Психодинамический подход к пониманию личности. Как проводится психотерапия. Основные положения данного подхода

Подборка по базе: Психологический подход к речи final.pptx .
Психодинамический подход
Классический психоанализ

Начало психотерапии связывается с созданием Зигмундом Фрейдом психоанализа. Революционность его взглядов состояла в том, что он развил психодинамический подход к личности. Центральным в этом подходе является предположение о том, что личность и поведение являются результатом усилий Эго в примирении бессознательных психических конфликтов и требований реального мира.

Фрейд полагал, что помощь пациенту состоит в том , чтобы он лучше понял бессознательные конфликты, которые лежат в основе его проблем. Психоанализ Фрейда предлагает набор психологических процедур для достижения этого понимания.

Многое из того, что предложил Фрейд, используется психотерапевтами в рамках иных теоретических подходов, например: систематическое исследование связи между историей жизни пациента и его актуальными проблемами; акцентирование мыслей и эмоций во время лечения; использование в терапевтических целях отношения между пациентом и терапевтом.
Начало психоанализа

Психоанализ развивался из врачебной практики Фрейда; он был озадачен пациентами, страдающими истерическими симптомами - слепотой, глухотой, параличом или другими симптомами, не имеющими физической причины. Вначале Фрейд использовал гипнотическую суггестию для лечения этих пациентов, но эта терапия оказывала парциальный и временный эффект. Позднее Фрейд и его коллега Йозеф Брейер изменили тактику: они просили загипнотизированных пациентов вспоминать события жизни, которые могли вызвать их симптомы. Развитие невроза представлялось следующим образом. Некоторые события человек воспринимает как психическую травму, которую он не может пережить во всей полноте из-за ее болезненности. В связи с этим происходит задержка аффекта. Задержанная энергия не находит выхода, а попадает в тело, нарушая его функционирование. За счет этой энергии происходит формирование симптомов в телесной области.

Когда болезненные события вытесняются из памяти, уходят в бессознательное, их место занимает симптом. Симптом иногда кажется случайным, но он как бы шифрует, скрывает переживание, сохраняя его смысл и элементы внешнего проявления. Например, пациентка Брейера Анна О. не могла пить из стакана и глотать воду. В состоянии гипноза она вспомнила вытесненный из памяти эпизод о том, как однажды горничная позволила собаке выпить из стакана. Анна вытеснила чувство отвращения. После того как пациентка вспомнила этот случай, она смогла свободно пить из стакана. При восстановлении событий прошлого высвобождаются вытесненные мысли и чувства, задержанные аффекты разряжаются и симптомы исчезают. Эта терапия, названная Фрейдом и Брейером «разговорным лечением», была основана на катартическом эффекте. В конце концов Фрейд прекратил заниматься гипнозом и просто предлагал пациенту расслабиться на кушетке и сообщать о воспоминаниях, которые приходили ему на ум (использовать свободные ассоциации).

В результате обобщения практики и теоретического анализа понятия бессознательного Фрейд сместил акцент в понимании невроза с травмы на динамику бессознательных влечений. Наблюдения показывали, что в основе невроза лежат не столько реальные травмы, сколько инфантильные влечения и фантазии.

Фрейда поразило то, что многие симптомы его пациентов оказались связанными с воспоминаниями о сексуальном совращении в детстве кем-либо из родителей или близких родственников. Возникал вопрос: было ли совращение детей на самом деле столь распространенным явлением или же отчеты пациентов не соответствовали действительности? Фрейд склонился ко второму предположению: истерические симптомы могут основываться на бессознательных желаниях и фантазиях, а не просто на воспоминаниях действительных событий. Таким образом, воспоминание пациента о совращении в детстве отражает детскую фантазию или желание такого события. Это объяснение не только привело к таким концепциям, как детская сексуальность и эдипов комплекс, но также сместило акцент психоаналитической терапии с раскрытия утраченных воспоминаний на изучение бессознательных желаний и конфликтов.
Концепция личности

Психодинамический подход к личности подчеркивает влияние бессознательных психических процессов на детерминацию мыслей, чувств и поведение человека. Теория личности Фрейда начинается с допущения, что люди рождаются с базальными инстинктами или потребностями не только в еде, воде и кислороде, но и в сексе и агрессии. Потребности в безопасности, признании, любви и т. д. основываются на этих фундаментальных потребностях. Каждый человек сталкивается с задачей удовлетворения различных потребностей в окружающем мире, который часто фрустрирует их. Согласно Фрейду, личность формируется и развивается в процессе решения этой задачи и отражается в том, как она решается.

Личность, по Фрейду, состоит из трех главных компонентов. Первый компонент - Ид (оно) - резервуар бессознательной энергии, называемой либидо. Ид включает базальные инстинкты, желания и импульсы, с которыми люди рождаются, а именно: Эрос - инстинкт удовольствия и секса и Танатос - инстинкт смерти, который может мотивировать агрессию или деструктивность по отношению к себе или другим. Ид ищет немедленного удовлетворения, невзирая на социальные нормы или права и чувства других. Другими словами, Ид действует согласно принципу удовольствия.

Второй компонент личности - Эго (я). Это - разум. Эго ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. Эго находит компромиссы между неразумными требованиями Ид и требованиями реального мира - оно действует согласно принципу реальности. Эго пытается удовлетворить потребности , защитив при этом человека от физического и эмоционального ущерба, который может явиться следствием осознания, не говоря уже об отреагировании импульсов, исходящих из Ид. Эго - исполнительная власть личности.

Третий компонент личности - Суперэго. Этот компонент развивается в процессе воспитания как результат интернализации родительских и социальных ценностей. Фрейд использует для этого процесса термин «интроекция». Суперэго включает интроецированные ценности, наши «надо» и «нельзя». Это наша совесть. Суперэго действует на основе морального принципа, нарушение его норм приводит к чувству вины.

