Формы и методы, используемые учителем для адаптации первоклассников. Доклад на тему "организация обучения первоклассников в адаптационный период" Быть рабочему месту или не быть

Серова Юлия Сергеевна

учитель начальных классов МБОУ ООШ №3

Как организовать первоклассника!

Букет цветов в твоих руках.
И ранец новый за плечами,
В глазах волненье и восторг,
Сжимаешь крепко руку маме.
Сегодня главный праздник твой,
Ты первый раз шагаешь в школу,
Ты - первоклассник, ты - большой!
Теперь всё будет по-другому.

Илона Грошева

Нет, я решительно не знала, что мне делать с этими беспомощными первоклассниками. Выпустив четвертый класс, я сама оказалась вдруг беспомощной: первачки плохо воспринимали то, что я им говорила, постоянно отвлекались. Я писала планы уроков, но выполнить их в полном объеме не могла.

… Когда в наступившей тишине, которую с трудом удавалось установить вдруг падал портфель, ручка или пенал, класс взрывался. Всем непременно нужно было узнать, кто уронил, что именно упало и что за этим последует. Через эти школьные моменты жизни, наверное, проходили многие начинающие учителя начальных классов.

Проблема адаптации первоклассников к новым формам жизнедеятельности в школе возникает при любых условиях обучения. Содержание, методы и формы работы в этот период определяются как возрастными и индивидуальными особенностями поступающих в школу детей, так и характерными особенностями системы работы учителя.

Для того чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый вид деятельности, учителю необходимо, прежде всего, изучить его стартовый уровень.

Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникационном и физическом отношениях.

Современная наука выработала критерии готовности к школе, исходя из уровня интеллектуальной подготовки (А.В. Запорожец и др.), развития речи (Л.Е. Журова, В.И. Логинова, Ф.А. Сохин и др.), математического развития (А.М. Леушина и др.), нравственно-волевого воспитания (Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева и др.), воспитания готовности к позиции школьника (И.А. Домашенко, В.А. Гелло, И.В., М.И. Лисина и др.). Кроме того, рассматривается соотношение понятий "школьная зрелость" и "готовность к школе", а также вопросы преемственности дошкольного и школьного воспитания и образования (Н.Ф. Алиева, С.В. Гаврилова, Ю.Ф. Змановский, А.А. Люблинская).

Педагогика и психология накопили множество вариантов объективного изучения готовности детей к школьному обучению.

Опыт работы, изучение научной литературы, посещение большого количества уроков у разных учителей позволили мне выделить некоторые организационно – методические приемы, с помощью которых в сравнительно короткие сроки можно достичь хороших результатов в организации детского коллектива.

Одним из направлений в развитии педагогической мысли, основанной на применении ненасильственных методов воздействия на личность, является педагогика стимулирования. Она – наследница прогрессивных традиций мирового опыта гуманистического воспитания, восходящих от Ф.А.Дистервега, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж-Ж. Руссо (на Западе), П.Ф. Каптерева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и других (в России).

Наиболее успешно реализуется в работе прием поощрения . Его можно распространять на одного ученика, группу учеников, целый класс.

Поощрение полезно сочетать с перечислением недостаточно сформированных у детей правил: посадки, письма, чтения и других. С одной стороны, это делается как бы попутно, без выделения на уроке специального времени, с другой - такое упоминание о правилах находит моментальный отклик в действиях учащихся.

Правила в данном случае выполняются с большим желанием и интересом.

Можно применять поощрение с целью профилактики возможных нарушений при выполнении различных действий, недостаточно усвоенных детьми.

Например, учитель говорит: «Сейчас я посмотрю, кто из вас быстро и бесшумно откроет учебник». Флажок на парте или у рабочего места, наклейка цветочка, смайлика и др. на обложке тетради – такое поощрение носит уже предметный характер.

