Профессор андрей зубов биография. Различные схемы нумерации зубов в стоматологии у детей и взрослых. Полемика вокруг книги «История России. XX век»

У большинства взрослых людей во рту имеется 32 постоянных зуба. У детей , и количество их равняется 20.

При посещении стоматологического кабинета врач производит осмотр ротовой полости пациента. В случае обнаружения неких дефектов или признаков разрушения стоматологу необходимо зафиксировать эту информацию.

Встает закономерный вопрос – как описать больной зуб таким образом, чтобы его нельзя было спутать ни с одним другим?

Зачем нужна нумерация зубов

Правая и левая части человеческой челюсти абсолютно идентичны и симметричны. Как впрочем, и имеющиеся на ней зубы. Кроме того, ими образуется верхний и нижний ряд.

Каждая пара схожих зубов имеет строго ограниченные функции и индивидуальное строение. Какие-то из них предназначены для откусывания кусочков пищи – резцы, а какие-то для измельчения, пережевывания – коренные зубы. Для того чтобы каждый зуб можно было безошибочно идентифицировать и были созданы системы нумерации.

Разработанная нумерация серьезно облегчает задачу точного обозначения и описания. Это своеобразный алфавит, созданный для ротовой полости.

Именно благодаря одной из них стоматолог может занести в карту пациента подробную информацию о каком-то конкретном зубе. Причем так, что любой другой специалист в этой области непременно поймет, о чем именно идет речь. Как же считают зубы в стоматологии?

Система Виола

В 1971 году членами Международной стоматологической ассоциации была принята система обозначения зубов под названием Виола. Она представляла собой двухцифровой метод идентификации каждого зуба и получила очень широкое распространение у стоматологов всего мира.

Нумерация постоянных зубов

На фото схема зубов взрослого человека с номерами

Система Виола основывается на делении каждой из челюстей пополам. То есть в итоге образуется четыре части (сегмента) из 8 зубов каждая. Применимо к взрослым людям каждому из сегментов присваивается номер от 1 до 4.

В соответствии с этой системой каждому зубу присваивается двузначный порядковый номер.

Первая цифра в нем обозначает нумерацию соответствующего сегмента, например, 1 или 2. А вторая – порядковый номер определенного зуба начиная от середины челюсти.

В результате, вопреки тому, что у человека имеется всего 32 зуба, некоторым из них присваиваются такие номера, как 38 или 45. То есть первый сегмент (верхняя челюсть, правая часть) будет содержать зубы с 11 по 18, второй (верхняя челюсть, левая часть) с 21 по 28, третий (нижняя челюсть, левая часть) с 31 по 38 и четвертый (нижняя челюсть, правая часть) с 41 по 48.

Слева, схема расположения зубов по номерам у взрослых.

Нумерация молочных зубов

На фото схема системы Виола для молочных зубов

Для детей принята нумерация сегментов челюсти от 5 до 8. Это связано с тем, что когда у ребенка полностью прорезаются молочные зубы, под ними уже имеются .

Поэтому «детские» зубы имеют последующую за ними нумерацию: с 51 по 55, с 61 по 65, с 71 по 75 и с 81 по 85. Нумерация частей детской челюсти также осуществляется по часовой стрелке от 50-х до 80-х. Молочных зубов у ребенка вырастает всего 20.

Система обозначения Виола достаточно проста в применении. Вероятно, в связи с этим она так популярна в стоматологической сфере всей планеты.

В системе Хадерупа нижней и верхней челюсти присваиваются знаки «-» и «+». Зубы нижнего ряда имеют отрицательный знак, а верхнего – положительный.

Обозначение осуществляется путем совместного использования арабской цифры и соответствующего знака, например, 5+. При этом зубы каждой половины челюсти нумеруются от 1 до 8. Для зубов правой стороны знак размещается справа от цифры, для левой – слева. Например, +2 и 2+.

