Зачем зайцу длинные уши. Зачем зайцу и слону большие уши? Почему зайца длинные уши

Это было давно-предавно. Когда не было ни мультфильмов, ни кино. Ни даже компьютера в первобытной пещере. А на Земле жили первые звери: первый еж, первый волк, первый медведь, первый енот. Но рассказ не о них, а о зайце. Так вот…

Больше всего на свете заяц мечтал вырасти. Как слон. Или хотя бы как лось. Что он только ни делал: и витаминную заячью капусту ел, и полезную морковку грыз, и зарядку по утрам делал, и на ветке висел…

И все напрасно.

Однажды заяц решил отпраздновать День рождения. Гости пришли с капустно-морковными букетами. А сосед-еж вынес на поляну именинный пирог с одной свечкой.

– Дуй на свечку и загадывай желание, – сказал еж. – И тогда твое желание обязательно сбудется…

Заяц дунул что есть силы – свеча погасла.

– Ну и что ты загадал? – заинтересовались все.

– Я хочу вырасти большим, – сказал заяц.

– Отличное желание, – сказал енот и, подойдя к имениннику, стал тянуть его за уши. – Расти, заяц, большой-пребольшой!

– Ой, ты что делаешь?! – закричал заяц.

– Исполняю твое желание, – ответил енот.

– Дай-ка и я помогу, – обрадовалась лиса и тоже стала тянуть зайца за уши. – Расти, заяц, большой-пребольшой!

– Ай-ай-ай, у меня уши оторвутся, – закричал заяц.

– Терпи, иначе не вырастешь, – сказала лиса.

– Смотрите, кажется, он немного подрос, – прищурился еж.

– Точно, точно, – зашумели гости. – Расти, заяц, большой-пребольшой!

Конечно, заяц ни на сантиметр не подрос, только уши чуть-чуть вытянулись.

– Дайте-ка мне, – волк схватил зайца за уши и поднял над землей. – Смотри, заяц! Сейчас Москву увидишь!

Уши у зайца еще больше оттянулись.

– Расти, заяц, большой-пребольшой, – дружно закричали гости.

Позже всех пришел медведь.

– Что это вы делаете? – удивился он.

– Помогаем зайцу расти, – закричали все радостно.

– Сейчас и я помогу, – сказал медведь. Но так как уши были заняты, медведь схватил зайца за хвост и стал тянуть в другую сторону. Все тянут за уши – а медведь за хвост.

– Ай-ай-ай, – закричал именинник. – Ой-ой-ой!

И тут заячий хвост не выдержал и оторвался. Все повалились в одну сторону, медведь – с хвостом – в другую…

А именинник выскочил из кучи-малы и бросился наутек – в третью.

С тех пор на свой День рождения заяц гостей больше не приглашал.

Теперь вы понимаете, почему у зайца такие длинные уши и такой короткий хвост? И почему, завидев лису, волка или медведя, он сразу дает стрекача?

Сборник сказок для детей и их родителей. Хотелось, чтобы после прочтения этих сказок дети поняли, что такое доброта, взаимовыручка, вера в невозможное, аккуратность к своим вещам и все то, что воспитывалось в советские времена.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказки на ночь. Сборник добрых сказок (Олег Акатьев) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

© Олег Акатьев, 2016

© Александр Возненко, иллюстрации, 2016


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Почему у зайца уши длинные

Много-много лет назад, когда деревья были большими и высокими, и от этого в лесу всегда был полумрак, ведь свет не мог пробиться сквозь плотные заросли деревьев. Когда все звери на Земле жили дружно, жил-был заяц. В те далекие времена он был не таким, какой он сейчас. Раньше он был с маленькими ушками и маленькими задними лапками. И раньше он так быстро не бегал, как сейчас, ведь у него не было врагов, а поэтому убегать было не от кого. Но зато он был таким же хвастунишкой, как и сейчас.


По поводу и без повода он всегда хвастался перед каждой зверюшкой:

– Я все могу! Я все умею! Я самый быстрый и ловкий!

