Формирование страховой пенсии. Пенсионное страхование Страховые взносы на трудовую пенсию

С 01.01.2014 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование перечисляются в ПФР единым платежом без разбивки на страховую и накопительную части (ст. 22.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ). О накопительных взносах в Пенсионный фонд в 2016 год расскажем в нашей консультации.

Обязательные накопительные взносы

В 2014 — 2018 годах для организаций и ИП, производящих выплаты физическим лицам и не имеющих право на пониженные тарифы, применяются следующие тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ПФР в 2016 году установлена в размере 796 000 рублей (Постановление Правительства от 26.11.2015 № 1265).

Перечисленную единым платежным документом сумму страховых взносов ПФР распределяет на страховую и накопительную части трудовой пенсии работника самостоятельно с учетом выбранного таким работником варианта пенсионного обеспечения.

Если страхователь погашает задолженность по накопительным взносам, образовавшуюся до 01.01.2014, то уплачивать эту сумму необходимо отдельным от страховой части платежным поручением по следующим КБК:

Добровольные накопительные взносы в ПФР

В 2016 году работодатель может перечислять средства на накопительную часть пенсии работников:

  • за счет собственных средств, если такая обязанность предусмотрена приказом работодателя или трудовым (коллективным) договором (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ);
  • за счет средств самих работников на основании их заявлений (

С 1 января 2014 года вступают в силу поправки, внесенные в законодательство о страховых взносах. Некоторые из них коснутся всех компаний.

В 2014 году для основной массы компаний в государственные внебюджетные фонды сохранятся на уровне 2013 года.

Общие тарифы страховых взносов

Большинство компаний в новом году будут платить страховые взносы в пределах установленной предельной базы по совокупному тарифу 30%, из которых 22% направляются в бюджет ПФР, 2,9% — ФСС РФ и 5,1% — ФФОМС.

Как и в 2013 году, с выплат сверх установленной предельной величины базы страховые взносы начисляются только в ПФР по тарифу 10% на финансирование страховой части трудовой пенсии. Это следует:

  • из пункта 1 статьи 33.3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ);
  • части 1 статьи 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ).

Обратите внимание! Предельная величина облагаемой базы в 2014 году
С 1 января 2014 года для начисления страховых взносов составляет 624 000 руб. (п. 1 постановления Правительства РФ от 30.11.2013 № 1101). Базу определяют в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала года. В 2013 году предельная база была равна 568 000 руб. (п. 1 постановления Правительства РФ от 10.12.2012 № 1276).

Изменения тарифов страховых взносов внесены Федеральным законом от 04.12.2013 № 351-ФЗ. Они затронули порядок распределения страховых взносов в ПФР.

Накопительная часть трудовой пенсии для работников 1967 года рождения и моложе

Работники 1967 года рождения и моложе участвуют в формировании накопительной части трудовой пенсии. До 31 декабря 2015 года они имеют возможность выбрать тариф страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии.

Право выбора страхового тарифа регулирует Федеральный закон от 03.12.2012 № 243-ФЗ, внесший поправки в Федеральный закон от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Примечание. Работники, вступающие в трудовые отношения впервые, могут сделать выбор в течение первых пяти лет с начала трудовой деятельности.

Работники 1967 года рождения и моложе могут выбрать один из двух вариантов:

  • вариант 1 — оставить 6%, как в настоящее время. Для этого нужно предпринять ряд определенных действий;
  • вариант 2 — отказаться от финансирования накопительной части пенсии, то есть уменьшить тариф с 6 до 0%,а на эти 6% увеличить тариф на формирование страховой части трудовой пенсии с 10 до 16%. Этот вариант действует по умолчанию, никаких действий работнику предпринимать не нужно.

Вариант 1. На накопительную часть трудовой пенсии — 6%

Работники, которые хотят, чтобы на их накопительную часть трудовой пенсии работодатель перечислял страховые взносы по тарифу 6%, не позднее 31 декабря 2015 года должны обратиться в ПФР с заявлением:

  • о переходе в негосударственный пенсионный фонд (далее — НПФ);
  • выборе инвестиционного портфеля управляющей компании;
  • расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании;
  • инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.