Столкновение инстинктов (Ид), разума (Эго) и морали (Суперэго) приводят к возникновению интрапсихических, или психодинамических, конфликтов. Личность отражается в том, как человек решает задачу широкого спектра потребностей.

Наиболее важная функция Эго - образование защитных механизмов против тревоги и вины. Механизмы защиты - это бессознательная психологическая тактика, помогающая защитить человека от неприятных эмоций, - вытеснение, проекция, образование реакции, интеллектуализация, рационализация, отрицание, сублимация и др. Невротическая тревога, по Фрейду, это сигнал того, что бессознательные импульсы угрожают преодолеть защитные механизмы и достичь сознания.

Вытеснение - один из наиболее простых механизмов, направленных на удаление из сознания неприемлемого содержания чувств, мыслей и намерений к действию, потенциально вызывающих Супер- эго. Однако вытесненные в бессознательное, эти «комплексы» продолжают действовать на душевную жизнь и поведение человека и постоянно ищут выхода наружу. Поэтому для удерживания их в бессознательном требуется постоянный расход энергии. Например, человек может полностью подавить свои агрессивные импульсы, и они дадут о себе знать лишь в описках, оговорках. Человеку предстоит неприятная миссия, и он как бы нечаянно забывает номер телефона, по которому должен позвонить.

Регрессия - возвращение человека на более ранние стадии психосексуального развития. В эмоционально трудных ситуациях взрослый может вести себя, как ребенок, например верить в таинственных духов, ждать от них помощи. Возвращение на оральную стадию будет связано с оральным удовлетворением, например употреблением алкоголя. Защитной реакцией может быть засыпание днем. Регрессия может проявиться в широком спектре форм детского поведения: порче вещей, импульсивных реакциях, безосновательном риске, агрессивных действиях против авторитетов и т. д.

Отрицание - это попытка не принимать за реальность события, нежелательные для Эго. Примечательна способность в таких случаях «пропускать» в своих воспоминаниях неприятные события, заменяя их вымыслом. В качестве характерного примера Фрейд приводит воспоминания Чарльза Дарвина: «В течение многих лет, - писал Дарвин, - я следовал золотому правилу, а именно, когда я сталкивался с опубликованным фактом, наблюдением или идеей, которые противоречили моим основным результатам, я незамедлительно записывал это; я обнаружил, по опыту, что такие факты и идеи гораздо легче ускользают из памяти, чем благоприятные». Другой пример - алкогольная анозогно- зия - отрицание своей зависимости от алкоголя.

Реактивное образование есть защита, при которой поведение человека является противоположным его истинным чувствам. Это инверсия желания. Например, сексуальные импульсы могут отвергаться посредством чрезмерной стыдливости, отвращения и ненависти к сексуальности. Мать может полностью подавлять раздражение, которое вызывает

у нее ребенок, недовольство его поведением, и проявлять повышенную заботу о его воспитании , образовании, здоровье. От естественной заботы матери о ребенке такое поведение отличается навязчивостью, а чувства - большей интенсивностью. Или зависимый человек демонстрирует несогласие, негативизм, ссорится с родителями. При этом мнение родителей будет для него решающим, но он постоянно действует вопреки их советам и требованиям. Защитный характер такого поведения обнаруживается в его эмоциональной насыщенности и ригидности (такой человек не следует ни одному совету).

Проекция - подсознательное приписывание собственных предосудительных качеств, чувств и желаний другому человеку. «Нельзя доверять партнеру», - говорит деловой человек, который сам ведет нечестную игру. «Все мужчины хотят одного», - можно услышать от женщины, испытывающей сильное сексуальное влечение. Ребенок наделяет своими чувствами игрушку.

Замещение - смена объекта, на который направлены чувства. Этот механизм включается, когда выражение чувств в отношении данного объекта чревато опасностью и вызывает тревогу. Подобную ситуацию можно часто наблюдать в жизни, когда на случайно подвернувшегося человека выплескивается гнев, изначально направленный, например, на начальника.

При действии описанных защитных механизмов конфликтное содержание совсем не попадает в сознание. Формируются и более сложные «маневры» Эго, в результате которых травмирующее содержание частично попадает в сознание, но подвергается искажению.

Изоляция - это отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний. Разрывается связь между мыслью и эмоцией. Иногда при сильной травме, например смерти близкого, человек понимает, как велика утрата, но перестает на нее реагировать эмоционально. Происходит как бы одеревенение, снижение чувствительности в отношении травмирующего фактора. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного Эго особенно ярко проявляется у детей. Играя с куклой, ребенок может «позволить» ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п.

Рационализация - это оправдание неприемлемых для личности желаний, чувств, мотивов. Не признавая действительных движущих сил поступков, человек стремится подыскать им социально одобряемое оправдание. Таким образом Суперэго справляется с Ид.

Интеллектуализация проявляется в том, что человек знает о наличии подавленных импульсов, знание о них присутствует в сознании, но сами эти импульсы вытесняются. Например, можно предполагать наличие гнева по отношению к отцу, но при этом вытеснять агрессивные импульсы, направленные на отца и другие авторитетные фигуры.

Благодаря действию защитных механизмов бессознательное становится трудным для исследования, но Фрейд разработал для этого метод - психоанализ. Психоанализ включает толкование свободных ассоциаций, сновидений, обыденного поведения (обмолвок, ошибок памяти и др.), анализ переноса…..
Свободная ассоциация

Пациенту предлагалось войти в состояние спокойного самонаблюдения, не углубляясь в раздумья, и сообщать все, что приходит ему в голову, без сознательного отбора, не придерживаясь какой-либо логики. Важна не логика, а полнота. Необходимо следовать по поверхности сознания, удерживаясь от критики.