Поощрение часто используют во время игры. Например, детям предлагается игра «Кто подарит этот букет». Смысл ее в следующем. Каждый цветочек букета и ваза вырезаются из цветной бумаги или из открытки. В процессе урока или всего учебного дня они вручаются наиболее отличившимся учащимся. В игре «Кто построит этот дом?» в качестве поощрения детям также раздаются детали дома (крыша, стены, окна, дверь и т.д.). В аналогичной игре «Кто станет альпинистом?» ученики получают часть горы - это может быть просто треугольник, разрезанный на несколько частей.

В конце урока ученики, получившие, какой либо поощрительный предмет выходят к доске и сами (или с помощью учителя) собирают предмет на доске. Из кусочков, розданных детям, появляется гора, и юных альпинистов поздравляют с восхождением на нее. На уроке такую игру полезно проводить, когда объясняется сложный учебный материал.

В течение всего учебного дня игра обычно используется в конце недели, четверти или праздничные дни. Игровой процесс является прекрасным стимулом и дисциплинирует учащихся в наиболее сложные периоды учебы.

В своей работе для организации первоклассников я часто использую прием: счет команда. В работе с малышами он позволяет быстро организовать их на выполнение различных подготовительных или итоговых работ (вход в класс и выход из него на перемену, подготовка к уроку, к окончанию учебных занятий и т.п.)

Вот, например, как можно организовать работу при сборе ученических тетрадей;

на счет «раз» - закрыть тетрадь;

на счет «два» - взять ее в руки;

на счет «три» - сложить две тетради вместе, передав, их ученику сидящему справа или слева;

на счет «четыре» - передать тетради впереди сидящему ученику.

Если ученики сидят за отдельными партами, то они передают тетради впереди сидящим на счет три.

Из личного опыта работы было замечено, что прием сила голоса , (его интонационная окраска) оказывают удивительное влияние на малышей. Много раз я замечала, что у учителей, говорящих громко, в классе бывает шумно и на перемене дети начинают покрикивать друг на друга, невольно подражая учителю.

Не касаясь чисто индивидуальных, личностных качеств у учителей, методические пособия показывают лишь те приемы, которые легко можно использовать любой учитель. Но даже они оказываются достаточно действенными, особенно на начальном этапе формирования классного коллектива, столь необходимого для успешной организации учебных занятий. Поэтому в своей педагогической деятельности использую методы и приемы оказания помощи первоклассникам в период адаптации разработанные педагогами и психологами.

Игры-знакомства для установления межличностных отношений, игровая деятельность в учебное и внеурочное время.

Индивидуальная помощь каждому ученику, хвалим за конкретный результат, поддерживание положительного отношения к учению:

  • динамичный экран настроения;
  • физкультминутки, точечный массаж по методу (А.А. Уманской), пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук;
  • развивающие занятия педагогами класса и психолога школы;
  • рекомендации родителям.

Используя, эти приемы в комплексе могу, сказать, что результат организованности в моем классе к началу второй четверти находится на уровне выше-среднего, но моя работа на этом не заканчивается, поэтому буду продолжать работать над улучшением результата.

Считаю, что очень важно учить ребенка сравнивать то, чему он научился, с тем, что он мог делать некоторое время назад. Например, сравниваем его ранние работы с работами сегодняшнего дня и вместе обсуждаем пройденный путь. Если такую привычку удастся выработать, то школьник всегда будет стремиться к новым достижениям. А способность эмоционально переживать сам факт успешно выполненной работы повышает уверенность в своих силах.

Но, не смотря ни на что, именно здоровье определяет успешность обучения и организацию наших детей. Важно создать для ребенка все условия, обеспечивающие полноценный отдых, питание, обучение.

Литература

1 . Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., 2004.

2. Карпекина Т. В., Макарьева О. Ю. Условия успешной адаптации первоклассников (круглый стол для воспитателей) // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. №1.

3. Конева О. Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие - Челябинск: Изд-во ЮУРГУ, 2000.

4. Нижегородцева Н. В., Шадрикова В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

5. Нечаева Н.В. Методика « Развитие устной речи»

6. Платонова А.А. Успешное завтра будущего первоклассника // Нач. школа, 2005, № 5.

