Монастыри грузинской православной церкви. Монастыри грузии Грузинский монастырь

Монастырь Бодбе или Святой Нино в Грузии (Bodbe Monastery of St. Nino, Kakheti, Georgia), расположенный недалеко от в Кахетии, привлекает паломников со всей страны и мира. Ведь именно здесь покоятся мощи Нино, принесшей христианство в эти земли, покровительницы и просветительницы Грузии. Территория монастыря заслуживает отдельного внимания – ухоженные зеленые аллеи, с которых просматривается , и видны горы с заснеженными верхушками.

Святая Нина

Появилась на свет в богатой семье в Каппадокии (нынешняя турецкая территория). В возрасте 12 лет девочка была отдана на воспитание христианке, служащей при храме Гроба Господня. Та рассказала, что в Иверию (современную Грузию) перенесен Хитон Господень. Через два года произошло явление Нине во сне Богородицы, та поведала об избрании девушки для поиска Ризы и проповедования Слова Божьего в том краю.

Нино удалось силами молитв исцелить грузинскую царицу Нану и царя Мириана, ее мужа, после чего правитель принял Христа. Спустя несколько лет, в 324 г. Грузия стала православной. Святая же отправилась в Кахетию и прибыла в селение Бодбе, где несколько лет жила в палатке и обращала в христианскую веру грузин, жителей окрестностей. Умерла она примерно в 335 г., завещав похоронить ее в Бодбе, что и было сделано. На месте ее палатки в 50-е годы IV в. возвели храм (не сохранившийся до наших времен), в последующем разросшийся до монастыря.

По легенде, царь Мириан вознамерился переместить мощи усопшей Нино из Бодбе в в Мцхете, однако двум сотням человек не удалось сдвинуть их с места.

История монастыря

Правители царских династий всегда почитали это место и проявляли особую заботу о его благосостоянии и процветании. Со временем культурное и религиозное влияние сделало Бодбийский монастырь центром Бодбийской епархии.

Время наивысшего расцвета Бодбе пришлось на XV век. Монастырь стал местом коронования кахетинских царей. После он пережил много разных событий:

  • В XVII в. монастырь Бодбе разорил персидский правитель Аббас; восстановивший ее царь Теймураз I открыл здесь семинарию. В ее стенах хранилось самое значительное в Грузии количество книг на религиозную тематику.
  • В XVIII в. монастырь Святой Нино стал мужской обителью.
  • В 1811, после того, как Грузия стала частью Российской империи, епархия была упразднена, земли изъяты, а место пришло опустело.

  • В 1889 г., побывавший здесь император Александр III, настолько был очарован Бодбе, что приказал восстановить религиозный центр. Монастырь стал женской обителью, ему были снова отведены земли. Здания Бодбе отреставрировали, открыли школу рукоделия и художественное училище. Первые монахини в количестве 12 человек приехали сюда из разных частей России. В последующем служительниц в Бодбе стало около 300.
  • В 1924 г. большевики, пришедшие к власти, закрыли святыню, упразднив службы и разрушив строения, в том числе сломав соборный купол. Монастыре был заброшен вплоть до 1991 г., когда его вновь начали возрождать.
  • В 1995 решено было обновить монастырь. В это время на территории Бодбе стали проводиться археологические раскопки, идущие по сей день и явившие на счет ценные реликвии и части старинных зданий.

С 1924 по 1991 гг. в Бодбийском монастыре работала больница. Одна из самых почитаемых в Грузии, икона Иверской Божией Матери, использовалась в качестве стола, на котором проходили операции, об этом свидетельствуют оставшиеся на ней следы скальпеля.

Территория монастыря

Монастырь Святой Нино в Грузии занимает большую площадь. На территории расположены основные постройки и ухоженный парк со большим количеством растительности и мощеными дорожками. По периметру построен небольшой забор, вход в монастырь закрывается в 19.00.

Перед монастырем Бодбе находится парковка. Рядом есть кафе «Пилигрим», где можно заказать национальные блюда, приготовленные по монастырским рецептам. По местным правилам здесь не подают блюда из мяса, а также под запретом алкоголь. Вырученные средства идут на нужды религиозного комплекса.

Изначально возведенный на месте палатки Святой Нины храм, в Бодбе не сохранился. На его месте в IX в. возвели кафедральный собор во имя Георгия-победоносца и равноапостольной Нины. Это главная достопримечательность комплекса, в южном пределе которого и расположены мощи Святой. Здание представляет собой кирпичную классическую базилику. Здесь находится икона Иверской Божией Матери, источающая миро, и останки военачальника Василия Гулякова. Генерал, герой кавказской войны, знаменит тем, что победил в битве с дагестанцами у реки Иори в 1803 г.

За храмом Святого Георгия в Бодбе расположена смотровая площадка. С нее можно полюбоваться живописными видами, открывающимися с высоты. Отсюда начинается спуск к источнику Святой Нины с целебной водой – второй по важности достопримечательности монастыря Бодбе.

Также на территории находятся:

  • Колокольня XIX в.
  • Церковная лавка.
  • Резиденция патриарха.
  • Кельи монахинь.
  • Кладбище.
  • Хозяйственный постройки.

Родник расположен в ущелье, ниже монастыря, добраться до него можно либо на автомобиле по горной дороге, либо пешком. Ведет к нему извилистая лестница, идущая через лес. Расстояние до источника немалое – около трех километров, и если спуск к роднику несложен, то тяжелый подъем не всем по силам. На этот случай у источника дежурят таксисты.

Внизу расположена маленькая церковь во имя родителей Нино Завулона и Сосанны и купальня. Для того, чтобы окунуться, потребуется рубашка (хитон), его можно купить тут же. У источника всегда много народа – все хотят исцелиться и набрать святой воды.

Как добраться

Расстояние Тбилиси – Бодбе составляет 110 км. Первый и самый простой способ добраться до монастыря – взять экскурсию (они ежедневно отправляются из Тбилиси и других крупных городов), попутно побывав в других интересных местах Кахетии. Можно также воспользоваться услугами такси. Время в пути составит около 2 часов.


Монастырь Святой Нино, Бодбе находится всего в 2 км от Сигнахи, до города из Тбилиси ездят маршрутки. Расстояние от Сигнахи до монастыря в можно преодолеть на попутке или пройти пешком.

В Светлый, пасхальный, понедельник мы ходили с парижанкой Аллой (паломницей, которая тоже останавливалась в монастыре на Елеоне) на службу в Свято-Троицкий собор.

Он - в ведении Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Московского Патриархата.

2


В 7 часов утра в храме была Божественная литургия,



затем — Крестный ход вокруг собора.

1


1


1


Пел прекрасный хор Троице-Сергиевой Лавры, приехавший сюда.

1


Давно я не слышала такого чудесного пения!

Церковные службы Светлой седмицы — короткие.

Даже странно, ведь службы в Великий пост (в монастырях) длились по 5 и более часов утром и по 2-3 часа — вечером. А тут — где-то около часа.

Нам с Аллой после монастырских длинных служб с частыми земными поклонами (Великий пост ведь шел!) было как-то непривычно. Но - все Слава Богу!

Свято — Троицкий собор.

3


Строительство этого храма было начато в 1860-м году к северо-западу от Старого города. Совсем недалеко от него. Пешком можно дойти.

В 18-м веке русские паломники остро нуждались в своем русском храме, где они могли молиться на родном языке.

В этом, 2017-м, году, кстати сказать, празднуется 145 лет со дня освящения Свято — Троицкого собора.

Вообще этот 2017-й год богат на наши юбилеи в Иерусалиме.

Помимо 145-летнего юбилея в Свято-Троицком соборе, будет празднование 135 — летия со дня основания Императорского Православного Палестинского общества.

А также празднование 200 — летия со дня рождения архимандрита Антонина Капустина, первого начальника Русской Духовной миссии, который так много сделал для физического русского присутствия на Святой земле.

Он покупал земельные участки по всей Палестине, строил паломнические дома для русских православных людей, храмы, приюты.

После утренней службы в Свято-Троицком соборе мы с Аллой пошли в Старый город к Яффским воротам и встретили там паломницу, москвичку Марину, с которой мы имели «хождение по мукам» в Старом граде Иерусалиме в ночь перед схождением Благодатного Огня (я об этом подробно рассказывала в моей 6-й части).

Марина приехала в Иерусалим в… 16 (!) раз!

Она убедила нас идти в монастырь Святого Креста (еще монастырь называют монастырем Животворящего Креста), который построен на месте, где росло Древо, из которого впоследствии был сделан Крест Христов, на котором Его распяли.

Этот монастырь расположен в красивой долине Креста в западной части Иерусалима. Монастырь Святого Креста — по дороге на Хадассу (медцентр), как ехать в Русский Горненский монастырь, в район Эйн-Керем.

