План конспект борьба за существование. Урок биологии на тему "борьба за существование и естественный отбор". «Борьба за существование и естественный отбор»

Цель урока:

    сформировать представление о борьбе за существование и ее формах;

    научить учащихся правильно определять формы борьбы за существование, сравнивать их друг с другом;

    воспитывать умение работать в коллективе.

Задачи урока:

    Образовательная : изучить сущность естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции; показать значение теории Ч.Дарвина для современной науки; укрепить понимание взаимосвязи организмов и окружающей среды.

    Развивающая : развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

    Воспитательная : воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу, экологическое воспитание, чувства гражданской ответственности.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения : проблемный метод изложения материала урока, применение ИКТ, словесный.

Форма организации учебной деятельности : групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник автора А.А.Каменского, В.В.Пасечника п.7.4, таблицы "Форма борьбы за существование", Естественный отбор".дополнительная литература, Интернет.

Ход урока

    Оргмомент

Добрый день, ребята!

II . Актуализация. В чем состоит заслуга Чарльза Дарвина?

Состоит в том, что он раскрыл главные движущие силы эволюции. Он объяснил изменение организмов действием законов природы, без вмешательства сверхъестественных сил. В основу своего объяснения эволюции Ч. Дарвин положил три главных фактора:

    изменчивость организмов;

    борьба за существование;

    естественный отбор.

Считаете ли вы верными эти утверждения? Запишите на карточках (верно или неверно)

    Животные становятся агрессивными из-за нехватки пищи.

    Идет борьба за спаривание внутри вида особей.

    Идет борьба между видами животных за место в популяции.

Ребята! Обратите внимание на экран. После просмотра видеоролика, вы должны ответить на вопрос.

Проблема урока.

В чем причина возникновения борьбы за существование?

Ответы учащихся

    несоответствие между численностью особей в популяции и имеющимися в наличии жизненными ресурсами приводит к борьбе за существование

    чем лучше приспособлен организм к условиям жизни, тем больше у него шансов выжить и оставить потомство

Все живые существа способны производить большее количество потомков, чем их может выжить в реальных условиях.

Например, аскарида продуцирует в сутки до 200 тыс. яиц, самка трески выметывает до 10 млн. икринок, серая крыса приносит 5 пометов в год (в среднем 8 крысят), одно растение осота дает до 19 тыс. семян, а белена - более 400 тыс.

Почему не наблюдается безудержного роста численности живых организмов?

Плодовитость организмов в целом очень велика, но до половозрелого состояния доживают не все. Значительная часть потомства гибнет по различным причинам. Дарвин делает заключение, что между организмами возникает борьба за существование.

Ребята! Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Тема урока: Борьба за существование.

III . Объяснение нового материала

1. Борьба за существование это многообразные взаимоотношения организмов друг с другом и условиями окружающей среды.

1. Дарвин различал 3 формы борьбы за существование:

    внутривидовая

    межвидовая

    борьба с неблагоприятными условиями

    Внутривидовая борьба – это борьба между особями одного вида . Наиболее напряженная. Обостряется при повышении плотности популяции, например у птиц чаек, буревестников.

    Межвидовая борьба – это борьба за существование между организмами, принадлежащими к разным видам (серые и черные крысы, европейская пчела).

    Борьба с неблагоприятными условиями (абиотические факторы) – это выживание тех или иных организмов в изменяющихся условиях среды (температура, влажность, соленость, освещенность, состав воз духа, почвы, воды и др.). Нехватка пищи заставляет окуня переходить на питание собственной молодью.

Задание. Заполните таблицу "Формы борьбы за существование", используя текст параграфа

Внутривидовая

Это борьба между особями одного вида. Протекает наиболее остро. Организмы конкурируют за ограниченные ресурсы: пищевые, территориальные, борьбы между самцами за оплодотворение самки.

Состязание между одновозрастными деревьями хвойного леса; при обилии птенцов у некоторых видов птиц более сильные выталкивают из гнезд более слабых и т.д.

Межвидовая

Происходит между особями разных видов. Организмы конкурируют за пищевые и территориальные ресурсы. Это может быть конкуренция или использование одного вида другим.

Конкуренция за пищу между гепардами и гиенами;

Выселение серой крысой черной крысы из ее местообитаний;

Отношения хищник-жертва (волк-косуля, судак-уклея и др.)

Борьба с неблагоприятными физическими условиями

Может усиливать или ослаблять внутри- и межвидовую борьбу. Появляется конкуренция за факторы неживой природы. Наследственная изменчивость, повышающая приспособленность вида к факторам окружающей среды, приводит к биологическому прогрессу.

Борьба с засухой у растений – снижение интенсивности транспирации;

Борьба с холодом – накопление подкожного жира у тюленей и моржей.

3. Закрепление : определение соответствия рисунков по видам формы борьбы за существования.

4. Итог урока: отвечаем на проблему урока: в результате борьбы за существование происходит естественный отбор, приспособленные организмы к окружающей среде дают чудо природы - многообразие видов! Мы ответили на вопрос урока?

