Планирование деятельности классного руководителя. Планирование работы классного руководителя Мероприятие план работы классного руководителя

«Планирование работы классного руководителя»

В истории развития российской школы классному руководству всегда отводилось важнейшее место, т.к. именно классному руководству принадлежит ведущая роль в формировании и становлении личности ребёнка, раскрытии его способностей и потенциальных возможностей, в защите его интересов. А поскольку главным содержанием деятельности классного руководителя является воспитание, то необходимым элементом проектирования собственной деятельности становится разработка и составление плана воспитательной работы.

Приступая к составлению плана необходимо изучить следующие нормативные документы :

    «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности и гражданина России»

    Примерные программы воспитания: Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Программа воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования.

    Целевые федеральные, региональные, муниципальные программы образования и воспитания:

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2011 - 2015 годы,

Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.

Долгосрочная целевая программа Архангельской области «Патриотическое воспитание граждан РФ и допризывная подготовка молодежи в Архангельской области (2012-2014 годы)

Муниципальная программа развития образования и воспитания в Пинежском районе на 2011-2013,

Долгосрочная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2013-2015 годы» (муниципальная программа)

Воспитательная программа вашего ОУ

Кроме того, учитываются:

    текущие и ожидаемые события в мире, стране, области, районе

    пожелания родителей и учеников класса

План воспитательной работы может включать следующие разделы:

1. анализ работы за предыдущий год;

2. характеристику классного коллектива;

3. цель и задачи на учебный год;

4. план мероприятий по основным направлениям;

5 .работа с отдельными группами учащихся и индивидуальная работа;

    работа с родителями.

1.Начать составление плана воспитательной работы необходимо с анализа воспитательной работы классного руководителя за предыдущий год, ответив на следующие вопросы:

Какие задачи ставились в прошлом учебном году?

Какие из задач были реализованы успешно? Почему?

Какие задачи не были реализованы? Почему?

Какие проблемы в работе с классным коллективом возникли при решении поставленных задач?

Например: В прошлом учебном году одна из основных задач была: Формирование доброжелательных отношений между одноклассниками. В связи с этим проведены индивидуальные беседы при всех проявлениях недоброжелательных отношений, поощрялось проявление взаимопомощи и сопереживания; проведена система классных часов, на которых большинство учеников класса смогли показать свои положительные стороны…. В результате класс стал более сплоченным.

Для формирования здорового образа жизни ежемесячно проводились часы здоровья, система классных часов по профилактике курения, были организованы встречи с медработником по профилактике заболеваний… По результатам наблюдения дети стали реже болеть, снизилось число курящих в классе, увеличилась посещаемость спортивных секций. И т.д.

2. Необходимо включить характеристику классного коллектива по следующему плану:

Характеристика социального состава учащихся;

Характеристика класса по его физическому здоровью;

Результаты учебных достижений по итогам года;

Анализ проблем в обучении учащихся класса;

Дисциплина в классном коллективе;

Проблемные учащиеся;

Роль родительского коллектива класса в воспитании учащихся

Например:

В классе 13 человек: 8 мальчиков и 5 девочек.

Подавляющее большинство детей воспитываются в полных семьях, в доброжелательной атмосфере. Особого внимания требуют две семьи, где иногда случаются конфликты, которые, естественно, отражаются на детях.

Данный коллектив существует уже 4 год, второгодников нет. На «4» и «5» успевают: (ФИО учеников). Неуспевающих учеников нет. Класс в целом очень серьезно настроен на учебу. Добросовестно выполняют домашние задания, внимательно слушают на уроках. Но есть и слабоуспевающие ученики. Это (ФИО учеников). Они заслуживают особого внимания. Им необходима постоянная помощь.

Иногда некоторые дети шумно ведут себя на уроках, быстро отвлекаются. И это мешает другим детям заниматься. Над отвлекающимися детьми нужен постоянный контроль.

В классе действуют органы самоуправления, но им нужна помощь и контроль классного руководителя. Актив класса пользуется авторитетом.

Класс активно участвует в классных и внеклассных мероприятиях. Особо выделяется большая группа учеников, которые умеют вовлечь весь класс в подготовку и к участию в мероприятии. Активно участвуют каждый год в международных конкурсах: « Русский медвежонок», « Кенгуру».

Но есть ученики, которых очень сложно приобщить к масштабным мероприятиям. Они охотнее всего работают отдельно. Например: в оформлении стенгазеты, уголка здоровья -- они с удовольствием показывают свое умение.

В целом класс дружный, между мальчиками и девочками нет больших конфликтов. А если и случаются, то тут же разрешаются.

Все ребята класса дополнительно занимаются в кружках, выступают на сцене.

В воспитательной работе класса участвуют и родители (ФИО). В классе хорошо отлажена работа родительского комитета. Они помогают организовать мероприятия. Оказывают посильную помощью в работе со слабоуспевающими детьми, в ремонте класса, активно посещают открытые уроки, различные внеклассные мероприятия.

3. Из анализа работы за прошлый год следуют основные цель и задачи на следующий год.

Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования.

В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа .

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель создание условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России .

или

Воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и духовно-нравственного развития личности младшего школьника.

Задачи воспитательной деятельности могут быть следующие:

1. Формирование патриотических ценностей, способности к духовному развитию на основе нравственных установок и моральных норм.

2. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств учащихся.

3.Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата, реализации творческого потенциала.

4. Воспитание экологической культуры.

5. Развитие коммуникативных навыков, навыков саморегуляции.

6. Расширение кругозора, развития общей культуры.

или

    Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

    Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

    Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

    Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

    Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

    Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

4. План мероприятий составляется в соответствии с общешкольным планом воспитательной работы по направлениям. Организация воспитания и социализации учащихся в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

    Гражданско-патриотическое

    Духовно-нравственное

    Трудовое

    Спортивно- оздоровительное

    Экологическое

    Эстетическое

Для удобства можно сделать план-сетку , он компактен, информативен, позволяет производить неоднократный анализ данных, дополнять его другими данными. Предлагаем некоторые формы плана-сетки :

Направления

Классные мероприятия

Общешкольн.