Этот монастырь расположен недалеко от Кнессета (израильского парламента). Эта часть Иерусалима называется Новым городом. И мы шли туда пешком от Старого города.

Монастырь Святого Креста — один из древнейших монастырей Иерусалима.

5


5

Очень величественный и красивый. Напоминает монастыри Афона.

Жаль, не догадалась прогуляться по окрестностям и издалека сделать снимок монастыря и его крепостных стен.

Действительно, внушающе. Очень похож на крепость: стены — из крупных блоков, небольшие окна, единственный вход — узкие и низкие ворота.

2

Его древние пожелтевшие от времени стены манят к себе…

2

Он очень долгое время был закрыт для всех.

И только в 1985-м, по распоряжению Патриарха Иерусалимского открыл свои двери посетителям.

Но перед тем, как мы переступим порог этого чудо-монастыря, расскажу кратко, тезисно, его историю

КЕМ И КОГДА БЫЛ ОСНОВАН МОНАСТЫРь?

Тут несколько легенд на сей счет:

1. В 4-м веке императором Св. Константином и его матерью Св. Еленой.

2. 4-й век. Грузинским христианским царем Мирианом 3-м, который совершил паломничество на Святую землю.

3. Монастырь построен в 6-м веке византийским императором Ираклием. Он победил персов и отнял у них Крест Господень, на котором Он был распят.

4. Был построен в годы царствования византийского императора Юстиниана в 6-м веке. Именно 6-й век был «золотым веком» монашества на Святой земле.

Видите, как много легенд возникновения этого монастыря, какой он древний?

Без сомнения то, что монастырь Святого Креста был основан в Византийский период истории Иерусалима.

В одной из рукописей библиотеки Иерусалимской Православной церкви упоминается этот монастырь и его местоположениe в 6 — 7-м веках.

Самым страшным для христиан было время арабского правления халифа аль-Хакима из династии Фатимидов. В 1009-м году по его приказу в Иерусалиме были разрушены большинство монастырей и церквей.

Были сильно разрушены и опустошены Храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня - другое его название) и монастырь Святого Креста.

ВРЕМЕНА ГРУЗИНСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МОНАСТЫРЕМ

Пришедший в упадок монастырь после времен халифа аль-Хакима был вновь отстроен на средства грузинского царя Баграта 3-го и большими стараниями и талантом грузинского монаха с Афона Прохорa.

Это было до вступления крестоносцев в Иерусалим (до 1099 г.).

Монахи, населившие монастырь после восстановления его, были греками и грузинами, многие из них пришли с Афона, из Греции.

Oчень помогал грузинский царь Давид 4-й Строитель (жил около 1073-1125)

В то время в монастыре жили около 100 монахов. Монастырское хозяйство было крепким. Монастырь покупал все новые и новые земли себе.

Правда, когда пришли крестоносцы, поотнимали они земли православных в пользу католиков.

Особенно расцвел монастырь Святого Креста после того, как крестоносцы оставили Иерусалим.

В 12-м веке, в правление Грузией царицы Тамар, расцветал монастырь.

4


В Иерусалим прибыл грузинский знаменитый поэт Шота Руставели, написавший эпическую поэму «Витязь в тигровой шкуре». Царский двор послал его с миссией реставрации монастыря, пострадавшего после крестоносцев.

Во время пребывания Шота Руставели там число монахов значительно выросло. Много было ученых монахов, писавших богословские трактаты, переписывающих древние манускрипты.

При Шота Руставели были обновлены настенные фрески. Они были выполнены в иконографическом стиле.

4


Интересно, что сам поэт тоже был изображен на первой церковной колонне справа.

И что вы думаете? Я так увлеклась там колодцами и добыванием воды из них (рассказ и показ ниже), что не осмотрела по — хорошему настенные фрески в церкви и знаменитые мозаичные полихромные полы (там виден, говорят, даже древний мозаичный пол 6-го века). И я, балда, прошла мимо всей этой красоты! Естественно, фот нет. К великому моему сожалению. Даст Бог, в следующий мой приезд в Иерусалим снова пойду в этот монастырь тщательно лицезреть его красоту.

Но вернемся к Шота Руставели.

Есть еще одно предание, что не посылал его царский двор с поручениями в Иерусалим. Он сам прибыл сюда за гробом горячо любимой им царицей Тамар, которая завещала быть погребенной на Святой земле. И здесь царедворец Шота Руставели принял монашеский постриг. А затем с братией монастыря тоже расписывал стены церкви монастыря.

Есть версия, что именно в этом монастыре поэт написал своего «Витязя в тигровой шкуре». Говорят, что в этом монастыре он умер и похоронен прямо за алтарем. Но точное место его захоронения неизвестно.

Как, впрочем, и неизвестно погребена ли царица Тамар в этом монастыре. По одному из преданий, - да, погребена. По другому преданию, - она упокоилась в Гелатском монастыре в Грузии.

В монастыре Святого Креста есть единственный "автопортрет" Шота Руставели.

Он изобразил себя маленькой фигуркой, преклоняющейся перед двумя святыми- Максимом Исповедником (слева) и Иоанном Дамаскиным (справа). Здесь же — надпись на грузинском: «Расписавшему сей храм Шоте Руставели да простит Бог грехи, аминь. Руставели».

В 13-м веке пришли мамлюки, захватили монастырь, изгнали всех монахов из монастыря, церковь православную превратили в мечеть, а монастырь — в школу для дервишей.

Слава Богу, в этом же веке монастырь, церковь и его владения были возвращены православным вмешательством византийского императора Андроника 2-го.

Но монастырь был реорганизован. Монашеская грузинская община была устроена по образцу греческих православных общин Иерусалима того времени.

Монастырь процветал с начала 14-го и до начала 16-го веков. Потом Палестина перешла под власть турок.

До 16-го века в Иерусалиме было много грузинских монастырей. Не один только монастырь Святого Креста.

Но долг грузинской общины стал расти и достиг огромных размеров. Начали продавать земли, сдавать в аренду грузинские монастыри другим христианским общинам, которые стали со временем присваивать их себе.

В 17-м веке у грузинской общины в Иерусалиме оставался всего один монастырь — монастырь Святого Креста.

4


И тот вскоре попал в руки кредиторов.

Грузинских монахов оставалось очень мало в монастыре. Сам настоятель монастыря проживал в Грузии. Не в монастыре в Иерусалиме.

Монастырю в это тяжелое время помогла греческая Иерусалимская Православная Патриархия.

Долги монастыря ими были выплачены. И грузинский монастырь перешел под юрисдикцию Иерусалимского Патриархата. Монастырь стал принадлежать грекам.

Грузины владели монастырем 7 веков. Вы только вдумайтесь в эту цифру…

МОНАСТЫРь СВЯТОГО КРЕСТА С 18-ГО ВЕКА И ПО НАШИ ДНИ

В течение всего 18-го и до половины 19-го веков монастырь был действующим. Здесь проживало много монахов, несмотря на постоянные угрозы мусульман.

В 1848 году к Иерусалимскому Патриарху обратилась Русская Православная Церковь за разрешением об учреждении в монастыре Святого Креста Русской Dуховной миссии. Но у Иерусалимского Патриарха были свои виды на монастырь.

Здесь была образована богословская школа.

В 18-м веке было достроено 3 этажа, перестроена трапезная, переделаны монашеские кельи, создан музей.

Это был первый музей в Иерусалиме, где среди церковных экспонатов были выставлены многочисленные археологические находки.

В бывшем (теперь уже можно так сказать) монастыре была крупнейшая библиотека во всей Палестине.

Богословская школа для подготовки духовенства действовала более 50-ти лет, до 1908 года, когда ее закрыли из-за экономических трудностей.

Многие десятилетия здесь проживал только один настоятель, который был и сторожем.

За эти долгие годы безвестности здание монастыря (и снаружи, и изнутри) было повреждено временем. Полихромные мозаичные полы разрушались, замечательные настенные росписи исчезали. Значительная часть памятников и древностей монастыря оказалась утраченной.

В 70-х годах прошлого века проводилось полное восстановление здания, частичная консервация настенных фресок.

С 1985 года — это монастырь-музей.

Вот такая долгая история монастыря Святого Креста. По которой можно и политическую жизнь страны отслеживать. Не только жизнь монастыря.

А теперь зайдем в монастырь и исследуем его.

2

Монастырь стоит на том месте, где, по преданию, Лот вырастил дерево из трех пород (сосна, кипарис и кедр).

Эти три дерева срослись так, что стали одним древом. И именно из этого Древа был сделан Крест Христов для Его распятия.

А было так, как рассказывает нам Библия.

Лот с семейством покинули проклятый Богом Содом, убегая в Сигор.

Его жена по пути оглянулась (а это было запрещено Господом) и превратилась в соляной столб.