Содержание свободных ассоциаций - прошлое и будущее, мысли и чувства, фантазии и сны. В них вырывается на поверхность сознания вытесненное бессознательное. В ходе свободных ассоциаций пациент учится воспроизводить травматический опыт. Фрейд полагал, что в поведении человека нет случайности и ариаднина нить свободных ассоциаций приведет пациента к входу в темную пещеру бессознательного. Сниженная сенсорная активность, когда даже психоаналитик не попадает в поле зрения пациента , дает ему свободу для выражения подавленных мыслей и чувств.
Перенос

Механизм феномена переноса (трансфера) заключается в том, что пациент подсознательно идентифицирует врача с объектами своих прегенитальных сексуальных влечений. Другими словами, больной «переносит» на врача чувства, которые ранее испытывал по отношению к другим людям, прежде всего к родителям. Различают позитивный и негативный переносы. Позитивный перенос проявляется чувствами симпатии, уважения, любви к аналитику, негативный - в форме антипатии, гнева, ненависти, презрения и т. п.

Принимая на себя роль в этой пьесе, психоаналитик должен переписать заново и отрежиссировать новую пьесу.
Сопротивление

Сопротивление - это внутренние силы пациента, находящиеся в оппозиции к психотерапевтической работе и защищающие невроз от терапевтического воздействия. По форме сопротивление представляет собой повторение тех же защитных реакций, которые пациент использовал в своей повседневной жизни. Сопротивление действует через Эго пациента, и хотя некоторые аспекты сопротивления могут быть осознаны, значительная их часть остается бессознательной.

Задача психоаналитика состоит в том, чтобы раскрыть, как пациент сопротивляется, чему и почему. Непосредственной причиной сопротивления является несознательное избегание таких болезненных явлений, как тревога, вина, стыд и т. п. За этими универсальными реакциями в ответ на вторжение во внутренний мир пациента обычно стоят инстинктивные побуждения, которые и вызывают болезненный эффект.
Анализ сновидений

Особенно значительное место в психоанализе занимает техника работы со сновидениями. В соответствии с представленими Фрейда сновидение направляется бессознательными импульсами, в которых человек не хочет признаться в сознательном состоянии. Во время сна контроль сознания ослабевает и запретные импульсы выходят наружу. Сильными побуждениями сон может быть нарушен, поэтому сновидение их маскирует, облекая в символы.

Фрейд рассматривал сновидение как перевод скрытого (латентного) содержания бессознательного на язык символов. Под скрытым содержанием понимались вытесненные желания. Явное содержание получается в результате процессов сгущения, смещения и вторичной обработки.
Психоанализ (и любой другой метод в рамках психодинамического подхода) ставит перед собой две основные задачи:

1)добиться у пациента осознания (инсайта) интрапсихического, или психодинамического, конфликта;

2)проработать конфликт, то есть проследить, как он влияет на актуальное поведение и на интерперсональные отношения.

Например, психоанализ помогает пациенту осознать скрытые, подавленные чувства гнева по отношению к родителю. Это осознание дальше дополняется работой над тем, чтобы пациент эмоционально пережил и освободил подавляемый гнев (катарсис). Эта работа помогает затем пациенту осознать, как бессознательный конфликт и связанные с ним защитные механизмы создают межличностные проблемы. Так, враждебность пациента к начальнику, старшему сотруднику или другой «родительской фигуре» может являться символическим, бессознательным отреагированием детских конфликтов с родителем.

Таким образом, психодинамический подход подчеркивает важность для понимания генеза эмоциональных расстройств и их лечения интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы внутри личности противоречивых ее мотивов.
Катексис

Психоанализ рассматривается как динамический психологический подход. Это значит, что ядро психоанализа составляют представления о психической энергии и распределении этой энергии между Ид, Эго и Суперэго. Ид - это источник имеющейся в теле психической энергии: в свою очередь, Ид получает энергию от инстинктов. Сексуальное возбуждение - пример движения инстинктивной психической энергии. По мере того как формируются Эго и Суперэго, они также заряжаются энергией. Либидо - это энергия, присущая инстинктам жизни; деструктивным инстинктам присуща агрессивная энергия.

Катексисы - это заряды инстинктивной энергии, стремящиеся к разрядке. В то время как антикатексисы - это заряды энергии, которые делают невозможной такую разрядку. Ид имеет только инстинктивные «катексисы первичного процесса», стремящиеся к разрядке. Эго же и Суперэго имеют и побудительные катексисы, и сдерживающие антикатексисы. Две характерные черты либидинозных катекси- сов - это подвижность, легкость, с которой они переходят от одного объекта к другому, и, в противовес этому, склонность к фиксации , или привязанность к специфическим объектам.

Психоаналитик всегда пытается понять непропорциональность катектирования либидо и старается перераспределить его.
Разновидности психоанализа
Некоторые из разновидностей психоанализа в отличие от фрейдизма менее фокусированы на Ид, бессознательном и инфантильных конфликтах. Они уделяют больше внимания актуальным проблемам и тому, как можно использовать силу Эго для их решения. В этих терапиях пациентам помогают осознать не эдипов комплекс, а то, как глубинные чувства тревоги, неуверенности, неполноценности приводят к расстройствам мыслей и проблемам в отношениях с другими людьми.

Сюда входит прежде всего аналитическая психология Карла Юнга . Юнг считал, что психическая энергия, названная Фрейдом либидо, не основывается только на сексуальных и агрессивных инстинктах. Он рассматривал ее как более общую жизненную силу, включающую в себя врожденное побуждение не только к инстинктивному удовлетворению, но также к продуктивному слиянию базальных влечений с требованиями реального мира. Юнг называл эту тенденцию трансцендентной функцией.

Юнг полагал, что каждый человек имеет не только личное бессознательное, но также и коллективное бессознательное, нечто вроде банка памяти, в котором хранятся все образы и идеи, которые человеческая раса накопила со времени ее эволюции от низших форм жизни. Некоторые из этих образцов называются архетипами, потому что они состоят из классических образов или концепций. Идея матери, например, стала архетипом; каждый рождается с предрасположением к восприятию и реагированию на определенных людей как на фигуру матери. Более зловещий архетип - тень (подобный фрейдовскому представлению об Ид); он включает самые древние инстинкты, идущие от предчеловеческих веков. Юнг считал, что тень ответственна за такие понятия, как «грех» и «дьявол».

