Основные лексические особенности индийского варианта английского языка. Разработка урока по английскому языку на тему "животные индии" Основные особенности индийского варианта английского языка

Лексический запас индийского варианта английского языка регулярно обогащается. Некоторые из приведенных ниже примеров могут показаться странными для человека, владеющего стандартным английским на коммуникативно достаточном уровне. Однако с учетом влияния родных языков говорящих на индийском варианте английского языка обнаруживается замена одного слова другим. Например: across вместо over. Вследствие подобных замен реплики стандартного английского языка send itover приобретают неординарную форму: "send the bill across to me".

Употребляемые готовые формулы стандартного английского языка вкрапливаются заимствования из хинди. Готовая форма стандартного английского языка "What is your name?" трансформируется в "Your good name please?".

Приведем еще несколько значимых и распространённых выражений.

"Order for food" вместо "order food", например "Let"s order for sandwiches".

"Back" заменят "ago" для обозначения дейсвтия, прошедшее какое-то время тому назад, например "I met him five years back" вместо "I met him five years ago."

"Freak out" в значении повеселиться, например "let"s go to the party and freak out."

"Funny" заменяет не только слова "odd"/"strange", но также и "rude"/"precocious"/"impolite". "That man was acting really funny with me, so I gave him a piece of my mind".

Использование T-K вместо O.K., при - ответе на вопрос, например

"Would you like to come to the movie?" - "T-K, I"ll meet you there later." ("theek

hai", буквально означающее о"кей).

Today morning (afternoon, evening, etc.) вместо "this morning." ("I met with him today morning."). То же самое, "yesterday night" вместо "last night". Своеобразное использование слова `only", например: “I have been in Madras from 2004 only”, “I am having one daughter only”.

"What a nonsense/silly you are!" или "Don"t be doing such nonsense anymore” идиоматическое использование nonsense/silly в качестве существительного

"Pass out" в значении заканчивать высшее учебное заведение, например

"I passed out of the university in 1995".

Использование слова "shift" а значении движения "move", например

"When are you shifting?" (вместо "When are you moving?").

"Tell me" используется при телефонном разговоре, в значении "How can

Некоторые из вновь появившихся слов и выражений отражены в словаре Oxford Advanced Learners" Dictionary (1996 Indian Edition). Вот некоторые из них:

Innocent divorcee: A person who got divorced with no fault of her/him but willing to give another try. Commonly found in matrimonial ads.

Native place: A place where you are from. Some people even drop "place"

and say just "native".

Co-brother: Typically South Indian. Refers to a man"s wife"s sister"s husband. It"s to explain complicated relationships such as these that words like cobrother

exist. Say "co-brother," and all is clear. The sons-in-law of the family, in other words.

Wheatish: Light brown in colour. Refers to a promising bride in the

matrimonial ads. Not dark, not wheat. Not fair complexioned either. Refers to a promising bride in the matrimonial ads.

Mixture: That familiar savoury which is a mix of so many different savouries that only a word like mixture can do it justice.

Eversilver: Stainless steel, simply. A word often heard in South Indian homes. When a bride leaves for her husband"s house, she"s armed to the teeth with every kind of eversilver utensil possible.

Batchmate: Refers to the chappie who passed out of college the same year as you. Maybe you were on nodding terms with him then, or maybe you avoided him outright. But now he"s a big man, so you drop names airily and say he was your batchmate.

Naming ceremony: The average Indian celebrates so many events in a lifetime with so many ceremonies that they must be prefixed for clarity. A naming ceremony is, well, a naming ceremony. Not to be confused with a cradle ceremony, or a first-shave-of-the-head ceremony, or a thread ceremony, or a house warming or a bridal shower or a baby shower.

Заимствования и кальки с других языков также достаточно распространены. Некоторые слова заимствованы из португальского языка, другие заимствованы из местных языков, из таких как хинди и бенгальского языков. Одни слова полностью ассимилировались английском языке, например: Bandana, brahmin, bungalow, calico, caste-mark, chakra, cheetah, cheroot, chintz, chit, chutney, coolie, curry, dacoit, guru, jodhpurs, juggernaut, jungle, juice, mogul, mulligatawny, nirvana, pundit, purdah, rajah, rupee, sahib, tiffin, verandah, yoga.

Другие, наоборот, неизвестны за пределами страны или распространены благодаря либо литературным работам, либо специализированным областям знаниям, например, индийская кухня или йога. Именно в области лексики различия между индийским английским и стандартным английским наиболее значительны, так как слова приобретают новые значения в местном контексте:

Ayah - няня-туземка

Achcha - все хорошо

Basmati - вид риса

Bandh - забастовка рабочих

Crore - 10 миллионов

Eve-teasing - домогательство женщин

Godown - склад

Goonda - хулиган

Head-bath - мытье волос

Intermarriage - брак между представителями различных религий и каст

Issueless - бездетный

Jawan - солдат

Kaccha road - грязная дорога

Lach - сто тысяч

Masala - специи

Tiffin room - закусочная

Wellah - тот, кто принадлежит определенному роду занятий (например,

police wallah, literature wallah)

Love marriage - брак по любви в противоположность arranged marriage (брак, запланированный родителями жениха и невесты).

К этому перечню можно добавить еще несколько новых слов, появившихся в индийском английском:

finger chips - картофель фри,

fullboiled и half-boiled egg - для обозначения яиц, сваренных вкрутую и всмятку,

English-knowing - человек, со знанием английского языка,

England-returned -человек, вернувшийся из Англии, обычно после учебы, upliftment - что-то поднимать, улучшать, botheration - неудобство, беспокойство, chaste - совершенный, безупречный, как например she speaks chaste Hindi

(Kachru B.B., Kachru Y., Nelson C.L. The handbook of world Englishes. Oxford:

Blackwell, 2006. P. 103.).

Многие слова претерпевают изменения в значениях до полной неузнаваемости. Также некоторые английские слова имеют значения, которые отличаются от значений в разных вариантах. Например:

Indian English Meaning

Clever intelligent, cunning

Smart well-dressed or cunning

Botheration bother

Так как в языке постоянно происходят изменения, то в нем появляются так называемые лексические инновации. И индийский вариант английского языка не исключение. Рассмотрим два основных типа словосложения: сложные слова и аффиксация.

Индийские языки богаты сложными словами и эта особенность была перенесена на индийский английский. Сложные слова могут быть разделены на категории существительное-существительное и прилагательное- существительное. Самым продуктивным типом является существительное- существительное:

Black money unaccounted money, earnings on which tax is not paid

Auto-rickshaw a motorized three wheeler

Table fan an electric fan meant to be placed on a table

Ceiling fan an electric fan meant to be fixed to the ceiling

Plate meal a meal with fixed portions of various items

Hill station a place in the hills which is generally cool in climate

Pass percentage the percentage of students who have passed

God-woman a woman who claims spiritual attainment, and the abilityto perform miracles

Soapnut a herbal extract used for washing hair

Kitty party a women"s club of sorts, which meets regulary

Headbath washing one"s hair

Lemon-set a plastic set of jug and glasses to serve juice

Многие сложные слова образуются по принципу объединения

a) существительное-существительное, включая существительные, производные от глаголов:

Play-back singer / artist singer who sings for actors in films

Eve-teaser male who teases a girl

Room-cooler electric device which blows cool air

Solar cooker cooker powered by solar energy

Car-lifter car-thief

Child-lifter kidnapper of children

Stone-pelting throwing stones by a mob by way of protester

Eve-teasing the act of teasing a girl

б) Прилагательное-существительное:

Tall claim an exaggerated claim

Joining report a report given by a person who has join duty,either at the beginning of employment or after long leave

Creamy layer the economically well-off sections of those who belong to underprivileged castes

Gazetted officer a government official of a particular rank

Gazette holiday officially notified government holiday

English-educated one educated in England or in English

Cool drink soft drink, juice

Half-pants shorts

Аффиксация и суффиксация не достаточно продуктивный словообразования. Пожалуй, одним из самых продуктивных суффиксов является суффикс -wala, который используется для описания человека, который занимается определенным видом деятельности.

Vegetablewala vegetable vendor

Paperwala newspaper and magazine vendor

Presswala journalist

Слова, образованные с помощью различных аффиксов de, -ish, -ist, pre:

Delink to separate one unit from another

Wheatish light brown complexion

Reservationist one who espouses the cause of reserving seats in

educational institutions and government jobs for certain underprivileged groups

Derecognise to withdraw official recognition, particularly of an institution

Prepone to bring something forward to a time or date earlier than was originally planned

Интересны также идиоматические языковые средства индийского английского языка. Для него типичен буквальный перевод индийских идиом на английский язык. Приведем несколько примеров:

He will eat my brain. He will harangue me.

My client had to drink seven tanks of water . My client underwent torment.

I hit my own feet with the hammer. I damaged my own interests.

He has brains in the knee cap. He has no brains at all.