Оценки за урок.

5. Домашнее задание: 7.4, подготовить ответы на вопросы, стр.206

1. Название синквейна.

2. Два прилагательных.

3. Три глагола.

4. Фраза на тему синквейна.

5. Существительное.

Синквейн.

1. Борьба за существование.

2. Жесткая, беспощадная.

3. Борются, погибают, выживают.

4. Многообразие видов.

5. Жизнь.

Тема: Борьба за существование

Цель : способность осознанию учащимися сложного характера взаимоотношений природе, роли этих взаимосвязей в эволюции органического мира; сформировать представление о борьбе за существование и ее формах; научить учащихся правильно определять формы борьбы за существования; научить учащихся правильно определять формы борьбы за существование, сравнивать их друг с другом; воспитывать умение работать в коллективе.Оборудование: карточки- задания; схема «Формы борьбы за существования», УДЕ Белый медведь, Бурый медведь, листы ответовЭпиграф : Потомство пары мух съест мертвую лошадь также скоро, как лев. К. Линней Ход урока
    Орг. момент (1-2 мин) Работа в группах (сторонники Ламарка, Линнея, Ч. Дарвина)
Определите, о каком ученном составлен синквейн (четверостишье) А)………………….. Эрудит, верующий Описывал, систематизировал, организовывал Создал лучшую искусственную систему Трудоголик. (К. Линней)


В)……………………. Талантливый, невезучий Боролся, отстаивал, доказывал Создал первое эволюционное учение. Творец. (Жан Батист Ламарк)

С)………………………… Трудолюбивый, обстоятельный Путешествовал, наблюдал, анализировал Выяснил причины эволюции живого Гений. (Чарльз Дарвин)


Вопросы к группам : А) По каким признакам вы узнали про ученных – эволюционистов из синквейна? В) Рассказать про основные принципы эволюционных учений К Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина. (один ученик от каждой группы)3. Определите и отметьте в тексте(работа с текстом) А) что из перечисленных взглядов и заслуг относится к Линнею?В)Что из перечисленного относится к Ламарку?С)Что из перечисленного относится к Дарвину?1.Виды произошли путем эволюции от ранее живущих2.Виды созданы творцом3.Виды неизменны, постоянны, вечны, эволюции нет4.Виды непостоянны, медленно изменяются, эволюционируют5.Многообразие видов – результат создания их одним творцом по заранее намеченному плану.6.Многообразие видов – результат эволюции в различных условиях, единство видов – результат их родства7.Приспособленность организмов даны им творцом8.Приспособленность организмов – результат эволюции и внутреннего стремления9. Приспособленность организмов – результат эволюции путем естественного отбора10.Основная движущая сила эволюции в природе – естественный отбор11. Основная движущая сила эволюции в природе – стремление организмов к прогрессу, самосовершенствованию12. Организмы обладают наследственностью и изменчивостью13.Изменчивость организмов – результат влияния внешней среды и внутреннего стремления к прогрессу.14.Внутреннего стремления к прогрессу у организмов нет15. Организмы обладают изначальной способностью изменяться только целесообразно и полезно16.Материалом в процессе эволюции служит только наследственная изменчивость17.В природе причиной естественного отбора является борьба за существование18.Впервые разработал искусственную систематику организмов19.Ввел принцип двойного названия20.Впервые построил систематику животных в восходящем эволюционном порядке21.Признавал «закон наследования новых признаков, приобретенных в результате упражнения или не упражнения органов22.По своему мировоззрению идеалист.23. Ученый трансформист24.Впервые создал эволюционную теорию25.Впервые создал научную теорию эволюции органического мира, на основе 3 движущихся сил

Тема Борьба за существование

Для учителя -Цель : способность осознанию учащимися сложного характера взаимоотношений природе, роли этих взаимосвязей в эволюции органического мира; сформировать представление о борьбе за существование и ее формах; научить учащихся правильно определять формы борьбы за существования; сравнивать их друг с другом; воспитывать умение работать в коллективе.

Для учащегося - Цель: знать определения борьбы за существование, роль борьбы в эволюционном процессе

Уметь: приводить примеры всех видов борьбы за существование у животных и растений.

Развить умение работать с текстом, обобщать, делать выводы.

Оборудование: карточки- задания; наглядность-картинки животных:Белый медведь, Бурый медведь, верблюд, тушканчик, растения- кактус, алое.презентация.

Эпиграф : Потомство пары мух съест мертвую лошадь также скоро, как лев.

К. Линней

Форма урока- усвоение новых знаний- инновационное

1 вводно-разъяснительная часть

1.Знакомство со структурой урока,целями задачами урока

2часть Обучающе-развивающая часть- краткое объяснением помощью понятий, схем. Активная форма познания..

3.Закрепительная –коррекционное Как продолжение освоения, актуализация знаний,

4.Контрольно оценивающее- мониторинг усвоения детей-тест

Организационный момент. Приветствие. Сообщение задач и этапов работы. Мотивация и настрой на плодотворную деятельность

ХОД урока

Здравствуйте ребята.

