Периодизация развития семьи. Жизненный цикл семьи. основные этапы развития семьи. кризисы семьи. Стадии развития семьи

Функции семьи - сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей всех членов.

1. Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу она обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

2. Хозяйственно-бытовая функция заключается в удовлетворении социальных и материальных потребностей членов семьи (в пище, крове), содействует сохранению их здоровья.

3. Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите, а также обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействуя сохранению их психологического здоровья.

4. Функция духовная (культурная) общественная - удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимное духовное обогащение.

5. Функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членов семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств не может самостоятельно строить свое поведение в соответствии с социальными нормами.

6. Сексуально-эротические функции - удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, как семья при этом регулирует сексуально-эротическое поведение членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизведение общества.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями. В современном обществе значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, сексуальная, воспитательная, духовная. Брак все больше рассматривается как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных.

В современном мире семья, кроме традиционных функций, а именно воспитательной и репродуктивной, стала выполнять функцию психологического убежища - места снятия напряжения и создания эмоционального комфорта. Особенно это касается молодых пар, ведь создание благополучного психологического климата в семье является залогом дальнейшей успешной семейной жизни.

Стадии развития семьи

В первый "медовый" год супружества, как показывают исследования психологов, 37% супружеских пар утверждают: отношение к спутнику (спутнице) жизни стало более строгим, 29% отмечают возросшее число разногласий. Изменяется восприятие друг друга, происходит переоценка. Супружество представляет собой динамическую картину, начинается с идеализации своего партнера, отношений с ним. На смену этому приходит разочарование (тем больше, чем большим было очарование), затем только наступает улаживание отношений. Почти половина обследованных заявила, что подобная динамика оказалась для них неожиданной и намного сложнее, чем они предполагали.

Итак, жизнь семьи естественным образом распадается, по мнению Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич - Куземкиной и Т.Ф. Веленты , на несколько стадий. На каждой из них перед семьей встают специфические задачи, а их решение требует объединенных, согласованных усилий.

1. А-стадия. Молодая семья без детей в период становления взаимоотношений. Она начинается в день заключения брака и оканчивается, когда жена известит мужа о том, что готовиться стать матерью. Основная задача семьи сформировать образ "МЫ", научиться жить как нечто единое целое, приспособиться друг к другу в условиях ограниченной свободы, уметь выражать свои чувства на языке семейного бытия.

Б-стадия. Молодая супружеская пара в период ожидания первенца. Главное здесь приспособиться к новым обязанностям и чувствам, связанным с беременностью.

2 стадия. Формирование семьи.

Основная задача - приспособление супругов к роли родителей, реорганизация семейных взаимоотношений с учетом потребностей младенца и дошкольника.

3 стадия. Стабилизация или воспитание детей.

Задача супругов - воспитание детей дошкольного и подросткового возраста, подготовка их к самостоятельной жизни.

4 стадия. Пожилая супружеская пара, живущая отдельно от взрослых детей.

Начало её - отъезд из родительского дома последнего из детей, а окончание - смерть одного из супругов. В этот день данная семья заканчивает свой жизненный цикл.

Естественно описание стадии является лишь схемой, так как разделение возможно лишь в однодетной семье. При наличии двух и более детей происходит наложение стадий.

В.А. Сысенко сгруппировал все браки следующим образом:

1. Совсем молодые: от 0 до 4 лет.

2. Молодые: 5-9 лет.

3. Средние: 10-19 лет.

4. Пожилые: 20 и более.

Для совсем молодых браков характерны первоначальные вхождения в мир друг друга, распределение труда и обязанностей в семье, решение финансовых, жилищных и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождения в роли мужа и жены, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.

Молодым бракам присущи проблемы, связанные с рождением и воспитанием детей напряженность бюджета времени, резкое ограничение досуга, возрастание физической и нервной усталости. Все это накладывается на любовь и формирование супружеской дружбы.

