Основные теории, объясняющие девиацию. Теории девиантного поведения

Социальная девиация - социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе.

Бывает как негативным (алкоголизм), так и позитивным.

Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).

Виды социальных отклонений.

1. Культурные и психические отклонения . Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.

2. Индивидуальные и групповые отклонения .

· индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры; 3.

· групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре.

3. Первичное и вторичное отклонения .

Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе.

Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

4. Культурно одобряемые отклонения . Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе:

  • сверхинтеллектуальность.
  • сверхмотивация.
  • Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

5. Культурно осуждаемые отклонения . Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры.



Причины возникновения девиантного поведения

  • несовершенство существующих норм и законов;
  • несовершенство человеческой природы (эгоизм, пороки, стремление выделиться);
  • биологические и психологические особенности личности (генетические отклонения, психопатия, умственные дефекты);
  • социальные условия жизни личности (воспитание, образование, окружение, возможность хорошо работать и отдыхать).

Теории девиантного поведения:

1. Теория физических типов;

2. Психоаналитические теории;

3. Социологические или культурные теории;

4. Теория аномии (ввел Э.Дюркгейм).

Нарушение формальных норм называется делинквентным (преступным) поведением, а нарушение неформальных норм − девиантным (отклоняющимся) поведением. Первое относительно, а второе абсолютно.

То, что для одного человека или группы − отклонение, то для другого или других может быть привычкой; Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших − отклонением.

Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы.

Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление представителями социальных низов может, с их точки зрения, считаться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма - юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления.

Особенности девиантного поведения:

  • относительность (то, что для одной группы является девиацией, для другой – норма; например, интимные отношения в семье – норма, в трудовом коллективе – девиация);
  • исторический характер (то, что считалось девиацией прежде, теперь – норма, и наоборот; например, частное предпринимательство в советское время и в наши дни);
  • амбивалентность (девиация бывает положительной (героизм) и отрицательной (лень)).

Негативные последствия девиации очевидны. Если отдельные индивиды не в состоянии выполнять те или иные социальные нормы или считают их выполнение необязательным для себя, то их действия наносят обществу урон (приносят вред другим людям, искажают и даже прерывают значимые социальные связи и отношения, вносят разлад в жизнь группы или общества в целом).

Социально-значимые функции девиантного поведения:

  • оно способно усиливать подчинение нормам;
  • девиация позволяет точнее определить критерии (границы) нормы (что хорошо – что плохо, что можно – чего нельзя) и вооружить ими других людей (именно поэтому в старину устраивали публичные наказания, а в наши дни показывают по телевизору передачи типа «Человек и закон»);
  • девиация способствует усилению сплоченности группы, стремящейся защитить себя от девиантов;
  • девиация – фактор социальных изменений (во-первых, потому, что отклонение от нормы – это сигнал о неблагополучии в обществе, которое следует устранить; во-вторых, потому, что указывает на произошедшие в обществе изменения и необходимость пересмотра устаревших норм).

Дисфункции девиации:

1. девиантное поведение подрывает стабильность общества. Если некоторые индивиды не в состоянии выполнить свои действия в надлежащее время и в соответствии с общественными ожиданиями, институциональной жизни может быть нанесен урон.

2. примеры девиантных поступков, оставшихся безнаказанными, санкционируют подобное поведение среди других членов общества.

Теория аномии (Э. Дюркгейм):

Аномия - это общественное состояние, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства.

Таким образом, состояние аномии возникает тогда, когда «старые нормы» уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы, слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации.

На практике дюркгеймовские понятия применил американский социолог Р. Мертон, разработавший аномическую теорию девиации. В основу типологии поведения людей Мертон кладет отношение личности к социально одобряемым целям и институциональным средствам их достижения. Согласно Мертону, разрыв между теми и другими как раз и порождает состояние аномии, порождающее девиацию.

В соответствии с различными вариантами отношения личности к целям и средствам, выделяется единственный недевиантный тип поведения - конформизм, т.е. принятие личностью и социально одобряемых целей, и институциональных способов их достижения, а также четыре девиантных типа.

Девиантные типы по Р.Мертону:

1. Инновация - принятие целей и отрицание традиционных средств их достижения.

2. Ритуализм - отвержение культурных целей, но принятие одобренных обществом средств.

3. Ретрецизм (от англ. retreat - уход, отступление) - отвержение и культурных целей и признанных средств для их достижения при полном бездействии.

4. Бунт - отвержение культурных целей, средств и замена их новыми нормами (например, в радикальных общественных движениях).

Теория культурного переноса:

Габриель Тард в конце XIX в. сформулировал теорию подражания для объяснения девиантного поведения. Он утверждал, что преступники, как и «порядочные люди», имитируют поведение тех индивидов, с которыми они встречались в жизни, которых знали или о которых слышали. Но в отличие от законопослушных граждан они имитируют поведение преступников. Таким образом, молодые люди становятся правонарушителями, потому что общаются и заводят дружбу с теми подростками, у которых криминальные модели поведения уже укоренились.

В 1920 - 1930-е гг. социологи Чикагского университета установили, что в отдельных кварталах города уровень преступности оставался стабильным в течение многих лет, несмотря на изменения в этническом составе населения. Был сделан вывод, что криминальное поведение передается от одного поколения к другому, а детям представителей других этнических групп девиантные модели поведения передаются от местной молодежи.

Теория дифференциальной ассоциации:

Эдвин Г. Сазерленд разработал теорию дифференциальной ассоциации, в соответствии с которой девиантное поведение приобретается на основе не только подражания, но и научения.

В связи с этим тюремное заключение может привести к явно отрицательным последствиям, если поместить юных правонарушителей в одну камеру с закоренелыми преступниками.

Ее можно проиллюстрировать исследованием, посвященным употреблению наркотиков и алкоголя среди американской молодежи (Альтерс, 1979).

Исследователи сделали вывод, что молодые люди берут на вооружение делинквентные образцы в той мере, в какой они встречают одобрение и вознаграждаются за положительное определение девиантности в противовес конформности.

Теория навешивания ярлыков:

Эта теория основана на двух основных положениях.

Первое состоит в том, что девиация содержится не столько в самом действии, сколько в реакции других на это действие.

Второе положение утверждает, что само навешивание ярлыков продуцирует или распространяет девиацию.

Ярлык преступника заставляет человека мнить себя попавшим в сеть преступных организаций, то есть обрести криминальную идентичность. Каждый последующий шаг по этому пути все более укрепляет у них ощущение, что они уже стали какими-то иными - не такими, как все, и не такими нормальными, как прежде. Иногда такой процесс называют стигматизацией (от греч. stigma - укол, пятно). В социологическом смысле стигма - это социальный признак, дискредитирующий индивида или целую группу.