Ребята что такое эволюция –(необратимый процесс исторического развития живых организмов)

Кто ответил на вопрос почему происходит эволюция-(Ч Дарвин)

Какие три главные причины эволюции, движущие силы –назвал Дарвин.

  • Борьба за существование презентация по теме: "Борьба за существование".

Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска

Посадка за круглым столом.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Орг. момент.

(1мин.)

1Вводно-разъяснительная часть (.знакомство со структурой,задачами урока)

Подготовка к усвоению

слайд

2 .Обучающе- развивающая часть. (краткое объяснение темы

с помощью схем…. Понятий,.активная форма).Изучение нового материала.

Выбери правильное определение

ВИДЫ БОРЬБЫ

9 слайд

учитель

Работа в группе

Работа с текстом учебника

валеопауза

тетрадь

закрепление

Рефлексия

оценивание

Д/З

Учитель 2 звезды 1 пожелание

Здравствуйте

Эпиграф урока- ПОЧЕМУ бы всем живым организмам не жить дружно.

А вы дружный класс

Ребята что такое

эволюция? –(необратимый процесс исторического развития живых организмов

Кто ответил на вопрос почему происходит эволюция.

Назовите Движущие силы эволюции

Мы приступаем к изучению темы: Борьба за существование §40 стр191

ЗХУ-слайд -назначить ответственного(Даша)

(можете ли привести пример конкуренции между животными и растениями. Почему происходит

Постановка1. Проблемного вопроса_ слайд

Кто является победителем в этой борьбе?

Какой «приз» получает

2 Причины возникновения борьбы за существование

Неограниченная способность живых организмов к размножению(избыточной численности) обучающимися.

-(несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов) Дарвин считал избыточная численность приводит к брьба за существование

Как вы считаете, в чём причина такого явления?

Большая часть особей гибнет на разных этапах развития и не оставляет после себя потомков.

Примерный ответ: Каковы же причины?

Причины: - это природно - климатический фактор; борьба с особями других видов;- между особями своего вида.Известно, что гибель организмов тем интенсивнее, чем выше размножаемость особей данного вида.

определение

Борьба за существование Комплекс взаимоотношений между живыми организмами включающие конкуренцию, симбиотические отношения

Комплекс взаимоотношений между живыми организмами и окружающей средой включающие взаимопомощь, конкуренцию, симбиотические отношения

Пока думают я с САШЕЙ работаю по опорной схеме-определения и виды.

Ч Дарвин выделил три формы борьбы за существование: (Слайд № 9)

1.- внутривидовая,2. - межвидовая,3. - борьба с неблагоприятными условиями среды.

Рассмотрим каждую форму борьбы за существование.

Внутривидовая борьба за существование. ( стр191) читают находят причины- направления,приводят пример.

Определение- Володя

Даша пример,Оля-

вывод- Саша.

Наташа -опорная схема Работаю у доски

Причины (за пищу, за территорию, за половой отбор

Вывод:(Происходит между особями одной популяции любого вида. Это самая жёсткая и острая, так как все особи одного вида нуждаются в одних и тех же и к тому же ограниченных ресурсах: пище, жизненном пространстве, убежищах, местах размножения.

Примеры : - - иногда синицы затаптывают в подстилку гнезда 1-2 птенцов. Даша

Оля -соперничество из - за территории; Примеры: - бурый медведь обозначает границы

своего участка царапинами на дереве;

Волк метит территорию мочой

-Саша - самцы синицы, зяблика возвещают о занятии участка песней..

Вывод: хотя внутривидовая борьба за существование сопровождается понижением плодовитости и гибелью части особей вида, она всё же обуславливает процветание вида в целом, способствует его совершенствованию .

Межвидовая борьба за существование.это борьба между особями разных видов.

Составьте пары взаимоотношений из цепочки: волк, сосна. Заяц. Клевер. Повилик. Береза, цепень. корова

КИДАЮТ БУМАЖКИ« скомканая бумажка»(подвигались)

ЗВУК Пропоем активизиреует работу мозга.« МЫ МЫ, МЫ, МЫ

Читают и делают вывод

Вывод: форма этой борьбы приводит к эволюции обоих взаимодействующих видов к развитию у них взаимных приспособлений. Также она усиливает и обостряет внутривидовую борьбу .

АБИОТИЧЕСКИМИ ФАКТОРАМИ

Борьба с неблагоприятными условиями Оля – СООБШЕНИЕ-опережающее задание

-приспособления к сезонным явлениям

Природные катаклизмы. Адаптация

среды. ( Слайд № 24)РАБОТАЮТ С ГЕРБАРИЕМ, КАКТУСОМ, РИСУНКИ БЕЛЫЙ МЕДВЕД Ь, ВЕРБЛЮД

Вывод: победители - наиболее жизнеспособные особи (с эффективным обменом веществ и физиологическими процессами).

Помощь- стр 192 учебника.

