Толкиен "хоббит, или туда и обратно" - краткое изложение. Толкиен "хоббит, или туда и обратно" - краткое изложение Хоббит или туда и обратно краткое содержание

Год написания: 1937

Жанр произведения: повесть

Главные герои: Бильбо Бэггинс - хоббит, Гэндальф - друг и волшебник, Голлум - существо, подобное хоббиту, Дракон - могущественный враг.

Сюжет

Хоббиты - это существа, подобные людям. Отличие в росте - хоббиты в половину ниже, и ноги заросли волосами. К хоббиту средних лет Бильбо Бэггинсу друг отправил тридцать гномов. Они хотят вернуть себе сокровища, которые присвоил дракон. Он залег в подземелье, а путь к нему охраняют тролли и гоблины. Первое нападение гоблинов хоббит не выдержал, потерял сознание. Потом вышел на подземный остров, и встретил Голлума. У него забрал кольцо-невидимку. С ним любое сражение давалось с легкостью. Дракон был побежден, ведь Бильбо узнал, что у него на панцире есть уязвимое место. С сокровищ гномы выделили хоббиту два сундучка.

Вывод (мое мнение)

Бильбо умен и хитер. Он не участвовал в таких походах, но проявил себя отлично. Имея хорошие качества, новые задания не будут казаться чем-то слишком сложным. Пробуя что-то новое можно разнообразить жизнь.

Сказочная повесть Джона Р. Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» была опубликована в 1937 году. Глава издательского дома Allen & Unwin Стэнли Ануин долго не решался печатать необычное произведение университетского профессора. Рискнуть его заставил собственный сын.

Прочитав «Хоббита», десятилетний мальчик остался в восторге и высказал свое впечатление в рецензии, что завершалась словами: «Эта книга понравится всем детям от 5 до 9». Малыш немного ошибся - повесть влюбила в себя не только детей, но и их родителей. А главное - она стала отправной точкой к созданию величайшей эпопеи в истории фэнтези - трилогии «Властелин колец».

История создания легендарного «Хоббита» во многом отличается от предысторий других литературных произведений. Джон Толкиен не вынашивал сюжет, не метался ночами в поисках вдохновения, по правде, он вообще не собирался писать «Хоббита» и становиться литератором.

Как появился «Хоббит»

Успешный Оксфордский профессор-лингвист обожал скандинавскую мифологию и своих детей, которым по вечерам рассказывал сказки. В одной из них речь шла о маленьком человечке по имени Бильбо, который отправился в опасный поход вместе с гномами и волшебником. Маленькие Толкиены были очень внимательными слушателями и постоянно исправляли отца, когда во время очередного рассказа он путал детали. Чтобы не расстраивать аудиторию, профессор Толкиен стал готовиться к выступлениям основательнее, записывая все, что планировал рассказать.

Мало-помалу злоключения хоббита Бильбо и его друзей стали превращаться из устной сказки в художественное произведение. Незаметно для себя профессор так увлекся своей повестью, что решил ее опубликовать. «Хоббита» ждали многочисленные правки, сюжет и образная структура неоднократно менялись. Толкиен собственноручно создал иллюстрации и карты волшебной страны, которые вошли в классическое издание «Хоббита» и являются его визуальной визитной карточкой.

Ни автор, ни издатель не ожидали того успеха, что достался сказочной повести. Восторженная публика требовала продолжения, но Вторая мировая война внесла свои коррективы в писательские планы Толкиена. Продолжение «Хоббита» эпопея «Властелин колец» появилась на прилавках магазинов только 20 лет спустя, в 1954 году. Но перерыв стоил ожидания - трилогия стала одной из самых популярных и продаваемых книг в истории и положила начало жанру «высого фэнтези»

Давайте вспомним сюжет «Хоббита» - книги, с которой все начиналось.

В Средиземье на вечнозеленой холмистой долине раскинулся дивный край под названием Шир. Вот уже много десятков лет его населяет волшебный народ хоббиты.

Хоббиты - это маленькие существа в половину человеческого роста и чуть ниже гномьего роста. Представители этого народа очень добры и радушны. Они одеваются в яркие одежды (любимые цвета хоббитов желтый и зеленый) и не носят башмаков, потому что их несоразмерно большие ступни покрыты жесткими кожными подошвами и густым слоем шерсти. На голове шерсть курчавится, а на ногах больше напоминает покров дикого животного.

