Ход реализации и достигнутые результаты. Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки Полный текст Указа

В целях научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства и снижения технологических рисков в продовольственной сфере постановляю:

1. Разработать и реализовать комплекс мер, направленных на создание и внедрение до 2026 года конкурентоспособных отечественных технологий, основанных на новейших достижениях науки и обеспечивающих:

а) производство оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений, племенной продукции (материала) по направлениям отечественного растениеводства и племенного животноводства, имеющим в настоящее время высокую степень зависимости от семян или племенной продукции (материала) иностранного производства;

б) производство высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения;

в) диагностику патогенов сельскохозяйственных растений, производство пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения для применения в сельском хозяйстве;

г) производство, переработку и хранение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

д) контроль качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизу генетического материала.

2. Правительству Российской Федерации:

а) в 6-месячный срок разработать и утвердить Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы (далее - Программа), предусмотрев:

взаимодействие и координацию деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федерального агентства научных организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук", ведущих научных и образовательных организаций, фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, других институтов развития, а также организаций агропромышленного комплекса, союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях разработки Программы и реализации мероприятий, предусмотренных Программой;

формирование и ведение информационно-аналитической системы оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства;

финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных Программой, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, государственных программ Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы, "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", а также за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников;

б) обеспечить формирование на базе организаций, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации и Федеральному агентству научных организаций, междисциплинарных научно-исследовательских центров в области сельского хозяйства для реализации мероприятий, предусмотренных Программой;

в) начиная с 2018 года представлять Президенту Российской Федерации ежегодно, до 1 мая, доклад о ходе реализации Программы.

3. Образовать совет по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы.

4. Утвердить прилагаемые:

а) о совете по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы;

б) совета по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы;

в) президиума совета по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы.

5. Правительству Российской Федерации предусматривать при формировании в 2017 - 2025 годах проектов федеральных бюджетов бюджетные ассигнования на реализацию настоящего Указа.

а) определить должностных лиц, ответственных за координацию деятельности по научно-техническому обеспечению развития сельского хозяйства, в том числе за реализацию Программы, в субъекте Российской Федерации;

б) разработать и утвердить планы научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства в субъекте Российской Федерации;

в) предусматривать при формировании в 2017 - 2025 годах проектов бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетные ассигнования на реализацию Программы в субъекте Российской Федерации.

Президент Российской Федерации В. Путин

Положение
о совете по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы

1. Совет по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы (далее - совет) является постоянно действующим коллегиальным органом, обеспечивающим реализацию Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы (далее - Программа) и контроль за ходом ее выполнения.

2. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Положение о совете, состав совета и президиума совета утверждаются Президентом Российской Федерации.

4. Основными задачами совета являются:

а) подготовка предложений Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации по научно-техническому обеспечению развития сельского хозяйства;

б) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованных организаций в целях научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства;

в) определение видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, производство и переработку которых предусматривается осуществлять в ходе реализации Программы (далее - виды продукции, сырья и продовольствия);

г) создание экспертных групп по видам продукции, сырья и продовольствия, по кормовым добавкам для животных и по лекарственным средствам для ветеринарного применения, а также утверждение их руководителей и определение порядка работы;

д) согласование и внесение на утверждение Правительства Российской Федерации подпрограмм по видам продукции, сырья и продовольствия (далее - подпрограммы);

е) утверждение промежуточных и итоговых отчетов о ходе реализации Программы и подпрограмм, в случае необходимости принятие решений об их корректировке.

5. Для решения текущих вопросов деятельности совета формируется президиум совета.

В состав президиума совета входят сопредседатели совета, секретарь совета и члены президиума совета. Члены совета принимают участие в заседаниях президиума совета по решению сопредседателей совета.

6. Президиум совета:

а) формирует повестку дня заседания совета и осуществляет подготовку необходимых материалов к заседанию совета;

б) формирует составы экспертных групп совета;

в) определяет меры и согласовывает проекты, необходимые для реализации подпрограмм, и утверждает их координаторов;

г) организует подготовку промежуточных и итоговых отчетов о ходе реализации Программы и подпрограмм;

д) решает организационные и иные вопросы, связанные с осуществлением информационно-аналитических и экспертных работ в сфере научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства.

7. Совет и президиум совета для решения возложенных на них задач имеют право:

а) привлекать в установленном порядке для участия в работе представителей органов государственной власти Российской Федерации, образовательных организаций высшего образования, научных и общественных организаций, предпринимательского сообщества;

б) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от органов государственной власти Российской Федерации и организаций.

8. Заседания совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Заседания совета считаются правомочными, если на них присутствует не менее половины членов совета.

