия Азии - степной коридор Казахстана.

Средний Восток и Кавказ: 14. Средняя Азия - восточный перекрёсток на пороге «миров за стенами». 15. Внутреннее ядро иранского мира - цитадель созидания культуры. 16. Кавказ - западный перекрёсток народов на пороге ближневосточного узла.

Ближний Восток и Северная Африка: 17а. Благодатный Полумесяц: колыбель мировых религий. 176. Аравийское «подбрюшье» Полумесяца. 18. Египет и нильская ось законсервированных культур. 19. Маг-риб - стык и периферия двух миров.

i>Передняя Азия и Балканы: 20. Малая Азия - этнокультурный «тигель» азиатского моста в Европу. 21. Балканы - смешанное наследие европейского моста в Азию.

Россия: 22. Россия - периферийный «север» Евразии. 23а. Россия в Азии - культурный синтез в зоне старой колонизации. 236. Новороссия.

Восточная Европа: 24. Восточноевропейский буферный пояс: имперское соперничество на окраине Западной Европы.

Западная Европа: 25. Средиземноморский Юг - отпечаток античности. 26. Центр - зона культурного синтеза и средневекового расцвета. 27. «Протестантский» Север - колыбель буржуазной цивилизации.

Дальний Восток Евразии: 28. Зона фронтиера колонизации на бывшем фланге кочевого пояса: а) Русский; б) Китайский; в) Японский.

Латинская Америка: 29. Америка доколумбовых цивилизаций - евроиндейский культурный сплав: а) Мексиканский сектор; б) Андский. 30. Латинская Америка вне орбиты автохтонных цивилизаций -евро-негритянский сплав: а) Карибский сектор; б) Бразильский. 31. «Девиант-ная» Латинская Америка в умеренном поясе поздней колонизации

Англо-Саксонская Америка: 32. Североамериканский плавильный тигель: а) область «присадки» от Европы, смотревшей в будущее; б) область «присадки» от Европы уходившей; в) зона недавнего фронтиера. 33. Последний фронтиер Европы -Австралия и Новая Зеландия.

Африка к югу от Сахары: 34. Южная Африка - столкновение европейской и африканской культур. 35. Африка тропических лесов -локальные мирки, разделённые лесными дебрями. 36. Африканские «берега», опалённые инокультурным воздействием: а, б) исламизованные районы; в) фланг евроколонизации.

Разбросанный мир Океании: 37. Редконаселённые убежища сминаемых внешним воздействием традиционных культур малых народов.

Карьера. Этнография

    Этнография (от греч. Ethnos - племя, народ) - наука, изучающая происхождение этносов, традиции материальной и духовной культуры, исторические взаимоотношения между этносами. Долгое время этнография развивалась как часть географии.

    Что делают этнографы? Выезжают в экспедиции, составляют подробные карты расселения этносов, распространения элементов материальной культуры (языков, определённых хозяйственных навыков), анализируют полученные материалы, прогнозируют этнополитические процессы.

    Где работают этнографы? В Институте этнографии Академии наук, в музеях (Музей антропологии и этнографии (г. Санкт-Петербург), в краеведческих музеях), в аналитических центрах органов государственного управления.

Рис. 199. Женщина в национальной одежде (Марокко)

В каждом конкретном исследовании можно подразделить территории на основе наиболее значимых элементов культуры. Так, каждую из областей можно подвергнуть более дробному членению на основе социальной организации, материальной культуры, языка, религии. При описании более мелких культурных общностей некоторые элементы культуры оказываются более значимыми. Так, в Африке культурный микрорегион племён банту можно выделить на основе характерного набора орудий труда и производственных навыков - занятия преимущественно земледелием, на основе характера поселений и по языковому признаку - как совокупность близкородственных языков.

На каждом последующем этапе районирования исследуемый культурный микрорегион становится всё меньше, ареал сужается. Основная задача состоит в том, чтобы, изучая местные особенности культуры, не упустить общую картину культурных районов мира.