На этом волшебные атрибуты хоббитов заканчиваются. Есть у них потрясающая способность исчезать в тех случаях, когда кто-то нарушает их покой. Именно поэтому хоббиты живут уединенно, практически никогда не покидая родных мест.

Свои дома «коротыши» оборудуют в норах. В одной из таких нор и жил наш главный герой Бильба Бэггинс. Когда мы говорим «нора», то не имеем в виду сырую холодную землянку, нора хоббита - это настоящий дом, который будет поуютнее многих наземных построек.

Бильбо Бэггинс счастливо прожил в своей норе добрые пятьдесят лет. После смерти отца с матушкой он стал единоличным владельцем просторного многокомнатного жилища. Бильбо любил порядок во всем, никогда ему не изменял, не делал ничего неожиданного, не ввязывался в авантюры, не любил рисковать, не отправлялся в путешествия и нисколько не тяготился подобным образом жизни. Так продолжалось до тех пор, пока однажды в Шире не появился Гэндальф Серый.

Гэндальф - знаменитый длиннобородый волшебник, которого знают все в Средиземье. Знал его и Бильбо, но их встреча проходила давно, в ту пору, когда он был еще несмышленым хоббитенком. Именно Гэндальф и никто другой пускает слух, дескать хоббит Бильбо - профессиональный вор и взломщик, который поможет гномам украсть сокровища, что охраняет могучий дракон Смауг.

В тот же день в нору Бильбо стали сходиться гномы. Тринадцать бородатых человечков, возглавляемых Торином Дубощитом, на славу повеселились в доме маленького Бэггинса, съев практически все запасы, которые тот старательно готовил на зиму.

Позднее Бильбо пояснили, что Торин - единственный потомок короля Одинокой Горы. Много лет назад злой дракон Смауг завладел несметными сокровищами Подгорного Королевства. День и ночь чудовище охраняет свою добычу, а когда-то богатый гномий народ вынужден жить в нищете и лишениях.

Торин и его дружина отправляются в рискованный поход, главная цель которого - вернуть свое законное добро. И профессиональный вор Бильбо им в этом непременно поможет.

Как не пытался несчастный хоббит пояснить, что он вовсе никакой не вор, не путешественник и, прости господи, не авантюрист, никто из незваных гостей не собирался слушать беднягу. Наотрез отказавшись от самоубийственного предприятия, Бильбо выпроваживает гномов, но в последний момент передумывает и присоединяется к освободительному отряду.

Прежде чем Бильбо и гномы доберутся до Одинокой горы, они преодолеют немало препятствий и не раз окажутся на волосок от смерти. Им придется спасаться от троллей, гоблинов, злобных волчьих переродков варгов, гигантских лесных пауков и ловких эльфов Лихолесья, что возьмут в плен непрошеных гостей. Однако при помощи смекалки, храбрости и капельки волшебства путешественники смогут выбраться из каждой ловушки.

Путешествие к Одинокой Горе стало для хоббита Бильбо Бэггинса бесценным испытанием на смелость. Он оказался не таким уж мягкотелым домоседом, каким казался в начале нашего с ним знакомства. А главное - во время похода Бэггинс познакомился с существом по имени Голлум. Эта встреча кардинально изменила судьбу не только самого Бильбо, но и всего Средиземья.

Потерявшись в пещере гоблинов, Бэггинс случайно нашел кольцо. Он автоматически сунул непримечательную вещицу в карман и продолжил поиск выхода из западни. Как оказалось, кольцо принадлежало обитателю пещер Голлуму и было не простой безделушкой, а Кольцом Всевластия - самым могущественным магическим артефактом во всей Арде (Земля).

Кольцу еще предстоит сыграть свою роль в судьбе жителей Средиземья, но пока что хитрый Бильбо использует его в своих целях - надевая колечко на палец, он становится невидимым и может перемещаться в пространстве, а это очень полезное умение, когда вокруг тебя кишат враги.

Гибель Смауга и Битва пяти воинств

Наконец, наши путешественники добираются до Одинокой Горы. Ее пещеры набитыми золотом и драгоценностями, но, чтобы их взять, нужно побороть огнедышащего дракона Смауга.