Лексика как наиболее подвижная часть языка в индийском варианте получила наибольшие трансформации и несовпадения в значениях. Образованные по правилам английского словосложения такие лексические единицы как upliftment (improving the plight of the downtrodden), botheration (inconvenience), head-bath (washing one"s hair after massaging with oil) употребляются только в индийском варианте. Некоторые стали привычными и в других вариантах английского языка (британском, американском), например, pundit и mantra. Отдельная группа лексических единиц стала частью английского языка с пометкой Asian English, например, ahimsa (non-violence), satyagraha (friendly passive resistance).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Выпускная квалификационная работа

Обучение произносительной стороне говорения: фонетические особенности индийского варианта английского языка

Введение

Глава 1. Вариативность английского языка. Английский язык в Индии

1.1 Языковая вариативность

1.2 Понятия «национальный вариант языка», «диалект», «акцент»

1.3 Вариативность английского языка

1.4 Современные британские произносительные нормы

1.5 Обучение произносительной стороне речи

1.6 Языки в Индии

1.7 Место английского языка в Индии

1.8 Фонетические особенности индийского варианта английского языка

Выводы по первой главе

Глава 2. Анализ фонетических особенностей индийского варианта английского языка

Выводы по второй главе

Заключение

Библиографический список

Введение

Английский язык является официальным языком многих государств, среди которых в первую очередь отмечают Великобританию, США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию. Около 1,6 миллиарда людей, т.е. почти одна треть населения всего земного шара говорит на английском языке, хотя родным языком английский язык является только для 380 миллионов людей. Большая часть книг, журналов, газет издается именно на этом языке. Радио, телевидение, особенно блокбастеры также способствуют распространению языка. Согласно статистическим данным более 80% содержания интернета - на английском языке, хотя 44% пользователей говорят на другом языке . Англия выросла и окрепла, вышла на большой рынок под названием «глобальная деревня», изменив и рынок, и свой язык. Очутившись в новых, незнакомых контекстах - экологическом, культурном, лингвистическом, - язык начал приобретать иные черты. Варианты английского, на которых говорят в странах, где английский язык имеет статус официального, и где английским языком владеют как вторым, называются «новыми вариантами английского языка» . Трудно судить о положительных или отрицательных моментах глобализации английского языка, но нельзя не согласиться с тем, что в истории человечества еще ни один язык не был настолько распространен и популярен.

Об особой актуальности проблемы вариативности языка, вызванной социальными, функциональными и территориальными факторами, свидетельствует целый ряд работ в отечественном и зарубежном языкознании (В.М. Жирмунский, Л.Л. Нелюбин, Г.А. Орлов, В.В. Ощепкова, Л.Г. Попова, О.Е. Семенец, Н.Н. Семенюк, А.И. Смирницкий, Г.В. Степанов, Г.Д. Томахин, А.И. Чередниченко, А.Д. Швейцер, В.Н. Ярцева, R. Bailey, D. Crystal, W. Labov, G. Turner). Интерес к вопросам вариативности английского языка объясняется неоднородностью и сложностью его состава, особенностями его функционирования в различных языковых ситуациях и территориальных ареалах.

Индия - страна седьмая по величине и вторая по численности населения, ее население составляет около 17% населения всего Земного шара. Федеративная республика Индии состоит из двадцати восьми штатов и семи союзных территорий. Языковая ситуация в этой стране как ни в какой другой, достаточно сложна. Помимо 18 официальных языков насчитывается бесчисленное множество диалектов. Что касается английского языка, он имеет статус официального языка наравне с Хинди, хотя играет больше вспомогательную роль. Английский язык широко используется в бизнесе и администрации, он также играет большую роль в образовании, в особенности в среднем и высшем. Вся индийская интеллигенция просто обязана им владеть в совершенстве. Естественно, что усвоить то, что уже отчасти привито, намного легче. Поэтому образованные представители разных районов Индии иной раз лучше владеют английским языком, чем хинди. В настоящее время в Индии больше людей, говорящих на английском языке, чем в Англии. 25 млн человек в Индии регулярно используют английский в своей жизни и работе. Во всех крупных городах газеты (как минимум 3000 газет издается на английском, это число превосходит только количество газет на хинди), меню в ресторанах и кафе, телефонные книги, дорожные знаки написаны на английском языке .

Однако вследствие широкого распространения английского языка в Индии и с течением времени, а также под влиянием языков Индии он приобрел дополнительные черты. Конечно, те, кто говорят на английском языке в Индии, стараются говорить правильно и четко с Британским - а в последнее время Американским - акцентом. Но уровни владения языком значительно разнятся, начиная с продавцов, владеющих лишь основным лексиконом, и кончая высокообразованными людьми и правительственными чиновниками. Последние могут с легкостью переходить с родного языка на английский и наоборот, и даже иногда заявляют об английском языке как о своем первом .

Сейчас в Индии существует бесконечное количество градаций индийского варианта английского языка от наиболее разговорных вариантов до стандартного индийского английского, который называется книжным. Различия в языках существуют на всех - фонологических, морфологических, лексических и синтаксических уровнях. Однако нашу работу мы посвятим именно фонетическим отклонениям индийского варианта английского языка от стандартного британского произношения. Фонетика - это самое первое, что следует рассматривать в системе различий языковых вариантов. Так как любые языковые разновидности характеризуются фонетическими особенностями, отличаясь тем самым от принятого языкового стандарта. Изучением индийского варианта английского языка, в частности его фонетической стороны занимались такие исследователи как: Д. Кристал, Б. Качру, П. Сайлая, А. Сахгал, Дж. Балдридж, Е.А. Курченкова, Р. Гареш, А. Банерджи, Е. В. Шнайдер, П. Баскарарао, Г.Т. Нежметдинова и др. Тема не является до конца изученной, и до сих пор представляет собой большое поле для исследования, в чем и заключается ее актуальность.

Цель данной выпускной квалификационной работы - рассмотреть фонетические особенности индийского варианта английского языка, проследить общие тенденции расхождений произношения индийского варианта английского языка со стандартным английским произношением.

В качестве объекта исследования выступает индийский вариант английского языка.

Предметом исследования являются фонетические особенности индийского варианта английского языка.

Цель работы определила постановку следующих задач:

1) изучить и описать вариативность английского языка, дать определения понятиям «вариант языка», «национальный стандарт языка», «диалект», «акцент»;

2) рассмотреть языковую ситуацию Индии; изучить, какое место английский язык занимает в Индии;

3) рассмотреть фонетические особенности индийского варианта английского языка.

Методы исследования: изучение литературы по теме; анализ и обобщение теоретического материала; анализ результатов исследования.

Материалом для исследования послужили видеозаписи 25 человек общей продолжительностью 12 минут.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что описана вариативность английского языка, раскрыты понятия «вариант языка», «национальный стандарт языка», «диалект», «акцент»; изучены языковая ситуация Индии и место английского языка в Индии; рассмотрены фонетические особенности индийского варианта английского языка.

Практическая ценность данной работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в курсе теоретической фонетики английского языка, страноведения, в социолингвистике.

Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической и практической глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка.

Глава 1. Вариативность а нглийского языка . Английский язык в Индии

1.1 Понятие «языковая вариативность»

английский индийский произносительный

Человеческий язык как естественная знаковая система обладает таким свойством, как способностью к постоянному изменению, или вариантностью. Так возможности говорить и писать, заключенные в каждом языке, по-разному реализуются в речи. Например, говорящие по-русски могут произносить слово холодно с разным ударением: [хомладна], [халадном] и [халомдна], или с ассимиляцией (уподоблением) звука [д] звуку [н]: [хомланна], или -- в севернорусских говорах -- омкая, т. е. различая безударные [о] и [а]: [хомлодно], или -- в средне- и южнорусских говорах, а также в литературном русском языке -- такая, т. е. произнося безударные [а] и [о] одинаково: [холадна]. В русской речи, далее, одни говорят -- играя, другие -- играючи, а кто-то -- игравши, или играмши. Одну и ту же вещь говорящие на русском языке называют по-разному: кувшин, крынка, махотка, глечик, горлач, жбан, кубан, балакирь. [Мечковская, 2000: с.28]

Таким образом, мы видим, что один язык может реализоваться по-разному, в разных вариантах. Вариативность языка в историческом плане - это следствие языковой эволюции, контактов языков и диалектов, взаимодействия многочисленных факторов разного характера. По мнению А.В. Подстраховой, предпосылки вариативности заложены как в самой системе, так и в конкретных социально-исторических формах его существования [Прошина, 2010].

Общие и частные проблемы языковой вариантности исследуются давно, что позволило накопить и обобщить огромный практический материал многих языков. Несмотря на это общепринятое понимание термина «вариативность» в современной лингвистике отсутствует.

В.М. Солнцев определяет вариативность как представление о разных способах выражения какой-либо языковой сущности, как о ее модификации, разновидности или как об отклонении от некоторой нормы. Кроме того, «вариативность» характеризует способ существования и функционирования единиц языка и системы языковой в целом [Солнцев, 1999]. В.Д. Девкин отмечает, что вариативность - это фундаментальное свойство языковой системы и функционирования всех единиц языка, которое характеризуется с помощью других понятий, таких как «вариант», «инвариант», «варьирование». При первом понимании вариативности используются только понятия «вариант» и «варьирование», то есть то, что видоизменяется, понимается как некоторый образец, эталон или норма, а вариант - как модификация этой нормы или отклонение от нее. При втором понимании вводится термин «инвариант» и оппозиция вариант/инвариант. Под вариантами понимаются разные проявления одной и той же сущности, например видоизменения одной и той же единицы, которая при всех изменениях остается сама собой. Инвариант - это абстрактное обозначение одной и той же сущности (например, одной и той же единицы) в отвлечении от ее конкретных модификаций - вариантов [Девкин, 1988]. В.В. Виноградов добавляет, что вариативность пронизывает весь язык, его систему и ее реализацию в речи и является онтологическим и универсальным свойством [Виноградов, 1994].