Лот остался с двумя дочерьми и поселился в сигорской пещере.

Эти дочери думали, что Всевышний истребил весь род людской за грехи его и что остались только они втроем.

И дочери Лота, чтобы продлить род свой, напоили отца своего вином и соблазнили его. (Бытие., гл. 19) И родили от него каждая по сыну. От которых пошли моавитяне и аммонитяне.

Лот был в отчаянии, когда узнал, что натворили его дочери. И вот здесь заканчивается Святое писание о Лоте и продолжается его история в преданиях церкви.

Господь хотел наказать Лота за такой грех. Но потом Он дал Лоту 3 ростка и повелел посадить их, поливать и растить.

Лот 40 лет носил воду аж из Иордана и поливал деревья.

Они срослись в одно. И выросло то Крестное дерево.

Что только ни хотели из него сделать. Но ни для чего не подходило оно, потому что изначально это Dрево предназначалось для Крестного распятия Христа.

В этом монастыре есть место, где, по преданию, и росло Dрево Лота.

3


3


А еще там есть колодцы.

Мы нашли два на территории монастыря.

2

Один из них — в монастырской трапезной.

2

Мы даже сумели зачерпнуть эту воду из колодца и взять водицу с собой.

Но очень авантюрно у нас происходило добывание воды.

Мы увидели неподалеку восточный кувшин. Связали свои 5 головных платков узлами, привязали к кувшину и опустили его в колодец.

И воду мы добыли!

1

2

Хороша водица! Мы налили ее в бутылочки, что принесли с собой, испили водицы и даже умылись ею.

Трапезная — место, где отчетливо чувствовалось прошлое.

Там — каменные столы. За ними сидела братия, ела простую, непритязательную пищу, пили воду из колодца (вот из которого мы сейчас пьем!).

Во время трапезы монах нес послушание — громко читал молитвы. Так было положено. Слышу голос этого монаха из глубины веков…

Мы с паломницами пьем воду. Молчим…

3

Начну, разумеется, с карты - так наглядно видно масштабы проделанной работы. Ну, как говорится, сам себя не похвалишь... А, вообще, правда, напишите в коментах нужно ли делать подобные статьи в будущем? Интересно? Или, иди-ка ты, Серёжа, займись чем-то действительно полезным..?

Монастыри Кахетии

Монастырь Квелацминда (Kvelatsminda)

Монастырь Квелацминда в Гурджани

Монастырь Икалто (Ikalto)

Монастырь Икалто

Как добраться в Кахетию из Тбилиси

Все храмы Кахетии вполне реально объехать за 1-2 дня. В первом случае галопом, во втором - размеренно. Лучше всего стартовать на авто из Тбилиси. Маршрутки ходят, но неудобно и только до городов Телави, Сигнахи или Кварели, соответственно. Т.о., надо сначала приехать в один из соот-щих городков, а там уже брать такси - 90 лари/день. Без ночёвки в таком случае, скорее всего, также не обойтись. То есть, прибавляем ещё 100-120 лари.

Своим ходом

В Телави и Кварели ходят маршрутки от метро Исани. Стоимость около 8-10 лари. Очень и очень желательно приходить пораньше - маршрут популярен среди местных жителей, места быстро заканчиваются. Расписания нет - отправление по мере заполнения. В общем-то, как и везде в Грузии.

В Сигнахи можно уехать от метро Самгори. Это в Тбилиси. Цена вопроса 6 лари. Интервал движения порядка двух часов, с местами ситуация аналогична - кто успел, тот и сел.

Из Телави в Сигнахи (и наоборот) ходит одна единственная маршрутка. О времени отправления лучше поинтересоваться накануне. Как способ весьма сомнительный, но в теории существует.

На такси

Из Тбилиси в Телави или Сигнахи туда-обратно обойдётся примерно в 80 или 120 лари соответсвенно (очень зависит от умения торговаться). При таком сценарии придётся прибавлять стоимость такси от городков до самих монастырей, что изрядно увеличивает конечную стоимость и оттого сомнительно.

Из Тбилиси с заездом в Телави - монастыри - заезд в Сигнахи и возвращение в Тбилиси на весь день стоит от 150 лари и выше. Сильно зависит от сезона. В сезон цена ползёт в район 180.

На машине

Стартовать лучше из Тбилиси. Если приезжать в Грузию не на своей машине, то её стоит арендовать. Я через этот сайт . Все координаты GPS можно взять из карты, что вначале этой статьи и забить в навигатор или офлайновские карты Google или Maps.me - кому что больше нравится.

Экскурсия в Кахетию

Для тех, у кого нет прав, боязнь водить арендованный авто или и то, и другое есть индивидуальные экскурсии в Кахетию из Тбилиси на один день - это самый лучший способ, чтобы с одной стороны, решить проблему транспорта, сэкономить на ночёвке и вернуться в Тбилиси в тот же день, с другой - получить максимум удовольствия от общения с местным жителем. То, ради чего и стоит ехать в Грузию.

Хороших экскурсий много, но лично ме импонирует Михаил и его очень крутая авторская экскурсия по Кахетии - можно уехать на целый день дегустировать вино в Алазанской долине и успеть осмотреть самобытные кахетинские монастыри. От самого Михаила все просто в полном восторге! Достаточно почитать .

Групповые экскурсии - вариант, но, честно говоря, уже компромиссный. Но тоже вариант. Программа сильно урезана до одного монастыря и одной дегустации. По отзывам неплохая экскурсия в Кахетию .

Тут позволю себе небольшое лирическое отступление. Когда сразу после возвращения из Грузии судьба забросила меня в Афины, я вдруг с удивлением для себя обнаружил такое очевидное сходство, которым обладают монастыри Грузии и Греции. Да, в Афинах я провёл в разы меньше времени, чем в Грузии, но это вот прям бросилось в глаза. На фото ниже небольшая, но очень атмосферная византийская церковь в Афинах - одна из старейших православных церквей в городе.

Нет, конечно, ни Греми или Алаверди, но Старая Шуамта или Квелацминда чем-то напоминает...

На заднем плане церковь Богородицы Капникареи в Афинах

На самом деле, подобное сходство совсем не случайно. Это отражение традиционных культурных скреп Грузии и Византии. Так, например, именно греческий язык можно рассмотреть внутри в скале в грузинской Вардзии...

Военно-грузинская дорога

Троицкая церковь Гергети

Троицкая церковь Гергети

Как добраться

Чтобы увидеть все монастыри Грузии, расположенные на Военно-грузинской дороге нужно быть мобильным (такси, машина напрокат, экскурсии). Это позволит делать остановки в нужных местах. Если ехать своим ходом, то добраться можно будет только до одного храма - Гергети в Казбеги, куда приходит маршрутка из Тбилиси. Едет она, естественно, без остановок у достопримечательностей.

Своим ходом

Маршрутки отходят от метро Didube. Возле этого метро есть одноимённая автостанция, где нужно найти маршрутку до Казбеги. Стоимость 10 лари. В сезон отправление каждый час с 8:00 до 19:00. Обратно расписание и интервал движения примерно такие же.

На такси

Найти можно на любом углу. Умение торговаться сильно поможет уехать по цене от 150 лари. Время ожидания дополнительно никак не оплачивается - таксист будет ждать ровно столько, сколько потребуется (разумеется, исключительно в пределах светового дня).

На машине

Отправной точкой и на это раз будет Тбилиси. У меня была , которую я бронировал через этот сайт . Все координаты GPS можно взять из карты, что вначале этой статьи и забить в навигатор, карты Google или Maps.me.

Экскурсия по Военно-грузинской дороге

Групповые экскурсии проводят сразу на двух языках одновременно - группы собирают интернациональные. Диагноз тут таков: показано к применению исключительно любителям селфи, которым достаточно 10-15 минут на каждый монастырь. Ни о каком "постоять и проникнуться атмосферой" речи тут не идёт. Более серьёзный подход - это индивидуальные экскурсии с местным жителем.

Очень хорошие отзывы о гиде по имени Артур. Его индивидуальная экскурсия называется " ". Второго по популярности гида в этом регионе зовут Гия. Отзывы о нём можно почитать

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В случае с Тбилиси всё совсем просто - никуда ехать не надо. Все перечисленные монастыри реально обойти за один день. По Тбилиси вообще можно передвигаться исключительно пешим ходом. По крайней мере, за мои, без малого, четыре поездки в Тбилиси, у меня сложилось стойкое ощущение, что местные жители именно так и делают.

Если эмоциональное решение о поездке в Тбилиси уже принято, но ещё не согласовано со своим "рацио", то, на всякий случай, можно забронировать что-то из гостиниц, чтобы в случае окончательного решения ехать было уже место куда. У большинства отелей отмена брони бесплатна. На такой случай у меня в блоге есть статья про проверенные и потому рекомендуемые мной . Надеюсь, кому-то из вас пригодится.