Заседания совета ведут сопредседатели (сопредседатель) совета либо по поручению сопредседателей совета - член совета.

9. Заседания президиума совета проводятся не реже одного раза в два месяца. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания президиума совета.

Заседания президиума совета ведут сопредседатели (сопредседатель) совета.

10. Решения совета и решения президиума совета принимаются на основе консенсуса. При невозможности достижения консенсуса решения совета и решения президиума совета принимаются большинством голосов присутствующих на соответствующем заседании.

Члены совета принимают участие в заседаниях президиума совета с правом совещательного голоса.

Решения совета и решения президиума совета оформляются протоколами, которые подписываются сопредседателями совета.

11. Члены совета и президиума совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.

12. Подготовку и организацию проведения заседаний совета и президиума совета, а также решение текущих вопросов деятельности совета и президиума совета осуществляет секретарь совета.

13. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности совета и президиума совета осуществляет Управление Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике.

Состав
совета по реализации Федеральной научно-технической программы обеспечения развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы
(утв. Президента РФ от 21 июля 2016 г. № 350)

Дворкович А.В. -
Фурсенко А.А. -
Нечаева Е.К. -
Астраханцева Е.Ю. -
Белов В.М. -
Биленкина И.П. -
Бортник И.М. - советник генерального директора федерального государственного бюджетного учреждения "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" (по согласованию)
Гурьев А.А. - генеральный директор открытого акционерного общества "ФосАгро", президент некоммерческой организации "Российская ассоциация производителей минеральных удобрений" (по согласованию)
Данкверт С.А. - руководитель Россельхознадзора
Дурманов Н.Д. - главный конструктор систем биобезопасности открытого акционерного общества "РТИ" (по согласованию)
Дынкин А.А. - академик-секретарь Отделения глобальных проблем и международных отношений Российской академии наук, директор федерального государственного бюджетного научного учреждения "Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук", академик Российской академии наук
Елин Е.И. - заместитель Министра экономического развития Российской Федерации
Иванов А.Ю. - заместитель Министра финансов Российской Федерации
Кожемяко О.Н. - Губернатор Сахалинской области (по согласованию)
Колчанов Н.А. - директор федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук", академик Российской академии наук
Котюков М.М. - руководитель ФАНО России
Минниханов Р.Н. - Президент Республики Татарстан (по согласованию)
Мошкович В.Н. - президент общества с ограниченной ответственностью "Группа Компаний "Русагро" (по согласованию)
Панченко В.Я. - председатель совета федерального государственного бюджетного учреждения "Российский фонд фундаментальных исследований"
Патрушев Д.Н. - председатель правления акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" (по согласованию)
Повалко А.Б. -
Савченко Е.С. - Губернатор Белгородской области (по согласованию)
Трухачев В.И. - ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ставропольский государственный аграрный университет"
Фисинин В.И. -
Фортов В.Е. -
Хлунов А.В. - генеральный директор Российского научного фонда
Цыб С.А. - заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации
Чуенко A.M. - генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "Дока - Генные Технологии" (по согласованию)

Состав
президиума совета по реализации Федеральной научно-технической программы обеспечения развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы
(утв. Президента РФ от 21 июля 2016 г. № 350)

Дворкович А.В. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (сопредседатель совета)
Фурсенко А.А. - помощник Президента Российской Федерации (сопредседатель совета)
Нечаева Е.К. - референт Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике (секретарь совета)
Астраханцева Е.Ю. - заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации
Белов В.М. - старший вице-президент по инновациям некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий
Биленкина И.П. - начальник Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике
Котюков М.М. - руководитель ФАНО России
Повалко А.Б. - заместитель Министра образования и науки Российской Федерации
Фисинин В.И. - директор федерального государственного бюджетного научного учреждения Федеральный научный центр "Всероссийский научно-исследовательский и технологический институт птицеводства", академик Российской академии наук
Фортов В.Е. - президент Российской академии наук, академик Российской академии наук

Обзор документа

В целях научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства и снижения технологических рисков в продовольственной сфере Правительству РФ следует разработать и реализовать комплекс мер. Цель - создание и внедрение до 2026 г. конкурентоспособных отечественных технологий, основанных на новейших достижениях науки.

Так, необходимо в 6-месячный срок разработать и утвердить федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017-2025 гг. Обеспечить формирование на базе организаций, подведомственных Минселхозу России, Минобрнауки России и ФАНО России, междисциплинарных научно-исследовательских центров в области сельского хозяйства для реализации мероприятий, предусмотренных программой.

Начиная с 2018 г. Президенту России ежегодно, до 1 мая, должен предоставляться доклад о ходе реализации программы.

Также решено образовать совет по реализации указанной программы. Он является постоянно действующим коллегиальным органом, обеспечивающим как реализацию программы, так и контроль за ходом ее выполнения.