Обратите внимание : в последних двух случаях можно изменить вариант своего пенсионного обеспечения — направлять 0% индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Соотношение тарифов на финансирование страховой и накопительной частей пенсии в соответствии с пунктом 1 статьи 33.3 Закона № 167-ФЗ показано в табл. 1.

Таблица 1 Распределение тарифа страховых взносов в ПФР для работников 1967 года рождения и моложе, если на накопительную часть пенсии направляется 6%

Тариф 6% будет и у тех работников, которые в предыдущие годы хотя бы один раз подавали заявление о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, включая Внешэкономбанк, или о переходе в НПФ.

Тариф 6% сохраняется даже в тех случаях, когда средства накопительной части трудовой пенсии будут возвращены в ПФР, а именно (п. 8 ст. 33.3 Закона № 167-ФЗ):

  • у НПФ будет аннулирована лицензия на деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  • арбитражный суд примет решение о признании НПФ банкротом;
  • договор об обязательном пенсионном страховании был заключен ненадлежащими сторонами;
  • прекратит свое действие договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений между ПФР и какой-либо управляющей компанией из числа выбранных работником.

Обратите внимание! По какому тарифу в 2014 году платить взносы в ПФР за работников 1966 года рождения и старше
В 2014 году тариф пенсионных взносов для этой категории работников остается прежним — 22%. Вся сумма страховых взносов, исчисленная по этому тарифу, идет на страховую часть трудовой пенсии.

Вариант 2. На накопительную часть трудовой пенсии — 0%

Примечание. До 31 декабря 2015 года у работника сохраняется право выбора, он может подать заявление в ПФР и формировать накопительную часть трудовой пенсии.

Если работник 1967 года рождения и моложе в 2013 году не подал заявление в ПФР, с 1 января 2014 года на формирование его пенсионных накоплений страховые взносы не направляются, а на страховую часть идет 22%, из которых:

  • 6% — солидарная часть тарифа страховых взносов;

Такой порядок установлен в пункте 3 статьи 33.1 Закона № 167-ФЗ. Соотношение тарифов на финансирование страховой и накопительной частей пенсии показано в табл. 2.

Таблица 2 Распределение тарифов страховых взносов в ПФР для работников 1967 года рождения и моложе, если тариф на финансирование накопительной части пенсии не выбран

Изменилось соотношение тарифов на страховую и накопительную части пенсии для компаний, применяющих пониженные тарифы

Соотношение тарифов будет зависеть от выбора застрахованного лица — финансирует он накопительную часть трудовой пенсии (направляет 6% тарифа) или нет.

Поскольку до 2014 года законодательство о страховых взносах не предусматривало отказ от финансирования накопительной части пенсии, в него были внесены соответствующие изменения.

Соотношение тарифов для компаний, применяющих льготный тариф 21%

В 2014 году льготный тариф 21% по взносам в ПФР сохранен:

  • для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в статье 346.2 НК РФ;
  • организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  • организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог;
  • плательщиков страховых взносов на выплаты инвалидам;
  • общественных организаций инвалидов;
  • организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов;
  • учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам.

Это следует из пунктов 1—3 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ и подпунктов 1—3 пункта 4 статьи 33 Закона № 167-ФЗ.

Однако с 2014 года для работников 1967 года рождения и моложе изменилось соотношение тарифов на финансирование страховой и накопительной частей пенсии (п. 5 ст. 33 Закона № 167-ФЗ). Соотношение тарифов представлено в табл. 3.

Тарифы страховых взносов в ФСС РФ и ФФОМС в 2014 году сохраняются для компаний в прежнем размере 2,4 и 3,7% соответственно (ч. 2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Таблица 3 Распределение тарифов страховых взносов в ПФР для льготного тарифа 21%

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

1966 г. р. и старше

1967 г. р. и моложе

1967 г. р. и моложе

21%, из них:

15%, из них:

5% — солидарная часть тарифа страховых взносов;

16% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

21%, из них:

5% — солидарная часть тарифа страховых взносов;

16% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

Обратите внимание : компании, применяющие льготный тариф, не уплачивают страховые взносы в ПФР с выплат работникам, превышающих предельную базу, по тарифу 10% (ч. 1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ).