Основные идеи раздела

  • Материальная и духовная культура человечества представляет собой сложное и всеобъемлющее явление; различия в культуре предопределяют особенности культурной и экономической жизни регионов, стран, народов.
  • Главными носителями культуры являются этносы - устойчивые сложившиеся коллективы людей, противопоставляющие себя другим. Этносы возникают в специфических географических условиях - на стыке двух и более ландшафтов и проходят ряд закономерных фаз развития.
  • Языки являются важнейшим связующим звеном культуры. Их формирование и распространение связано с географическими факторами. Языки объединяются в языковые семьи и группы; самой распространённой считается индоевропейская языковая семья. Религии распространены в чётко локализованных ареалах и оказывают влияние на социально-политическую жизнь, на психологию, правовое сознание и поведение, на использование ресурсов и восприимчивость к инновациям.
  • Основными концепциями, объясняющими культурные районы мира, являются этнографическая концепция хозяйственно-культурных типов, историко-культурное районирование и выделение геоисторических регионов.

Вопросы для повторения

  1. Каковы основные задачи географии культуры?
  2. Какие элементы культуры можно выделить и в чём их смысл?
  3. Раскройте содержание понятия «этносы как носители культуры».
  4. Где и почему возникают новые этносы?
  5. Какие стадии этногенеза выделял Л. Н. Гумилёв?
  6. Каковы причины возникновения территориальных различий в языках?
  7. Что такое государственный язык?
  8. Какие языки считаются рабочими языками ООН?
  9. Какие языковые семьи вы знаете?
  10. Какая языковая семья является самой многочисленной по числу входящих в неё языков и говорящих на них людей?
  11. Какие примеры языков-изолятов вы можете привести?
  12. Какие религии являются наиболее древними? Существуют ли они сейчас и где проживают их последователи?
  13. Какие главные национальные религии вы знаете? Каково их влияние на особенности хозяйства и культуры народов, политику государств?
  14. Каковы современные ареалы распространения традиционных верований?
  15. Какие религии преобладают в Восточной Азии? Каково их влияние на особенности хозяйства и культуры народов?
  16. Какие мировые религии вы знаете? Каковы основные районы их распространения? Кратко охарактеризуйте их влияние на хозяйственно-культурную и политическую жизнь.
  17. Сравните основные концепции культурного районирования.
  18. Какие историко-культурные районы мира вы знаете? Какими учёными и на основании каких принципов они выделены?

Термины

  • Атеизм
  • Билингвизм
  • Геоисторические регионы
  • Государственный язык
  • Зоны пассионарных толчков
  • Историко-культурные области мира
  • Местные традиционные верования (анимизм, фетишизм, тотемизм)
  • Мировые религии (христианство, ислам, иудаизм)
  • Пассионарии
  • Рабочие языки ООН
  • Хозяйственно-культурные типы
  • Элементы культуры (артефакты, ментифакты, социофакты)
  • Этногенез Этносы
  • Языковые семьи и группы

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое этнос? Чем различается формирование рас и этносов?

Этнос – исторически сложившаяся общность людей, имеющая единый язык, культуру, хозяйство, территорию и этническое самосознание. Этносы объединяют все вышеперечисленное, а расу генотип.

2. По каким признакам различают народы?

1) Язык, на котором они говорят; 2) Внешние признаки: цвет кожи, одежда и т. п.; 3) Образ жизни; 4) Культура; 5) Религия (христианство, ислам, буддизм).

3. Назовите примеры крупных и малых этносов. Покажите на карте территории их проживания.

Крупные: греки, испанцы, итальянцы. Малые: телеуты, теленгиты, челканцы

4. В пределах каждого культурно-исторического региона выделите наиболее крупные страны.

Пиренейский КИР: Португалия, Испания. Балканский КИР: Греция, Турция

5. Найдите и систематизируйте информацию о памятниках культурного наследия в каком-либо культурно-историческом регионе.