Встреча с драконом

Как профессионального вора и взломщика, первым в пещеру отправляют Бильбо. Ему удается выбраться из драконьева логова невредимым, но, увы, не незамеченным. В гневе Смауг сжигает до тла находящийся по соседству Озерный Городок, который многие годы живет в страхе перед своим могучим соседом.

На помощь оставшимся в живых приходит Бард. Простой горожанин оказывается потомком короля Дейла, что был разрушен Смаугом. От черного дрозда Бард узнает, что у Смауга есть уязвимое место, прореха в его чешуе. Метким выстрелом Бард попадает в цель, убивает дракона и спасает город.

Однако на этом злоключения героев не прекращаются. Дракон убит, но осталось золото - наипервейший зачинщик раздоров. За право обладать сокровищами Одинокой Горы начинают сражаться гномы, люди, эльфы и подоспевшая армия гоблинов с варгами. Так начинается знаменитая битва Пяти Воинств. Эльфы, гномы и люди объединяются против темного противника (гоблинов и варгов) и одерживают победу.

Все ликуют, только гномы скорбят по убитому предводителю Торину Дубощиту. А хоббит Бильбо Бэггинс, получив неплохое вознаграждение за свои труды, отправляется обратно в Шир, чтобы долгие годы счастливо прожить в своей норе… До тех пор, пока Кольцо не позовет его.

Повесть Джона Р. Р. Толкиена «Хоббит»: краткое содержание

5 (100%) 2 votes

Хоббиты - весёлый, но в то же время основательный маленький народец. Они совсем как люди, только ростом вполовину меньше нас, и ноги у них заросли волосами, и живут они не в домах, а в «норах» - удобных жилищах, выкопанных в земле. Их страна называется Шир, вокруг неё селятся и люди, и эльфы - очень похожие на людей, но благородные и бессмертные. А в горах обитают длиннобородые гномы, мастера по камню и металлу. Так вот, нашего хоббита зовут Бильбо Бэггинс; это состоятельный хоббит средних лет, гурман и слагатель песен. В один прекрасный день его друг, добрый и могущественный волшебник Гэндальф, выдав его за профессионального вора, посылает к нему тринадцать гномов с тем, чтобы он помог гномам отнять их сокровища у огнедышащего дракона. Много лет назад дракон захватил их пещерный город и залёг там на груде драгоценностей; неизвестно, как подобраться к нему, да и дорога в дальние горы трудна и опасна, её стерегут гоблины и тролли-гиганты. И что ещё хуже, эти свирепые и бесконечно жестокие существа подчиняются могущественному владыке Тёмного царства, врагу всего доброго и светлого.

Почему волшебник послал кроткого Бильбо в столь опасное путешествие? Сдаётся, что хоббиты избраны провидением для борьбы с Темным царством - но это откроется много позже, а пока экспедиция во главе с Гэндальфом отправляется в путь. Гномы и хоббит едва не гибнут, встретившись с троллями; Гэндальф спасает их, обратив разбойников в камень, но следующая засада в пещере гоблинов - много опасней. Дважды, трижды свирепые гоблины атакуют компанию, гномы бегут из подземелья, оставив Бильбо лежащим без сознания во тьме.

Здесь и начинается настоящая история, которая будет продолжена в трилогии «Властелин колец». Бедняга Бильбо приходит в себя и ползёт по туннелю на четвереньках не зная куда. Рука его натыкается на холодный предмет - металлическое колечко, и он машинально кладёт его в карман. Ползёт дальше и нащупывает воду. Здесь, на острове посреди подземного озера, уже долгие годы обитает Голлум - двуногое существо размером с хоббита, с огромными светящимися глазами и подобными ластам ногами. Голлум питается рыбой; иногда ему удаётся поймать гоблина. Рассмотрев во тьме Бильбо, он подплывает к хоббиту на лодочке, они знакомятся. Увы, Бильбо называет своё имя... Голлуму хотелось бы съесть Бильбо, но тот вооружён мечом, и они начинают играть в загадки: если хоббит выиграет, Голлум проводит его к выходу из подземелья. Оказывается, они оба любят загадки. Бильбо выигрывает, но не совсем честно, спросив: «Что у меня в кармашке?»