Однако нас конкретно интересует не вариант как видоизменение одной единицы внутри языка, а вариант, как отдельная форма языка. Социолингвистика трактует данное понятие варианта языка как одну из форм существования языка, представляющую собой модификацию инварианта (пространственную, временную или социальную), в качестве которого могут выступать:

1) система и структура языка;

2) норма языка. [Жеребило, 2010]

Варианты языка появляются в результате дифференциации языка под воздействием экстралингвистических факторов, таких как: структура общества, его функционирование и история. Например, исторические варианты русского языка: древнерусский, среднерусский и современный русский язык. [Жеребило, 2010]

Вариант языка (или их еще называют разновидность языка) отличается от речевых разновидностей: индивидуальных и литературных стилей. Выделяются следующие типы вариантов языка:

1) национальные, появившиеся в результате территориального обособления носителей языка;

2) этнические (этнолекты), возникшие в зонах контактирования данного языка с другими языками в результате появления различий под воздействием интерференции;

3) территориальные (территориальные диалекты), появившиеся в связи с территориальным обособлением части его носителей;

4) социальные (социальные диалекты, социолекты), возникшие в связи с функционированием языка в разных социальных слоях (профессиональные жаргоны, корпоративные жаргоны, просторечие и т.п.). [Жеребило, 2011]

Е.В. Шнайдер дает схожее определение, по его мнению новые варианты английского языка, сформировавшиеся в различных пост-колониальных странах, рассматриваются лингвистами как отдельные разновидности (varieties), возникшие в определенных исторических условиях и в условиях разнообразных языковых контактов . А З.Г. Прошина определяет варианты языка «как особые языковые образования, характеризующиеся специфическими чертами, отличающими один вариант от другого… Эти варианты имеют социолингвистическую природу и характеризуют особенности языка социума, а не отдельных индивидов». [Прошина, 2010, с. 244]

1.2 Понятия «национальный вариант языка», «диалект», «акцент»

Любой язык в своей устной форме, как правило, имеет варианты, поэтому существование таких модификаций как американский, австралийский, канадский варианты английского языка не является исключением. Впрочем, эти взаимопереходные образования нельзя назвать диалектами британского варианта английского языка, они, скорее, варианты, или модификации английского языка.

Такие понятия как «национальный вариант», «литературное произношение», «вариант литературного произношения», «диалект» широко обсуждаются в современной лингвистике и не имеют точных окончательных определений. Под понятием «национальный язык» имеется в виду историческая категория, развивающаяся из условий экономической и политической концентрации, которая характеризует формирование нации. Произношение каждой национальной модификации английского языка имеет свои особенности, отличающие её от других. Однако все они имеют и много общего. Поэтому они и считаются модификациями одного итого же, а именно, английского языка. Национальные модификации английского произношения не являются однородными. Каждая из них развивалась в своих условиях и по-своему использовалась. Вряд ли будет правильным сказать, что диаметрально противоположные модификации национального языка в своей устной форме представляют собой стандартное (литературное) произношение, т.е. орфоэпическую норму и диалекты, существующие как его территориальные модификации. Нормативное (стандартное) произношение можно определить как законченную модификацию национального языка в его устной форме, которая подчиняется определенным признанным нормам и, поэтому безоговорочно принята. Нормативное произношение - это произношение, управляемое орфоэпической нормой. Орфоэпическая норма в таком случае - это регулятор, который определяет фонетический инвентарь вариантов, границы отклонения, а также приемлемые и неприемлемые вариации произношения [Васильев, 1962].

Что касается национального варианта языка, словарь лингвистических терминов дает нам следующее определение: национальный вариант языка - это язык, приобретший различия вследствие его развития в различных условиях, на разных территориях, не связанных между собой. Может иметь литературную разновидность (напр., английский язык в Англии и США). [Жеребило, 2010] Такое же определение дает нам словарь социолингвистических терминов (авторы - В.А. Кожемякина, Н.Г. Колесник).

Понятия национальный язык и национальный вариант языка не следует путать. По мнению В. И. Теркулова формирование национального варианта языка является стадией, предшествующей возникновению национального языка. При этом выделяются три стадии формирования отдельного национального языка:

1. Первая стадия - «стадия чужого языка»: этнос использует конкретный существующий язык, который может быть языком другой страны, обеспечивающий взаимопонимание в рамках нации.

2. Вторая стадия - «стадия национального варианта»: этнос определяет свой диалект как национальный вариант того языка, на котором он говорит. Данный вариант языка впитывает в себя локальные черты диалектов и создает национальный вариант литературного языка. Это произошло, например, в Соединенных Штатах Америки, Австралии и т.д. Именно наличие литературного языка как инварианта, эталонной разновидности языка и является тем фактором обособления, который и формирует сначала его национальный вариант, а затем и новый национальный язык. При этом, следует отметить, что может быть несколько литературных языков у одного национального языка, но не может существовать национальный вариант и национальный язык, использующий литературный язык другого национального варианта или национального языка. В этом случае он попросту становится разновидностью этого другого национального языка.

3. Третья стадия - «стадия национального языка». В некоторых случаях национальный вариант определяется его носителями как отдельный язык, что отмечается, например, в Люксембурге (изначально использовался немецкий язык, затем люксембургский вариант немецкого языка, который стал в наше время люксембургским языком), Хорватии (изначально использовался сербохорватский язык, затем хорватский вариант сербохорватского языка, и в наше время он называется хорватским языком) и т.д. [Теркулов, 2012]

Таким образом, разница между национальным вариантом языка и новым национальным языком состоит лишь в том, что первое определение употребляется тогда, когда новая нация уже возникла, но все же осознает свою генетическую связь с ранее господствующим над ним государством (см., например, австралийский вариант английского языка), а вторая - когда стремится забыть об этой связи. [Теркулов, 2012]

Важно упомянуть и о стандартном произношении языка. Оно включает в свой инвентарь такие произносительные формы, которые отражают основные тенденции в произношении данного языка. Обычно такое произношение характерно для хорошо образованных людей, оно используется на радио и ТВ, оно фиксируется в словарях как нормативное и правильное. Тем не менее, стандартное произношение не является конечным и непреложным. Оно подвергается изменениям в процессе эволюции языка и в результате внешних факторов (например, миграции населения), хотя скорость таких изменений обычно невысока. Факты доказывают, что любая модификация национального языка может распадаться на несколько региональных произносительных стандартов, каждый из которых считается одинаково правильным и приемлемым. Их можно подвести под определение «модификаций национальной произносительной нормы», которые имеют друг с другом больше общих черт, нежели отличий. Иными словами, региональный произносительный стандарт в большинстве случаев согласуется с нормой, нежели расходится с ней.

Региональные стандарты обычно объединяются в основные территориальные диалекты. Помимо диалекта, существует также понятие «акцент», и эти понятия не следует путать.

Лингвистический энциклопедический словарь дает следующее определение диалекта: диалект (от греч. разговор, говор, наречие) -- разновидность данного языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, связанными тесной территориальной, социальной или профессиональной общностью [ЛЭС, 1990]. Словарь выделяет территориальные и социальные диалекты.

Территориальный диалект представляет собой часть целого -- данного языка или одного из его диалектов. Поэтому диалект всегда противопоставлен другому диалекту или другим диалектам, объединяясь с ними целым рядом общих языковых черт. Территориальные диалекты обладают различиями в звуковом строе, грамматике, словообразовании и лексике. Эти различия могут быть небольшими, так что говорящие на разных диалектах данного языка понимают друг друга (например, диалекты славянских или тюркских языков). Диалекты других языков так сильно отличаются друг от друга, что общение между говорящими на разных диалектах затруднено или невозможно (например, диалекты немецкого, китайского, хинди языков). [ЛЭС, 1990]

Под социальными диалектами понимают язык определённых социальных групп. Таковы отличающиеся от общенародного языка только лексикой профессиональные языки охотников, рыболовов, гончаров, сапожников и др.; групповые, или корпоративные, жаргоны или сленги учащихся, студентов, спортсменов, солдат и других, главным образом молодёжных, коллективов; тайные языки, арго деклассированных элементов, ремесленников-отходников, торговцев. Сюда входят также варианты общенародного языка, характерные для определённых экономических, кастовых, религиозных и т. п. групп населения. [ЛЭС, 1990]

В Оксфордском словаре термин диалект определяется как форма языка, на которой говорят на какой-либо территории, и которая отличается произношением, лексикой и грамматикой от других форм одного и того же языка (например, Йоркширский диалект).

Дэвид Кристал также подчеркивает, что диалект представляет собой сочетание грамматики, лексики и произношения, характерные для определенной местности. Это касается именно регионального диалекта. Дэвид Кристал выделяет также социальный (характерный для определенного класса или социального круга людей) и профессиональный типы диалектов. Последний используется в определенных профессиональных сферах - человек может говорить и писать как адвокат или священник, или ученый .

Мнение Соколовой не расходится с предыдущими, она дает похожее определение диалекта. Она пишет, что диалектами можно назвать как национальные варианты английского языка, британский и американский, так и любые местные, например английского графства Ланкашира или Бруклина, известного района Нью-Йорка. [Соколова, 2003]

Каждый региональный стандарт характеризуется признаками, общими для всех диалектов данного региона. Диалекты же обладают набором произносительных, лексических и грамматических признаков, которые отличают их от всех других диалектов. Диалекты могут быть географическими, в том смысле, что на них говорят люди, живущие на определённых территориях. Диалекты можно также классифицировать с точки зрения социолингвистических критериев, т.е., район проживания, уровень образования, род занятий, социальное окружение, классовые различия и т.д. Считалось, что носители диалекта являются наименее образованными людьми. Таким образом, диалекты можно определить как модификации, на которых говорит социально ограниченное количество число людей, либо модификации, характерные для определённых местностей.

[Васильев, 1962: с. 147]

Степень отличия диалекта от нормативного произношения определяется разными факторами, например, историей развития данного диалекта, социально-экономической структурой общества и т.д. Диалекты часто сохраняют признаки, утраченные литературным языком, более того, они практически не подвержены внешней интерференции. [Васильев, 1962: с. 148]

Изучение диалектов особенно полезно для разрешения проблем исторического характера, таких как развитие английской фонологии, изменения в дистрибуции определённых признаков, сохранение архаизмов, делимитация культурно изолированных территорий.

Что же касается акцента, Оксфордский словарь дает определение этому понятию как способу произнесения слов языка, по которому можно судить из какой страны или региона человек или к какому социальному классу он принадлежит.

