Нет больше той любви. Что значит полагать душу свою за други своя

. Я есмь истинная виноградная лоза,...

Аз есмь лоза истинная,...

превосходная, неиспорченная, духовная. В таких значениях часто употребляется слово – "истинный" (ἀληθινός ). Или иначе: «лоза истинная» , т.е. приносящая вместо плода истину. Итак, Иисус Христос называет Себя виноградной лозой, потому что Он сообщает приятное и веселящее сердца людей учение, которое в Священном Писании называется также вином, и потому что Он служит как бы корнем для учеников. Учеников Он называет ветвями, потому что они как бы выросли из Него, из Его учения и Им питаются для того, чтобы принести зрелые виноградные кисти, т.е. добродетели, и для других доставлять вино учения.

. ...а Отец Мой – виноградарь.

И Отец Мой делатель есть ,

заботящийся не только о виноградной лозе, но и о ветвях. И действительно это – превосходная виноградная лоза, так как она нуждается в уходе только за ветвями. Уход за ними приписывает Отцу, как Богу, показывая этим, что Бог содействует приносящим плод, а не приносящих плода – наказывает.

. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает;...

Всяку розгу о Мне не творящую плода, измет ю;...

Всякую ветвь, которая выросла на Мне и соединена со Мною посредством веры, но не приносит плода, Отец отсекает, как бесполезную и годную только для огня. Так и всякий христианин, не приносящий плода, отсекается от Иисуса Христа и, хотя по видимому соединен с Ним через веру, но только сохраняется для вечного огня.

. ...и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.

И всяку творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет.

Очищает такую ветвь посредством различных испытаний и допускает эти испытания, потому что они все вредное уничтожают, а сообщают крепость и способствуют к умножению добродетелей. Но чтобы ученики не подумали, что и некоторые из них бесплодны, и чтобы опять они не беспокоились за себя, предупреждает такое смущение их, говоря:

. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.

Уже вы чисти есте за слово, еже глаголах вам.

Вы очищены уже словом Моего учения. Обрати внимание на то, что , будучи виноградной лозой, вместе с тем есть и делатель виноградника, потому что это делание общее у Бога Отца и Сына, как и многие другие. А чтобы ученики вследствие большего страха не отпали от веры и не потеряли связи с виноградной лозой, Иисус Христос укрепляет ослабевшие их души и связывает с Собою, говоря:

. Пребудьте во Мне, и Я в вас.

Будите во Мне, и Аз в вас.

Пребудьте во Мне, крепко соединенные со Мною посредством твердой веры и неразрывной связи, и Я пребуду в вас, вселившись в вас силой Своей, буду обнимать и поддерживать вас, как виноградная лоза ветви, и буду помогать вам приносить плоды.

. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.

Якоже розга не может плода сотворити о себе, Аще не будет на лозе, тако и вы, Аще во Мне не пребудете ,

так и вы не будете в состоянии принести плода, если отторгнетесь от связи со Мною.

. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода;

Аз есмь лоза, вы [же] рождие: [и] иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног;...

Иисус Христос объясняет теперь притчу, и обрати внимание, что Он говорит: «иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног» . Часто пребывает кто-либо во Христе, соединяясь с Ним посредством веры, но Христос не пребывает в нем, отвращается от него, потому что он проводит недостойную жизнь. Такой человек приносит плоды, но весьма малые, совершив одно какое-либо или два добрых дела. И в виноградниках мы видим такие ветви, которые не особенно радуют виноградаря, принося какие-либо жалкие кисточки.

. ...ибо без Меня не можете делать ничего.

Яко без Мене не можете творити ничесоже ,

подобно ветвям, которые не заимствуют силы от корня. Сказав прежде: вы не можете приносить плода, если не пребудете во Мне, теперь предсказывает и опасность для того, кто не пребудет в Нем.

. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь,...

Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга,...

как бесплодная ветвь.

И засохнет;...

И изсышет;...

И потеряет влагу благодати, которую он имел от корня.

. ...а такие ветви собирают...

И собирают ю...

И соберут такого рода ветви Ангелы во время Страшного Суда.

. ...и бросают в огонь,...

И во огнь влагают,...

и бросят в огонь геенны.

И они сгорают.

И сгарает ,

будут гореть, но не сгорать. под непребывающими в Нем разумеет здесь не только отлученных или отделившихся от Него, но и тех, которые некрепко соединены с Ним.

. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам.

Аще пребудете во Мне и глаголы Мои в вас пребудут, егоже Аще хощете, просите, и будет вам.

Конечно, тот, кто живет по заповедям Божиим, не попросит ничего недостойного. Смотри, что пребывание слов Иисуса Христа в учениках, или соблюдение, исполнение их, значит здесь то же, что пребывание Самого Иисуса Христа в учениках.

. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода...

О сем прославися Отец Мой, да плод мног сотворите,...

«Прославися» здесь поставлено вместо: «прославится»; «да плод мног сотворите» сказано вместо: «аще сотворите». Таких идиоматизмов много в Священном Писании .

. ...и будете Моими учениками.

И будете Мои ученицы ,

сделаетесь совершенными. Значит тот, кто приносит много плода, делается совершенным учеником Иисуса Христа. Итак, сказал, что Отец прославляется, или радуется многоплодности и совершенству учеников, желая побудить их к такому делу, которое действительно угодно Богу.

. Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас;...

Якоже возлюби Мя Отец, и Аз волюбих вас;...

Как Отец возлюбил Меня за то, что Я исполняю волю Его, так и Я возлюбил вас за то, что вы исполняете волю Мою. Выше у нас уже было пояснено, что слово – «якоже» и другие подобные, когда употребляются в отношении к Богу Отцу и к Сыну, или к Святому Духу, означают равенство, а когда они употребляются в отношении к Богу и к человеку, то указывают только на подобие, и притом не вполне совершенное.