1.Основные архетипы личности:

Персона - то, как мы представляем себя миру: характер, социальные роли, одежда, индивидуальный стиль.

Эго - центр сознания.

Тень - центр личного бессознательного.

Анима - Анимус – идеальные бессознательные структуры, отражающие представления об образе женственности и мужественности.

Самость – центральный архетип порядка и целостности личности.

Коллективное бессознательное, содержанием которого являются архетипы.

Индивидуальность-это наиболее внутренняя, постоянная, и ни с чем не сопоставимая уникальность.

Индивидуация – становление собой или «самореализация», это процесс развития к целостности, постижению собственного бессознательного, а также разворачивание, проявление своего бессознательного потенциала в реальной жизни.

Вместо идентификации специфических стадий в развитии личности Юнг предполагал, что люди обнаруживают различную степень интро- версии (тенденцию к фокусированию на внутреннем мире) или экстраверсии (тенденцию к фокусированию на социальном мире). Кроме того, люди различаются по степени акцентирования специфических психологических функций, таких как мышление и чувства. Комбинация этих тенденций создает личности, которые обнаруживают индивидуальные и предсказуемые паттерны поведения.

2. Общая характеристика юнгианского анализа .

Задача - создание нового интерсубъективного пространства.

По К. Юнгу, психотерапия это лечение души и лечение душой.

Цель анализа – раскрыть творческий потенциал каждого переживания, помочь клиенту ассимилировать его полезным для себя образом, индивидуировать его.

Роль рефлексии в анализе.

3. Стадии терапевтического процесса .

Первая стадия - аналитическая. а) признание, б) толкование (интерпретация)

Вторая стадия - синтетическая. А) обучение, б) трансформация (мини-индивидуация).

Изменение позиции психотерапевта в процессе анализа: 1) образ трикстера. 2) культурный преобразователь, покровитель и спаситель, идеальное родительское начало, 3) образ героя, 4) ритуал виденья, откровения духовной реальности.

4. Методы юнгианской психотерапии.

1. Свободные ассоциации .

Ассоциации подобны паутине или кругам , они вращаются вокруг аффективно заряженных образов, и являются связующим элементом вокруг ключевых образов. Пучок ассоциаций имеет универсальное, т.е архитепическое значение.

Специфика метода в юнгеанском анализе – циркулярные или круговые ассоциации. Суть метода- контакт с бессознательным – должна воплощаться в свободной, метафорической, фантазийной атмосфере анализа.

2. Активное воображение – свободное фантазирование, как бы сочинение сна наяву, в котором терапевт мягко направляет клиента к решению его проблемы.

Четыре стадии активного воображения (по М-Л. фон Франц) : 1. Пустой эго-разум или очищение поля сознания. 2. Позволение бессознательному заполнить вакуум, 3. Добавление элемента этического отношения. 4. интеграция воображения в повседневную жизнь.

Правила работы методом : избавиться от критического мышления, спонтанное возникновение образа из бессознательного, позволить жить другим собственной жизнью, не пытаться вмешиваться, избегать перескакивания с темы на тему, позволить бессознательному анализировать самому, обеспечить единство сознательного и бессознательного.

3. Интерпретация.

Особенности интерпретации в юнгианском анализе:

Должна быть эмоциональной;

Поддерживать клиента;

Устанавливать стабильные позитивные отношения;

Рациональный, «солярный» элемент уравновешивается «лунным»;

Творческая активность самого клиента;

Избегать чрезмерной концептуализации;

Стабильные сохранные функции эго.

Полная интерпретация – доминирующий комплекс, сопротивления и системы защит. Она должна охватывать три времени: прошлое, настоящее и будущее. Комплекс должен эмоционально затрагивать и аналитика.

4. Перенос и контрперенос.

5. Амплификация – расширение, увеличение, умножение. Восстановление целостной картины связей, существующих в бессознательном, не прикрепляя образ к конкретному истолкованию с точки зрения текущих проблем клиента. Амплификация – метод соприкосновения с коллективным бессознательным и архитепическим миром.

6. Толкование.

Далее, к разновидностям психоанализа относится индивидуальная психология Альфреда Адлера , который подчеркивал роль врожденных социальных побуждений в формировании личности. Адлер отталкивался от предположения, что каждый человек рождается в беспомощном, всецело зависимом состоянии, которое создает чувства неполноценности. Эти негативные чувства, соединенные с природным желанием стать полноправным членом общества, являются стимулом для развития личности. Он называл этот процесс стремлением к превосходству, под которым понимал стремление к самоосуществлению, а не только желание быть лучше других. Если чувства неполноценности очень сильны, то они могут мотивировать человека к компенсации, даже к сверхкомпенсации своей неполноценности. Это он назвал комплексом неполноценности.

Согласно Адлеру, способы, с помощью которых человек пытается достичь личного и социального осуществления, определяют стиль жизни. Адлер утверждал , что этот стиль жизни направляется сознательными идеями, целями и убеждениями (а не бессознательными, как говорил Фрейд) и что эти идеи приходят через опыт. Например, у избалованного ребенка может возникнуть убеждение в том, что он «особый» и свободен от правил общества. Эта ведущая фикция «я особый», скорее всего, приведет к эгоистическому стилю жизни, при котором личностное осуществление происходит за счет других. Напротив, такие ведущие фикции, как «в каждом есть что-то хорошее» или «завтра будет лучше, чем сегодня», создают позитивные стили жизни.


  1. Терапия.
Цель терапии – вернуть человека в человечество.

Задачи – развитие социального чувства: развитие кооперативного поведения, определение жизненных целей (работа, дружба, любовь), коррекция жизненного стиля.

Три основных аспекта терапии: понимание специфического стиля жизни, помощь в понимании самого себя, усиление социального интереса.