В психологическом плане сущность этих двух стадий сводится к сложному и многообразному процессу адаптации супругов друг к другу и к совместному образу жизни. Известно, к сожалению, что 65% разводов приходятся на первые 10 лет супружества. А согласно классификации В.А. Сысенко, это характерно для "совсем молодых" браков.

Поэтому особенно важна адаптация супругов в нравственном плане, это предполагает обсуждение и осмысление взаимных действий супругов в плане "для семьи - против семьи", а также последовательное и целеустремленное слияние двух "я" в одно "мы", слияние, при качественном улучшении "мы" идет на пользу каждому из "я".

Кризисы жизни семьи

Э.Г. Эйдемиллер считает, что через этапы жизни проходят, так называемые, «нормативные стрессоры», т.е. обычные трудности, которые в острой форме переживаются всеми семьями, например, труд взаимного приспособления, формирование взаимоотношений с родственниками, воспитание и уход за ребенком, ведение домашнего хозяйства. Сочетание перечисленных трудностей в определенные моменты жизненного цикла приводит к семейным кризисам. Несомненный интерес представляют исследования чешских ученых, установивших два «критических» момента в семейной жизни.

А). Между 3-м и 7-м годами развития семьи.

Критический момент наибольшей остроты достигает в периоде между 4-м и 6-м годами. Ведущую роль приобретают изменение эмоциональных взаимоотношений, нарастание числа конфликтных ситуаций, рост напряжения (как проявления трудностей в перестройке эмоциональных взаимоотношений между супругами, отражение бытовых и других трудностей).

Б). Между 17-м и 25-м годами.

Ведущую роль играет нарастание соматических жалоб, тревожности, пустоты жизни, связанных с отделением от семьи детей.

Выявление кризисных периодов в жизни семьи имеет важное значение, особенно для того, чтобы предупреждать появления кризиса.

Этапы развития семьи

Как и человек, взрослея претерпевает определённый жизненный цикл, так и отношения человеческие претерпевают определённый жизненный цикл.

И семья проходит определённые этапы развития.

Человек никогда не может вдруг создать семью. Это невозможно также, как невозможно из новорождённого ребёнка вдруг превратиться во взрослого человека.

С ростом и развитием человека одновременно меняется и его положение в обществе и затем в семье. А, соответственно, в ногу с этими изменениями семья развивается и меняется также.

Наш сайт love-911 рассмотрит с Вами этапы развития семьи для того, чтобы Вы понимали: какие этапы развития семьи существуют, как они проходят и формируются, перетекая из одного в другой.

Этапы развития семьи

1. Уровень развития взрослого человека

Имеется ввиду одинокий человек, ещё без своей новой семьи.
Смотря на сколько этот человек развит, на сколько психологически готов к новым независимым от родителей отношениям, он имеет те или иные шансы создать свою счастливую семью.

Психологическая готовность проявляется в таких личностных качествах, как уверенность в себе, самостоятельность, понимание добра и зла, сформированность внутренних правил жизни, её построении, о ценностях и приоритетах в жизни. Всё это формировалось в процессе его роста и развития в собственной семье на собственном опыте.

В зависимости от того, что он почерпнул из своей семьи, какой пример был у него перед глазами, он сможет построить те или иные отношения. Например, если отец бил мать, то, вероятнее всего, мальчик будет вести себя также. Если он был маменькиным сынком, то и в семье он не проявит особой самостоятельности.
Также и женщина: если её мать били, она будет провоцировать мужа и терпеть побои. Если же её родители правильно строили отношения, то и она будет со своей стороны строить их по их образу и подобию.

2. Момент встречи будущего партнёра или партнёрши

Начинается с влюблённости, затем - страстный роман, который приводит к мысли о браке и создании семьи. Если на этой стадии всё проходит благополучно, то влюблённые обмениваются общими представлениями о браке, вместе представляют свои отношения и свою семейную жизнь.