. ...пребудьте в любви Моей.

Будите в любви Моей.

. ...ибо раб не знает, что делает господин его;...

Яко раб не весть, что творит господь его;...

что он делает тайно.

. ...но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.

Вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам.

Я сказал вам как друзьям все, что только вы могли вместить, все, что только вам можно было слышать. А всякий, конечно, другу, а не рабу поверяет свои тайны. Сказав прежде: «вы друзи Мои есте (ἐστε ), Аще творите, елика Аз заповедаю вам» (), показал, что ученики еще не друзья Ему, а только будут ими тогда, когда исполнят заповеди Его; каким же образом Он говорит теперь: «вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам?» Слово "есте" поставлено вместо «пребываете», и место это нужно понимать так: будучи уже Моими друзьями, вы и пребудете такими, если будете исполнять то, что Я заповедую вам. Затем высказывает и другое доказательство того, что ученики – друзья Его.

. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал...

Не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас...

В такой отрицательной форме выразил ту мысль, что – Я избрал вас друзьями, Я прибег к вашей дружбе.

. ...и поставил вас,...

И положих вас,...

и насадил вас в любви Моей, в вере в Меня.

Чтобы вы шли...

Да вы идете... ,

чтобы вы, возрастая, все более и более распространяли свою деятельность.

. ...и приносили плод,

И плод принесете,...

так, как уже выше было об этом сказано. Или под плодом можно разуметь здесь духовные дарования, или множество людей, которые спасутся, благодаря усердию учеников.

. ...и чтобы плод ваш пребывал,...

И плод ваш пребудет,...

и чтобы плод ваш не погибал, не прекращался.

. ...дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.

Да, егоже Аще просите от Отца во имя Мое, даст вам.

«Во имя Мое» , т.е. как Мои, как христиане, или же это значит: призвав имя Мое, как это и выше было сказано при объяснении слов Иисуса Христа: «и еже Аще что просите [от Отца] во имя Мое, то сотворю» (); а также: «[и] Аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю» (), – в которых высказывается равенство силы Бога Отца и Сына.

. Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

Сия заповедаю вам, да любите друг друга.

Я говорю вам это, т.е. что Я умираю за вас, что Я прибег к вашей любви – не с тем, чтобы порицать вас, но чтобы побудить вас к взаимной любви между собой. А так как ученики были смущены той мыслью, что их ненавидят уже все иудеи, то далее утешает их и в этом отношении.

. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

Аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде.

. Но все то сделают вам за имя Мое,...

Но сия вся творят вам за имя Мое,...

т.е. преследуют вас и не исполняют ваших слов. Поэтому, если вы любите Меня, то, конечно, будете радоваться тому, что вы терпите все это за Меня, как Я – за вас; притом же, вы страдаете за Владыку, а Я за рабов. Далее присоединяет и другое утешение.

. ...потому что не знают Пославшего Меня.

Яко не ведят Пославшаго Мя ,

так как они отвергают Пославшего Меня, т.е. оскорбляют и Бога Отца. Радуйтесь же, когда вас оскорбляют вместе с Нами. Затем говорит, что иудеи не могут иметь никакого извинения в том, что они с намерением поступают худо и причиняют все эти оскорбления.

. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.

Аще не бых пришел и глаголал им, греха не Быша имели; ныне же вины (извинения) не имут о гресе своем.

Если бы Я не учил иудеев, то конечно, они не имели бы греха в том, что преследуют и оскорбляют и Меня, и вас как Моих, как будто Я не говорю им Кто Я, и не доказываю этого Священным Писанием.

. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.:

Ненавидяй Мене, и Отца Моего ненавидит.

Иисус Христос объясняет и показывает все величие греха иудеев, говоря, что оскорбление Сына есть оскорбление и Отца. Сказав о Своем учении, далее говорит Он о чудесах Своих.

. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха;...

Аще дел не бых сотворил в них, ихже ин никтоже сотвори, греха не Быша имели;...

И действительно, сами же они свидетельствовали о делах Иисуса Христа, говоря: «николиже явися тако во Израили» (), и в другое время: «иже не чтит Сына, не чтит Отца пославшаго Его» ().

. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно. ()

Но да сбудется слово, писанное в законе их, яко возненавидеша Мя туне.

И здесь выражение с союзом ἵνα (да) означает не причину, а только указывает на то, что должно случиться, именно – что должно исполниться это изречение закона. Законом здесь называется книга псалмов, в которой написано: «и словесы ненавистными обыдоша мя, и брашася со мною туне» (). Значит, иудеи ненавидели Иисуса Христа напрасно, без всякого основания, по своему только лукавству. Но апостолы могли сказать Иисусу Христу: если иудеи Тебя преследовали и не исполнили Твоих слов; если им не принесло никакой пользы то, что они слышали такое учение и видели такие чудеса; если они возненавидели Тебя и Отца Твоего; если они подобным же образом будут поступать и с нами, то зачем же Ты посылаешь нас к таким людям? Поэтому утешает их, говоря, что им будет содействовать Дух Святой.

. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;...

Егда же приидет Утешитель, егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетелствует о Мне;...