Пять источников достоверного изучения личности:

Ранние детские воспоминания;

Сновидения и грезы;

Порядок рождения ребенка в семье;

Трудности детства;

Характер экзогенного фактора, обусловившего данное нарушение или болезнь.


  1. Методы психотерапии.
Интервью, метод ранних воспоминаний, качественный анализ ранних воспоминаний, анализ сновидений, опросники и анкеты, анализ неблагоприятных ситуаций в детстве.

Другой разновидностью психоанализа является эгопсихология (Анна Фрейд, Гартман, Кляйн) . Эгопсихологи рассматривали Эго не просто как посредника в конфликтах между Ид, Суперэго и средой, но как творческую, адаптивную силу. Эго ответственно за развитие языка, восприятие, внимание, планирование, обучение и другие психологические функции.

Теоретики неофрейдизма, такие как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Салливен , следовали путем Адлера, сосредоточившись на том, как другие люди участвуют в формировании индивидуальной личности. Они считали, что, как только биологические потребности удовлетворяются, наиболее влиятельными для формирования личности становятся попытки в удовлетворении социальных потребностей - защите, безопасности, принятии. Когда эти потребности не удовлетворяются, люди чувствуют сильный дискомфорт и стремятся решить проблему, используя других людей, которые могут им дать то, в чем они нуждаются в социальном аспекте. Стратегии, используемые людьми для этого, такие как стремление к преобладанию над другими или чрезмерная зависимость от других, формируют личность. (Заметьте сходство с концепцией стиля жизни Адлера.) Салливен пошел еще дальше, заявив, что концепция личности - это просто иллюзия, название для паттерна интерперсонального поведения каждого отдельного человека.

Другим примером расширения роли социальных потребностей и отношений в современном психодинамическом подходе являются работы теоретиков объектных отношений, таких как Мелани Кляйн, Отто Кер- нберг, Хайнц Кохут. Теории объектных отношений подчеркивают важность для личностного развития очень ранних отношений между детьми и их объектами любви, обычно матерью и первичными фигурами, обеспечивающими ребенку уход. Особенно критическим в жизни человека является то, как первичные фигуры обеспечивают поддержку, защиту, принятие и одобрение и, другими словами, удовлетворяют физические и психологические потребности ребенка. Природа этих объектных отношений имеет важный импульс для развития личности, включая надежную раннюю привязанность к матери или ее заменителям , постепенное отделение от объекта привязанности и, наконец, способность относиться к другим как независимый индивид. Нарушенные объектные отношения создают проблемы, связанные с процессом личностного развития и приводят к формированию неадекватной самооценки, трудностям в общении с другими людьми и более серьезным психическим расстройствам.

Другие разновидности психоанализа сохранили большинство идей Фрейда. Ф. Александер ( F . Alexander ), С. Ференци ( S . Ferenczi ), О. Ранк ( O . Rank ) на первый план выдвигали эмоциональный компонент взаимодействия врача и пациента. С 1930-х гг. среди ведущих психоаналитиков стало распространяться мнение, что восстановление в памяти прошлых событий является не единственным фактором лечения. Еще Фрейд отмечал, что само по себе истолкование в психоанализе неэффективно. Понимания смысла симптомов и их связи с прошлыми событиями недостаточно для излечения. Более того, возвращение в сознание вытесненного материала стало толковаться не столько как причина, сколько как результат определенного типа терапевтического взаимодействия врача и пациента. Наиболее важным видом этого взаимодействия является трансфер. Главный момент в лечении - не воспоминание, а возможность принять его, работать с ним. Так, если в детстве авторитарный отец блокировал проявление агрессивности, эмоциональной экспансивности, то в дальнейшем взрослый будет испытывать трудности при взаимодействии с людьми с высоким статусом. Важно не только понять истоки подобных реакций, но и почувствовать достаточную силу и уверенность в себе, чтобы противостоять попыткам подавления в настоящем. Способность принять реконструированный бессознательный опыт зависит от силы Эго, которая укрепляется в терапевтическом взаимодействии. Пациенту важно пережить новый эмоциональный опыт в работе с врачом. Психотерапевт обеспечивает благотворность этого опыта и эффективность лечения, управляя трансферными отношениями. В то же время для возникновения трансфера важно вызвать, восстановить в памяти прошлые события. Таким образом, для лечения необходимо оптимальное сочетание интеллектуального и эмоционального компонентов.

Другие разновидности психоанализа изменили лечение, сделав его менее интенсивным, менее дорогим и применимым к более широкому кругу пациентов. Например, в психоаналитически ориентированной психотерапии (Александер) или краткосрочной динамической психотерапии используются основные психоаналитические методы, но более гибко. Цель может ранжироваться от психологической поддержки до базальных изменений личности, а терапия может состоять из 30 сеансов или меньше. Вместо лежания на кушетке пациент может сидеть в кресле лицом к терапевту и тратить больше времени в разговоре с ним, чем свободно ассоциируя. Терапевт более активен в привлечении внимания пациента к актуальным конфликтам.

Даже если вы очень мало знаете о психологии, в любом случае вы слышали об одном психологе – это Зигмунд Фрейд , основатель психодинамического подхода к психологии, или психоанализа.

Фрейд ассоциируется у неспециалистов психологии с пациентом, лежащим на диване и рассказывающим о своих глубоких тайнах.

В отличие от поведенческой психологии, психодинамические психологи игнорируют инструменты науки и вместо этого предлагают заглянуть внутрь головы людей для того, чтобы разобраться в их отношениях, опыте и том, как они видят мир.

Психодинамический подход включает в себя психологические теории, которые видят человеческое функционирование во взаимодействии приводов и сил внутри человека, в частности бессознательном, а также различных структур личности.

Психоанализ Фрейда был оригинальной психодинамической теорией, но психодинамический подход в целом включает в себя все теории, которые были основаны на этой идее такими учеными, как (1964), Адлер (1927) и (1950).

Понятия психодинамические и часто путают. Помните, что теории Фрейда были психоаналитические, в то время как психодинамический термин относится к теории не только Фрейда, но и его последователей.

