Уравновешенность нервных процессов. Показатели уравновешенности нервной системы Свойства нервной системы подвижность возбуждения

Нервная система (НС) человека поддерживает гомеостаз – стабильность и постоянство внутренней среды организма в изменяющихся внешних условиях, а также обеспечивает функциональное взаимодействие и интеграцию всех структур организма .

Благодаря нервной системе происходит адекватная адаптация организма к окружающей среде. Это достигается на основе восприятия действующих раздражителей, последующего анализа и синтеза данной информации, а также действия на ее основе .

Процесс переработки поступающих стимулов и реакция на них зависят от свойств нервной системы. Павлов И.П. выделял 3 основных свойства нервных процессов: силу, подвижность и уравновешенность, сочетание которых образует 4 разных типа темперамента .

Таблица 1. Схема сочетания свойств нервной системы и соответствующего вида темперамента по Павлову.

Сила НС (или сила основных нервных процессов в ЦНС) – это способность индивида выдерживать интенсивную или длительную стимуляцию, не выходя в состояние охранительного торможения, т.е. утомления.

Люди с сильной нервной системой в отличие от людей со слабой нервной системой более работоспособны и помехоустойчивы, могут лучше концентрировать и распределять внимание, способны дольше и интенсивнее работать без признаков утомления .

В свою очередь люди со слабой нервной системой быстрее утомляются и не способны так долго сохранять возбуждение. При этом они отличаются большей чувствительностью к действию раздражителей различных модальностей (зрительной, слуховой и т.д.), способны реагировать даже на слабые сигналы окружения .

В условиях однообразной, протекающей в медленном темпе деятельности в ЦНС развиваются тормозные процессы и связанные с ними изменения психического состояния, определяемые как монотония. Состояние монотонии быстрее развивается у людей с сильной нервной системой, поэтому они в меньшей степени пригодны для однообразной монотонной работы, в отличие от людей со слабой нервной системой.

При этом в деятельности, где специалист вынужден работать в режиме длительного ожидания сигнала к действию, у лиц с сильной НС состояние монотонии отмечается значительно позже, чем у лиц со слабой НС .



Сила нервной системы тесно связана с таким дополнительным свойством нервных процессов, как выносливость.

Выносливость НС - это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности.

Подвижность нервной системы в понимании Павлова – достаточно многозначное свойство, которое Б.М. Теплов разделил на два более узких по смыслу: подвижность и лабильность НС.

Подвижность в узком смысле по Теплову – это легкость переделки сигнального значения раздражителей (положительного на отрицательный и наоборот). В ситуациях, когда надо по-разному реагировать на различные стимулы, например на положительные – реагировать, на отрицательные – оттормаживать возникающую реакцию, скорость реагирования зависит именно от подвижности нервных процессов, то есть от того, насколько долго следы от предыдущих реакций сохраняются и оказывают влияние на последующие. Подвижность нервной системы определяет врабатываемость – то, насколько человеку легко включиться в новую деятельность, и легкость переделки стереотипов – то, насколько человек легко может переходить от одних способов выполнения деятельности к другим.

Люди с подвижной нервной системой легко включаются в работу, хорошо переключаются на новые приемы и способы деятельности, как в двигательной, так и в интеллектуальной сфере, без труда устанавливают контакты с разными людьми. Людям с инертной нервной системой нужно больше время для оптимального включения в работу, им трудно быстро оставить одно задание и перейти к выполнению нового, при этом они более терпеливы, устанавливают более прочные условно-рефлекторные связи и обладают лучшей произвольной памятью .

Лабильность НС – это скоростные характеристики возникновения и прекращения нервных процессов. Лабильность определяет темп деятельности (высокий или низкий), а также скорость переработки информации и принятия решений. Это свойство также является основой обучаемости, положительно влияя на успешность в различных сферах деятельности. В узком смысле часто говорят об интеллектуальной и эмоциональной лабильности .



Уравновешенность НС – это баланс силы возбуждения и силы торможения. Данный баланс связан с уровнем активации в состоянии покоя. Он выше у людей уравновешенных и ниже у людей с выраженным преобладанием возбуждения над торможением или торможения над возбуждением .

В рамках профотбора для нас наиболее важны такие свойства нервной системы, как лабильность и выносливость, отражающие соответственно то, насколько человек может быстро включиться в выполнение нового задания, с какой скоростью его выполнять, а также насколько долго сможет поддерживать данную скорость без того, чтобы утомиться. Также нас может интересовать сила или слабость основных нервных процессов в ЦНС, если условия деятельности предъявляют к этому специфические требования (например, у начальника караула пожарной части).

Под свойствами нервных процессов понимают такие характеристики возбуждения и торможения, которые дают представление о том, в какой степени каждый из этих процессов проявляется и как они воздействуют друг на друга. Определяют силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов.

СИЛА НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ. При измерении силы процесса возбуждения обычно пользуются графиком зависимости величины условной реакции от силы раздражителя, отражающей возрастание величины условной реакции в соответствии с усилением условного раздражителя. Условная реакция перестает увеличиваться при определенной интенсивности условного сигнала. Эта граница и характеризует силу процесса возбуждения, показывая, насколько велико его сопротивление появлению ограничивающего тормозного процесса. Показателем силы тормозного процесса является стойкость тормозных условных рефлексов, а также скорость и прочность выработки дифференцированного и запаздывающего вида торможения.

УРАВНОВЕШЕННОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ. При анализе уравновешенности нервных процессов производится сравнение силы процессов возбуждения и торможения. Если оба процесса являются сильными и взаимно компенсируют друг друга, то речь идет об уравновешенности этих процессов. В сложных условиях, например, при выработке дифференцировок может наблюдаться срыв тормозного процесса, если он окажется слабым. В этом случае дифференцировка нарушается. Если же доминирует тормозной процесс в силу недостаточности, слабости возбуждения, то в трудных условиях дифференцировка сохраняется, но резко уменьшается величина реакции на положительный условный сигнал.

ПОДВИЖНОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ. О подвижности нервных процессов можно судить по скорости переделки положительных условных рефлексов в тормозные и обратно. Чаще для определения подвижности таких процессов применяется переделка динамического стереотипа. В тех случаях, когда переход от положительной реакции к тормозной и от тормозной к положительной осуществляется быстро, когда одна реакция фактически не изменяет протекание другой, можно говорить о высокой подвижности нервных процессов.

Типы высшей нервной деятельности

В основу классификации типов ВНД были положены свойства нервных процессов:

сила, уравновешенность и подвижность. По критерию силы нервных процессов выделяют сильный и слабый типы. У слабого типа процессы возбуждения и торможения слабые. Подвижность и уравновешенность нервных процессов не могут быть охарактеризованы достаточно точно.