мероприятия

Связь с социумом

Патриотическое

Нравственное

Трудовое

Оздоровительное

Экологическое

Эстетическое

№2

Дата

Направление

Мероприятие

Ответственные

    • классные часы (1раз в неделю);

      родительские собрания (1 раз в четверть);

      классные мероприятия (1 раз в месяц)

Классный час – это прямое общение воспитателя - педагога со своими воспитанниками. Возможны самые различные виды классных часов:

    Наиболее распространённым является организационный кл. час как способ коллективного обсуждения общешкольных дел;

    Классный час для подведения итогов четверти, учебного года;

    Иногда классный руководитель использует собрание класса для разрешения возникшего конфликта;

    Но чаще время кл.часов используется для решения конкретных воспитательных, развивающих задач.

5. При планировании работы с классным коллективом необходимо учитывать индивидуальные особенности учеников. Для этого необходимо продумать индивидуальную работу с детьми.

    Работа с трудными детьми: ФИО, проблема, пути решения.

    Работа с сильными учащимися, талантливыми детьми: ФИО, специальные умения, мероприятия по развитию умений (занятия в кружках, подготовка к олимпиаде)

6. И учителя, и родители объединены единой целью: обучить и воспитать детей. Достичь каких-либо успехов в этом возможно при установившемся взаимопонимании между семьёй и школой. Поэтому кл. руководителю необходимо серьёзно продумать направления, формы, возможные приёмы работы с родителями своих воспитанников. Помните, родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, только видя заинтересованность кл. руководителя судьбой их детей. Работа с родителями может включать следующие формы:

Традиционные

Нетрадиционные

    Родительские собрания

    Индивидуальные консультации педагога

    Родительские конференции

    Тематические консультации

    Родительские чтения

    Родительские вечера

О некоторых из них подробнее:

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание. Приводим некоторые рекомендации по проведению родительских собраний :

    Родительское собрание должно просвещать родителей, расширять их кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе;

    Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

    Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;

    Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственных взглядов. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

На тематические консультации приглашаются родители со схожими проблемами. Например: «Трудности адаптации ребенка»

Родительские чтения – форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. В начале учебного года родители определяют вопросы, которые их наиболее волнуют. Классный руководитель с помощью библиотекаря подбирает книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях.

Родительские вечера –форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей. Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

    Журнал «Воспитание школьников»

    Журнал «Классный руководитель»

    Журнал «Справочник классного руководителя»

    Научно-методический журнал для заместителя директора по воспитательной работе

    Приложение к газете «Первое сентября» - «Классное руководство»

Планирование деятельности классного руководителя

Большое значение в работе классного руководителя является проектировочная деятельность, которая строится на основе результатов педагогического мониторинга и является “мостиком” к собственно организаторской.

Одной из важнейших проектировочной деятельности является планирование.

Под планированием воспитательной работы в классе принято понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков проведения.

Педагог- воспитатель в процессе планирования составляет, как правило, два вида плана: календарный и перспективный.

К планам воспитательной работы классного руководителя, которые направляют его деятельность, предъявляются следующие требования:

    “целеустремлённость и конкретность образовательных задач;

    краткость плана, его компактность;

    разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;

    преемственность, систематичность и последовательность;

    сочетание перспективы и актуальности намеченных видов работы;

    единство педагогического руководства и активности воспитанников;

    реальность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;

    связь внутришкольной работы с работой вне школы;

    согласованность плана с деятельностью школы и детских общественных организаций;

    гибкость и вариативность планирования”.

Приступая к планированию воспитательной работы, необходимо:

    Ознакомиться с государственными документами, определяющими задачами школы на современном этапе.

    Изучить методическую литературу, освещающую вопросы планирования различных разделов воспитательной работы.

    Ознакомиться с планом воспитательной работы школы.

    Изучить предложения учителей, актива класса, родителей.

    Изучить опыт лучших классных руководителей (координаторов и пр.)

    Дать анализ воспитательной работы за прошедший год, включающий в себя анализ состояния уровня воспитанности школьников и уровень развития коллектива.

    Определить основные задачи воспитания.

    Определить основные виды деятельности и формы работы с учащимися.

    Соотнести запланированное, классным руководителем, с деятельностью учителей предметников, педагогом-организатором, с детским самоуправлением, родителями, работниками учреждений дополнительного образования и др.

    Оформить план воспитательной работы.

Правильно осуществляя действие за действием, шаг за шагом, классный руководитель сможет разработать оптимальный и научно обоснованный план воспитательной работы.

Первым шагом является определение порядка и сроков действий по составлению плана. Чтобы деятельность классного руководителя и других членов планирования была более целенаправленной, упорядоченной и эффективной, необходимо спланировать совместную деятельность по разработке перспективного плана воспитательной работы. Классный руководитель должен обладать также информацией о том, как будет проходить планирование воспитательной работы в общешкольном масштабе.

Вторым шагом по процессу планирования - это проведение анализа воспитательной работы за прошедший год. На мой взгляд это один из самых ответственных моментов, хотя и требующий интеллектуальных и физических затрат, но практическая польза аналитической деятельности очевидна. Анализ должен стать основой для планирования классным руководителем воспитательной работы.

Третьим шагом является моделирование образа класса и процесса воспитания в нём. Здесь я часто говорю классным руководителям фразу “Как её вы назовёте, так она и поплывёт”, т.е. каково представление классного руководителя о будущем состоянии классного сообщества, построения в нём деятельности, общения и отношений. Но необходимо помнить, что образ класса должен отображать необходимое, возможное и желаемое состояние воспитательного процесса.

Четвёртым шагом является коллективное планирование, в котором участвует не только классный наставник, но и весь коллектив учащихся класса, а также родители. Классный руководитель должен учитывать следующие обстоятельства: если без предварительной работы попросить учеников внести свои пожелания в план работы, то вряд ли можно достичь желаемого результата. Здесь должны быть использована технологии включения учащихся, родителей и других представителей сообщества в совместную деятельность по составлению плана (в виде игры с выделением наиболее актуальных проблем, выдвижение целей, задач на планируемый период, продумывание общих идей замысла в совместной деятельности по планированию является уточнение, корректирование педагогического замысла и оформление плана воспитательной работы будущей жизнедеятельности и т.д.)