Афинский Акрополь. Представляет собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину).Это было главное место для нахождения царя. Также внутри имелось немало храмов, где возносились молитвы греческим богам и воздавались жертвы. Во времена завоевания турками Акрополь выступал у них в роли мечети. На сегодняшний день – это древний памятник архитектурного искусства.

Практикум

2. Используя текст учебника и карты атласа, составьте таблицу с графами, отражающими мировые религии, основные регионы их распространения, главные религиозные центры.

а) Христианство:

Католицизм (страны Северной и Южной Америки, страны Южной Европы и др.)

Православие (Россия, Украина, Белоруссия, Болгария и др.)

Протестантизм (страны Северной и Центральной Европы, США.Канада, ЮАР и др.)

б) Ислам (мусульманство):

Шиизм (Иран, Ирак)

Суннизм (страны Азии, северной Африки и др.)

в) Буддизм (Юго-Восточная, Восточная Азия)

Национальные религии:

Синтоизм (Япония);

Конфуцианство (Китай);

Индуизм (Индия);

Иудаизм (Израиль);

Местные религии:

Фетишизм

Шаманизм

Фетишизм

(в основном страны Африки, Океании, племена Азии)

3. Покажите на карте крупнейшие страны мира, однонациональные и многонациональные страны.

Однонациональные (т. е. основная народность составляет свыше 90%). Их больше всего в Европе (Греция, Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Болгария, Словения, Италия, Португалия), Азия (Саудовская Аравия, Япония, Бангладеш, Корея, некоторые небольшие страны), в Латинской Америке (т. к. индейцы, мулаты, метисы считаются частями единых наций), в Африке (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар) ;

С резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния, Китай, Монголия, США, Австралийский Союз, Новая Зеландия и др.);

Многонациональные страны со сложным и разнородном в этническом отношении составом (Индия, Россия, Швейцария, Индонезия, Филиппины, многие страны Западной и Южной Африки).

Самый многонациональный район - Южная Азия, а самая многонациональная страна - Индия.

«Матрешечный» принцип строения культурно-исторических ре­ гионов. Большинство крупных культурно-исторических регионов мира отличается сложной многоступенчатой (или «матрешечной») структурой, что хорошо видно на примере «классической» Запад­ной Европы. В ней традиционно различают Южную, Централь­ную, Северную Европу и Британские острова. В пределах некото­рых из них различаются регионы меньшего ранга, например Скан­динавские страны или страны Бенилюкса. В свою очередь, внутри многих государств имеются свои локальные «культурно-истори­ческие очаги». Так, в Великобритании к ним следует отнести прежде всего Шотландию и Уэльс; во Франции - Лотарингию, Эльзас, Бретань, Корсику, Бургундию, Прованс, Лангедок и т.д.; в Гер­мании - Баварию, Тюрингию, Саксонию-Анхальт и др.; в Испа­нии - Страну Басков, Андалузию, Кастилию, Каталонию и др.

Зарубежную Азию чаще всего изучают сквозь призму таких ее слагающих регионов, как Юго-Западная Азия, Южная, Восточная, Юго-Восточная Азия. Распад Советского Союза привел к «появле­нию» (в учебниках) Центральной Азии в составе Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана и Туркмении. Как правило, в рамках каждого из этих регионов выделяются регионы меньше­го ранга, обладающие непреходящей культурной спецификой. Государства Америки обычно изучают с учетом существования здесь таких более или менее целостных регионов, как англоязыч­ная Америка (США и Канада) и Латинская Америка (в составе регионов меньшего ранга: Мексики, Центральной Америки и Вест- Индии, Андских стран и государств бассейна Амазонки и Лаплат-ской низменности). Что касается Африки, в ее составе четко разли­чают Североафриканский регион (тяготеющий скорее к исламской Юго-Западной Азии, чем к остальным странам континента) и Африку южнее Сахары (в составе Западной, Восточной, Централь­ ной и Южной Африки).