Сильный тип нервной системы подразделяется на уравновешенный и неуравновешенный . Выделяется группа, которая характеризуется неуравновешенными процессами возбуждения и торможения с преобладанием возбуждения и торможения с преобладанием возбуждения над торможением ("безудержный тип"), когда основным свойством является неуравновешенность. Для уравновешенного типа, у которого процессы возбуждения и торможения сбалансированы, приобретает значение быстрота смены процессов возбуждения и торможения. В зависимости от этого показателя выделяют подвижный и инертный типы ВНД.

Эта классификация типов ВНД легко сопоставляется с широко принятой в психологии классификацией темпераментов по Гиппократу .

Итак, можно выделить следующие типы ВНД.

* Сильный, неуравновешенный с преобладанием процессов возбуждения (соответствует холерическому темпераменту).

* Сильный, уравновешенный, подвижный (соответствует сангвиническому темпераменту).

* Сильный, уравновешенный, инертный (соответствует флегматическому темпераменту).

* Слабый (соответствует меланхолическому темпераменту).

Эти типы ВНД являются общими для животных и человека. Часто встречаются промежуточные типы со стертыми границами. По мнению И. П. Павлова вторая сигнальная система характеризуется определенной высокоразвитой функциональной структурой, которая оказывает влияние на другие мозговые структуры, подавляя или усиливая их действия.

Учитывая динамические отношения первой и второй сигнальной систем, И. П. Павлов выделил специфические человеческие типы ВНД в зависимости от преобладания первой или второй сигнальной систем в восприятии действительности . В этом случае в качестве основного показателя учитывается сила нервных процессов в той корковой системе, где фиксируются следы в виде кинестетических, акустических или оптических символических обозначений, аккумулирующих следы непосредственных воздействий на человека. Людей с преобладанием функций корковых проекций, ответственных за правосигнальные раздражители, И.П. Павлов относил к художественному типу (у представителей этого типа преобладает образный тип мышления). Если же более сильной в динамическом отношении оказывается вторая сигнальная система, подавляющая первую, то таких людей относят к мыслительному типу (у представителей этого типа преобладает логический тип мышления). В тех случаях, когда сигналы первой и второй сигнальных систем создают нервные процессы одинаковой силы, ни первая, ни вторая сигнальная системы не оказывают доминирующего влияния на поведение человека. Такие люди относятся к смешанному типу. Такое разделение на типы ВНД не означает, что великие мыслители и художники являлись типичными представителями этих типов, и те, и другие в зависимости от характера восприятия действительности могут быть отнесены к любому из этих типов.

Все люди абсолютно разные. У каждого свои слабые и сильные стороны, все по-своему реагируют на одну и ту же ситуацию. Во многом особенности характера человека зависят от свойств нервной системы. Так давайте же разберемся, какие они бывают и как влияют на формирование личности.

Что это такое?

Свойства нервной системы - это термин, предложенный русским ученым И. П. Павловым, который характеризует прирожденные черты реагирования и функционирования нервной системы. Эти черты определяют то, как она реагирует на условия окружающей среды, поведение человека.

Совокупность всех свойств нервной системы получило название фенотипа. Именно на основании данного понятия ведет работу с человеком психолог. Хотя фенотип и является генетически обусловленным, он может меняться в зависимости от условий окружающей среды.

Основные свойства нервной системы

И. П. Павлов в своей классификации изначально охарактеризовал три основных свойства:

  • сила;
  • уравновешенность;
  • подвижность.

При дальнейшем изучении нервной системы к этим свойствам добавили еще три новых:

  • динамичность - способность головного мозга быстро реагировать на меняющиеся условия окружающей среды, а именно на процессы возбуждения и торможения его структур; основная его характеристика - быстрота формирования условных рефлексов у индивидуума;
  • лабильность - скорость, с которой появляется и прекращается новый процесс;
  • активность - обозначает, насколько легко в головном мозге активируются процессы торможения и возбуждения.

Сила нервных процессов

Одним из главных свойств нервной системы, определяющих дальнейшее развитие характера и темперамента, является сила нервных процессов. Это свойство показывает, насколько нервная система может противостоять действию раздражителей извне.

Основная характеристика силы нервных процессов - как долго нервная система может продержаться без запредельного торможения при длительно воздействующем на нее внешнем раздражителе. Такой должна быть нормальная реакция по отношению к возбудителю.

Если же речь идет о тормозящем нервную систему процессе, тогда основной характеристикой силы будет способность выдерживать продолжительное воздействие этого раздражителя.

Помимо того, физиологи утверждают, что сила характеризуется не продуктивной деятельностью человека, а теми способами, которыми он может добиться наибольшей своей активности.

На основе этого свойства формируются такие черты характера человека, как:

  • выносливость;
  • смелость;
  • способность адаптироваться, то есть приспосабливаться, к меняющейся внешней среде;
  • впечатлительность.

Уравновешенность и подвижность нервных процессов

Двумя другими основными составляющими природных свойств нервной системы являются уравновешенность и подвижность.

Уравновешенность - это баланс, или равновесие, между возбуждением и торможением (основными нервными процессами). Если реакция человека динамична, ему легко успокоиться, отрешиться от ненужных мыслей. Для таких людей не составляет труда побороть глупые желания и трезво оценить ситуацию. Уравновешенность плавно сочетает в себе такие черты характера человека, как концентрация внимания и отвлекаемость.

Подвижность - это скорость появления новых и исчезновения старых нервных процессов. Способность определяется ее возможностью быстро адаптироваться к новым изменениям окружающей среды, менять одни условные рефлексы на другие.

Человеку с подвижными нервными процессами легче избавляться от старых стереотипов, ярлыков, проще открывать себя чему-то новому. У таких людей очень хорошая память, им свойственна быстрая речь. При низкой подвижности процессов индивидууму нелегко находится в незнакомой для него ситуации, обретать новые навыки. Он предпочитает находится в родной для него среде обитания.

Основные уровни

В психологии выделяют отдельную иерархическую классификацию свойств нервной системы. Всего выделяют три уровня:

  • верхний - свойства всего головного мозга, его влияние на весь организм;
  • средний - свойства отдельных структур мозга и целостных групп, которые образуют эти структуры;
  • нижний - свойства отдельных нервных клеток (нейронов).

Все эти уровни не изолированы, а находятся в постоянном взаимодействии между собой. Мало изучено, как каждый из них связан с характером человека и его психическими процессами.

Типы нервной системы

На основе различных комбинаций нервных процессов охарактеризованы четыре типа свойств нервной системы человека:

  • сильный безудержный - его нервные процессы несбалансированные, при чем возбуждение значительно преобладает над торможением;
  • сильный живой - отличается неуравновешенной и крайне подвижной реакцией, возбуждение быстро переходит в торможение, и наоборот;
  • сильный спокойный - его нервные процессы уравновешенны, однако, практически неподвижны;
  • слабый - возбуждение, как и торможение, развиты слабо; клетки коры характеризуются низкой работоспособностью.