7. Чутко Н.Я. Методика «Раскрашивание фигур»


Вы вновь на моем блоге, и я рада вас видеть! Здравствуйте! Не побоюсь показаться занудой, и снова задам навязчивый вопрос родителям первоклашек: а вы готовы начать школьную жизнь? Да-да, именно вы, родители! Ребёнок-то давно готов: спит и видит себя на утренней линейке, вышколенный до блеска, с новым портфелем и букетом цветов.

Когда сталкиваешься с некоторыми, пусть маленькими и вполне решаемыми проблемами, нарабатывая бесценный опыт, стараешься потом облегчить жизнь себе и окружающим, делясь этим самым опытом. Сегодня хотелось бы оказать небольшую помощь родителям новоиспечённых учеников и разобраться, как обустроить рабочее место для первоклассника.

План урока:

Быть рабочему месту или не быть?

Подготовка к урокам за кухонным столом или по принципу «где свободно» сегодня – прошедший этап советских времён, когда в широко известных «хрущовках» помещалось как минимум две, а то и три семьи. «Кто первый встал, того и тапки» — вот как раньше дети делали домашнее задание. Очень надеюсь, что такие походные условия для школьников остались далеко позади.

Можно ли предоставить в маленькой квартире уголочек вашему будущему первоклашке, чтобы он с комфортом приобретал новые знания? А поменять уже привычную глазу обстановку в большой квартире, нарушив «потом и кровью» выстраданный и своими руками выстроенный пару лет назад интерьер?

Дизайнеры, которые делают из всего «конфетку» убеждают, что совместить дома можно всё, зависит это от нашего желания. Главное: делать это с душой и правильно.

Так что рабочему месту для будущего школьника однозначно быть! А вот как его эффективно организовать? Следуйте за мной!

В тесноте, да не в обиде, или куда поселить школьника

К выбору места для школьника стоит подходить с особой скрупулезностью.

  • В первую очередь, потому что это должно быть и эргономично и безвредно для растущего организма, ведь за школьным столом первоклашке придётся провести жуть как много времени!
  • Во-вторых, школьный уголок должен остаться персональным местом для учёбы, а не превратиться через пару месяцев в жилой сектор для всех домочадцев и в склад для игрушек, бытовых предметов и одежды. Из списка мест для собственных нужд родителям выделенный уголок придётся вычеркнуть раз и навсегда.

Итак, если вы готовы, берём в руки большую метлу и начинаем чистить пространство, не жалея и не скупясь.


Ученические столы и стулья: что нужно знать

Ортопедические требования к школьной мебели мы уже с вами подробно изучали. Помните? Кроме подбора мебели под рост ребёнка, стараемся выбрать столешницы с регулируемым наклоном для разного рода занятий: от чтения до творчества, а также исключаем из списка крутящиеся стулья, чтобы не дать повода превратить занятие уроками в цирковой аттракцион.

Из истории про растущую мебель мы с вами уяснили, что идеальным вариантом для первоклашки будет трансформируемая парта.

Что ещё важно для мебели? Психологи говорят, что не стоит забывать про цвет. Так, чересчур яркие краски на «вау» воспринимаются только первые несколько часов и постепенно начинают раздражать глаза. Сделайте выбор в пользу «золотой середины». Это могут быть бежевые, светло-кофейные, болотные, жёлтые тона, даже красный, но тёплых оттенков – все они не будут утомлять.

Да будет свет!

Пусть стул и стол не подойдут по росту, мы знаем выход из положения: подберём под ноги подставочку, подложим под спинку подушечку. Это не беда и даже не её половинка! А вот если ребёнок не видит что пишет, и не может разобрать, что читает, вот она – трагедия! Хорошее освещение – залог здоровых глаз и успешной учёбы. Для лучика света в школьном рабочем царстве тоже есть свои правила.