Заключительным шагом , является оформление плана и выбора наиболее рационального варианта формы и структуры.

Существует множество структур перспективного плана.

И так из вышесказанного мы можем, представим вам несколько вариантов разделов перспективного планирования.

Традиционный вариант .

    Характеристика класса.

    Воспитательные задачи на определённый период, соответствующие возрасту и характеристике данного класса.

    Работа с ученическим коллективом (календарь основных воспитательных мероприятий, зафиксированных в матрице)

    Работа с учителями предметниками, работающими в классе; со школьным психологом, с социальным педагогом

    Работа с родителями учащихся.

Мы предлагаем версию структуры перспективного плана воспитательной работы классного руководителя.

    Краткий анализ воспитательной работы за прошедший год и характеристика класса.

    Конкретные воспитательные задачи.

    План-программа педагогического мониторинга в классе.

    Организаторская деятельность классного руководителя:

а) С коллективом учащихся:

    Пла-программа воспитательных мероприятий;

    Помощь (при необходимости) в организации коллективных творческих дел;

    Учёба актива (организация самоуправления школьников);

    Календарь внеурочной работы по предметам;

    Традиции коллектива

б) Индивидуальная работа с учащимися:

    “Приём по личным вопросам”;

    Помощь в организации самообразования и самовоспитания (индивидуальный маршрут развития и д.р.);

    Включение школьников в социально-педагогическую деятельность и др.

в) Работа с родителями учащихся:

    План-программа родительского всеобуча (просвещение родителей);

    Привлечение с социально-педагогической деятельности;

    Консультпункт для родителей.

г) координация воспитательной деятельности учителей- предметников, работников дополнительного образования, детских и юношеских организаций и объединений и др.

5. Гностическая деятельность классного руководителя (ведение индивидуальных мониторинговых карт, составление графиков изменения воспитанности школьников, “кривых эффективности воспитательного мероприятия”) и др.

Вашему вниманию мы представляем различные формы матриц основной части плана воспитательной работы

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Исполнители

Отметки выполнении

Анализ результатов

Дела класса

Гражданско-патриотическое

Правовое и нравственное

Трудовое воспитание

Сроки выполнения исполнители

Отметки о

выполнении

Основные направления воспитания

Виды деятельности и формы занятий

Кто привлекается к занятиям

Педагогическая инструментовка воспитательного процесса

Анализ, наблюдения, выводы

Тематические программы

Сентябрь

“Я и общество”

“Я и природа”

“Я и моя школа”

“Я и моя семья”

“Я и моё “Я”

Целевая программа

“Учение”

“Общение”

“Досуг”

“Образ жизни”

“Здоровье”

Виды деятельности

Познавательная

Ценносто-ориентированная

Трудовая

Художественно- творческая

Физкультурно -оздаровительная

Коммуникативная

Схема планирования содержания воспитательной работы (по Щурковой Н.Е.)

деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях Костромской области. Методика мониторинга деятельности классного руководителя ...
  • Анализ мониторинга эффективности деятельности классных руководителей введение

    Анализ

    ... деятельности . 2. Показатели, характеризующие результативность деятельности классных руководителей В ходе мониторингового исследования результативность деятельности классных руководителей ... существующей ситуации в классе, планированию работы с классом – ...

  • Основные критерии эффективности воспитательной работы с классным коллективом и оценки успешности деятельности классного руководителя

    Документ

    А также образцы различных видов планирования воспитательной деятельности . 1. Виды планов воспитательной... деятельностью классного коллектива в общешкольных делах в течение учебного года и т.д. Приступая к изучению деятельности классного руководителя , ...

  • Научно-методическое обеспечение воспитательной деятельности классного руководителя

    Закон

    Методическое обеспечение воспитательной деятельности классного руководителя Законодательные акты Республики Беларусь... выхаванне. - 2009. - № 5. -3-9. Особенности организации и планирования идеологической и воспитательной ра­боты в учреждениях общего...

  • Моу «григорьевская сош» программа деятельности классного руководителя

    Программа

    КАСЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ «Стань личностью» КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ РОГОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА Д. ... задач классного руководителя , для самоанализа и самооценки работы, ориентиром для планирования учебно...

  • Организация воспитательной деятельности

    Развитие коллектива

    Воспитание личности

    (индивидуальный подход

    Средства

    Средства

    Общественно-полезная

    Изучение учащихся

    Познавательная

    Самоуправление

    Связь с семьёй

    Ценностно-ориентированная

    Проектирование целей

    Работа с “малым” коллективом

    Художественно-творческая

    Влияние на межличностные отношения

    Индивидуальные воздействия

    Свободное общение, досуг

    КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

    Недостаток такой формы планирования состоит в том, что все воспитательные мероприятия сводятся к календарю и план похож на перечень видов деятельности классного руководителя, расположенных в хронологическом порядке. При этом затруднительно проанализировать систему и технологию воздействия на учащихся, слабо прослеживается роль классного коллектива.

    Оперативная форма планирования является разновидностью календарного плана. Эта форма позволяет определить виды деятельности учащихся и технологические функции классного руководителя на каждую неделю. В структуру плана вводится колонка для оценки результатов проведенной работы.

    ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

    Учебные недели Коллективные дела учащихся Оперативная работа классного
    руководителя
    Оценка результатов
    проделанной работы
    1-7 сентября

    Пригласить на встречу научных работников, специалистов различных отраслей

    .
    .

    3 сентября.
    Собрание учащихся на тему "Вопросы, которые тебя волнуют"

    Объявить конкурс на лучшее коллективное дело. Распределить обязанности на перспективу. Помочь редколлегии выпустить стенгазету о летних каникулах .
    . 6 сентября. Родительское собрание на тему "Как помочь детям организованно начать учеб-ный год?" Выявить и привлечь родителей, способных помочь в организации и проведении намеченных полезных и интересных коллективных дел .