Лучше всего изучен первый тип, так как именно в нем наиболее ярко выражены все свойства нервной системы. А хуже поддается исследованию, соответственно, слабый тип.

Особенности характера при разных типах нервной системы

Как же меняется поведение индивидуума в зависимости от его характеристики свойств нервной системы? Человек с сильной нервной системой способен быть работоспособным на протяжении длительного времени, даже выполняя действительно тяжелую работу. Устав, он не требует много времени на отдых. Такой человек быстро восстанавливается, в критических ситуациях не паникует, а трезво оценивает обстановку.

Индивидуум со слабым темпераментом - более чуткий и эмоционально лабильный, то есть реагирует даже на незначительные стимулы. Такому типу людей легче выполнять однообразную работу, так им проще запоминать информацию. У них есть возможность развиваться - устойчивость у такой личности приобретается со временем. Однако если двух динамично натренированных людей сильного и слабого типа поставить в одни и те же условия, генетическая предрасположенность даст о себе знать.

Типы темперамента

Типы нервной системы, перечисленные выше, соответствуют четырем видам темперамента :

  • холерик - с сильными и безудержными нервными процессами;
  • сангвиник - обладает стойкими и живыми функциональными характеристиками;
  • флегматик - сильный и спокойный тип нервных процессов;
  • меланхолик - наиболее слабый.

Кроме того, помимо перечисленных выше типов нервной системы, выделяют также другую ее классификацию:

  • мыслительный тип;
  • художественный тип.

В основу этого разделения положено взаимодействие двух сигнальных систем человека. Именно это служит ведущим фактором того, в каком направлении будет развиваться индивидуум. Так, для мыслительного типа характерна преимущественная активность второй сигнальной системы, а для художественного - первой. Люди, рожденные с хорошей выработкой условных рефлексов, имеют больше шансов стать математиками, филологами, физиками и другими учеными. У личностей с художественным типом чаще наблюдается талант к писательству, музыке или живописи, то есть это люди творческой профессии.

Итак, наш характер, то, как мы реагируем на определенные ситуации, какие решения принимаем, во многом зависит от унаследованных от родителей свойств нервной системы. Однако, какой бы тип рефлекторных реакций ни был закодирован в нашем ДНК, любой из этих процессов более или менее эластичен. Их меняют воспитание, привычки, ситуации, в которые мы попадаем. Все, что с нами происходит, оставляет в нас определенный отпечаток, меняя функционирование всей нашей нервной системы.

«ДА» - 3, 4, 7, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 58, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94, 97, 98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134.

«НЕТ» - 47, 51, 107, 123.

Сила процессов торможения

«ДА» - 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 35, 37, 38, 41, 48, 50, 52, 53, 62, 65, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 129.

«НЕТ»- 18, 34, 36, 59, 67, 128.

«ДА» - 1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 42, 43, 44, 46, 49, 54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 104, 111, 115, 116, 119, 127, 131.

«НЕТ» - 25, 57, 63.

Уравновешенность по силе (К) – это отношение количества баллов по силе возбуждения к количеству баллов по силе торможения.

45 баллов и меньше – слабо выражено свойство или инертные процессы.

56 баллов и выше – достаточно выражены.

0,85 и меньше – неуравновешенность с преобладанием процесса торможения.

1,15 и больше – неуравновешенность с преобладанием процесса возбуждения.

Интерпретация результатов

Сила процессов возбуждения - свойство нервной системы, отражающее предел работоспособности клеток головного мозга, их способность выдерживать очень сильное или длительно действующее возбуждение. Данное свойство нервной системы позволяет сохранять высокий уровень работоспособности в условиях преодоления трудностей, быстрое восстановление хорошей работоспособности, настойчивость, упорство в достижении цели.

Сила процесса торможения - свойство нервной системы, отражающее активный нервный процесс, вызываемый возбуждением и проявляющийся в угнетении или предупреждении другой волны возбуждения, данное свойство нервной системы позволяет проявлять сдержанность в поступках, общении, неторопливость в принятии решении, в движениях, речи.

Подвижность нервных процессов - свойство нервной системы, характеризующееся быстротой смены процессов возбуждения и торможения. Данное свойство нервной системы позволяет быстро реагировать на все новое в окружающей обстановке, легко вырабатывать жизненные стереотипы, привычки, навыки, быстро привыкать к новым людям и новым условиям.

– свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением, характеризуется сдержанностью в поступках, речи, общении, неторопливостью в принятии решений, быстрым и прочным формированием различных навыков, связанных с тонкими дифференцировками и легкостью применения волевых усилий, характеризуется обдуманностью действий, замедленной сменой эмоциональных реакций и сдержанным выражением их с помощью пантомимики.

Неуравновешенность нервных процессов – характеризуется преобладанием одного из нервных процессов, что выражается в неравномерности протекания деятельности, наличием в ней «спонтанных» спадов и подъемов, несдержанностью, проявлением склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.

3. Методика наблюдения за свойствами нервной системы ☺☺☺

Цель - Изучение основных свойств нервной системы: силы процесса возбуждения, силы процесса торможения, подвижности и уравновешенности нервных процессов, посредством наблюдения за симптомокомплексом проявлений данных нейрофизиологических свойств.

Материал - протоколы и программа наблюдений за свойствами нервной системы.

Способ выполнения - индивидуальный.

Ход выполнения - Необходимо выбрать для выполнения данного задания испытуемого, вести за ним наблюдение во время выполнения им различных видов деятельности. При наблюдении и протоколировании необходимо фиксировать внешние проявления изучаемых свойств нервной системы, не подменяя факты субъективным анализом. Запись должна быть детализированной, отражать действия и поведение испытуемого, характерные для проявления симптомокомплекса изучаемых нейрофизиологических свойств. В протоколе необходимо отражать не только поведение испытуемого, но и внешние причины его реакций. При оформлении протокола необходимо следовать предложенной программе наблюдения.