3. Регистрация брака

После успешного протекания предыдущего цикла, пара заключает брак и начинает вести совместное хозяйство, а, соответственно, формируется и общая жизнь.
В этот период развития пара пытается наладить жизнь, которая теперь зависит от них, они должны: научиться вести совместное хозяйство и распределить обязанности: кто будет главным в семье, когда необходимо завести ребёнка, как кто должен выглядеть, как одеваться, как вести себя каждый из новоиспечённых супругов.

В зависимости от того, насколько у них разные или одинаковые представления об этом, этот период будет проходить легче, либо сложнее для них обоих.

Если жизнь молодых начинается вместе с их родителями, то здесь большую роль играют их родители, которые могут оказывать на своих детей сильное влияние. И, от того, будет ли оно положительным или отрицательным, будет создаваться и фон их молодой семьи.

Здесь как раз и отразится зрелость супругов, которая проявится в способности решать конфликты, умении общаться и договариваться друг с другом и родителями. А также проявятся их настоящие чувства друг к другу.

4. Появление первого ребёнка

Это ещё один кризис в семье. Особенно, если ребёнок появился в первый же год брака супругов, то им тяжелей вдвойне, так как они ещё между собой толком не разобрались, а теперь надо ещё разбираться и распределять дела и обязанности, учитывая появление третьего члена семьи. Когда появляется ребёнок, неизбежны усталость и психологическое напряжение. Причём в большей степени матери, а не отца, что сказывается на климате в семье. Решать спокойно возникающие ежедневно проблемы с ребёнком и с домом становится невозможно, обстановка накалена до предела. Именно поэтому часто в этот период супруги не выдерживают и разводятся.

Немного облегчить ситуацию можно, если собственные отношения супругов устаканились. Они решили все внутрисемейные конфликты по максимуму. После этого можно думать о ребёнке.

Заранее оговорите все обязанности, которые каждый из вас будет выполнять. Подготовьтесь к появлению ребёнка основательно. Это не значит только чтение литературы о том, как он развивается и всё в этом духе, а о том, с какими сложностями приходится сталкиваться молодым при появлении ребёнка. Понятно, что ко всему не подготовишься, и всё не продумаешь, но вы будете иметь оба представление о жизни с третьим маленьким членом вашей новой семьи. И это не будет шоком для Вас, что облегчит период адаптации в этот период.

5. Рождение второго ребёнка

Если предыдущие стадии проходят благополучно, и вы решили завести второго ребёнка, то эта стадия не будет тяжёлой, так как каждый из супругов уже знает что их ждёт. Мало того, у них уже есть опыт и практика. Зачастую мужья намного лучше готовы к отцовству и чувствуют себя уверенней и спокойней. От этого и жене легче.

Единственное но: часто, если первой была девочка, то она для младшего братика или сестрёнки становится няней. Таким образом, её детство резко прекращается, и все члены семьи относятся к ней, как ко взрослой, требуя от неё взрослого поведения, тогда как она взрослая лишь на фоне только что рождённого ребёнка. По сравнению же с реально взрослыми людьми, она ещё ребёнок. И это важно помнить.

Также необходимо знать, что между детьми часто возникает ревность, и каждый из них борется за любовь родителей, как может. Обычно этой любви достаётся больше младшим детям, старшие же лишены этой любви. Этого нельзя допускать, иначе могут быть серьёзные последствия в виде психических расстройств со всеми вытекающими…

6. Школьный возраст детей

В этот период очень большую роль играет то, насколько родители или мама, будет участвовать в жизни и обучении ребёнка: чем больше родители вложат в ребёнка в этот период, тем больше ребёнок сможет достичь.

Это понимает не каждый, считая, что как только ребёнок начал ходить в школу, значит, он стал взрослым и самостоятельным.

Предоставляют жизнь ребёнка ему самому, лишь изредка проверяя: «Как дела в школе?»