По мнению Р. Коллинза, преступность создает само общество.

Р. Коллинз приводит следующий пример: продажа и приобретение наркотиков не были преступлением до тех пор, пока не были приняты законы, превращающие продажу и приобретение их частными лицами в серьезное преступление.

Социологические теории объясняют возникновение девиации через поиск социальных и культурных факторов, влияющих на людей. Теория аномии Дюркгейма представляет собой первое социологическое объяснение девиации. Дюркгейм исследовал сущность одного из видов девиации – самоубийства. Он считал основной причиной самоубийства явление, названное «аномией» (разрегулированностью, отсутствием норм). Социальные правила играют важную роль в регуляции жизни людей. Нормы управляют поведением людей, они знают, чего ожидать от других и чего ждут от них. Во время кризисов или радикальных социальных перемен жизненный опыт людей перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации. Статистические данные свидетельствуют, что во время неожиданных спадов и подъемов уровень самоубийств становится выше обычного. Дюркгейм считал, что неожиданные упадок и процветание связаны с нарушением «коллективного порядка». Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентиры – все это способствует девиантному поведению.

Теория аномии Р.Мертона. Мертон считает, что девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре целями и социально одобряемыми способами их достижения. Например, общепризнанным мерилом успеха в американском обществе (а в последнее время также и в украинском) считается достижение богатства. Социально одобряемые средства достижения этой цели подразумевают такие традиционные методы, как получение хорошего образования, поступление на работу и построение карьеры. Но далеко не все люди могут получить хорошее образование, лучшие фирмы принимают на работу достаточно ограниченное количество специалистов. Когда люди сталкиваются с невозможностью достичь финансового успеха социально одобряемыми средствами, они могут прибегнуть к незаконным способам (торговле наркотиками, мошенничеству и т.д.).

В рамках своей концепции Мертон разработал типологию девиантных поступков:

В системе Мертона конформизм предполагает согласие и с целями общества, и со средствами их достижения. Примером может быть молодой человек, который получает образование, находит престижную работу и успешно продвигается по службе. Конформизм –имеет место, когда члены общества принимают как культурные цели достижения материального успеха, а также утвержденные обществом средства для их достижения. Инновация предполагает согласие с целями общества, но отрицает социально одобряемые средства их достижения. Примерами инновации являются шантаж, ограбления, растрата чужих денег и пр. Данный вид девиантного поведения возникает в том случае, когда индивид сталкивается с ограниченным доступом к ресурсам, с одной стороны, и сильным желанием выглядеть успешным в глазах общества – с другой. Ритуализм предполагает игнорирование целей данной культуры, но согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально одобряемые средства. Примером может выступать бюрократ, фанатично преданный своему делу, который тщательно заполняет бланки, проверяет их соответствие всем инструкциям, регулярно подшивает их к делу и т.д., но не осознает, для чего все это делается. Ретритизм предполагает отрицание как целей данного общества, так и средств достижения этих целей. Другими словами, человек дистанцируется от общества. К этой разновидности девиации можно отнести монахов, отшельников, с одной стороны, и наркоманов, алкоголиков и самоубийц – с другой. Бунт также выражается в отрицании и целей общества, и средств их достижения. Но в отличие от ретритистов, бунтовщики не отходят от общества, а пытаются предложить ему новые цели и новые средства их достижения. К этому виду девиантов можно отнести реформаторов и революционеров.

Культурологические теории ставят акцент на анализе культурных ценностей. С точки зрения этих теорий, девиация имеет место тогда, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. Идентификация с субкультурой происходит в ходе общения с носителями этой культуры. Важную роль играют не контакты с безличными организациями или институтами (законодательными органами, церковью и т.д.), а повседневное общение – в школе, дома, «на улице». На интенсивность усвоения человеком девиантных ценностей оказывают влияние частота контактов с девиантами, а также их количество и продолжительность. Важную роль играет и возраст: чем человек моложе, тем с большей готовностью он усваивает образцы поведения, навязываемые другими.

Оценка теории культурного переноса Теория культурного переноса показывает, что социально порицаемое поведение может вызываться теми же процессами социализации, что и социально одобряемое. Эта теория позволяет понять, почему количество случаев девиантного поведения изменяется от группы к группе и от общества к обществу. Однако с ее помощью нельзя объяснить некоторые формы девиантного поведения, особенно тех правонарушителей, которые не могли заимствовать у других ни способы, ни подходящие дефиниции и взгляды. Примерами этого могут служить злостные нарушители финансовых соглашений; изготовители фальшивых чеков; люди, случайно нарушившие закон; непрофессиональные магазинные воришки; люди, совершающие преступление «на почве любви». Индивиды могут попадать в одни и те же ситуации, но воспринимать их по-разному, с различными результатами.

Теория стигматизации (клеймения). Девиантное поведение объясняется способностью влиятельных групп ставить клеймо девиантов на поведении менее защищенных групп. С человеком могут обращаться так, как будто он нарушил правило, даже если он этого не делал, только потому, что другие утверждают, что он это сделал. Большинство людей нарушают некоторые социальные правила. Подросток может покуривать сигареты с марихуаной, администратор делать приписки к счету, клерк – присваивать канцелярские принадлежности. Пока окружающие не обращают на это внимание, человек, нарушающий правила, не считает себя девиантом. Как только окружающие узнают об этом, на человеке будет поставлено клеймо девианта. С ним будут обращаться как с девиантом, постепенно он привыкнет считать себя девиантом, вести себя в соответствии с ролью. В отличие от концепций, обращающих внимание на особенности индивидов, способствующих девиации, теория стигмации объясняет, каким образом формируется отношение к людям как к девиантам.

Конфликтологический подход. Данная теория не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы. С данной точки зрения, законы и деятельность правоохранительных органов – это орудие, которое правящие классы, владеющие средствами производства, используют против тех, кто лишен их. Более того, сторонники этой теории рассматривают девиантов не как нарушителей общепринятых правил, а скорее как бунтарей, выступающих против капиталистического общества, которое стремится «изолировать и поместить в психиатрические больницы, тюрьмы и колонии для несовершеннолетних множество своих членов, якобы нуждающихся в контроле».

