Условия развития личности по маслоу. Гуманистические теории развития личности: Маслоу, Роджерс и другие. Причины избегания самоактуализации

А. Маслоу: гуманистическая теория личности

    Вступление

    Краткая биография

    Часть первая.

    Часть вторая

    Заключение

    Литература

I . Вступление

С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды.

Сторонниками гуманистических взглядов, Рассматривающих людей, как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными воздействиями можно назвать таких видных теоретиков, как Фром, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.

II . Краткая биография

Абрахам Харальд Маслоу (Abraham Harold Maslow ) родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он был сыном необразованных родителей-евреев, эмигрировавших из России. Родители очень хотели, чтобы он, старший из семи детей, получил образование.

Первоначально, поступая в колледж, Маслоу собирался изучать закон, чтобы угодить отцу. Две недели, проведенные в Сити-колледже в Нью-Йорке, убедили его, что он никогда не станет адвокатом. В юношеские годы Маслоу перебрался в Университет Висконсина, где закончил официальный академический курс по психологии, получив степень бакалавра в 1930 году, магистра гуманитарных наук в 1031 и доктора в 1934 году. Во время учебы в Висконсине он работал с Гарри Харлоу (Harry Harlow ), известным психологом, который в то время организовывал лабораторию приматов для изучения поведения макак резусов. Докторская диссертация Маслоу Была посвящена исследованию сексуального и доминантного поведения в колонии обезьян!

Не задолго до переезда в Висконсин Маслоу женился на Берте Гудман. Брак и учеба в Университете были очень важными событиями в жизни Маслоу, он сказал: “Жизнь фактически не начиналась для меня, пока я не женился и не уехал в Висконсин”.

После получения докторской степени работал с известным теоретиком в области научения Э.Л. Торндайком в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Затем он перешел в Бруклинский колледж, где проработал 14 лет.

В 1951 году Маслоу был назначен заведующим кафедры психологии в Университете Брандеис. Он оставался на этом посту до 1961 года, а затем был там профессором психологии. В 1969 году он ушел из Брандеис и стал работать в Благотворительном фонде У. П. Логлина в Менлоу-парк, Калифорния.

В 1970 году в возрасте 62 лет Маслоу умер от сердечного приступа.

Его работы:

    “Религии, ценности и вершинные переживания”(1964)

    “Эупсихея: дневник” (1965)

    “Психология науки: рекогносцировка” (1966)

    “Мотивация и личность” (1967)

    “По направлению к психологии бытия” (1968)

    “Новые измерения человеческой природы” (1971, сборник статей, опубликованных раннее)

III . Часть первая.

Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двум наиболее важным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму. Своими корнями она уходит в экзистенциальную философию, которая отвергает положение, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей следы (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся.

Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей. Основная концепция этого направления - это концепция становления . Человек никогда на бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Этому свидетельствует наглядный пример становления мужчины из мальчика. Но это не является становлением биологических потребностей, сексуальных или агрессивных побуждений. Человек, отрицающий становление, отрицает сам рост, отрицает, что в нем заложены все возможности полноценного человеческого существования.

Но несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск подлинного смысла жизни не легок.

Другой взгляд можно охарактеризовать как феноменологический или “здесь и сейчас”. В основе этого направления лежит реальность субъективная, или личная, но не объективная, т.е. подчеркивается значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человека. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает.

Маслоу чувствовал, что слишком долго психологи сосредотачивались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что пытались понять, а именно человека в целом. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, и то, что случается в како-то части, влияет на весь организм.

Так, рассматривая человека, он подчеркивал его особое положение, отличное от животных, говоря, что изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристика, которые присущи только человеку (юмор, зависть, вина и т.д.), он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.

Основное место в его концепции занимает вопрос о мотивации. Маслоу говорил, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Он описывал человека, как “желающее существо”, который редко достигает состояния полного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилие человека.

Маслоу предположил, что все потребности врожденные и представил свою концепцию иерархии потребностей в мотивации человека в порядке их очередности:

В основе этой схемы лежит правило, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху, т.е. удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. По Маслоу, это является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу “все или ничего”. Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так:

    физиологические - 85%,

    безопасность и защита - 70%,

    любовь и принадлежность - 50%,

    самоуважение - 40%,

    самоактуализация - 10%.

Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.

Теперь рассмотрим иерархию потребностей по Маслоу более подробно:

Физиологические потребности

Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку она очень быстро становится настолько доминирующей, что все другие потребности исчезают или отходят на задний план.

Потребности безопасности и защиты.