Но все звери привыкли к его хвастовству и смотрели на него так же, как сейчас люди смотрят на будильник, то есть прозвенел он, вспомнили о нем, выключили и забыли про него.

В том лесу, где жил заяц было большое и топкое болото. Его все обходили стороной, потому что еще никому не удавалось пройти по нему. А тех, кто пытался это сделать, болото забирало к себе, под мутную, тёмную воду. После чего по всему лесу раздавался страшный стон:

Это болото радовалось тому, что проглотило очередную жертву. Услышав этот стон, все звери замирали от страха на месте и оставались в таком состоянии до тех пор, пока стон не прекращался.

В один прекрасный день заяц решил похвастаться, что он перейдет через это болото. Все звери, конечно, знали его как хвастуна, но чтобы на такое решиться! Поэтому, когда заяц сказал:

– Завтра, можете все собраться и посмотреть, как я буду переходить через это пустяковое болотце!

Всем зверям стало интересно, неужели и в самом деле он сможет пройти это страшное болото?

На следующий день все звери, за исключением медведя и волка, самых сильных в лесу, собрались возле болота и стали ждать зайца. Через некоторое время появился и сам косой. Заяц увидел, что собралось так много зверей, и от этого вдруг очень испугался, но отступать было уже поздно. Одно дело хвастаться перед одним ежиком или двумя белками, и совсем другое, когда почти все лесные жители собрались посмотреть на то, как ты будешь переходить это страшное болото. И хоть заяц и был труслив, но тут решил, что всем докажет какой он смелый.

И вот заяц сделал первый шаг по болоту, все звери замерли. Потом он сделал второй шаг… Несмотря на то, что все звери находились рядом, по тишине, которая была вокруг, можно было подумать, что здесь никого нет, так все затаили свое дыхание. Сделав третий шаг, заяц почувствовал, что проваливается. От сильного волнения он еще не успел понять, что с ним происходит, но на всякий случай, когда уже провалился в болото по колено, что было сил, крикнул:

– Помогите!… Тону!

И этот крик зайца вернул из оцепенения всех зверей. Все звери забегали. Белки запрыгали по деревьям, птицы залетали, захлопали крыльями. Но до зайца никто не мог дотянуться, чтобы схватить его и вытащить из болота.

А заяц ушел в трясину уже по пояс. Тут кто-то пронзительно закричал:

– Медведь! Волк! Помогите, заяц в болоте тонет!

А заяц уже по горло в болоте увяз. И тут все услышали, как оно застонало, затягивая к себе очередную жертву:

Заяц уже весь ушел в болото, остались только маленькие ушки. И вдруг, из кустов выбежал волк. Видя, что тут происходит, волк сразу схватил маленькие заячьи ушки зубами, и что было сил начал тянуть. И вот заяц уже появляется над болотом – вот голова, вот передние лапы, вот он уже по пояс в воде… Но тут, то ли волк ослаб, то ли болото еще крепче начало тянуть к себе зайца, только заяц выскользнул и снова стал погружаться в болото. Волк, увидев жалобные глаза зайца, с новой силой ухватился за уши бедняги. На этот раз волк уже не выпускал из своих зубов уши зайца, так и вытянул его из болота.

Бедный заяц сидел на траве ни живой, ни мертвый. Все звери обрадовались тому, что волк спас этого, всеми любимого хвастунишку! Только все они, теперь смотрели на него почему-то, как на незнакомца. Незнакомца, потому, что это был уже другой заяц. У него появились длинные уши и длинные задние ноги. Заяц, заметив удивленные взгляды своих друзей, осмотрел себя. Его взгляд задержался на задних лапах, они почему-то вытянулись… А потрогав свои уши, он понял, что и с ними произошло то же самое. И тут вместо слов благодарности заяц начал кричать на волка:

– Ты что со мною сделал, серое зубастое существо! Кто тебя просил меня за уши вытаскивать, ты, зверь невиданный! Чтоб у тебя язык такой же длинный стал и в пасть не помещался? Пугало ты, а не волк!