На самом же деле в этот период ребёнок сталкивается с новыми правилами и законами, испытывает удачи и неудачи, у ребёнка начинается становление личности.

Поэтому необходимо помочь в этом ребёнку, поддерживать его, участвовать в его школьной жизни, только тогда ребёнок сможет адаптироваться к новым условиям и требованиям жизни, в которых от него ждут более серьёзных успехов и решений.

7. Половое созревание и кризис середины жизни

Это период начала полового созревания первого ребёнка. Это когда ребёнок определяет своё «я» в жизни, как отдельной ячейки общества, не зависящей от родителей. Осложняется дело тем, что он лишь хочет быть независимым от родителей, но в реальности всё ещё зависим от них.

Так начинаются проблемы «отцов и детей», потому что ребёнок пытается быть самостоятельным, как правило, прибегая лишь к внешним проявлениям взрослости (агрессия, непослушание, вредные привычки и т.д.), так как быть по-настоящему взрослым - это не то, что думает себе подросток. Ваша же задача - подготовить его к этой взрослой жизни: объяснить, что быть взрослым - это нести ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь окружающих людей.

В этот период подросток нуждается в вашей поддержке, но всеми силами её отталкивает. Поэтому здесь родители должны проявлять изобретательность и смекалку, чтобы оказывать эту поддержку незаметно.

Чаще всего, конец полового созревания юношей совпадает с кризисом среднего возраста у родителей, поэтому период этот не из лёгких. Когда на глазах родителей ребёнок вырывается из под их крыла, родители понимают, что добрая половина их жизни прожита, и надо подводить итоги и делать выводы из того, что им удалось, а что нет.

Времени уже исправлять свою жизнь не так много, а итоги могут оказаться неутешительными. И, в зависимости от того, насколько супруги будут довольны результатом, сделанного анализа о своей жизни, будет зависеть их дальнейшее поведение.

Часто супруги недовольны тем, что добились. И тогда их целью становится - продлить свою жизнь, чтобы успеть исправить и изменить то, что им кажется неправильным. Именно в этот период нередки связи с молодыми партнёрами, которые как бы делают их моложе. Они чувствуют себя более энергичными и кажется что всё ещё впереди. Это приводит к разрушению столь долго строящейся семьи.

Тем же супругам, которым удалось осуществить совместно свои желания и мечты, легче переживают этот кризис, находя силы поддержать друг друга и продолжать совместную жизнь, продолжая строить отношения, отталкиваясь от возрастных особенностей.

  • Билет 30. Причины, характер и периодизация Первой мировой войны. Участие России в войне.
  • Билет № 13 Происхождения жизни. Теория Опарина-Холдейна
  • Билет № 14 Происхождения жизни. Теория панспермии. Теория вечности жизни
  • Введение

    1. Периодизация семейной жизни

    2. Природа супружеских конфликтов и кризисные периоды в развитии семьи

    3. Психотравмирующие последствия

    4. Предупреждение супружеских конфликтов

    5. Разрешение конфликтов между супругами

    6. Этапы психологического консультирования

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Супружеские отношения представляют собой сложнейшую гамму: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т. п.

    Супружеские конфликты существуют столько, сколько существует моногамная семья. В патриархальной семье конфликты случаются редко. В традиционном обществе и по светским законам и по религиозному писанию главой семьи является муж, а жена должна во всем ему уступать. Так в своде законов Российской империи указывалось, что «жена обязана повиноваться мужу своему, как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность»

    После революции 1917 г. Советское правительство повело борьбу с существовавшими формами семейных отношений. А.М. Коллонтай писала: «…Надо сказать прямо то, что есть: старая форма семьи отжила. Коммунистическое общество в ней не нуждается… Семья представляла собой самостоятельный замкнутый коллектив, этого не должно и не может быть в коммунистическом обществе»

    Существование семьи как единственного неконтролируемого и консервативного института раздражало коммунистов. Они стремились заменить семейные связи производственно-коллективными. Такая попытка им во многом удалась. В годы коммунистического правления многие супружеские конфликты решались в парткомах, профкомах, на общих партийных собраниях трудовых коллективов.

