Прямая речь сказал он. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Схемы предложений с прямой речью

Естественно, что человек, который не допускает ошибок при письме, привлекает собеседника во сто крат лучше, он подкупает своей грамотностью. Стремление стать таким человеком, безусловно, похвально, но при общении на русском языке возникают иногда такие комичные ситуации, когда можно запутаться в правилах, это обусловлено самой сложностью русского языка, его многогранностью. К этим самым ситуациям подходит и оформление чужих реплик, чужих высказываний. Их можно передать при помощи прямой речи или косвенной. Если со вторым вариантом всё предельно просто и понятно (оформление происходит как сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным), то при написании прямой речи бывает не так уж и легко правильно расставить по своим местам кавычки, двоеточия, точки да запятые. Многое зависит от места расположения текста автора и прямой речи. Давайте разберемся, рассмотрим все нюансы более подробно и наглядно.

В случае, если прямая речь следует после слов автора, то по правилам русского языка ставится двоеточие, затем открываются кавычки и само выражение начинайте писать с прописной буквы. Важно отметить, что восклицательный знак, вопросительный знак и точка в конце предложения оформляются по-разному. Если предложение имеет повествовательный характер, то точка ставится после кавычек, в случаях же с вопросительными и восклицательными предложения — знаки ставятся до заключающих кавычек.

Алексей сказал: «Я ухожу сегодня в пять часов утра».
Он поинтересовался: «Почему ты не в школе?»
Он воскликнул: «Какая ужасно холодная вода!»

Другое дело, когда слова автора стоят после прямой речи. Но тут всё довольно понятно. Открываем кавычки, пишем прямую речь с заглавной буквы, закрываем кавычки, затем идут слова автора со строчной буквы. «Но какой знак препинания между прямой речью и словами автора?» — спросите вы. Ответ — ставьте между ними тире. Оформление кавычек происходит по аналогии с первым случаем, изложенным в данном тексте.

«Я вернусь в десять вечера», — сказал Андрей.
«Разве ты не знаешь?» — спросил он.
«Ухожи отсюда немедленно!» — воскликнул он.

Бывает и такое, что прямая речь прервана словом автора. Как же это оформить? Для простоты понимания предлагаю пользоваться схемами, которые потом я буду также дополнять примерами. Условные обозначения будут такими: «ПР» — прямая речь, «А» — слова автора.

«ПР, — А, — ПР».

А вы заметили проставленную запятую, а не точку, после слов автора? Как пример: «Иди прочь, — сказала девушка, — ты вывел меня из себя».

«ПР!(?) — А. — ПР».

Например: «Не кажется ли тебе, друг мой, что сегодня всё вокруг выглядит удивительным? –любезно спросила Надя. – Я искренне очарована этой мистической красотой». Здесь мы можем заметить, что восклицательные и побудительные предложения оформляются немного по-другому, разорванная прямая речь возобновляется после слов автора с прописной буквы.

Бывает и такое, что прямая речь «встроена» посреди слов автора, т.е слова автора разрываются прямой речью. Здесь расставляем знаки пунктуации по следующим схемам:

А: «ПР», — А.

Рассмотрим пример для наглядности:
Он ехидно заметил: «Потолок-то кривой», — и сразу же отвел взгляд в другую сторону.

А: «ПР!(?)» — А.

А вот и пример:

Мне послышался крик издалека: «Вы где?» — и мы сразу же пошли навстречу товарищу.

А: «ПР…» — А.

Матрос с досадой произнес: «Осточертевшее море…» — и начал разглядывать свою униформу. В отличие от восклицательного и вопросительного знака, при многоточии расстановка знаков схожа с расстановкой кавычек при точке.

Что касается вопроса оформления диалогов, то тут присутствует два варианта.

Первый способ:

Возможно расписать все фразы в одну строчку, при этом должно соблюдаться отсутствие слов автора. В одну строку пишутся все реплики, авторские слова между которыми отсутствуют. Высказывания должны быть заключены в кавычки и отделены между собой с помощью тире.

Рассмотрим пример:

Тихая ночь. Посреди сельской местности два человека шли, держась за руки. Девушка спросила: «Каким образом тебе это удалось?» — «Давай это останется секретом». — «Вот же скрытный ты человек!» — «Приму за комплимент».

Второй способ:

Каждая новая строка — новая реплика, не ставятся кавычки, но присутствует тире в начале предложения.

– Куда идешь?
– Куда глаза глядят.