Протокол

наблюдений за проявлением свойств нервной системы:

Дата и время проведения наблюдения_________________________________

Испытуемый (Ф.И.О., пол, возраст)___________________________________

Программа наблюдений за свойствами нервной системы (Симптомокомплексы проявлений свойств нервной системы цит. по А.И.Щебетенко, В.Л.Марищуку и В.М.Рыбалкину, А.И. Ильиной,И.М. Палею)

Свойства нервной системы Симптомокомплексы проявлений свойств нервной системы
Сила процесса возбуждения ¨ сохранение высокого уровня работоспособности и отсутствие заметных признаков утомления при длительной напряженной работе, в условиях преодоления трудностей (в противоположность быстрой утомляемости, непроизвольной переключаемости от заданной деятельности; ¨ быстрое восстановление хорошей работоспособности; ¨ сохранение бодрости, уверенности и отсутствие нервозности в трудных и ответственных обстоятельства;
¨ повышение упорства и работоспособности в трудных условиях, в опасности; ¨ устойчивый и достаточно высокий положительный эмоциональный тонус; смелость в разнообразных и непривычных условия; ¨ настойчивость, упорство в достижении цели; ¨ сопротивляемость отвлекающим раздражителям, устойчивое и концентрированное внимание, как в спокойной, так и в шумной обстановке, в напряженной деятельности; ¨ склонность получать все новые впечатления, не задерживаясь на известном.
Сила процесса торможения ¨ высокая работоспособность, особенно в неинтересном деле; ¨ сдержанность в поступках, в разговоре (даже несмотря на психотравмирующую ситуацию); ¨ сдержанность в общении, умение хранить интересные новости; ¨ быстрое и прочное формирование различных навыков, связанных с тонкими дифференцировками и волевой задержкой; ¨ неторопливость в принятии решений; ¨ неторопливость в движениях, в речи, скупая пантомимика; медленное и тщательное пережевывание пищи во время еды, хороший сон, обеспечивающий наиболее полный отдых, и пр.
Подвижность нервных процессов ¨ быстрое реагирование на все новое в окружающей обстановке; ¨ быстрая и легкая выработка и изменение жизненных стереотипов (например, привычек, навыков); ¨ быстрое привыкание к новым людям и новым условиям; ¨ быстрый переход от одного состояния к другому, от одной деятельности к другой; ¨ быстрота изменения и протекания эмоций и чувств, яркость их проявлений; ¨ быстрота запоминания и воспроизведения; ¨ высокий темп, лабильность в динамике устной и письменной речи, в моторике, в темпе деятельности; ¨ быстрое засыпание и пробуждение.
Уравновешенность нервных процессов ¨ сдержанность, усидчивость, собранность, терпеливость, спокойствие (как в интересной, так и в неинтересной работе, после удачи и после неудачи, в период экзаменов и в других случаях, стимулирующих интенсивное возбуждение); ¨ равномерность в динамике деятельности и настроения, отсутствие в них периодических резких спадов и подъемов; ¨ способность к быстрым и интенсивным усилиям в области волевой задержки (например, способность ребенка успокоиться полностью в ответ на требование взрослого: «перестань плакать»); ¨ способность «укрощать» неадекватные или невыполнимые влечения и желания; ¨ ровность и плавность речи; точность выражений, четкость мысли; ¨ способность гасить в сознании посторонние моменты и предыдущую деятельность.

Обработка результатов - необходимо подробно изучить все протоколы наблюдений и подвергнуть их разностороннему анализу.

Интерпретация результатов - проанализировав все факты, зафиксированные в протоколах, следует сделать выводы о степени проявлений силы процессов возбуждения, силы процессов торможения, подвижности и уравновешенности нервных процессов.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО УРОВНЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, ПЕРВИЧНЫХ СВОЙСТВ ИНДИВИДА – ТЕМПЕРАМЕНТА

1. Методика изучения структуры темперамента В.М. Русалова ☺☺

Цель - диагностировать свойства предметно-деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента.

Материал - бланк с вопросами.

Способ выполнения -

Ход выполнения - Методика позволяет произвести оценку по 9 шкалам: темпераментальным и одной контрольной, оценивающей уровень социальной желательности испытуемого; каждая темпераментальная шкала содержит по 12 вопросов и имеет значение от 0 до 12 баллов. Темпераментальные шкалы оценивают человека в предметной и социальной сфере его деятельности: эргичность, социальную эргичность, пластичность, социальную пластичность, темп, социальный темп, эмоциональность и социальную эмоциональность.

Инструкция - Вам предлагается ответить на 105 вопросов, требующих ответа в форме: «да», «нет». Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет «хороших» или «плохих» ответов. Если Вы выбрали ответ «да», поставьте крестик в графе «да», если Вы выбрали ответ «нет», поставьте крестик в графе «нет».

Вопросы

1. Подвижный ли Вы человек?

2. Всегда ли Вы готовы сходу, не раздумывая, включится в разговор?

3. Предпочитаете ли Вы уединение большой компании?

4. Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности?

5. Ваша речь обычно медленна и нетороплива?

6. Ранимый ли Вы человек?

7. Часто ли Вам не спится из-за того, что Вы поспорили с друзьями?

8. В свободное время Вам всегда хочется заняться чем-либо?

9. В разговоре с другими людьми Ваша речь часто опережает Вашу мысль?

10. Раздражает ли Вас быстрая речь собеседника?

11. Чувствовали ли Вы себя несчастным человеком, если бы на длительное время были лишены возможности общения с людьми?

12. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

13. Нравится ли Вам быстро бегать?

14. Сильно ли Вы переживаете неполадки в своей работе?

15. Легко ли Вам выполнить работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности?

16. Трудно ли Вам говорить очень быстро?

17. Часто ли Вы испытываете чувство тревоги, что выполнили работу не так, как нужно?

18. Часто ли Ваши мысли перескакивают с одной темы на другую во время разговора?

19. Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости?

20. Легко ли вы можете найти другие варианты решения известной задачи?

21. Испытываете ли Вы чувство беспокойства, что Вас не правильно поняли во время разговора?

22. Охотно ли Вы выполняете сложную ответственную работу?

23. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

24. Легко ли вы воспринимаете быструю речь?

25. Легко ли Вам делать одновременно очень много дел?

26. Возникают ли у Вас конфликты с Вашими друзьями, из-за того, что Вы сказали им что-то, не подумав заранее?

27. Обычно вы предпочитаете делать несложные дела, не требующие от Вас большой энергии?

28. Легко ли Вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете значительные недостатки в своей работе?

29. Любите ли Вы сидячую работу?

30. Легко ли Вам общаться с разными людьми?

31. Обычно Вы предпочитаете подумать, взвесить и лишь потом высказаться?

32. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

33. Быстры ли у Вас движения рук?

34. Обычно вы молчите и не вступаете в контакты, когда находитесь в обществе малознакомых людей?

35. Легко ли Вам переключиться от одного варианта решения задачи к другому?

36. Склонны ли Вы, иногда преувеличивать в своем воображении негативное отношение к Вам близких людей?

37. Разговорчивый ли Вы человек?

38. Обычно вам легко выполнить дело, требующее мгновенных решений?

39. Вы обычно говорите свободно, без запинок?

40. Беспокоят ли Вас страхи, что Вы не справитесь с работой?

41. Легко ли Вы обижаетесь, когда близкие люди указывают на Ваши личные недостатки?

42. Испытываете ли Вы тягу к напряженной, ответственной деятельности?

43. Считаете ли Вы свои движения медленными и неторопливыми?

44. Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?