Положение о совете, его состав и состав его президиума утверждаются Президентом России. Основными задачами совета являются, подготовка предложений Президенту России и Правительству РФ по научно-техническому обеспечению развития сельского хозяйства; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов госвласти регионов и заинтересованных организаций в целях научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства; определение видов с/х продукции, сырья и продовольствия, производство и переработку которых предусматривается осуществлять в ходе реализации программы и тд.

Заседания совета проводятся по мере необходимости, но не реже 2 раз в год. Решения принимаются на основе консенсуса. При невозможности его достижения решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании.

Указ Президента РФ от 28 декабря 2012 г. N 1688
"О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

С изменениями и дополнениями от:

В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

создание механизмов правовой, организационной и психолого-педагогической поддержки граждан Российской Федерации, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, воспитывающих приемных детей;

упрощение процедур передачи на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая осуществление последующих мер государственной поддержки, предусмотрев в том числе снижение требований к нормативу площади жилого помещения при устройстве детей на воспитание в семью, сокращение перечня представляемых гражданами Российской Федерации в государственные органы документов и увеличение срока их действия, а также уменьшение объема отчетности, представляемой опекунами (попечителями) и приемными родителями в органы опеки и попечительства;

совершенствование оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в случае выявления у них заболеваний медицинской помощи всех видов, включая специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь;

осуществление контроля за качеством проведения медицинских осмотров, диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, а также за качеством последующего оказания медицинской помощи таким категориям детей;

установление порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

б) до 1 марта 2013 г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающих:

предоставление налоговых льгот родителям, усыновившим (удочерившим) ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе ребенка-инвалида, а также родителям, усыновившим (удочерившим) второго и последующих детей;

увеличение с 1 января 2013 г. размера социальной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы, до 8704 рублей в месяц;

увеличение с 1 января 2013 г. размера единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, предусмотренного Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";

изменение установленной разницы в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком, оставив принятие окончательного решения на усмотрение суда;

об увеличении с 1 января 2013 г. размера компенсационной выплаты, установленной Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет;

о механизмах стимулирования субъектов Российской Федерации к установлению и выплате ежемесячного денежного вознаграждения опекунам (попечителям), приемным родителям, патронатным воспитателям, дифференцированного в зависимости от возраста ребенка, наличия у него инвалидности, а также с учетом соответствующего районного коэффициента и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование; к осуществлению ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), в приемных и патронатных семьях, дифференцированных в зависимости от возраста ребенка, наличия у него инвалидности, а также с учетом соответствующего районного коэффициента;

о доведении к 2018 году средней заработной платы педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации;

об уточнении содержания информации, представляемой органами опеки и попечительства в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и о периодичности обновления информации, содержащейся в названном банке.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации доработать в приоритетном порядке проекты федеральных законов "Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства", предусмотрев в том числе уточнение порядка приема ребенка в патронатную семью и форм его воспитания.

3. Рекомендовать Верховному Суду Российской Федерации дать судам разъяснения о применении норм законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в сфере усыновления (удочерения) детей, по делам об усыновлении (удочерении) детей с учетом вступления в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", устанавливающего запрет на усыновление (удочерение) детей, имеющих российское гражданство, гражданами Соединенных Штатов Америки.

4. Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и институтами гражданского общества реализовать комплекс мер, направленных на формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства, в том числе на позитивное восприятие института устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, а также предусматривающих расширение доступа граждан к информации об этой категории детей.

5. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации обеспечить:

а) выполнение и контроль за реализацией переданных субъектам Российской Федерации полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

б) подготовку квалифицированных кадров для привлечения их в сферу опеки и попечительства, а также развитие системы дополнительного образования, реализацию программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки и переобучения работников указанной сферы.

7. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть выделение бюджетных ассигнований соответственно из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию настоящего Указа.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль

Даны поручения по совершенствованию госполитики в сфере защиты детей-сирот и детей без попечения родителей.

Правительству РФ необходимо до 15 февраля 2013 г. принять решения, обеспечивающие достижение ряда целей. В частности, к ним относятся следующие.

Во-первых, это упрощение процедур передачи на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство, патронат) сирот и детей без попечения родителей. Здесь нужно предусмотреть снижение требований к нормативу площади жилья при устройстве детей на воспитание в семью, сокращение перечня представляемых гражданами документов и увеличение срока их действия, а также уменьшение объема отчетности, подаваемой опекунами (попечителями) и приемными родителями в органы опеки и попечительства.

Во-вторых, это контроль за качеством медосмотров, диспансеризации сирот и детей без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, а также за качеством последующего оказания им медпомощи.