  • Размещая стол напротив окна, помните, что солнечные лучики могут отражаться от столешницы, если она глянцевая, а это прямая нагрузка на зрение. Выхода два: стол — в другое место или матовая столешница.
  • Идеально для учебного стола — боковая сторона у окна. Для правшей солнечные лучики должны падать слева, для левшей – в точности до наоборот. Аналогичные правила действуют и для светильников.
  • Полумрак всей комнаты при одном лишь освещённом рабочем месте сильно влияет на утомляемость. Достичь уюта можно при помощи светодиодных полосок, которые лепятся на полки, точечных лампочек, расположенных по периметру, а также выключателей, способных регулировать интенсивность света.
  • Окулисты советуют для настольных светильников использовать мощность лампочек не более 60 Ватт.

Приятные глазу мелочи

Ни одно рабочее место не будет завершённым без приятных и полезных мелочей. Где будут ночью спать уставшие от перелистывания книги? Куда после напряженного ручного труда пойдут отдыхать ручки и карандаши? А куда спрячется пластилин ? Конечно, подумать об аксессуарах, шкафчиках и полках очень как нужно!

Что может поселиться на рабочем столе?


Что ещё нужно учесть при организации рабочего места?


Это интересно! Хрустальный глобус считается самым сильным талисманом, помогающим в учёбе школьникам и студентам. Даже если вы не верите в эзотерические приметы, такой подарок на 1 сентября сможет порадовать вашего первоклашку и удачно поселится на его рабочем столе.

Ну а теперь много-много-много необычных идей для обустройства комнаты школьника. Смотрим видео!

Уверена, что у каждого из прошедших подготовку к школе есть свои «пять копеек». Не стесняйтесь, пополняйте копилку дельных советов! На сегодня всё.

Успешной вам подготовки к школе!

Всегда ваша, Евгения Климкович

У нас в доме завёлся первоклассник. Этот факт заставил разработать флай-приёмы для начинающего школьника. Имея опыт работы в школе и зная слабые места в организационных вопросах, стараюсь оптимизировать процессы и сформировать привычку действовать рационально и эффективно.

Выделила три этапа-процесса, которые необходимо оптимизировать:

  • возвращение из школы;
  • подготовка к новому учебному дню;
  • утренние сборы.

Как ни странно, начну я с процесса "возвращение из школы", потому что именно сбой в этом процессе приводит к нервотрёпке на всех остальных этапах. Итак,

Возвращение из школы

По пути из школы беседуем о том, что было на уроках. Нужно получить ответы на следующие вопросы:

  1. Какие уроки сегодня были? Что было на каждом из них (коротенько - о чём говорилось на уроке)
  2. Какой урок понравился больше всего? Почему? Что сегодня узнал самое интересное? Было ли что-то необычное, забавное?
  3. Что показалось трудным? непонятным? неприятным?
  4. Что задано на дом? Сколько будет завтра уроков и какие? Во сколько закончатся?

Это не допрос, это беседа, из которой можно понять в целом, насколько ребёнок привык слушать и запоминать важное, на какие события реагирует острее всего, что упускает из виду. Заодно оценить масштабы домашней работы.

Все дальнейшие действия стараемся делать не вместо ребёнка, а вместе с ним. Пусть он проделывает манипуляции сам - вынимает, вытирает, складывает. Если получилось не слишком аккуратно - лучше направить, подсказать, помочь, но не делать за него полностью всю работу.

Дома переодеваемся в домашнюю одежду. Школьную форму (или то, что служит заменой школьной формой) осматриваем вместе на предмет степени загрязнённости, наличия оторванных пуговиц. лопнувших швов и прочих повреждений. Если повреждения обнаружены - оцениваем, можно ли их ликвидировать прямо сегодня (и резервируем под это время) или нужно будет подобрать другой вариант одежды на завтра. Одежду убираем или в стирку, или на вешалку.

Дальше принимаемся за рюкзак. Выкладываем из него ВСЁ. Заглядываем в пустой рюкзак, не забывая про кармашки. Если там есть крошки, мусор - вытряхиваем. Если появились загрязнения - протираем. (Кстати, вы можете одновременно то же самое проделать со своей сумкой). Разбираем то, что выложили из рюкзака.