HTML-код для вставки на сайт или в блог:

Монашество - сердце Православия, и для Грузинской Православной Церкви на протяжении истории оно имело не меньшее значение, чем для других Поместных Церквей. В настоящее время у Грузинской Православной Церкви насчитывается 134 монастыря - 72 мужских и 62 женских. Ниже будет представлен краткий обзор главных грузинских обителей, своим основанием восходящих к глубокой древности.

Время основания : XVI век.
Местонахождение : недалеко от г. Телави.
Современное состояние
История : По преданию был построен кахетинской царицей Тиной, которая увидела в детстве пророческий сон об этом, и узнала показанное во сне место уже когда была женой кахетинского князя Левана. Здесь был построен монастырь, в котором впоследствии приняла постриг и сама Тина.

Атенский Сиони

Время основания : VII век.
Местонахождение : в селе Атени, в 12 км к югу от г. Гори.
Современное состояние : действующий монастырь.
История : Главный храм, посвящённый Пресвятой Богородице, построен в начале VII века, росписи датируются XI веком, также на территории монастыря сохранились древние храмы Орбелиани (VIII-IX века) и Цминда Гиорги (XI век).

Бетания

Время основания : XI век.
Местонахождение : в ущелье реки Вере, в 16 км от Тбилиси, около села Самадло.
Современное состояние : действующий мужской монастырь в честь Рождества пресвятой Богородицы.
Святыни : мощи неизвестных мучеников.
История : Обитель названа в честь селения Вифания, где жили Марфа и Мария и где Господь воскресил Лазаря. Здесь, по преданию, часто отдыхала святая царица Тамара. В средние века монастырь пришёл в запустение, и был случайно обнаружен в середине XIX века художником Г. Гагариным, после чего в нём поселился иеромонах Спиридон, восстановивший Бетанию. В советское время это была единственная обитель, в которой продолжалась монашеская и богослужеюная жизнь (официально монахи были оформлены как музейные смотрители). Последний насельник, старец Георгий (Мхеидзе), скончался в 1962 году, а в 1978 году сюда прибыли новые монахи и Бетания стала первым монастырём, открывшимся в советское время.

Бодбе

Время основания : IV век.
Местонахождение : в двух км. от г. Сигнахи, около села Кедели
Современное состояние : действующий женский монастырь.
Святыни : Мощи св. равноапостольной Нины, которая была погребена здесь, чудотворный источник в честь св. Нины.
История : в IX веке был построен главный монастырский храм в честь св. Нины, в нём сохранились фрески того же времени. После монгольского разорения XIII века сведений о монастыре нет, вплоть до XV века, когда он снова обрел славу религионого центра. В связи с персидским нашествием в XVI веке монашеская жизнь здесь прерывается. В следующем столетии монастырь начинает действовать как мужской, известно, что при нём действовала более двух столетий школа. Последний монах скончался в 1837 году, и лишь через полвека по указу императора Александра III обитель возродилась как женский монастырь, который вскоре стал одним из самых крупных в Грузии. В советское время монастырь был закрыт и снова открылся только в 1995 году.

Время основания : XII век.
Местонахождение : около села Вардзия в долине р. Кура, в 70 км к югу от г. Боржоми.
Современное состояние
История : Эта пещерная обитель была построена в 1156-1205 годах при поддержке св. царицы Тамары, которая часто молилась здесь. Также здесь подвизался святой Ианн Шавтели. В 1551 г. монастырь был разрушен войсками персидского шаха Тахмаспа, а в конце XVI века его захватили турки, которые сожгли монахов прямо в храме. В XIX веке, после освобождения этого региона русскими войсками, в Вардзиа пришли греческие монахи и возродили здесь монашескую жизнь. В 1938 г. монастырь закрыли и превратили в музей, в 1990-е годы сюда вернулись монахи.

Вачнадзиани

Время основания : XV-XVI века.
Местонахождение : в 8 километрах от деревни Вачнадзиан района Гурджаани.
Современное состояние : не действует.

Гелати

Время основания : XII век.
Местонахождение : в пяти км к северо-востоку от г. Кутаиси.
Современное состояние : действующий монастырь.
Святыни : мощи св. благоверного царя Давида Строителя.
История : Был основан св. царём Давидом Строителем в 1106 г., в честь присоединения к грузинскому государству Кахетии и побед над турками-сельджуками. Здесь же царь создал Гелатскую академию, крупнейший просветительский центр Грузии, в котором трудились такие выдающиеся умы как святые Иоанн Петрици, Арсений Икалтоели и др. Монастырь стал усыпальницей грузинских царей. Действовала при нём и больница. В 1510 г. турки разорили Кутаиси и опустошили Гелатский монастырь. Но очень быстро имеретинский царь Баграт III восстановил его. Со второй половины XVI в. до 1814 г. здесь находилась резиденця католикоса. В 1860-е годы монатырь был ограблен. В советское время был превращён в музей, в 1990-е годы передан Церкви.

Гурджиани

Время основания : VIII век.
Местонахождение : в двух км от села Гурджаани, район Кахетии.
Современное состояние : действующий женский монастырь в честь Успения Божией Матери.
Святыни : святой источник.
История : Основана обитель в VIII веке. В советское время здесь располагался санаторий. В настоящее время идёт возрождение обители.

Гурия

Время основания : VI век.
Местонахождение : Чохатури, Аджария.
Современное состояние : действующий мужской монастырь в честь св. Иоанна Крестителя.
История : это древнейшая обитель края Гурии. В прежние столетия была очагом культуры и просвещения, при ней была богатая библиотека, действовала школа. В советское время обитель была закрыта, один из насельников принял мученическую смерть от большевиков. Возрождение пустыни началось в 2001 г.

монастырский комплекс Давидо-Гареджи

Время основания : VI век.
Местонахождение : на границе Грузии и Азербайджана, в горах Кахетии, в 60 км от г. Тбилиси.
Современное состояние : действующий мужской монастырь.
История : Преподобный Давид Гареджийский, придя в эти края в начале VI века, основал здесь первый пещерный монастырь, именуемый Давидовой Лаврой. Его ученики святые Давид и Лукиан основали еще два монастыря - Додос Рка и Натлисмцемели. В IX веке привёл обитель к процветанию преподобный Иларион Ивер. В XI-XIII веках появляются монастыри Удабно, Бертубани и Чичхитури. Это время расцвета Давидо-Гареджийских монастырей. Монастыри сильно пострадали при нашествии Тамерлана в конце XIV века, а в 1615 г. войска шаха Аббаса I за одну ночь истребили всех монахов - тогда пострадали шестьсот (по другим данным - шесть тысяч) преподобномучеников Гареджийских. Возродилась монашеская жизнь здесь только после 1690 г., трудами святого Онуфрия Гареджийского. В XIX веке лишь в монастыре Натлисмцемели жили монахи.

Джвари (монастырь Святого Креста)

Время основания : VI век.
Местонахождение : у слияния рек Куры и Арагви, возле г. Мцхета.
Современное состояние : дейстующий мужской монастырь.
История : Первый храм был построен во второй половине VI века рядом с установленным ранее св. Ниной поклонным крестом.

Время основания : VI век.
Местонахождение : на левом берегу р. Арагви, к востоку от г. Мцхета.
Святыни : мощи прп. Иоанна Зедазенийского.
История : обитель была основана преподобным Иоанном Зедазенийским в начале VI века на месте бывшего здесь прежде капища идола Задена. Сохранившиеся до наших дней здания построены в VII-VIII вв. Известен святой источник, истекающий возле монастырского храма. В XVII веке монастырь пришёл в запустение и возрождён был только в 1849 году. К концу XIX века епископ Александр Окропиридзе полностью реставрировал монастырь. В советское время, до 1946 г. в обители оставался смотрителем последний монах - о. Евфимий.

Икалто

Время основания : VI век.
Местонахождение : рядом с селом Икалто, в 7 км от Телави.
Святыни : мощи прп. Зенона Икалтийского.
История : Монастырь основан преподобным Зеноном Икалтийским. В XII веке св. царь Давид Строитель построил при нём Академию, которая была разрушена во время нападения войск шаха Аббаса I в 1616 г.

Кахтувни

Время основания : VIII-IX века.
Местонахождение : на левом берегу реки Кахтувни, Картли.
Современное состояние : действующий мужской монастырь.
История : Древний монастырь опустел во время нашествия войск шаха Аббаса - братия покинула его, спрятав при этом чтимую икону Божией Матери. В XIX веке новые монахи по указанию свыше обрели спрятанную икону. Во время коммунистических гонений монастырь был закрыт и икону спрятал у себя кто-то из верующих, до сего времени она не найдена. В 1993 году здесь возобновилась богослужебная и монашеская жизнь.