Бывает, что некоторые страны одновременно относятся к двум и более культурно-историческим регионам. Так, Египет является североафриканской, ближневосточной, средневосточной и араб­ской страной (Ближний Восток образуют страны на стыке Юго-Западной Азии, Северной Африки и Европы, а в совокупности с Ираном и Афганистаном они составляют Средний Восток).

Границы регионов. Одной из наименее изученных сфер в науке остается область границ (или рубежей) между различными типа­ми регионов в географическом, историческом, социокультурном, экономическом, информационном и других пространствах. Воз­росшее в последние годы внимание регионалистов к осмыслению рубежной коммуникативности принесло хорошие результаты, по­казало большую перспективность этого научного направления. Эти результаты могли бы быть еше значительнее, если бы разработчи­ки чаще и основательнее обращались к междисциплинарным ис-

следованиям на стыке гуманитарной географии и философии, морфологии культуры, этнологии, экономики и т.д.

Философские основы пограничных состояний были впервые изложены И.Кантом, соединившим в себе таким образом фило­софа и географа*. «Только великий ученый, ...изучавший духов­ные и земные горизонты, мог сформулировать представления об имманентном и трансцендентном мире, в котором географичес­кие понятия органично сливаются с философскими» (В.А.Дерга-чев, 1999).

При нанесении на географическую карту любых различающих­ся участков земной поверхности (т.е. регионов) возникает необ­ходимость их разделения при помощи тех или иных ограничитель­ных знаков. Сделать это не всегда легко, особенно когда регионы объединяют явления прерывистого или «кучного» распростране­ния. В данном случае затруднения возникают при определении пе­риферийных участков, которые носят переходный характер. И на­против, если регионы отражают различия в интенсивности сплош­ного распространения, то оконтурить их границы не составляет труда.

Характер линий границ зависит от того, о"каких территориях идет речь - обособленных или территориях сплошного или пре­рывистого распространения. Рубежи регионов, обязанных своим происхождением деятельности людей, обычно более четки в срав­нении с природными. Классическим примером здесь могут слу­жить политические и административные границы, имеющие ли­нейный характер. Более или менее четкие границы культурных ландшафтов, в то время как границы, например, естественных геоботанических регионов отнюдь не отличаются ясностью. Так, тайга переходит в тундру настолько плавно, что появляется необ­ходимость выделения лесотундры. В свою очередь, степь нередко соединяется с лесом посредством лесостепи и-т.д.

Однако могут быть и исключения. Например, край рудного тела, когда он обнажен сбросом, проступает резко и легко наблюдается в полевых условиях, хотя речь идет о естественном рубеже и чело­век здесь «ни при чём». С другой стороны, границы социокультур­ных регионов тоже во многих случаях носят переходный, ярко выраженный «маргинальный» характер. Это явление можно про­иллюстрировать не только зонами влияния поликлиник, средних школ, детских садов и т.д., но и границами культурно-истори­ческих регионов. Так, Лангедок во Франции или Пьемонт в Ита­лии представляются четко очерченными только на далеком рас­стоянии, но при близком рассмотрении распадаются на ряд еще

* «Кантовская проблема - это проблема пограничных состояний, которые в принципе только на границах и существуют. Проблема полей, напряжений, со­здаваемых существованием самих этих границ» (М. Мамардашвили, 1992).

более мелких «типичных ареалов». Можно приводить бесчислен­ные примеры споров вокруг понятий «Центральная Европа», «Во­сточная Европа», «Средний Восток», «Центральная Азия» и т.д. Следует четко различать для себя два обстоятельства, связан­ные с границами регионов: одно дело - характер границ, пред­ставляющих собой четкую линию или «расплывчатую переход­ную полосу», другое - это способ их делимитации, изображе­ния на карте. При незначительном масштабе толщина проводи­мой картографом линии может оказаться шире реальной грани­цы-зоны, что исказит действительность. При этом ясно, что гра­ница региона, выделенного по единственному признаку, наибо­лее точно соответствует изображению на карте (при условии со­впадения толщины линии на карте с шириной переходной зоны), в отличие от границы региона, идентифицируемого по совокуп­ности признаков. В последнем случае граница региона будет точ­ной только при условии, если образующие ее «частные» линии

совпадут.