Сюда включены следующие потребности: потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании. Предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком, создание сберегательных счетов, приобретение страховки можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности.

Другое проявление потребности в безопасности и защите можно видеть, когда люди сталкиваются с реальными чрезвычайными обстоятельствами - такими, как война, наводнение, землетрясение, восстание, общественные беспорядки и т.д.

Потребности принадлежности и любви.

На этом уровне люди стремятся установить отношения привязанности с другими в своей семье или в группе. Ребенок хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются и он получает много ласки. Подростки, стремящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности, тянуться к участию в религиозных, музыкальных, спортивных и других сплоченных группах. Молодые люди испытывают потребность в любви в форме сексуальной близости, то есть необычных переживаний с лицом противоположного пола.

Маслоу определил два вида любви у взрослых: дефицитарная или Д-любовь, и бытийная или Б-любовь. Первая основана на дефицитарной потребности - это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважения, секс или общество кого-то, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает. Б-любовь, наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его. Эта любовь, по мнению Маслоу, дает возможность человеку расти.

Потребности самоуважения.

Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения. Маслоу разделил их на два типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. Здесь человеку необходимо знать, что то, что он делает, признается и оценивается.

Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы. Маслоу предположил, что потребности уважения достигают максимального уровня и перестают расти в зрелости, а затем их интенсивность уменьшается.

Потребности самоактуализации.

Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности, т.е. самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Но, по Мнению Маслоу самоактуализация очень редка, т.к. многие люди просто не видят своего потенциала, либо не знают о его существовании, либо не понимают пользы самосовершенствования. Они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы. Он Характеризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию.

Так же тормозное влияние на процесс самоактуализации оказывает социализация. Иными словами людям нужно “способствующее” общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно.

Еще одно препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, - сильное негативное влияние оказываемое потребностями безопасности. Дети воспитанные в безопасной, дружеской обстановке, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста.

В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека:

    дефицитные мотивы

    мотивы роста .

Первые направлены на удовлетворение дефицитарных состояний, например, голод, холод опасность. Они являются стойкими характеристиками поведения.

В отличии от Д-мотивов мотивы роста (или метапотребности, или бытийные потребности, или Б-мотивы) имеют отдаленные цели. Их функция состоит в обогащении и расширении жизненного опыта. К метапотребностям можно отнести: целостность, совершенство, активность, красота, доброта, уникальность, истина, честь, реальность и т.д.

IV. Часть вторая

Оценка самоактуализации.

Отсутствие адекватного инструмента оценки для измерения самоактуализации изначально пресекло любые попытки сделать валидными основные утверждения Маслоу. Однако разработка “Опросника личностной ориентации” (POI ) дала исследователям возможность измерить ценности и поведение, связанные с самоактуализацией. Это опросник самоотчета, разработанный для оценки различных характеристик самоактуализации в соответствии с концепцией Маслоу. Он состоит из 150 утверждений вынужденного выбора. из каждой пары утверждений респондет должен выбрать то, которое лучше его характеризует.

РОI состоит из двух основных шкал и десяти субшкал.

    первая, основная шкала измеряет то, в как степени человек является направленным на себя, а не направленным на других в поисках ценностей и смысла жизни. (характеристика: автономность, самостоятельность, свобода - зависимость, потребность в одобрении и приятии)

    вторая основная шкала называется компетентность во времени. Она измеряет то, в какой степени человек живет в настоящем, а не концентрируется на прошлом или будущем.

    10 дополнительных субшкал предназначены для измерения важных элементов самоактуализации: ценности самоактуализации, экзистенциальность, эмоциональная реактивность, спонтанность, забота о своих интересах, самоприятие, приятие агрессии, способность к близким отношениям.

    POI так же имеет встроенную шкалу определения лжи.

Единственным серьезным ограничением для использования РОI , имеющего 150 пунктов, в исследовательских целях является его длинна. Джоунс и Крендалл (Jones , Crandall , 1986) разработали краткий индекс самоактулизации. Шкала состоящая из 15 пунктов:

1. Я не стыжусь ни одной из своих эмоций

2. Я чувствую, что делать то, чего ждут от меня другие (N )

3. Я верю, что люди по существу хорошие и им можно доверять

4. Я могу сердиться на тех кого люблю

5. Всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю(N )

6. Я не принимаю свои слабости (N )

7. Мне могут нравиться люди, которых я могу не одобрять

8. Я боюсь неудач (N )

9. Я стараюсь не анализировать и не упрощать сложные сферы (N )

10. Лучше быть самим собой, чем популярным

11. В моей жизни нет того, чему бы я особо себя посвятил (N )

12. Я могу выразить мои чувства, даже если это приведет к не желательным последствиям

13. Я не обязан помогать другим (N )

14. Я устал от неадекватности (N )

15. Меня любят, потому что я люблю.