    В старших классах центр тяжести работы по оперативному планированию переносится на ученический коллектив. Роль классного руководителя зависит в этом случае от уровня сплоченности коллектива.

    Линейно-хронологический план содержит перечень мероприятий, расположенных понедельно. Например, понедельник как первый день учебной недели контрастирует с воскресным отдыхом, и в этот день лучше планировать собрания, встречи, линейки и мероприятия просветительского характера. В понедельник преподаватели истории, литературы могут оказать помощь информаторам, чтецам, организаторам коллективных дел. Во вторник, когда редакционный актив занят выпуском стенной печати (газет, бюллетеней, альбомов, журналов, альманахов и пр.), преподаватели языка и литературы, рисования и труда имеют возможность оказать помощь школьникам в оформительской работе. В этот же день можно провести родительское собрание и подготовить выставку творческих работ учащихся. В день трудовых дел - прибавляется забот у преподавателя труда и заведующего хозяйственной частью. Субботу как преддверие дня отдыха лучше посвятить занятиям по интересам в творческих группах, кружках и факультативах, смотрам талантов, КВН, турнирам, соревнованиям по физкультуре и спорту. В этот день будут заняты преподаватели физкультуры и спорта, руководители художественной самодеятельности и других объединений учащихся. В воскресенье, если таковой день используется для организации свободного времени учащихся, - планируется экскурсионная и туристическая работа и в дело включаются заинтересованные лица из числа преподавателей, родителей и внешкольных учреждений.

    Структуре плановых мероприятий предпосылается краткая характеристика уровня воспитанности ученического коллектив и очередные задачи. По форме линейно-хронологический план выглядит следующим образом:

    ЛИНЕЙНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

    Профиль дня недели Апрель
    30-я неделя 31-я неделя 32-я неделя 33-я неделя
    Понедельник. День просвещения учащихся 1/4. Собрание класса "Старт последней четверти" 8/4. Информация "Мир за неделю" 15/4. Заочное путешествие "По Республике Беларусь" 22/4. Беседа "Новости культуры"
    Вторник. День родителей. День стенной печати 2/4. Родительское собрание 9/4. Выпуск стенной печати 16/4. Консультация родителей .23/4. Оформление стенда "Учись учиться"
    Среда. Трудовые дела учащихся 3/4. Очистка школьного двора от снега 10/4. Участие в школьном смотре-конкурсе технических изобретений .17/4. Подготовка гнездовий для птиц .24/4. Встреча с производствен-
    никами"
    Четверг. Работа с активом класса и школы 4/4. Встреча с организаторами спортивных секций 11/4. Консультация организаторов КТД к очередным мероприятиям 18/4. Беседа с активом объединений учащихся (пионеров, скаутов) . .25/4. Индивидуальные поручения учащимся
    .Пятница. Учебные дела учащихся 5/4. Беседа "Учиться на совесть - долг или одолжение" 12/4. День космонавтах и (КВН, викторины, беседы, смотры и др.) .19/4. Конференция по результатам кружковой и внеклассной работы .26/4. День олимпиад по предметам

    Перечень приведенных мероприятий и профили дней недели показаны условно. К тому же все их провести в течение одной недели затруднительно. Поэтому в течение недели могут быть дни, свободные от внеклассных предметных и воспитательных дел.

    Кроме всего прочего, хочу предложить Вашему вниманию план воспитательной работы который используется в некоторых школах г. Минска.

    План воспитательной работы классного руководителя.

    Дата Работа с учащимися Работа с семьёй
    Общешк.
    мероприятия
    Классные
    мероприятия
    Индивид.
    работа
    Общешк.
    мероприятия
    Индивид.
    работа

    Традиционными для многих классных руководителей стали календарно-тематические планы . В них также предусматривается характеристика ученического коллектива и воспитательные задачи. Содержание воспитательной работы на полугодие или весь учебный год представлено в виде разделов, система которых отражает основные направления воспитательной работы в классе:

    Организационно-педагогические мероприятия.

    Воспитание положительного отношения школьников к учению.

    Политический кругозор учащихся.

    Воспитание нравственных ценностей у школьников.

    Подготовка учащихся к труду и выбору профессии.

    Дисциплина и культура поведения учащихся.

    Физическая культура и здоровье учащихся.

    Экологическое воспитание.

    Свободное время учащихся.

    Работа с родителями и общественностью.

    По каждому из названных разделов подбираются разнообразные формы и методы работы.

    ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ

    Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

    План воспитательной работы на 2015 – 2016 учебный год

    в 4 группе

    классный руководитель Скузоваткина Л.В.

    План воспитательной работы классного руководителя:

    1. Анализ воспитательной работы за прошлый год.

    2. Цели и задачи воспитательной деятельности.

    3. Основные дела и направления классного коллектива.

    4. Индивидуальная работа с обучающимися.

    5. Работа с родителями.

    6.Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в группе.

    Ежедневно

    1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия студентов.

    2. Организация дежурства в классном кабинете.

    3. Индивидуальная работа с обучающимися и родителями.

    Еженедельно

    1. Проведение информационно-воспитательного часа.

    2. Проведение внеклассных мероприятий в группе (по плану)

    3. Работа с учителями - предметниками, социальным педагогом, психологом, медсестрой (по ситуации)

    4. Работа с родителями (по ситуации)

    Каждый месяц

    1. Проведение тематического классного часа.

    2. Посещение уроков в своей группе.

    3. Консультации у психолога, социального педагога.

    4. Присутствовать на совещаниях, М/К, ИМС.

    5. Посещение на дому студентов и оформление актов.

    Один раз в квартал

    1. Оформление классного журнала по итогам полугодия.

    2. Принимать активное участие в заседаниях МО классных руководителей.

    3. Присутствовать на инструктивно методических совещаниях классных руководителей по итогам ВТК и планированию работы.

    4. Анализ выполнения плана работы за семестр, коррекция плана воспитательной работы на новое полугодие.