    Такие методы и законы регулирования семейных отношений во многом обеспечивали относительную стабильность семейных уз в монархическом и тоталитарном обществах.

    Переход от авторитарного к демократическому типу семьи значительно осложнил взаимоотношения супругов. А нестабильные общественные отношения в современном российском обществе во многом обуславливают и нестабильность семейных отношений. В последние годы в России на каждые 100 заключенных браков приходится примерно 50 разводов. Ради справедливости необходимо отметить, что проблема стабильности семьи является актуальной не только для России, но и для большинства западных стран.



    Периодизация семейной жизни

    Семья - это единственная социальная группа, приспособившаяся к многочисленным сменяющим друг друга событиям в такой небольшой временной промежуток и в таком небольшом жизненном пространстве.

    По определению российского психолога и предпринимателя В.В. Столина, семья - это «открытая система, подверженная внешним и внутренним воздействиям», и, по его утверждению, она «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия». Семейные отношения не могут быть установлены сразу, так как семья - не статичное образование, она развивается и изменяется под воздействием ряда факторов. Поэтому, говоря о семье, необходимо рассмотреть и периодизацию этапов ее развития.

    Выделение этапов развития семьи может быть связано со статистикой кризисов семьи. Так чешский психотерапевт Станислав Кратохвил выделял в жизни семьи свои критические периоды: 4-6 лет и 17-25 лет совместной жизни. Эти периоды семейной жизни связаны с изменениями функций семьи и соответствующими им изменениями в ее структуре. Полина Босс, профессор-психолог из Миннесотского университета, называет их нормативными стрессорами, то есть трудностями, которые испытывает большинство семей. На начальном этапе - трудности привыкания друг к другу, отношения с родственниками; на следующем этапе - организации быта и воспитания детей; на дальнейших этапах - появляются представления о невозможности возродить супружеские отношения.



    Американский психолог Вирджиния Сатир выделила следующие этапы, которые проходит каждый член семейного коллектива по мере роста:

    Первый кризис: зачатие, беременность и рождение ребенка.

    Второй кризис: начало освоения ребенком человеческой речи.

    Третий кризис: ребенок налаживает отношения с внешней средой, чаще всего это происходит в школе. В семью проникают элементы другого, школьного мира, нового, как для родителей, так и для самих детей. Учителя обычно играют те же роли в воспитании, что и родители, а это в свою очередь требует адаптации, как со стороны детей, так и со стороны родителей.

    Четвертый кризис: ребенок вступает в подростковый возраст.

    Пятый кризис: ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках независимости и самостоятельности. Этот кризис часто ощущается родителями как потеря.

    Шестой кризис: молодые люди женятся, и в семью входят невестка или зять.

    Седьмой кризис: наступление климакса в жизни женщины.

    Восьмой кризис: уменьшение сексуальной активности у мужчин.

    Девятый кризис: родители становятся бабушками и дедушками.

    Десятый кризис: умирает один из супругов, а потом и второй.

    Все эти этапы сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовительного периода и последующего перераспределения всех сил. Когда же три или четыре кризиса проходят одновременно, то жизнь становится более напряженной, чем обычно. Вирджиния Сатир считает, что это наиболее естественные кризисы, которые переживаемые большинством людей.

    Возможно выделение определенных этапов развития семьи по соответствующим им задачам.

    Добрачное общение. Приобретение опыта общения с другим полом, выбор партнера, приобретение опыта эмоционального и делового общения, частичная психологическая и материальная независимость от генетической семьи.

    Брак-принятие на себя супружеских социальных ролей.

    Этап «медового месяца». Установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации быта, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

    Этап молодой семьи. Решение о продолжении рода, рождение ребенка, возвращение на работу супруги, начало посещения ребенком детского сада.