Борьба бывает – Косвенная, и прямая для ответа выполните задания в рабочей тетрадистр129 «65

По слайду называют

1.По цепочке вслух называют вид борьбы

Борьба ведет к контролю численности и к естесственному отбору

2.Слайд с заданием - самоконтроль

Я УЗНАЛ

Назначенные до урока Даша 2звезды звезды и 1 пожелание

Параграф №40

Р-роль по выбору

А-аудитория

Ф-письмо

Т-Борьба за существование

0 животных были награждены медалями в ВОВ-почтовые голуби, собаки, кошки, мулл 60 тыс –собак из них 16 тыс ездовых спасли 700 тыс раненых, 6 тыс миноискателей

Пожелание В начале урока я спросила Дружный ли ваш класс- будьте дружными завершить урок песней о дружбе

Отвечают на вопросы

Записывают, называют цели урока

Восприятие и частичное осмысление нового Записывают.

Заслушивает учащихся Отвечают на вопросы с обоснованием своего ответа. (Почему вы так думаете? Участвуют в диалоге с преподавателем Предлагают свои ответы с обоснованием, делают необходимые записи. Словарная работа

Конкуренция взаимоотношения между видами со сходными экологическими требованиями

Помощь (волк оставляет след от трапезы для остальных) Пример: - это воспитание и охрана потомства, совместное вскармливание детёнышей (в семье пчёл, табуне лошадей).

Симбиоз- взаимо выгодные отношения )

Повторение, многократное проговаривание,схема

Городской отдел образования

Открытый урок по биологии

на городском семинаре

заместителей директоров по УВР

"Борьба за существование

и естественный отбор"

11 класс

Егорова Елена Юрьевна

г. Уральск, 2015 год

Краткосрочный план открытого урока по биологии в 11 «Б» классе

учитель: Егорова Е.Ю.

СОШ №32 г.Уральск ЗКО

Дата

Урок 23

11 класс

Название занятия:

Борьба за существование и естественный отбор.

Общая цель:

Продолжить изучение движущих сил эволюции на примере борьбы за существование и естественного отбора познакомить с формами борьбы за существование и естественного отбора. Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать образное мышление, навыка публичного выступления.

Результаты обучения

    Узнают связь между факторами естественного отбора и движущими силами эволюции.

    Научаться сравнивать биологические процессы.

    Обоснуют вывод о факторах эволюции.

Ключевые идеи

Различают три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с неблагоприятными условиями неорганической природы.

Борьба за жизнь особенно упорная между организмами в пределах одного вида, т.к. они обладают сходными признаками и испытывают одинаковые потребности.

Занятие

    Рефлексия (10 минут) –

(Заходя в класс, учащиеся выбирают стикеры разного цвета и рассаживаются по разным цветам за ряды)

Давайте восстановим в памяти знания об эволюции, ее движущих силах и учёных эволюционистах.

А) компьютерное тестирование – зелёные стикеры (I ряд)

Б) тест – опрос – жёлтые стикеры (II ряд)

В) биологический пинг- понг (фронтальный опрос) – розовые стикеры (III ряд)

Суммативное оценивание

Взаимооценивание

    Актуализация знаний о борьбе за существование и естественном отборе (прослушав стихотворения, учащиеся должны определить тему урока и её цель)

Стихотворения:

/С. Есенин/

А по двору метелица

Ковром шелковым стелится,

Но больно холодна.

Воробышки игривые, как детки сиротливые

Прижались у окна.

Озябли пташки малые, голодные, усталые,

И жмутся поплотней….

(борьба с неблагоприятными условиями)

/ П. Усачев/

Лес кругом, широкая поляна…

На траве широкой у кургана

Жаркий бой ведут тетерева…. (внутривидовая борьба)

/А. Марков/

А знаете, друзья, что еж

Был с мягкой шерсткою когда-то?

Но объявилась вдруг лиса,

Защелкали зубами волки –

И стали колкими глаза, и выросли иголки. (межвидовая борьба)

/А. Осмолов/

Не причиняйте зла скворцу.

Оберегая род людской,

Помощник наш всегдашний,

Он бьется с грозной саранчой –

Врагом колхозной пашни…. (межвидовая борьба)

Формативное оценивание

Эпиграф урока: «Жизнь – есть борьба»

Как вы знаете, все организмы оставляют потомство, иногда очень многочисленное. Одна особь сельди выметывает в среднем около 40 тыс. икринок, осетр – 2 млн., лягушки – до 10 тыс. икринок, серая крыса – 5 пометов в год. На одном растении мака ежегодно созревают до 30-40 тыс. семян. Даже медленно размножающиеся животные потенциально способны оставить огромное число потомков. Самки слонов приносят детенышей в возрасте между 30 и 90 годами. За 60 лет они рождают в среднем 6 слонят. Расчеты показывают, что даже при такой низкой интенсивности размножения через 750 лет потомство одной пары слонов составило бы 19 млн. особей.

На основе этих и других примеров Дарвин приходит к выводу о том, что в природе любой вид животных и растений стремится к размножению. В то же время число взрослых особей каждого вида остается относительно постоянным. Каждая пара организмов дает гораздо больше потомков, чем их доживает до взрослого состояния. Большая часть появившихся на свет организмов гибнет.