Респонденты отвечают на каждое утверждение, используя 4-х значную шкалу: 1- не согласен, 2- не согласен отчасти, 3- согласен отчасти, 4- согласен. Значок (N ) , следующий за утверждением, обозначает, что при подсчете общих значений оценка по этому пункту будет инверсной (1=4,2=3,3=2,4=1).Чем выше общее значение, тем более самоактуализированным считается респондент.

Проведя исследования с участием нескольких сотен студентов колледжа, Джоунс и Крэндалл обнаружили, что значения индекса самоактулизации положительно коррелируют со всеми значениями гораздо более длинного POI (r = +0,67) и с измеренными величинами самоуважения и “рационального поведения и убеждений”. Шкала имеет определенную надежность и не восприимчива к выбору ответов “Социальной желательности”. Так же было показано, что студенты колледжа, принимавшие участие в тренировках уверенности в себе, значительно повысили степень самоактуализации, измеряемую по шкале.

Характеристики самоактуализирующихся людей:

1. Более эффективное восприятие реальности;

    Приятие себя, других и природы. (принять себя такими, какими они есть);

    Непосредственность, простота и естественность;

    Центрированность на проблеме;

    Независимость: потребность в уединении;

    Автономия: независимость от культуры и окружения;

    Свежесть восприятия;

    Вершинные, или мистические, переживания (моменты сильного волнения или высокого напряжения, а так же моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия);

    Общественный интерес;

    Глубокие межличностные отношения;

    Демократичный характер (отсутствие предубеждений);

    Разграничение средств и целей;

    Философское чувство юмора (доброжелательный юмор);

    Креативность (способность к творчеству);

    Сопротивление окультуриванию (находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя определенную внутреннюю независимость от нее).

V . Заключение

С точки зрения гуманистической психологии только сами люди ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует правильность выбора. Основным принципом этого направления является модель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей.

Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой - лучше рассматривать ее как движение. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Хотя взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они все-таки разделяют определенные фундаментальные концепции на природу человека. Практически все эти концепции имеют глубокие корни в истории западного философского мышления.

Самоактуализация - процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, что бы они могли стать тем, кем могут стать.

Самоактулизирующиеся люди - люди, которые удовлетворили свои дефицитарные потребности и развили сой потенциал настольно, что могут считаться в высшей степени здорвыми людьми.

VI . Литература

    Л.Хьелл, Д. Зиглер “Теории личности”;

    Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей “Теории личности”;

    Психологический словарь под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова

Термин гуманистическая психология был предложен группой психологов, которые в начале 60-х гг. XX в. под руководством Абрахама Маслоу (1908-1970) объединились с целью создать теоретическую альтернативу двум наиболее важным психологическим теориям - фрейдизму и бихевиоризму. В противовес тем направлениям, оценивающим человека как полностью зависимого либо от окружения, либо от бессознательных инстинктов, гуманистическая психология рассматривает его как ответственного за свою судьбу, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей, стремящегося к самосовершенствованию, находящегося в процессе становления, изменения на протяжении всей жизни.

Гуманистическая психология изучает психически здоровую, гармоничную личность, достигшую вершины своего развития, предела самоактуализации . Такие личности, к сожалению, составляют лишь 1-4% от общего числа людей, а остальные пребывают на той или иной ступени развития.

Фундаментальным тезисом, лежащим в основе гуманистической теории Маслоу, является то, что изучать нужно каждого человека как единое, уникальное, организованное целое, а не отдельные проявления поведения (как это делают бихевиористы).

По Маслоу, мотивация влияет на поведение человека в целом, а не только на отдельные его аспекты. Он считал, что в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования, а негативные и разрушительные качества и проявления у людей являются результатом фрустраций или неудовлетворенных потребностей, а не каких-то наследственных пороков.

А. Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал иерархию потребностей . Она состоит из ряда ступеней:

  • Первая - физиологические потребности: низшие, управляемые органами тела (дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите).
  • Вторая ступень - потребность в надежности: стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению в старости и т. п.
  • Третья - социальные потребности. Ее удовлетворение не носит объективного характера и не поддается описанию. Один человек удовлетворяется лишь незначительными контактами с другими людьми, а у другого эта потребность в общении выражена очень сильно.
  • Четвертая ступень - потребность в уважении, осознании собственного достоинства; здесь речь идет о престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.
  • Пятая ступень - потребность в развитии личности, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

  • мотивы имеют иерархическую структуру;
  • чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;
  • пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно не столь значимыми (с момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, т. е. они теряют мотивирующую силу);
  • с повышением уровня потребностей повышается готовность к большей активности (возможность удовлетворить высшие потребности является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших).