Оценка теории конфликта В теории конфликта многое справедливо. Совершенно очевидно, что составляют законы и обеспечивают их исполнение облеченные властью индивиды и социальные группы. Вследствие этого законы не являются нейтральными, но служат интересам определенной социальной группы и выражают основные ее ценности. Однако, во-первых, по мнению критиков теории конфликта, подобные интуитивные догадки не удовлетворяют требованиям научного исследования. Например, по словам социолога Стентона Уиллера, разработка теории конфликта и повторное открытие Маркса задали новое направление нашему пониманию девиации, но создается «сильное впечатление, что все эти достижения являются не более чем риторическими».

Многие формулировки конфликтологов требуют уточнения. Так, не всегда ясно, какие конкретно индивиды или группы подразумеваются, когда говорится о «правящей элите», «правящих классах» и «интересах властей предержащих». Во-вторых, теория конфликта нуждается в проверке. Например, Уильям Дж. Шамблисс и Роберт Сидмен утверждают: «Самые суровые санкции, как правило, налагаются на людей низших социальных классов». Однако результаты исследований не всегда согласуются с этим утверждением: одни исследования обнаруживают незначительную связь между статусом нарушителей закона и назначенным им наказанием или полное ее отсутствие; в других исследованиях эта взаимосвязь четко прослеживается; некоторые исследования показывают, что эта взаимосвязь зависит от конкретных обстоятельств. И хотя корпорации часто стремятся оказывать влияние на правосудие и государственную политику, их интересы не обязательно доминируют над интересами остальных групп. Совершенно очевидно, что необходимы дополнительные исследования. Посылки теории конфликта не могут быть приняты на веру без строгих научных исследований.

Особое значение придается одному из трех факторов: человеку, норме и группе.

1). Биологическое объяснение

В конце 19 в. итальянский врач Чезаре Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами. Он утверждал, что криминальный тип личности является результатом деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам как выступающая нижняя челюсть, редкая борода и пониженная чувствительность к боли. Теория Ломброзо получила широкое распространение, и некоторые исследователи продолжали поиск взаимосвязей между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей.

Уильям Х. Шелдон (1940), известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела для определения характера.

Эндоморфу (человеку умеренной полноты) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям.

Мезоморф (сильное и стройное тело) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен.

Эктоморф (тонкое и хрупкое тело) склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью.

Опираясь на анализ поведения 200 мужчин в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.

Хотя подобные биологические концепции были популярны в начале 20 века, другие концепции их постепенно вытеснили. Биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с социальными или психологическими.

В последнее время биологическое объяснение фокусируется на аномалиях половых хромосом девианта. Иногда у отдельных людей имеются дополнительные хромосомы типов Х или У (ХХУ, ХУУ, или даже ХХХУ, ХХУУ и т. д.). Возможно, что необычная внешность в сочетании со стилем поведения играют здесь главную роль в приписывании человеку статуса девианта, но эти причины в принципе преодолимы.

2). Психологическое объяснение

Устанавливается взаимосвязь между психическими отклонениями и девиантным поведением. В результате исследований не было выявлено ни одной психологической черты, к числу которых относится, например, эмоциональная незрелость, психическая неустойчивость или обеспокоенность, которые могли бы быть наблюдаемы у всех преступников.

В настоящее время большинство психологов и социологов признают, что особенности личности и мотивы ее поступков оказывают важное влияние на все виды девиантного поведения. Но с помощью анализа одной психологической черты, конфликта или «комплекса» нельзя объяснить сущность преступности или любого другого типа девиации. Более вероятно, что девиация возникает в результате сочетания социальных и психологических факторов.

3). Социологическое объяснение девиации

Если биологическое и психологическое объяснения девиации связаны с анализом природы девиантной личности, то социологическое объяснение учитывает социальные и культурные факторы, на основе которых людей считают девиантными.

Теория аномии. Предложена Эмилем Дюркгеймом. Он использовал эту теорию в своем классическом исследовании сущности самоубийства. Одной из причин самоубийства он считал явление, названное аномией (буквально, беспорядок, отсутствие организации). Он подчеркивал, что социальные нормы играют важную роль в регуляции жизни людей. Обычно социальные нормы управляют поведением. Но во время кризисов или радикальных социальных перемен, например, в связи со спадом деловой активности и инфляцией, жизненная реальность перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации, социальные нормы нарушаются. Все это способствует девиантному поведению.

В наше время считается общепризнанным, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения. Термин «социальная дезорганизация» означает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Это может быть, например, результатом смешения религиозных, этнических и расовых групп, при высоком уровне миграции членов поселенческих общностей. Противоречивые критерии оценки поведения людей и слабый контроль со стороны властей в значительной мере способствуют росту правонарушений.

Позже теория аномии нашла новое подтверждение в понятии «социальных обручей», введенном Трэвисом Хирши (1969). Хирши утверждает, что чем больше люди верят в ценности, принятые обществом (например, в правильность законов), чем активнее они стремятся к успешной учебе, участию в социально одобряемой деятельности и чем глубже их привязанность к родителям, своей социальной среде и сверстникам, тем меньше вероятность, что они совершат девиантные поступки. Тем не менее, этот вывод не подтвердило исследование, проведенное Хинделангом (1973), который обнаружил, что слишком глубокая привязанность к сверстникам способствует правонарушениям.

Теория аномии Мертона. Роберт К. Мертон (1938) внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Пример: противоречивое отношение американцев к проблеме богатства. Достижение богатства является общепринятой в американской культуре целью. Социально одобряемые средства достижения этой цели подразумевают получение высшего образования; устройство на работу в торговую или юридическую фирму. Но американская реальность такова, что эти социально одобряемые средства недоступны для большинства населения, поэтому люди могут прибегать к незаконным способам для достижения социально одобряемых целей.

4). Культурологическое объяснение

Концепции социальной дезорганизации рассматривают социальные силы, которые «толкают» человека на путь девиации. Культурологические теории девиации делают акцент на анализе культурных ценностей, благоприятствующих девиации, другими словами сил, «побуждающих» людей к девиантному поведению.

Девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. Член субкультурной группы усваивает ее нормы и таким образом становится нонконформистом с точки зрения широких слоев общества. Девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры.

Сатерленд (1939) пытался объяснить, почему лишь некоторые люди усваивают ценности девиантной субкультуры, в то время как другие отвергают ее. Он утверждал, что девиации обучаются. Люди воспринимают ценности, способствующие девиации, в ходе общения с носителями этих ценностей. Сатерленд исследовал криминальную девиацию; он описал факторы, сочетания которых способствуют криминальному поведению. Он подчеркнул, что важную роль в этом играют не контакты с безличными организациями или институтами, а повседневное общение – в школе, дома и т. д. Важную роль играет возраст: чем человек моложе, тем с большей легкостью он усваивает образцы поведения, навязываемые другими.