Кольцо, лежащее в его кармане, потерял Голлум. Это волшебное Кольцо власти, творение владыки Тёмного царства, но ни Голлум, ни Бильбо о том не ведают. Голлум знает только, что любит «свою прелесть» больше всего на свете и что, надев её на палец, он становится невидим и может охотиться на гоблинов. Обнаружив пропажу, Голлум в ярости кидается на Бильбо, а тот, убегая, случайно надевает Кольцо. Становится невидим, ускользает от Голлума и догоняет свою компанию.

Они движутся дальше к горам. Гигантские орлы, друзья волшебника, спасают их от погони гоблинов, вскоре после этого Гэндальф оставляет гномов и Бильбо - у него свои дела, а без него компания раз за разом попадает в передряги. То их едва не съедают гигантские пауки, то берут в плен лесные эльфы, и всякий раз всех выручает Бильбо: надевает кольцо и становится невидимкой. Воистину домосед-хоббит оказался для гномов находкой... Наконец, после многих приключений компания поднимается в горы, к утерянным владениям гномов, и начинает искать потайную дверь, ведущую в подземелье. Ищут долго, безуспешно, пока Бильбо по наитию не обнаруживает вход.

Настаёт время идти внутрь, на разведку, причём осторожные гномы хотят, чтобы это совершил Бильбо, сулят ему богатую долю добычи - и он идёт. Не из-за денег, думается, а из-за проснувшейся в нем тяги к приключениям.

Во тьме подземелья рдеет багровый свет. Огромный, красновато-золотистый дракон возлежит в пещере на грудах сокровищ, храпит, испуская дым из ноздрей. Он спит, и отважный хоббит похищает огромную золотую чашу. Восторгу гномов нет предела, но дракон, обнаружив пропажу, в ярости выжигает окрестности их лагеря, убивает их пони... Что делать?

Бильбо снова лезет в пещеру, заводит - из безопасного укрытия - разговор с драконом и хитростью выясняет, что алмазный панцирь чудовища имеет прореху на груди. А когда он рассказывает об этом гномам, его слышит старый мудрый дрозд.

Между тем дракон в ярости из-за назойливых приставаний хоббита. Он снова взмывает в воздух, чтобы выжечь единственный людской город, оставшийся у подножия гор. Но там его поражает чёрной стрелой Бард, капитан лучников, потомок королей этой страны: мудрый дрозд успел пересказать капитану слова Бильбо.

События на этом не кончаются. Вздорный предводитель гномов из-за пустяков ссорится с Бильбо, Бардом и даже с Гэндальфом, дело едва не доходит до битвы, но в это время начинается нашествие гоблинов и волков-оборотней. Люди, эльфы и гномы объединяются против них и выигрывают сражение. Бильбо наконец-то отправляется домой, в Шир, отказавшись от обещанной ему четырнадцатой доли сокровища гномов, - чтобы переправить такое богатство, понадобился бы целый караван и войско для его охраны. Он увозит на пони два сундучка с золотом и серебром и отныне может жить-поживать в совершенном уже довольстве.

И при нем остаётся Кольцо власти.

Пересказала

Хоббиты - веселый, но в то же время основательный маленький народец. Они совсем как люди, только ростом вполовину меньше нас, и ноги у них заросли волосами, и живут они не в домах, а в «норах» - удобных жилищах, выкопанных в земле. Их страна называется Шир, вокруг нее селятся и люди, и эльфы - очень похожие на людей, но благородные и бессмертные. А в горах обитают длиннобородые гномы, мастера по камню и металлу. Так вот, нашего хоббита зовут Бильбо Бэггинс; это состоятельный хоббит средних лет, гурман и слагатель песен. В один прекрасный день его друг, добрый и могущественный волшебник Гэндальф, выдав его за профессионального вора, посылает к нему тринадцать гномов с тем, чтобы он помог гномам отнять их сокровища у огнедышащего дракона. Много лет назад дракон захватил их пещерный город и залег там на груде драгоценностей; неизвестно, как подобраться к нему, да и дорога в дальние горы трудна и опасна, её стерегут гоблины и тролли-гиганты. И что ещё хуже, эти свирепые и бесконечно жестокие существа подчиняются могущественному владыке Темного царства, врагу всего доброго и светлого.