В-третьих, это установление порядка медосвидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство, патронат) сирот и детей без попечения родителей.

Также Правительству РФ необходимо до 1 марта 2013 г. внести в Государственную Думу законопроекты, обеспечивающие достижение ряда целей. В частности, к ним относятся следующие.

Во-первых, это предоставление налоговых льгот родителям, усыновившим (удочерившим) ребенка без попечения родителей, а также родителям, усыновившим (удочерившим) второго и последующих детей.

Во-вторых, это увеличение с 1 января 2013 г. размера социальной пенсии детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы до 8 704 руб. в месяц.

В-третьих, это увеличение с 1 января 2013 г. размера единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.

Также до 15 февраля 2013 г. Правительство РФ должно представить ряд предложений. В частности, о доведении к 2018 г. средней зарплаты педработников образовательных, медорганизаций или организаций, оказывающих соцуслуги сиротам и детям без попечения родителей, до 100% от средней зарплаты в соответствующем регионе.

В перечень показателей для оценки эффективности деятельности региональных властей включена доля детей без попечения родителей.

Указ Президента РФ от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"


Настоящий Указ вступает в силу с 1 января 2013 г.


Текст Указа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 28 декабря 2012 г., в "Российской газете" от 29 декабря 2012 г. N 302, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть II) ст. 7860


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Указ Президента РФ от 14 ноября 2017 г. N 548

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599
"О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"

В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов с учетом требований инновационной экономики постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области образования:

внесение в июле 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

разработку и утверждение в декабре 2013 г. Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования;

проведение до конца декабря 2012 г. мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы, реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений, предусмотрев при реорганизации таких учреждений обеспечение права обучающихся на завершение обучения в других государственных образовательных учреждениях;

разработку и реализацию до конца декабря 2012 г. мер, направленных на повышение эффективности единого государственного экзамена;

повышение до конца июня 2012 г. размера стипендий до величины прожиточного минимума нуждающимся студентам первого и второго курсов, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости "хорошо" и "отлично";

разработку к июню 2012 г. комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и молодежи;

утверждение в июле 2012 г. федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования;

осуществление к июню 2013 г. перехода к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего профессионального образования, а также повышение нормативов финансирования ведущих университетов, осуществляющих подготовку специалистов по инженерным, медицинским и естественно-научным направлениям (специальностям), предусмотрев при этом, что расчет нормативов осуществляется с учетом особенностей реализации образовательных программ;

разработку и утверждение до конца октября 2012 г. плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров;

б) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области науки:

увеличение объемов финансирования государственных научных фондов, а также исследований и разработок, осуществляемых на конкурсной основе ведущими университетами;

утверждение в декабре 2012 г. программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период;

в) обеспечить достижение следующих показателей в области образования:

достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет;

вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов;

увеличение к 2015 году доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 37 процентов;

увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70 - 75 процентов, предусмотрев, что 50 процентов из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

увеличение к 2020 году доли образовательных учреждений среднего профессионального образования и образовательных учреждений высшего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с 3 до 25 процентов;

г) обеспечить достижение следующих показателей в области науки:

увеличение к 2018 году общего объема финансирования государственных научных фондов до 25 млрд. рублей;

увеличение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77 процента внутреннего валового продукта с увеличением доли образовательных учреждений высшего профессионального образования в таких затратах до 11,4 процента;

увеличение к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), до 2,44 процента.

2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) принять к сентябрю 2012 г. меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях;

б) подготовить до конца ноября 2012 г. предложения о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению дополнительного образования детям, предусмотрев при необходимости софинансирование реализации названных полномочий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

в) обеспечить до конца 2013 года реализацию мероприятий по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей.

3. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общероссийскими объединениями работодателей проработать до конца мая 2013 г. вопрос о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, в том числе путем преобразования существующих учреждений начального и среднего профессионального образования в такие центры.

4. Правительству Российской Федерации совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением ученых Российской академии наук и международных экспертов представить в декабре 2014 г. предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль

Для совершенствования госполитики в области образования и науки, а также подготовки квалифицированных специалистов с учетом требований инновационной экономики Правительству РФ следует реализовать ряд мер.

Так, необходимо подготовить и утвердить в декабре 2013 г. Концепцию развития математического образования в России. До конца декабря 2012 г. должны быть разработаны и реализованы меры, направленные на повышение эффективности ЕГЭ.

До конца июня 2012 г. следует повысить до величины прожиточного минимума размер стипендий нуждающимся студентам 1-го и 2-го курсов. Речь идет об обучающихся очно за счет ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и подготовки специалиста. При этом их успеваемость должна быть отличной или хорошей.