В чем причина гибели? (обсуждение учащимися) – презентация.

В жизни постоянно происходит борьба между живыми организмами на разных уровнях.

Поэтому цель нашего урока : изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомиться с основными формами борьбы за существование.

Причины гибели разнообразны:

Недостаток корма из-за конкуренции особей одного вида

Нападение врагов

Действие неблагоприятных факторов среды (засуха, сильные морозы, высокая температура и др.)

Отсюда следует новый вывод, сделанный Дарвином:

в природе происходит непрерывная борьба за существование. Сам Дарвин писал: «… Я должен предупредить, что применяю этот термин в широком смысле, включая сюда зависимость одного существа от другого, а также включая не только жизнь одной особи, но и успех ее в оставлении после себя потомства. Я ради удобства прибегаю к общему термину « борьба за существование».

Иначе говоря, борьба за существование – это совокупность сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды.

    На ваших партах есть картинки различных форм борьбы за существование, определите эти формы, выявите основные причины различных видов борьбы за существование, их значение – ассоциации по картинкам, заполнение флипчарта.

    Дополнить ассоциацию по ходу просмотра видеоролика «Борьба за существование».

Формативное оценивание .

    Чтение с пометками «ИНСЕРТ» -

Внутривидовая борьба (§13 с.82)

Самая жесткая и острая, т.к. все особи одного вида нуждаются в одних и тех же ресурсах: пище, территории, убежищах, местах размножения. Н/р, птицы одного вида конкурируют из-за мест гнездования. Самцы многих видов млекопитающих и птиц в период размножения вступают друг с другом в борьбу за возможность обзавестись семьей.

Межвидовая борьба (§13 с.84)

Включает отношения типа: хищник – жертва (волки, лисы охотятся на зайцев, между волками и зайцами, между лисами и зайцами идет напряженная борьба за существование); между хищниками (волки и лисы) тоже идет конкуренция за пищу. Существование трав зависит не только от поедания их животными, но и от других условий: опыление, конкуренция за свет, влагу.

(§13 с.85)

Факторы неживой природы оказывают огромное влияние на выживаемость организмов. Много растений гибнет во время холодных малоснежных зим. В сильные морозы смертность увеличивается и среди животных, обитающих в почве. Зимой при недостатке растворенного в воде кислорода погибает рыба. Семена растений нередко заносятся в неблагоприятные места обитания и не прорастают.

ВЫВОД:

6. приложение к уроку «Формы естественного отбора» - заполнение концептуальной таблицы.

Формативное оценивание

В борьбе за существование выживают и оставляют потомство особи, обладающие таким комплексом признаков и свойств, который позволяет наиболее успешно конкурировать с другими.

естественным отбором .

Зная о том, что существуют три вида борьбы за существование, можно предположить о существовании разных форм естественного отбора?

Ответ: да, можно.

А что вызывает эти разные формы?

Ответ: условия окружающей среды.

«Сводная таблица» - формы ЕО

Форма отбора

Условия среды обитания

Результат

Движущая

Изменяются

Приспособленность организмов

Стабилизирующая

Долго не изменяется

Ведет к усреднению признаков

Дизруптивная

Изменяются

Ведет к полиморфизму (наличие в пределах одного вида резко различающихся по облику особей (напр., у пчел - матка, трутни, рабочие пчелы).

    Рефлексия – «Калифорнийский сэндвич», итоги урока (на стикерах напишите «+» и «-» урока) и прикрепите их к смайликам, исходя из вашего настроения на уроке.

    Текущее оценивание

Источники, оснащение и оборудование

Мультимедийная установка, презентация, постеры, маркеры, тетради, учебники «Биология» 11 класс Ковшарь А.Ф., Соловьёва А.Р., Кайым К. и др.

Последующее задание

Интернет – ресурсы, записи и схемы в тетради, §13-15.

Маршрутный лист урока

    Приветствие, разделение по рядам (при помощи стикеров): (1 минута)

    Проверка домашнего задания: (8–9 минут)

А) Тесты (на бумаге или компьютерное тестирование) :

1. Длительный непрерывный и необратимый исторический процесс?

А) ароморфоз В) идиоадаптация

С) эволюция Д) дегенерация

    Усложнение и совершенствование живых организмов?

А) биологическая эволюция В) идиоадаптация С) эволюция Д) дегенерация

    Основатель систематики?

Д) Дж.Рей

    Бинарную номенклатуру предложил:

    Критерий, который использовал в своей систематике К.Линней:

А) генетический В) морфологический

С) физиологический Д) географический

    Сколько существует критериев вида...

А) 4; В) 6; С) 8; Д) 10;

    Учёный эволюционист, сформулировавший в начале 19 века первую эволюционную теорию:

А) Ч.Дарвин В) Ж.Б.Ламарк С) К.Линней

    Объяснил принцип градации живых организмов:

А) Ч.Дарвин В) Ж.Б.Ламарк С) К.Линней

А) Ч.Дарвин В) Ж.Б.Ламарк С) К.Линней

    Ч.Дарвин определил движущие силы эволюции, какие: А) борьба за существование;

В) наследственная изменчивость; С) естественный отбор; Д) все ответы верны

Критерий оценки: 0-1 ошибка - «5» ; 2-3 ошибки – «4» ; 4-5 ошибок – «3» ; более 5 ошибок – «2» .