Почему волшебник послал кроткого Бильбо в столь опасное путешествие? Сдается, что хоббиты избраны провидением для борьбы с Темным царством - но это откроется много позже, а пока экспедиция во главе с Гэндальфом отправляется в путь. Гномы и хоббит едва не гибнут, встретившись с троллями; Гэндальф спасает их, обратив разбойников в камень, но следующая засада в пещере гоблинов - много опасней. Дважды, трижды свирепые гоблины атакуют компанию, гномы бегут из подземелья, оставив Бильбо лежащим без сознания во тьме.

Здесь и начинается настоящая история, которая будет продолжена в трилогии «Властелин колец». Бедняга Бильбо приходит в себя и ползет по туннелю на четвереньках не зная куда. Рука его натыкается на холодный предмет - металлическое колечко, и он машинально кладет его в карман. Ползет дальше и нащупывает воду. Здесь, на острове посреди подземного озера, уже долгие годы обитает Голлум - двуногое существо размером с хоббита, с огромными светящимися глазами и подобными ластам ногами. Голлум питается рыбой; иногда ему удается поймать гоблина. Рассмотрев во тьме Бильбо, он подплывает к хоббиту на лодочке, они знакомятся. Увы, Бильбо называет свое имя… Голлуму хотелось бы съесть Бильбо, но тот вооружен мечом, и они начинают играть в загадки: если хоббит выиграет, Голлум проводит его к выходу из подземелья. Оказывается, они оба любят загадки. Бильбо выигрывает, но не совсем честно, спросив: «Что у меня в кармашке?»

Кольцо, лежащее в его кармане, потерял Голлум. Это волшебное Кольцо власти, творение владыки Темного царства, но ни Голлум, ни Бильбо о том не ведают. Голлум знает только, что любит «свою прелесть» больше всего на свете и что, надев её на палец, он становится невидим и может охотиться на гоблинов. Обнаружив пропажу, Голлум в ярости кидается на Бильбо, а тот, убегая, случайно надевает Кольцо. Становится невидим, ускользает от Голлума и догоняет свою компанию.

Они движутся дальше к горам. Гигантские орлы, друзья волшебника, спасают их от погони гоблинов, вскоре после этого Гэндальф оставляет гномов и Бильбо - у него свои дела, а без него компания раз за разом попадает в передряги. То их едва не съедают гигантские пауки, то берут в плен лесные эльфы, и всякий раз всех выручает Бильбо: надевает кольцо и становится невидимкой. Воистину домосед-хоббит оказался для гномов находкой… Наконец, после многих приключений компания поднимается в горы, к утерянным владениям гномов, и начинает искать потайную дверь, ведущую в подземелье.

Хоббиты - веселый, но в то же время основательный маленький народец. Они совсем как люди, только ростом вполовину меньше нас, и ноги у них заросли волосами, и живут они не в домах, а в «норах» - удобных жилищах, выкопанных в земле. Их страна называется Шир, вокруг нее селятся и люди, и эльфы - очень похожие на людей, но благородные и бессмертные. А в горах обитают длиннобородые гномы, мастера по камню и металлу. Так вот, нашего хоббита зовут Бильбо Бэггинс; это состоятельный хоббит средних лет, гурман и слагатель песен. В один прекрасный день его друг, добрый и могущественный волшебник Гэндальф, выдав его за профессионального вора, посылает к нему тринадцать гномов с тем, чтобы он помог гномам отнять их сокровища у огнедышащего дракона. Много лет назад дракон захватил их пещерный город и залег там на груде драгоценностей; неизвестно, как подобраться к нему, да и дорога в дальние горы трудна и опасна, её стерегут гоблины и тролли-гиганты. И что ещё хуже, эти свирепые и бесконечно жестокие существа подчиняются могущественному владыке Темного царства, врагу всего доброго и светлого.

Почему волшебник послал кроткого Бильбо в столь опасное путешествие? Сдается, что хоббиты избраны провидением для борьбы с Темным царством - но это откроется много позже, а пока экспедиция во главе с Гэндальфом отправляется в путь. Гномы и хоббит едва не гибнут, встретившись с троллями; Гэндальф спасает их, обратив разбойников в камень, но следующая засада в пещере гоблинов - много опасней. Дважды, трижды свирепые гоблины атакуют компанию, гномы бегут из подземелья, оставив Бильбо лежащим без сознания во тьме.