После таких слов у волка заблестели глаза, горя ненавистью. Он оскалил свои острые зубы и направился прямо на зайца. Заяц видя, что сейчас может произойти крайне неприятная ситуация, попятился назад. И когда волк прыгнул на него, то заяц задал такого, стрекоча, что когда бежал, подумал: «Как оказывается хорошо, когда у тебя есть такие длинные задние ноги!»

Так и по сей день, волк гоняется за зайцем и не может его догнать. Потому что с такими длинными ногами, как у зайца, не так-то просто его поймать!


Светлана Жук
Экологический проект «Почему у зайца длинные уши»

Т ип: краткосрочный, исследовательский, тематический.

Педагогические цели:

приблизить родителей к проблемам воспитания и развития детей, повысить педагогическую культуру родителей; развитие интеллектуальной и нравственной сфер у детей, создать условия для ознакомления с жизнью зайцев, назначением ушей, формировать у детей активную жизненную позицию, приобщать к природоохранной деятельности.

Задачи:

1. Развивать элементарные представления о зайцах и кроликах.

2. Способствовать уточнению и обогащению представлений детей о зайцах (зайка – заинька - зайчишка);

3. Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за животными;

4. Воспитывать интерес к жизни животных, заботливое отношение;

5. Развивать умение отвечать на вопросы, вести диалог;

6. Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;

7. Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;

8. Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности;

9. Формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки; её способности передавать различные эмоции, настроение.

Гипотезы исследования:

1. Предположим, что зайцу нужны уши для защиты от врагов.

2. Что, если, зайцу уши нужны для красоты.

Для подтверждения или опровержения гипотез использовались следующие методы:

1. Подумать самостоятельно.

2. Спросить у взрослых.

3. Позвонить бабушке в деревню

4. Посмотреть книги.

5. Обратиться к компьютеру

6. Понаблюдать

В ходе изучения собранной информации удалось выяснить следующее.

Те зайцы, что живут на природе, серьезно отличаются от кроликов, которых мы себе заводим в качестве домашней живности. Они крупнее, не такие красивые и имеют гораздо более длинные уши. Почему?

Первое, что приходит на ум - что бы лучше слышать. И действительно, чем больше по размеру внешняя часть уха, тем лучше получается улавливать звуковые колебания, включая даже шорохи. Это можно проверить самостоятельно, поднеся ладонь к уху - благодаря увеличенной поверхности ушной раковины ваш слух обострится.

Поскольку заяц ничего не может противопоставить своим врагам, единственное, что ему доступно, так это спасаться бегством. В этом ему помогают длинные уши, так как они способны выхватывать из тишины даже самые тихие звуки, позволяя косому удрать от хищника или охотника.

А почему уши вытянутой формы, а не округлой? При беге заяц прижимает их как можно ближе к туловищу, уменьшая сопротивление воздуха, тем самым позволяет себе увеличить скорость бега. Однако есть и другая особенность, связанная с ушами зайца. Организм человека или любого другого живого существа выделяет какое -то количество тепла, которое сопровождается выводом влаги из организма. Соответственно, животное быстрее устает. В заячьих ушах есть очень много капилляров, в которых циркулирует кровь. Из-за большой площади ушных раковин у косого не происходит перегревание тела, что помогает ему, когда он скрывается от преследователей. В холод же, наоборот, он прижимает уши к телу, экономя потерю тепла.

Вывод напрашивается простой: длинные уши для зайца – жизненная необходимость, настоящий подарок природы.

Реализация тематического планирования в течение

недели: в формах организации и видах деятельно сти

Рассматривание кролика, зайца (возможно живого)-

«В гости зайка к нам пришел».

Рассматривание иллюстраций по теме «Зайчиха и зайчата».

Беседа по теме «Зачем зайцу длинные уши».

Исследовательская деятельность «Что любит кушать кролик».

Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Заучивание стихотворения А. Барто «Зайка».

Знакомство со стихотворением В,Волиной «Зайка серый умывается…».

Отгадывание загадок.

Рисование «Угощение для зайчика».

Лепка «Морковка для кролика».

Конструирование «Заюшкина избушка».

Аппликация «Заюшка».

Подвижные игры: «Зайка серенький сидит…», «Солнечные зайчики», «Заинька, выходи», «Зайка серенький умывается…».

Игра- инсценировка по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

Описание особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды

Просмотр документального фильма про зайца

Подбор наглядного материала (картинок, книжных и журнальных иллюстраций)

Постановка проблемных вопросов.

Использование дидактических игр по теме.

Дидактическая игра «Отгадай животное по описанию».

Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Дидактическая игра «Кто где живет?».

Организовать деятельность детей, направленную на уточнение, расширение и систематизацию представлений детей о жилище разных животных, выявление взаимосвязи между внешним видом, образом жизни животного и особенностями его «домика».

Дидактическая игра «Найди маму».

Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения группировать животных по признаку «одна семья животных».

Дидактическая игра

«Накорми животное».

Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения находить характерную еду для каждого животного.

Дидактическая игра

«Где чей хвост?"

Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения сопоставлять часть и целое.

Вовлечение родителей в образовательный процесс

Родительское собрание на тему «Формирование проектно-исследовательской деятельности».

Консультация для родителей «Что такое метод проектов?».

Задействовать родителей в организации знакомства с живым кроликом или зайцем.

Подбор информации по вопросу «Зачем зайцу длинные уши?».

Посещение «Зоопарка».

Чтение художественной литературы по теме.

Помощь в организации выставки по теме.

Заключительным этапом является презентация проекта.

Презентация семейной газеты «Зачем зайцу длинные уши?»

Итоговое мероприятие «Угостим зайку морковкой».

Публикации по теме:

Детский исследовательский проект «Почему корабли не тонут?» Детский исследовательский проект «Почему корабли не тонут?» Цель: узнать, почему корабли держатся на воде. Задачи: собрать и проанализировать.

Детский проект "Почему весной у деревьев лунки?" (6 - 7 лет) Здравствуйте! Представляются: Доронина Таня Волощенко Артём «Центр развития.

Фотоотчет художественного творчества детей. Лепка Тема: «Улитка длинные рожки» Елена Владимирова. Цель: Расширение и уточнение знаний детей.

Задачи: - учить лепить предмет по частям, передавать форму частей (овальное туловище и голова, характерные признаки – длинные уши, делить.

Благодаря ушам можно слышать, но это не единственное, для чего приспособлены уши. Много животных, имея лишь маленькие ушные раковины, по слуху могут соревноваться со многими «ушастыми» животными, поэтому на этом останавливаться нельзя. Давайте рассмотрим, для чего предназначены уши, какими бы они не были.

Слух

Первое, это для слуха. Чем больше уши, тем животное слышит лучше. Доказать это можно проведя простой опыт: слушая музыку, приложите к ушам ладони свернув их в своеобразные рупора. Музыка станет громче. С такого примера понятно, чем больше уши, тем слух острее. Что и понятно с зайцем, который относится к травоядным животным, а значит должен слышать хищника на расстоянии, чтобы успеть убежать.

Кроме того, длинные уши можно легко оборачивать и устанавливать перпендикулярно друг к другу или параллельно. Благодаря этому, можно слышать звуки буквально вокруг себя, что также повышает выживаемость многих животных.

А как же быть с другими животными, например, ослом, который и бежать быстро не может, а значит слух ему не сильно и нужен? Пойдем дальше.

Уши как радиаторы и обтекаемость ушей

Оказывается, большие уши служат как радиаторы, для отвода тепла от тела, а особенно в этом нуждается голова при перегреве. Этому доказательство то, что большие уши имеют животные, которые живут в пустынях или довольно теплых краях. А вот те, кто проживает в холодных местах, имеют очень маленькие уши, например, белые медведи.