До конца октября 2012 г. необходимо утвердить план мероприятий по развитию ведущих университетов. Следует предусмотреть повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. К 2020 г. не менее 5 российских университетов должны входить в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу.

Что касается сферы науки, то в декабре 2012 г. следует утвердить программы фундаментальных научных исследований в России на долгосрочный период.

К 2016 г. должна быть достигнута 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Совместно с органами исполнительной власти регионов к сентябрю 2012 г. необходимо принять меры, чтобы ликвидировать очереди на зачисление названных детей в дошкольные образовательные учреждения. Для этого надо расширить формы и способы получения дошкольного образования, в т. ч. в частных учреждениях.

Указ вступает в силу со дня официального опубликования.

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"


Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования


Текст Указа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 7 мая 2012 г., в "Российской газете" от 9 мая 2012 г. N 102, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 19 ст. 2336


В целях реализации государственной политики в области образования и науки принят Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

В части увеличения к 2018 году объёмов финансирования государственных научных фондов до 25 млрд рублей Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы ФГБУ «Российский фонд фундаментальных исследований» предусмотрен общий объём бюджетных ассигнований на 2017 год в размере 11 577 972,1 тыс. рублей, на 2018 год – 11 577 972,1 тыс. рублей и на 2019 год – 10 352 516,9 тыс. рублей.

Наряду с Российским фондом фундаментальных исследований основным системообразующим научным фондом, осуществляющим поддержку фундаментальных и поисковых научных исследований, является Российский научный фонд.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» предусмотрен имущественный взнос Российской Федерации в Российский научный фонд на 2017 год в размере 5 175 535,6 тыс. рублей, на 2018 год – 7 821 169,4 тыс. рублей и на 2019 год – 13 525 082,5 тыс. рублей.

Таким образом, общий объём средств для финансирования Российского фонда фундаментальных исследований и Российского научного фонда из средств федерального бюджета и внебюджетных источников планируется в 2017 году в размере 29,3 млрд рублей.

В докладе отмечено, что, по данным Минобрнауки России, значение показателя доли внутренних затрат на научные исследования и разработки в 2015 году составило 1,13% валового внутреннего продукта. При этом доля внутренних затрат, проводимых за счёт бюджетных средств, в общем объёме внутренних затрат составила 68%, а внебюджетных источников – 32%.

В 2014 году значение указанного показателя составляло 1,09%.

Доля сектора высшего образования во внутренних затратах на научные исследования увеличилась с 9,0% в 2013 году до 9,6% в 2015 году. Положительная динамика была достигнута благодаря мерам по повышению конкурентоспособности российских университетов, что способствовало увеличению до 41% доли внебюджетных источников во внутренних затратах на научные исследования и разработки, осуществляемые образовательными организациями высшего образования.

В целях увеличения внутренних затрат на исследования и разработки за счёт приоритетного увеличения внебюджетного финансирования Правительством Российской Федерации продолжается работа по реализации ряда мер.

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 года №582 «Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» ответственные исполнители государственных программ Российской Федерации, предусматривающих проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, должны включать в них показатель объёма внутренних затрат на исследования и разработки.

Важным источником увеличения внебюджетной составляющей финансирования внутренних затрат на исследования и разработки является реализация компаниями с государственным участием программ инновационного развития.

Удалось преодолеть спад публикационной активности. По сведениям, полученным с использованием аналитических сервисов базы данных Web of Science, доля публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах составила в 2013 году 2,08%, в 2014 году – 2,1% и в 2015 году – 2,31%. В абсолютных значениях число российских публикаций составило в 2013 году 29 030 единиц, в 2014 году – 30 126 единиц и в 2015 году – 33 942 единицы.

С целью повышения публикационной активности российских исследователей и увеличения доли публикаций российских авторов в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science), до 2,44%, Правительством Российской Федерации реализуются следующие меры.

Показатель публикационной активности используется в ходе мониторинга и оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения.

Установлены требования к минимальному количеству публикаций в Web of Science при формировании перечня проектов государственного задания в части научной деятельности научным и образовательным организациям высшего образования, подведомственным Минобрнауки России.

В государственной программе Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы определена ответственность каждого основного участника программы за достижение установленного общего значения показателя.

Ассоциацией научных редакторов и издателей ведётся подготовка справочных пособий, словарей, методических рекомендаций и других материалов, а также разработка программ развития редакционно-издательской сферы в Российской Федерации.

Реализуется комплекс мер, направленных на стимулирование публикационной активности российских исследователей в мировых научных журналах, индексируемых в международных наукометрических базах данных.

Предусмотрены мероприятия, в том числе продолжение конкурсной поддержки программ развития научных журналов с целью их вхождения в международные наукометрические базы данных, организационная и финансовая поддержка со стороны учредителей научных журналов, предоставление научным и образовательным организациям в рамках централизованной (национальной) подписки доступа к зарубежным информационным ресурсам, включение показателей публикационной активности в конкурсную документацию на проведение конкурсов Российским фондом фундаментальных исследований.