Здесь и начинается настоящая история, которая будет продолжена в трилогии «Властелин колец». Бедняга Бильбо приходит в себя и ползет по туннелю на четвереньках не зная куда. Рука его натыкается на холодный предмет - металлическое колечко, и он машинально кладет его в карман. Ползет дальше и нащупывает воду. Здесь, на острове посреди подземного озера, уже долгие годы обитает Голлум - двуногое существо размером с хоббита, с огромными светящимися глазами и подобными ластам ногами. Голлум питается рыбой; иногда ему удается поймать гоблина. Рассмотрев во тьме Бильбо, он подплывает к хоббиту на лодочке, они знакомятся. Увы, Бильбо называет свое имя… Голлуму хотелось бы съесть Бильбо, но тот вооружен мечом, и они начинают играть в загадки: если хоббит выиграет, Голлум проводит его к выходу из подземелья. Оказывается, они оба любят загадки. Бильбо выигрывает, но не совсем честно, спросив: «Что у меня в кармашке?»

Кольцо, лежащее в его кармане, потерял Голлум. Это волшебное Кольцо власти, творение владыки Темного царства, но ни Голлум, ни Бильбо о том не ведают. Голлум знает только, что любит «свою прелесть» больше всего на свете и что, надев её на палец, он становится невидим и может охотиться на гоблинов. Обнаружив пропажу, Голлум в ярости кидается на Бильбо, а тот, убегая, случайно надевает Кольцо. Становится невидим, ускользает от Голлума и догоняет свою компанию.

Они движутся дальше к горам. Гигантские орлы, друзья волшебника, спасают их от погони гоблинов, вскоре после этого Гэндальф оставляет гномов и Бильбо - у него свои дела, а без него компания раз за разом попадает в передряги. То их едва не съедают гигантские пауки, то берут в плен лесные эльфы, и всякий раз всех выручает Бильбо: надевает кольцо и становится невидимкой. Воистину домосед-хоббит оказался для гномов находкой… Наконец, после многих приключений компания поднимается в горы, к утерянным владениям гномов, и начинает искать потайную дверь, ведущую в подземелье. Ищут долго, безуспешно, пока Бильбо по наитию не обнаруживает вход.

Настает время идти внутрь, на разведку, причем осторожные гномы хотят, чтобы это совершил Бильбо, сулят ему богатую долю добычи - и он идет. Не из-за денег, думается, а из-за проснувшейся в нем тяги к приключениям.

…Во тьме подземелья рдеет багровый свет. Огромный, красновато-золотистый дракон возлежит в пещере на грудах сокровищ, храпит, испуская дым из ноздрей. Он спит, и отважный хоббит похищает огромную золотую чашу. Восторгу гномов нет предела, но дракон, обнаружив пропажу, в ярости выжигает окрестности их лагеря, убивает их пони… Что делать?

Бильбо снова лезет в пещеру, заводит - из безопасного укрытия - разговор с драконом и хитростью выясняет, что алмазный панцирь чудовища имеет прореху на груди. А когда он рассказывает об этом гномам, его слышит старый мудрый дрозд.

Между тем дракон в ярости из-за назойливых приставаний хоббита. Он снова взмывает в воздух, чтобы выжечь единственный людской город, оставшийся у подножия гор. Но там его поражает черной стрелой Бард, капитан лучников, потомок королей этой страны: мудрый дрозд успел пересказать капитану слова Бильбо.

События на этом не кончаются. Вздорный предводитель гномов из-за пустяков ссорится с Бильбо, Бардом и даже с Гэндальфом, дело едва не доходит до битвы, но в это время начинается нашествие гоблинов и волков-оборотней. Люди, эльфы и гномы объединяются против них и выигрывают сражение. Бильбо наконец-то отправляется домой, в Шир, отказавшись от обещанной ему четырнадцатой доли сокровища гномов, - чтобы переправить такое богатство, понадобился бы целый караван и войско для его охраны. Он увозит на пони два сундучка с золотом и серебром и отныне может жить-поживать в совершенном уже довольстве.

И при нем остается Кольцо власти.



mob_info