о Моем Божестве. Если Отец различными способами свидетельствовал о Мне, то, конечно, и Дух Святой различными способами будет свидетельствовать о Мне. Свидетельствовать же Он будет тем, что просветит души ваши для более совершенного знания и будет творить чудеса во имя Мое. Обрати внимание, что посылает Духа Святого и Сын, как равночестный Богу Отцу, но посылает от Отца, потому что Дух Святой от Отца исходит; а от Отца исходит Он, потому что происходит из существа Его. Поэтому и Дух Святой, подобно Сыну, знает все, что знает Отец. Если же кто-либо спросит, почему же и Дух Святой не называется Сыном, если Он происходит от одного и того же Отца, то мы скажем: потому что Он не рождается так, как Сын, но исходит из Него другим образом; а рожденному прилично имя Сын, исходящему же – Дух. А если он все-таки будет продолжать спрашивать: что это за исхождение, то мы в ответ ему скажем то, что говорил Григорий Богослов , несколько изменив его слова: скажи нам, что такое рождение Сына и мы объясним тебе, что значит исхождение Духа Святого, – и, как сумасшедшие, вместе попытаемся вторгнуться в тайны Божии. Почему же Сын и Дух Святой не называются братьями, если Они имеют одного и того же Отца? Потому что Они не одинаковым образом происходят из Него: Сын рождается, а Дух Святой исходит.

. ...а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.:

И вы же свидетелствуете, яко искони со Мною есте.

И вы сами, говорит ученикам, достоверные свидетели Моего учения, Моих чудес и Моей Божественной силы, потому что вы находитесь со Мною от начала Моей проповеди и совершения Мною чудес, и конечно, многих вы приведете к вере, потому что не все же одинаково лукавы.

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих

Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин. 10:17-18) .

Какие удивительные, какие не слыханные миром слова: Он Сам отдал жизнь Свою за спасение мира. Он говорил, что никто не отнимал у Него жизни, но Сам отдал жизнь Свою. Вы, может быть, в недоумении: разве не отняли у Него жизнь первосвященники, фарисеи и книжники, добившиеся от Пилата осуждения Его на распятие, а Он говорит: Я Сам отдал жизнь, никто не отнимал ее у Меня .

Вспомните, что сказал Он в Гефсиманском саду, когда пришел Иуда предатель, когда хотели арестовать Его, когда пламенный Петр извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо; вспомните, что сказал Он тогда: Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? (Мф. 26:53) . Он мог это сделать: Он и Сам обладал Божественной властью. Он мог поразить врагов Своих, страшно поразить. Но Он этого не сделал. Он, как овца, ведомая на заколение, отдал Себя в руки врагов Своих. Он Сам, по Своей воле отдал жизнь Свою за спасение рода человеческого.

Имею власть отдать ее, и власть имею снова принять ее . Ведь это сбылось: Он опять принял жизнь Свою, когда воскрес в третий день. Что же, эти удивительные слова не имеют ли некоторого отношения и к нам, христианам? Только ли Христос Сам добровольно отдал жизнь Свою, только ли Он имел власть принять ее? Нет, эту великую власть дал Он и нам, людям.

Знаете, что были многие тысячи мучеников Христовых, которые, подражая Ему, отдали жизнь свою за имя Его святое, добровольно шли на страдания, на такие пытки, какие измыслить мог только дьявольский мозг врагов Христовых. Они могли сохранить жизнь свою, и всё же отдавали ее. Только отрекись от Христа, принеси жертву идолам - и получишь всё; а они отдавали жизнь свою. И что же, разве не приняли они ее потом, как Сам Господь Иисус? Приняли, приняли: все они славят Бога у Престола Всевышнего, все радуются радостью неизреченной и вечной. Они, после того как отдали жизнь, приняли ее на веки веков, приняли навсегда. Видите: слова эти могут относиться и к нам, людям, к нам, христианам.

Но, вы скажете, давно прошли те времена, когда проливали кровь свою за Христа. А теперь как можем отдать жизнь свою за Христа?

Прежде всего, неверно мнение, что мученики Христовы были только в первые века христианства, когда римские императоры воздвигали жестокие гонения на христиан: неверно, ибо и во все последующие времена, и даже в недавнее время были новые мученики. В XVI столетии отдали жизнь свою за Него трое юношей: мученики Виленские Иоанн, Антоний и Евстафий. Были мученики, которые в средние века отдавали жизнь свою за Христа, будучи жестоко умерщвлены турками, мусульманами за то, что отказались отречься от веры во Христа и принять магометанство.

Возможно мученичество во все времена. Но отдать жизнь свою за Христа не значит только мученически пролить кровь свою: есть для всех нас та возможность, которой последовали великие святые. Есть возможность отдать жизнь свою за други своя. Господь положил душу Свою за грешное человечество, а нам всем заповедал достигнуть такой вершины любви, чтобы мы душу свою полагали за други своя. Положить душу свою не значит только отдать жизнь свою, как отдавали мученики. Положить душу свою не значит только умереть за ближних своих; положить душу свою - значит отречься от себя, отречься от своих стремлений к богатству, к наслаждениям, к чести и славе, отречься от всего того, чего требует плоть наша. Это значит целью своей жизни поставить служение ближним своим. Было много святых, которые душу свою положили за ближних.

В истории Церкви Русской приведен такой пример в лице св. Иулиании Муромской. Она жила в царствование Ивана Грозного и Бориса Годунова, была дочерью дворянина, служившего ключником при дворе Ивана Грозного. Она жила в двух верстах от церкви, ее не научили грамоте, редко отпускали в церковь, она жила в тереме. Она жила скучной теремной жизнью и непрерывно молилась, жила и творила дела милосердия. В ранней юности, в 16 лет, она была выдана замуж за благородного дворянина. Казалось, она могла бы наслаждаться богатством, высоким положением, могла бы перемениться, как часто переменяются к худшему люди, попавшие в такое положение. Но она осталась такой же благочестивой, всецело преданной делам милосердия. Она поставила себе задачу всемерно заботиться о бедных, нищих, убогих. По ночам она пряла, вязала, вышивала и изделия свои продавала, чтобы помогать несчастным.