Соотношение тарифов для компаний, получивших статус участников проекта «Сколково»

Для организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре “Сколково”», сохранен пониженный тариф в ПФР 14% (п. 6 ст. 33 Закона № 167-ФЗ).

Если работник решил направить на финансирование накопительной части пенсии 6%, на финансирование его страховой части пойдет 8% (п. 4 ст. 33.3 Закона № 167-ФЗ).

По умолчанию финансирование накопительной части пенсии не производится, значит, на финансирование страховой части трудовой пенсии работника будет направлено 14% (п. 6 ст. 33 Закона № 167-ФЗ) (см. табл. 4).

Таблица 4 Распределение тарифов страховых взносов в ПФР для участников проекта «Сколково»

Тариф страхового взноса

1966 г. р. и старше

1967 г. р. и моложе

1967 г. р. и моложе

14% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

Тарифы страховых взносов в ФСС РФ и ФФОМС для организаций, получивших статус участников проекта «Сколково», в 2014 году сохраняются в размере 0% (ч. 1 ст. 58.1 Закона № 212-ФЗ).

Соотношение тарифов для компаний с льготным тарифом 8%

В 2014 году льготный тариф страховых взносов в ПФР в размере 8% сохранен для компаний, перечисленных в подпунктах 4—6 пункта 4 статьи 33 Закона № 167-ФЗ, а именно:

  • для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;
  • организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших соглашения об осуществлении технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности;
  • организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

Если работник решил направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6%, на финансирование его страховой части пенсии пойдет 2% тарифа (п. 5 ст. 33.3 Закона № 167-ФЗ).

По умолчанию финансирование накопительной части пенсии не производится, значит, на финансирование страховой части будет направлено 8% тарифа (п. 7 ст. 33 Закона № 167-ФЗ).

Соотношение тарифов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии показано в табл. 5.

Таблица 5 Распределение страховых взносов в ПФР для компаний с льготным тарифом 8%

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии лиц

На финансирование накопительной части трудовой пенсии лиц

1966 г. р. и старше

1967 г. р. и моложе

1967 г. р. и моложе

8% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

2% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

8% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

Тарифы страховых взносов в другие внебюджетные фонды — ФСС РФ и ФФОМС — для указанной категории плательщиков страховых взносов в 2014 году сохраняются в размере 2 и 4% соответственно (ч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Повышены тарифы для СМИ

С 1 января 2014 года изменились тарифы страховых взносов для компаний, осуществляющих производство, выход в свет (в эфир) и (или) издание СМИ, основным видом экономической деятельности которых является:

  • деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта — в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;
  • издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации — в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций.

Для них тариф страхового взноса в ПФР увеличен с 21,6 до 23,2% (п. 9 ст. 33 Закона № 167-ФЗ и ч. 3.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Если работник решил направлять на финансирование накопительной части пенсии 6%, на финансирование его страховой части пойдет 17,2% (п. 6 ст. 33.3 Закона № 167-ФЗ). Соотношение тарифов показано в табл. 6.

В 2014 году для СМИ сохраняется тариф страховых взносов в ФСС РФ на уровне 2,9%, но увеличивается тариф в ФФОМС с 3,5 до 3,9% (ч. 3.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Таблица 6 Распределение тарифов страховых взносов в ПФР для СМИ

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии лиц

На финансирование накопительной части трудовой пенсии лиц

1966 г. р. и старше

1967 г. р. и моложе

1967 г. р. и моложе

23,2%, из них:

17,2%, из них:

7,2% — солидарная часть тарифа страховых взносов;

16% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

10% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

23,2%, из них:

7,2% — солидарная часть тарифа страховых взносов;

16% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

Сохранен тариф страховых взносов для отраслей, которые поддерживает государство

Период применения льготного тарифа страховых взносов в ПФР в размере 20% продлен до 2018 года включительно, чтобы создать стабильные и предсказуемые условия ведения деятельности для следующих категорий плательщиков взносов:

  • для компаний и индивидуальных предпринимателей на упрощенной системе налогообложения, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах (подп. 8 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ и ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ);
  • социально ориентированных некоммерческих организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (подп. 11 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ, п. 11 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ);
  • благотворительных организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (подп. 12 п. 4 Закона № 167-ФЗ, п. 12 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ);
  • аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД (подп. 10 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ, п. 10 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ);
  • индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения (кроме видов деятельности, указанных в подп. 19, 45—47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ) (подп. 14 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ, п. 14 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Распределение тарифов страховых вносов в ПФР для указанных категорий плательщиков взносов приведено в табл. 7.