Теория «наклеивания ярлыков»

Говард Беккер считал, что девиация обусловлена способностью влиятельных групп общества навязывать другим определенные стандарты поведения. С этой точки зрения девиация не качество поступка, который совершает человек, а скорее следствие применения другими людьми правил и санкций против «нарушителя» (Н. Смелзер). Таким образом, девиантное поведение объясняется способностью влиятельных групп наклеивать ярлыки «девиантов» членам менее влиятельных групп. С человеком могут обращаться так, словно он нарушил правило, хотя в реальности это и не соответствует действительности. Многие люди нарушают некоторые социальные правила. Окружающие вначале не придает значения этим поступкам, а человек, нарушающий правила, скорее, не считает себя девиантом. Этот тип поведения называется первичной девиацией. Когда окружающие начинают обращаться к человеку как к девианту, постепенно и он сам начинает привыкать считать себя таковым и вести себя в соответствии с этой ролью.

В отличие от концепций, обращающих основное внимание на личностные особенности индивидов, способствующие девиации, данная теория объясняет, каким образом формируется отношение к людям как к девиантам. Эта теория подвергается критике. В частности, за то, что сторонники этой концепции преувеличивают пассивность девиантов и их неспособность бороться с правящими классами.

Конфликтологический подход (радикальная криминология)

Согласно этому подходу, создание законов и подчинение им является частью конфликта, происходящего в обществе между различными группами. Например, когда возникает конфликт между властями и некоторыми категориями граждан, власти обычно избирают вариант принудительных мер. Это направление не исследует причин, по которым люди нарушают законы, оно анализирует сущность самой законодательной системы. Данный подход делает акцент на характере общества и стремится выявить, в какой мере оно заинтересовано в создании и сохранении девиации; здесь доказывается необходимость исправления не отдельных людей, а всего общества в целом.

Типы девиаций

Сложность типологизации девиаций связана с проблемой определения нормативных требований, на основе которых они оцениваются.

Классификация девиантных поступков, предложенная Мертоном, признается наиболее удачной из всех существующих на данный момент. Мертон строит эту типологию, исходя из концепции аномии: расхождения между культурными целями и социально одобряемыми средствами их достижения. В этой системе тотальный конформизм предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения.

    Конформизм представляет собой единственный тип недевиантного поведения.

    Второй возможный тип поведения – инновация она предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения.

    Третий способ поведения – ритуализм предполагает отрицание целей данной культуры, но при этом сохраняется согласие использовать социально одобряемые средства (пример – бюрократия). В данном случае происходит забвение целей деятельности – зачем все это делается.

    Четвертый способ поведения – бегство от действительности (ретреатизм) – наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения.

    Пятый способбунт приводит к замене старых целей и средств на новые.

Важность концепции Мертона в том, что она рассматривает конформизм и девиацию как составляющие единой системы. Девиация не всегда является продуктом абсолютно негативного отношения к общепринятым стандартам, она может быть связана со средствами.

Коллективные формы девиации. В большинстве случаев, когда девиация наблюдается в течение длительного времени, она выходит за рамки поведения отдельного индивида и становится коллективной: на основе единичных девиантных поступков формируется образец поведения, который усваивается многими людьми. Такой образец может привести к созданию субкультуры, основные принципы которой стимулируют нарушение правил. Когда девиация становится коллективной, девиантная группа приобретает большее влияние в обществе, чем ее представители, действующие в одиночку. В связи с этим власти сталкиваются с новыми сложными проблемами, т. к. изменяется отношение общества к поступкам всей группы. Поведение постепенно становится социально признанным.

Социальный контроль . Этот термин обозначает совокупность норм и ценностей общества, а также санкции, применяемые для их осуществления. В исследованиях девиации под социальным контролем подразумеваются усилия окружающих, направленные на предотвращение девиантного повдения, наказание девиантов или их исправление. Выделяют три метода социального контроля:

1). Изоляция применяется с целью отлучения девианта от других (тюрьмы).

2). Обособление предусматривает ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полную изоляцию от общества. Это позволяет девиантам вернуться в общество, когда они готовы выполнять его нормы.

3). Реабилитация создает возможности возвращения к нормальной жизни и исполнения своих ролей в обществе.

Существуют формальные и неформальные методы социального контроля. Неформальный контроль предполагает «неофициальность» (неофициальное социальное давление) и обычно применяется в небольших группах. Формальный контроль (пример системы формального контроля – уголовное право) осуществляется организациями, предназначенными для охраны порядка.

Выделяют 4 основных типа неформального социального контроля:

1). Социальное вознаграждение (улыбки, одобрительные кивки, повышение в должности). Служат для укрепления конформности и косвенного осуждения девиации.

2). Наказание – непосредственно направлено против девиантных поступков и вызвано желанием их предотвратить.

3). Убеждение

4). Переоценка норм – более сложный тип социального контроля. Поведение, которое считалось девиантным, начинает оцениваться как нормальное. Изменение направлено на принципы социального контроля, а не на поведение.

Уважение и терпимость к другому образу жизни обусловлены необходимостью. Общество становится все более многообразным, поэтому прежние методы контроля за нравственностью перестают соответствовать духу времени.

Марксистская перспектива

Сущность человека – совокупность всех общественных отношений, в которых он участвует. Это определение появилось в ранних работах К.Маркса . Человекпредстает в качестве продукта общественных отношений, он таков, какова окружающая его социальная среда. Недостаток этого подхода: личность отождествляется с социальными отношениями и, прежде всего, с производственными. В итоге абсолютизируется ее социально-классовая принадлежность. При этом с одной стороны, недооценивается активная, деятельная сущность человека, с другой, – игнорируется влияние биологического фактора, а именно, генетической обусловленности, подтверждаемой данными современной науки. Здесь появляется новая проблема: соотношения вкладов социального и биологического факторов, влияющих на поведение личности. Один и тот же социальный опыт усваивается но -различно и имеет разные последствия в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта.

Концепция, акцентирующая влияние социальной среды на человека, предполагает, что достаточно изменить среду обитания человека и он изменится. Эти иллюзорные представления (30-50-е гг СССР) абсолютизировали социальную роль образования и воспитания. Более продуктивна система воспитания, учитывающая индивидуальные особенности детей. До середины 30-х гг 20-го века в СССР П.П. Блонским, Л.С.Выготским разрабатывалась отрасль психологии (подвергшаяся затем резкой критике), направленная на выявление индивидуальных особенностей и выбор соответствующей системы воспитания. В наше время эта отрасль продолжает активно развиваться.