Молочные зубы в соответствии с этой системой имеют номера от 1 до 5, при этом в написании перед соответствующей цифрой ставится 0 (ноль). Именно он указывает на то, что . Обозначение конкретного нахождения зубов также обозначается знаками «+» и «-».

Почему у человека в течении жизни два набора зубов и зачем нужны молочные зубы:

Система Зигмонди-Палмера

Эта система активно применяется на практике врачами-протезистами, и хирургами в области стоматологии и лицевой хирургии. В ней постоянные зубы обозначаются при помощи арабских цифр (1 – 8), а молочные – римских (I-V). Система Зигмонди-Палмера существует с 1876 года.

система Зигмогди — Палмера для постоянных зубов

Универсальная цифровая буквенная система

Название этой системы говорит само за себя. Она основана на обозначении зубов при помощи латинских букв и арабских цифр. Буквы присваиваются зубам в зависимости от их назначения в процессе приема пищи, а цифры в соответствии с последовательным расположением на челюсти:

  • I – зубы в середине нижней и верхней челюсти – резцы , всего их 8, по 2 в каждом челюстном сегменте;
  • C – клыки , они обозначаются только буквами, так как на каждый сегмент их приходится всего по одному;
  • P – премоляры , как и резцов их 8, по два на каждый сегмент;
  • M – моляры , их в ротовой полости взрослого человека больше всего – 12 (при условии, что прорезались все зубы мудрости).

Зубы взрослого человека обозначаются заглавными буквами, молочные – прописными. Универсальная цифровая буквенная система в некоторых случаях допускает обозначение схожих по функции зубов одной цифрой (порядковым номером).

К молочным зубам также применима система обозначения только с использованием букв. Исчисление начинается по часовой стрелке начиная с буквы А на верхней челюсти, и с К на нижней.

Эта система была принята Американской ассоциацией стоматологов. Ее особенностью является то, что при присваивании номера конкретному зубу никак не указывается его расположение относительно правой или левой стороны.

Как стоматологи нумеруют зубы, если систем так много?

Все эти системы применяются стоматологами разных стран в своей практике по настоящее время. Но наиболее совершенной и «молодой» среди них считается система Виола. Она же рекомендована Всемирной Организацией Здравоохранения для использования в лечебных учреждениях.

15.01.2018

Зубов Андрей Борисович

Российский Историк

Политический Деятель

Общественный Деятель

Российский историк. Востоковед. Религиовед. Политолог. Доктор исторических наук. Общественный, церковный и политический деятель. Член Синодальной библейско-богословской комиссии и член Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества.

Андрей Зубов родился 16 января 1952 года в городе Москва. В 1973 году окончил Московский государственный институт международных отношений. В том же году начал работать в Институте востоковедения РАН. В 1978 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме «Опыт исследования парламентской демократии в Таиланде».

В 1989 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук по теме «Парламентская демократия и политическая традиция Востока». В 1988-1994 годы преподавал историю религий в Московской духовной академии, где имел звание доцента. С 1994 по 2012 год - заведующий кафедрой «Религиоведения, философии и вероучительных дисциплин» философско-богословского факультета Российского православного института св. Иоанна Богослова.

В 2001 году уволился из Института востоковедения РАН и перешел работать в МГИМО. Был профессором кафедры философии МГИМО, а также возглавлял в качестве генерального директора университетский Центр «Церковь и международные отношения». Уволен за критику действий российского правительства на Украине и в Крыму, однако комиссия Совета при президенте РФ по трудовым правам признала увольнение незаконным. Владеет английским, тайским и французским языками.

Первоначально специализировался на изучении вопросов политической истории Таиланда, парламентаризма в странах Востока. Под влиянием В.С.Семенцова стал заниматься проблемами религиоведения и истории России.