В) Биологический пинг-понг (фронтальный опрос)

    Что такое эволюция? (это длительный непрерывный и необратимый исторический процесс развития органического мира)

    Что вы понимаете под биологической эволюцией? (необратимый процесс постепенного усложнения и совершенствования живых организмов на пути их приспосабливаемости к условиям окружающей среды)

    Основатель систематики, не предполагавший эволюционного процесса в живой природе? (К.Линней)

    Что значит бинарная номенклатура? Кто её предложил? (К.Линней составил лучшую систематику своего времени, упростил существующую терминологию и предложил бинарную номенклатуру – двойное название вида: прилагательное – вид, существительное - род)

    Какой критерий впервые разработал К.Линней для создания систематики? (морфологический, так как для разделения и систематизации он руководствовался внешними признаками)

    Сколько всего критериев вида? Перечислите их? (шесть: морфологический, генетический, физиологический, биохимический, экологический, географический)

    Почему в настоящее время не морфологический, а генетический критерий считается основным, при определении вида? (он считается более надёжным, потому что способность скрещиваться и давать плодовитое потомство может быть только у особей в популяции с одинаковым количеством, строением, размерами и формой хромосом. Существуют виды двойники, которые абсолютно морфологически идентичны, но генетически отличаются количеством или структурами хромосом)

    Учёный эволюционист, трансформист, сформулировавший в начале 19 века первую эволюционную теорию? (Ж.Б.Ламарк)

    Что положил в основу своей классификации животных Ж.Б. Ламарк? И что при этом заметил? (строение нервной и кровеносной систем, заметил, что животные как бы находятся на ступенях лестницы, становясь от простых более сложными – то есть происходит градация, а значит, мир живой природы изменяется, он совершенствуется).

    Кто впервые, из учёных эволюционистов, обратил внимание на то, что окружающая среда влияет на изменения живых организмов? (Ж.Б. Ламарк)

    Почему Ж.Б.Ламарку не удалось раскрыть причины эволюции? (он допустил ряд ошибок, считая, во первых, что каждый живой организм стремиться к совершенству, и, во вторых, что в ходе упражнений или не упражнений органов организмы достигают совершенства и передают эти признаки по наследству)

    Как кругосветное путешествие Ч.Дарвина повлияло на его труды? (разнообразие растений и животных, остатки вымерших живых организмов, свои наблюдения, коллекции, составление географических карт – всё это позволило ему придти к выводу об изменяемости видов в природе, а как следствие и к эволюции видов)

    Основная заслуга Ч.Дарвина не в формировании самой эволюционной теории, а в том, что он раскрыл причины эволюции. Каковы же они? (причины или движущие силы эволюции).

    Назовите движущие силы эволюции? (борьба за существование, естественный отбор и наследственная изменчивость)

    Прослушайте стихотворения, и попробуйте определить тему нашего урока и её цель.

(2 минуты)

    На ваших партах есть картинки различных форм борьбы за существование, определите эти формы, найдите формулировку форм борьбы за существование, выявите основные причины различных видов борьбы за существование, их значение для организмов. (5-7 минут)

Внутривидовая борьба (§13 с.82)

Межвидовая борьба (§13 с.84)

Борьба с неблагоприятными условиями среды (§13 с.85)

    Обсуждение – защита работ в группе (7-10 минут)

    Просмотр видео фрагмента и его обсуждение (3 минут)

ВЫВОД: Все формы борьбы за существование сопровождаются гибелью огромного количества организмов или приводят к тому, что часть их не оставляет потомства.

    В природе происходят процессы избирательного уничтожения одних особей и преимущественного выживания других – такое явление Ч. Дарвин назвал естественным отбором . Какие вам известны формы естественного отбора? §15 + (смотрите на обороте листа)

(8 минут)

    Закрепление - задание на слайдах о борьбе за существование. (3 минуты)

    Рефлексия (1 минута)

    Итоги урока и Д/з § 13,15 (1 минута)

Оценочный лист учащихся

Ф.И. уч-ся

Проверка домашнего задания (оценка, баллы)

Работа по новой теме

Итог урока

Тесты

Пинг-понг

«Формы борьбы за существование»

Сравнитель-ные

признаки

Внутривидовая борьба

Межвидовая борьба

Борьба с неблагоприятными условиями среды

1.Формы проявления борьбы за существование

1 Соревнование

(конкуренция).

2 Взаимопомощь.

1. Соревнование

(конкуренция).

2 Одностороннее использование одного вида другим

а) хищник-жертва;

Воздействие абиотических факторов (морозы, жара, ливни, метели, наводнение, засуха), которые могут усилить или ослабить внутривидовую и межвидовую борьбу.