45. Можете ли Вы без долгих раздумий задать щекотливый вопрос другому человеку?

46. Доставляют ли Вам удовольствие быстрые движения?

47. Легко ли Вы генерируете новые идеи?

48. Нервничаете ли Вы перед ответственным разговором?

49. Можно ли сказать, что Вы быстро выполняете порученное Вам дело?

50. Любите ли вы браться за большие дела самостоятельно?

51. Богатая ли у Вас мимика в разговоре?

52. Если Вы обещали сделать что-то, всегда ли вы выполняете обещания, независимо от того, удобно это Вам или нет?

53. Испытываете ли Вы чувство обиды оттого, что окружающие Вас люди обходятся с Вами хуже, чем следовало бы?

54. Обычно вы предпочитаете выполнять одновременно только одну операцию?

55. Любите ли Вы игры в быстром темпе?

56. Много ли в Вашей речи длительных пауз?

57. Легко ли Вам внести оживление в компанию?

58. Обычно Вы чувствуете в себе избыток сил, и Вам хочется заняться каким-нибудь трудным делом?

59. Обычно Вам трудно переключать внимание с одного дела на другое?

60. Бывает ли, что у вас надолго портится настроение оттого, что сорвалось запланированное дело?

61. Часто ли вам не спится из-за того, что не ладятся дела, связанные непосредственно с работой?

62. Любите ли вы бывать в большой компании?

63. Волнуетесь ли Вы, выясняя отношения с друзьями?

64. Испытываете ли Вы потребность в работе, требующей полной отдачи сил?

65. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?

66. Склонны ли Вы, решать много задач одновременно?

67. Держитесь ли Вы свободно в большой компании?

68. Часто ли Вы высказываете свое первое впечатление, не подумав?

69. Беспокоит ли вас чувство неуверенности в процессе выполнения работы?

70. Медленны ли ваши движения, когда Вы что-то мастерите?

71. Легко ли Вы переключаетесь с одной работы на другую?

72. Быстро ли Вы читаете вслух?

73. Вы иногда сплетничаете?

74. Молчаливы ли Вы, находясь в кругу друзей?

75. Нуждаетесь ли Вы в людях, которые бы Вас ободрили, утешили?

76. Охотно ли Вы выполняете множество разных поручений одновременно?

77. Охотно ли Вы выполняете работу в быстром темпе?

78. В свободное время Вас обычно тянет пообщаться с людьми?

79. Часто ли у вас бывает бессонница при неудачах на работе?

80. Дрожат ли у вас иногда руки во время ссоры?

81. Долго ли Вы мысленно готовитесь перед тем, как высказать свое мнение?

82. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?

83. Обычно Вы предпочитаете легкую работу?

84. Легко ли Вас обидеть в разговоре по пустякам?

85. Вы обычно первым в компании решаетесь начать разговор?

86. Испытываете ли Вы тягу к людям?

87. Склонны ли Вы, вначале поразмыслить, потом говорить?

88. Часто ли вы волнуетесь по поводу своей работы?

89. Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?

90. Держитесь ли Вы обычно обособленно на вечеринках или в компаниях?

91. Склонны ли Вы преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с работой?

92. Нравится ли Вам быстро говорить?

93. Легко ли Вам удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи?

94. Предпочитаете ли Вы работать медленно?

95. Переживаете ли Вы из-за малейших неполадок в работе?

96. Вы предпочитаете медленный, спокойный разговор?

97. Часто ли вы волнуетесь из-за ошибок в работе, которые были Вами допущены?

98. Способны ли Вы выполнить длительную трудоемкую работу?

99. Можете ли Вы, не долго думая, обратиться с просьбой к другому человеку?

100. Часто ли Вас беспокоит чувство неуверенности в себе при общении с людьми?

101. Легко ли Вы беретесь за выполнение новых заданий?

102. Устаете ли вы, когда Вам приходится говорить долго?

103. Вы предпочитаете работать с прохладцей, без особого напряжения?

104. Нравится ли Вам разнообразная работа, требующая переключения внимания?

105. Любите ли Вы подолгу бывать наедине с собой?

Обработка результатов

Интерпретация результатов

Предметная эргичность - уровень потребности освоения предметного мира, жажда деятельности, стремление к умственному и физическому труду, степень вовлеченности в трудовую деятельность.

Социальная эргичность - уровень потребности в социальных контактах, желание освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, вовлеченность в социальную деятельность.

Пластичность - степень легкости/трудности переключения с одного предмета деятельности на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.

Социальная пластичность - степень легкости/трудности переключения в процессе общения, склонность к разнообразию коммуникативных форм, программ.

Темп - скорость выполнения отдельных операций, быстрота моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

Социальный темп - скоростные характеристики речедвигательных актов в процессе общения (скорость речи при общении).

Эмоциональность - эмоциональная чувствительность к несовпадению между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе.

Социальная эмоциональность - эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере, чувствительность к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей.

Методика изучения свойств темперамента Айзенка☼☼☼

Цель - исследование свойств темперамента экстраверсии-интроверсии и нейротизма (эмоциональной стабильности-нестабильности).

Материал - бланк с вопросами.

Способ выполнения - может применяться как индивидуально, так и в группе.

Ход выполнения - Опросник содержит 57 вопросов, 24 из которых нацелены на выявление экстра-интроверсии, 24 других – на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности, остальные 9 вопросов составляют контрольную группу, предназначенную для оценки искренности испытуемого и достоверности результатов. Если испытуемый по контрольной шкале набирает более 5 баллов, то его протокол не рассматривается. Адаптация опросника была предпринята в Институте психоневрологии им. В.М. Бехтерева в 1970-1974 гг.

Инструкция - Вам будет предложен ряд вопросов, искренне ответив на которые, Вы сможете лучше разобраться в себе. Внимательно прочитайте вопрос и ответьте на него «да» или «нет». Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «плохих» или «хороших» ответов.

Вопросы

1. Любите ли Вы оживление и суету вокруг Вас?

2. Часто ли у Вас бывало беспокойное чувство, что Вам чего-то хочется, а Вы не знаете чего?

3. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?

4. Чувствуете ли Вы иногда себя то счастливым, то печальным без всякой реальной причины?

5. Остаетесь ли Вы обычно в тени на вечеринках, или в компании?

6. Всегда ли в детстве Вы делали немедленно и без ропота то, что Вам приказывали?

7. Бывает, что Вы дуетесь на кого-нибудь?

8. Предпочитаете ли Вы прекращать ссору молчанием?

9. Умный ли Вы человек?

10. Любите ли Вы бывать среди людей?

11. Часто ли Вы теряете сон из-за Ваших тревог?

12. Верите ли Вы в какие-нибудь дурные приметы?

13. Могли бы Вы назвать себя беспечным?

14. Часто ли Вы решаетесь на что-нибудь слишком поздно?