В 1993-1994 годах в журнале «Континент» состоялась примечательная полемика между А.Б.Зубовым и филологом академиком С. С. Аверинцевым о христианском осмыслении истории. В отклике на статью Зубова «Пути России» Аверинцев выразил несогласие с используемой Зубовым дихотомической схемой «эвдемонизм» - «сотерия». Кроме того, он не согласился с утверждением, будто «в 1941 году граждане СССР почти поголовно верили Сталину, готовы были умереть за него».

Зубов ответил Аверинцеву статьей «Опыт метанойи» в которой он высказал резко критическое отношение к фигуре генерала Власова. Дискуссия Зубова и Аверинцева была включена журналом «Континент» в «Избранное „Континента“ за 1992-2011», что дополнительно подчеркивает ее значимость. Позднее Зубов кардинально изменил отношение и к проблеме Власова, и к характеристике войны как Отечественной.

В 2000 годы стал ответственным редактором проекта по выпуску двухтомника «История России. XX век». Авторский коллектив объединяет более 40 авторов из России и зарубежья. Проект изначально создавался под руководством А. И. Солженицына, но затем Солженицын дистанцировался от него Книга вышла в 2009 году.

После своего увольнения из МГИМО часто выступал в СМИ оппозиционной направленности, в том числе с вопросами, касающимися истории. В мае 2015 года на сайте The Insider была публикация Ольги Горелик с комментариями Андрея Зубова и Николая Сванидзе «7 главных мифов о войне», в которой авторы критикуют набор тезисов, названных наиболее распространенными мифами о Второй мировой войне. Военный историк Григорий Пернавский указал на большое, по его мнению, количество фактологических ошибок и оценил эту публикацию как непрофессиональную и пропагандистскую.

Православный христианин. По словам Зубова, к вере его привел Всеволод Семенцов, который также был крестным отцом его старшей дочери Ксении и старшего брата Андрея. Крестился в Лазареву субботу 1978 года, после девяти месяцев оглашения. Крестным отцом был протоиерей Валентин Асмус.

Член Союза писателей Москвы. Член редакционной коллегии журнала «Континент». В 1998 году награжден премией фонда «Знамя». Координатор общественного комитета «Преемственность и возрождение России», целью которого является «восстановление правового и культурно-исторического преемства с дореволюционной Россией как основы ее возрождения». Прихожанин и чтец в храме Рождества Богородицы в Крылатском. Один из авторов «Основ социальной концепции Русской православной церкви».

В 1999 году в ходе внутрицерковной дискуссии, предшествовавшей канонизации Николая II, Зубов выступил против причисления последнего русского царя к лику святых. В октябре 2005 году являлся участником церковно-общественного форума «Единением и любовью спасемся», посвященного 625-летию победы на Куликовом поле Член Народно-трудового союза российских солидаристов с 2003 года. Член Совета НТС с мая 2006 до апреля 2008 года. Председатель Исполнительного бюро НТС. Член редколлегии журнала «Посев».

В марте 2012 года выступил в прессе в связи с делом Pussy Riot. По его мнению, наказание участницам группы было неадекватно жестким, и даже в Российской империи к подобным поступкам относились снисходительнее. После референдума о статусе Крыма в марте 2014 года выступил с резкой критикой вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации. В сентябре 2014 года подписал заявление с требованием «прекратить агрессивную авантюру: вывести с территории Украины российские войска и прекратить пропагандистскую, материальную и военную поддержку сепаратистам на Юго-Востоке Украины». В начале октября 2014 года опубликовал в газете «Ведомости» статью «Крым наш?», содержащую обширные экскурсы в историю Крыма.

Весной 2016 года Андрей Зубов заявил о своем участии в выборах в Госдуму от Партии народной свободы. Он опубликовал собственную политическую программу, в основе которой лежат предложения по десоветизации общества: признание Октябрьской революции и коммунистического режима противоправными, а сопротивление им - правомерным; люстрация для сотрудников КГБ и членов КПСС; компенсации за экспроприированную собственность и принудительный труд; ограничение использования советской символики и так далее.