Зигмунд Фрейд между 1890 и 1930 годами разработал ряд теорий, которые легли в основу психодинамического подхода к психологии. Его теории получены клинически, т.е. основаны на данных, полученных от пациентов во время терапии. Психодинамическое терапевты, как правило, лечат пациента от депрессии или тревоги, расстройств.

Положения психодинамического подхода

* На наше поведение и чувства сильно влияют бессознательные мотивы.

* Наше поведение и чувства, в том числе психологические проблемы, кроются в наших детских переживаниях.

* Любое поведение имеет причину (обычно бессознательную), даже оговорки.

* Личность состоит из трех частей (то есть трехсторонняя): ид, эго и супер-эго.

* Поведение объясняется двумя инстинктивными влечениями – это эрос (половое влечение и инстинкт жизни) и танатос (агрессивное и инстинкт смерти). Оба эти инстинкта исходят от «ид».

* Часть подсознания (и сверх-Я) находятся в постоянном конфликте с сознательной частью ума (эго).

* Личность имеет форму диска, модифицируется в различных конфликтах в разное время в детстве (во время ).

История психодинамического подхода

* Анна O. пациентка доктора Йозефа Брейера (наставник Фрейда и друг), с 1800-го по 1882 год страдала от истерии.

* В 1895 году Брейер и его помощник Зигмунд Фрейд написали книгу «Очерки об истерии» . В ней они объяснили свою теорию: любая истерия является результатом травматического опыта, который не может быть интегрирован в понимании человеком мира. Фрейда в публикациях начинают называть отцом психоанализа.

* К 1896 году Фрейд нашел ключ к своей собственной системе, назвав ее psychoanalysi . В ней он заменил гипноз на свободные ассоциации.

* В 1902 году Фрейд основал Психологическое общество , позже преобразованное в Венское психоаналитическое общество . Организация росла, Фрейд определил внутренний круг преданных последователей, так называемый Комитет (в него вошли в том числе Шандор Ференци, Ганса Сакса (стоя) Отто Ранк, Карл Абрахам, Макс Эйтингон и Эрнест Джонс).

* Фрейд и его коллеги в Массачусетсе в 1909 году читали лекции по новым методам их понимания психических заболеваний. Слушателями были некоторые наиболее важные интеллектуальные представители страны, такие как Уильям Джеймс, Франц Боас и Адольф Майер.

* В первые годы после визита в США была основана Международная психоаналитическая ассоциация. Фрейд назначил Карла Юнга своим преемником, чтобы организовать ассоциации. Представительства были созданы в крупных городах в Европе и в других местах Стали проводиться регулярные встречи и съезды для обсуждения теории, методов лечения и культурного применения новой дисциплины.

* Исследование Юнга шизофрении «Психология раннего слабоумия» послужило началом его сотрудничества с Зигмундом Фрейдом.

* Тесное сотрудничество Юнга с Фрейдом продолжалось до 1913 года. Юнг все более критически начинает относиться к исключительно сексуальному определению Фрейда либидо и инцеста. Публикация Wandlungen Юнга и символы либидо (известная в английском языке как «Психология бессознательного») послужила поводом к окончательному разрыву между учеными.

* После выхода из этого кризисного периода Юнг начал развивать собственные теории в аналитической психологии . Концепции Юнга о коллективном бессознательном и архетипах привели его к изучению религии на Востоке и Западе, мифов, алхимии, а позднее летающих тарелок.

* Анна Фрейд (дочь Фрейда) стала основным представителем направления в британской психологии, специализирующегося на применении психоанализа к детям. Среди ее самых известных работ «Эго и механизм защиты» (1936).

Основы психодинамического подхода

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И МЕТОДОЛОГИЯ

  • Коллективное бессознательное (Карл Юнг)
  • Психосексуальное развитие (Фрейд)
  • Подсознание (Фрейд)
  • Психея (Фрейд)
  • Защитные механизмы (Фрейд)
  • Психосоциальное развитие
  • Case Study (Маленький Ганс)
  • Анализ сновидений
  • Свободная ассоциация
  • Оговорки (parapraxes)
  • Гипноз

ОСНОВНЫЕ ДОПУЩЕНИЯ, ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

  • Основные причины поведения берут свое начало в бессознательном.
  • Психический детерминизм: все поведение имеет причину/причины.
  • Различные части подсознания находятся в постоянной борьбе.
  • Наше поведение и чувства, в том числе психологические проблемы, коренятся в нашем опыте детства.
  • Развитие гендерно-ролевого начала
  • Терапия (психоанализ)
  • Вложение (Боулби)
  • Нравственное развитие (супер-эго)
  • Агрессия (смещение/Танатос)
  • Личность (Эриксон, Фрейд)
  • Важность подсознания
  • Анализ сновидений

ДОСТИЖЕНИЯ/ НЕДОСТАТКИ

  • Популяризация метода Case Study в психологии
  • Защитные механизмы
  • Свободная ассоциация
  • Проективные тесты (ТАТ, Роршаха)
  • Важность детства
  • Субъективность истории успеха – нельзя обобщить результаты
  • Ненаучность (не хватает эмпирической поддержки)
  • Слишком детерминированный (нет свободной воли)
  • Смещенная выборка (например, женщины среднего возраста из Вены)
  • Игнорирование Mediational процессов (например, мышления, памяти)
  • Unfalsifiable (трудно доказать)

Критика психодинамического подхода

Наибольшая критика психодинамического подхода в том, что она ненаучна в своем анализе человеческого поведения. Многие из концепций центральных теорий Фрейда являются субъективными и их невозможно проверить научно. Например, как это возможно, чтобы научное исследование выявило, что такое подсознание или трехсторонняя личность? В этом отношении психодинамическая перспектива как теория не может быть эмпирически исследована.