15. Любите ли Вы работать в одиночестве?

16. Часто ли Вы чувствуете себя равнодушным и усталым без всякой причины?

17. Подвижный ли Вы человек?

18. Смеетесь ли Вы иногда при нескромных шутках?

19. Часто ли Вам что-то так надоедает, что Вы чувствуете себя «сытым по горло»?

20. Вы чувствуете себя неловко в новой или нарядной одежде?

21. Часто ли Ваши мысли отвлекаются, когда Вы пытаетесь сосредоточить на чем-то внимание?

22. Можете ли Вы быстро переложить Ваши мысли в слова?

23. Часто ли Вы бываете в рассеянном забытьи?

24. Полностью ли Вы свободны от всяких предрассудков?

25. Любите ли Вы каверзные шутки?

26. Часто ли Вы думаете о Вашем прошлом?

27. Очень ли Вы любите вкусную пищу?

28. Когда Вы чем-то раздражены, нуждаетесь ли Вы в дружественном человеке, чтобы выговориться?

29. Если Вам по серьезной причине будут нужны деньги, согласитесь ли Вы продать что-нибудь из своих вещей, чем занять деньги?

30. Прихвастываете ли Вы иногда?

31. Чувствительны ли Вы иногда к некоторым вещам?

32. Предпочли бы Вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку?

33. Бываете ли Вы иногда так возбуждены, что не можете усидеть на месте?

34. Любите ли Вы планировать вещи детально и заранее?

35. Бывают ли у Вас головокружения?

36. Всегда ли Вы отвечаете на частные письма сразу после прочтения?

37. Делаете ли Вы обычно вещи лучше, обдумывая их в одиночку, чем, обсуждая с другими?

38. Случается ли у Вас одышка, когда перед ней Вы не делали никакой тяжелой работы?

39. Являетесь ли Вы беспечным человеком, которого не волнует, чтобы все было так «как нужно»?

40. Подводят ли Вас нервы?

41. Нравится ли Вам больше планировать, чем делать?

42. Откладываете ли Вы иногда на завтра то, что должны сделать сегодня?

43. Нервничаете ли Вы, когда находитесь в лифте или тоннеле?

44. Делаете ли Вы обычно первые шаги к сближению, когда с кем-то знакомитесь?

45. Бывают ли у Вас сильные головные боли?

46. Считаете ли Вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму?

47. Трудно ли Вам заснуть ночью?

48. Говорите ли Вы иногда неправду?

49. Говорите ли Вы иногда первое, что придет в голову?

50. Долго ли Вы переживаете после случившегося конфуза?

51. Замкнуты ли Вы со всеми, кроме близких друзей?

52. Часто ли с Вами случаются неприятности из-за того, что Вы поступаете не подумав?

53. Любите ли Вы шутить и рассказывать забавные истории Вашими друзьями?

54. Предпочитаете ли Вы больше выигрывать, чем проигрывать?

55. Застенчивы ли Вы обычно в присутствии старших?

56. Считаете ли Вы, что стоит рискнуть, даже когда шансы не в Вашу пользу?

57. Часто ли у Вас «сосет под ложечкой» перед важным делом?

¨ Обработка результатов

Экстраверсия-интроверсия:

«Да» - вопросы 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

«Нет» - вопросы 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Эмоциональная стабильность-нестабильность:

«Да» - вопросы 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Корректурная шкала:

«Да» - вопросы 6, 24, 36

«Нет» - вопросы 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Интерпретация результатов

Экстраверсия-интроверсия . Если испытуемый набрал по данной шкале более 13 баллов, то он является экстравертом, что говорит о его направленности на внешний мир. Если испытуемый набрал менее 13 баллов, то является интровертом, что говорит о его направленности на внутренний мир.

В основе экстраверсии, по мнению Г. Айзенка, лежит слабое возбуждение ретикулярной формации и сильное тормозное влияние со стороны коры. В связи с этим экстравертам для достижения оптимальной активации необходима стимуляция из внешней среды. Поэтому экстраверты проявляют большую зависимость от внешних впечатлений, стремятся к контакту с другими людьми, инициативны в общении, отдают предпочтение большим компаниям, стремясь устанавливать много контактов с людьми, легко знакомясь и легко прерывая отношения.

В основе интроверсии лежит высокий уровень корковых влияний, отсюда, интровертам не требуется стимуляция извне. Для интровертов характерна направленность на себя, замкнутость, слабая тяга к новым впечатлениям, сосредоточенность на своих переживаниях, воспоминаниях. Интроверты предпочитают небольшие компании, стремясь сохранить контакты с одними и теми же людьми длительное время, испытывают трудности сближения с новыми людьми, проявляют низкую инициативность в общении.

Эмоциональная стабильность-нестабильность – по мнению Г. Айзенка, - возникает в результате действия химических веществ, вырабатываемых железами внутренней секреции. Люди эмоционально нестабильные (до 13 баллов) обычно реагируют на болезненные, непривычные, вызывающие беспокойство и иные стимулы, быстрее, чем стабильные. У таких лиц обнаруживаются более длительные реакции, продолжающиеся даже после исчезновения стимулов, чем у лиц с высоким уровнем стабильности.

4. Методика самооценки тревожности, ригидности и экстравертированности (Д. Моудсли)☼☼☼

Цель - исследование свойства темперамента – тревожности, ригидности и экстравертированности.

Материал - бланк с вопросами.

Способ выполнения - может применяться как индивидуально, так и в группе.

Ход выполнения – испытуемым предлагается бланк с вопросами и инструкция.

Инструкция – ответьте «Да» или «Нет» на следующие вопросы.

Вопросы

1. Бывает ли у Вас так, что Вы настолько взволнованны какими-то мыслями, что не можете усидеть на одном месте?

2. Вас когда-нибудь тревожила «бесполезная мысль», которая все время вертелась в голове?

3. Быстро ли Вас можно переубедить в чем-либо?

4. Считаете ли Вы, что на Ваше слово можно положиться?

5. Можете ли Вы забыть обо всех делах и пойти повеселиться в хорошей компании?

6. Бывает ли у Вас часто так, что Вы приняли решение слишком поздно?

7. Считаете ли Вы свою работу как нечто само собой разумеющееся?

8. Любите ли Вы работу, требующую значительной сосредоточенности, внимания?

9. Любите ли Вы вести разговоры о Вашем прошлом?

10. Трудно ли Вам забыть о Ваших делах, обо всем, даже на оживленной вечеринке?

11. Преследуют ли Вас иногда мысли и образы так, что Вы не можете спать?

12. Когда Вы заняты своей основной работой, то интересуетесь ли в то же время и работой своих товарищей?

13. Часто ли бывают случаи, когда Вам необходимо остаться одному?

14. Считаете ли Вы себя счастливым человеком?