Программа включала также переход к парламентскому государству; расследование преступлений «путинского режима»; обеспечение права на национально-культурное самоуправление для всех народов России; мирное урегулирование конфликта с Украиной через признание ее территориальной целостности, отказ от поддержки непризнанных ДНР и ЛНР и проведение нового референдума в Крыму под контролем временной администрации ООН. Выдвигал свою кандидатуру на выборах в Государственную думу VII созыва по 208 одномандатному избирательному округу. В итоге получил 18 789 голосов избирателей и в состав Думы не прошел.

... читать ещё >

Большинство из нас, сидя в кабинете стоматолога, слышали странные числовые термины, используемые врачами для обозначения проблемных зубов - «шестерка», «восьмерка», «тройка» и т.д. Чем обусловлен выбор такой терминологии? Тем, что современная стоматология пользуется специальной системой нумерации зубов.

Задача системы нумерации зубов - оптимизировать диагностику полости рта пациента и максимально конкретно внести полученную информацию в его амбулаторную карту.

По каким же принципам нумеруются зубы? Прежде всего, исходя из особенностей строения челюсти человека.

Каждый человеческий зуб имеет строго индивидуальную конфигурацию, обусловленную выполняемыми им каждодневными задачами. Одни зубы предназначены для откусывания пищи, а другие - для ее пережевывания.

С целью их безошибочного обозначения, так, чтобы сразу стало понятно, о каком конкретном зубе идет речь, и была придумана система нумерации.

Нумерация начинается с середины зубного ряда по направлению влево и вправо от него.

Два передних зуба или резца, задачей которых является откусывание пищи, обозначаются номером 1, а идущие следом за ними номером 2.

Клыки, размещающиеся после передних резцов, предназначены для того чтобы откусывать и отрывать особенно твердую пищу и имеют порядковый номер 3.

Попадая в ротовую полость, откушенные кусочки пищи пережевываются идущими следом за клыками жевательными зубами. Они имеют название премоляры и обозначаются цифрами 4 и 5.

А для наиболее эффективного измельчения и пережевывания пищи существуют большие жевательные зубы или моляры, рабочая поверхность которых имеет характерные бугорки. Их порядковый номер - 6, 7 и 8, называемые зубами мудрости.

Конечно, нумерация сильно облегчает их обозначение. Но как узнать в какой части челюсти находится заданный зуб: в верхней челюсти или нижней, слева или справа? Для этого человеческую челюсть визуально поделили на четыре части или сегмента.

Отсчет зубов по сегментам производится с правой стороны верхнего ряда по часовой стрелке. Таким образом, зубы находящиеся в первом сегменте (верхний ряд справа) будут называться десятками, а во втором сегменте (верхний ряд слева) - двадцатками.

На нижнем левом ряду находятся тридцатки, а в правом - сороковые. Называя обследуемый зуб, его порядковый номер добавляют к номеру сегмента, в котором он расположен. И таким образом, получается, что у каждого зуба есть свой индивидуальный номер.

Несколько иным методом нумеруют зубы в детской стоматологии, что связанно с особенностями анатомии детской челюсти. Прорезывание молочных зубов, происходящее в возрасте от 4 до 6 месяцев, совпадает со временем начала формирования зачатков постоянных зубов.

Если ребенку пятилетнего возраста сделать рентгеновский снимок челюсти, на нем будут визуализироваться и молочные, и постоянные зубы.

А так как последние уже имеют свою нумерацию с 11 по 48, то для счета молочных используют следующие десятки.

В верхнем ряду справа будут находиться пятидесятые зубы, а слева - шестидесятые. Нижний левый ряд занимают семидесятые, а правый - восьмидесятые. Так что теперь, зная особенности счета молочных зубов, родители уже не будут так удивляться заявлению врача о требующем лечения 72-ом зубе.

Видео: зубы человека

Основные системы

На сегодняшний день существует несколько основных систем нумерации.