Ученый отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что они могут стать для обычного человека ведущими. («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба».) Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у личности могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску ее смысла).

Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития - к самореализации.

Самоактуализирующейся личности присущи следующие особенности:

  1. Полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее).
  2. Принятие других и себя. («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть».)
  3. Профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело.
  4. Автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений.
  5. Способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям.
  6. Неизбывная новизна, свежесть оценок, открытость опыту.
  7. Различение цели и средств, зла и добра. («Не всякое средство хорошо для достижения цели».)
  8. Спонтанность, естественность поведения.
  9. Юмор.
  10. Саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни.
  11. Готовность к решению новых проблем, к осознанию задач и трудностей, своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности.

Конгруэнтность - это соответствие переживания, сознавания опыта его настоящему содержанию. Преодоление защитных механизмов помогает достичь конгруэнтных, истинных переживаний, правильно осознать свои проблемы. Развитие личности - это повышение конгруэнтности, понимания своего реального Я, своих возможностей, особенностей - самоактуализация.

Активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прибегая к психологической защите, понимание того, что за отрицательной эмоцией скрывается проблема, которую надо решить, способность не прятаться от таких проблем и отрицательных эмоций, чтобы найти и устранить помехи для личностного роста, - все это позволяет человеку понять себя, смысл жизни, достичь внутренней гармонии и самоактуализации. Принадлежность к группе и чувство самоуважения - необходимые условия для самоактуализации, поскольку человек может понять себя только в том случае, если получает информацию о себе от других людей.

Но почему таких самоактуализирующихся людей очень мало? Маслоу считает, что причин несколько:

  • неблагоприятные социальные условия, блокирующие удовлетворение низших и высших потребностей;
  • незнание человеком своего потенциала, сомнение в своих способностях, страх успеха, который мешает человеку стремиться к самосовершенствованию (комплекс Ионы);
  • чрезмерное воздействие потребностей в безопасности, которые блокируют стремление человека к росту, самосовершенствованию, изменению, поскольку это может сопровождаться риском, ошибками, тревогой.

Маслоу выделяет четырнадцать высших духовных метапотребностей. Это стремления к:

  • целостности личности;
  • совершенствованию;
  • завершению;
  • справедливости, порядку и закону;
  • активности функционирования;
  • дифференциации и сложности;
  • красоте;
  • честности, открытости и простоте;
  • доброте;
  • уникальности и новизне;
  • игре и юмору;
  • истине и чести;
  • независимости и автономии;
  • свободе.

Неудовлетворение высших метапотребностей может не осознаваться человеком и не переживаться как осознанное желание, тем не менее оно подавляет рост и функционирование здоровой личности и даже вызывает специфические психические заболевания - метапатологии (к ним относятся апатия, депрессия, отчуждение, цинизм, неспособность глубоко любить кого-либо, стремление жить только сегодняшним днем; отсутствие интереса к тому, что происходит в мире, к новой информации; ненависть, отвращение; тотальный эгоизм; нежелание чего-либо добиваться; ощущение бессмысленности, отчаяния, утраты смысла жизни; прием наркотиков, алкоголизм).

Среди патогенных механизмов, которые мешают развитию личности, можно отметить пассивную позицию по отношению к действительности; вытеснение и другие способы защиты Я - проекцию, замещение, искажение истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию. Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы.

Этапы такой деградации:

  1. Формирование психологии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»).
  2. Создание дефицита благ, в результате ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости.
  3. Создание «чистоты» социального окружения: разделение людей на «хороших» и «плохих», «своих» и «чужих»; вина и стыд за себя.
  4. Сложение культа «самокритики», признание в совершении даже тех неодобряемых поступков, которых человек никогда не совершал.
  5. Сохранение «священных основ» (человек запрещает себе даже задумываться над основополагающими предпосылками идеологии, а тем более сомневаться в них).
  6. Формирование специализированного языка (сложные задачи спрессовываются до коротких, очень простых, легко запоминающихся выражений).
  7. В результате всех этих факторов человеку становится привычным «нереальное существование», поскольку из сложного, противоречивого, неопределенного реального мира он переходит в «нереальный мир ясности, упрощенности», формируется несколько Я, функционально изолированных друг от друга. Образуется «экзистенциальный вакуум»: человек потерял «животные» инстинкты, утратил социальные нормы, традиции, определяющие, что ему нужно делать, и в результате сам не ведает, чего он хочет (а может, уже и ничего), И тогда он делает то, что хотят другие, становясь «пешкой» в чужих руках («воскресный невроз»). Такому человеку требуется «логотерапия» - борьба за смысл жизни. Не мы задаем себе вопрос, в чем смысл жизни, а жизнь вопрошает нас, и мы отвечаем своей жизнью. Если человек уверен, что смысл жизни существует, то может возвыситься над самыми неблагоприятными условиями. («Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как», - говорил Ницше.)