Оформление цитат

  1. Цитата записывается в зависимости от оформления прямой речи.
  2. Чать цитаты пропускается и заменяется многоточием из-за её емкости.
  3. В цитату входит авторский текст или его часть и данном случае следует заключать его (её) в кавычки.
  4. Цитирование стихотворений происходит с соблюдением строф и строчек, но без заключения в кавычки.

Г.Гейне считал: «Римляне вряд ли изучали грамматику, они бы не завоевали полмира».

В свое время В.Иванов иронично заметил: «Мне кажется, что ночной прибор следует купить до конца света».

По словами А. Белякова, творчество Бетховена было пронизано «той самой «революционной героикой».

Оформление прямой речи в тексте позволяет воспроизвести все особенности живой устной речи.

Понятие о прямой речи и словах автора

Прямая речь — это воспроизведенное чужое высказывание, в котором сохранены его лексические, синтаксические и интонационные особенности. Прямую речь сопровождают слова автора, из которых становится известно, кому принадлежит мысль, при каких обстоятельствах и как она будет выражена.

Оформление прямой речи позволяет воспроизвести все особенности живой устной речи: экспрессию, обращения, восклицания и тому подобное. Прямая речь хранит не только содержание высказывания, но и его лексические, грамматические и стилистические особенности:

"Вася! Иди сюда!" — крикнул со двора отец.

Знаки препинания и прямая речь

Оформление кавычками прямой речи является обязательным правилом, причем в кавычки следует брать вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие, которым заканчивается предложение. Точку и запятую нужно выносить за кавычки. Однако если в кавычках уже есть знаки, вопросительный или восклицательный, или многоточие, то ни точка, ни запятая за кавычками не ставится. Прямая речь может состоять из одного или нескольких предложений, а также его частей.

Если происходит оформление прямой речи в тексте, слова автора могут находиться перед, внутри или после нее.

  • Бабушка спрашивает: "А что, детки? Хотите пирожков?"
  • "А что, детки? — спрашивает бабушка. — Хотите пирожков?"
  • "А что, детки? Хотите пирожков?" — спрашивает бабушка.

Усвоить употребления знаков препинания в конструкциях при оформлении прямой речи (П, п) со словами автора (А, а) можно, пользуясь следующим схемами:

Следует обратить внимание на то, что выделяются слова автора запятой и тире с обеих сторон тогда, когда они находятся внутри выраженной повествовательным предложением прямой речи. Если слова автора заканчиваются указанием (добавил, сказал, возразил, ответил), что продолжается прямая речь, оформление второй части следует начинать с заглавной буквы; после слов автора, в этом случае, нужно ставить двоеточие и тире.

Диалог

Разновидностью прямой речи является диалог. Диалог — это беседа двух или более лиц. Отдельные сообщения и вопросы, из которых складывается диалог, называются репликами. При репликах слова автора часто отсутствуют. В драматических произведениях слова автора называются ремарками.

Знаки препинания при диалогах

Диалог начинается с абзаца и тире перед репликой:

— Мама! А у солнца есть дети?
— Есть.
— А где же они?
— Где? А на небе... те звездочки, что ночью сияют, — это дети солнца...

В драматических произведениях диалог пишется после названия действующего лица и точки:

М а л ь ч и к. У меня уши замерзли...
Д е в о ч к а. Надвинь шапку!

Во всех случаях оформление прямой речи начинается с заглавной буквы.

Передача прямой речи косвенной

В жизни и в литературе часто приходится прямую речь заменять косвенной, то есть передавать ее своими словами. Предложение с прямой речью становится тогда сложноподчиненным, в котором главное предложение образует слова автора, а подчиненное — прямую речь; для связи главной и подрядной частей употребляются союзы "чтоб" или "а", также местоимения и наречия:

  • "Вы поедете на теплоходе в Канев?" — спросил старшеклассников учитель.
  • Учитель спросил, поедут ли старшеклассники на теплоходе в Канев.

Вопросы, выраженные подрядным предложением, называются косвенными; в конце такого предложения знак не ставится.

Чужое высказывание, переданное от имени рассказчика вместе со словами автора, называется косвенной речью. Когда чужое высказывание передают от себя, то есть косвенной речью, то слова автора делают главным предложением, а прямую речь — подрядным.

Правила оформления цитат

Цитата — это дословно приведенный отрывок из какого-то произведения или текста для доказательства или иллюстрации того или иного мнения. Цитата обязательно берется в кавычки.