  • Квадратно-цифровая система Зигмонди-Палмера.
  • Система Хадерупа.
  • Международная двухцифровая система Виола.
  • Универсальная цифровая буквенная система.

Каждая из них по своему удобна и имеет свои особенности исчисления постоянных и молочных зубов.

Квадратно-цифровая система Зигмонди-Палмера

Система Зигмонди-Палмера или, как ее еще называют, квадратно-цифровая система была принята в 1876 году и до сих пор используется для обозначения зубов у детей и взрослых.

Для счета постоянных зубов используют арабские цифры от 1 до 8, а для молочных - римские от I до V. Само исчисление начинается с середины челюсти.

Фото: Формула записи постоянных зубов по системе Зигмонди-Палмера

Фото: Формула записи молочных зубов по системе Зигмонди-Палмера

Стандартная квадратно-цифровая система Зигмонди-Палмера чаще всего используется врачами-ортодонтами и челюстно-лицевыми хирургами.

Система Хадерупа

Система Хадерупа отличается использованием знаков «+» и «-» для обозначения верхнего и нижнего ряда зубов соответственно. А вычисление зубов по системе производится при помощи совмещения арабских чисел с данными знаками.

Фото: Формула записи постоянных зубов по системе Хадерупа

Молочные зубы обозначают арабскими цифрами от 1 до 5 с добавлением знака «0» и, по аналогии с постоянными зубами, знаками «+» и «-».

Фото: Формула записи молочных зубов по системе Хадерупа

Международная двухцифровая система Виола

Двухцифровая система Виола, принятая Международной ассоциацией стоматологов в 1971 году получила широкое распространение в стоматологической практике.

Суть данной системы заключается в делении верхней и нижней челюсти пациента на четыре сегмента (по два на каждую челюсть) по 8 зубов. Причем у взрослых нумерация сегментов исчисляется цифрами с 1 до 4, а у детей - с 5 до 8.

Фото: Формула записи постоянных зубов по системе Виола

Фото: Формула записи молочных зубов по системе Виола

При необходимости назвать тот или иной зуб его обозначают двузначным числом, где первая цифра является номером сегмента, в котором он располагается, а вторая обозначает его порядковый номер.

С чем связано широкое распространение международной двухцифровой системы Виола? Прежде всего, с отсутствием букв и сложных формул, способствующим удобству ее использования и позволяющие быстро и точно передавать информацию о пациенте по телефону, факсу, электронной почте и т. д.

Универсальная цифровая буквенная система

Принятая американской ассоциацией стоматологов (ADA), универсальная буквенно-цифровая система отличается наличием своего буквенного обозначения, которое зависит от назначения зуба (резцы, клыки, моляры), а также цифрового обозначения его последовательности в зубном ряду.

Так, буквой I обозначают резцы (по два на каждый сегмент, а всего 8), С - клыки (по одному на каждый сегмент, а всего 4), P - это премоляры, число которых составляет 8 единиц, и моляры, обозначенные буквой M, число которых при наличии зубов мудрости составляет 12 единиц.

Фото: Формула записи постоянных зубов по универсальной буквенно-цифровой системе

Фото: Формула записи молочных зубов по универсальной буквенно-цифровой системе

Также системой допускается исчисление зубов по сегментам с обозначением зубов, выполняющих одну и ту же функцию одним порядковым номером.

При этом, как и в системе Виола, используют число сегмента, в котором он находится, в результате чего каждый зуб приобретает свой двузначный порядковый номер.

Что касается молочных зубов, то, помимо использования буквенной формулы, их могут исчислять, начиная с правого верхнего зуба по часовой стрелке, используя при этом латинские буквы от A до K.

Образование

Профессор кафедры «Религиоведения, философии и вероучительных дисциплин» Философско-богословского факультета .

Профессор кафедры философии МГИМО . Генеральный директор Центра «Церковь и Международные отношения» МГИМО.