Многим людям присущи так называемые «неврозы существования», когда человек не понимает, зачем живет, и страдает от этого.

Смысл жизни во внешнем мире можно найти, пожалуй, тремя способами:

  • совершая поступки;
  • переживая ценности, единство с другими людьми, любовь;
  • переживая страдания.
  • Самоактуализация происходит в том случае, если у человека есть высшие метапотребности к развитию, жизненные цели: истины, красоты, доброты, справедливости.

Маслоу описывает девять моментов самоактуализации:

  1. Полное переживание настоящего с осознанием того, что происходит в нас и вокруг нас.
  2. При каждом выборе решать в пользу развития нового неожиданного опыта, а не оставаться при известном и знакомом.
  3. Формировать свое отношение к ситуациям, принимать решения независимо от мнений и точек зрения других. 4. Честность и принятие ответственности на себя.
  4. Научиться верить своим инстинктам и суждениям и действовать в соответствии с ними (при выборе профессии, спутника жизни, режима питания и пр.), а не полагаться на то, что принято в обществе.
  5. Постоянное развитие своих способностей, их задействование с тем, чтобы хорошо делать то, что человек хочет делать.
  6. Переходные моменты в самоактуализации («пик переживания») - в ситуациях, когда человек глубоко вовлечен, взволнован и связан с миром и в такие моменты думает, действует, чувствует более ясно и четко, усиленно осознает мир и себя, у него появляются новые точки зрения, изменяется отношения к миру, он чувствует экстаз, восторг.
  7. Дальнейший шаг в самоактуализации - выявление у себя «психологических защит» (проекции, рационализации, вытеснения, идентификация и т. п.) и разрушение их.
  8. Удовлетворение потребностей в самоактуализации, в понимании смысла своей жизни и реализации своего назначения, в самосовершенствовании.

Если человек не может удовлетворить высшие духовные потребности, пусть даже удовлетворены потребности первых четырех уровней, выясняется, что хорошее питание, шикарная квартира, благополучная семья и дети, хорошая должность все равно не приносят человеку счастья. Психологический рост личности Маслоу рассматривает как последовательное удовлетворение все более высоких потребностей.

Маслоу можно считать создателем не только гуманистической, но и трансперсональной психологии: он обнаружил наличие духовного измерения в людях, добивающихся самореализации, и показал, что пиковые мистические переживания, подталкивающие ее, «выше нормы», они сопровождаются измененными состояниями сознания и доступом к общемировому духовному информационному полю.

В гуманистической теории личности выделяются два основных направления. Первое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах психолога К. Роджерса. Основоположником второго «мотивационного» направления является американский исследователь А. Маслоу.

А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего по Маслоу, существует пять уровней мотивации:

1) физиологический (потребность в еде, сне);

2) потребности в безопасности (потребность в квартире);

3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи;

4) уровень самооценки (потребность в самоутверждении, компетенции, достоинстве);

5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т.д.)

Потребности первых двух уровней относятся к дефицитарным, третий уровень потребностей считается промежуточным, на четвертом и пятом уровнях находятся ростовые потребности.

Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности низшего уровня. Другими словами, если человек голоден и у него нет крыши над головой, то ему будет трудно создать семью и тем более испытывать уважение к себе или заниматься творчеством.

Наиболее важными для человека являются потребности в самоактуализации. Самоактуализации - не конечное состояние совершенства человека. Ни один человек не станет настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У каждого человека всегда остаются таланты для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня, называется «психологически здоровой личностью».

По мнению гуманистов, решающего возрастного периода не существует; личность формируется и развивается в течение всей жизни. Однако ранние периоды жизни (детство и юношество) играют особую роль в развитие личности. В личности доминируют рациональные процессы, где бессознательно возникает лишь временно, когда по тем или иным причинам блокируется процесс самоактуализации. Гуманисты считают, что личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, осознает свои поступки, строит планы, ищет смыслы жизни. Человек - творец собственной личности, творец своего счастья.