    5. Проводить родительское собрание.

    Один раз в год

    1. Готовить статистические данные класса (списки, социальный паспорт, акты обследования жилищных условий обучающихся, психолого-педагогические характеристики и т. д.)

    2. Оформлять личные дела.

    3. Проводить открытое внеклассное мероприятие по разработанному сценарию.

    4. Проводить анализ и составлять план воспитательной работы.

    Документация и отчётность.

    1. Классный журнал.

    2. Личные дела студентов.

    3. Педагогический дневник классного руководителя.

    4. План воспитательной работы с классом

    5. Журнал учёт проводимых внеклассных мероприятий по организационно-воспитательной работе

    6. Журнал учёта проводимых классных часов.

    Классный руководитель готовит отчётность

    1. Статистические данные группы.

    2. Результаты диагностики уровня воспитанности.

    3. Отчёты о воспитательной работе с группой.

    4. Отчёты о профилактической работе с детьми девиантного поведения, с неблагополучными семьями.

    Работа с родителями.

    Изучение семей обучающихся;

    Педагогическое просвещение родителей;

    Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в группе;

    Педагогическое руководство деятельностью родительского комитета в группе;

    Индивидуальная работа с обучающимися и родителями;

    Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития студента.

    2. Цели и задачи воспитательной работы

    Цель воспитания: становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленное на формирование активной жизненной позиции.

    Основные задачи воспитательной деятельности:

    Формирование у обучающихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей.

    Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.

    Повышение социальной активности обучающихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни коллектива и социума.

    Развитие общей культура студентов через приобщение к русской национальной культуре, обычаям и традициям.

    Практические задачи:

    Разработка концепции воспитательной системы личностно-ориентированного воспитания и образования, моделирование воспитательной системы и внедрение ее в воспитательно-образовательный процесс группы.

    Совершенствование деятельности органа ученического самоуправления.

    Совершенствование форм и методов воспитательной работы по нравственному образованию и воспитанию.

    Изучение и внедрение новых воспитательных технологий.

    Повышение уровня эффективности воспитательной работы через систему контроля.

    3. Основные направления воспитательной работы:

      Создание условий для формирования способности к произвольной социализации в современном обществе, т.е. демонстрация для обучающихся способов и путей социального движения в нем, привитие способности не поддаваться обстоятельствам, а изменять их под себя;

      Формирование управленческих навыков обучающихся через институт техникумовского и классного самоуправления;

      Создание условий для присвоения обучающимися социо-культурных норм сообразно требований среднего социального слоя;

      Развитие навыков целеполагания и анализа, самостоятельности, умения брать на себя ответственность за результат деятельности;

      Создание условий для развития творческого потенциала обучающихся.

    1. «Я – Человек» (соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, организация работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей, проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности).

    2. «Моя Родина» (соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию и предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, деятельности детских общественных организаций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, участие в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления, организацию трудовой и профориентационной деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков).

    3. «За здоровый образ жизни» (соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся и предполагает организацию природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности).

    4. «Мир прекрасного» (соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности).

    Принципы воспитательной деятельности:

    1. Принцип развития

    2. Принцип индивидуальности

    3. Принцип творчества и успеха

    4. Принцип поддержки и доверия

    5. Принцип ответственности

    План воспитательной работы на 2015/20016 уч.год

    С Е Н Т Я Б Р Ь

    Разделы

    Классные часы, мероприятия

    Ответственные

    «Я – Человек»

    1. День знаний. «Крещение Руси»

    2. «Азбука прав и обязанностей»

    (Основные требования к обучающимся)

    3. Диагностика воспитанности студентов. Социометрия.

    Беседа «Что такое дружба и настоящий друг?»

    Организатор

    Кл. рук.

    «Моя Родина»

    1. Декада «Внимание, дети!», Месячник гражданской защиты (по спец. плану).

    2. Классный час «Скажем терроризму нет!»

    (Проведение эвакуации)

    Кл. рук.

    Преподаватель ОБЖ

    Ороганизатор

    «За здоровый образ жизни»

    Выбор кружков, секций спортивного направления

    День здоровья

    Участие команды группы в техникумовских соревнованиях.

    Кл.рук..

    Учителя ф-ры

    Ответственные за спортивно-массовую работу

    «Мир прекрасного»

    Посещение музея.

    Выбор кружков художественно-эстетического направления

    Кл. рук.

    Ответственные за кульмассовую работу

    Ученическое самоуправление

    Выборы Совета дела: актива группы – староста, культ. - массовый сектор, физорг, ответственный за дежурство.

    Кл. рук.

    Работа с родителями

    Установочные родительские собрания: формирование установки на совместную деятельность.

    Выборы родительского комитета. Разработка плана совместной деятельности ученического и родительского классных коллективов»

    Психолого-педагогические анкеты

    Администрация

    Классн. рук.

    О К Т Я Б Р Ь

    Разделы

    Мероприятия

    Ответственные

    Я – Человек»

    Праздничная программа ко Дню учителя «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени», профтехобразования

    День добрых дел, посвященный Дню пожилого человека:

    поздравление учителей-ветеранов

    поздравление ветеранов ВОВ, ветеранов труда

    оказание помощи ветеранам

    Организатор

    Класс.рук.

    «Моя Родина»

    Месячник правовых знаний (по спец. плану).

    Классный час

    «Я – гражданин. Гражданская ответственность».

    Права человека, показатель развитости общества.

    День народного единства – история и современность.

    Организатор

    Класс.рук.

    «За здоровый образ жизни»

    Осенний кросс

    Работа по профилактике наркомании:

    Классные часы:

    1. Никотин, алкоголь, наркотики. Кто сильнее?! с приглашением специалиста.

    2. Гигиена подростка

    Учителя физ-ры

    Кл. рук., соц. Педагог

    «Мир прекрасного»

    Посещение музеев,

    Кл. рук.

    Ученическое самоуправление

    Заседания Совета лидеров.