2. Результаты борьбы за существование

Приводит к сохранению популяции и вида за счет гибели или неучастия в размножении наименее приспособленных особей данного вида, то есть ведет к процветанию вида в целом, способствует его совершенствованию.

Приводит к победе более жизнеспособной особи, к эволюции обоих взаимодействующих видов, к развитию у них взаимных приспособлений.

Средства нападения-клыки, когти, быстрое движение, подстерегающее поведение.

Средства защиты-шипы, панцири, иглы, ядовитые вещества, маскировочная окраска и др.

Приводит к выживанию в изменившихся условиях неживой природы наиболее приспособленных особей, популяций, видов.

3. Примеры

Борьба за территорию;

Состязание за добычу;

Внутривидовой каннибализм (поедание особей своего вида);

Борьба за главенство в стае;

Борьба за обладание самкой.

Один вид вытесняет другой;

Делят территорию;

Переход на разное питание;

Хищничество.

Сезонная смена меха (у млекопитающих);

Летняя и зимняя спячка у животных;

Сезонные перелеты и кочевки у птиц;

Приспособленность животных и растений к условиям пустыни и тундры

(развита корневая система, редуцированны листья, запас воды и жира в организме, низкорослость растений тундры и др.)

3. Дизруптивный (разрывающий) отбор осуществляется в тех случаях, когда две или более генетически различные формы обладают преимуществом в разных условиях, например в разные сезоны года. Дизруптивный отбор благоприятствует более чем одному фенотипу и направлен против промежуточных форм. Он как бы разрывает популяцию по данному признаку на несколько групп, встречающихся на одной территории, и может при участии изоляции привести к разделению популяции на две и более.

Ч.Дарвин наблюдал дизруптивный отбор на океанических островах, на которых появились бескрылые насекомые и насекомые с очень длинными крыльями. Насекомые со средними крыльями ветром сносились в море и погибали. Мадагаскарские тараканы, в отличие от Американских блаберусов, совершенно не имеют крыльев, но цепкие лапки позволяют им подниматься даже по стеклянной вертикальной плоскости. Разрывающая форма отбора приводит к полиморфизму - образованию нескольких форм, отличающихся по определенному признаку (в семье термитов, пчёл, муравьёв – есть матки, рабочие особи, солдаты, самцы) .

Ключ ответов:

Ключ ответов: 1 с, 2 а, 3с, 4 с, 5 в, 6 в, 7 в, 8 в, 9 а, 10д.

____________________________________________________

Ключ ответов: 1 с, 2 а, 3с, 4 с, 5 в, 6 в, 7 в, 8 в, 9 а, 10д.

____________________________________________________

Ключ ответов: 1 с, 2 а, 3с, 4 с, 5 в, 6 в, 7 в, 8 в, 9 а, 10д.

____________________________________________________

Воспитательные:

« Трудно жить на этом свете

В нём отсутствует уют,

Ветер воет на рассвете,

Волки зайчика грызут».

Организационный момент:

Конкурс № 1 «Приветствие»

Конкурс №2 « Разминка»

  1. Автор первой эволюционной теории. (Ж.Б. Ламарк)

Биологический прогресс

Биологический регресс

  1. Увеличение численности особей
  2. Эволюционная неудача
  3. Эволюционный успех
  4. Вымирание
  5. Увеличение численности видов
  6. Сокращение численности видов
  7. Сокращение численности особей
  8. Сужение занимаемого ареала

Конкурс №3 «Капитанский»

Запись в тетради - под «борьбой» подразумевается не прямое столкновение особой, приводящее к вытеснению одних из них.

II . Изучение нового материала:

А) внутривидовая б) межвидовая в) борьба с неблагоприятными условиями среды (абиотическими факторами).

Конкуренция растений одного вида за свет в сосновом или еловом лесу

2.Межвидовая борьба - существует между особями разных видов.

Внутривидовую и межвидовую борьбу можно разделить на прямую и косвенную. При прямой борьбе происходит открытое столкновение особей. Косвенная - без открытых столкновений.

3.Есть еще одна борьба за существования которая носит названия, борьба с абиотическими факторами - взаимоотношение организмов с окружающей средой, т.е. борьба за выживание в природных катаклизмах - наводнение, ранние заморозки, пожары и др.

4.Итог урока.

5.Домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Борьба за существование, ее причины и виды"»

КГУ «Мостикская средняя школа»

Урок биологии на тему:

«Борьба за существование, ее причины и виды»

(9 класс)

Учитель биологии: Голяшова Е.В.

2015-2016 учебный год

Тема урока: Борьба за существование, ее причины и виды.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Изучение причин борьбы за существование и ее видов.

Задачи:

Образовательные:

    изучить борьбу за существование, как одно из главных причин эволюции

    выявить причины борьбы за существование

    сформировать понятие о видах борьбы за существ

Развивающие:

    развить познавательный интерес учащихся

    развивать самостоятельность учащихся, умение преодолевать трудности в учении

    развивать эмоции учащихся (ситуация удивления)

    развивать инициативу, уверенность в своих силах

    развивать свои умения применять на практике

Воспитательные:

    воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям

Методы: Словесно-иллюстративный, демонстрационный

Формы: групповая, индивидуальная, игровая

« Трудно жить на этом свете

В нём отсутствует уют,

Ветер воет на рассвете,

Волки зайчика грызут».