Внутренний мир человека, его мысли, чувства и эмоции для гуманистов не есть прямое отражение действительности. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своими субъективным восприятием. Внутренний мир человека в полной мере доступен только ему самому. Основу действий человека составляют субъективное восприятие и субъективные переживания. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения конкретного человека.

В гуманистической модели личности основными концептуальными «единицами» выступают:

1) «реальное Я» - совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас;

2) «идеальное Я» - совокупность мыслей, чувств и переживаний, которое человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.

3) потребность в самоактуализации - врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности.

Хотя «реальное Я» и «идеальное Я» являются довольно размытыми понятиями, тем не менее, существует способ измерения их конгруэнтности (совпадения).

Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии «реального Я» и «идеального Я» (о высокой самооценке). При низких же значениях конгруэнтности (низкой самооценке) отмечается высокий уровень тревожности, признака депрессии.

Таким образом, в рамках гуманистического подхода, личность - это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности - это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.


Личность - человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка.

Психологическая структура личности - это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).

Все психические процессы осуществляются в какой-нибудь личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств. Любой из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож.

Если фрейдизм изучает невротическую личность, желания, поступки и слова, которой расходятся между собой, суждения о самом себе и о других людях часто диаметрально противоположны, то гуманистическая психология, напротив, изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины "самоактуализации". Такие "самоактуализирующие" личности, к сожалению, составляют лишь 1-4% от общего количества людей, а остальные из нас находятся на той или иной ступени развития.

Абрахам Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации, разработал "иерархию потребностей ". Она состоит из следующих ступеней:
Ступень 1 физиологические потребности - это низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите.
Ступень 2 потребность в надежности - стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости.
Ступень 3
- социальные потребности. Удовлетворение этой потрбности не объективно и трудно описуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно.
Ступень 4 - потребность в уважении, осознании собственного достоинства - здесь идет речь о престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.
Ступень 5 - потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека :
1) мотивы имеют иерархическую структуру;
2) чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;
3) пока не удовлетворены нижние потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. они теряют мотивирующую силу;
4) с повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.

Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими ("Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба"). Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потреб-ности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни). Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития.

"Самоактуализирующейся личности" присущи следующие особенности:
1) полное принятие реальности и комфортное отношение к ней;
2) принятие других и себя;
3) профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на дело;
4) самостоятельность суждений;
5) способность к пониманию других людей, доброжелательность к людям;
6) постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;
7) различение цели и средств, зла и добра;
8) естественность поведения;
9) юмор;
10) саморазвитие, проявление потенциальных возможностей в работе, любви, жизни;
11) готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к подлинному пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности.

Конгруэнтность - это соответствие переживания, сознавания опыта его настоящему содержанию. Преодоление защитных механизмов помогает достичь конгруэнтные, истинные переживания. Защитные механизмы мешают правильно осознать свои проблемы. Развитие личности - это повышение конгруэнтности, повышение понимания своего "реального Я", своих возможностей, особенностей, это самоактуализация как тенденция к пониманию своего "реального Я".

Принадлежность к группе и чувство самоуважения - необходимые условия для самоактуализации, т.к. человек может понять себя только получая информацию о себе от других людей.

И напротив, патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие: пассивная позиция по отношению к действительности; вытеснение и другие способы защиты "Я" в угоду внутреннему равновесию и спокойствию. Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы.

Этапы деградации личности

1) формирование психологии "пешки", глобального ощущения своей зависимости от других сил;
2) создание дефицита благ, в результате ведущими становятся первичные потребности выживаемости;
3) создание "чистоты" социального окружения - разделение людей на "хороших" и "плохих", "своих" и "чужих";
4) создание культа "самокритики", признания даже в совершении тех неодобряемых поступков, которые человек никогда не совершал;
5) сохранение "священных основ" (запрещается даже задумываться, сомневаться в основополагающих предпосылках идеологии);
6) формирование специализированного языка (сложные проблемы спрессовываются до коротких, очень простых, легко
запоминающихся выражений). В результате всех этих факторов для человека становится привычным "нереальное существование", поскольку из сложного, противоречивого, неопределенного реального мира человек переходит в "нереальный мир ясности, упрощенности", формируется у человека несколько "Я", изолированных функционально друг от друга.

Разные пути самоактуализации могут быть при условии, если у человека есть высшие метапотребности к развитию, жизненные цели: истины, красоты, доброты, справедливости.