    Анкетирование обучающихся по выявлению интересов

    Профилактическая работа

    Встреча с работниками милиции

    Беседы с обучающимися, состоящими на учете,

    Рейды по профилактике опозданий среди студентов группы.

    Организация занятости студентов.

    Класс.рук.

    Работа с родителями

    Стартовое анкетирование по изучению образовательных и воспитательных потребностей родителей к образовательному учреждению

    Консультации для родителей

    Кл. руковод..

    кл. рук.,

    Н О Я Б Р Ь

    Разделы

    Мероприятия

    Ответственные

    Работа с обучающимися по направлениям воспитательной деятельности

    «Я – Человек»

    День матери (по спец плану)

    Поздравление матерей.

    Классный час

    1. Личностные особенности обучающихся.

    2. «Не судите, да не судимы будете.»

    Организатор

    Класс.рук.

    «Моя Родина»

    Экскурсия

    Кл. рук.

    «За здоровый образ жизни»

    Акция «Молодёжь за здоровый образ жизни» (по спец. плану).

    Неделя здоровья (по спец. плану).

    «Вся правда о курении» (Международный день отказа от курения) (по спец. плану).

    Классный час:

    1. Здоровый образ жизни.

    2. Безопасность на дорогах и на льду. Инструктаж по ТБ.

    Кл. рук.

    Учителя физ-ры

    Учителя физ-ры

    Класс.рук.

    «Мир прекрасного»

    посещение музеев

    Кл. рук.

    Ученическое самоуправление

    Заседания Совета лидеров

    староста группы

    Работа с родителями

    Консультации для родителей

    Обследование семей обучающихся

    кл. рук.

    Д Е К А Б Р Ь

    Разделы

    Мероприятия

    Ответственные

    Работа с обучающимися по направлениям воспитательной деятельности

    «Я – Человек»

    Классный час:

    1. Личностные особенности учащегося.

    Класс.рук.

    «Моя Родина»

    День борьбы со СПИДом

    Тематический урок ко дню Конституции «Я – гражданин»

    Кл. рук.

    «За здоровый образ жизни»

    Участие команды группы в техникумовских и районных соревнованиях по разным видам спорта.

    Учителя физ-ры

    «Мир прекрасного»

    Новогодний карнавал

    Конкурс новогодних клипов .

    Кл. рук.

    Ученическое самоуправление

    Заседания Совета лидеров

    Староста группы

    Работа с родителями

    Консультации для родителей

    Классное собрание по итогам первого полугодия.

    Индивидуальная работа с родителями

    неуспевающих студентов.

    Родительский комитет по организации новогодних праздников и каникул

    Класс.рук.

    Профилактическая работа

    контроль посещаемости занятий и успеваемости

    Рейды по профилактике опозданий среди обучающихся группы.

    Организация занятости.

    Класс.рук.

    Я Н В А Р Ь

    Разделы

    Мероприятия

    Ответственные

    Работа с учащимися по направлениям воспитательной деятельности

    «Я – Человек»

    Татьянин день. Конкурсная программа «Посвящение в студенты»

    Кл. рук.

    «Моя Родина»

    «За здоровый образ жизни»

    Участие команды группы в техникумовских и районных соревнованиях по разным видам спорта

    физ. рук

    «Мир прекрасного»

    Посещение музеев

    Кл. рук.

    Ученическое самоуправление

    Заседания Совета лидеров

    Профилактическая работа

    Беседы с обучающимися, состоящими на учете

    контроль посещаемости занятий и успеваемости

    Кл. рук.

    Работа с родителями

    Консультации для родителей

    Администрация, кл. рук.

    Ф Е В Р А Л Ь

    Разделы

    Мероприятия

    Ответственные

    Работа с обучающимися по направлениям воспитательной деятельности

    «Я – Человек»

    Конкурсная программа «Мистер НТОТ», посвященная Дню Защитников Отечества

    «Моя Родина»

    Кл. часы «Доблести защитников Отечества»

    Кл. рук

    «За здоровый образ жизни»

    Участие команды группы в техникумовских и районных соревнованиях по разным видам спорта

    Физ.рук

    «Мир прекрасного»

    Посещение музеев

    Вечер ко дню Святого Валентина «Поговорим немного о любви»

    Кл. рук.

    Кл. рук

    Ученическое самоуправление

    Заседания Совета лидеров

    Профилактическая работа

    Беседы с обучающимися, состоящими на учете

    контроль посещаемости занятий и успеваемости

    Работа с родителями

    Консультации для родителей

    Администрация, кл. рук., социальный педагог

    М А Р Т

    Разделы

    Мероприятия

    Ответственные

    Работа с обучающимися по направлениям воспитательной деятельности

    «Я – Человек»

    Классные часы-диспуты «О красоте, моде и хорошем вкусе»

      В человеке должно быть всё прекрасно…

      В мире вредных привычек.

      Понять. Принять. Помочь.

    Кл. рук.

    «Моя Родина»

    Праздник Широкой Масленицы

    «За здоровый образ жизни»

    «Зарница»

    Учителя физ-ры

    «Мир прекрасного»

    Посещение музеев

    Кл. рук.

    Ученическое самоуправление

    Заседания Совета лидеров

    Профилактическая работа

    Беседы с обучающимися, состоящими на учете

    контроль посещаемости занятий и успеваемости

    Работа с родителями

    Консультации для родителей

    родительские собрания

    Администрация,

    кл. руководители

    Взаимо-

    действие

    с социумом

    Профилактическая работа с привлечением правоохранительных органов и медицинской службы

    Классн. рук.

    А П Р Е Л Ь

    Разделы

    Мероприятия

    Ответственные

    Работа с учащимися по направлениям воспитательной деятельности

    «Я – Человек»

    день смеха

    Кл. часы «Согрей теплом души своей»

      Недаром помнит вся Россия.

      Великая должность – быть на Земле человеком.

    Кл. рук.

    «Моя Родина»

    «За здоровый образ жизни»

    Учителя физ-ры

    Препод. ОБЖ

    «Мир прекрасного»

    Посещение музеев

    Конкурсно-развлекательная программа «В гостях у Улыбки и Смеха» (в группе)

    Кл. рук.