Случилось так, что муж ее был отправлен по делам государственным в Астрахань, и в одиночестве она еще усерднее служила бедным и несчастным: всем помогала, всех кормила. Но вот умер ее муж, она осталась одна, и богатство ее пошатнулось; она расточила свое богатство на помощь бедным. Настал голод в области, где она жила, доброе сердце не терпело вида голодных, доброе сердце требовало, чтобы все страдающие получили помощь, и она продала имущество свое: всё раздала и себя раздела, всего лишилась и осталась нищей.

Жестокая моровая язва, повальная болезнь, страшно заразительная, от которой умирали люди тысячами, свирепствовала на Руси. В страхе и ужасе люди запирались в домах своих. Что же делает св. Иулиания? Она без всякого страха идет туда, где умирают несчастные, она им служит. Она не боится заразиться и готова жизнь свою отдать, служа несчастным умирающим. Господь ее сохранил, она продолжала жить в праведности и мире, скончалась святая Иулиания своей смертью. Вот пример того, как может каждый из нас отдать жизнь свою, чтобы опять принять ее.

Запомните же эти слова Христа: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь свою, чтобы снова принять ее». И всякий, кто последует за Христом и отдаст добровольно жизнь свою, будет возлюблен Отцом Небесным. Всякому, отдавшему жизнь свою за други своя, воздаст Он вечной радостью, радостью несказанной вовеки в Царствии Своем.

Спешите идти за Христом. На слова: «Положить душу свою за други своя».

«Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин. 10, 17-18).

Какие удивительные, какие не слыханные миром слова: Он Сам отдал жизнь Свою за спасение мира. Он говорил, что никто не отнимал у Него жизни, но Сам отдал жизнь Свою. Вы, может быть, в недоумении: разве не отняли у Него жизнь первосвященники, фарисеи и книжники, добившиеся от Пилата осуждения Его на распятие, а Он говорит: «Я Сам отдал жизнь, никто не отнимал ее у Меня»,

Вспомните, что сказал Он в Гефсиманском саду, когда пришел Иуда предатель, когда хотели арестовать Его, когда пламенный Петр извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо; вспомните, что сказал Он тогда: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф. 26, 53). Он мог это сделать: Он и Сам обладал Божественной властью. Он мог поразить врагов Своих, страшно поразить. Но Он этого не сделал. Он, как овца, ведомая на заколение, отдал Себя в руки врагов Своих. Он Сам, по Своей воле отдал жизнь Свою за спасение рода человеческого.

«Имею власть отдать ее, и власть имею снова принять ее». Ведь это сбылось: Он опять принял жизнь Свою, когда воскрес в третий день. Что же, эти удивительные слова не имеют ли некоторого отношения и к нам, христианам? Только ли Христос Сам добровольно отдал жизнь Свою, только ли Он имел власть принять ее? Нет, эту великую власть дал Он и нам, людям.

Знаете, что были многие тысячи мучеников Христовых, которые, подражая Ему, отдали жизнь свою за имя Его святое, добровольно шли на страдания, на такие пытки, какие измыслить мог только дьявольский мозг врагов Христовых. Они могли сохранить жизнь свою, и всё же отдавали ее. Только отрекись от Христа, принеси жертву идолам - и получишь всё; а они отдавали жизнь свою. И что же, разве не приняли они ее потом, как Сам Господь Иисус? Приняли, приняли: все они славят Бога у Престола Всевышнего, все радуются радостью неизреченной и вечной. Они, после того как отдали жизнь, приняли ее на веки веков, приняли навсегда. Видите: слова эти могут относиться и к нам, людям, к нам, христианам.

Но, вы скажете, давно прошли те времена, когда проливали кровь свою за Христа. А теперь как можем отдать жизнь свою за Христа?

Прежде всего, неверно мнение, что мученики Христовы были только в первые века христианства, когда римские императоры воздвигали жестокие гонения на христиан: неверно, ибо и во все последующие времена, и даже в недавнее время были новые мученики. В XVI столетии отдали жизнь свою за Него трое юношей: мученики Виленские Иоанн, Антоний и Евстафий. Были мученики, которые в средние века отдавали жизнь свою за Христа, будучи жестоко умерщвлены турками, мусульманами за то, что отказались отречься от веры во Христа и принять магометанство.

Возможно мученичество во все времена. Но отдать жизнь свою за Христа не значит только мученически пролить кровь свою: есть для всех нас та возможность, которой последовали великие святые. Есть возможность отдать жизнь свою за други своя. Господь положил душу Свою за грешное человечество, а нам всем заповедал достигнуть такой вершины любви, чтобы мы душу свою полагали за други своя. Положить душу свою не значит только отдать жизнь свою, как отдавали мученики. Положить душу свою не значит только умереть за ближних своих; положить душу свою - значит отречься от себя, отречься от своих стремлений к богатству, к наслаждениям, к чести и славе, отречься от всего того, чего требует плоть наша. Это значит целью своей жизни поставить служение ближним своим. Было много святых, которые душу свою положили за ближних.

В истории Церкви Русской приведен такой пример в лице св. Иулиании Муромской. Она жила в царствование Ивана Грозного и Бориса Годунова, была дочерью дворянина, служившего ключником при дворе Ивана Грозного. Она жила в двух верстах от церкви, ее не научили грамоте, редко отпускали в церковь, она жила в тереме. Она жила скучной теремной жизнью и непрерывно молилась, жила и творила дела милосердия. В ранней юности, в 16 лет, она была выдана замуж за благородного дворянина. Казалось, она могла бы наслаждаться богатством, высоким положением, могла бы перемениться, как часто переменяются к худшему люди, попавшие в такое положение. Но она осталась такой же благочестивой, всецело преданной делам милосердия. Она поставила себе задачу всемерно заботиться о бедных, нищих, убогих. По ночам она пряла, вязала, вышивала и изделия свои продавала, чтобы помогать несчастным.