15. Смущаетесь ил Вы в присутствии лиц другого пола?

16. Тревожит ли Вас чувство вины?

17. Вы опаздывали когда-нибудь на занятия или свидание?

18. Трудно ли Вам переключиться с одного экзамена на другой?

19. Часто ли Вы ощущаете свое одиночество?

20. Много ли времени вы проводите в воспоминаниях о лучших временах своего прошлого?

21. Предпочитаете ли Вы оставаться незаметным на вечерах, в гостях?

22. Верно ли, что Вас довольно трудно задеть?

23. Часто ли Вы чувствуете неудовлетворенность?

24. Склонны ли Вы довести до конца предыдущую работу, если Вам предстоит другая, более интересная?

25. Бывает ли у Вас такое ощущение, что Ваша работа для Вас – дело жизни и смерти?

26. Трудно ли Вам отказаться от привычек, которые Вам не по душе?

27. Любите ли Вы размышлять о своем прошлом?

28. Считаете ли Вы себя счастливчиком, человеком, которому в жизни все легко удается?

29. Легко ли Вас задеть за живое по различным поводам?

30. Склонны ли Вы к быстрым и решительным действиям?

31. Всегда ли Вам думается после какого-либо поступка, что Вам следовало сделать иначе?

32. Легко ли Вы переходите от одного дела к другому?

33. Бывает ли у Вас время от времени ощущение одиночества?

34. Работаете ли Вы иногда так, будто от этого зависит Ваша жизнь?

35. Можете ли Вы быстро прервать начатое дело и тут же приступить к выполнению другого задания?

Обработка результатов

Тревожность определяется суммой баллов за ответы «ДА» на вопросы 1, 2, 4, 10, 16, 23, 25, 29, 31, 34 и за ответы «НЕТ» на вопросы 5, 7, 14, 15, 17, 22, 28. За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 1 балл.

ЛТ 3 = (сумма «ДА» + сумма «НЕТ»)

Ригидность определяется суммой баллов за ответы «ДА» на вопросы 18, 24, 26 и за ответы «НЕТ» на вопросы 3, 12, 32, 35. За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 2 балла.

Р = (сумма «ДА» + сумма «НЕТ»)

Экстравертированность определяется суммой баллов за ответы «ДА» на вопросы 6, 8, 9, 13, 19, 20, 21, 27, 33 и за ответ «НЕТ» на вопрос 30. За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 2 балла.

Э = (сумма «ДА» + сумма «НЕТ»)

Интерпретация результатов

Тревожность – свойство темперамента, выраженное в степени беспокойства в различных ситуациях, объективно или субъективно представляющих угрозу для человека, состояние напряжения, возникающее вследствие переживания неодобрения. Тревожность может быть адаптивной, если достаточно выражена и сигнализирует человеку о необходимости измерений и неадаптивной, если ее уровень настолько высок, что вызывает иммобилизацию, или же слишком низок, чтобы мотивировать к каким-либо действиям.

Ригидность – свойство темперамента, проявляющееся в трудности переключения с одного вида деятельности на другой, обусловленное инертностью нервных процессов: уровень возможности изменять свое поведение, когда того требует ситуация.

Экстравертированность отличается гибкостью и непостоянством поведения, возможной агрессивностью и фрустрированностью, страстностью и в общем немалой, но эгоцентричной социальной адаптированностью. Его общительность предполагает наличие скорее слушателей, чем собеседников. Такова же и его инициативность, требующая скорее исполнителей, чем сотрудников.

Нижние значения экстравертированности определены специальным понятием «интровертированность», означающим обращенность личности внутрь, к собственным переживаниям и мыслям.

Методика измерения уровня тревожности Тейлора в адаптации Т.А. Немчинов ☺☺ .

Цель работы: исследование уровня психодинамической тревожности учащегося.

Предварительные замечания. Тревожность - одно из свойств психодинамического уровня интегральной индивидуальности. Тревожность понимается как степень беспокойства в ожидаемой ситуации. Психодинамическая тревожность как индивидуально-психологическая особенность личности школьника оказывает влияние на эмоциональную сферу, на эффективность учебной деятельности, на взаимоотношения ученика в социальной микросреде. Высокий уровень тревожности часто коррелирует с эмоциональной неустойчивостью, с заниженной самооценкой личности.

Материал: текст опросника и бланк для ответов.

Способ выполнения: тестирование можно выполнять как индивидуально, так и с группой испытуемых.

Ход выполнения работы. Ученику предлагается оценить 50 утверждений, в зависимости от того, согласен он или не согласен с их содержанием. Для удобства пользования каждое утверждение можно поместить на отдельную карточку, чтобы в процессе исследования ученик мог раскладывать их на две стороны.

Текст утверждений

1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.

2. Мои нервы расстроены не более чем у других людей.

3. У меня редко бывают запоры.

4. У меня редко бывают головные боли.

5. Я редко устаю.

6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.

7. Я уверен в себе.

8. Практически я никогда не краснею.

9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.

10. Я краснею не чаще, чем другие.

11. У меня редко бывает сердцебиение.

12. Обычно мои руки достаточно теплые.

13. Я застенчив не более чем другие.

14. Мне не хватает уверенности в себе.

15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.

17. Мой желудок сильно беспокоит меня.

18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.

19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.

20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.

21. Мне нередко снятся кошмарные сны.

22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.

23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.

26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.

27. Я работаю с большим напряжением.

28. Я легко прихожу в замешательство.

29. Почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.

30. Я склонен принимать все слишком всерьез.

31. Я часто плачу.

32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.

33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.

37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.

38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.

39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.

40. Даже в холодные дни я легко потею.

41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.

42. Я - человек легко возбудимый.

43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.

44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны, и я вот-вот выйду из себя.

45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.

47. Я почти все время испытываю чувство голода.

48. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков.

49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.

50. Ожидание всегда нервирует меня.

Обработка результатов: о ценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности.

Каждый ответ "да" на высказывания

14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50

и ответ "нет" на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оценивается в 1балл.

Интерпретация результатов: 40-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги; 25-40 баллов - свидетельствует о высоком уровне тревоги; 15-25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровне; 5-15 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровне и 0-5 баллов - о низком уровне тревоги.

По результатам проведенного исследования с учениками, получившими высокие баллы по уровню тревожности - можно провести коррекционные беседы, пронаблюдать, в каких именно ситуациях уровень тревожности учащегося повышается.

Можно помочь учащемуся интерпретировать позитивно жизненные проблемы и неудачи. Например: у школьника повышается уровень тревожности перед контрольной работой. Можно объяснить ему, что контрольная работа - это способ проявить свои знания и подготовку, это своеобразная репетиция экзамена. Можно провести психотренинг с группой тревожных школьников.


Похожая информация.