Кватахеви

Время основания : ХII век.
Местонахождение : вблизи деревни Кавтисхеви, в 55 км. к западу от г. Тбилиси.
Современное состояние : не действует.
История : Основан в ХII веке, был значительно повреждён во время нашествия Тамердана в конце XIV века, полностью был восстановлен уже в середине XIX века.

Время основания : XII век.
Местонахождение : ущелье реки Дзама в 7 км к юго-западу от поселка Карели.
Современное состояние : действующий мужской монастырь.
История : сохранившийся доныне главный храм монастыря построен в конце XII века.

Козифа

Время основания : VII век.
Местонахождение : ущелье Дзами, недалеко от г. Гори.
Современное состояние : действующий мужской монастырь.
История : Первая церковь была построена здесь в VII веке, позднее монастырь обстраивался в XIII столетии. В разные века от вражеских нашествий пострадало много монахов. В XVII веке монастырь упоминается как недействующий. Восстановление монастыря началось в 1997 году.

Мартвили

Время основания : VI-VII века.
Современное состояние : действующий мужской монастырь.
История : Был основан на месте страдания древних мучеников. Монастырь на протяжении многих веков являлся религиозно-просветительским центром, здесь трудились Иоанн Гимнограф (X в.), архиепископ Иоанн (XI в.), святой Антоний (Цагарели) (XVII в.) и многие другие. Развитие и строительство монастыря было продолжено и в XIX веке. Его красотой восхищался святой Евфимий (Такаишвили) (+1953). После запустения советского времени монастырь снова открылся в 1998 г.

Моцамета

Время основания : X век.
Местонахождение : недалеко от г. Кутаиси
Современное состояние : не действует.
История : Главный храм посвящён в честь святых братьев-мучеников Давида и Константина Аргветских, погибших от рук арабского захватчика Мурвана Ибн Мухаммеда в VII веке. Здесь же, в монастыре, почивают их мощи.

Некреси

Время основания : IV век.
Местонахождение : за рекой Алазани в Кварельском районе Кахетии.
Современное состояние : недействующий монастырь.
История : сохранилась древнейшая базилика, построенная здесь в конце IV в. В VI веке святой Авив, один из прибывших из Сирии святых, стал епископом Некресским и имел здесь резиденцию. Монастырь являлся важным культурным центром Кахетии.

Питарети

Время основания : XIII век.
Местонахождение : в районе Тетрицкаро, далеко от населённых пунктов.
Современное состояние : не действует.
История : построен в 1216-1222 г. во время правления царя Лаша-Георгия. После неоднократных набегов и разрений монастырь был закрыт в 1731 г. Здания сильно пострадали от землетрясения 1988 г.

Преображенский монастырь г. Тбилиси

Время основания : XVIII век.
Местонахождение : г. Тбилиси.
Современное состояние : действующий женский монастырь.
История : В 1789 г. Церкви были переданы здания древней тюрьмы и дворца, где был основан монастырь, освящённый в 1824 г., а также духовная семинария и приходская школа. В этой обители долго жил святитель Александр (Окропиридзе), а с 1906 по 1908 - священноисповедник Амвросий (Хелая). При коммунистической власти монастырь был закрыт. В 1991 году возвращён Церкви, тогда же возобновилась в его стенах монашеская жизнь. С 2003 г. при нём действует школа сестёр милосердия.

Ркони

Время основания : VII век.
Современное состояние : не действует.
История : Строительство монастыря, начатое в VII веке, продолжилось и завершилось уже на протяжении XI-XII веков.

Время основания : XI век.
Местонахождение : г. Мцхета.
Современное состояние : действующий женский монастырь в честь Преображения Господня.
Святыни : мощи св. царя Мириана и св. царицы Наны, мощи св. Абибоса Некресского, мощи прп. Шио Мгвимского.
История : первый храм здесь был построен святым царём Мирианом, крестителем Иверии, который и был здесь погребён. Позднее образовался монастырь. В XIX веке при обители действовало женское училище. На территории монастыря погребён старец Гавриил, один из наиболее почитаемых подвижников нового времени, на могилу которого приходит множество паломников.

Сапара

Время основания : XIII век.
Местонахождение : в горах недалеко от Месхетии.
Современное состояние : действующий мужской монастырь.
История : основан святым Саввой в XIII веке.

Тимотес Убани

Время основания : XIII век.
Местонахождение : неподалеку от курорта Цагвери в Боржоми.
Современное состояние : действующий мужской монастырь.
История : Главная церковь была построена в X веке, а монастырские здания в XIII веке.

Время основания : VI век.
Местонахождение : на северном берегу р. Кура, примерно в 30 км от г. Тбилиси.
Современное состояние : действующий мужской монастырь.
Святыни : Мощи прп. Шио Мгвимского. В этой обители также почивают перенесённые сюда мощи шестисот преподобномучеников Давидо-Гареджийских.
История : основан преподобным Шио (Симеоном) Мгвимским, одним из тринадцати святых просветителей, пришедших в Грузию из Сирии в VI веке. Быстро стал крупнейшим грузинским монастырём. Старая церковь сохранилась с VI века, позднее были построены другие здания. Сохранившиеся фрески относятся к XVI веку. Монастырь был разорён при вторжении войск шаха Аббаса в 1616 г., шестьдесят лет спустя восстановлен, но в 1720 г. снова опустошён теперь уже турками. Впоследствии монастырь был снова возрождён, в советское время, как и другие, закрыт, а в настоящее время имеет новых насельников.

Монастырь был открыт в июле 2010 года по благословению Его Святейшества Блаженнейшего Каталикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

Поводом для этого послужила просьба живущих в Грузии ассирийцев, что бы для них проводилась Литургия на родном Ассирийском-Арамеийском языке.

На территории монастыря стоят два Храма: в центре Церковного двора стоит маленький Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. В храме происходило много чудес. Многие, приходя в него с просьбой об исцелении тяжелых болезней, были исцелены. В честь этого благодатного Храма была написана икона Божьей Матери, названная «Кандовская».

Слева от Успенского храма стоит большой Храм в честь тринадцати святых Ассирийских Отцов. Он построен в 2013 году под руководством схиархимандрита Серафима Бит-Хариби. Именно он направил молодежь к храму и его строительству, привел в Церковь многих людей. Строительство Храма финансировали благочестивые люди - Годердзи Осипов, Заали Ильяев и Любовь Хошабаева.

Адрес: Грузия, Мцхета-Мтианети, E60, село Дзвели Канда.

Тел.: +995 790 320 698, +995 558 444 888

Мужской монастырь святых Давида и Константина (Моцамета)

В начале VIII века здесь находилась церковь. Во время нашествия арабской армии Мервана Глухого арабы сожгли церковь. Вся область Лихского хребта тогда называлась Аргвети, ей управляли мтавары Давид и Константин, резиденцией которых была крепость Шорапани. Они вышли с армией против арабов, но были разбиты и захвачены в плен. По какой-то причине Мерван захотел обратить их в ислам и переманить на свою сторону, но братья (или просто близкие родственники) отказались. Их мучили 9 дней, затем утопили в реке Риони. Когда их тела были найдены на берегу, люди услышали Божий голос, который велел нести их на восток до того места, где процессию застанет рассвет. Этим местом оказались руины сожженной церкви - примерно в 3 километрах от Риони. Там Давид и Константин были захоронены. В середине XI века здесь построили большой храм и основали монастырь "моцамета" (мученики). Примерно тогда же было составлено "Мученичество Давида и Константина".

Ковчег с мощами Святых сейчас находится в главном храме, на возвышении справа от входа. Под ним сделан проход высотой примерно в половину человеческого роста.

Адрес: Грузия, Кутаиси, село Моцамета.

Мужской монастырь Джвари (Мцхета)

Джва́ри - грузинский монастырь и храм VII века, один из шедевров архитектуры по совершенству архитектурных форм и первый в Грузии памятник Всемирного наследия. Джвари (груз. ჯვარი, досл. «крест») расположен на вершине горы у слияния Куры и Арагви близ Мцхеты - там, где, согласно историческим источникам («Обращение Грузии», «Жизнь картлийских царей»), воздвигла крест святая равноапостольная Нина.

Адрес: Грузия, около Мцхеты, асфальтовая дорога от Тбилиси

Проезд: При всей своей популярности Джвари неудобен для посещения. Рейсовый транспорт сюда не ходит, трасса проходит в стороне и она скоростная. Мцхетские маршрутки проходят сильно в стороне. Приходится или брать такси, или автобусом выбраться на трассу, выходить под горой и потом лезть вверх по крутому склону. Задача для трудолюбивых и усидчивых. Что касается такси, то в Мцхете их великое множество и они будут осаждать вас со всех сторон.