Вопросы для самостоятельной подготовки

Понятие и виды отклоняющегося поведения.

Социальный контроль и социальные нормы.

Социальный контроль и отклоняющееся поведение.

Материал для самостоятельного изучения

1. Общество представляет собой исторически сложившуюся совокупность отношений между людьми. Эти отношения (взаимодействия) в значительной степени носят стихийный характер, но при этом не являются хаотичными, беспорядочными. В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы поведения, деятельности, социальных связей и отношений, вследствие чего общество существует и развивается как целостная система. Важную роль в поддержании целостности общества играет механизм социального контроля . Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки.

Социальный контроль по отношению к обществу выполняет:

Охранительную функцию;

Стабилизирующую функцию.

Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий и включает такие элементы:

1. Социальные ценности.

2. Социальные нормы.

3. Санкции.

4. Власть.

1. Социальные ценности являются принципиальными, фундаментальными ориентирами общественной жизни. Они осуществляют самую общую, стратегическую регуляцию поведения людей и социальных групп. Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым должен стремиться человек.

2. Социальные нормы представляют собой общезначимые правила поведения, санкционируемые обществом или социальной группой. Социальные нормы – это перевод на язык предписаний того, что ценится обществом. Социальные нормы имеют общий характер, регулируют типичные ситуации и рассчитаны на многократное применение. Система социальных норм призвана обеспечить общественный порядок.

Виды социальных норм:

По способу создания и средствам охраны их требований от нарушений :

· нормы права – это общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются или санкционируются (признаются) государством и охраняются его принудительной силой;

· нормы морали – правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением;

· нормы религии регулируют отношения между верующими людьми, их участие в отправлении культов, порядок богослужения и т.д. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.). Охрана и защита этих социальных норм осуществляется самими верующими;


· нормы обычаев – это правила поведения, сложившиеся в обществе при определенных условиях и в результате их многократного повторения, вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека;

· нормы традиций – это правила поведения, выступающие в виде наиболее общих и стабильных направлений деятельности человека, связанные с определенным духовным складом личности, ее мировоззрением (например, семейные, профессиональные, военные, национальные и другие традиции).Традиции соблюдаются в силу общественного принуждения;

· нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются при проведении национальных праздников, бракосочетаний, официальных встреч государственных и общественных деятелей и официальных приемов (банкетов).

· организационные нормы (корпоративные) представляют собой правила поведения, содержащиеся а уставах, программах и других документах компаний, предприятий, партий, профсоюзов, общественных объединений и т.д.. Эти нормы обязательны только для членов данных общественных формирований и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных в их уставных документах.

· политические нормы,

· трудовые нормы,

· семейные нормы,

· эстетические нормы;

· нормы культуры,

· экономические нормы и др.

По степени устойчивости и масштабам применения:

· нормы, которые действуют постоянно и повсеместно;

· нормы, которые зависят от ситуации.

По выполняемым функциям:

· нормы, которые выполняют функцию стандартов поведения (обязанности, правила);

· нормы, которые выполняют функцию ожиданий поведения (реакция других людей).

3. Социальные санкции - наказания или поощрения, которые способствуют соблюдению норм. Санкции приобретают легитимность на основе норм. Санкции с ценностями ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Таким образом, нормы защищены с двух сторон - со стороны ценностей и со стороны санкций.

Выделяют 4 типа санкций:

· Формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, установление памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления) и т.д..

· Неформальные позитивные санкции – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка и т.д..

· Формальные негативные санкции – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви и т.д..

· Неформальные негативные санкции – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями:порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья и т.д..

От способа применения санкций зависит форма контроля :

· самоконтроль - применение санкций совершается самим человеком, не требует присутствия посторонних лиц и направлено на себя;

· внешний контроль – применение санкций требует присутствия посторонних лиц.

4. Власть – это способность достигать желаемых результатов вопреки сопротивлению других.

Власть включает в себя следующие элементы :

1. право истолковывать события и выдвигать цели развития;

2. особые позиции в распределении ресурсов;

3. контроль за доступом к информации как особому ресурсу;

4. возможность диктовать правила деятельности, запрещать те или иные ее виды;

5. способность оказывать личное влияние на людей.

Власть реализуется путем:

· прямого насилия ;

· экономического принуждения ;

· легитимного господства посредством утверждения авторитета .

· на личных качествах (харизматическая власть),

· силе закона (власть права),

· обычаях (традиционная власть).

2. В большинстве случаев члены общества следуют как официально установленным, так и фактически сложившимся социальным нормам, что в немалой степени сохраняет его как систему. В зависимости от внутренних мотивов можно выделить два варианта нормативного поведения:

· когда человек следует определенным социальным нормам, не задумываясь над тем, верны ли они, то такое поведение принято называть конформизмом , который предполагает пассивное принятие существующего порядка, отсутствие собственной позиции, некритическое следование любому образцу;

· если индивид следует нормам с целью привести свое поведение в соответствие с требованиями более высокого авторитета (Бог, общественность, родители, начальник), то это определяется как подчинение .

С точки зрения внешней оценки оба типа поведения можно назвать нормативным, или конформным, поведением. В данном случае индивид "корпоративен", т.е. является "игроком команды". Нормативное поведение отражает эффективность процесса социализации в отношении доминирующих стандартов культуры.

Вместе с тем в обществе также имеет место неприятие и неисполнение социальных норм. Такое поведение индивидов или социальных групп определяется как некомформное, или ненормативное. Оно может носить позитивный характер, что способствует установлению в обществе более прогрессивных норм поведения, деятельности (искусство, научно-техническое и социальное творчество), или иметь патологический, негативный, дисфункциональный характер, что ведет к разрушению прогрессивных тенденций. Такое поведение, деятельность индивидов и социальных групп и принято называть собственно девиантным (отклоняющимся) поведением.

Девиантное (отклоняющееся) поведение (франц. deviation от лат. deviare - сбиваться с пути) – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам.

Характерная черта девиантного поведениякультурный релятивизм . Это означает, что социальная норма, принятая либо обществом, либо законодательством, – явление сугубо относительное. Один и тот же поступок может считаться в одном обществе нормальным, в другом – рассматриваться как социальная патология. Например, в первобытное время каннибализм, убийство стариков и детей, кровосмешение считались нормальным явлением, вызванным экономическими причинами (дефицит продуктов питания) либо социальным устройством (разрешение брака между родственниками), но в современном обществе это считается девиантным, а в некоторых случаях и криминальным поведением.