Таблица 7 Распределение тарифов страховых взносов в ПФР для компаний, применяющих льготный тариф 20%

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии лиц

На финансирование накопительной части трудовой пенсии лиц

1966 г. р. и старше

1967 г. р. и моложе

1967 г. р. и моложе

20%, из них:

14%, из них:

4% — солидарная часть тарифа страховых взносов;

16% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

10% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

20%, из них:

4% — солидарная часть тарифа страховых взносов;

16% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

В 2014 году тарифы страховых взносов в другие государственные внебюджетные фонды для указанной категории плательщиков по сравнению с 2013 годом не изменились и составляют: в ФСС РФ — 0%, ФФОМС — 0% (ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Для IT-компаний могут снизить требования к условиям применения пониженных тарифов

На период с 2014 по 2019 год IT-компаниям могут облегчить условия ведения бизнеса. Им не только сохранят пониженный тариф страховых взносов в ПФР, установленный в размере 8% (п. 6 ч. 1 и ч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ), но и смягчат требования к условиям применения пониженных тарифов, перечисленные в части 2.1 статьи 57 Закона № 212-ФЗ.

Для IT-компаний, во-первых, снизят порог средней численности работников — с 30 до 7 человек. То есть за 9 месяцев 2013 года она должна быть не менее 7 человек.

Во-вторых, из объема доходов IT-компании, из которых исчисляется доля профильных доходов, будут исключены доходы в виде курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, а также вследствие переоценки валютных ценностей, требований (обязательств) в иностранной валюте. В настоящее время такие доходы включаются в непрофильные доходы, доля которых не должна превышать 10%, что не способствует поддержке экспорта.

Инжиниринговые компании лишили права применять льготные тарифы

В 2013 году компании, оказывающие инжиниринговые услуги, уплачивали страховые взносы по общему тарифу 30% (в ПФР — 22%, ФСС РФ — 2,9%, ФФОМС — 5,1%) и не уплачивали взносы в ПФР с выплат сверх установленной предельной базы по тарифу 10% (ч. 3.5 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

С 2014 года они не относятся к льготной категории плательщиков страховых взносов и должны уплачивать взносы в ПФР с выплат работнику, исчисленных нарастающим итогом с начала года в сумме свыше 624 000 руб., по тарифу 10%.

Страховые взносы нужно уплачивать одной платежкой

Начиная с расчетного периода 2014 года уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование компании будут по единому расчетному документу (ст. 22.2 Закона № 167-ФЗ).

Обратите внимание : в платежке нужно указывать КБК, предназначенный для страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, — 392 1 02 02010 06 1000 160.

Определение суммы страховых взносов — обязанность ПФР

С 2014 года Пенсионный фонд обязан определять суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии на основании данных индивидуального (персонифицирован- ного) учета в соответствии с выбранным работником вариантом пенсионного обеспечения — 0 или 6% тарифа на финансирование накопительной части трудовой пенсии (п. 2 ст. 13 и п. 2.1 ст. 22 Закона № 167-ФЗ).

Повышены размеры дополнительных тарифов страховых взносов

С 1 января 2014 года на выплаты работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, кроме обычных страховых взносов в ПФР, работодатель, как и в 2013 году, будет начислять взносы по дополнительным тарифам, но только в повышенном размере.

Виды работ с вредными и опасными условиями труда указаны в подпунктах 1—18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 173-ФЗ).

Обратите внимание : страховые взносы по доптарифам нужно уплачивать независимо от предельной базы для исчисления взносов (ч. 3 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ и п. 3 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ).

При этом компания может быть освобождена от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ и п. 4 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ).