Случилось так, что муж ее был отправлен по делам государственным в Астрахань, и в одиночестве она еще усерднее служила бедным и несчастным: всем помогала, всех кормила. Но вот умер ее муж, она осталась одна, и богатство ее пошатнулось; она расточила свое богатство на помощь бедным. Настал голод в области, где она жила, доброе сердце не терпело вида голодных, доброе сердце требовало, чтобы все страдающие получили помощь, и она продала имущество свое: всё раздала и себя раздела, всего лишилась и осталась нищей.

Жестокая моровая язва, повальная болезнь, страшно заразительная, от которой умирали люди тысячами, свирепствовала на Руси. В страхе и ужасе люди запирались в домах своих. Что же делает св. Иулиания? Она без всякого страха идет туда, где умирают несчастные, она им служит. Она не боится заразиться и готова жизнь свою отдать, служа несчастным умирающим. Господь ее сохранил, она продолжала жить в праведности и мире, скончалась святая Иулиания своей смертью. Вот пример того, как может каждый из нас отдать жизнь свою, чтобы опять принять ее.

Запомните же эти слова Христа: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь свою, чтобы снова принять ее». И всякий, кто последует за Христом и отдаст добровольно жизнь свою, будет возлюблен Отцом Небесным. Всякому, отдавшему жизнь свою за други своя, воздаст Он вечной радостью, радостью несказанной вовеки в Царствии Своем.

Сборник проповедей «Спешите идти за Христом»

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.(Иоан.15:13)
Наша дружба друг с другом носит разные оттенки. Ради кого то мы готовы свернуть горы и жертвовать собой, с другими мы осмотрительны, с третьими мы готовы к самоотдаче лишь тогда, когда человек отвечает нашим интересам и требованиям. Но, что же такое настоящая и жертвенная дружба? В чем она заключается? Я и сам часто задавал себе этот вопрос. Пройдя через череду испытаний, я видел, что и самые близкие тебе люди, которые казалось бы, неразлучны должны с тобою быть, оставляют тебя. В твою жизнь приходят испытания, а твое окружение редеет. Кто то держится за отношения ради прибыли, кто то ради того, что человек интересен и с ним весело и приятно проводить время, кто то ищет выгоды, держась отношений и строя дальновидные планы на будущее (он точно многого добьется и я соответственно вместе с ним) . Мудрый Соломон писал так: «Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим. Многие заискивают у знатных, и всякий - друг человеку, делающему подарки». Печально, но факт, сегодня дружба приобрела оттенок формализма и безответственности. Понятие дружба, носит абстрактный или образный характер, потеряв глубину. Поэтому сегодня мир наполнен инфантильными мужчинами и женщинами, которые плывут по течению, выбирая себе выгодных друзей и спутников жизни, тех, кто отражает их взгляды, вписывается в их рамки и подстраивается под их требования.
Все это эгоистические моменты человеческого сердца, которые ни чего общего не имеют с тем о чем говорил Христос. Дружба это более узкое и глубокое понятие, понятие которое вводит нас в вечность, открывая дверь в доселе неизвестный мир, который кроется в самоотверженной любви, преданности, высоких чувствах и в доверии к друг другу.
Сегодня отношения наши возможно далеки от той планки, которую ставил Христос. Сказать, я тебя люблю друг мой, или я ценю тебя, это еще ни чего не значит. Друг не только проявляется в беде, друзья во всякое время с тобой, они ценят тебя, стараясь бережно относиться, ценят, как душу свою.. Они пекутся о тебе, страдают вместе с тобой, проходят испытания, помогают в огненных искушениях и протягивают руку, когда ты оступаешься и падаешь. Они не оставляют тебя погибать, останавливаясь на половине пути, идут до конца. Дружба – это отношения, дружба несет в себе практику жизни. Любить как свою душу, значит полностью брать на себя ответственность, быть верным до конца.
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»
Христос не просто сказал это своим ученикам. Он и сам отдал Себя, тем самым показав, что есть настоящая любовь, отношения. Ученики оставили Своего учителя впоследствии и разбежались, Иуда предал, Петр трижды отрекся…По сути, все на момент когда Спаситель был схвачен, предали Его, ни кого не осталось рядом, однако Иисус оставался верен, Его любовь была выше человеческого греховного сердца, которое в момент искушения возможно и делает неверный выбор. Ученики осознав это, скорбели и плакали. По преданиям мы знаем, что все они приняли мученическую смерть за своего Господа, оставаясь верными Ему..
Сегодня мы не отдаем свои жизни друг за друга буквально, это редкость. Но, как мы можем в чистоте сердца иметь близкие отношения? Как и в чем проявить свою жертвенность, самоотверженность, по отношению друг ко другу? Я вновь задаю себе этот вопрос, вновь устремляю свой взор на Иисуса Христа, у которого все ответы, у которого глубина всей жизни и истины.
Положить душу, это не только отдать свою жизнь, это не только значит умереть за ближних. Пологая душу свою, мы отрекаемся от себя друзья, отрекаемся от своих стремлений к богатству, выгоде, стремлений к наслаждениям, славе, не ищем себе чести, мы отрекаемся от всего того что требует наша греховная природа и плоть и СТАВИМ НА ПЕРВОЕ МЕСТО СЛУЖЕНИЕ БЛИЖНИМ.
И когда наше сердце ставит приоритетом служение ближним своим, так как это делал наш Учитель, тогда проявляется и мужественность и честь, отвага и смелость, милосердие и сострадание, открывается глубина Божьего Духа, Его благодать начинает работать в сердцах наших, озаряя Его присутствием и светом других.
Братья и сестры, бодрствуйте, потому, как теряется глубина отношений не только в мире, теряется глубина отношений и между нами, теряется глубина отношений в семьях, в Церкви. Мы с легкостью оставляем тех, кто вчера был рядом с нами, тех кого мы называли братом или сестрой, тех кто упал, или находится в сложных жизненных обстоятельствах. Мы не обращаем внимания, не вспоминаем, отрекаемся, поступая так, мы поступаем как поступали ученики в тот момент, когда Спасителю было тяжело, когда Он нуждался в их поддержке. Если поступаем так, то что говорить в отношении к другим тогда, о помощи им, милосердии и сострадании, когда мы забываем о ближнем. Как нам любить врагов и благословлять проклинающих нас, когда забываем о тех кто находится в непосредственной близости? Иисус говорит о новом пути, новой заповеди. « Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как и Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга» Господь открывает нам книгу, которая до определенного момента была закрыта, книга, которая говорит о взаимоотношениях, книга которая говорит и учит нас жертвенности и верности, книга которая говорит о преданности и доверии, название этой книги, думаю вы знаете, это…..?! Через неё мы видим жертву Христа, Он отдал Себя Сам за нас, хотя мог и умолить Отца и чаша сия прошла бы мимо Него.
Хочу рассказать вам еще пример, который показал мне жертвенность, любовь, сострадание…
Это история о Януше Корчак, это выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, который отказался спасти свою жизнь трижды.
В первый раз это произошло, когда Януш принял решение не эмигрировать в Палестину перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять «Дом сирот» на произвол судьбы накануне страшных событий.
Во второй раз - когда отказался бежать из варшавского гетто.
А в третий - когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил:
- Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.
- А дети?
- Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.
- Ошибаетесь. Не могу. Не все люди - мерзавцы.
А через несколько дней, в концлагере Треблинка, Корчак, вместе со своими детьми, вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.
Берегите друг друга друзья. Будьте рядом с ближним даже тогда, когда понимаете, что пострадать можете сами.
Пусть Господь благословит каждого из нас этим глубоким чувством, открывающим путь в мир, где Его жертвенная и самоотверженная любовь, которая показывает каждому вступившему на этот путь, дорогу ведущую в вечное Его присутствие! (26.11.2015 г. A/S)