Основные виды девиации .

1. Культурная и психологическая девиация.

Культурная девиация – это поведение, отклоняющееся от норм культуры. Это поведение изучается социологами. Психологическая девиация – отклонения в личностной организации: психотики, невротики, параноики и пр. Эти отклонения изучаются психологами. Эти два вида девиации часто пересекаются: культурная девиация может являться следствием личностных патологий. Радикальное политическое поведение часто рассматривается как выход эмоциональной воинственности. Проституция часто объясняется как результат недостатка эмоциональной близости и поддержки в детстве, когда девочка имела ограниченные возможности формирования безопасной личности. Однако личностные психопатологии являются не единственной причиной появления культурной девиации. Причинами последней могут также выступать социальные предпосылки, которые будут рассмотрены далее.

2. Индивидуальная и групповая девиация.

Подросток, выросший в интеллигентной семье, который становится наркоманом, тем самым демонстрирует индивидуальную девиацию. В сложном обществе может существовать множество девиантных субкультур, нормы которых противоречат общим моральным нормам. Дети, выросшие в семьях алкоголиков, которые впоследствии становятся частью группы бездомных, где токсикомания является обыденным явлением, демонстрируют групповую девиацию. Употребление токсических веществ в этой группе детей является не протестом против норм субкультуры, а механизмом обретения статуса внутри группы. Таким образом, существует два чистых типа девиантов: 1) индивидуальные девианты отрицают нормы, которые их окружают, 2) групповые девианты являются конформистами в рамках девиантных групп.

3. Первичная и вторичная девиация.

Первичная девиация – девиантное поведение индивида, который является конформистом во всех остальных своих проявлениях. Данный человек не рассматривается в качестве девианта ни сам, ни другими, его воспринимают как несколько эксцентричного. Вторичная девиация – девиация, которая следует после публичной идентификации человека как девианта. Часто единичного девиантного поступка (гомосексуальный половой акт, употребление наркотиков, воровство и пр.) или даже подозрения в совершении такого поступка бывает достаточно, чтобы на человека навесили «ярлык» девианта. Этот процесс навешивания ярлыка имеет крайне важное значение. Человек, совершающий первичную девиацию, в целом поддерживает систему социальных норм и поддается социальному влиянию. После «клеймения» девиантом, человек изолируется, примыкает к группе себе подобных и исключается из общества. Девиация становится центральным местом его жизненной организации.

4. Позитивная и негативная девиация.

Позитивная девиация – отклонения от норм, которые поощряются в данном обществе. Гений, герой, духовный лидер – позитивные девианты. Хотя позитивная девиация имеет место в любом обществе, наибольшее внимание социологов привлекает к себе девиация негативная. Негативная девиация – поведение, которое осуждается обществом и влечет за собой наказания. Преступники, наркоманы, алкоголики, проститутки – негативные девианты.

3. Пристальное внимание ученых вызывает вопрос о причинах возникновения девиантного поведения. Существуют три основных подхода, объясняющих причины возникновения девиаций:

1) биологический подход;

2) психологический подход;

3) социологический подход.

1.Биологический подход. Его сторонниками были Ч. Ломброзо и У. Шелдон. суть этого подхода в том, что девиантное, в частности преступное поведение, обусловлено определенными физическими чертами. Например, выступающая нижняя челюсть, сплющенный нос, редкая борода, пониженная чувствительность к боли (Ч. Ломброзо), или мезоморфность, т.е., строение тела, которое отличается силой и стройностью (У. Шелдон). В последние годы девиантность в русле данного подхода объясняется аномалиями половых хромосом (наличие дополнительной хромосомы У).

Биологические особенности организма, безусловно, влияют на поведение человека (рост, внешность, наличие физических недостатков). Нельзя сбрасывать со счетов и генетическую предрасположенность некоторых людей к девиантному поведению, однако не следует абсолютизировать данный подход, тем более, что значительная часть преступлений вызвана не биологическими, а социальными причинами (например, "вынужденная" или корыстная преступность).

2. Психологический подход – причину возникновения девиации видит в психологических конфликтах, проблемах и травмах, особенно пережитых в детстве. Его основоположником считается 3. Фрейд. Девиантное поведение, по З. Фрейду, возникает в результате конфликта между Ego и Id или Superego и Id. Например, преступления возникают в том случае, когда Superego – цивилизованный самоконтроль индивида – не может совладать с примитивными, деструктивными, жестокими импульсами Id. Различные импульсы могут подавляться, тем самым переходить в бессознательные пласты психики.

Видимо, следует согласиться с тем мнением, что с помощью анализа какой-то одной психологической черты, конфликта или комплекса нельзя объяснить сущность (уровень) преступности или любого другого вида девиации. Более вероятно, что и биологическая, и психологическая предрасположенность к девиантному поведению в некоторых случаях, соединяясь с определенными социальными условиями, дают соответствующий результат.

4. Социологический подход – объясняет возникновение девиации через поиск социальных и культурных факторов, влияющих на людей.

Теория аномии (разрегулированности, "безнормия") Э.Дюркгейма – девиация, в частности самоубийства, происходят вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм. Нормы управляют поведением людей, они знают, чего ожидать от других и чего ждут от них. Однако во время кризисов или радикальных соц перемен, например, в связи со спадом деловой активности и безудержной инфляцией, люди испытывают состояние запутанности и дезориентации. Статистические данные свидетельствуют, что во время неожиданных спадов и подъемов уровень самоубийств становится выше обычного. Дюркгейм считал, что неожиданные упадок и процветание связаны с нарушением «коллективного порядка». Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентиры – все это способствует девиантному поведению.

Теория аномии Р. Мертона. По его мнению, девиантное поведение обусловлено аномией как рассогласованием между провозглашенными данной культурой целями и социально одобряемыми средствами их достижения. В рамках своей концепции Мертон разработал типологию девиантных поступков (см. таблицу).

Все общества, государства, как мы знаем, имеют законы, и везде наказываются их нарушители. Тем не менее, немалая часть людей нарушает установленные правила и законы. Это уже вопросы для социологов. Они пытаются найти общие теории, объясняющие поведение правонарушителей. Серьезность правонарушения зависит не только от значимости нарушенной нормы, но также от частоты такого нарушения. Если студент выйдет из аудитории задом наперед, то это вызовет лишь улыбку. Но если он будет делать это каждый день, то потребуется вмешательство психиатра. Человеку, не имевшему ранее дел с милицией, могут простить даже серьезное нарушение закона, в то время как тому, у кого судимость есть, грозит строгое наказание за небольшой проступок.