В рамках реализации мероприятий по переходу к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего образования принято «О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования». Минобрнауки России утверждена методика определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупнённым группам специальностей (направлений подготовки) (приказ от 30 октября 2015 года №1272). Федеральными органами государственной власти, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителей федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, проведена работа по приведению нормативных правовых актов, устанавливающих порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества подведомственных им организаций, в соответствие с указанной методикой.

Минобрнауки России утверждены перечень и состав стоимостных групп специальностей и направлений подготовки по реализации образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры и программ ассистентуры-стажировки; итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования; отраслевые корректирующие коэффициенты (приказ от 20 июля 2016 года №884) и территориальные корректирующие коэффициенты (от 25 июля 2016 года №АП-74/18вн).

Кроме того, реализуется план мероприятий по обеспечению поэтапного перехода от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных организаций высшего образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования, определённым по специальностям и направлениям подготовки. В его рамках принято постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 года №234 «О соотношениях численности работников профессорско-преподавательского состава и обучающихся образовательных организаций высшего образования».

Утверждён План мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающий повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров ().

Из средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по повышению международной конкурентоспособности ведущих российских университетов в 2016 году выделено 11,1 млрд рублей, в 2017 году – 10,63 млрд рублей, планируется выделить в 2018 году 10,26 млрд рублей, в 2019 году – 10,05 млрд рублей.

В 2015 году Минобрнауки России проведён второй конкурс на предоставление государственной поддержки ведущим университетам Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Победителями конкурсного отбора стали Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Российский университет дружбы народов, Сибирский федеральный университет, Тюменский государственный университет, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет).

Таким образом, перечень ведущих университетов, получающих государственную поддержку в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, включает 21 организацию, которым в 2016 и 2017 годах были распределены субсидии из федерального бюджета ( и ).

В общем рейтинге QS World University Rankings за 2016/2017 год (916 университетов) среди ведущих университетов, получающих государственную поддержку, улучшили свои позиции: Новосибирский госуниверситет – 291-е место (годом ранее – 317-е), Московский физико-технический институт – 350-е место (годом ранее – 431-е), Национальный исследовательский Томский государственный университет – 377-е место (годом ранее – 481-е), Национальный исследовательский Томский политехнический университет – 400-е место (годом ранее – 481-е), а также Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого и другие.

В 2017 году университеты, получающие государственную поддержку на повышение их конкурентоспособности, суммарно 64 раза вошли в предметные рейтинги QS, что более чем в 2 раза превышает показатель 2016 года (31 раз).

В 2017 году в топ-100 предметных рейтингов QS вошли 5 ведущих университетов, получающих государственную поддержку: Московский физико-технический институт (государственный университет), Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

В 2016 году в общий список рейтинга The Times Higher Education World University Rankings (THE) вошли 16 ведущих университетов, получающих государственную поддержку (в 2014 году – 1 университет, в 2015 году – 9). Лидером среди указанных вузов является Московский физико-технический институт (государственный университет) – позиция 301–350.

Реализована программа повышения эффективности деятельности государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, проводится мониторинг деятельности государственных образовательных организаций высшего образования, по итогам которого некоторые образовательные организации реорганизованы либо их деятельность оптимизируется в рамках специально разработанных программ.

Принят внесённый Правительством Российской Федерации «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”», направленный на совершенствование порядка и условий назначения стипендий, а также механизма финансового обеспечения расходов на их выплату.

Федеральный закон устранил существовавшую правовую неопределённость и обеспечил адресный характер назначения государственной социальной стипендии, уточнив категорию получателей указанных выплат. Так, правом на получение государственной социальной стипендии наделяются студенты, которым назначена государственная социальная помощь (ранее – студенты, имеющие право на получение государственной социальной помощи).

Также предусмотрена возможность оказания материальной поддержки всем нуждающимся обучающимся, в том числе аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажёрам и слушателям (ранее – только нуждающимся студентам).

В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года №312-ФЗ утверждены Правила формирования стипендиального фонда за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета и нормативы для формирования стипендиального фонда за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета ().

Утверждённые нормативы для формирования стипендиального фонда за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета проиндексированы с учётом уровня инфляции. Размеры нормативов увеличены на уровень индексации стипендиального фонда, утверждённый в федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период (5% – с 1 сентября 2014 года и 5,5% – с 1 сентября 2015 года).

В составе стипендиального фонда предусмотрены повышенные стипендии нуждающимся студентам первого и второго курсов очной формы обучения за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста, имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично».

Утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации ().