Высшая нервная деятельность - это совокупность безусловных и условных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение в изменяющихся природных и социальных условиях. Впервые предположение о рефлекторном характере деятельности высших отделов мозга было высказано И.М.Сеченовым, что позволило распространить рефлекторный принцип и на психическую деятельность человека. Идеи И.М.Сеченова получили экспериментальное подтверждение в трудах И.П.Павлова, который разработал метод объективной оценки функций высших отделов мозга - метод условных рефлексов.

И.П.Павлов показал, что все рефлекторные реакции можно разделить на две группы: безусловные и условные.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Безусловные рефлексы : 1. Врожденные, наследственно передающиеся реакции, большинство из них начинают функционировать сразу же после рождения. 2. Являются видовыми, т.е. свойственны всем представителям данного вида. 3. Постоянны и сохраняются в течение всей жизни. 4. Осуществляются за счет низших отделов ЦНС (подкорковые ядра, ствол мозга, спинной мозг). 5. Возникают в ответ на адекватные раздражения, действующие на определенное рецептивное поле.

Условные рефлексы: 1. Реакции, приобретенные в процессе индивидуальной жизни. 2. Индивидуальные. 3. Непостоянны - могут возникать и исчезать. 4. Являются преимущественно функцией коры больших полушарий. 5. Возникают на любые раздражители, действущие на разные рецептивные поля.

Безусловные рефлексы могут быть простыми и сложными. Сложные врожденные безусловно-рефлекторные реакции называются инстинктами. Их характерной особенностью является цепной характер реакций.

Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств, двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения.

Установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:

1) сила процессов возбуждения и торможения,

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,

3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

Исходя из этих основных признаков, И.П. Павлов в результате своих исследований методом условных рефлексов пришел к определению четырех основных типов нервной системы.

Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности. Классификация типов высшей нервной деятельности представлена на рисунке 1.

Слабый тип . Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители, т.к. у них слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

Сильный неуравновешенный тип . Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Сильный уравновешенный подвижный тип . Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.

Сильный уравновешенный инертный тип . Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудновозбудимы.

Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы, так как свойство нервных процессов закодированы в гене типичном аппарате человека и поэтому наследуется – передается от родителей к потомкам. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей, оказывая влияние на индивидуальный характер поведения и деятельности. В этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности.

Тип ВНД (высшей нервной деятельности) является физиологическим фундаментом для формирования темперамента, который демонстрирует проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности и поведении человека.

Рис. 2. Схема типов ВНД по И.В.Павлову.

Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом.

И.П.Павлов предлагал выделять человеческие типы высшей нервной деятельности на основе степени развития первой и второй сигнальной системы. Он выделял:

1. Художественный тип , для которого характерно конкретное мышление, преобладание первой сигнальной системы, то есть чувственное восприятие действительности. К этому типу относятся люди с хорошо развитым чувственным восприятием, выраженными аффектами на всё происходящее. Они склонны к профессиям чувственно-эмоционального круга. Этот тип часто отмечается у актеров, художников, музыкантов. При невротическом срыве люди художественного типа склонны давать реакции истерического круга.

2. Мыслительный тип , когда хорошо выражено отвлечение от действительности, абстрактное мышление. К этому типу относятся личности с хорошо развитым абстрактным мышлением и отвлеченными понятиями. Они склонны к занятиям математикой, теоретическими науками. При невротическом срыве склонны к психастеническому типу реакции.

3. Средний тип , когда нет преобладания того или иного образа мышления. Павлов считал, что крайние типы встречаются редко, а большинство людей относятся к среднему типу, то есть эта классификация, тоже не отражает все разнообразие форм ВНД человека.

Многие ученые отмечают, что значение работ И.П.Павлова по проблеме темпераментов заключается прежде всего в выяснении роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психологической организации индивида.

Виды темпераментов по Гиппократу:

Меланхолик - человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, не уверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Сангвиник - человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, он жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т. е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реаги­ровать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и медленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь достоинства и недостатки. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.

Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.

Классификация темпераментов Гиппократа относится к гуморальным теориям. Позже эта линия была предложена немецким философом И.Кантом, который тоже считал природной основой темперамента особенности крови.

Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека, т.е. определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет в целом поведение, поступки человека, его убеждений, моральные устои, так как они формируют в процессе онтогенеза (индивидуального развития) на основе сознания.

СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

Свойства нервных процессов, лежащие в основе типов ВНД, определяют свойства нервной системы. Это такие устойчивые ее качества, которые являются врожденными. К числу таких свойств относятся:

1. Сила нервной системы по отношению к возбуждению, т.е. ее способность длительно выдерживать, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки не обнаруживая запредельного торможения.

2. Сила нервной системы по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния.

3. Уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, которая проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния.

4. Лабильность(подвижность) нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

В настоящее время в дифференциальной психологии сложилась 12-мерная классификация свойств нервной системы человека (В.Д.Небылицын). В нее входят 8 первичных свойств (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и четыре вторичных свойства (уравновешенность по этим основным свойствам). Показано, что данные свойства могут относиться ко всей нервной системе (ее общие свойства) и к отдельным анализаторам (парциальные свойства).

Классификация свойств нервной системы по В.Д.Небылицыну:

Под силой нервной системы понимается выносливость, работоспособность нервных клеток, устойчивость либо к длительному действию раздражителя, дающего концентрированное, сосредоточенное в одних и тех же нервных центрах и накапливающееся в них возбуждение, либо к кратковременному действию сверхсильных раздражителей. Чем слабее нервная система, тем раньше нервные центры переходят в состояние утомления и охранительного торможения;

Динамичность нервной системы, это скорость образования условных рефлексов или способность нервной системы к обучению в широком смысле слова. Основным содержанием динамичности являются легкость и быстрота, с которой генерируются в мозговых структурах нервные процессы в ходе образования возбудительных и тормозных условных рефлексов;

Лабильность, свойство нервной системы, связанное со скоростью возникновения, протекания и прекращения нервного процесса;

Подвижность нервной системы, скорость движения, распространения нервных процессов, их иррадиации и концентрации, а также взаимного превращения.

1. Общие, или системные, свойства, охватывающие весь мозг человека и характеризующие динамику его работы в целом.

2. Комплексные свойства, проявляющиеся в особенностях работы отдельных «блоков» мозга (полушарий, лобных долей, анализаторов, анатомически и функционально разделенных подкорковых структур и т.п.).

3. Простейшие, или элементарные, свойства, соотносимые с работой отдельных нейронов.

Как писал Б.М. Теплев, свойства нервной системы «образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее - другие» .

Например, монотонной работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками, напротив, люди с сильной нервной системой.

Имеющийся у человека комплекс индивидуально-типологических свойств его нервной системы в первую очередь определяет темперамент, от которого далее зависит индивидуальный стиль деятельности.



mob_info