Понятие о рубежной коммуникативности и рубежной энерге­ тике. Латинский термин «коммуникация» (соттитсаИо) озна­чает форму связи, путь сообщения, процесс передачи инфор­мации и т.д. Это понятие «имеет универсальный смысл, рас­крывающийся в конкретном географическом, историческом, со­циокультурном, экономическом, информационном и других пространствах. ...В социокультурном пространстве коммуникация обычно определяется как «передача информации» от человека к человеку в процессе любой деятельности. Традиция как коммуни­кация во времени осуществляет трансляцию от поколения к по­колению социокультурных ценностей и письменности. Разновид­ностями трансграничной коммуникации в социокультурном про­странстве являются комплиментарные этнические отношения, а в экономическом пространстве - коммуникационные коридоры ускорения оборачиваемости торгового, промышленного и фи­нансового капитала (свободные экономические зоны и др.)» (В.А.Дергачев, 1999).

Существует мнение, что на рубеже II и III тысячелетий по мере исчезновения прежних возможностей для территориальной колонизации и духовной экспансии пришла эра пограничных, маргинальных состояний, обещающая значительно расширить горизонты человеческого познания. Речь идет о маргинальных (лат. таг§таИ$ - находящийся на краю) состояниях не только веще­ства, но и людей (маргинальные территории, сословия, общества; контактные зоны между океаном и континентами, биосферой, литосферой и атмосферой; рубежные бинарные отношения в си­стемах запад - восток, север -юг, атлантизм -евразийство, ислам - христианство, западные и восточные цивилизации, город и де­ревня и т.д.).

С рубежной коммуникативностью тесно ассоциируется поня­тие «рубежная энергетика». Принято считать, что именно марги­нальные зоны несовпадающих природных, экономических, этно­культурных, информационных и других полей и служат источни­ком энергетических импульсов. Нетрудно видеть, что рубежная энергетика имеет непосредственное отношение к эмоционально-чувственной сфере и, таким образом, может являться не только стратегическим ресурсом материального развития, но и ресурсом духовного возрождения социума, этноса, государства.

Среди наиболее часто упоминаемых в литературе объектов ис­следования рубежной коммуникативности - политические (буфер­ное, транзитное государство), экономические (свободная эконо­мическая зона, маргинальная экономика), социокультурные (мар­гинальная культура, бикультура, диаспора), природные (атмосфер­ные фронты, контактные зоны суша -океан). Появились даже специальные термины для идентификации соответствующих яв­лений и структур: геостраты - т.е. стратифицированные, нало­женные друг на друга разнотипные пространства; геомары - энер­гоизбыточные граничные поля и др. (В.А.Дергачев, 1999).

Именно линии раздела между цивилизациями как очаги ру­бежной энергетики, по мнению крупного американского полито­лога С.Хантингтона, заменят в XXI в. политические и идеологи­ческие рубежи времен «холодной войны» и станут источником кризисов и даже войн. Автор выступил с утверждением, что в «новом мире» коренные источники конфликтов будут лежать в сфере культурных различий. «Главные конфликты... будут проис­ходить между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций будет доминировать в мировой политике» (С.Хантингтон, 1993).

Противоборство цивилизаций, по Хантингтону, имеет место на двух уровнях: локальном и глобальном. На микроуровне населе­ние соседних межцивилизационных регионов, «заряженное ру­бежной энергетикой», оспаривает территории и демонстрирует превосходство своих культурных традиций. На глобальном уровне страны, принадлежащие к различным цивилизациям, соперни­чают в военной и экономической сферах, всеми силами утверж­дают свои духовные и религиозные ценности. Наибольший энер­гетический потенциат якобы сосредоточен на границе между за­падной (христианско-иудейской) и исламской цивилизациями, борьба которых, по утверждению автора, продолжается около 1300 лет и не обнаруживает никаких признаков угасания.