Дополнительный тариф увеличен с 4 до 6%

Если сотрудник занят на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ), к выплатам и вознаграждениям, начисленным в его пользу, в 2014 году нужно применять дополнительный тариф в размере 6% (в 2013 году тариф был равен 4%). Это следует из части 1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ и пункта 1 статьи 33.2 Закона № 167-ФЗ.

Дополнительный тариф увеличен с 2 до 4%

Дополнительный тариф в размере 4% с 1 января 2014 года нужно применять к выплатам и вознаграждениям сотрудников, занятых на работах, которые перечислены в подпунктах 2—18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ. К их числу относятся:

  • работники, занятые на работах с тяжелыми условиями труда (подп. 2 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • женщины, работающие трактористами-машинистами в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин (подп. 3 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • женщины, занятые в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (подп. 4 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • рабочие локомотивных бригад, работники, непосредственно осуществляющие организацию перевозок и обеспечивающие безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также водители грузовых автомобилей, занятые непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы (подп. 5 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (подп. 6 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • рабочие, мастера (в том числе старшие), занятые непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования (подп. 7 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • механизаторы (докеры-механизаторы) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах (подп. 8 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (кроме портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) (подп. 9 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • водители автобусов, троллейбусов, трамваев, работающие на регулярных городских пассажирских маршрутах (подп. 10 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (подп. 11 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (подп. 12 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые в летном составе гражданской авиации (подп. 13 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации (подп. 14 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (подп. 15 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • спасатели в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России и участвовавшие в ликвидации чрезвычайных ситуаций (подп. 16 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • рабочие и служащие учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятые на работах с осужденными (подп. 17 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС России (подп. 18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ).

Примечание. Дополнительные тарифы страховых взносов могут дифференцировать
В Госдуму внесен законопроект № 337978-6, в котором предлагается дифференцировать дополнительные тарифы в зависимости от условий труда — чем вреднее и опаснее труд, тем выше тариф. Такие поправки могут быть внесены в статью 58.3 Закона № 212-ФЗ.

Пенсия: расчет и порядок оформления Минаева Любовь Николаевна

1.2. Финансирование трудовых пенсий

По источнику финансирования пенсионная система РФ подразделяется на: пенсионное обеспечение и пенсионное страхование.

Пенсионное обеспечение финансируется за счет общегосударственных ресурсов и федерального бюджета и распространяется на тех граждан, которые в силу различных причин получения нетрудоспособности не могут использовать метод пенсионного страхования (это государственные пенсии). Государственная пенсия предоставляется гражданам в целях:

Компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы по достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

Компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф;

Предоставления нетрудоспособным гражданам средств к существованию в случае наступления инвалидности или потери кормильца.

Финансирование государственных пенсий в отличие от трудовых пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Пенсионное страхование финансируется за счет страховых взносов юридических и физических лиц (страховой метод финансирования) – это трудовые пенсии. Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии – за счет суммы страховых взносов страхователей (работодателей), уплачиваемых на обязательное пенсионное страхование работников в бюджет ПФ.

Для обеспечения финансирования выплаты страховой и накопительной частей за счет средств бюджета ПФ введена система обязательного пенсионного страхования, которая распространяется на граждан РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории России:

Работающих по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторскому или лицензионному договору;

Самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты);

Работающих за пределами территории РФ, в случае добровольной уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международными договорами;

Порядок финансового обеспечения выплаты трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости) определяется Законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Право граждан на трудовую пенсию связано с уплатой организацией-работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые зачисляются непосредственно в бюджет ПФ. Средства используются для выплаты фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, а также на финансирование некоторых иных расходов: доставки пенсий, на возмещение уплаты страховых взносов за период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и за период военной службы по призыву в объеме, предусмотренном в федеральном законе.

Право на трудовую пенсию и ее размер напрямую зависят теперь от количества лет, в которые уплачивались страховые взносы в пенсионную систему, и представления индивидуальных сведений в систему персонифицированного учета.

Граждане, которые достигли пенсионного возраста, но не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости, могут получить средства пенсионных накоплений, учтенные на их пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, в виде единовременной выплаты. При этом законом определены критерии лиц, имеющих право на указанную выплату, и порядок обращения в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование, за получением единовременной выплаты.