Проверяем пенал на предмет сломанных или потерянных вещей. Восполняем утраченное. Смотрим в расписание уроков, откладываем в стопку тетради и учебники, которые понадобятся завтра. Сверяемся с расписанием, что всё необходимое для уроков собрано в стопочку. Укладываем пенал, тетради и учебники в рюкзак.
После этого с чистой совестью можно отдохнуть, отвлечься, заняться домашними делами.

Подготовка к новому учебному дню.

Если нужно выполнить домашнее задание - тетради и учебники вынимаются из рюкзака, выполняется домашняя работа, потом все вещи убираются обратно в рюкзак.

Тут хочу пояснить: кажется более логичным не укладывать учебники и тетради в ранец до тех пор, пока не сделано домашнее задание. Но по опыту - если сразу по приходу домой прочитано расписание на завтра, отобраны и сложены нужные тетради и учебники, гораздо меньше шансов что на ночь глядя вспомнится, что завтра английский, ИЗО или физкультура. И вам не придётся в ночи решать возникшие проблемы.

Если просто отложить нужные учебники и тетради в стопку на стол - большая вероятность, что за время "свободного времени" часть из них перемешается с другими, свалится за стол, перекочует на полку и так далее.

Проверяем готовность одежды. Если нужно чистое бельё или замена одежде, в которой ребёнок пришёл из школы - подготавливаем вечером.

Перед сном ещё раз проверяем расписание, всё ли подготовили, выучили.

Если по дороге из школы ребёнок говорил о трудностях, проблемах, неприятностях, проговариваем их ещё раз, чтобы негатив не закреплялся и не накапливался.

Утро

Утром хорошо бы обеспечить запас в 10 минут, чтобы не было необходимости резко вскакивать с постели, а можно было потянуться, поздороваться, сделать 2-3 простых упражнения.
Одежда и рюкзак уже готовы. Умыться, причесаться, одеться. Если надо - позавтракать (способ оптимизации завтраков у каждого свой - можно это обсудить отдельно). Ну и непременно в хорошем настроении отправиться навстречу новому учебному дню.

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

М.Ю. Спирина

МБОУ СОШ №48

Статья посвящена проблеме формирования мотивации младших школьников к учебно-познавательной деятельности во время адаптационного периода. В данной статье рассказывается об особенностях адаптационного периода и условиях успешной адаптации первоклассников к учебно-познавательной деятельности. Описаны методы и приемы, используемые в адаптационный период учителем при организации учебно-познавательной деятельности.

Проблема адаптации младших школьников является актуальной в настоящее время. Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Для успешного протекания периода адаптации первоклассников важно формирование положительной «Я-концепции» в процессе учебной деятельности. Я-концепция - важный структурный элемент психологического облика личности, складывающийся в общении и деятельности, идеальная представленность индивида в себе, как о другом. Становление Я-концепции, будучи, в конечном счете, обусловлено широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе которого субъект смотрится как в зеркало в другого человека и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Значение различных компонентов Я-концепции с возрастом меняется. Если для дошкольника одним из основных представлений о себе является физическое Я (образ тела), то для младшего школьника - это оценивание себя как ученика .

Для формирования положительной «Я-концепции» возможно использование разнообразных методов, форм и приемов. Сложившаяся «Я-концепция» обладает свойством самоподдержания. Благодаря этому у ребенка создается ощущение своей постоянной определенности, самотождественности.

У учащегося 1 класса появляются новообразования в виде «Я-концепции». Для него в этот период важна внутренняя позиция школьника. Если будет сформирована положительная «Я-концепция», то возникает положительное мнение о себе, ребенок включается в различные виды деятельности. Эта успешность позволяют ученику стремиться к достижению целей. И, наоборот, отрицательно сформированная «Я-концепция» приводит к тому, что ребенок считает себе безуспешным, формируется негативное отношение к процессу обучения и т.д. Учителю важно определить условия, которые позволят сформировать положительное отношение ребенка к учебной деятельности и будут мотивировать учащихся на учебно-познавательную деятельность.