Согласно энциклопедическому словарю Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон акцент -- это манера произношения слов данным человеком. В акценте отражаются звуковые особенности другого языка или наречия, реже индивидуального говора. Таким образом, акценты не следует путать с диалектами, которые являются вариантами языка, отличающимися набором слов, синтаксисом и морфологией, так же как и произношением. На диалекте обычно говорит группа, объединённая географией или социальным статусом. [Брокгауз, 1890]

М.А. Соколова и Дэвид Кристал также подчеркивают, что термин акцент относится исключительно к фонетическим характеристикам целого речевого сообщества или одного человека; слово «акцент» также может употребляться для обозначения только одной специфической черты произношения. Дэвид Кристал приводит пример шотландского диалекта английского языка, на котором говорят и в Глазго и в Эдинбурге, однако акценты в этих двух городах различаются . У людей, говорящих на литературном английском, речь часто окрашена различными акцентами. Так, можно говорить об американском акценте или о французском акценте в английском языке на основании особенностей произношения гласных, согласных, ударения, ритма, качества голоса и интонации, в совокупности или отдельно.

1.3 Вариативность английского языка

Хотя изначально на английском языке разговаривали только в Англии и на юго-востоке Шотландии, в наше время он является национальным языком Великобритании, Соединенных Штатов, Австралии, Новой Зеландии и большей части населения Канады. В связи с усилением влияния США в мире во второй половине XX в. английский язык получил статус глобального языка, языка межкультурного общения . Английский язык стал первым мировым универсальным языком, lingua franca. У него практически нет конкурентов. Английский является родным языком 500 млн. людей в 12 странах мира. И еще 600 млн. говорит на английском в качестве второго языка. Несколько сот миллионов обладают определенными знаниями английского языка, который имеет официальный или полуофициальный статус примерное в 62 странах. И его употребление растет удивительными темпами .

Помимо этого английский язык стал глобальным языком, так как потребность в языке международного общения для нужд международной торговли, бизнеса, дипломатии, безопасности, массовой коммуникации, культурного обмена и других областей международного сотрудничества объективно существует. В целом на сегодняшний день на английском языке говорят примерно 1500 миллионов человек [Соколова, 2003]. Однако английский язык также называют «killer language», поскольку он разрушительно действует на языки местного населения, изменяет и развивает новые диалекты. Это определяется социолингвистическими принципами и характеризуется множеством общих черт у контактных языков .

Есть другая обратная сторона распространения одного языка по всему миру, а именно - стала неизбежной вариативность этого языка. Английский язык, таким образом, представлен сейчас многими вариантами, каждый из которых отличается, прежде всего, фонетически и в меньшей степени -- лексически и грамматически. Примерами вариантов языков являются: индийский английский (или англизированный хинди) как вариант английского языка, содержащий элементы индийских языковых систем; шотландский английский, австралийский английский, канадский английский, американский английский и т. д. Варианты языка также возникают при недалеко зашедшем распадении одного языка на два или более и характеризуются небольшой степенью гибридизации - скрещивания языков. [Панькин, 2011]

Варианты английского языка, как замечает Прошина, представляют собой лекторный континуум, состоящий из нескольких фаз - акролект - мезолект - базилект (акролект - формальный уровень коммуникации, мезолект - неформальный уровень образованных пользователей и базилект - уровень, свойственный необразованным пользователям). Эти фазы характеризуют уровень использования языка, но не у одного индивида, а в целом социуме [Прошина, 2010].

По мнению, Прошиной, Качру, появились такие варианты английского языка как “World English” и “English as an International Language”. Под термином “World English” понимается английский язык как международный язык общения, так и английский, который используется как второй иностранный. Эта разновидность языка лишена культурно-специфических черт и не дискриминирует говорящих по политическим, социальным, возрастным, религиозным, культурным и другим признакам. В последнее время английский язык становится средством выражения национального своеобразия страны в процессе межкультурной коммуникации. Отечественные лингвисты рассматривают понятие “World Englishes” как теорию региональных вариантов английского языка. [Прошина, 2010]

Что касается “English as an International Language”, основан на формальном уровне общения, который обычно имеет место в международных переговорах, научных дискуссиях и т.д. Лингвистически он использует современную нейтральную лексику, исключает устаревшие слова и употребляет простые структуры. Главными критериями данного варианта английского языка являются понятность, уместность и эффективность общения [Прошина, 2010].

Прежде существующая концепция двух вариантов английского языка в нынешнее время сменяется другой концепцией, согласно которой английский язык представлен множеством равноправных локализованных вариантов. Согласно теории «трех концентрических кругов» Браджа Качру все типы произношения английского языка делятся на следующие:

1) национальные варианты произношения в странах, где английский язык является родным для большинства населения; их называют внутренним кругом (inner circle), который включает Великобританию, США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию и белое население Южно-Африканской Республики;

2) типы английского произношения в бывших британских колониях (Индия, Сингапур и др.), где английский -- один из официальных языков, так называемый второй язык (second language); они получили название «внешний круг» (outer circle);

3) английский язык в странах, в которых он является самым распространенным иностранным языком, изучаемым в школах и высших учебных заведениях, например в России и Китае; это «расширяющийся круг» (expanding circle). [Качру, 2006]

Необходимо отметить тот факт, что между кругами не существует четких границ и поэтому один и тот же вариант может быть отнесен к разным кругам [Прошина, 2010]. Также особенность современной языковой ситуации состоит в том, что представители второго и третьего кругов в силу их численного превосходства чаще общаются друг с другом, чем с носителями языка первого круга. При этом традиционно происходит деление на два основных типа произношения, характерных для носителей языка в Великобритании или США. На британский вариант произношения ориентированы Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканская Республика. Североамериканский вариант принят в Канаде. Британское влияние сохранилось в Западной Африке. Европа, в том числе Россия, всегда избирала британский вариант произношения в обучении английскому языку как иностранному. Но в целом в мире отмечается численное превосходство носителей американского варианта английского произношения, в частности в Юго-Восточной Азии, в странах Тихоокеанского бассейна [Соколова, 2003].

В настоящее время все англоговорящие нации имеют свои национальные варианты произношения, которые имеют определенные отличительные черты, но которые в то же время имеют много общего, почему и считаются вариантами одного языка. При этом в каждой стране существуют:

1) национальный стандарт (national standard) произношения, который представляет собой орфоэпическую норму литературного произношения языка;

2) региональные стандарты (regional standards), соответствующие речи образованных людей, проживающих в регионах, которые частично модифицируют литературное произношение;

3) территориальные типы или местные акценты (local accents), соответствующие традиционным сельским или городским диалектам.

Говоря о национальном стандарте произношения, термин «стандарт» в этом случае может быть определен как принятый в социуме вариант языка, установленный в соответствии с систематизированными нормами правил [Соколова, 2003]. П. Стревенс дает более точное определение стандарту международного английского, который, по его мнению, представляет собой «особый диалект английского языка, единственный нелокализованный диалект, имеющий глобальное распространение без значительной вариантности, всеобще принимаемый как соответствующая образовательная цель при обучении английскому языку, который может быть реализован в речи с неограниченным набором акцентов» [Прошина, 2010]. Однако З.Г. Прошина тут же упоминает, что «международный английский» - это идеальная, лишенная этно-культурных признаков образовательная модель, которую стремятся достичь преподаватели и студенты разных стран, преподающие и изучающие английский язык. Однако в реальности, как и всякий идеал, эта модель в абсолюте не достижима - ни один индивид не может переступить через свою культуру и родной язык» [Прошина, 2010]. И в действительности как такового международного стандарта английского не существует, а существует несколько национальных стандартов произношения, которыми владеют сегодня все англоговорящие нации. Выделяют следующие национальные стандарты произношения:

· Великобритания -- RP (Received Pronunciation или ВВС English);

· США -- GA (General American или American Network English);

· Канада -- GenCan (General Canadian);

· Австралия -- GenAus (General Australian) [Соколова, 2003]

Национальные стандарты ассоциируются с речью дикторов радио и телеведущих, читающих новости на серьезных каналах (3-й и 4-й каналы ВВС; CBS и NBC на американском телевидении). Кроме того, некоторые профессиональные группы, политические и общественные деятели являются символами определенных типов произношения. Форма произношения отражена, т.е. кодифицирована, в произносительных словарях и учебных пособиях для школы, в том числе для взрослых, которые хотят изменить свой акцент.

Приведем примеры региональных (или территориальных) стандартов произношения:

· В Великобритании -- южный, северный, шотландский, северо-ирландский;

· В США -- северный, Северного Мидленда, Южного Мидленда, южный, западный.

Для жителей, владеющих региональными стандартами, существенной является принадлежность к тому региону, который исторически был основным источником национальной нормы. В таком регионе (юго-восток Англии; Север, Северный Мидленд и Запад США) речь подавляющего большинства жителей имеет наименьшие отклонения от национального стандарта. И наоборот, северный и шотландский акценты на Британских островах, южный (…) и восточный (Нью-Йорк, Бостон и …) акценты в США имеют наибольший набор отклонений от национального стандарта и потому легко идентифицируются жителями других регионов [Соколова, 2003].

Вторым важным моментом является социальный статус людей, проживающих в регионах: чем он выше, тем меньше отклонений от RP и GA. И наоборот, наибольшие отличия от стандарта проявляются в среде рабочих как в сельской местности, так и в промышленности, что является показателем их социокультурного уровня. Кроме того, речь большого количества этнических групп несет следы интерференции родного языка. В США кроме афроамериканского разговорного английского языка (AAVE -- Afro-American Vernacular English), который считается отдельным диалектом в силу особенностей грамматики и словарного состава, значительные фонетические особенности отмечаются у испаноговорящих американцев, а также у выходцев из Юго-Восточной Азии, стран Карибского бассейна и Мексики .