Гелатский мужской монастырь Богородицы (Кутаиси)

Монастырь был основан царём Давидом IV Строителем в 1106 году и стал его усыпальницей. Соборная церковь строилась до 1125 года и ещё пять лет украшалась мозаиками, которые почитаются лучшими во всём Закавказье. В то время монастырь был местопребыванием Гелатской академии, члены которой живо интересовались древнегреческой философией.

В XIII веке к монастырскому ансамблю добавились церкви св. Николая и св. Георгия, а также трехъярусная звонница. Стенопись относится к разным периодам грузинской истории, с XII по XVIII века; особенно примечательны портретные изображения венценосных особ. Прежде в монастыре сохранялось немало ценных икон и предметов прикладного искусства; в советское время они были изъяты и распределены по музеям.

Адрес: Грузия, Гелати (11 км. от Кутаиси).

Проезд: Монастырь находится чуть в стороне от трассы Кутаиси-Ткибули. Поворот имеет указатель. От трассы надо пройти по извилистой дороге километра три. Перед входом есть парковка и несколько киосков с сувенирами.

Давидо-Гареджийский мужской монастырь

Дави́д Гаре́джа- комплекс пещерных монастырей VI века, расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузинско-азербайджанской границе, и простирающийся на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Государственная граница между Грузией и Азербайджаном делит монастырский комплекс Давид-Гареджи на две части.

Адрес: Гора Гареджи, Кахетия, Грузия

Проезд: Монастырь находится в 45 километрах на юг от Сагареджо, 30 километров по прямой или 45 по извилистой дороге. От Гардабани 30 километров по дороге, но ей редко пользуются. Одно время в Гареджи ходили автобусы из Тбилиси, однако это нерегулярный вид транспорта. Можно ехать маршруткой в Сагареджо и уже там искать такси. Некоторые таксисты возят туда прямо из Тбилиси. В 13 километрах перед монастырем находится поселок Удабно (пустыня), оттуда также можно добраться на частном транспорте. Вся дорога асфальтированная.

В Сагареджо можно найти таксиста за скромные деньги, примерно за 35 лари (туда-обратно и там 2 часа ожидания).

В 2014 году появился новый способ доставки, это ежедневный автобус из Тбилиси. Он отходит в 11:00 с улицы Пушкина (около Площади Свободы) и стоит 25 лари. За эти деньги вас отвезут в Давид-Гареджи, ожидают там 3 часа и затем везут обратно, с пищевой остановкой в кафе «Оазис-Клаб». Телефон для связи: 551 951 447 (рейс действует до 15 октября).

Марткопский мужской монастырь

Марткопский монастырь основан в VI веке, иначе называется Мартмкопи или монастырь святого Антония.

Сегодня Мартмкопи - действующий мужской монастырь Грузинской Православной Церкви.

Расположен к северу от села Норио, в 4500 метрах. До Тбилиси - 32 километра.

Адрес: Норио, Гардабанский р-н, Грузия

Проезд: Попасть в монастырь можно через село Норио. Туда ходят маршрутки (1 лари 30 тетри) и автобусы (1 лари) от метростанции Самгори. Маршрутки ходят часто. Норио надо пройти насквозь (можно зайти в музей) до северной окраины и там пройти еще 4500 метров извилистой трассы. Часть пути от села - не очень ровный асфальт, часть - гравийка. Легковые проходят спокойно.

Шио-Мгвимский мужской монастырь

Первая монашеская община на этом месте была основана в VI веке монахом Шио, одним из тринадцати ассирийских отцов, которые прибыли в Грузию в качестве христианских миссионеров. Святой Шио провел свои последние годы, отшельником в глубокой пещере возле Мцхеты, впоследствии названной Шиомгвиме (Пещера Шио).

Самая первая постройка - храм Святого Иоанна Крестителя (построен в 560-580 годах). Это крестообразная в плане церковь, очень проста и строга по своей конструкции. К тому же времени относятся и вырытые монахами пещеры и сейчас видимые вокруг монастыря и вдоль дороги ведущей к монастырскому комплексу. Церковный купол опирается на восьмиугольный барабан и покрыт конической крышей. Внутри храма был размещён богато украшенный каменный иконостас со сценами жития преподобного Шио, находящийся сейчас в тбилисском Государственном Музее искусств Грузии. Колокольня храма возведена в 1733 году.

Адрес: Мцхета, Мцхета-Мтианети

Мужской монастырь Зедазени

Монастырь Зедазени расположен северо-восточнее Мцхета на склоне покрытой густым лесом горы. Начало ему было положено в VI веке деятельностью одного из 13 ассирийских отцов - Иоанна Зедазнели. По преданию это место бывшего капища было им выбрано для отшельничества и он не пожелал оставить обитаемый им малый скит даже тогда, когда его ученик Тате чуть пониже возвел «настоящий» монастырь. В «житии» святого сказано, что он пожелал, чтобы его усыпальница была на месте его деятульности, и он действительно был здесь погребен. Через некоторое время над его могилой была построена малая церковь, которуя в конце VIII века была включена в церковь св. Иоанна Крестителя, которую возвел Каталикос Клемент.

И сейчас в монастыре стоит эта церковь. Она представляет собой трехнефную базилику с двумя парами опорных колон, возведенную из колотого камня и кирпича. Восточная часть северного нефа возведена из тесанного камня с подковообразными арками - сохранилась от первоначальной церкви. Здесь же у северной стены находится могила св. Иоанна Зедазнели.

Адрес: Монастырь расположен на левом берегу Арагви (Зедазенский хребет), к северо-востоку от Мцхета.

Мужской монастырь Алаверди

Алаверди - монастырь и собор в Ахметском районе Кахетии. Монастырь Алаверди - обиходное название. Официально - монастырь св. вмч. Георгия Победоносца.

Слово «Алаверди» (ალავერდი) имеет турецко-арабское происхождение и переводится как «дарованный Богом». У слова есть еще одно значение - во время грузинского застолья тамада просит одного из гостей продолжить начатый тост.

Адрес: с. Алаверди, Ахметский район, Грузия

Проезд: Монастырь находится в 20 километрах от центра Телави и в 17 - от Ахметы. При этом он находится в стороне от основных трасс - в 9 километрах от трассы Телави - Ахмета.

Мужской монастырь Атенский Сион

Монастырь Атени Сиони (ატენის სიონი) построен в первой половине VII века армянским зодчим Тодосаком, по образцу Джвари (тетраконх).

Главный храм, посвящённый Пресвятой Богородице, построен в начале VII века, росписи датируются XI веком, также на территории монастыря сохранились древние храмы Орбелиани (VIII-IX века) и Цминда Гиорги (XI век).

На храме сохранилась надпись зодчего, гласящяя: «Я, Тодосак, строитель этой святой церкви». По другим сохранившимся надписям видно что под руководством Тодосака в Атене трудились, еще несколько каменотесов-армян.

Храм несколько раз подвергался разграблению захватчиками вторгавшимися в регион. Уцелели в нем росписи 1080 года, а также видны следы пожара от нашествия шаха Аббаса I (который разжег в храме костер).

Адрес : село Атени (10-12 км к югу от Гори), Грузия

Мужской монастырь Бетания

Время основания неизвестно, однако есть сведения, что к XI в. обитель уже существовала как усыпальница княжеского рода Орбели, владевшего обширными территориями в Квемо Картли. Местное предание гласит, что первоначально ктиторы намеревались строить монастырь по другую сторону пещеры Самадло, на плоской вершине высокой горы, откуда открывался вид на все окрестности, и уже начали свозить туда камни, как к утру в недоумении обнаружили их исчезновение. Найдя свои строительные материалы глубоко внизу на дне ущелья сложенными вместе, строители решили возвести храм в указанном Богом месте. Другое предание повествует, что в древности здесь была крупная и богатая Лавра, и св. Тамара, последние годы жизни подвизавшаяся в пещерном монастыре Вардзиа, часто приезжала сюда летом для уединения и молитвы. Территория монaстыря в древности была окружена массивной стеной, остатки которой сохранились до наших дней. Среди леса на склонах горы сохранились небольшие ямы с грудой камней - остатки монашеских келий. Известно, то в средние века монастырь пришел в запустение и был усыпальницей рода Бараташвили.

Адрес: Монастырь расположен в 16 км от Тбилиси, в ущелье р. Вере ок. с. Самадло.

Мужской монастырь Сапара

Монастырь Сапара (საფარის მონასტერი), иногда так же пишется «Сафара», был основан не позднее X века; в XIII веке он принадлежал владетелям Самцхе - князьям Джакели. Здесь была одна из их резиденций а также усыпальница.