Организационный момент:

Конкурс № 1 «Приветствие»

Конкурс №2 « Разминка»

    Движущая сила эволюции, делающая особей одного вида разнообразными и поставляющая материал для отбора. (изменчивость)

    Ученый, который ввел в систему двойные латинские названия, используемые до сих пор. (К. Линней)

    Учёный, первым верно указавший на роль окружающей среды, определяющей эволюционные изменения организмов. (Ж.Б. Ламарк)

    Процесс постепенного совершенствования живых организмов в течение длительного времени. (эволюция)

    Увеличение численности особей, расширение ареала, эволюционный успех можно назвать (биологический прогресс)

    Учёный, предполагавший, что все полезные изменения, приобретенные в ходе тренировок, передаются по наследству.(Ж.Б. Ламарк)

    Уменьшение численности особей и видов, сужение ареала, эволюционная неудача называются (биологический регресс)

    Свойство организмов походить на своих предков и передавать некоторые признаки потомству.(наследственность)

    Процесс в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями. (естественный отбор)

Установите соответствие между эволюционными понятиями и их определениями.

    Увеличение численности особей

    Расселение на обширных территориях

    Эволюционная неудача

    Эволюционный успех

    Вымирание

    Увеличение численности видов

    Сокращение численности видов

    Сокращение численности особей

    Сужение занимаемого ареала

Даны факты, иллюстрирующие одно из свойств, присущих живому.

Распределите их соответственно.

Конкурс №3 «Капитанский»

    Общее свойство организмов производить потомство больше, чем способно выжить в данных конкретных условиях называют (избыточная численность)

    К чему приводит избыточная численность? (к конкуренции между особями)

    А к чему приводит борьба за существование? (к выживанию тех, кто лучше приспособлен к окружающей среде)

    Дайте определение борьбы за существование.(это совокупность многообразных сложных взаимоотношений между организмами и окружающей средой)

Что служит причиной возникновения борьбы за существование и какие виды борьбы за существование существуют, выясним сегодня на уроке.

Для начала сформулируйте мне ответ, как вы понимаете смысл словосочетания «борьба за существования». (ответы учащихся)

Запись в тетради – под «борьбой» подразумевается не прямое столкновение особой, приводящее к вытеснению одних из них.

II . Изучение нового материала:

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ: Ещё Чарльз Дарвин считал, что борьба за существование является следствием двух взаимоисключающих причин:

    Неограниченной способности живых организмов к размножению.

    Ограниченности природных ресурсов.

Говоря о борьбе за существование можно выделить три формы борьбы за существование:

А) внутривидовая б) межвидовая в) борьба с неблагоприятными условиями среды (абиотическими факторами) .

Рассмотрим более подробно каждую форму

1.Внутривидовая борьба протекает между особями одного вида. Примером такой борьбы могут служить брачные турниры оленей, волков, птиц и др. животных.


конкуренция растений одного вида за свет в сосновом или еловом лесу

Внутривидовая борьба-самая острая форма, в ходе которой погибает больше всего особей.

Вопрос: каковы причины внутривидовой борьбы? (конкуренция за пищу, за внимание самки, за территорию) т.е. особи нуждаются в одних и тех же ограниченных ресурсах.

Два зайца удирают от волка. Один из них другому говорит:

-«На что ты надеешься? Тебе все равно не удастся бежать быстрее волка»

-«А мне не нужно бежать быстрее волка, мне нужно бежать быстрее, чем ты: тогда волку достанешься ты, а не я» - отвечает другой.

Зайцы соревнуются в скорости бега не с волками, а друг с другом.

Волк, который гонится за зайцем, соревнуется не с ним, а с другим волком, который в другом лесу гонится за другим зайцем.

Именно на внутривидовом уровне реализуется межвидовая борьба!

2.Межвидовая борьба – существует между особями разных видов.

Вспомним мультфильм «Ну, погоди», между волком и зайцем так же идет межвидовая борьба.

Внутривидовую и межвидовую борьбу можно разделить на прямую и косвенную. При прямой борьбе происходит открытое столкновение особей. Косвенная – без открытых столкновений.

3.Есть еще одна борьба за существования которая носит названия, борьба с абиотическими факторами – взаимоотношение организмов с окружающей средой, т.е. борьба за выживание в природных катаклизмах – наводнение, ранние заморозки, пожары и др.

4.Итог урока. Мы рассмотрели различные формы борьбы за существования. Подведите итог, сделайте вывод, к чему мы пришли?

В ходе борьбы за существование выживают и оставляют потомство особи, лучше приспособленные к условиям окружающей среды. Борьба за существование приводит в естественному отбору.

5.Домашнее задание п.26. Ответить устно на вопросы под буквой В стр. 121



mob_info