Создавая положительное отношение ребенка к учебе, коллективу, окружающей среде, учитель активно способствует успешной адаптации младших школьников, что является необходимым условием для хорошей успеваемости. Для этого педагогу необходимо создавать на уроке ситуации успеха, вводить систему поощрений, разрабатывать новые формы дневников, портфолио, использовать различные наглядные пособия и, конечно, чередовать виды деятельности. Другими словами учитель обязан создать некую систему средств, формирующих мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

В адаптационный период младших школьников учитель ставит перед собой задачи:

обеспечение психологической адаптации детей;

знакомство с основными школьными правилами;

привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

обучение элементарным приемам обратной связи;

знакомство с системой школьного оценивания;

развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

организация классного коллектива.

Следовательно, под организацией учебно-познавательной деятельности надо понимать специальную упорядоченность учебно-познавательных действий учащихся и учителя, отвечающую целям, мотивам и задачам и протекающую в определенном режиме.

В.В. Давыдов рассматривает учебную деятельность как один из типов воспроизводящей деятельности, которая требует особого внимания и правильной организации. Она становится ведущей в младшем школьном возрасте, поскольку детерминирует возникновение основных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие младших школьников, формирование их личности в целом. . Поэтому, учитывая психологические и физические особенности первоклассников, учителю необходимо строить урок иначе, чем в следующих классах начальной школы.

Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых - воображение.

Домашние задания в первом классе не задаются. Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников. У каждого учителя имеется «копилка» контрольно-оценочных приемов и средств. Такими являются карточки трех цветов, которые обозначают настроение детей на уроке; стенд успеваемости, представляющий собой несколько оснований цветов, лепестки которых дети должны заработать на уроке; картонные звездочки, квадратики и кружочки, которые выдает учитель ребенку на уроке по степени активности. Таким образом, работа по оцениванию учебных достижений первоклассников ведется в следующем направлении: заложить основы оценочной самостоятельности учащихся.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Среди психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения. В уроке представляем несколько структурных элементов: оргмомент, актуализация знаний, постановка темы и цели урока, «открытие новых» знаний, первичное закрепление, контроль и самооценка, итог урока.

Таким образом, можно утверждать, что грамотная организация учебно-познавательной деятельности необходима для успешного адаптационного периода первоклассников, от которого напрямую зависит дальнейшее развитие личности ребенка и его успеваемость.

Литература

    Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося: индивидуальный подход // Серия «Педагогика и психология», 1992, № 3.-97 с.

    Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986

    Педагогический словарь. T.I.M.: Изд-во Акад. пед. Наук, 1960, 778 с.

К началу учебного года родителям будущего школьника следует подумать не только о школьной форме, но и о том, как организовать рабочее место для своего первоклашки. В наших предыдущих статьях мы уже говорили о необходимости создания нескольких зон в комнате любого школьника — зона сна, зона учебы и зона игр или развлечений. Сегодня мы поговорим о том, как обустроить зону учебы для ученика первых классов так, чтобы ему было комфортно заниматься здесь уроками и главное — чтобы эти занятия не принесли вред его здоровью. Мы собрали самые часто задаваемые вопросы родителей первоклашек, ответы на которые помогут в организации рабочего места школьника.

1. Какой стол необходим первокласснику?

Для первоклассника нужно особенно тщательно подойти к выбору письменного стола, ведь от габаритов и модели будет зависеть осанка ребенка, его зрение и, что не менее важно, желание учиться. Относительно размеров письменного стола существует несколько жестких правил:

высота зависит от роста ребенка: первокласснику хватит 45-48 сантиметров. Отправляясь за столом в магазин, возьмите с собой ребенка, только так вы выберете стол, который идеально ему подходит. Письменный стол считается оптимальным, если его край оказался точно на уровне груди сидящего ребенка (тогда он сможет опираться на локти), коленями он не подпирает столешницу снизу, а ноги стоят под прямым углом.

глубина рабочей поверхности должна составлять не менее 60-80 сантиметров, ширина - 120-160 сантиметров.