    .

    Ученическое самоуправление

    Заседания Совета лидеров

    Профилактическая работа

    Беседы с обучающимися, состоящими на учете

    контроль посещаемости занятий и успеваемости

    Работа с родителями

    Консультации для родителей

    Администрация, кл. рук., психолог.

    М А Й

    Разделы

    Классные часы, Мероприятия

    Ответственные

    Работа с обучающимися по направлениям воспитательной деятельности

    «Я – Человек»

    День семьи (проведение классных часов «Отогреться душой можно только у семейного очага»)

      Подвигу жить в веках.

      Тепло родного очага.

      Школа безопасности

    Дорога войны (по плану)

    Кл. рук.

    «Моя Родина»

    Кл. часы «Подвиги ратной славы»

    Кл. рук.

    «За здоровый образ жизни»

    Спортивно-оздоровительные мероприятия

    Учитель физ-ры

    Преподаватель ОБЖ

    «Мир прекрасного»

    Посещение музеев

    Кл. рук.

    Ученическое самоуправление

    Заседания и Совета лидеров

    Профилактическая работа

    Беседы с обучающимися, состоящими на учете

    контроль посещаемости занятий и успеваемости

    Работа с родителями

    Консультации для родителей

    родительское собрание.

    Взаимодействие с родителями по организации летнего отдыха обучающихся

    Администрация, кл. рук., психолог. служба

    Взаимодействие

    с социумом

    Организация встреч с ветеранами ВОВ

    Взаимодействие с Центром Занятости по организации работы подростков в летний период

    кл. рук.

    И Ю Н Ь

    Разделы

    Классные часы, Мероприятия

    Ответственные

    Работа с обучающимися по направлениям воспитательной деятельности

    «Я – Человек»

    День защиты детей

    Кл. руководитель

    «Моя Родина»

    «За здоровый образ жизни»

    родит.комитет

    «Мир прекрасного»

    Посещение музеев и театров

    Кл. рук.

    Анализ воспитательной деятельности за год, постановка целей и задач на новый учебный год, планирование.

    Класс.рук.

    Совет лидеров

    Одной из обязанностей классного руководителя является формирование плана воспитательной работы. Какова структура документа, основные этапы формирования и требования к его содержанию?

    Обязанности классного руководителя

    По В. Вороному - автору учебных пособий, освещающих планирование, классному руководителю необходимо иметь специфические знания и умения. Требования к деятельности такого преподавателя определяются целями и мерами воспитания в современной школе.

    Обязанности классного руководителя можно отнести к трем группам: воспитательные, организационно-административные и координирующие.

    Воспитательные функции выражаются в педагогическом руководстве развитием и формированием как классного коллектива в общем, так и индивидуальности каждого отдельного ученика. Организационно-административные обязанности включают в себя руководство коллективом как организационной единицей в составе образовательного учреждения, ведение личных дел учеников, составление отчетности и других необходимых бумаг, ведение документации. Координационная функция классного руководителя заключается в обеспечении взаимодействия между учащимися, преподавателями-предметниками и другими представителями педагогического состава образовательного учреждения, родителями или законными представителями учеников.

    Планирование воспитательной работы в классе относится к категории организационно-административных обязанностей. Реализация же составленного плана на практике уже входит в воспитательные функции педагогического работника (с элементами координирующих в моментах, где планируется взаимодействие с участниками образовательного процесса).

    Основные виды планов работы с учащимися

    Планирование имеет исключительное значение в работе не только руководителя классного коллектива, но и образовательного учреждения в целом. Педагоги, как правило, в процессе профессиональной деятельности занимаются составлением двух видов планов: календарного и перспективного. Выделяют также смешанный перспективно-календарный план.

    Перспективный план воспитательной работы классного руководителя формируется на длительный период, то есть на учебный год или полугодие. Календарное планирование отражает перечень работ на меньший временной отрезок: день, неделю, месяц, четверть. Такой вид плана воспитательной работы классного руководителя является более обширным, включает в себя конкретные действия, а не общие направления деятельности. Перспективно-календарный план отличается одновременно и широким временным охватом и конкретикой.

    Отдельно составляется общешкольный план воспитательной работы. Классному руководителю при разработке документа для класса рекомендуется придерживаться общего плана.

    В плане воспитательной работы указываются ориентиры деятельности, содержание и сроки выполнения воспитательных работ, ориентиры работы классного руководителя. Документ обеспечивает систематическую, целенаправленную организацию работы педагогов в образовательном учреждении. Кроме того, планирование деятельности в классе, реализация воспитательного плана и последующий анализ способствуют профессиональному развитию учителя.

    Планирование работы с классом

    Приступая к планированию работы в классе, руководителю необходимо должным образом подготовиться к составлению документа. Так, следует:

    1. Ознакомиться с нормативно-правовыми актами, законодательством, определяющим задачи общеобразовательных учреждений на современном этапе. К таковым относятся положение о классном руководстве, Конституция РФ, Закон об образовании, Конвенция прав ребенка, устав образовательного учреждения.
    2. Изучить специальную (методическую) литературу, в которой содержится информация о планировании различных видов воспитательной работы.
    3. Просмотреть общешкольный план воспитательной работы. Классному руководителю следует обратить внимание на мероприятия, в которых ученики должны принять участие.
    4. Собрать и проанализировать предложения по планированию работы на учебный год со стороны учителей-предметников, актива класса, других учащихся и родителей.
    5. Изучить опыт других классных руководителей в образовательном учреждении, прислушаться к рекомендациям коллег и руководства.
    6. Провести анализ работы за прошедший учебный год (если таковая с классом проводилась и сохранилась документация).

    На этом предварительная подготовка к планированию заканчивается. Далее руководителю коллектива необходимо приступать непосредственно к разработке и оформлению плана воспитательной работы. Осуществлять действия необходимо шаг за шагом - только в таком случае преподавателю удастся разработать оптимальный и обоснованный с научной точки зрения план воспитательной работы.