Определены основные направления и утверждён план реализации указанной концепции. В федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования внесены изменения в части детализации требований к предметным результатам освоения программы учебного предмета «Математика».

Во всех субъектах Федерации приняты региональные планы по реализации концепции, в которых предусмотрены мероприятия по работе с детьми, имеющими высокую мотивацию и проявляющими выдающиеся математические способности.

Федеральным институтом развития образования проводится мониторинг реализации концепции в субъектах Федерации.

Средства на реализацию концепции предусмотрены в рамках субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на финансовое обеспечение мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы, распределение которой утверждено .

В целях актуализации комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одарённых детей и молодёжи (от 26 мая 2012 года №2405п-П8), утверждён комплекс мер на 2015–2020 годы (от 27 мая 2015 года №3274п-П8). Актуализированный комплекс мер одобрен Национальным координационным советом по поддержке молодых талантов России (протокол №7 от 16 марта 2015 года).

Указанный комплекс мер направлен на продолжение работы по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, начатой в 2012 году. Вместе с тем актуализированным комплексом мер предусмотрено расширение мероприятий по развитию кадрового потенциала и конкурсной поддержки организаций, педагогических работников, а также одарённых детей и талантливой молодёжи. Предусмотрено создание региональных центров по работе с одарёнными детьми и талантливой молодёжью.

В целях обеспечения правовой основы функционирования системы выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №1239 утверждены Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития.

На конец 2016 года в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности, включены сведения о 10,9 тыс. одарённых детей и молодёжи.

Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2015 года №607 «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности» учреждены 5 тыс. грантов Президента Российской Федерации для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности к техническому и гуманитарному творчеству, изобретательству и поступивших на обучение в образовательные организации высшего образования по очной форме обучения по программам бакалавриата и программам специалитета за счёт бюджетных ассигнований, в размере 20 тыс. рублей ежемесячно в течение установленного срока обучения. Правительством Российской Федерации утверждено положение о предоставлении и выплате указанных грантов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р утверждена Концепция развития дополнительного образования детей. В результате выполнения мероприятий по её реализации планируется достичь к 2020 году установленного значения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами (не менее 75%). По оценке Минобрнауки России, в 2015 году он составил 68% (в 2014 году – 64%).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года №729-р утверждён план мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей на 2015–2020 годы. Планом предусмотрена система мер по совершенствованию финансово-экономических механизмов развития системы дополнительного образования, включая внесение изменений в законодательство Российской Федерации.

В рамках реализации плана внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в том числе введён новый подраздел «Дополнительное образование детей». Введение указанного подраздела позволит обеспечить объективную оценку начиная с 2017 года планирования субъектами Российской Федерации средств непосредственно на предоставление услуг дополнительного образования.

Принят внесённый Правительством Российской Федерации Федеральный закон от 3 июля 2016 года №313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”», направленный на обеспечение организации предоставления дополнительного образования детей в федеральных государственных образовательных организациях и частных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы. Указанный Федеральный закон закрепляет равные условия доступа к финансированию за счёт бюджетных ассигнований организаций разных форм собственности.

С учётом предусмотренных планом мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей на 2015–2020 годы направлений развития с 2016 года началась реализации проекта по созданию в субъектах Федерации технопарков, обеспечивающих детей в возрасте от 5 до 18 лет возможностью осваивать дополнительные общеобразовательные программы, соответствующие приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации. На софинансирование соответствующих мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в 2016 и 2017 годах направлено по 925 млн рублей.

Для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, оценке уровня квалификации педагогов приказом Минтруда России утверждён профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года №662 определён перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, в том числе сведения о развитии дополнительного образования детей и взрослых, что позволит упорядочить работу с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по предоставлению информации. Утверждены показатели мониторинга системы образования и методика их расчёта.

В целях решения задачи достижения к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет в рамках мероприятий по модернизации системы дошкольного образования начиная с 2013 года выделялись субсидии из федерального бюджета в размере 130 млрд рублей, в том числе по 50 млрд рублей в 2013 и 2014 годах и 30 млрд рублей в 2015 году. Объём средств региональных бюджетов, направленных на указанные цели, составил 82,2 млрд рублей.

По результатам мониторинга Минобрнауки России, по состоянию на 1 марта 2017 года уровень доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет составил 98,78%. В 64 субъектах Федерации показатель доступности для детей указанной возрастной категории составил около 100%, в 10 субъектах Федерации – более 99%, в 4 субъектах Федерации – от 95 до 99%, в 7 субъектах Федерации – менее 95%.

В ходе реализации региональных поэтапных программ («дорожных карт») по ликвидации очерёдности в дошкольные образовательные организации в 2013–2015 годах создано более 1,135 млн мест. По данным субъектов Российской Федерации, в 2016 году в рамках мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования создано ещё 22,7 тыс. мест в дошкольных образовательных организациях.