В прошлом веке социальные исследователи предложили множество объяснений девиации; в данном вопросе мы рассмотрим основные теории, объясняющие девиацию.

Биологические объяснения девиации

Самые первые теории на сей счет носили биологический характер: некоторые люди плохи от рождения, имеют врожденные личностные изъяны, которые стимулируют их антиобщественное поведение, не дают возможности сдерживать низменные потребности

В конце XIX в. итальянский врач Чезаре Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами. Годы тщательных наблюдений и измерений в тюрьмах убедили ученого, что наиболее серьезные, злобные и упорствующие преступники (по его оценке, до одной трети) были врожденными преступниками, то есть недоразвитыми людьми, напрямую связанными с нашими примитивными предками. Врожденный преступник - атавистическое существо, которое репродуцирует в своей личности свирепые инстинкты примитивного человека, например, убийство себе подобных, каннибализм. Ч. Ломброзо был убежден, что вследствие генетических особенностей врожденные преступники не могут обуздать свои инстинкты. Исправить этих людей практически невозможно. Общество может защититься от них, лишь только заперев их под замок.

Ч. Ломброзо и его ученики представили огромное количество Доказательств в поддержку своей теории. Они утверждали, что уголовники имеют тенденцию больше походить на обезьяну, у них ненормальная челюсть, плоский нос, реденькая бородка, пониженная чувствительность к боли, длинные руки. Но ошибка Ч. Ломброзо заключалась в том, что он не произвел обмеры обычных людей. Это сделал британский врач Чарльз Горинг и нашел такие же физические отклонения у людей, которые не были никогда преступниками.

Уильям Х. Шелдон, известный американский психолог и врач, подчеркивал важность изучения строения тела человека для прогнозирования его поведения. Он считал, что, так же как собаки определенных пород (такса, борзая, лайка) склонны следовать определенным образам поведения, люди, имеющие определенное строение тела, обычно проявляют характерные черты личности. Всех людей он подразделял на три типа. Эндоморф (человек, умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом), ему свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. Эктоморф, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, обладает склонностью к самоанализу, повышенной чувствительностью и ранимостью. На основе этих данных он пришел к выводу, что наиболее склонны к девиантному поведению, нарушению законов люди со строением мезоморфов.

В последнее время биологическое объяснение девиации фокусируется на аномалиях половых хромосом (XY) девианта. В соответствии с нормой женщина обладает двумя хромосомами типа X, в то время как для мужчин характерно наличие одной хромосомы типа X и одной хромосомы типа Y. Но иногда у отдельных людей имеются дополнительные хромосомы типов X или Y (XXY, XYY или, что встречается очень редко, XXXY, XXYY и т.д.) На основе исследования пациентов мужского пола в специализированной психиатрической больнице в Шотландии, Прайс и его коллеги выявили, что наличие дополнительной хромосомы типа Y было свойственно мужчинам выше среднего роста, которые оказались тяжелыми психопатами. В дальнейшем в результате исследования датских преступников Уиткин и его коллеги обнаружили, что среди мужчин с составом хромосом XYY наблюдается более высокий уровень преступности, чем среди испытуемых из контрольной группы, не обладавших дополнительными хромосомами. Однако мужчины, имевшие состав хромосом типа XYY, не были выше среднего роста. Кроме того, это исследование подтвердило данные, что среди мужчин с составом хромосом типа XYY, вероятно больше осужденных не за убийства.

Психологические объяснения девиации

Психологический подход, так же как и биологические теории не редко применяется к анализу криминального поведения. Психоаналитики предложили теорию, которая связывала девиантные поступки с психическими отклонениями (слабоумие, психопатия, умственные дефекты). Так Фрейд ввел понятие - "преступники с чувством вины" - люди, которые желают, чтобы их поймали и наказали потому, что они чувствуют себя виноватыми из-за своего "влечения к разрушению", они уверены, что тюремное заключение в какой-то мере помогло бы им преодолеть это влечение. Что касается сексуальной девиации, то некоторые психологи полагали, что эксгибиционизм, половые извращения и фетишизм обусловлены не преодоленным страхом кастрации. Например, демонстрируя свой половой орган, эксгибиционист, возможно, тем самым убеждался в его сохранности.

Тщательные исследования показали, что сущность девиации нельзя объяснить только лишь на основе анализа психологических факторов. В настоящее время большинство психологов и социологов признают, что особенности личности и мотивы ее поступков, наверное, оказывают важное влияние на все виды девиантного поведения. Но, по-видимому, с помощью анализа какой-то одной психологической черты, конфликта или "комплекса" нельзя объяснить сущность преступности или любого другого типа девиации.

Культурологические объяснения девиации

Культурологические теории девиации делают акцент на анализе культурных ценностей, благоприятствующих девиации, другими словами, сил, "побуждающих" людей к девиантному поведению. Здесь необходимо упомянуть три фамилии сыгравшие важную роль в развитие культурологической теории: Селин, Миллер и Сатерленд

Селлин подчеркивал, что девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. Он занимался изучением поведения отдельных групп, нормы которых отличаются от норм остального общества, т.е. субкультур. Это обусловлено тем, что интересы группы не соответствуют нормам большинства. Например, в таких субкультурах, как уличные банды или группы заключенных правоохранительные органы скорее ассоциируется с карательной или продажной организацией, чем со службой по охране порядка и защите частной собственности. Член такой группы усваивает ее нормы и, таким образом, становится нонконформистом с точки зрения общества.

Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культуры.

Миллер углубил идею Селлина о взаимосвязи между культурой и девиантным поведением. Он утверждал, что существует ярко выраженная субкультура низшего слоя общества, одним из проявлений которой является групповая преступность. Эта субкультура придает огромное значение таким качествам, как готовность к риску, выносливость, стремление к острым ощущениям и "везение". Поскольку члены банды руководствуются этими ценностями в своей жизни, другие люди, и в первую очередь представители средних слоев, начинают относиться к ним как к девиантам.

Селлин и Миллер считают, что девиация имеет место, когда индивид олицетворяет себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. Но почему лишь некоторые люди усваивают ценности "девиантной" субкультуры, в то время как другие отвергают ее?