  • Краткая биография.
  • Предпосылки теории.
  • Иерархия потребностей.
  • Пирамида Маслоу.
  • Д-мотивы и р-мотивы.
  • Метапотребности и метапатологии.
  • Два образа жизни.
  • Самоактуализация.

Введение.

В предыдущей статье мы уже упоминали об обстоятельствах, при которых в психологии возникло гуманистическое направление . Важной его особенностью была убежденность его последователей в том, что помимо базовых потребностей и потребностей в реализации животных инстинктов любой человек обладает и совершенно другой мотивацией, а также потенциалом к ее реализации.

Имелось ввиду следующее, невозможно исчерпывающе описать человека, исключив те его черты, которые, собственно и отличают его от животного, а именно, такие вещи как стремление понять основополагающие вопросы бытия и мироздания, стремление к самоактуализации, самосовершенствованию, стремление к творчеству и к прекрасному.
Более того, последователи гуманистического направления считали, что стремление к вышеперечисленному имманентно присуще человеческой природе, наравне с животными инстинктами.

Среди всех гуманистических теорий и воззрений на природу личности и на ее мотивы, теория Абрахама Маслоу пожалуй наиболее известна.

Маслоу Абрахам Гарольд (1908 — 1970). Краткая биография.

Абрахам Маслоу родился в США в 1908 году в семье бедных еврейских эмигрантов. Детство Абрахама было нелегким из за непростых отношений с родителями и сверстниками. По его собственным словам, сказанным впоследствии, такая личная история должна было непременно завершится психическими проблемами или еще более серьезными последствиями.
Мальчик рос несчастным, покинутым и одиноким, а общение со сверстниками и понимание родителей ему заменяли библиотечные коридоры и книги.

Изначально образование планировалось отцом, поэтому молодой Маслоу поступает учится на юриста в колледж, но довольно быстро понимает, что быть адвокатом не его призвание. Вскоре, молодой человек поступает в университет в Висконсине, где получает степень бакалавра по психологии, а через несколько лет и доктора. Во время обучение Маслоу знакомится с Гарри Харлоу, известным американским психологом, в лаборатории которого он занимается исследованием доминантного поведения у обезьян.

Получив степень доктора, Маслоу возвращается в Нью-Йорк и остается там уже надолго, работая в Бруклинском колледже. Во время второй мировой войны в США из Германии и Европы от нацистов бежит большое количество европейской ученой элиты, в том числе известнейшие психологи того времени, такие как Эрих Фромм, Альфред Адлер, Рут Бенедикт и другие.
Благодаря этому Нью Йорк того времени становится психологической меккой всего мира, в этих условиях и формируются научные взгляды и будущий подход молодого ученого.

В 1951 году Маслоу получает кафедру психологии в Университете Брандейс, где работает в течении 10 лет, а потом читает лекции там же. В 1969 году он неожиданно уходит из университета и посвящает все время занятиями философией и экономикой, а вскоре после этого в 1970 он внезапно умирает от инфаркта.

Предпосылки теории Маслоу.

Теория развития человека по Абрахаму Маслоу основывается на пяти гуманистических принципах , которые были изложены в статье о предпосылках гуманистической психологии. А поскольку вершиной его теории является такое понятие, как стремление человека к самоактуализции, то естественно, что основной вопрос, который возникает к этой идее заключается в том, какими именно мотивами руководствуется человек выбирающий подобный ориентир в своей иерархии ценностей.

Для сравнения, базовым стремлением человека Фрейда , помимо удовлетворения физиологических потребностей тела, было снятие постоянного психологического напряжения, которое возникало вследствие действия оппозиции ИД — Супер Эго . Любая личность в такой системе была вечным заложником этого противостояния, устранить которое полностью было в принципе нельзя, но через осознание травматического содержимого бессознательного и перенаправление энергии либидо в другое русло это напряжение можно было до известной степени снизить. Именно на этом и была основана работа по психологической помощи в психоанализе.

Здесь можно обратить внимание на то, что в системе Фрейда стремление к высшим ценностям было обусловлено целиком и полностью позицией супер эго. То есть, во первых, это стремление было приобретенным через воспитание, а во вторых, очевидно вторичным, поскольку истинными потребностями человека согласно учению психоанализа были именно порывы ИД.

Естественно, в такой системе координат места для некой высшей, и не обусловленной насущной необходимостью тела потребности, не было и быть не могло.
При всей недоказуемости положений психоанализа, веских оснований для построения такой теории было достаточно, а логика Фрейда была вполне, если и научно не безупречной то вполне, очевидной и понятной.