Выплата будет производиться в течение одного месяца со дня принятия решения наличными денежными средствами через кассу фонда путем перевода средств через отделение почтовой связи либо путем перечисления их на счет лица в банке.

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений <...> Статья 20. Стороны трудовых отношений (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ) Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.Работник –

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

2.1. Виды трудовых пенсий и их структура Трудовые пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях», который содержит следующие виды пенсий: трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по

Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

Глава 4 Размеры трудовых пенсий по старости 4.1. Право и условия назначения трудовой пенсии по старости4.2. Принципы формирования трудовой пенсии по старости4.2.1. Страховая часть (СЧ)4.2.2. Накопительная часть (НЧ)4.3. Методика расчета трудовой пенсии лицам старше 1967 г. р.4.4.

Из книги Банковское дело. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

Глава 5 Размеры трудовых пенсий по инвалидности 5.1. Право и условия назначения трудовой пенсии по инвалидности5.2. Принципы формирования трудовой пенсии по инвалидности5.2.1. Страховая часть (СЧ)5.2.2. Накопительная часть (НЧ)5.3. Социальные

Из книги автора

Глава 6 Размеры трудовых пенсий по случаю потери кормильца 6.1. Право и условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца6.2. Принципы формирования трудовой пенсии по случаю потери кормильца6.2.1. Страховая часть (СЧ)6.3.

Из книги автора

Глава 8 Назначение, перерасчет и индексация пенсий 8.1. Сроки назначения трудовой пенсии8.2. Перерасчет и индексация пенсий8.3.

Из книги автора

8.2. Перерасчет и индексация пенсий У каждого пенсионера перерасчет его пенсии носит индивидуальный характер и может измениться несколько раз в год. Обращаться за перерасчетом страховой части трудовой пенсии можно в любое время после возникновения права на него, без

Из книги автора

Глава 10 Наследование невыплаченных сумм пенсий 10.1. Право граждан на получение невыплаченных сумм пенсий10.2. Перечень документов, необходимых для получения средств пенсионных накоплений10.3. Наследники по закону и наследники по завещанию10.4.

Из книги автора

11.4. Порядок назначения государственных пенсий В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» различаются следующие виды пенсий: пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери

Из книги автора

11.5. Виды государственных пенсий

Из книги автора

12.5. Перерасчет и индексация пенсий Назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина и осуществляются в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком, за исключением

Из книги автора

13.2. Перерасчет и индексация военных пенсий Пенсии, назначенные военнослужащим и членам их семей, а также надбавки к пенсиям, повышение и увеличение пенсий подлежат пересмотру по следующим основаниям: при повышении стоимости жизни и оплаты труда – в соответствии с

Из книги автора

16.2. Размеры социальных пенсий Для граждан предусмотрены социальные пенсии соответствующего вида, размеры которых зависят от категории нетрудоспособных граждан: Всем категориям нетрудоспособных граждан, проживающих в районах (местностях), в которых установлены

Из книги автора

16.4. Перерасчет и индексация социальных пенсий Перерасчет ранее назначенной социальной пенсии осуществляется в связи с изменением: группы инвалидности; количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера; категории нетрудоспособного

Из книги автора

109. Учет пенсий Выплата персональных пенсий производится на основании разрешений Министерства социального обеспечения РФ. Эти разрешения направляются в отделения Сбербанка. Получив разрешение на выплату пенсии, работник отделения банка составляет на каждого

Из книги автора

112. Учет пенсий Выплата персональных пенсий производится на основании разрешений Министерства социального обеспечения. Эти разрешения направляются в отделения Сбербанка. Получив разрешение на выплату пенсии, работник отделения банка составляет на каждого пенсионера

Действует Редакция от 11.03.2002

ПИСЬМО ПФ РФ от 11.03.2002 N МЗ-09-25/2186

Часть IV. ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установлен статьями и Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ.

Данными статьями тариф страховых взносов установлен отдельно для финансирования страховой части трудовой пенсии и для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Для правильного применения тарифов страховых взносов необходимо разделить всех физических лиц, в пользу которых производятся выплаты, на три возрастные группы:

1) мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше;

2) мужчины с 1953 по 1966 годы рождения и женщины с 1957 и 1966 годы рождения;

3) мужчины и женщины 1967 года рождения и моложе.