Октябрь 31

02:40 2013

В Вильнюсе торжественно перезахоронены останки семи советских воинов. Священник Олег Шляхтенко на отпевании сказал слово памяти, в котором призвал понимать и ценить подвиг погибших за всех нас воинов.

26 октября 2013 года в столице Литвы, городе Вильнюс на Антакальнисском воинском кладбище состоялось торжественное перезахоронение останков семи советских воинов. Останки воинов в количестве семи человек были обнаружены 10 июля 2011 года в районе уже несуществующей деревни Малиново, Пабрадской сенюнии, Швенчёнского района. В братской могиле обнаружили останки бойцов со следами оказания медицинской помощи — шинами, протезами, ампутациями. Имена шестерых из семи воинов удалось установить.

Собственно, важным моментом деятельности Ассоциации военной истории «Забытые солдаты» (Uzmirsti kareiviai) и является не только найти останки погибших воинов, но установление личностей погибших, и поиск их родственников с дальнейшим увековечению памяти павших воинов. Найденные во время всех экспедиций кости бойцов, впоследствии исследуют эксперты. В первую очередь общественная организация занимается поиском останков советских воинов Второй Мировой войны и русских воинов Первой Мировой войны, но и к найденным останкам немецких солдат относятся трепетно, и они захороняются на кладбище немецких воинов в вильнюсском парке Вингис.

Два года ассоциация «Забытые солдаты» договаривалась с государственными структурами о перезахоронении останков данных бойцов, но дело всё никак не двигигалось с «мёртвой точки», но, казалось бы в самый трудный момент (за долгое время именно сейчас наиболее напряжённые отношения между Литвой и Россией), именно сейчас произошло чудо. Власти Литвы пошли на встречу и не просто разрешили перезахоронить воинов, но и организовали это с почётным воинским караулом. Это был по-настоящему акт доброй воли до той степени, что трудно было поверить глазам, когда видишь литовских воинов почётного караула, несущих православный крест, гробы с останками советских воинов и отдающих им честь.

И это на фоне того, что некоторые политики (вплоть до целых фракций в Сейме) продолжают «борьбу» с так называемыми «оккупантами», как будто в Литве им и заниматься больше нечем. Например, депутат-«консерватор» Сейма Литвы Кятстутис Масюлис, не дожидаясь решения городских властей, потребовал немедленно убрать стелу победителям с кладбища. Так, 21 октября он опубликовал открытое обращение к мэру Биржай Ируте Важене, в котором пишет, что СССР принес Литве только горе, а «оккупанты» никакие не «освободители». Он перечисляет ужасы, которые, по его мнению Литве принес советский режим, упоминает о ссылках и подавлении сопротивления так называемых «лесных братьев». Также он обратился к читателям своей странички в социальной сети Facebook он также указывает электронную почту мэра и просит своих читателей также направить ей письма с требованием снести памятник. По мнению политика, массовость ускорит принятие решения. Больше всего Масюлиса возмутила табличка на монументе, в которой отмечается, что этот памятник воздвигнут освободителям Биржай. Примечательно, что в 2007 году вся территория захоронения и памятник были отреставрированы на деньги, которые были выделены посольством России в Литве.