Вместе с тем схема С.Хантингтона многим кажется слишком простой. Высказывается мнение, что до сих пор самые страшные и кровавые драмы имели место в рамках одних и тех же цивилиза­ций. Гитлеровцы истребляли европейцев-христиан и иудеев, боль­шевики, маоисты и полпотовцы осуществляли геноцид в собствен-24

ных странах. Конфессиональное и культурное родство Японии с Китаем и Кореей не мешало ей неоднократно воевать с этими странами и т.д. К тому же известно, что именно гражданские вой­ны обычно отличаются наибольшей жестокостью.

Как же быть в таком случае с концепцией рубежной энергети­ки? Не колеблется ли ее истинность из-за отрицания конфликта цивилизаций?

Различия между цивилизациями, действительно, реальны и зна­чимы, и многие люди готовы сражаться и умирать за свои убежде­ния, свой род, самобытность, свою землю, священную землю пред­ков. Но в глобальном плане модель Хантингтона вряд ли «сработа­ет»: во-первых, глобальный конфликт равносилен самоубийству человечества; во-вторых, государства, принадлежащие к разным цивилизациям и заинтересованные в успешном социально-эконо­мическом развитии, будут все больше интегрироваться в мировом рынке, тем более что закон стоимости един для всех формаций и цивилизаций; в-третьих, высказываются сомнения относительно отождествления мира с цивилизациями - последний слишком ге-терогенен. То есть представление о цивилизациях как «единицах» не всегда плодотворно с точки зрения мироцелостности.

Итак, в качестве стержня наиболее перспективного деления (или регионализации) мира служат культурные характеристики, которые менее подвижны и переменчивы, чем идеологические, политические или экономические. («Коммунисты могут стать де­мократами, богатые бедными и наоборот, но русские не могут стать эстонцами, а азербайджанцы - армянами», - писал С.Хан­тингтон.) Ясно, что понятием «культура» охвачены и язык, и религия, и экономика, и многие другие критерии. В свою очередь, внутри крупных культурно-исторических регионов, как правило, имеются регионы меньшего ранга.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем состоят преимущества культурно-исторической регионализа­ции мира в сравнении, например, с экономической или политической? 2. Как принято разграничивать понятия «культура» и «цивилизация»? 3. Как можно оценить вклад империй в интеграцию мировых культур? Проил­люстрируйте свои мысли на конкретных примерах. 4. Раскройте смысл выражения «культура - это ";твердый осадок"; территориальных обще­ственно-политических образований». 5. Большинство рубежей, разделя­ющих регионы, не отражают внезапных переходов. Отчего это происхо­дит? 6. Какой смысл вкладывается в понятие «рубежная коммуникатив­ность»? 7. Какое отношение имеет теория конфликта цивилизаций С.Хан­тингтона к феномену рубежной энергетики?

Гл а в а 2

Западная Европа: «колыбель» промышленной революции в начале

XXI в.

2.1. Западная Европа как культурно- исторический регион

Европа - часть света, сравнительно небольшая по площади (7 % суши земного шара) и численности населения (11,5 % миро­вого уровня), где сейчас располагается свыше 50 стран и государ­ственных образований. Тем временем Европа не просто террито­рия от мыса Нордкина на севере до мыса Марроки на юге и от Уральских гор на востоке до мыса Рока на западе. Европа - это цивилизация, сокровищница уникальных достижений человече­ского разума.

Европейская культура (понимаемая широко, с включением в ее состав и православной цивилизации) играла и продолжает иг­рать выдающуюся роль в мировом развитии. Много веков подряд европейский регион находился в центре мирового развития. На­чиная с эпохи Возрождения, со времен Великих географических открытий, Европа выступала как самый динамичный регион. Бур­но развивались производительные силы, наука, культура. Челове­чество не знает ни одной культуры, влияние которой было бы столь масштабным, преобразующим все мироустройство. При этом Европа выработала уникальные структурные особенности, кото­рые обусловили ее жизнестойкость, легкую приживаемость в со­циокультурных нишах и надежную выживаемость в инокультур-ном окружении.