Однако, теория личности Зигмунда Фрейда была построена целиком и полностью на материалах его работы, как психиатра, с людьми, страдающими в той или иной степени различными психологическими проблемами, зачатую весьма серьезными.

В этом то и была основная претензия Маслоу к психоанализу.
Он изначально считал, что нельзя построить правильную теорию, не принимая в расчет того факта, что в мире не так уж и мало психологически здоровых людей.
Именно по этой причине сторонники гуманистической психологии делали такой существенный акцент именно на психическом здоровье человека, и это играло такую важную роль, что стало одним из пяти базовых принципов нового направления.

Конечно это вовсе не означало отрицания очевидного факта существования психологических проблем, но позволяло взглянуть на них с совершенно другого ракурса.
И этим ракурсом стала теория потребностей, которая заняла главное место в воззрениях Маслоу на человеческую личность.

Несомненно и совершенно очевидно, что в человеческом мире существует немалое количество людей, цель жизни которых именно реализация своих внутренних возможностей и способностей, причем зачастую, эта реализация предполагает, частичный отказ от приоритета базовых потребностей, поскольку движение в этом направлении сопряжено с определенными рисками и частым выходом за пределы зоны комфорта .

Иначе говоря, если вы хотите делать то, в чем заключается ваше призвание, то как правило, вам приходится выбирать довольно тернистую и трудную дорогу, на которой люди часто претерпевают немало лишений. И эти факты хорошо всем известны, что означает, что те кто выбирает этот путь осведомлены о его трудностях и опасностях.
Тем не менее, такие люди всегда есть и их немало.
Исчерпывающе объяснить их мотивы с точки зрения замещения нереализованной изначальной потребности на другой вид деятельности довольно затруднительно, особенно если, эти базовые потребности изначально были удовлетворены. И это несомненно требовало своего объяснения.

Пирамида Маслоу. Иерархия потребностей.

Очевидно, что сначала у человека возникает потребность в чем либо, а на базе этой потребности возникает импульс (желание) к ее удовлетворению. Это и есть мотивация .

Одно из основных положений теории Маслоу заключается в том, что человек постоянно чем то мотивирован, и почти никогда не бывает положения дел при котором наступает полное удовлетворение, а если такие ситуации и возникают, что бывает, то весьма ненадолго, и очень скоро возникает следующая потребность и так далее и так далее.

Иначе говоря, по Маслоу, желания являются неотъемлемой характеристикой человеческого бытия.

Другая важная часть этой теории говорит о том, что все потребности, стоящие в основе мотивации имеют не приобретенную, а врожденную природу и этот изначальный позыв человека (энергия желания) просто накладывается на внешние обстоятельства, которые и определяют сам предмет желания, или направление в котором разворачивается эта энергия.

Третье важное предположение говорит о том, что эти стремления — мотивации существуют в условиях иерархии в силу наличия очевидных приоритетов.
Так например, потребность в дыхании очевидно более первична по степени важности, чем потребность в еде и питье, а потребность в общении несомненно проигрывает стремлению насытиться и не умереть с голоду.

Итак, вот какая иерархия потребностей в порядке очередности была предложена Маслоу.

— первичные физиологические потребности тела.
— потребность в безопасности.
— потребность в принадлежности к обществу и любви.
— потребность в самоуважении.
— потребность в самоактуализации.

На основе этой шкалы была создана известная пирамида потребностей Маслоу, согласно которой, потребности нижнего уровня должны быть удовлетворены (пусть и не полностью, но в основном), прежде чем возникнет хотя бы осознание наличия потребностей другого уровня, как необходимости. По мнению Маслоу, чем выше поднимался индивид по ступеням этой пирамиды, тем больше реализовывал именно человеческие качества личности, и тем большим психологическим здоровьем он при этом должен был обладать.

В теории Маслоу важно понимать, что она обладает определенной степенью погрешности и это конечно понимал и он сам.
Ведь совершенно очевидно, что исключения из иерархии мотивов могут быть и они довольно многочисленны.
Мир знает немало людей, которые во имя высоких идей подвергали себя лишениям, голоду и даже шли на смерть.
По этому поводу Маслоу говорил, что некоторые люди в силу своих индивидуальных особенностей способны создавать собственную иерархию потребностей.
Данное допущение было очевидным и хорошо согласовалось со второй позицией гуманистической психологии где утверждался тезис об уникальности каждой личности.
Таким образом, сама природа человека говорила о неизбежности существования исключений в любой подобной теории.



mob_info