Кроме того, большинство доказательств психодинамических теорий взято из исследований Фрейда (например, маленький Ганс, Анна O.). Основная проблема здесь в том, что исследования основаны на изучении одного человека в деталях, а также это ссылки лиц и организаций на результаты исследований Фрейда чаще всего женщин среднего возраста из Вены (т.е. его пациенток). Это делает невозможным обобщение для более широких слоев населения.

Со стороны гуманистического подхода критика в том, что психодинамический подход слишком детерминированный, т.е. оставляет мало места для личного участия (то есть свободной воли).

Интегративная психотерапия Александров Артур Александрович

Психодинамический подход

Психодинамический подход

Последователи психодинамического подхода утверждают, что мысли, чувства и поведение человека детерминированы бессознательными психическими процессами. Основы этого подхода были заложены Зигмундом Фрейдом, который сравнивал личность человека с айсбергом: верхушку айсберга представляет сознание, основную же массу, расположенную под водой и невидимую, – бессознательное.

Личность, по Фрейду, состоит из трех главных компонентов. Первый компонент – Ид (оно) – резервуар бессознательной энергии, называемой либидо. Ид включает базальные инстинкты, желания и импульсы, с которыми люди рождаются, а именно: Эрос – инстинкт удовольствия и секса и Танатос – инстинкт смерти, который может мотивировать агрессию или деструктивность по отношению к себе или другим. Ид ищет немедленного удовлетворения, невзирая на социальные нормы или права и чувства других. Другими словами, Ид действует согласно принципу удовольствия.

Второй компонент личности – Эго (я). Это – разум. Эго ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. Эго находит компромиссы между неразумными требованиями Ид и требованиями реального мира – оно действует согласно принципу реальности. Эго пытается удовлетворить потребности, защитив при этом человека от физического и эмоционального ущерба, который может явиться следствием осознания, не говоря уже об отреагировании импульсов, исходящих из Ид. Эго – исполнительная власть личности.

Третий компонент личности – Суперэго. Этот компонент развивается в процессе воспитания как результат интернализации родительских и социальных ценностей. Фрейд использует для этого процесса термин «интроекция». Суперэго включает интроецированные ценности, наши «надо» и «нельзя». Это наша совесть. Суперэго действует на основе морального принципа, нарушение его норм приводит к чувству вины.

Столкновение инстинктов (Ид), разума (Эго) и морали (Суперэго) приводят к возникновению интрапсихических, или психодинамических, конфликтов. Личность отражается в том, как человек решает задачу широкого спектра потребностей.

Наиболее важная функция Эго – образование защитных механизмов против тревоги и вины. Механизмы защиты – это бессознательная психологическая тактика, помогающая защитить человека от неприятных эмоций, – вытеснение, проекция, образование реакции, интеллектуализация, рационализация, отрицание, сублимация и др. Невротическая тревога, по Фрейду, это сигнал того, что бессознательные импульсы угрожают преодолеть защитные механизмы и достичь сознания.

Благодаря действию защитных механизмов бессознательное становится трудным для исследования, но Фрейд разработал для этого метод – психоанализ. Психоанализ включает толкование свободных ассоциаций, сновидений, обыденного поведения (обмолвок, ошибок памяти и др.), анализ переноса.

Психоанализ (и любой другой метод в рамках психодинамического подхода) ставит перед собой две основные задачи:

1) добиться у пациента осознания (инсайта) интрапсихического, или психодинамического, конфликта;

2) проработать конфликт, то есть проследить, как он влияет на актуальное поведение и на интерперсональные отношения.

Например, психоанализ помогает пациенту осознать скрытые, подавленные чувства гнева по отношению к родителю. Это осознание дальше дополняется работой над тем, чтобы пациент эмоционально пережил и освободил подавляемый гнев (катарсис). Эта работа помогает затем пациенту осознать, как бессознательный конфликт и связанные с ним защитные механизмы создают межличностные проблемы. Так, враждебность пациента к начальнику, старшему сотруднику или другой «родительской фигуре» может являться символическим, бессознательным отреагированием детских конфликтов с родителем.

Таким образом, психодинамический подход подчеркивает важность для понимания генеза эмоциональных расстройств и их лечения интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы внутри личности противоречивых ее мотивов.

Разновидностью психодинамической психотерапии является наша отечественная личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, разрабатываемая в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева, теоретической основой которой служит психология отношений В. Н. Мясищева. Главной целью этой модели является реконструкция системы отношений, нарушенной в процессе развития личности под воздействием социальных факторов, прежде всего искаженных межличностных отношений в родительской семье. Нарушенная система отношений не позволяет человеку рационально решать возникающие в трудной жизненной ситуации интрапсихические конфликты, что и приводит к возникновению невроза. Осознание конфликта является одной из важных задач в процессе психотерапии.

Из книги Испытание эриксоном автора Зейг Джеффри К.

2. ЭРИКСОНОВСКИЙ ПОДХОД Эриксоновские методы – это, пожалуй, наиболее стремительно развивающаяся область западной психотерапии. В декабре 1980 г. и декабре 1983 г. прошли два крупнейших международных конгресса по эриксоновскому гипнозу и психотерапии. Каждый из них собрал

Из книги Интегративная психотерапия автора Александров Артур Александрович

Феноменологический подход Согласно феноменологическому подходу, каждый человек обладает уникальной способностью по-своему воспринимать и интерпретировать мир. На языке философии психическое переживание окружающего называется феноменом, а изучение того, как человек

Из книги Исследование мира осознанных сновидений автора Лаберж Стивен

Наш подход В данной книге последовательно предлагаетсяя информация, необходимая для приобретения опыта осознанных сновидений. В той или иной степени полезны все приведенные здесь техники и упражнения, но их эффективность будет зависеть от психо-физических

Из книги Проект Атман [Трансперсональный взгляд на человеческое развитие] автора Уилбер Кен

Из книги Торговля на победу. Психология успеха на финансовых рынках автора Киев Ари