Конкретно Западная Европа - это десятки государств, отли­чающихся историческим, этническим, природным, экономиче­ским, социальным, культурным и духовным своеобразием. Мно­гие рассматривают этот культурно-исторический регион как не­кое единое целое, столетиями формировавшуюся общность насе­ляющих его народов. Помимо выражений «западная цивилизация» и «западноевропейская цивилизация» существуют также понятия «европеизм» - течение, выступающее за полную интеграцию за­падноевропейских государств и мотивирующее это наличием вы­шеупомянутой общности местных народов; «европоцентризм» -

тенденция в общественной мысли, в соответствии с которой вос­хваляется и идеализируется Европа как образец социально-эко­номического устройство и духовного развития. (Выражение «ат- лантизм» имеет более размытые контуры и ассоциируется с гео­политической концепцией, в основе которой лежат геостратеги­ческие и военные цели приатлантических стран, включая США и

Единство и целостность западноевропейского региона - в об­щей культурно-цивилизационной идее, в принципах, которые были заложены еще в античной Греции. Они составили базу поли­тической, трудовой и бытовой этики не только Европы, но и англоязычной Америки, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Эти принципы - «добросовестный труд как путь к процветанию» и «честное состязание как путь к самоутверждению». В Европе они выражены наиболее ярко, так как имеют глубокие корни. Поэто­му самая яркая черта Западной Европы - идентичность. Несмот­ря на очевидные различия между частями, в Европе сохраняется общее в истоках и наследии. Именно это обстоятельство позволя­ет рассматривать Европу в качестве цивилизационного простран­ства с единым этнокультурным кодом, определяющим самоощу­щение и самопознание европейцев.

Культурно-историческое своеобразие Европы проявляется и в том, что она с исключительной силой и ясностью, нигде больше не встречающейся, воплотила в общественном сознании и эмпи­рической данности рационализм. Уже греческий рационализм от­личается от восточного мышления известной последовательно­стью, позволившей заложить основы математики и завершить со­здание формальной логики. Коренным образом европейский ра­ционализм стал отличаться от иного мировоззрения с конца сред­них веков. Рационализм стал судьбой Европы и признаком новой техногенной цивилизации. Европе издавна известна идея полити­ческой свободы. В качестве идеи и как реальность свобода в Евро­пе устояла под натиском универсальной деспотии и тоталитариз­ма и заложила основу сознания правового гражданского общества. Свобода всегда несет с собой новизну, порождает атмосферу со­стязательности и стремление к славе и известности в любой обла­сти жизни. Свобода людей и их мышления озарила всю европей­скую историю, сконструировала европейский дух и создала ог­ромные возможности, но вместе с тем и опасности для человека.

Европейцам свойственна решительность, в силу которой на­чинания доводятся до логического завершения, до выявления аль­тернатив, осознания принципов внутренней борьбы. Она тради­ционно ощущалась и в напряженности основных сторон европей­ской жизни - в напряженности между романскими, германски­ми и славянскими народами, между империями и отдельными нациями, между государством и церковью, между христианством

и культурой, между католицизмом, протестантизмом и правосла­вием. Любая претензия в европейской жизни сразу же ставится под вопрос. В результате европейская цивилизация - это не моно­тонный культурный ландшафт, но многомерный и динамичный.

Решительность проявляется, прежде всего, в революциях, со­вершенных европейцами: географической, духовной и научно-тех­нической, воплотившихся в европейской политике, экономике, социальной этике и психологии. Решительность европейского ха­рактера ранее всего проявилась в религиозной сфере, но особен­но ярко в политике колониальных захватов*.

Поэтому можно утверждать, что Европа - не сумма стран и народов, а их единство, отличающееся постоянным внутренним диалогом и интенсивными контактами с другими культурными мирами. В рамках европейской цивилизации важную роль играет Россия. Будучи частью Европы, она продвигает ее элементы и стиль в Азию, но и Азия через Россию воздействует на Европу. Тем самым Европа и Россия определяют друг друга. Россия давно вош­ла полноправным участником в систему европейских держав. Без нее нельзя говорить о современном общеевропейском доме.