Итак, фонетика английского языка изучает типы английского произношения, характерные для различных территорий, социальных групп (включая целые классы людей), отдельных индивидуумов. Проживание на различных территориях, как, например, в США или Австралии, а также в особых районах города вследствие сегрегации (например, сегрегация афроамериканского населения в американских городах, при которой отсутствуют тесные контакты с другими этническими группами) создает условия для существования нескольких типов произношения одного языка, затрудняющих взаимное понимание.

1.4 Современные британские произносительные нормы

В истории английского языка в Великобритании диалекты следовали определённой модели. В 15 веке Англия являла собой сплошное чередование региональных диалектов. С ростом городов появился нормативный язык, им стала в основном лондонская форма юго-восточного диалекта. С течением времени она утратила некоторые местные признаки и окончательно утвердилась в речи представителей образованного класса, закончивших частные школы. Именно благодаря школам это произношение (Received Pronunciation) и сохранилось. До недавнего времени это произношение являлось неким социальным стандартом, с которым связывалось определённое положение в обществе. В общественном сознании оно было связано с языком вещания ВВС, именно этот стандарт преподаётся в учебниках английского языка для иностранцев. Однако анализируя состояние современного RP, Д. Кристал отмечает, что с исчезновением жестких границ меду социальными классами RP более не является символом социальной элиты. Скорее - это акцент образованности, причём он распадается на несколько разновидностей. Наиболее распространён вариант ВВС, но даже и здесь идет разделение на консервативные и новомодные формы. Первые встречаются в речи более старших дикторов, вторые ассоциируются с определёнными социальными и профессиональными группами. [Кристал, 2003]

Ранние записи ВВС наглядно демонстрируют, насколько изменился RP за последние несколько десятков лет, кроме того стало очевидно, что любой акцент, даже «лучший», подвержен изменениям. Однако самый важный вывод в том, что RP уже не распространён в той же степени как 50 лет назад. Он всё ещё остаётся языком королевской семьи, парламента, Англиканской церкви, Верховного суда и прочих национальных институтов, но факт остаётся фактом: на этом акценте в чистом его виде говорят менее 3 % населения Великобритании. Наиболее образованные люди говорят на смеси RP с региональными нормами - на умеренном (modified) RP. [Кристал, 2003] Более того, нынешний RP уже не является однородным. В нём выделяют 3 основных типа: консервативные формы, используемые старшим поколением и традиционно представителями определённых профессий и социальных групп; общие формы, используемые дикторами ВВС; продвинутые (новые) формы в речи молодого поколения. [Соколова, 2003]

В результате влияния определённых факторов в послевоенный период (рост урбанизации, повышения уровня образования, массовая культура), RP подвергся заметному влиянию региональных диалектов. Последние исследования британского варианта английского языка показали, что давление нормативного английского так велико, что многие носители по сути стали билингвами, т.е. говорят на RP с учителями и переключаются на родной акцент в обществе себе подобных. Такое состояние лингвистической двойственности, при которой один тот же индивид пользуется как литературной нормой, так и местным диалектом в зависимости от социальной ситуации, называется диглоссией. Диглоссию нельзя путать с билингвизмом, который представляет собой владение двумя разными языками. В случае со-существования диглоссии и билингвизма имеет место так называемое переключение кодов, которым занимаются социолингвистика и психология. [Соколова, 2003]

Чистый RP может вызывать враждебность и подозрение, особенно в регионах со своими собственными произносительными нормами (Шотландия, Уэльс). Несмотря на всё, RP обладает ещё значительным статусом. Самое удивительное в том, что на нём говорят гораздо больше людей за рубежом, чем в родной стране, поскольку его преподают иностранцам, хотя, например, шотландский акцент гораздо легче усвоить. Кроме того, RP стал источником для многочисленных фонетических и фонологических исследований. [Кристал, 2003]

Поскольку британский вариант английского языка становится одним из самых несущественных среди других, поскольку появляются новые языковые нормы, поскольку всё меньше британских учителей английского языка свободно могут говорить на RP, можно предположить, что его роль будет постепенно уменьшаться.

1.5 Обучение произносительной стороне речи

В настоящее время в мире большое значение придается именно коммуникативной компетенции человека, которая позволяет осуществить международное сотрудничество. При этом важным стало не только, что говорит человек, но и как он говорит, так как это способствует лучшему сотрудничеству с представителями других стран на международном уровне. Поэтому овладение произносительными навыками, как способностью построить грамотную с точки зрения носителя языка речь, продемонстрировать ее мелодию (что включает в себя владение фонетическими навыками: интонацией, ритмом, корректным произношением) приобретает особую актуальность на современном этапе обучения любому иностранному языку.

И прежде чем начать рассматривать данную тему, целесообразно дать определение понятию «фонетика». Междисциплинарный словарь дает следующее определение данному термину, «фонетика - это раздел языкознания, изучающий субстанциональные (акустические и артикуляционные) особенности звукового строя языка» [Язык…, 2006].

А.Н. Шамов уточняет данное определение: «под фонетикой как аспектом обучения понимается звуковой строй языка, совокупность всех звуковых средств, которые составляют его материальную сторону (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация, паузы), независимо от их смыслоразличительных функций» [Шамов, 2008].

Основной целью обучения фонетике в средней школе, как считает Е.И. Пассов, является формирование произносительных навыков как компонентов сложных речевых умений аудирования, говорения, чтения и письма. Произносительный навык определяется, как способность осуществлять синтезированное действие, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее адекватное звуковое оформление речевой единицы [Пассов, 2009].

Г. А. Рогова называет произносительные навыки весьма специфичными: по принадлежности к РД - это речедвигательные навыки; т.к. речевые существуют только в звуковых образцах, произносительный навык слит с лексико-грамматическими навыками, где он по характеру речевой. С другой стороны, своим функционированием он обязан движениям органов речи. В свою очередь, произносительный навык состоит из двух операций: артикулирования и интонирования, которая, в отличие от первой, обладает обязательно качеством ситуативности, маркированностью речевой задачи. Т.Е. Сахарова выделяет два вида произоносительных навыков - слухопроизносительные и ритмико-интонационные Рогова, 2009.

Речевыми слухопроизносительными навыками Ф.М. Рабинович называет навыки фонемно-правильного произношения всех изученных звуков в потоке речи, понимание всех звуков при аудировании речи других.

В основе слухопроизносительных навыков лежит понятие «фонема». М.А. Соколова фонемой называет совокупность фонетически существенных признаков, свойственных данному звуковому образованию. Качество слухопроизносительных навыков зависит от развития т.н. фонематического слуха (способности человеческого уха к синтезу и анализу речевых звуков на основе различения фонем) [Соколова, 2006.

Ритмико-интонационными навыками Т.Е. Сахарова называет навыки интонационно и ритмически правильного оформления речи и, соответственно, понимания речи других Рогова, 2009.

При овладении иноязычной фонетикой большое значение придается знаниям в области фонетики. М.А. Соколова называет фонетическими знаниями называет отражение существующих в иностранном языке звуковых явлений различных уровней - звука, фонемы, слова и предложения, правильных отношений между графемой и фонемой, а также транскрипционных обозначений, однозначно характеризующих звуковые явления. В узком смысле знания фонетических явлений подразделяет на знания отдельных звуков (правила дистрибуции и комбинирования звуков в данном языке) и знания внутри слов или внутри речевого такта / предложения (ритм, фразовое ударение, интонация).

Знания обеспечивают реализацию принципа сознательности при овладении иноязычной фонетикой, что позволяет наиболее рационально формировать произносительные навыки учащихся Соколова, 2006.

Итак, овладение звуковым строем языка является обязательным условием общения. В средней школе обучение произносительной стороне иноязычной речи преследует, прежде всего, практическую цель. По мнению Ж.Б. Варениновой, наличие прочных произносительных навыков обеспечивает нормальное функционирование всех видов речевой деятельности и конкретизирует задачи обучения произношению следующим образом:

- постановка произношения (2 кл., 5-6 кл.);

- поддержание слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков (3 кл., 6-9 кл.);

- корректировка и совершенствование произносительных навыков (на протяжении всех лет обучения) Веренинова, 2005.

Обучение фонетике в средней школе происходит в условиях отсутствия естественного языкового окружения, минимального времени обучения, поэтому достичь уровня аутентичного произношения практически невозможно. Однако в настоящее время утвердился реалистический принцип в области овладения иноязычным произношением, в основе которого лежит идея аппроксимации - приближения к нормативному произношению.

По мнению И.Л. Бим., реализация принципа аппроксимация при овладении произношением в средней школе происходит в двух направлениях:

1) в ограничении количества иностранных звуков и интонационных моделей;

2) в приблизительной артикуляции звуков и интонационных моделей Васильев, 2008.

При этом, выделяя основное требование к отбору фонетического материала, В.А. Васильев считает, что даже в режиме аппроксимации должны отрабатываться фонетические особенности, прежде всего, действительно актуальные для коммуникации, в соответствии с их реальным функционированием в иностранной речи, причем в системе Васильев, 2008.

Говоря об ограничении объема фонетического материала для школьников, ученые-методисты выделяют фонетический минимум. Он представляет собой отобранный в соответствии с определенными принципами набор фонетических явлений, необходимых и достаточных для овладения иностранным языком как средством общения в пределах требований, предусмотренных программой. Фонетический минимум разделяются на активную и пассивную части. Активный фонетический минимум В.А. Васильев определяет, как набор звуков и интонационных моделей, предназначенных для воспроизведения. Пассивный фонетический минимум - это набор звуков и интонационных моделей, предназначенных для узнавания в речи и их понимания Васильев, 2008.