Для первых двух групп применяется тариф страховых взносов, установленный статьей 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, для третьей группы - в 2002 - 2005 годах применяется тариф переходного периода, установленный статьей 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, а с 2006 года и дальше - тариф, установленный статьей 22 , как и для двух первых групп.

Следует также отметить, что в пункте 3 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, регулирующем порядок применения регрессивной шкалы тарифов страховых взносов, содержится ссылка на аналогичную норму статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть доступ к регрессии по страховым взносам аналогичен доступу к регрессии по единому социальному налогу.

Вместе с тем пункт 2 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2002 претерпел значительные изменения. Начиная с указанной даты страхователь может применять регрессивную шкалу ставок единого социального налога (тарифов страховых взносов) независимо от размера выплат застрахованным лицам в предыдущем году. Таким образом, теперь осталось только одно условие для применения регрессивной шкалы, согласно которому налоговая база в среднем на одного работника, разделенная на количество месяцев, прошедших с начала года, должна составлять сумму не менее 2500 руб. (в 2001 году указанный норматив составлял 4200 руб.). Но если хотя бы в одном из месяцев данное условие будет нарушено, страхователь не сможет применять регрессивную шкалу до конца налогового периода (года).

Как и прежде, в данном расчете нельзя учитывать суммы, выданные 10 процентам (если численность работников превышает 30 человек) или 30 процентам (если работает менее 30 человек) наиболее высокооплачиваемых сотрудников.

С 2002 года применяются следующие тарифы страховых взносов:

1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 100 000 рублей 14,0 процентов 0,0 процента 12,0 процентов 2,0 процента
14 000 рублей + 7,9 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 0,0 процента 12 000 рублей + 6,8 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
29 800 рублей + 3,95 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 0,0 процента 25 600 рублей + 3,39 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 41 650 рублей 0,0 процента 35 770 рублей 5 880 рублей

2) для выступающих в качестве работодателей - организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года Для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше Для мужчин с 1953 по 1967 год рождения и женщин с 1956 по 1967 год рождения
на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 100 000 рублей 10,3 процента 0,0 процента 8,3 процента 2,0 процента
От 100 001 рубля до 300 000 рублей 10 300 рублей + 7,9 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 0,0 процента 8 300 рублей + 6,8 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 2 000 рублей + 1,1 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
От 300 001 рубля до 600 000 рублей 26 100 рублей + 3,95 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 0,0 процента 21 900 рублей + 3,39 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 4 200 рублей + 0,56 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 37 950 рублей 0,0 процента 32 070 рублей 5 880 рублей

Для лиц 1967 г.р. и моложе будут действовать следующие тарифы страховых взносов:

1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств составят:

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года 2002 - 2003 годы 2004 год 2005 год 2006 год и далее
на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 100 000 рублей 11,0 процентов 3,0 процента 10,0 процентов 4,0 процента 9,0 процентов 5,0 процентов 8,0 процентов 6,0 процентов
От 100 001 рубля до 300 000 рублей 11 000 рублей + 6,21 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 3 000 рублей + 1,69 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 10 000 рублей + 5,64 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 4 000 рублей + 2,26 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 9 000 рублей + 5,08 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 5 000 рублей + 2,84 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 8 000 рублей + 4,5 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 6 000 рублей + 3,4 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
От 300 001 рубля до 600 000 рублей 23 420 рублей + 3,1 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 6 380 рублей + 0,85 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 21 280 рублей + 2,82 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 8 520 рублей + 1,13 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 19 160 рублей + 2,54 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 10 640 рублей + 1,41 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 17 000 рублей + 2,26 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 12 800 рублей + + 1,69 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 32 720 рублей 8 930 рублей 29 740 рублей 11 910 рублей 26 780 рублей 14 870 рублей 23 780 рублей 17 870 рублей

2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

За исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования и крестьянских (фермерских) хозяйств).

Таблица 2.2

Размеры страховых взносов для организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных обшин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования и крестьянских (фермерских) хозяйств.