«История России. XX век»

Андрей Борисович Зубов - ответственный редактор двухтомника «История России. XX век » (1 том: 1894-1939 и 2 том: 1939-2007). Авторский коллектив объединяет более 40 авторов из России и зарубежья. Проект изначально создавался под руководством А. И. Солженицына, но затем Солженицын дистанцировался от него (причины раскрываются в письме Солженицына Зубову, копия письма доступна в блоге russia_xx .)

Концепцию книги А. Б. Зубов представляет следующим образом:

В предисловии ответственного редактора я формулирую несколько моментов, которые мне кажутся важными <...> Первый момент: мы ставим в вершину угла человека, считаем, что высшей ценностью общества является судьба человека: его благополучие, свобода, внутреннее достоинство. Когда человека вынуждают не добровольно, ради коллективизации, ради геополитического расширения отдавать свою жизнь, силы, благополучие, свободу и т. д., это всегда историческая неудача. История определяется не тем, насколько сильно или велико государство, а насколько счастлив, свободен и благополучен человек.
Мы исходили из принципа, что высшей ценностью человека является свобода воли. И там, где она не может реализовываться свободно, государство терпит фиаско. Не человек для государства, а наоборот - это первый наш девиз. И он исторически обоснован - ведь человек появился значительно раньше государства и создавал государство ради своих целей. Теперь второй принцип, и здесь мы уже даем некоторую оценку. Исходя из первого принципа, государство, созданное большевиками, было по своей природе бесчеловечным - оно ставило общее как главное, а человека - как второстепенное и служебное по отношению к общему.

Оценки творчества Зубова

Полемика вокруг книги «История России. XX век»

Заведующий кафедрой философии МГИМО, д.фил.н., профессор А. В. Шестопал так оценил книгу:

В то же время этот труд вызвал целый ряд критических статей части общественности из-за явной антисоветской направленности.

Полемика Зубова с Аверинцевым

Христианину естественно, даже неизбежно искать христианского осмысления истории - отечественной и всеобщей. Но он должен ясно отдавать себе отчет, к какому делу он приступает. Ибо христианство - сразу и проще всего на свете, и сложнее всего на свете. …К сожалению, за духовный и мистический подход к истории уважаемый автор принимает самый тривиальный, обыденный, одномерный морализм. К вящему сожалению, морализм этот до того агрессивен, что слишком часто заставляет вспомнить, как русский простонародный ум производил встарь слово „мораль“ („мараль“) от глагола „марать“ („мараль пущать“).

Деликатная категория грамматического лица, которая в определенных контекстах просто безразлична с точки зрения формальной логики, сплошь да рядом определяет корректность или некорректность высказывания внутри христианского дискурса. Мытарь сказал о себе: «я грешник», - и был прав; Фарисей сказал об этом же Мытаре: «он грешник», - и поступил дурно… Переход к третьему лицу все портит .

Аверинцев выразил несогласие с используемой Зубовым дихотомической схемой «эвдемонизм » - «сотерия »:

Кроме того, Аверинцев не согласился с утверждения, будто «в 1941 году граждане СССР почти поголовно верили Сталину, готовы были умереть за него»:

Зубов ответил Аверинцеву статьей «Опыт метанойи» .

Когда, стоя на исповеди у аналоя, говоришь о соседе, жене или начальнике как об источнике твоих бед, то тем самым ты обессмысливаешь и хулишь таинство, ни на йоту не приближаясь к освобождению от греха. Когда, переживая историю отечества, полагаешь, что кто-­то иной, не ты сам, виновен в его бедах, то этой самой мыслью продолжаешь разрушение России.

[…] И потому так убедительны слова Сергея Аверинцева о «собственном бытии» и «личном подвиге», о том, что введение «третьего лица» портит оценку и превращает покаянный самоанализ души в «уныло агрессивное морализаторство».