    Зрелая семья. Создание новой структуры отношений, возможно пополнение ее новым членом, новой личностью, соответственно изменяются и роли родителей.

    Семья людей старшего возраста. Возобновление супружеских отношений, но с новым содержанием семейных функций.

    Таким образом, можно сказать, что в определенные периоды изменения цикла жизни семьи появляется тенденция к кризисам и конфликтам.

    Итак, основные стадии и этапы развития семьи:

    1. Период ухаживания. «Конфетно-букетный» период: период романтических встреч, влюбленности, партнеры еще не начали жить вместе.

    2. Совместная жизнь без детей. Собственно, создание семьи. Переход с конфетно-букетного периода к совместной жизни сопровождается известным кризисом первого года совместной жизни. Поскольку каждый несет свою собственную модель из родительской семьи, в это время происходит притирка двух разных представлений о семейной жизни, выработка устраивающих обе стороны бытовых правил.

    3. Семья с маленьким ребенком. Кризис при рождении первого ребенка влечет появление новых ролей: теперь не только муж и жена, а еще и папа, мама. Этот кризис также известен как кризис 3 лет в отношениях, так как по прошествии трех лет в семье зачастую уже появляется ребенок.

    4. Зрелая семья. Через несколько лет брака семья представляет собой сложный организм, на управление которого требуется все больше и больше ресурсов. В семье могут появиться второй и последующие дети, все они требуют внимания, вложений, усилий. Супруги становятся старше, меняются их личные задачи, мировоззрение. У них появляются успехи или неудачи в карьере, отношениях с друзьями, испытания в других жизненных сферах. Браку предстоит серьезный вызов: супруги будут только совместными партнерами по хозяйству и воспитателями, или они будут по-прежнему любить друг друга, развивать совместные интересы и уделять внимание отношениям? В этот период психологи говорят о кризисе 7 лет отношений.

    5. Семья со взрослыми детьми. Дети становятся взрослыми и постепенно готовятся к уходу из семьи. Прочный брачный союз помогает детям постепенно отделиться и вовремя повзрослеть – в такой семье взрослые дети живут своими интересами, влюбляются, ведут активную социальную жизнь. Если же отношения супругов проседают, то они всеми силами будут стремиться не дать ребенку повзрослеть. В такой семье совместная забота о ребенке – это единственное, что поддерживает брак, в связи с чем родители обычно не принимают избранницу сына (избранника дочери), находят в нем реальные и мнимые недостатки, агрессивно ввязываясь в жизнь взрослого ребенка и навязыя свое мнение.

    6. Выросшие дети покидают родителей, семья снова состоит из двух супругов. Когда дети вырастают и уходят от родителей, то супруги сталкиваются с новым испытанием. Осталось ли что-либо от их отношений или их роли «муж» и «жена» перестали существовать и остались только «мама» и «папа»? Теперь не нужно круглые сутки совместно решать проблемы болезней, выпускных экзаменов, несчастных влюбленностей и других треволнений детей. Дом опустел и супруги остаются наедине. Возможно, что детьми постоянно занималась жена, а муж активно строил карьеру. В таком случае, если женщина не смогла создать свое личное пространство, то ее жизнь потеряет смысл, вследствие чего начнется кризис как у нее, так и в отношениях.

    7. Выход на пенсию. Для многих семей это переломный момент, когда приходится перестраивать жизнь на совсем новый лад. Разводы тут происходят редко, а изменения настроения и характера - частенько. Для кого-то это долгожданная пора свободы, когда можно заниматься любимыми делами, творить и путешествовать, для кого-то тоскливый конец жизни, который неизвестно зачем приходится доживать. Важным моментом тут оказывается взаимопомощь в паре, когда каждый помогает другому не уйти в негатив, поддерживать позитив в отношениях и видение жизненных перспектив.



    mob_info