  1. Ничего в цитате менять нельзя, даже знаки препинания. Когда цитата приведена не полностью, пробелы в ней следует обозначать тремя точками.
    Цитирование бывает двух видов: в виде прямой речи и в виде косвенной речи.
  2. Если цитата приведена в виде прямой речи, то оформление знаков препинания при ней нужно делать так же, как и оформление прямой речи на письме.
  3. Если цитата приводится как составная часть в авторском предложении, тогда к ней применяются такие же требования, как и к косвенной речи.
  4. Если цитата подается в форме стиха, то она в кавычки не берется.
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник Лопатин Владимир Владимирович

Знаки препинания при прямой речи

§ 133. Прямая речь , т. е. речь другого лица, включенная в авторский текст и воспроизведенная дословно, оформляется двумя способами.

1. Если прямая речь идет в строку (в подбор), то она заключается в кавычки: «Я жалею, что не знала вашего отца , - сказала она погодя. - Он, должно быть, был очень добрым, очень серьезным, очень любил вас ». Лужин промолчал (Наб.).

2. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед ней ставится тире (кавычки отсутствуют):

Федя и Кузьма молчали. Кузьма незаметно подмигнул Феде, они вышли на улицу.

- Я вот чего пришел: Любавины с покоса приехали?

- Приехали.

- Возьми Яшу и подожди меня здесь. Я домой заскочу на минуту (Шукш.).

Оба способа оформления прямой речи могут сочетаться, если в речь одного лица включается еще прямая речь другого лица:

- Я так сказал?

- О, жуткий глупец! (Бонд.).

- Ты сон, что ль, видал?

- Видал. Будто мы с отцом моим поехали коня торговать, приглянулся нам обоим один конь, отец мне мигает: «Прыгай и скачи » (Шукш.).

§ 134. Если прямая речь стоит перед вводящими ее словами автора , то после прямой речи ставится запятая и тире, а слова автора начинаются со строчной буквы: «Мы всё прекрасно понимаем, Николай Васильевич», - съязвил про себя Солодовников, присаживаясь на белую табуретку (Шукш.). Если после прямой речи стоит вопросительный, восклицательный знак или многоточие, то эти знаки сохраняются, а запятая не ставится; слова автора, как и в первом случае, начинаются со строчной буквы: «Да проститься же надо было!..» - понял он, когда крытая машина взбиралась уже на взвоз (Шукш.); «Голубоглазый мой ангел-хранитель, что ты смотришь на меня с такой грустной тревогой?» - хотел иронически сказать Крымов (Бонд.).

Если прямая речь стоит после слов автора , то эти слова заканчиваются двоеточием; знаки препинания, стоящие после прямой речи, сохраняются: Я ему говорю: «Ты не плачь, Егор, не надо» (Расп.); Филипп машинально водил рулевым веслом и всё думал: «Марьюшка, Марья…» (Шукш.); Хотелось скорее добраться до «конторы», скорее взять телефонную трубку, скорее услышать знакомый Долин голос: «Это вы? Надо же, а?» (Сол.).

1. Если на месте разрыва оказывается восклицательный или вопросительный знак , то он сохраняется, далее следует тире перед словами автора (со строчной буквы), после этих слов ставится точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы: «Даю ли я сейчас счастье многим людям, как это было ранее? - думал Кипренский. - Неужели только глупцы пытаются устроить благополучие своей жизни?» (Пауст.); «Да тихо! - приказал дежурный. - Можете вы помолчать?!» (Шукш.).

2. Если на месте разрыва прямой речи должно быть многоточие , то оно сохраняется и после него ставится тире; после слов автора ставятся запятая и тире, если вторая часть прямой речи не является самостоятельным предложением, или точка и тире, если вторая часть прямой речи является самостоятельным предложением; вторая часть прямой речи соответственно начинается со строчной или с прописной буквы: «Вероятно, с хозяйкой припадок… - подумала Машенька, - или с мужем поссорилась…» (Ч.); «Погоди… - высвобождая свои льняные волосы из корявых, дрожащих пальцев деда, немного оживляясь, крикнул Ленька. - Как ты говоришь? Пыль?» (М. Г.).

3. Если на месте разрыва прямой речи не должно быть никакого знака препинания или должны быть знаки середины предложения: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире , то слова автора выделяются запятой и тире; вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы: «Ты не можешь понять, - шепчу, отозвав Руслана в соседнюю комнату и затворив дверь, - потому, что мы разные существа» (Триф.); «Так, подвяла чуть-чуть, с одного бока, - Ася хихикнула по-молодому, по лицу разбегаются морщинки, - как яблочко лежалое» (Триф.); «Вдруг посеешь, - думал Семен, - а вырастет обыкновенный ячмень. Скорее всего так и получится» (Сол.); «Да, плохо что-то клюет, - заговорил Туман, - жарко больно» (Т.); «Но как ты будешь играть, - сказал Дарвин в ответ на его мысли, - это, конечно, вопрос» (Наб.).