    Основные этапы формирования плана

    План воспитательной работы классного руководителя должен быть тщательно продуман и обоснован. Разработка документа включает в себя такие пункты:

    1. Анализ прошлогоднего плана работы. Необходимо определить, что было сделано, каковы результаты деятельности, над чем следует продолжить работу в текущем учебном году.
    2. Следует провести социальный мониторинг, составить характеристику по таким параметрам, как общий уровень знаний, умений и навыков, сплоченность коллектива, актив класса. Не лишней будет и психологическая характеристика коллектива.
    3. Определение задач на учебный год, направлений, форм и методов работы, сроков.

    К последнему пункту необходимы расширенные пояснения. К задачам воспитательной работы, например, могут относиться формирование дружного коллектива, ориентация учащихся на успехи в учебной деятельности, воспитание хороших манер, формирование жизненной позиции, развитие гражданственности и патриотизма и так далее.

    Что касается форм и методов работы с классом, то тут можно выделить:

    • проведение классных часов;
    • индивидуальное общение;
    • открытые уроки;
    • экскурсии;
    • подготовка и участие в классных и общешкольных мероприятиях;
    • творческие мастерские;
    • проведение спортивных мероприятий;
    • встречи с интересными личностями;
    • игры.

    К направлениям деятельности, которые необходимо также отразить в плане воспитательной работы классного руководителя, относятся:

    • нравственное и этическое воспитание;
    • учебный процесс;
    • трудовое обучение;
    • физическое воспитание;
    • воспитание патриота и гражданина;
    • работа с «трудными» учениками;
    • работа с родителями;
    • формирование ЗОЖ учащихся;
    • профориентация.

    Цели и задачи воспитательной работы

    Образование призвано создать условия для становления ответственного, высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина. Основные направления планирования воспитательной работы классному руководителю заключаются в патриотическом воспитании учащихся, формировании у подрастающего поколения навыков ЗОЖ, создании благоприятных условий для формирования ученического самоуправления, социализации учеников в обществе, профориентации, а также профилактике правонарушений и преступлений.

    В процессе формирования классному руководителю следует учесть необходимость:

    • обеспечения должного интеллектуального развития учеников;
    • гражданского и патриотического воспитания (приобщение молодого поколения к традициям и истории малой родины, государства, семьи и школы);
    • культурно-нравственного развития (повышение уровня культуры и реализация творческого потенциала);
    • эстетического развития;
    • социальной адаптации учеников (формирование системы ценностей, предотвращение и помощь в решении социальных проблем, в том числе в семье);
    • организации ученического самоуправления (включение учащихся в работу класса в качестве организационной единицы в составе школы);
    • учащихся (проведение профориентационной работы с учащимися и родителями);
    • совместной деятельности с родителями и общественными организациями.

    Основные направления и содержание работы с учащимися

    Для классного руководителя план воспитательной работы является ориентиром и позволяет не упустить ни одного важного момента. После формирования списка задач необходимо спланировать мероприятия, проведение которых позволит достичь поставленных целей.

    Так, сначала нужно отразить в плане общешкольные мероприятия, в которых ученики должны принять участие. Это могут быть организация и проведение Дня знаний и Последнего звонка, отчетного концерта, концерта здоровья и так далее. Затем необходимо продумать мероприятия, приуроченные к праздникам, определенным периодам учебного года. Например, как нельзя кстати к началу учебного года будут беседа «Учись учиться» и проведение организационных классных часов, перед зимними каникулами следует провести беседу о технике безопасности в холодное время года и на льду, а беседу «Уважение к женщине» лучше приурочить к Восьмому марта.

    После составления списка обязательных мероприятий необходимо дополнить примерный план воспитательной работы классного руководителя видами деятельности, направленными на достижение целей (интеллектуальное развитие, патриотическое воспитание, социальная адаптация, профориентация, работа с родителями и далее по списку). Например, равномерно следует распределить в течение года такие мероприятия:

    • беседы о вреде курения и употребления алкоголя, наркотической зависимости, ранней половой жизни, предохранения от ЗППП и нежелательной беременности;
    • туристические походы, пикники, участие в спортивных соревнованиях, тренировочные эвакуации;
    • участие в субботниках, генеральная уборка класса;
    • уроки мужества, беседы о патриотизме, толерантности;
    • беседы о культуре поведения, организация помощи пенсионерам и ветеранам, выпуск школьных стенгазет;
    • контроль посещаемости (ежедневно);
    • учебная работа: работа с личными делами, проверка дневников, формирование актива класса, участие класса в олимпиадах, внеучебной деятельности и так далее.

    Взаимодействие классного руководителя с родителями

    Работа руководителя коллектива с родительским комитетом, опекунами и родителями учеников заключается в организации и проведении родительских собраний: общешкольных и тематических в классе (организационные вопросы в начале учебного года, анкетирование, подведение итогов четвертей, организационное собрание касательно окончания учебного года).

    Также необходима организация родительского комитета, привлечение родителей к школьным мероприятиям. Отдельно (в случае необходимости) классный руководитель проводит встречи с родителями, в том числе с родителями «трудных» детей, организовывает общение с предметниками.

    Индивидуальная работа с отдельными категориями учащихся

    Работа с «трудными» учениками включает в себя выяснение состава семьи, личностных особенностей учеников, обновление данных о "трудных" учащихся. Необходимо следить за динамикой успеваемости, посещаемости, прогулов, занятостью ребенка во внеурочное время, проводить профилактические беседы, по необходимости оказывать помощь ученику, контролировать поведение.

    Требования к содержанию плана

    Существует ряд требований к плану воспитательной работы, которые включают в себя:

    • целенаправленность плана;
    • реальность;
    • применение различных форм работы;
    • творческий подход классного руководителя;
    • систематичность;
    • учет возрастных особенностей и интересов учащихся.

    Правильно составленный план позволит организовать воспитательную деятельность, создать оптимальные условия для развития как коллектива в целом, так и учащихся.



    mob_info