Но вернёмся захоронению воинов. В 10:00 началось их отпевание, которое проходило в . После отпевания, настоятель храма сего — священник иерей Олег Шляхтенко поблагодарил всех пришедших и обратился к ним:

Язычники и еретики говорят, о том, что есть люди, которые призваны к особой жизни, святости, каким-то особым тайным знаниям, так называемые, избранные, а есть люди, которые к этому не призваны. Нет. Господь всех призвал к святости, но есть те, кто сами отказываются от этого. Не хотят или ленятся, или по нерадению, но вот мы имеем свидетельство — людей, которые показали своей жизнью, что можно и нужно, что это возможно для каждого человека – жить ради других, служить другим всей своей жизнью, нести свой крест не унывая. Нести до самого конца, до самой смерти. Кроме тех людей, которых мы сегодня с вами отпевали, этих воинов, которые, конечно же, – герои-подвижники потому, что положили жизнь свою за других. Господь сказал, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». Они именно это и сделали.

Есть и другие святые, которые не прославлены Церковью явно. Это наши современники. Оптинские мученики: иеромонах Василий, иноки Трофим и Феропонт, протоиерей Даниил Сысоев, пострадавший мученической смертью, воин Евгений, которого многие из вас тоже знают. Молодой парень, который до конца носил на груди крест, хотя мусульмане заставляли снять крест, отречься от Христа, заставляли и прочих молодых ребят, которые были рядом с ним. Все, кроме него и его друга отреклись, а он остался до конца и умер тяжелой смертью, но не унывает. Он остался верен Христу до самой смерти. И каждый из нас, братья и сестры, должен быть подобен им, не говорить, что мы не такие подвижники. Нам всем Бог дал силы. Если не хватает силы, мы можем черпать из бездонного, нескончаемого источника, который дает нам Сам Бог. Источника благодати, который есть Церковь. Как мы поем в песнопении: «Процвела есть пустыня, яко крин, Господи!» (Бесплодная языческая церковь – пустыня – процвела, как лилия, Господи). Если уж языческая Церковь, которая как пустыня процветает, а для нас это невероятно, чтобы пустыня процвела, как лилия, так вот, во Христе, каждый человек бесплодный, казалось бы, бездуховный, немощный, слабый, имея от Бога поддержку и питание благодатью Господней, может стать действительно подвижником. Это касается каждого из нас. Нам только надо научиться бороться со своими страстями, со своим нерадением, своей теплохладностью, равнодушием, как прочие подвижники боролись с невидимыми врагами, так и мы должны бороться со нашими невидимыми врагами, которые с нами борются и отрывают нас от Господа. Мы должны быть в вере подобны им – верными до самой смерти. Будем же таковыми! Будем черпать силы у Самого Господа, Который нам дает их в Причастии, исповеди, в Таинствах Церковных и будем воодушевляться примером тех праведников и тех героев, которых много было во время Велик Отечественной войны. Фактически, это весь наш народ. Примером этих людей будем тоже воодушевляться, чтобы и нам не унывать в нашей жизни, но стараться жить по-христиански. Ради чего они боролись? Они боролись за веру, Отечество и народ. Наш народ – русские люди – немыслимы без веры, без христианства. Достоевский говорил, если отнять у русского человека Христа, то он падет ниже язычника, можно сказать, что станет хуже скота потому, что забудет о всем том, что питает его русские корни. Мы это видим в современном мире, когда люди забывают, что есть народ, есть культура и всё это они переняли от Христа, от христианской веры, то, в конце концов, в нашем народе появляется какой-то разлом.

Будем же всё-таки, братья и сестры, верными Христу до конца.

Позже на кладбище, уже после погребения, иерей Олег Шляхтенко также обратился с пастырским словом к собравшимся:

Сегодня мы собрались перед могилой героев. Было много героев и они остаются потому, что у Бога нет мертвых, у Бога все живы и для нас очень важно, что все они, эти люди, в том числе те, которых мы отпевали сегодня, были разными, даже разных национальностей. Некоторые из них говорили на разных языках, но что-то их объединяло. Что-то в этой страшной войне соединило тех, которые боролись за одно. За одну страну, за свою культуру, за свою веру, за свой народ. И сегодня тоже мы все такие разные, люди разных возрастов, разного социального положения, разной языковой группы, разной, даже, может быть, национальности, разных народов, но все собраны около них. Они нас объединяют не только сегодня, но должны объединять всегда.

В истории мира, в истории наших стран было очень много страшных войн. И, конечно, Великая Отечественная война — Вторая мировая война — одна из них, одна из тех страшных войн, которая потрясла все человечество. Самое страшное в ней было даже не сама война, а то, с чем шли против всего мира враги, с какой идеей. Идея, в которой нет любви, нет жертвенности. Шли с идеей, желающей покорить себе все народы ради возвышения своего свобственного достоинства народного, своей национальности, своего языка. Все же остальные народы считались лишь служителями этого народа в лучшем случае. И ныне, когда мы с вами предстоим перед теми, кто боролся за единство всех наших народов, за нашу веру, за мир, за любовь между нашими народами, мы должны вспомнить об этом, если забыли. Должны помнить о том, и стараться в своей жизни не просто вспоминать, но жить так, ради чего умирали наши предки, наши воины, те герои и подвижники, которые за веру, за народ и Отечество, за всё, что наполняет всю историю нашего бытия положили свою жизнь, за то, чтобы мы сегодня могли жить. Мы об этом обычно всегда вспоминаем во дни победы и в другие памятные дни, но мы забываем о том, что эта война объединила всех.