На финансирование страховой части трудовой пенсии
До 280 000 рублей 14,0 % 8,0 % 6,0 %
От 280 001 рубля до 600 000 рублей 39 200 рублей + 5,5 % с суммы пре­вышающей 280 000 рублей 22 400 рублей + 3,1 % с суммы пре­вышающей 280 000 рублей
Свыше 600 000 1!ублей 56 800 рублей 32 320 рублей 24 480 рублей

Вышеуказанным Федеральным законом от 20 июля 2004 г. № 70-ФЗ введены переходные положения, которые говорят о том, что в течение 2005-2007 гг. для страхователей, лиц, производящих выплаты физическим лицам, в том числе:

Организаций;

Индивидуальных предпринимателей;

Физических лиц и выступающих в качестве работодателей для лиц 1967 года ро­ждения и моложе применяются другие ставки страховых взносов: (табл.2.3).

Застрахованное лицо вправе отказаться от получения накопи­тельной части трудовой пенсии из ПФР и передать свои накопле­ния, учтённые в специальной части индивидуального лицевого сче­та, в негосударственный пенсионный фонд начиная с 1 января 2004 г.

Контроль за использованием средств бюджета ПФР осуществля­ется Счётной палатой РФ. В Законе также предусмотрен контроль со стороны наблюдательного совета страховщика, которые должен создаваться в порядке, определяемом Правительством РФ.

Пенсионная реформа и введение в силу новых пенсионных законов было осуществлено на фоне устойчивого финансового положения ПФР в 2001-2002 гг., при наличии существенного резерва пен­сионных средств. Однако сложная система финансирования, не­сформированная до конца правовая база, а также ряд текущих и прогнозируемых макроэкономических показателей вызывают мно­го сомнений в гарантиях финансовой устойчивости системы. Одним из приоритетов доработки правовой базы является принятие закона о Пенсионном фонде России.

Таблица 2.3

Размеры страховых взносов для работодателей (за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования и крестьянских (фермерских) хозяйств).

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года Для лиц 1966 г. рождения и старше Для лиц 1967 г. рождения и моложе
На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 280 000 рублей 10,3 % 4,3 % 6,0 %
От 280 001 рубля до 600 000 рублей 28 840 рублей + 5,5 % с суммы пре­вышающей 280 000 рублей 12 040 рублей + 3,1 % с суммы пре­вышающей 280 000 рублей 16 800 рублей + 2,4 % с суммы пре­вышающей 280 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 46 440 рублей 2960 рублей 24 480 рублей

Таблица 2.4

Размеры страховых взносов для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования и крестьянских (фермерских) хозяйств.

С 1 января 2010 г. вступили в силу поправки, внесенные в Налоговый кодекс РФ. Изменения затрагивают первую часть Кодекса, а также главы об НДС, акцизах, НДФЛ, спецрежимах, транспортном и земельном налогах, налоге на имущество организаций. Большое количество внесенных изменений касается порядка расчета налога на прибыль. Однако самым значимым событием текущего года стала замена ЕСН страховыми взносами.

Предельная величина доходов каждого физлица для начисления страховых взносов будет составлять 415 тыс. руб. (она будет определяться нарастающим итогом с начала календарного года). При превышении лимита страховые взносы взиматься не будут. Регрессивной шкалы, применявшейся для целей ЕСН, в отношении страховых взносов не предусмотрено;

Претерпел изменения перечень сумм, не облагаемых страховыми взносами: некоторые выплаты из него исключены (например, компенсация за неиспользованный отпуск), но при этом имеется и ряд дополнений;

Что касается тарифов, то в 2010 г. плательщики, производящие выплаты и начисляющие иные вознаграждения физлицам, всего должны перечислить в страховые фонды взносов 26 процентов за каждого работника с суммы, не превышающей 415 тыс. руб. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, ЕСХН или уплачивающих ЕНВД, а также для лиц, использующих труд инвалидов, на 2010 г. установлен пониженный тариф;

отчитываться по страховым взносам плательщики, производящие выплаты физлицам, должны будут четыре раза в год. Расчеты по начисленным и уплаченным взносам нужно будет подавать в территориальные органы ПФР и ФСС РФ (по месту учета плательщика).

24 июля 2009 года был принят федеральный закон № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», установивший:



mob_info