По мнению В.А. Васильева активный фонетический минимум отличается от пассивного фонетического минимума следующим:

- в активном фонетическом минимуме допускается аппроксимация, в пассивном фонетическом минимуме - ее нет;

- в состав активного фонетического минимума включены только смыслоразличительные фонемы, в составе пассивного фонетического минимума - смыслоразличительные фонемы плюс варианты фонем;

- активный фонетический минимум усваивается путем концентрации произвольного внимания (сознательное подражание образцу, усвоение правил артикуляции), пассивный фонетический минимум - на основе непроизвольного внимания Васильев, 2008.

В фонетический минимум обычно включают звуки, звукосочетания, фонетические явления и интонационные модели. Для решения вопросов, связанных с обучением произношению, Н.И. Жинкин считает, что большое значение имеет сравнительный анализ фонологической базы изучаемого и родного языков. На его основе выявляются трудности, возникающие перед учащимися при изучении фонетических явлений, что, в свою очередь, определяет характер работы над ними. Овладение отдельными звуками и особенно их комплексами (значимыми отрезками речи) облегчает знание и практическое усвоение наиболее важных общих закономерностей произношения в изучаемом языке, главным образом тех, которые отсутствуют в звуковой системе родного языка Жинкин, 2008.

Так как иноязычная звуковая форма изучается на основе речевых привычек родного языка, то возникают различные трудности в зависимости от степени совпадения или различия явлений иностранного и родного языков. Произносительные особенности обусловили появление методической типологии фонетического материала, под которой понимается группировка фонем в соответствии с возможными трудностями их усвоения в речи. Основываясь на исследованиях фонетического строя иностранного языка и особенностях его усвоения русскими учащимися, Н.И. Жинкин и А.Н. Леонтьев условно поделили все звуки английского языка на три группы:

1. Фонемы, близкие к фонемам родного языка по артикуляции и акустическим свойствам: [m], [f], [g], [t], [d], [l] и т.д.

2. Фонемы, которые кажутся в силу наличия общих свойств одинаковыми с фонемами русского языка, но отличающиеся от них существенными признаками: [ж], [e], , [i], , [Л], [?:], и др.

3. Фонемы, не имеющие артикуляционных и акустических аналогов в родном языке: [w], [h], [?], [r], , [и] и др.

До недавнего времени считалось, что наиболее трудной для усвоения является третья группа, т. к. при работе над звуками этой группы необходимо создать у учащихся новую артикуляционную базу. Но практика работы показала, что особенно трудно учащиеся усваивают звуки второй группы, где слишком сильным оказывается интерферирующее влияние родного языка учащихся Жинкин, 2008.

Наличие методической типологии фонетического материала облегчает работу учителя по организации ознакомления и тренировки фонетических средств иностранного языка. Она помогает выбрать правильный, наиболее рациональный путь введения нового звука, а также способы и приемы его объяснения и тренировки в речи учащихся для обеспечения формирования корректных фонетических навыков.

Работа над произношением традиционно начинается с введения фонетического материала. Формирование фонетических навыков связано с развитием коммуникативных умений устной речи и чтения. Поэтому последовательность введения звуков и интонационных моделей определяется речевыми образцами и их лексико-грамматическим наполнением.

Приемы введения фонетического материала зависят от возрастных особенностей учащихся. В начальной школе, например, часто используются приемы имитации, сказки и образы, реже - приемы ассоциаций. Далее следует закрепление, автоматизация и выход в речь.

Работа над фонетикой ведется на основе типовых фраз в следующей последовательности:

1) восприятие предъявления звука в словах или фразах на слух;

2) показ и объяснение учителем способа производства звука (пояснение его артикуляции). При работе над отдельными звуками преподаватель может давать элементарные фонетические правила, например о положении языка, губ, степени напряженности органов речи;

3) воспроизведение (проговаривание) учащимися звука за диктором или учителем в сочетании с другим звуком, затем в слове, словосочетании, фразе (многократное воспроизведение звука учащимися);

4) знакомство с транскрипционным значком звука;

5) чтение звука - слова с данным звуком, словосочетаний с данным звуком, произнесение слова и фразы в целом (за диктором/учителем/ хором/ индивидуально).

6) контроль произнесения звука [Пассов, 2009].

При введении звуков и интонаций продуктивно задействовать жесты. Так, повышающий или понижающий тон, основное и второстепенное ударение легко показать руками. Дирижирование, отбивание ритма, интонационная разметка фраз способствует эффективному введению интонационных моделей.

Подобные документы

    Изучение истории формирования американского варианта английского языка. Основные лексические и грамматические различия американского и британского варианта английского языка. Анализ фонетических и фонологических особенностей вокализма и консонантизма.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2013

    Формирование американского варианта английского языка. Различия в лексике, орфографии, произношении, грамматике. Образцы речи в американском варианте английского языка. Распространение американского английского в британском варианте английского языка.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2011

    Английский язык за пределами Англии. История формирования канадского варианта английского языка. Лексические, грамматические и фонетические особенности канадского варианта английского языка. Сленг в Канаде. Сопоставление двух вариантов английского языка.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2014

    Афроамериканский вариант английского языка, его история возникновения и влияние на восприятие истинно английского языка. Лингвистические (грамматические и лексические) особенности афроамериканского варианта английского языка, его фонетическая структура.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2014

    Фонетические и лексические особенности канадского варианта английского языка. Основные грамматические и фонетические особенности австралийского варианта английского языка. Основные фонетические особенности новозеландского варианта английского языка.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2008

    Виды британского английского языка, изучение основных региональных фонетических особенностей. Общая характеристика, интонация, длительность, темп, ритм спонтанной речи. Анализ фонетических особенностей спонтанной речи на базе аудиовизуального материала.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2014

    Определение понятия "варианта английского языка" (по сравнению с диалектом), его типы и отличительные особенности. Основные фонетические, грамматические и лексические особенности австралийского варианта английского языка по сравнению с британским.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2014

    Роль игры на уроках английского языка в младших классах. Место игры в процессе обучения в условиях 12-летней школы. Виды игр, используемых на уроках английского языка. Драматическая игра как средство изучения английского языка. Анализ их применения.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2011

    Интенсивность процессов формирования австралийского варианта английского языка в XIX веке. Основные фонетические и грамматические особенности. Полное соответствие орфографии британскому варианту английского языка. Небрежное австралийское произношение.

    презентация , добавлен 02.10.2016

    Тенденции языка к упрощению орфографии. Исследование трансформаций английского языка у его носителей. Лингвистический анализ американского, шотландского, ирландского, индийского, африканского, австралийского вариантов. Лексика английских канадизмов.

История английского языка в Индии начинается с 1600-х годов, когда возникла Ост-Индская компания, и первые английские миссионеры появились на полуострове Индостан . В начале 1800-х годов в христианских школах началось преподавание английского языка. В 1835 правительством Британии в Индии английский язык был введен в школах и университетах страны. И к этому времени в Индии уже существовали билингвы, знающие английский, которые требовались, по мнению Т.Б. Маколея, для того, чтобы «были переводчики между нами и миллионами, которыми мы управляем - класс людей, индийцев в крови и цвету кожи, но англичан по вкусу, мнению, морали и интеллекту» . Английский стал официальным и академическим языком Индии в начале ХХ века. Подъем националистического движения в 1920-х годах привел к некоторым анти-английским настроениям, хотя само движение использовало английский в качестве средства коммуникации. Во время борьбы за независимость поощрение развития и использования местных языков и борьба с языками империи были способами, при помощи которых представители национальной элиты отличали себя от западных колониалистов и определяли свою идентичность. После обретения независимости, однако, представителям элиты потребовалось отличаться от простого люда своих стран. Этим средством послужило свободное владение английским, французским и другими западными языками. В результате представителям элиты стало намного проще общаться с жителями Запада и друг с другом, чем с народом из своих обществ .

C 1865 по 1947 английский язык постепенно стал средством официального общения в области управления и образования. Популярность английского языка росла, и он прославился как язык власти, престижа и удобства общения. И хотя в то время английский язык был иностранным, коренные жители Индии быстро привыкли к нему . После обретения независимости, восприятие английского языка как чужеродного прекратилось, английский продолжал широко использоваться, и новая конституция Индии после тщательного обдумывания была написана на английском языке [Курченкова, 2012].

В 1960-х же годах назрела конфликтная ситуация вокруг английского языка. Было запланировано, что в 1965 году английский язык лишится статуса государственного и будет называться «дополнительным государственным языком» до тех пор, пока не закончится полномасштабный переход на хинди. Однако в связи с протестами некоторых штатов, в которых хинди не получил распространения, была сохранена ситуация, когда два языка являются государственными. И теперь из-за быстрой индустриализации и многонационального влияния в экономике, английский язык продолжает оставаться популярным и влиятельным средством связи в государственном управлении и бизнесе .

В настоящее время английский занимает «ассистирующую» позицию по отношению к хинди, официальному языку Индии . Б. Качру отмечает, что английский в настоящее время выполняет как национальную, так и международную функции, которые различны и дополняют друг друга. Английский, таким образом, приобретает позицию власти и «новой элитарности» . Не смотря на это, спор об английском языке продолжается по сей день [Курченкова, 2012].

Английский язык является не только официальным языком в Индии, но и самым общеупотребительным. Наравне с Китаем Индия лидирует по числу людей использующих английский в качестве второго языка. Индийские фильмы пишутся на английском языке. Почти все рекламные объявления в Индии на английском языке. Нет такой хорошо оплачиваемой работы, где бы не требовалось хорошее понимание английского. Обучение в высших учебных заведения проводится полностью на английском языке . В междунароной газете «The International Herald Tribune» 2011 года утверждается, что сейчас в Индии английский язык имеет силу и качество национального языка .