Нам не нужна новая война, чтобы нам снова объединяться. Мы можем и без нее жить вместе, жертвуя чем-то своим, второстепенным, чтобы дружить друг с другом. Кому-то эти слова покажутся слишком жесткими. Я так говорю потому, что в нашей Литве среди русских мало того единства, которое хотелось бы видеть. Мало. И хотелось бы, чтобы вот такие моменты, когда мы собираемся перед павшими воинами или, если кто-то в интернете или других средствах массовой информации видит то, что кто-то собирается и считает себя русским, чтобы он вспоминал о необходимости этого объединения. Объединения не против кого-то, а за что-то, чтобы уметь жертвовать, как жертвовали герои войны. Жертвовать чем-то своим второстепенным ради идеи высокой, ради веры нашей. Поистине, самая сильная объединяющая сила — это вера людей и любовь, наполняющая сердца, но любовь без Бога не бывает истинной, искренней, не бывает настолько глубокой, потому, что первый подвиг смерти за людей показал сам Госодь Иисус Христос. Эти подвижники, эти герои, которых мы сегодня хоронили – они «повторители» этого подвига, конечно, не в той же степени, как Господь потому, что Богу никто не может быть подобен во всей Его полноте и Его существе, даже в Его жертве, но всё-таки они являются иконой Его подвига, Его жертвы. И мы должны быть сами достойны этой жертвы людей.

И потому я хочу вас сегодня призвать, братья и сестры, к тому, чтобы жить так, чтобы уметь искать это объединение и находить с другими. Без ненависти, но в любви, в самопожертвовании. Хоть сегодня на нашей земле нет войны, но война всегда идет в наших сердцах, война в идеологии, в идеологическом пространстве. Нашим детям, родным, нашему народу пытаются навязать определенные устои, которые не характерны для него. Например, пытаются навязать такую идею, что, если мы хотим вернуться к истокам, то должны вернуться к языческим истокам, но всё это ложь потому, что наши народы – и Литва, и Россия, и Белоруссия, и Украина — мы все выросли на христианских устоях. Только в них корни нашей культуры. Даже если человек является неверующим, он должен это понимать и признавать потому, что все, чем наполнена и литература, и поэзия, и музыкальные творения, и живопись, в самых лучших своих класссических проявлениях, корнем своим имеет именно христианские основы. Будем об этом помнить, братья и сестры, и искать объединение через Христа, Господа нашего, Который всех нас объединил в любви Своей.

Помоги всем Бог жить в любви и радости Божией, тогда и нас всех Господь объединит. Аминь.

Председатель организации проживающих в Литве участников Второй мировой войны, сражавшихся на стороне антигитлеровской коалиции, Юлюс-Лёнгинас Декснис обратился к собравшимся:

Я не могу не присоединиться к словам уважаемого священника. Всё, что я хотел сказать, он сказал, но хочу только дополнить вот что – мы смогли их здесь так почетно похоронить потому, что между нашими народами — народом Литвы, России, Белоруссии, Украины и другими народами, солдаты которых воевали в одной армии, было объединение против общего врага.

На пряжке у врагов был лозунг: «Gott mit uns». Это означает «Бог с нами». Нет, это неправда, не было у фашистов Бога. Они шли против Бога, шли с агрессией на народы всего мира. И тут я не могу не отметить такого вклада нашего литовского молодого государства, российского государства и других наших соседей. Мы смогли их здесь захоронить только благодаря усилиям всех этих структур.

Я недавно был в Невеле. Они тоже похоронили литовских воинов на кладбище в очень замечательном месте на горе около памятника 16 литовской стрелковой дивизии, бывших воинов литовской армии, старой армии, которая вошла в Советскую армию в свое время. В этом торжественном захоронении участвовали воины, представитель литовского войска, и там тоже был почетный караул, как и здесь. Очень хорошо, замечательно, что воины соответствующим образом присутствуют, чтят память тех, которые воевали за нашу общую победу, наши общие цели, направленные против фашистских захватчиков. Я выражаю благодарность всем вам, кто пришли на это торжество, а так же всем тем, кто здесь высказали и выскажут свое слово, российскому, белорусскому, украинскому, казахскому посольствам за принятое участие в этом торжестве, за ваше почтение тем, которые погибли при защите нашей любимой родины Литвы.

Спасибо вам, дорогие товарищи!

В заключении у могилы руководитель ассоциации военной истории «Забытые солдаты» Виктор Орлов также обратился к собравшимся:

От имени Литовской Ассоциации военной истории «Забытые солдаты», я искренне хочу вас поблагодарить за то, что вы приняли участие в этом торжественном мероприятии, отдали последние почести этим воинам. Со своей стороны я могу сказать, я много раз повторял эту фразу, она, можно сказать, уже избита: война не закончена пока не захоронен последний солдат. Для этих солдат война уже закончена, но для многих других она еще продолжается. Сейчас идет работа над тем, чтобы найти родственников этих солдат, чтобы они наконец-то узнали где они упокоены. Могу сказать, что родственники одного бойца уже найдены в Российской Федерации и они смогут в любое время приехать и поклониться могиле своего родного. И мы будем продолжать эту работу невзирая ни на что потому, что это наш человеческий и гражданский долг, независимо от национальности и гражданства.

И еще раз хочу от всего сердца, от всех своих ребят вас поблагодарить за то, что вы пришли и поддержали. Спасибо большое!

ИНФОРМАЦИЯ ПО ЗАХОРОНЕННЫМ ВОИНАМ:

Отчество

Яковлевич

Последнее место службы

39 Арм. 275 ГСП

Воинское звание

гв. рядовой

Причина выбытия

умер от ран

Дата выбытия

Название источника информации

Федосеев

Отчество

Степанович

Дата рождения/Возраст

Место рождения

Алтайский край, Марушинский р-н, Банньковский с/с, д. Аникино

Дата и место призыва

Алтайский край, Марушинский РВК

Последнее место службы

Воинское звание

гв. рядовой

Причина выбытия

умер от ран

Дата выбытия

Госпиталь

469 ОМСБ 91 гв. сд

Название источника информации

Номер фонда источника информации

Номер описи источника информации

Номер дела источника информации



mob_info