2
1

Чтобы не менять стол школьника каждые два-три года, лучше отдать предпочтение трансформируемой модели. Кстати, специалисты советуют приобретать для компьютера, который тоже со временем обязательно появится в детской, отдельный стол - делать уроки перед монитором будет неудобно, так что для письма нужна отдельная поверхность. Если комната небольшая и места для двух столов в ней недостаточно, лучше приобрести стол чуть большего размера, например угловой, в одной части которого расположится компьютер, а в другой - останется свободное место для занятий.

2. Где разместить письменный стол в детской?

Лучше всего письменный стол поставить слева от окна, боком, или справа, но развернув к окну лицевой стороной. Первый вариант удобен тем, что ребенок меньше отвлекается на уличные события, а второй позволяет хорошо освещать рабочую поверхность в дневное время. Дизайнеры часто предлагают превратить в письменный стол весь подоконник. Это действительно отличный вариант для небольшой комнаты.


2
1

3. Какой стул выбрать для первоклассника?

Важно выбрать подходящий стул, ведь от него завсит осанка ребенка. Стул не должен быть слишком высоким: ноги ребенка, согнутые под прямым углом, должны касаться пола, в то время как его спина – спинки стула. учше, если это будет удобное рабочее кресло с регулируемыми высотой сиденья и положением спинки, тогла можно будет регулировать высоту и положение стула с ростом ребенка. Сиденье не должно быть глубоким, чтобы во время занятий школьник не горбился и опирался на спинку. От крутящегося стула лучше отказаться и для данного возраста выбрать неподвижную модель.



1

1

4. Есть ли требования к мебели для школьника?

Существует ряд требований к материалу, из которого изготовлена мебель в детскую. Желательно, чтобы мебель для школьников была выполнена из натуральных материалов: стол лучше купить деревянный. Материал для обивки стула также лучше выбрать натуральный. При покупке мебели для школьника обязательно обращайте внимание на сертификат изделия: он должен соответствовать ГОСТу, разработанному для детской мебели. Пластиковая мебель, а также мебель из древесно-клеевых материалов с пропиткой небезопасны из-за возможных испарений вредных веществ.



5. Как создать идеальное освещение для учебы?

Чтобы зрение ребенка не пострадало от занятий, лучше всего комбинировать источники света над рабочим столом. Оптимальной считается комбинация настенных бра или светового карниза с отраженным светом и отдельного светильника непосредственно над рабочей зоной.
Классическая картина — ребенок, сидящий при одной только настольной лампе в темной комнате – абсолютно неправильный подход, ведь свет только настольной лампы категорически противопоказан детям. Если все остальное пространство комнаты затемнено, контраст будет быстро утомлять глаза первоклассника, не приспособленных к таким нагрузкам, и способствовать ухудшению зрения.

1

6. Как помочь первокласснику организовать порядок за столом?

Если в письменном столе отсутствуют выкатные ящики, то все необходимые для учебного процесса предметы нужно разместить в пределах доступности ребенка – не далее, чем на расстоянии вытянутой руки. Для этих целей могут служить тумбочки, полки и стеллажи, а также передвижные пластиковые контейнеры, расположенные под столом. Если стол расположен около стены без окна, то на ней можно разместить тканевой органайзер с большим количеством кармашков, в которых прекрасно поместятся канцелярские принадлежности и другие мелочи, необходимые ребенку во время учебного процесса. Также, можно использовать корковые доски, к которым будут крепиться записки и всевозможные вещички.


3
4

Приучайте ребенка к соблюдению порядка на рабочем месте с первого класса. После занятий предложите ему прибрать все принадлежности таким образом, чтобы каждый предмет находился на своем месте, а рабочая поверхность стола всегда оставалась свободной.

7. Можно ли помочь ребенку запомнить распорядок дня?

В жизни первоклассника многое меняется, главную роль получает распорядок дня. Купите пачку офисной бумаги, яркие маркеры или фломастеры и вместе с ребенком придумайте его первое расписание. Можно использовать такие готовые картинки или сделать их своими руками — и повесить эту доску возле рабочего стола ребенка. Первый месяц такой распорядок дня поможет вашему ребенку привыкнуть к новым условиям жизни, а вам – избежать нервных объяснений и детских слез.

2



mob_info