На этот вопрос ответил Эдвин Сатерленд. Он утверждал, что преступности обучаются. Люди воспринимают ценности, способствующие девиации, в ходе общения с носителями этих ценностей. Если большинство друзей и родственников того или иного человека занимаются преступной деятельностью, существует вероятность, что он тоже станет преступником. Важную роль в этом процессе играет повседневное общение - в школе, дома или на месте постоянных ""уличных тусовок". Юноши и девушки, которые общаются с представителями уличных банд, торговцами наркотиками и проститутками более часто, чем со своими законопослушными родителями и сверстниками, стремящимися получить хорошее образование, в большей мере склонны одобрять преступное поведение. Частота контактов с девиантами, а также их количество и продолжительность оказывают влияние на интенсивность усвоения человеком девиантных ценностей. Важную роль играет и возраст. Чем человек моложе, тем с большей готовностью он усваивает образцы поведения, навязываемые другими.

Теория стигматизации (наклеивания ярлыков или клеймения)

Стигмой называется какой-либо порок, свойственный человеку или группе; люди, отмеченные этим пороком, подвергаются наказанию, изоляции или унижениям со стороны окружающих.

Теория стигматизации была предложена Говардом Беккером. Идея заключалась в следующем: девиация, по мнению Беккера, обусловлена способностью влиятельных групп общества (законодатели, судьи, врачи и пр.) навязывать другим определенные стандарты поведения. Если же на человека ставят клеймо девианта, то он начинает себя вести соответствующим образом (пример: цыгане, лица кавказской национальности, бичи). Т.е. с человеком могут обращаться так, словно он или она нарушили правило (даже если это и не соответствует действительности), только потому, что другие люди утверждают, что это правило нарушено. Именно так поступали с неграми в Америке. Они подвергались преследованию и иногда линчеванию по ложным обвинениям в изнасиловании белых женщин. Или, например гонения на ведьм, после длительных пыток женщина начинала верить в свой сговор с дьяволом и даже рассказывала об их совместных делах.

Необходимо помнить, что большинство людей нарушают некоторые социальные правила. Например, подросток может покуривать сигареты. Окружающие вначале смотрят на эти поступки сквозь пальцы, а человек, нарушающий правила, скорее всего, не считает себя девиантом – это называется первичная девиация- поведение личности, которое позволяет навесить на человека ярлык. Но если друг, член семьи, коллега или служащий правоохранительных органов узнают о таких поступках и расскажут другим, то это приводит к вторичной девиации. На человека ставят клеймо девианта; окружающие начинают обращаться с ним как с девиантом, постепенно и он сам привыкает считать себя таковым и вести себя в соответствии с этой ролью. Ярлыком девианта могут быть преступник, алкоголик, проститутка; ярлык всегда ограничивает официальные возможности человека. Ему труднее устроиться на работу, установить межличностные отношения. Ярлык преступника оказывает влияние на представление человека о самом себе. Теоретики подчеркивают, что, чем выше статус личности, тем меньше у нее шансов получить ярлык девианта, преступника

Социологическое объяснение девиации

Социологическое объяснение учитывает социальные и культурные факторы, на основе которых людей считают девиантами

Впервые социологическое объяснение девиации было предложено в теории аномии, разработанной Эмилем Дюркгеймом. Он использовал данный подход в исследовании сущности, причин самоубийств. Главной причиной самоубийств по мнению Дюркгейма является аномия (в переводе с фр.«беззаконие»).

Аномия – состояние общества, в котором часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно

Социальные правила играют основную роль в регулировании жизни людей. Нормы управляют их поведением, люди знают, что можно ожидать от других и чего ждут от них. Во время кризисов, войн, радикальных социальных изменений жизненный опыт мало помогает. Люди испытывают состояние запутанности и дезорганизованности. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентиры - все это способствует девиантному поведению, аномии. Нарастание социальной дезорганизации не обязательно связано с экономическим кризисом, инфляцией. Это может наблюдаться при высоком уровне миграции, что приводит к разрушению социальных связей, уровень преступности, как правило, выше там, где существует высокая миграция населения. Это может произойти в результате смешения религиозных, этнических и расовых групп, имеющих различные верования, ценности.

Роберт К. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. В качестве примера можно привести противоречивое отношение американцев к проблеме богатства. Они с восхищением относятся к финансовому успеху, достижение богатства является общепринятой в американской культуре целью. Социально одобряемые средства достижения этой цели подразумевают такие традиционные методы, как получение хорошего образования и устройство на работу в торговую или юридическую фирму. Но когда мы сталкиваемся с реальным положением дел в американском обществе, становится ясно, что эти социально одобряемые средства недоступны для большинства населения. Многие люди не могут платить за хорошее образование, а лучшие предприятия принимают на работу лишь ограниченное количество специалистов. Согласно Мертону, когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь с помощью социально одобряемых средств, они могут прибегнуть к незаконным способам, например, рэкету, спекуляции на скачках или торговле наркотиками.

На основе социологического объяснения вырос ряд смежных теорий.

Теория структурной напряженности

Теория структурной напряженности объясняет многие правонарушения разочарованием личности. Снижение жизненного уровня, расовая дискриминация и многие другие явления могут привести к девиантному поведению. Если человек не занимает прочного положения в обществе или не может достичь поставленных целей законными способами, то рано или поздно возникают разочарование, напряженность, человек начинает ощущать свою неполноценность и может использовать девиантные, незаконные, методы для достижения своих целей. Теория напряженности показывает человека, разрывающегося между возможностью и желанием, когда желание берет верх.

Девиация как результат разочарования личности. Разрыв между возможным и желаемым может привести к незаконным методам достижения цели.

Теория инвестирования

Идея инвестирования проста и в известной мере связана с теорией напряженности. Чем больше человек затратил усилий, чтобы добиться определенного положения в обществе (образование, квалификация, место работы и многое другое), тем больше он рискует утратить в случае нарушения законов. Безработный бомж мало потеряет, если попадется на ограблении магазина. Известны некоторые категории опустившихся людей, которые специально стараются попасть в тюрьму накануне зимы (тепло, питание). Если преуспевающий менеджер, банкир решается на преступление, то крадет, как правило, огромные суммы, которые, как им кажется, оправдывают риск.

Теория привязанностей

Теория привязанностей, дифференцированного общения. Все мы имеем тенденцию проявлять симпатию или даже любить тех, к кому испытываем привязанность. Когда мы сильно привязаны к кому- либо, то стремимся сохранить хорошее мнение о нас. Такая конформность помогает сохранить признательность и уважение к нам, защищает нашу репутацию. Хорошо, если такое окружение - нормальные люди, а если нет?



mob_info