4. Если на месте разрыва прямой речи должна быть точка , то перед словами автора ставятся запятая и тире, после этих слов - точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы: «Их распустили до приговора, - сказал Дворник. - Объявят завтра, в девять вечера» (Триф.).

5. Если слова автора распадаются по смыслу на две части , которые относятся к разным частям прямой речи, то при соблюдении других условий после слов автора ставятся двоеточие и тире: «Эхма… - безнадежно вздохнул Гаврила в ответ на суровое приказание и горько добавил : - Судьбина моя пропащая!» (М. Г.); «Не трогай мундир! - приказал Лермонтов и добавил , ничуть не сердясь, а даже с некоторым любопытством: - Станешь ты меня слушать или нет?» (Пауст.); «Вы чувствовали когда-нибудь на руках запах меди? - спросил неожиданно гравер и, не дожидаясь ответа, поморщился и продолжал : - Ядовитый, омерзительный» (Пауст.).

§ 136. Если прямая речь оказывается внутри слов автора , то она заключается в кавычки, а перед ней ставится двоеточие; прямая речь начинается с прописной буквы. После прямой речи знаки препинания расставляются следующим образом:

а) запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора: Сказав: «До скорой встречи», она быстро вышла из комнаты ;

б) тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора: Перебарывая неловкость, он пробормотал студенческую остроту: «У меня бабушка корью заболела» - и хотел придать начатому разговору непринужденную легковесность (Бонд.);

в) тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком: Дети ожидали, что он похвалит их, но дедушка, покачав головой, сказал: «Этот камень лежит здесь много лет, здесь ему место…» - и рассказал о подвиге трех советских разведчиков (Сух.); Петр Михайлыч хотел сказать: «Не впутывайся ты, пожалуйста, не в свои дела!» - но промолчал (Ч.); Она [собака] останавливается. Я повторяю: «Что сказано?» - и держу ее долго на стойке (Пришв.);

г) если прямая речь непосредственно включается в авторское предложение в качестве его члена, то она заключается в кавычки, знаки же препинания ставятся по условиям авторского предложения: Сказав Гричмару фразу «Легкой жизни не бывает, есть лишь легкая смерть», Крымов поймал на себе беспокойный, предупреждающий взгляд Стишова (Бонд.).

Примечание. Прямая речь не выделяется кавычками:

а) если нет точного указания, кому она принадлежит (прямая речь вводится безличным или неопределенно-личным предложением): Не даром говорится: дело мастера боится (посл.); Про него говорили: строгий, но справедливый;

б) если в прямую речь вставлено вводное слово говорит , указывающее на источник сообщения: Я, говорит, хочу закончить институт, профессию получить ; или если прямое указание на источник сообщения оформлено как вводная конструкция: Статья ученого, сообщает критик, вызвала большой интерес общественности.

§ 137. Если прямая речь принадлежит разным лицам, то каждая реплика выделяется кавычками отдельно:

а) реплики отделяются друг от друга знаком тире: «Самовар - готов?» - «Нет еще…» - «Отчего? Там пришел кто-то». - «Авдотья Гавриловна» (М. Г.);

б) если одна из реплик сопровождается вводящими авторскими словами, то следующая не отделяется знаком тире: «Вы ведь вдова?» - спросил он тихо. «Третий год». - «Долго были замужем-то?» - «Год и пять месяцев…» (М. Г.);

в) точка и тире ставятся между репликами, принадлежащими разным лицам и снабженными разными авторскими словами: Проходя мимо, он сказал: «Не забудь купить билеты». - «Постараюсь», - ответила я ; если же в первой реплике имеются знаки восклицательный или вопросительный, точка опускается: Проходя мимо, он крикнул: «Не унывай!» - «Постараюсь», - ответила я ;

г) запятая и тире ставятся между репликами, принадлежащими разным лицам, но объединенными общим авторским предложением: Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», - «Да, недурно», - отвечал он обыкновенно (Г.); если же в первой реплике имеются знаки восклицательный или вопросительный, запятая опускается: Когда я спросила: «Почему вы носите на спине ковер?» - «Мне холодно», - ответил он ; то же при ином расположении частей авторского предложения: Когда я спросила: «Почему вы носите на спине ковер?» - он ответил: «Мне холодно» (Ток.).

§ 138. При абзацном выделении реплик диалога перед репликой ставится тире ; после предваряющих диалог слов автора ставится двоеточие или точка. Если в авторском тексте имеются вводящие прямую речь слова, то после них ставится двоеточие; если такие слова отсутствуют, то ставится точка:

Кармен отняла руку; неоконченный такт замер вопросительным звоном.