Из книги Ошибки аиста автора Маркова Надежда

ЭКО И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД Каждая семья – это уникальная, многогранная система. В нее входят все члены нашего рода от мала до велика: мужчины и женщины; еще нерожденные младенцы и глубокие старики; живые и мертвые. И все мы связаны друг с другом незримыми нитями, коллективной

Из книги Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие автора Посысоев Николай Николаевич

4. Системный подход Системная модель консультирования семьи считается одной из самых молодых школ, получивших свое признание в конце второй половины XX в.В данной модели семья рассматривается как некая социальная система, как комплекс элементов и их свойств, находящихся

Из книги Радуга характеров. Психотипы в бизнесе и любви автора Карнаух Иван

Из книги Раненый целитель: Контрперенос в практике юнгианского анализа автора Сэджвик Дэвид

Подход Якоби Работа по контрпереносу Марио Якоби важна по многим причинам, в частности потому, что он является Цюрихским аналитиком со взглядами, близкими к школе развития, и что он написал первую постъюнгианскую книгу по переносу и контрпереносу.Его первые

Из книги Психология достижений [Как добиваться поставленных целей] автора Хэлворсон Хайди Грант

Прямолинейный подход Большинству руководителей регулярно приходится решать нелегкую задачу: попытаться сделать так, чтобы другие люди приняли установленные для них цели. Для достижения успеха сотрудники компании должны разделять ее миссию и выполнять требуемые

Из книги Мозг, разум и поведение автора Блум Флойд Э

Из книги Системная психотерапия супружеских пар автора Коллектив авторов

ЭФТ как интегративный подход ЭФТ является интеграцией гуманистического и системного подхода. Терапевт способствует тому, чтобы изменения происходили и на интрапсихическом, и на интерперсональном уровне.Системную теорию нередко критикуют за безличность, за

Из книги Книга о вкусных и здоровых отношениях [Как приготовить дружбу, любовь и взаимопонимание] автора Маттео Майкл

Творческий подход Никому не нравится попадать между двух огней. Весьма гнетущее чувство, когда мы вынуждены делать то, что делать совершенно не хочется.Самый огромный минус в такой ситуации – ощущение беспомощности. Нам кажется, что остается только молча терпеть. А для

Из книги Психология интеллекта и одаренности автора Ушаков Дмитрий Викторович

Однокомпонентный подход Первый вариант заключается в том, что генеральный фактор обусловлен работой одного единственного механизма, процесса, или «блока» когнитивной системы, участвующего в решении всех мыслительных задач. Степень развития этого механизма и

Из книги Флипноз [Искусство мгновенного убеждения] автора Даттон Кевин

Многокомпонентный подход Идея многокомпонентного подхода состоит в том, что генеральный фактор общего интеллекта – это результирующая работы некоторого числа различных когнитивных процессов, или компонентов, которые в разных сочетаниях и пропорциях участвуют в

Из книги автора

Подход Двое, находящиеся в одной ситуации, всегда видят ее по-разному. Именно это имеют обыкновение говорить люди с жизненным опытом, и они правы. Между нами действительно существуют незначительные различия в перцептивном понимании. С другой стороны, однако, когда речь

К психодинамическому подходу относят виды психотерапии, ориентированные на психоаналитическую теорию: классический психоанализ (Фрейд), индивидуальную психологию Адлера, аналитическую психологию Юнга, волевую терапию Ранке, активную аналитическую терапию Штекеля, интерперсональную психотерапию Фромм-Райхманн, характерологический анализ Хорни, гуманистический психоанализ (Фромм), эго-анализ Кляйн, интерперсональную психотерапию Салливана и другие.

В основе данного направления - работы 3. Фрейда.

Фрейд первый охарактеризовал психику как поле боя между инстинктом, рассудком, сознанием. Термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между различными составляющими личности.

Суть психодинамического направления - рассмотрение личности в ее динамической конфигурации как результат нескончаемого конфликта внутри нее.

Понятие динамики применительно к личности предполагает, что поведение человека не является произвольным или случайным. Предполагаемый психодинамическим направлением детерминизм обусловлен бессознательными психическими процессами. Соответственно, в нем подчеркивает важность для разрешения проблемы клиента, осознания им, клиентом, интрапсихических конфликтов, которые являются результатом бессознательной борьбы противоречивых, часто неосознаваемых мотивов внутри личности. Фрейд писал: «Человек заболевает в результате интрапсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивления им».

Основные положения данного направления:

Главное значение в возникновении проблем имеют инстинктивные импульсы, их выражение, трансформация, подавление;

Развитие проблемы обусловлено борьбой между внутренними импульсами и защитными механизмами.

В психодинамическом направлении конечная цель видится в осознании бессознательного. Практикующий в динамическом направлении специалист ориентирован на поиск и раскрытие у клиента подавленного содержания и сопротивления. «Он добивается этого при помощи медленного, скрупулезного объяснения и разгадывания исторического значения психических явлений и косвенных форм, в которых выражаются закамуфлированные конфликты, лежащие в их основе». Предполагается, что инсайта, как момента осознания, достаточно для начала личностных изменений.

Основные процедуры данного направления:

Конфронтация;

Прояснение;

Интерпретация;

Прорабатывание.

Конфронтация - распознавание клиентом специфических психических явлений, подлежащих исследованию.

Прояснение - помещение обнаруженных явлений в «резкий фокус» для отделения важных моментов от незначительных.

Интерпретация - определение основного смысла и/или причины события.

Прорабатывать - повторение, тщательное исследование интерпретаций и сопротивлений до тех пор, пока представленный материал не интегрируется в понимании клиента.

В динамическом подходе, в основном, используются средства вербализации, включающие в себя интерпретации свободных ассоциаций клиента; анализ реакций переноса и сопротивления; анализ сновидений и непреднамеренных действий (обмолвки, описки).

Конкретные методы работы зависят от течения внутри данного направления. Для Фрейда основным был метод катарсический; для Юнга - метод активного воображения; для Хорни - метод совместного анализа жизненного пути; для Салливана - метод психиатрического интервью.



mob_info