Историко-географический обзор. Происхождение слова «Евро­па» часто связывают с городом под названием Европа, распола­гавшимся в области Кария в юго-западной части Малой Азии. Весь­ма распространенной в античное время была также легенда о Ев­ропе - дочери царя Агенора из Тира, похищенной критянами**. По некоторым версиям, название Европы происходит от слова «Эреб» (темный) и означает страну заходящего солнца (запад) в отличие от Азии («Аси») - страны восхода солнца (восток).

О Европе как географической области писали Гесиод и Гека-тей Милетский, Геродот и Фукидид, Аристотель и Изократ, Стра-бон и Плиний Старший, Полибий и Птолемей. Многие греческие и римские авторы были единодушны в определении географиче­ских границ Европы. Она представлялась им территорией между Азовским морем и рекой Дон (или Кавказом) на востоке и Ибе­рией с Атлантическим океаном на западе. Британия рассматрива­лась как остров в Европе. Южная граница проводилась по Малой Азии, Черному и Средиземному морям, а северная - по Дунаю.

Как видно, в античном представлении Европа ограничивалась в основном территорией, прилегающей к Средиземному морю,

* Своеобразным проявлением таком деятельности является германский «на­тиск на Восток». Под ним подразумевается не только историко-географическое явление, но и политическая идеология имперской Германии. Первыми натиск немцев испытали прибалтийские славяне. Движение немцев на восток было при­остановлено в XV в. В дальнейшем малочисленность германо-славянских столк­новений перекрывают ужасающие катастрофы двух мировых войн в XX в.

** Мифологическую сцену похищения быком Зевсом Европы изобразил на своей картине замечательный русский художник В.А.Серов.

которое считалось в качестве ее ядра и пространственной основы. В дальнейшем по мере включения в политические, экономиче­ские, духовные контакты Центральной и Северной Европы гра­ницы региона все больше обретали современные очертания. Од­нако лишь в начале XVIII в. были определены восточные рубежи Европы, ранее обозначаемые Доном. Это сделал выдающийся рус­ский ученый-энциклопедист, географ, историк, этнограф, фи­лолог, математик, металлург, дипломат, основатель Екатеринбурга В.Н.Татищев (1686- 1750). В своей статье «Европа», включенной в «Лексикон российский», он указал границей Европы Уральские

Вся территория Европы была заселена человеком, вероятно, уже в эпоху каменного века. С III тыс. до н.э. начинает обнаружи­ваться разложение первобытно-общинного строя, и социальная жизнь людей завершается образованием государств. Первые из них возникают на юго-востоке Европы, в южной части Балканского полуострова и на острове Крит. Они имели достаточно развитые социальные структуры. В экономической жизни важнейшую роль играли дворцовые хозяйства. В конце II тыс. до н.э. государства материковой Греции и Крита гибнут. Однако уже в начале I тыс. до н.э. вновь возникают условия для формирования государств на территории Греции. Отправной точкой всего общественного раз­вития Греции становится полис, который, видоизменяясь на про­тяжении веков, оставался государственной организацией Древ­ней Европы. Позднее на территории Апеннинского полуострова возникает италийский вариант полиса - цивитас. Самым ярким примером его был Рим.

В результате обширных военных экспансий полисов формиро­вались крупные державы. Первыми из них были эллинистические царства. Далее - империя, созданная Римом. Эта держава, вырос­шая из крошечного городка, основанного племенем латинов за восемь столетий до нашей эры, вобрала в себя множество народов. Включив в свой состав эллинистические царства и средиземно­морские области Европы, Рим способствовал распространению в них городского строя, рабовладельческого способа производства, техники, культуры. Греко-римское наследие явилось субстанцией европейской цивилизации. В это время закладываются основы ев­ропейской общественной мысли, понимание природы, личности и общества.

  • География мирового хозяйства

    Автореферат диссертации


  • mob_info