Самое раннее сооружение монастырского комплекса – это однонефная Успенская церковь X века, известная своим иконостасом, увенчанным великолепными рельефными скульптурами (в настоящее время его фрагменты хранятся в музее искусств им. Ш. Амиранашвили национального музея Грузии). Эта церковь интересна и сама по себе – возведенная из прекрасно обтесанного камня с искусно выполненным наличником окна в алтаре, с навесом и первоначальным карнизом, она впечатляет строгими пропорциями интерьера, который расчленен пилястрами и имеет с западной стороны патроник (хоры).

Адрес: Ахалцихе, Самцхе-Джавахети, Грузия

Бодбийский женский монастырь

По сведению грузинской летописи «Обращение Картли», постройка церкви над могилой святой равноапостольной Нины относится ко времени царствования св. блгв. царя Мириана: основав здесь женский монастырь, царь пожертвовал ему много селений и земель.

Царская династия Кахети и Картли особо заботилась о материальном обеспечении и благосостоянии монастыря. Можно полагать, что до 1230-х гг. Бодбийский монастырь оставался значительным христианским центром Грузии. С 1230-х гг. по XV в. сведений о монастыре не сохранилось, что связано с вторжениями монголов и сильным разрушением как епархии, так и монастыря. В XV в., с образованием самостоятельного царства Кахети, Бодбе вновь обрел былую славу религиозного центра.

Адрес: Грузия, в 2-х км. к югу от г. Сигнахи, ок. с. Кедели

Женский монастырь Ахали Шуамта

Монастырь Ахали Шуамта (ახალი შუამთა) основан в XVI веке около монастыря Старая Шуамта.

Существует легенда, что эту обитель построила кахетинская царица Тина. Когда она была ребенком, ей приснился сон, что она строит прекрасный православный храм. Тогда же она увидела незнакомую местность, где должно было возвышаться здание церкви. Спустя много лет, Тина вышла замуж за кахетинского князя Левана. Во время путешествия по просторам царства, она узнала приснившуюся ей местность и основала монастырь. Через некоторое время Тина сама приняла постриг в монастыре.

Монастырский комплекс включает защитную ограду, большой храм и колокольню.

Адрес: Грузия, Телавский р-он, монастырь Ахали Шуамта

Проезд: Монастырь обнаружить весьма просто. Прямо на телавской трассе существует указатель, от которого менее ста метров до самого монастыря. При этом ехать нужно на юго-запад от Телави, не доезжая 2 км. до Старой Шуамты.

Успенский пещерный мужской монастырь (Вардзиа)

Ва́рдзиа (груз. ვარძია) - пещерный монастырский комплекс XII-XIII веков на юге Грузии, в Джавахетии. Выдающийся памятник средневекового грузинского зодчества. Расположен в Аспиндзском районе края Самцхе-Джавахети, в долине реки Кура (Мтквари), примерно в 100 км к югу от города Боржоми, вблизи одноименного села.

На протяжении 900 м вдоль левого берега Куры в отвесной туфовой стене горы Эрушети (Медвежья) высечено до 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек. Помещения комплекса уходят на 50 метров вглубь скалы и поднимаются на высоту в восемь этажей. Сохранились потайные ходы, связывавшие помещения, остатки водопровода и оросительной системы.

Адрес: Грузия, Аспиндзский район, с. Вардзиа

Проезд: По шоссе около 70 км к югу от Боржоми

Свято-Успенский мужской монастырь (Зарзма)

Зарзма (ზარზმა) - вообще говоря, это такой поселок в Адигенском районе, но в последнее время под Зарзмой часто понимают находящийся в поселке Преображенский монастырь. Это один из древних и оригинальных монастырей Джавахетии. Его не надо особенно искать, он хорошо виден со всех окрестностей и с трассы, что ниже поселка.

Монастырь был основан во время существования царства Тао-Кларджети (точный год не известен). Основателем был Серапион, известный как Серапион Зарзмский. Князь Георгий Чорчанели подарил монастырю землю, первый храм построил архитектор Горбнели, но она не сохранилась. Вообще, мы ничего не знаем о внешнем виде монастыря в ранние эпохи его существования. Самый старый кусок - это арка звонницы, на которой сохранилась надпись X века.

Адрес: Грузия, край Самцхе-Джавахети, Адигенский муниципалитет, с. Зарзма

Проезд: Монастырь Зарзма - последняя архитектурная древность на пути из Ахалцихе на запад (по трансаджарской дороге). За селом Зарзма начинается глухая горная трасса, которая остается глухой до самого Хуло в Аджарии. Это километров с 50. До Адигени всего 4 километра относительно сносного асфальта.

Икалтойский мужской монастырь

Икалтойский монастырь – один из первых в Грузии, а в Кахетии почти самый первый. Он основан одним из ассирийских отцов, Зеноном Икалтойским (ზენონი იყალთოელი) где-то после середины VI века. От строений той эпохи уже ничего не осталось. Существующие ныне храмы построены, самое раннее, в VIII веке. Видимо, есть какая-то связь с возникновением независимого Кахетинского царства в те века. В тот же период на территории монастыря были построены давильни для винограда и винохранилища, частично сохранившиеся по сей день.

В XII веке при царе Давиде Строителе был построен Успенский храм и пристроен корпус Академии. Эта академия вошла в историю тем, что в ней учился Шота Руставели. По этому случаю где-то в ноябре (в выходные) здесь отмечается локальный праздник Шотаоба.

В 1616 году шах Аббас во время знаменитоо нашествия сжег академию и тем поставил точку в ее истории. С этого момента монастырь почти прекратил свое существование и был восстановлен только в XIX веке.

Адрес: Республика Грузия, Кахетия, муниципалитет Телави, с. Икалто.

Свято-Никольский мужской монастырь (Кинцвиси)

Известно, что монастырь в основном построен около 1200 года, хотя небольшое строение храма Святой Марии даритуется X веком.

Основной храм - Святого Николая - построен еще при жизни царицы или же в самые последние годы её существования. Сохранились фрески того времени.

Фресок XIII века в Грузии очень мало, так что ими монастырь и знаменит.

Позже был пристроен еще один небольшой храм и западный придел. И это все, что известно об истории храма. Он находился на земле князей Цицишвили (Верхнее Сацициано), однако мы почти ничего не знаем о роли монастыря в истории рода Цицишвили.

Неизвестно, когда монастырь был заброшен.

В 1997 митрополит Иов востановил его как женский, а с 2001 его преобразовали в мужской.

Сейчас там живут 6 монахов.

Адрес : Грузия, край Шида-Картли, Карельский муниципалитет, Кинцвиси

Свято-Успенский мужской монастырь в Мартвили (Чкондиди)

Основание монастыря относят к концу VII века. Название происходит от мегрельского слова "чкони" (ჭყონი) - дуб. То есть, это "Большой дуб" - Чкони-Диди. Первый храм был построен именно в ту эпоху и представлял собой популярный в те годы тетраконх. Возможно, это был последний тетраконх той эпохи, построеный уже после Джвари и Атенского Сиона.

Неизвестно, на что он был похож первоначально и как перенес арабское нашествие 736 года. Основной храм монастыря был перестроен абхазским царем Георгием II (929-960). Сейчас видно, что при перестройке сохранили фундамент и пытались воспроизвести стилистику храмов типа Джвари. Жаль, что мы не знаем, как выглядел первый храм и не может понять,что оставили, а что поменяли при перестройке.

Адрес: Грузия, Самегрело и Земо-Сванетия, г.Мартвили

Проезд: Мартвильский монастырь расположен на вершине холма в пределах города Мартвили. Если вы попали в город Мартвили, то его видно из любого места. Добраться до монастыря можно по канатной дороге (в низкий сезон канатка может быть закрыта). Стоимость проезда - 0,5 лари. Вход в монастырский комплекс - свободный, можно посетить в любое время года. Из Батуми до Мартвили ездят маршрутные такси, далее можно добраться самостоятельно, с попутчиками или на такси.

Свято-Успенский мужской монастырь в Шилде (Некреси)

Монастырский комплекс Некреси - уникальное место сразу по нескольким причинам. Во-первых, именно отсюда начало свое распространение по всей Грузии христианство. Во-вторых, в Некреси расположена старейшая церковь страны. И в-третьих, с вершины горы, на которой стоит монастырь, открывается потрясающий вид на Алазанскую долину.

Адрес: Грузия, Кахетия, Кварельский муниципалитет, близ с. Шилда, монастырь Некреси

Проезд: Добираться до монастыря удобнее всего на маршрутке Телави - Кварели (или наоборот). Время в пути: около 30 минут. Выходить нужно у поворота рядом с указателем на монастырь. Спустя 2 км дорога приведет к КПП. Здесь можно приобрести сувениры, свечи, еду и вино (бутылка стоит 8 GEL), набрать воды. Непосредственно к обители ведет серпантин, преодолеть который придется или самостоятельно, или на микроавтобусе: поездка туда-обратно стоит примерно 2 лари.