Действительно, все, кто населяет жаркие места, имеют большие уши. Даже зайцы, которые проживают в пустынях, гордятся поистине длинными ушами.

Теперь об обычном сером зайце. Он хоть и не в теплых краях живет, но уши имеет длинные. Здесь также причина не только в необходимости отличного слуха. Удирая от хищника, заяц, конечно, сильно нагревается, поэтому во время бега ему также нужно отводить тепло с организма, что и делают его уши. Но во время бега, уши всех животных прижимаются к телу. Причина понятна: чтобы придать обтекаемую форму.

Это позволяет отводить тепло не хуже обычного, но одновременно мы отвечаем на вопрос, почему уши длинные, а не большие широкие. Если они узкие и длинные, их намного удобнее прижимать к себе, и они не мешают очень быстро бежать.

Еще одна из причин длинных ушей, это то, что, лежа в траве днем, жители пустыни могут приподнять уши над ней, повернув в сторону противоположную солнцу и также отдавать от верхней части тела тепло. Чтобы охлаждать нижнюю, служит земля, на которой животное лежит. Одновременно, высоко поднятые над травой уши услышат малейший хруст под лапами подкладывающегося хищника.

Человеку длинные уши не нужны, поэтому у него они маленькие, хотя это не мешает ему замечательно слышать. Но, если рассматривать людей, которые проживают в теплых краях и холодных, в горах и низинах, то можно заметить некоторые отличия. У одних нос широкий, чтобы больше воздуха вдыхать (это в горах, где тяжело дышать из-за нехватки кислорода), у других маленький, так же и уши: у одних они немножко крупнее, у других мельче.

Природа везде приспособит свое дитя под себя.

Почему у зайца и кролика длинные уши, зачем кролику и зайцу нужны такие длинные уши. В этой статье подробно написано зачем и почему у кроликов и зайцев длинные уши.

Понятно, что в первую очередь уши нужны именно чтобы слышать. Внешняя часть уха выполняет роль рупора, не только улавливающего, но еще и усиливающего внешние звуки. И чем больше ушная раковина, тем острее слух ее обладателя. Не зря, стараясь лучше расслышать тихий голос, мы прикладываем к уху ладонь, увеличивая, таким образом, площадь поверхности ушной раковины. В продолжение эксперимента можно слегка «смять» пальцами свое ухо и убедиться в явном ухудшении слуха.

Для зайца же быстрое распознавание опасности и спасительное бегство – одни из основных способов выживания. Поэтому и уши его так велики. Рекордсмен по длине ушей – американский заяц или «кожаный кролик» — уши взрослого зверька больше его самого.

Помимо простого улавливания звуковых волн, внешнее ухо отвечает еще и за отсечение лишних шумов, мешающих распознавать жизненно необходимую информацию. Работая как резонатор, ухо усиливает только те звуки, частоты которых совпадают с его собственными.

Наличие двух ушей, расположенных по обе стороны головы обеспечивает, так называемый, бинарный эффект – умение определять направление на источник звука. Еще точнее определить местоположение объекта помогает подвижность ушных раковин: поворачиваясь навстречу фронту звуковой волны, ухо как будто указывает направление, откуда может исходить опасность.

Основной способ избежать этой опасности – бегство. И здесь, помимо быстрых ног и особых приемов, сбивающих с толку преследователя, зайцу помогают… уши. Именно длинные (а не круглые!) уши плотно прижимаются к телу, обеспечивая лучшую аэродинамику.

Но даже этим функция длинных ушей не исчерпывается: большие уши спасают бегущего зайца от перегрева, активно излучая тепло без потери ценной влаги. Это качество дает зайцу существенное преимущество перед хищниками: именно из-за перегрева те быстро устают и прекращают погоню.

Вывод напрашивается простой: длинные уши для зайца – жизненная необходимость, настоящий подарок эволюции.



mob_info