По мнению Дэвида Кристала, английский язык в Индии популярен в основном среди элиты экономической, профессиональной, политической и общественной жизни Индии. Особенно это относится к Южной Индии, где английский язык является универсальным языком, в то время как хинди выполняет эту функцию на Севере. В некоторых частях Индии английский более предпочтителен в качестве универсального языка широкого общения, чем хинди . В. И. Карасик отмечает, что при противопоставлении английского языка каждому конкретному местному индийскому языку произошло деление сфер влияния. Местным или родным языком пользовались в быту, английским же языком пользовались, выйдя на более высокий уровень социального общения. В то же время, в ситуации взаимодействия множества местных индийских языков и диалектов английский язык выполнял и в настоящее время играет роль универсального языка международного общения [Карасик, 1992].

Английский, на котором говорят в Индии, отличается от того на котором говорят в других странах, и он рассматривается как особый вид, который называется Indian English - индийский английский язык. Джейсон Балдридж провел детальное изучение английского языка в Индии, и пришел к выводу, что индийский английский является самостоятельным вариантом английского языка (ИА). Многие индийцы утверждают, что он очень похож на британский английский, но это поверхностное мнение. Следует иметь в виду, что не каждый языковой элемент используется каждым носителем индийского английского языка, и что существует много региональных вариантов. Тем не менее, уникальные для данного варианта элементы различных уровней языка могут быть выделены и идентифицированы, что свидетельствует о существовании индийского английского. Они работают на различных фонологических, морфологических, лексических, синтаксических уровнях . А В.М. Панькин и А.В. Филиппов в своем словаре называют индийский английский язык индианизированным английским и дают ему определение как национальному варианту английского языка в регионах Индии, с упрощением и искажением нормативного английского и введением слов из местных языков. Характерной чертой этого языка, по их мнению, является замена в английских словах межзубного согласного, обозначаемого на письме как th: that произносится как , three - как . [Панькин, 2011]

Индийский вариант английского языка распадается на диалекты, важнейшими из которых являются:

· Standard Indian English -- используется в федеральных СМИ Индии, практически совпадает с Хинглиш (Hinglish)

· Хинглиш (Hinglish) -- диалект, на котором говорят в основном люди, родным языком которых является хинди

Хинглиш -- распространённый в Индии языковой вариант английского языка, принятый национальный стандарт этого языка на территории Индии. Дэвид Кристал в 2004 году предположил, что на этом языке говорят около 350 миллионов человек [Курченкова, 2012]. Хинглиш является соединением хинди и английского языка. Он чаще звучит в речи современной студенческой молодежи, многих образованных индийцев, индийских специалистов, работающих в области информационных технологий или аутсорсинге, и торговцев. Хинглиш доминирует в кино, на телевидении, особенно на музыкальных и развлекательных каналах, рекламе, СМИ, также является языком субкультуры или гибридной культуры определенного класса этнических индийцев, проживающих или рожденных за пределами Индии [Чаттерджи, 1989].

Следует отметить, что Хинглиш как современное явление не проходит незаметно. Наблюдается его присутствие не только в крупных городах Индии, но чаще его можно услышать и в отдаленных населенных пунктах, где молодежь, не имея возможности учиться или продолжать образование, устраиваются на работу в местах, облюбованных туристами или торговцами. Ежегодно в Индии проходят конференции, где специалисты различного уровня обсуждают стремительное распространение Хинглиша в самой Индии и за рубежом. Главы крупнейших рекламных агентств считают, что из-за поверхностного знания английского языка большинства индийцев, вас могут понять, если Вы разговариваете с ними на более доступном Хинглише. Большинство транснациональных корпораций предпочитают давать свои объявления также на Хинглише [Чаттерджи, 1989].

English is the de facto national language of India. It is a bitter truth. Hindi films are now written in English - the instructions in the screenplays are in English, and even the Hindi dialogue is transcribed in the Latin alphabet. Mumbai’s film stars, like most educated Indians, find it easier to read Hindi if it is written this way.

Английский язык фактически стал национальным языком Индии. Это горькая правда. Индийские фильмы теперь пишутся на английском языке - все указания актёрам в сценарии пишутся по-английски, и даже диалоги на языке хинди записываются буквами латинского алфавита. Звёзды киностудии в Мумбае (бывш. Бомбей), как и большинство образованных индийцев, считают, что легче читать хинди в такой записи.

Almost all advertising billboards in India are in English. There is not a single well-paying job in the country that does not require a good understanding of the language. Higher education here is conducted entirely in English. When Hindustan Pencils makes cheap pencils, which its sells to rural children for a rupee apiece (about 2 cents), the company prints the brand name, “Jobber,” in English. “A villager has more respect for a brand that is written in English,” said Dhruman Sanghvi, a company director.

Почти все рекламные объявления в Индии на английском языке. Нет такой хорошо оплачиваемой работы, где бы не требовалось хорошее понимание английского. Обучение в высших учебных заведениях проводится полностью на английском языке. На карандашах фирмы Hindustan Pencils, которые дети в сельской местности покупают по цене рупия за штуку (около 2 центов), по-английски написана торговая марка “Jobber”. "Сельские жители больше уважают торговую марку, написанную по-английски", - говорит директор компании Друман Санджави.

Many Indians would say that India’s national language is Hindi. They would say it with pride if they are from the north and with a good-natured grouse if they are from the south. But this is a misconception. The fact is that, according to the Indian Constitution, the country does not have a national language.

Многие индийцы скажут, что национальный язык Индии - хинди. Скажут с гордостью, если они с севера страны, и с добродушным ворчанием, если с юга. Но это неверное представление. Фактически, по индийской конституции, в стране нет национального (государственного) языка.

In the years that followed the nation’s independence from the British in 1947, there were efforts to hoist Hindi as the national language, but regional linguistic sentiments were high. In the southern state of Tamil Nadu, men immolated themselves to protest what they thought was the colonizing power of Hindi. As a compromise, Hindi was downgraded to one of the two official languages in which the government would conduct its business.

В годы после получения независимости от Британии в 1947 году делались усилия поднять хинди до уровня государственного языка, но этому мешало недовольство сторонников других местных языков. В южном штате Тамил Наду люди приносили себя в жертву в знак протеста против колонизаторского, по их мнению, насаждения хинди. В виде компромисса хинди был "понижен" до статуса одного из двух официальных языков для работы органов государственной власти.

The other official language was English, which has long been considered a default language, a foreign language. But this is no longer true. Since independence, the influence and reach of English have grown immensely. It is impossible to arrive at a credible figure for the number of Indians who understand English (a lot), who can read it (many) or who can write it (very few). But what is indisputable is that in India today, English has the force and quality of a national language.

Вторым официальным языком стал английский, который долго считался языком "на крайний случай", иностранным языком. Но теперь всё изменилось. После получения независимости влияние и распространение английского языка очень сильно возросло. Невозможно точно установить число индийцев, понимающих английский (таких много), читающих по-английски (много) или умеющих писать по-английски (таких очень мало). Но бесспорно, что в сегодняшней Индии английский язык имеет силу и качество национального языка.

Accepting that English is the national language would have benefits that far outweigh soothing the emotions of Indian nationalism. It is to emphasize this point that Chandra Bhan Prasad has built a temple to the Goddess English in an impoverished village in the northern state of Uttar Pradesh.

Признание английского языка национальным дало бы преимущества значительно большие, чем потакание эмоциям индийских националистов. Чтобы подчеркнуть это, активист Чандра Бан Прасад построил храм богини английского языка в бедной деревне в северном штате Уттар Прадеш.

People like Mr. Prasad, who want to liberate the poorest segment of the population, the Dalits, through the extraordinary power of English, view Indian culture and all related sentiments with suspicion. It was that same culture that had once deemed the Dalits “untouchable,” relegating them to the lowest of the low in the caste hierarchy.

Такие люди, как г-н Прасад, хотят освободить беднейший слой населения, далитов, с помощью чрезвычайной силы английского языка. Они с подозрением смотрят на индийскую культуру и связанные с ней национальные чувства. Именно эта культура когда-то назвала далитов "неприкасаемыми", определив для них самое низкое место в кастовой системе.

In Mr. Prasad’s temple, there is an idol in robes, wearing a wide-brimmed hat. Very soon, Mr. Prasad said, he would encourage young Dalit couples to include a ritual in their wedding ceremony in which they would sign the letters A, B, C and D on a piece of a paper. “That would be a promise they make that they will teach their children English,” he said.

В храме г-на Прасада стоит идол в одежде и широкополой шляпе. Прасад сказал, что в его планах внедрить особый ритуал в свадебную церемонию: чтобы молодожёны-далиты писали на бумаге буквы A, B, C, D. "Это будет их обещанием обучать своих детей английскому языку", - говорит он.

The chief beneficiaries if English attained this status would be the children who attend the free schools run by the central and the state governments. An overwhelming majority of such schools are not taught in English. Indian politicians, whose own children attend private English-language schools in India and abroad, want their constituents to marinate in their mother tongues.

Если английский язык получит статус национального, в наибольшем выигрыше окажутся дети, посещающие государственные школы. В подавляющем большинстве таких школ преподавание не на английском языке. Индийские политики, чьи собственные дети учатся в Индии и за границей в частных школах с преподаванием на английском языке, хотят, чтобы дети их избирателей мариновались в их родных языках.

Sanjay Tiwari, the son of an illiterate security guard, was a victim of this attitude. Until the age of 16, he studied in Hindi and Marathi-language schools. Then, he taught himself English, “and escaped.” He is now a marketing executive who makes a reasonable living in Mumbai, “only because I can speak in English.”

Санджай Тивари, сын неграмотного охранника, стал жертвой такого отношения. До 16 лет он учился в школах с преподаванием на хинди и марати. Затем самостоятельно выучил английский язык и "вырвался". Сейчас он специалист по маркетингу, живёт в Мумбае и хорошо зарабатывает "только потому, что могу говорить по-английски".

Raj Thackeray, a pugnacious politician in Mumbai, is enraged by the diminished status of Marathi and the predominance of English in the city. His supporters have been known to beat up people who they believed disrespected the Marathi language. He wants everybody in Mumbai to learn Marathi. When asked why his own son goes to one of the best English-language schools in Mumbai and not to a Marathi-language school, he replied that the question was not important and was politically motivated.