Во всех субъектах Федерации реализуются региональные планы мероприятий («дорожные карты»), предусматривающие на период до 2020 года меры по обеспечению доступности дошкольного образования, в том числе для детей в возрасте до трёх лет.

Обеспечение доступности дошкольного образования осуществляется в том числе за счёт поддержки негосударственного сектора. В частном секторе в сфере дошкольного образования в 2013–2015 годах создано более 45,7 тыс. мест, из них в 2013 году создано более 14,1 тыс. мест, в 2014 году – более 17,7 тыс. мест, в 2015 году – более 13,9 тыс. мест.

С 1 апреля 2014 года на всей территории страны заработала электронная система по учёту детей, нуждающихся в предоставлении места в детском саду.

Продолжается работа по совершенствованию нормативного правового регулирования, предусматривающая расширение форм оказания образовательных услуг в сфере дошкольного образования и содействие привлечению в эту сферу частного бизнеса.

С 1 января 2014 года в соответствии с осуществляется финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий из бюджетов субъектов Федерации в соответствии с нормативами, установленными для государственных и муниципальных дошкольных организаций.

В новой редакции санитарных правил установлены облегчённые требования для групп малой наполняемости, организованных в жилых и приспособленных помещениях.

Утверждены федеральные государственные образовательные стандарты для начального, основного и среднего общего образования, а также для дошкольного образования.

Переход образовательных организаций на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования осуществляется в плановом режиме и будет завершён к 2017/2018 учебному году.

Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года №1578 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года №413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования”» (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2016 года, регистрационный №41020) внесены изменения в части:

выделения учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в отдельную предметную область (перечень поручений Президента Российской Федерации от 4 июля 2015 года №Пр-1310);

создания условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в части введения специальных требований к результатам обучения (перечень поручений Президента Российской Федерации от 2 июля 2013 года №Пр-1435);

изменения требований к структуре рабочей программы учебных предметов в целях сокращения объёма нагрузки на педагогических работников, повышения качества образования путём оптимизации деятельности педагогов и сокращения обязательной документации.

Реализуются мероприятия, направленные на достижение целевого показателя доли занятого населения, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку.

Целевой показатель, определяющий достижение установленного значения охвата населения в возрасте 25–65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, к общей численности занятого в экономике населения в возрасте 25–65 лет в 2015 году, по данным Росстата, составил 49,9%. В соответствии с Федеральным планом статистических работ соответствующие обследования проходят с регулярностью один раз в три-четыре года.

Продолжается работа по обеспечению доступности зданий профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

По результатам проведённого Минобрнауки России мониторинга, в 2016 году лица с ограниченными возможностями здоровья обучались в 42 670 зданиях, из которых 20 341 здание является местом предоставления образовательных услуг и местом для временного проживания обучающихся.

Полностью или частично приспособлены для получения профессионального образования и временного проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья 10 952 таких здания (53,8% от общего количества зданий, являющихся местами предоставления образовательных услуг и местами для временного проживания обучающихся).

Увеличилось число полностью приспособленных для лиц с ограниченными возможностями здоровья зданий (в 2014 году – 3787 зданий, в 2015 году – 4062 здания, в 2016 году – 4366 зданий) и составило 21,5% от общего количества зданий, являющихся местами предоставления образовательных услуг и местами для временного проживания обучающихся.

С 2012 года проводятся мероприятия по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей.

Свыше 82% опрошенных педагогических работников данной категории прошли повышение квалификации по вопросам работы с детьми из социально неблагополучных семей.

Около 54% опрошенных педагогических работников данной категории отметили, что в организациях, в которых они работают, применяются различные меры морального стимулирования и повышения их социального статуса.

В 2015 году в критерии конкурсного отбора лучших учителей на получение денежного поощрения включён критерий «создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одарённые дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным (общественно опасным) поведением)» (приказ Минобрнауки России от 6 апреля 2015 года №362 «Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями»).

Данный критерий применяется конкурсными комиссиями в субъектах Российской Федерации с 2015 года.

В целях обеспечения прозрачности осуществления профессионально-общественной аккредитации образовательных программ Минобрнауки России обеспечено функционирование автоматизированной информационной системы мониторинга результатов профессионально-общественной аккредитации образовательных программам. Результаты мониторинга представлены в открытом доступе по адресу http://accredpoa.ru и содержат реестры аккредитованных образовательных программ, аккредитующих и экспертных организаций, аттестованных экспертов в этой области. По состоянию на март 2017 года на сайте размещена информация о более чем 1400 образовательных программах с действующей аккредитацией.



mob_info