В своем ответе Зубов высказал резко критическое отношение к фигуре генерала Власова :

…для меня, сына и внука русских офицеров, нет большего позора, чем измена Власова и поступок генерала Краснова , благословившего казачество русской эмиграции на службу в частях СС. Именно такое согласие на войну с отечеством на стороне нацистов, ни на мгновение не дававших повода считать себя освободителями России, но только ее безжалостными поработителями и бесчеловечными мародерами, - полнейшее проявление нашей падшести. И если бы не было кроме них в русском народе генералов Карбышевых и Деникиных , отвергнувших все соблазны нацистов, то не было бы уже России, и право же не стоило бы и «мараль пущать».

Я не ведаю, и не смею фантазировать по поводу материала той пружины, которая вывела генерал-­лейтенанта Карбышева под струи лагерных брандспойтов, но я верно знаю, что в душе другого русского генерала, героя кровавых галицийских полей Антона Деникина, вертикаль веры и долга властно подчинила себе горизонталь земных расчетов, примитивную логику, объявляющую любого врага твоего врага твоим другом. И в этой его победе над собой я радостно ощущаю и толику своей победы, как в измене Власова - бездну своего предательства .

Позднее Зубов кардинально изменил свое отношение и к проблеме Власова, и к характеристике войны как Отечественной (что нашло свое выражение и в книге «История России. XX век»).

Эта дискуссия Зубова и Аверинцева была включена журналом «Континент» в «Избранное „Континента“ за 1992-2011» , что дополнительно подчеркивает ее значимость.

Общественная деятельность

Выступил в прессе в связи с делом Pussy Riot .

Труды

Книги

  • «Парламентаризм в Таиланде: Опыт исследования современного восточного общества методом анализа избирательной статистики» . М., Наука: Главная ред. восточной литературы, 1982.
  • «Парламентская демократия и политическая традиция Востока» . М., Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990.
  • L’Euroasia del Nord: Il rischio del caos dopo l’impero sovetico / Ed.San Paolo.- Turin - Milano, 1994.
  • «Обращение к русскому национальному правопорядку как нравственная задача и политическая цель» . Москва: Группа Гросс, 1997.
  • «История религии. Кн. 1. Доисторические и внеисторические религии» . М., «Планета детей», 1997.
  • Под ред. Зубова: «История России. XX век» . М., АСТ, 2009 .

Некоторые статьи

  • «Пути России» // «Континент», № 1 (75), 1993; републикация: Избранное «Континента» 1992 - 2011, «Континент», № 148, 2011
  • «Опыт метанойи» . «Континент», № 3 (81), 1994. Републикация: «На морали стоит социальный мир…». Из статьи А. Зубова «Опыт метанойи» // Избранное «Континента» 1992 - 2011, «Континент», № 148, 2011
  • «Европа и мир» // «Континент», № 1 (83), 1995; републикация: Избранное «Континента» 1992 - 2011, «Континент», № 148, 2011
  • «Будущее российского федерализма» // «Знамя», № 3, 1996 г.
  • «Если бы от мира сего было царство Мое…» // «Знамя», № 10, 1997 г.
  • «Единство и разделения современного русского общества: вера, экзистенциальные ценности и политические цели» // «Знамя», № 11, 1998 г.
  • «Политическое будущее Кавказа: опыт ретроспективно-сравнительного анализа» . // «Знамя», № 4, 2000 г.
  • «Переписка из двух кварталов» . // «Новый Мир», № 8, 2001 г.
  • «Россия 1991-2001: Победы и поражения» // «Знамя», № 8, 2001 г.
  • «Проблема монотеизма и политеизма в религии древнего Египта» . // Сборник «Египет и христианство», Москва, 2004.
  • «Ислам и христианство: проблемы диалога» . // «Континент», № 119, 2004.
  • «Размышления над причинами революции в России: Опыт восемнадцатого столетия» // «Новый Мир», № 7 за 2004 г.
  • «Размышления над причинами революции в России: Опыт восемнадцатого столетия». Окончание // «Новый Мир», № 8 за 2004 г.
  • «Циклы русской истории» . // «Вопросы философии», № 3, 2005 г.
  • «Размышления над причинами революции в России: На грани веков. Царствование Павла I и начало царствования Александра Благословенного» . // «Новый Мир», № 7, 2005 г.
  • «Почему не воплотились бессмысленные мечтания» // «Посев», № 12, 2005 г.
  • Размышления над причинами революции в России. Царствование Александра Благословенного. // «Новый Мир», № 7, 2006 г.
  • «Дом смерти предназначен для жизни» // «Посев», № 7, 2006 г.