Радж Текерей, задиристый политик из Мумбая, возмущён снижением статуса языка марати и господством английского языка в его городе. Известно, что его сторонники избивали людей за неуважительное, по их мнению, отношение к языку марати. Он хочет, чтобы все жители Мумбая учили марати. Когда его спросили, почему его сын учится в одной из лучших английских школ Мумбая, а не в школе с обучением на марати, он ответил, что этот вопрос неважен и провокационен.

His followers would no doubt follow his example if they could. For all their laments about the siege of the Marathi language, they would probably put their children in English-language schools, too, the moment they could afford to do so.

Его сторонники последовали бы его примеру, если бы могли. При всех причитаниях об осадном положении языка марати они, скорее всего, тоже отправили бы своих детей в английские школы при первой возможности.

Стали думать: в какие страны отправиться на этот раз? Где английский язык может измениться до неузнаваемости? Выбрали 4 государства, где “инглиш” – это официальный язык, но даже обладатель advanced может ВООБЩЕ ничего не понять.

  • Канада – английский там довольно прост для понимания, но есть особенности произношения и своя лексика.
  • Индия – уже посложнее. Отличия в грамматике, разумеется, в лексике и своеобразном акценте.
  • Ямайка – следующий уровень сложности. При просмотре роликов с местными жителями иногда ловила себя на мысли: они точно говорят на английском?
  • Сингапур – тут я ловила себя на этой мысли постоянно.

Итак, поехали (точнее, полетели).

What abOOt Canada, Eh?

Канадский английский язык очень похож (в частности произношением), но многое есть и от британского варианта: например, в словах colo u r, valo u r есть буква u, буква z называется ‘zed’, а не ‘zee’ . Еще влияние на английский имеет второй официальный язык (французский) и коренные индейские языки: Оджибва, Кри и др.

Как сойти за канадца: о произношении

Самая известная и часто высмеиваемая особенность канадского акцента – это произношение слов типа about , house , south и т.д. Вместо [ əˈb t ] канадец скажет ‘ab oo t’ . Подробнее об этой особенности в видео.

Звук [ ð ] может произноситься как [ d ] (this превращается в ‘диз’ ), звук [ ʌɪ ] заменятеся на [ iː ] (wife становится ‘виф’).

Но в остальном произношение очень похоже на американское.

О сленге и не только: лексика в Канаде

В Канаде имеются свои словечки. Какие-то из них заимствованы из индейских языков (в основном, они относятся к флоре и фауне) – Chipmunk (бурундук), Moose (лось), Muskeg (болото) и др.

Также есть французские заимствования, например, слово toque (вязаная шапка) .

Но наиболее интересный лексический пласт – это сленг. Вот несколько примеров:

  • loonie – монета в 1 канадский доллар,
  • toonie – монета в 2 канадских доллара,
  • doeble-doeble – кофе с двумя порциями сахара и сливок,
  • dart – сигарета.

Самое известное местное слово – Eh (канадский tag question).

You do want to go, eh? = don’t you?

Но не удивляйся, если этим словом тебя поприветствуют на улице, ведь у него есть и такая функция.

Джимми Джимми Ача Ача, или Что такое Hinglish

Кроме английского, официальным языком Индии является хинди. Еще 18 языков признаны в качестве региональных (но в действительности используется более трех сотен языков и диалектов!). Поэтому английский претерпел в этой стране некоторые изменения.

Что такое ретрофлексия: об индийском акценте

Лично у меня индийское произношение ассоциируется с героем “Теории Большого Взрыва” – Раджешом Кутраппали (хотя исполнитель роли родился в Лондоне, он имеет заметный акцент).


Актер Кунал Найар о своем акценте

Итак, каковы основные особенности:

  • Звуки [ ɔɪ ] и [ əʊ ] трудны для жителя Индии, поэтому boy превращается в ‘buy’ , а go в ‘guy’ .
  • Нет разницы между звуками [ w ] и [ v ] : what звучит как ‘ват’ .
  • Звуки [ θ ] и [ ð ] заменяются на [ t ] и [ d ] (видимо, сочетание th вызывает сложности у всех изучающих английский).
  • Два последующих гласных звука заменяются на один длинный с [ r ] на конце: beer [ bɪə ] становится ‘bir’ , а pear [ pɛːi ] звучит как ‘per’ .
  • Короткое [ e ] становится длиннее и выше: pen превращается в ‘paenn’.
  • И самая выделяющаяся черта – ретрофлексия звука [ r ] (с поднятым к твердому небу языком). Текстом объяснить эту особенность очень сложно, поэтому предлагаю посмотреть видео, из которого ты узнаешь еще и несколько диалектных слов.

Лексика в Индии

У жителей Индии английский язык позаимствовал многие слова: jungle, bungalow, guru, nirvana и др.

Еще больше заимствованных из Индии слов в статье .

Однако, огромное количество слов так и осталось существовать только в Hinglish:

  • badmash – хулиган,
  • tiffin – завтрак,
  • lakh – hundred thousand,
  • achcha – good, okay.

В завершение разговора об Индии предлагаю посмотреть отличный стэндап про индийский акцент (и не только) от Расселла Питерса.

Английский на Ямайке, или Почему даже их произношение заставляет танцевать

Для разговора об этой стране нам понадобится понятие “ямайский креольский язык” или Патуа. Это исключительно устный язык, который был образован в 17 веке на основе английского для общения рабов со своими англоговорящими хозяевами. От английского языка в нем есть только лексика (да и то сильно трансформированная).

Много интересного о ямайском креольском языке можно найти на сайте jamaicans.com . А в разделе glossary ты найдешь внушительный список слов.

Его не нужно путать с ямайским вариантом английского языка. На Патуа общаются в неформальной обстановке. Английский же – это язык СМИ, образования и т.д. Он сочетает в себе черты , с приправой из и неизбежных влияний Патуа.

Английский в стиле регги

  • Как и в Индии звуки [ θ ] и [ ð ] заменяются на [ t ] и [ d ].
  • Звук [ h ] в словах типа happy и house не произносится.
  • Сочетания согласных звуков часто упрощаются: best становится ‘bes’ , respect ‘respeck’ а land ‘lan’.
  • Звук [ r ] после гласных произносится в словах типа hard , corn , nurse.
  • В безударном положении гласные произносятся так же, как и в сильной позиции в словах типа about , bacon , arrival (эта особенность создает особый ритм ямайского акцента).

Учим сленг и разбираем песни Боба Марли

На Ямайке используются и британские (rubbers, bonnet, windscreen, holiday), и американские слова (crib, apartment). Пускают в ход и слова, заимствованные из Патуа: duppy = ghost, vendah = informal vendor/hawker и др.


А вот, кстати, и слово duppy в действии. В строчке “So if you a bullbucka, let me tell you this I’m a duppy conqueror”. Bullbucka = duppy (злой дух). Боб же говорит, что он duppy conqueror – то есть победитель злых духов.

Советую посмотреть это видео, где ты узнаешь много распространенных ямайских фраз. Если тема по-настоящему заинтересует, изучи канал этой милой девушки, ведь там много отличных видео про ямайский язык.

Английский в Сингапуре: как не спутать его с Singlish

В Сингапуре тоже есть креольский язык, который называется Singlish (история его появления такая же, как и на Ямайке). Это язык неформального общения. Государственным языком вновь является английский (хотя 1 / 3 жителей Сингапура общаются на нем и в домашних условиях).


Очень смешное видео: Красавица и Чудовище на Синглише

На английский язык в Сингапуре влияние имеет не только креольский Singlish, но и малайский язык, ирландский диалект и др.

Не жалей финальный согласный: произношение в Сингапуре

  • Нет разницы между звонкими и глухими звуками в конце слова: rice и rise прозвучат одинаково (это похоже на классическую русскую ошибку в произношении, подробнее о которой ).
  • Вновь звуки [ θ ] и [ ð ] заменяются на [ t ] и [ d ].
  • Традиционно [ r ] не произносится (как в BrE), но под влиянием американских СМИ многие молодые сингапурцы стали произносить этот звук в словах типа heart, port.
  • Нет разницы между короткими и длинными гласными звуками.
  • “Роняют” финальные согласные звуки: act – “ac”, find – “fine” и т.д.

Что же значит слово Lah?

В сингапуре, как и в Австралии, (о которой мы писали в ) любят сокращать слова и выражения:

  • Nevermind => Nehmind
  • I don’t want it => Dowan
  • Excuse me => Scuse
  • Like that => Liddat
  • What is the time now => Now what time

Есть у них и свое коронное словечко, типа канадского Eh – это слово Lah (которое по сути ничего не означает). Это что-то вроде американского “йоу”, и добавляется оно в конце предложения. Как говорят сами жители Сингапура: с этим словом предложение обретает более веселый, неформальный окрас.

I can’t – прозвучит мрачно и даже грубо;

I can’t lah – весело и непринужденно.

Вот другие диалектизмы, используемые в основном для выражения эмоций:

  • Aiyoh – вроде нашего “ой”: Aiyoh, spill! (Ой, пролил)
  • Wah lau eh – междометие, обозначающее удивление и возмущение: Wah lau eh, why so hot today!
  • Sian – что-то похожее на наше “черт” или “блин”.

И да, не удивляйся, если во фразе жителя Сингапура не будет ни артиклей, ни необходимого порядка слов и т.д.

Where is the nearest toilet? => Toilet where?

В добрый путь

Итак, наше путешествие по англоговорящим странам подходит к концу. Надеюсь, было интересно и полезно. Теперь выбирай “сорт английского” себе по душе и отправляйся в страну, где на нем говорят, чтобы попрактиковаться. Удачи! 🙂



mob_info