Введенский мужской монастырь (Питарети)

Монастырь Питарети был построен в то же время, что Цугругашени и монастырь Кватахеви, и эти храмы иногда называют храмами "кватахевского типа". Их отличие - много резьбы по камню и немного вытянутые своды. Архитекторам остался один шаг до готики, но они не успели его сделать.

Храм монастыря был построен при царе Гиорги Лаши. Позже, в XIV веке, появилась большая надпись на правой стене крыльца. Одно время было принято думать, что этот храм - постройка именно XIV века. Потом академик Чубинашвили изучил его потщательнее и пришёл к выводу, что это всё же XIII.

Долгое время монастырь принадлежал князьям Бараташвили. Каким-то образом он пережил все нашествия XVI и XVII веков и дожил до XVIII, и в седенине века его практически уничтожили дагестанцы. Монастырь закрылся, но храм остался. Пространство вокруг собора заселили осетины и до 1990-х годов храм считался Храмом Рождества Богоматери, и 21 сентября осетины устраивали тут праздники.

Потом осетины выехали во Владикавказ, но до сих пор приезжают сюда время от времени. Посёлок пришёл в упадок и исчез. Сейчас на его месте - кельи монахов.

В конце 90-х собор был освящен как Введенский и храмовым праздником стало 4 декабря. Но по сей день храмовых праздников тут как бы два - осетинский и грузинский.

Адрес: Грузия, Квемо-Картли, муниципалитет Тетри-Цкаро, с.Питарети

Архангельский женский монастырь (Самцериси)

Архангельский монастырь в Самцериси - один из недавно основанных монастырей Карельского района, расположенный недалеко от райцентра Карели на территории старинного замка князей Цицишвили. Важно понимать, что замок весьма старый, а монастырь - новый, и в истории не упоминался никогда. Кроме этого замка-монастыря существует ещё маленький храм VII века, который называется точно так же.

Адрес: Грузия, Шида-Картли, Карельский район, село Самцериси

Проезд: Монастырь сейчас хорошо видно с батумского автобана - в том месте, где он огибает село Агара. Трасса проходит в 1200 метрах от монастыря. Но чтобы попасть в него, надо выбраться из райцентра Карели по дороге на Дзамское ущелье и пройти 3200 метров до развилки: прямо дорога пойдёт в ущелье, а направо дорога по мосту переходит реку Дзаму и через 1700 метров буквально упирается в подножие монастырского холма. Самцерисский храм даже ближе - в 1300 метрах от развилки. Ориентироваться на местности легко, здесь открытая безлесная местность.

Женский монастырь святой Нины в Мцхете (Самтавро)

Первая церковь на этом месте, как считается, построена ещё в IV веке царём Мирианом III. По свидетельству Вахушти Багратиони, «Мириан построил церковь с каменным куполом, великолепную и сам был там похоронен». Церковь Самтавро стала усыпальницей: «и похоронен был Мириан к югу от среднего столпа, и на четвёртый год умерла царица Нана и похоронена к западу от того же столпа, где был похоронен царь». Благодаря крупным пожертвованиям храм был одним из богатейших в Грузии.

Храм многократно разрушали и восстанавливали. В первой половине XI века, во времена царствования Георгия I, по указу католикоса-патриарха Мелхиседека I храм расширили, пристроили южные врата и украсили оригинальным орнаментом, аналогов которому нет в грузинском зодчестве. Украсили также храмовый интерьер.

Адрес: Davit Aghmashenebelis qucha, Мцхета 383400, Грузия

Преображенский мужской монастырь в Тбилиси (Табори)

В не очень известное время на этой горе была построена крепость, которая прикрывала Тбилиси со стороны юга.

В начале XVII века во время нашествия шаха Аббаса крпость была разрушена. Царь Ростом восстановил её.

В тяжлые дни XVIII века крепость несколько раз занимали то турки то персы, и только в 1748 году царь Ираклий II отвоевал ее обратно.

Адрес : Kharfukhi Turn, Тбилиси, Грузия

Проезд: Лучше пешком. Находится на Таборской (Фаворской) горе.

Успенский женский монастырь (Дирби)

Адрес: Грузия, край Шида-Картли, Карельский муниципалитет, село Дирби

Проезд: Современный батумский автобан пересекает реку Проне восточнее Руиси. Здесь у моста нужно свернуть на север к селу Брети, где находится монастырь Пироса Бретского. Если проехать еще 3 километра за Брети, то слева будет видна зеленая низина реки Проне, а за ней на краю плато - село Дирби. Монастырь расположен прямо на скате. Часть построек монастыря находится на горе, а Успенский храм - под горой. С юга к монастырю ведет очень плохая гравийка. Удобнее заезжать с севера, со стороны дороги на Двани.

Женский монастырь Рождества Богородицы (Мгвимеви)

По другой версии, это был Рати Сурамели - эристав Картли, живущий в городе Сурами (см. там краткую инфу о нем). Этот же Рати участвовал в оформлении монастыря Вардзия, что объясняет некие элементы сходства между Вардзией и Мгвимским монастырем.

Адрес: Gomi-Sachkhere-Chiatura-Zestaponi, Tsopa, Грузия

Проезд: Монастырь легко найти - он находится сразу за выездом из Чиатуры на Сачхере.

Пещерный мужской монастырь Ванис-Квабеби

В 1089 году случилось землетрясение, из-за которого рухнула центральная часть комплекса. В 1186 - 1191 годах патроном монастыря был род Гургенисдзе, в это время монастырь был отремонтирован - в частности, восстановлен был собор Святого Гиоргия. В 1204 году была построена большая каменая стена. В 1283 году грянуло то самое землетрясение, что разрушило Вардзию и замок Тмогви. Ванис-Квабеби тоже серьезно пострадал.

Адрес: Khertvisi-Vardzia-Mirashkhani, Грузия

Проезд: Ванис-Квабеби находится на восточном берегу реки Куры, между замком Тмогви и монастырем Вардзия, ближе к Тмогви. Если вы едете со стороны Хертвиси на Вардзию, то вам надо проехать село Нокалакеви, увидеть справа на скалах Тмогви, и дальше примерно через километр будет поворот влево вверх и маркер. Подъем к монастырю бетонный и очень крутой, но машины одолевают.

Важный нюанс. Монастырь смотрит фасадом на запад, поэтому утром он в тени, а вечером на солнце. Так что если тратить день на изучение окрестностей, то надо утро потратить на Вардзию, а вечер - на Ванис-Квабеби.

Монастырь Джумати (ჯუმათი) - монастырь Архангелов Михаила и Гавриила - небольшой монастырь на одной из вершин Чохотаурского хребта, немного севернее города Озургети. Относится к Шемокмедской епархии, некогда был центром православной жизни западной Грузии.

Адрес: Georgia, Guria, Lanchkhuti, ს.ძირიჯუმათი

Проезд: Добраться до монастыря достаточно сложно. Сначала надо попасть в село Джумати. Туда ходит маршрутка из Озургети, но ходит раз в день (13:30), и запросто может внезапно отмениться. В селе кое-где есть указатели на монастырь, так что можно примерно сориентироваться в направлении. Но от села придётся идти 3 или 4 километра вверх по серпантину. Спуск от монастыря до трассы Озургети-Ланчхути занимает часа полтора, а подъём, соответственно, два часа и больше.

Монастырь Самеба (ხაშმის წმ. სამების მონასტერი), он же Хашмийская Самеба или Хашмийский монастырь Святой Троицы, или монастырь Кацарети - в настоящее время монастырь в Сагареджийском районе в предгорьях Гомборского хребта около села Хашми. Самое известное в монастыре - это его базилика V или VI века.

Адрес: Грузия, край Кахетия, Сагареджойский муниципалитет, Хашмийская Самеба

Проезд: Сначала надо попасть в село Хашми - туда ходят маршрутки. От северной окраины села начинается грунтовка, по которой надо пройти пешком 6 километров. Два километра дорога идёт по долине реки Иори, петляя среди кустов, потом начинает подниматься на горку. Следующие 4 километра - пологий спуск через лес. Дорога на этом участке ужасающа. Лесовозы продавили в ней глубокую колею, так что если вы решили прорываться на колёсах, то выбирайте сухую погоду.

Монастырь Хирса (монастырь святого Стефана, Степан-цминда) - мужской монастырь Грузинской Православной Церкви, основан в VI веке.

Монастырь был основан в VI веке одним из ассирииских отцов Стефаном Хирским.

Монастырский храм много раз перестраивался.

Значительная часть церкви сегодня всё ещё находится под землёй - там ещё не проводились археологические раскопки.

Адрес: Тибаани, Кахетия, Грузия



mob_info