В сети

  • «Восточноевропейский и послесоветский пути возвращения к плюралистической государственности» // Публичные лекции Полит.ру . 3 сентября 2009 г . - 04.11.2009.

Примечания

Ссылки

  • Официальная страничка на сайте МГИМО . - 13.05.2010.
  • «История религиозных идей» , курс лекций в Православном университете апостола Иоанна Богослова.

В первой книге авторского курса «История религии» рассматриваются понятия предмета, основные категории и методы современного научного религиоведения, история осознания человеком своей религиозности и многообразия религиозного опыта; реконструируются религиозные представления древнего человека (палеолит, неолит, мегалитическая религия).

Во второй части книги анализируются религии современных неписьменных народов, особое внимание уделено феномену шаманизма.

История России. XX век. Как Россия шла к ХХ веку. Том I

От начала царствования Николая II до конца Гражданской войны (1894-1922).

Эта книга — первая из множества современных изданий — возвращает русской истории Человека. Из безличного описания «объективных процессов» и «движущих сил» она делает историю живой, личностной и фактичной.

Исторический материал в книге дополняет множество воспоминаний очевидцев, биографических справок-досье, фрагментов важнейших документов, фотографий и других живых свидетельств нашего прошлого. История России — это история людей, а не процессов и сил.

В создании этой книги принимали участие ведущие учёные России и других стран мира, поставившие перед собой совершенно определённую задачу — представить читателю новый, непредвзятый взгляд на жизнь и пути России в самую драматичную эпоху её существования.

История России. XX век. Том 2

История, как и любое творение человека, требует не только фиксации фактов, но и их нравственного осмысления.

Эта книга возвращает русской истории человека и исторический факт, из безличного описания «объективных процессов» и «движущих сил» вновь делает историю личностной и фактичной. Поэтому здесь много воспоминаний очевидцев, биографических справок, а также фрагментов важнейших документов. Это история людей, а не история процессов и сил. Книга написана большим авторским коллективом ученых из России и многих стран мира, поставивших перед собой совершенно определенную задачу — рассказать правду о жизни и путях народов России в XX веке.

История Русской Церкви

Пять лекций в МГИМО Андрея Зубова по истории русской Церкви. Зубов описывает предмет своих лекций: «Когда мы говорим о Церкви возникают представления: „здание“, „организация“. Это не Церковь. Церковь — экклесия, сообщество верующих. У нее есть конечно здания, какая-то структура. Но мы будем говорить о верующих, о жизни сообщества верующих страны, которая сейчас называется „Россия“».

Лекции по истории религий, прочитанные в Екатеринбурге

Лекции профессора МГИМО Андрея Борисовича Зубова по истории религий пользуются большой популярностью — и не только у студентов. Благодаря современной технике его аудитория шире студенческой: записи лекций активно скачиваются из Интернета, их рейтинг высок, а отклики восторженные.

С первых же слов читатель пребывает в напряжении: речь идет о волнующих загадках. Сотворение человека — было ли оно протяженно во времени, заняло ли тысячелетия? И кто такие доисторические люди — питекантропы, неандертальцы, как соотнести их с Адамом? Те, чьи странные черепа нарисованы в школьных учебниках, — они что, верили в Бога?



mob_info