- Я доиграю, - сказала она.

- Когда?

- Когда ты будешь со мной (Грин).

Телеграфистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила :

- Составьте иначе. Вы - взрослый человек, не в детсаде.

- Почему? - спросил Чудик. - Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена!.. Вы, наверное, подумали…

- В письмах можете писать что угодно, а телеграмма - это вид связи. Это открытый текст.

Чудик переписал (Шукш.).

То же при единственной реплике:

Шацкий прошелся по комнате.

- Духота, духота! - пробормотал он. - Здешние вечера вызывают астму (Пауст.).

Глаза его опущены в тарелку. Потом он поднял их на Надю, обыкновенные голубые глаза, улыбнулся и тихо сказал:

- Извините меня. Это я виноват. Это ребячество с моей стороны (Сол.).

§ 139. Абзацное и безабзацное (при помощи кавычек) выделение прямой речи применяется дифференцированно. Если в тексте перемежается внешняя речь (обращенная к собеседнику) и внутренняя (подумал про себя), то внешняя речь оформляется при помощи абзацного выделения, а внутренняя - при помощи кавычек:

- М-да. Ну что же, вы правы. Дело на безделье менять нельзя. Идите и рисуйте свои треугольнички.

Надя умоляюще глядела в глаза Ивану. «Ну что тут страшного, - хотелось ей сказать . - Будет ведь завтра новый вечер, можно поехать в Белые Горы. И послезавтра. Но я не виновата, если пообещала две недели назад» (Сол.).

А после моих слов он улыбнулся от уха до уха (рот у него такой, как раз от уха до уха) и радостно согласился:

- Ну ладно, тогда пойдем.

«Вот я тебе покажу „пойдем“», - подумал я про себя (Сол.).

Только кавычками выделяется внутренняя (подумал про себя ) речь в авторском тексте, вне диалога:

Кузьма посмотрел, куда указали. Там, на склоне другого косогора, цепочкой шли косцы. За ними ровными строчками оставалась скошенная трава - красиво. «Какая-то из них - Марья», - спокойно подумал Кузьма (Шукш.); Кузьма с радостью смотрел на нее. «Чего я, дурак, искал еще?» - думал он (Шукш.).

Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

РАЗДЕЛ 1 Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи § 1. Точка 1. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения: Навстречу солнцу ползёт тёмная свинцовая громада. На ней то там, то сям красными зигзагами мелькает молния. Слышны далёкие

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

РАЗДЕЛ 14 Знаки препинания при прямой речи § 47. Прямая речь после авторских слов 1. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку (в подбор): Владимир Сергеевич… с недоумением посмотрел на своего человека и торопливым шёпотом проговорил: «Поди узнай, кто это»

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 49. Авторские слова внутри прямой речи 1. Если авторские слова стоят внутри прямой речи (выделяемой кавычками), то кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами (такая пунктуация встречалась в произведениях

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

§ 52. Абзацы при прямой речи 1. Если вначале идет текст от автора (вводная часть, описание и т. д.), а потом предложение, вводящее прямую речь, то оно обычно начинается с абзаца:Ухватился за шест, велел Дине держать и полез. Раза два он обрывался, - колодка мешала. Поддержал

Из книги Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге, 1965–2005. Том 1 автора Бурлака Андрей Петрович

РАЗДЕЛ 21 Знаки препинания в текстах, разговорной речи Различные трудности возникают при пунктуационном оформлении текстов разговорной речи. В некоторых случаях представляется возможным находить какие-то соотношения между конструкциями разговорной речи и

Из книги автора

XX. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи § 75. Точка 1. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения, например: Редела тень. Восток алел. Огонь казачий пламенел (Пушкин). Примечание. Точка не ставится в конце предложения после точки,

Из книги автора

XXXI. Знаки препинания при прямой речи § 119. Прямая речь после авторских слов Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку (в подбор), например: В маленький городок вихрем ворвалась ошеломляющая весть: «Царя скинули!» (Н. Островский). Если же прямая речь начинается с

Из книги автора

§ 121. Авторские слова внутри прямой речи Если авторские слова стоят внутри прямой речи, выделяемой кавычками, то последние ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами. Например: «Я командовать приехал, – заявил

Из книги автора

XX. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПРИ ПЕРЕРЫВЕ РЕЧИ § 75. Точка 1. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения, например: Редела тень. Восток алел. Огонь казачий пламенел (Пушкин).Примечание. Точка не ставится в конце предложения после точки,

Из книги автора

XXXI. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ § 119. Прямая речь после авторских слов1. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку (в подбор), например: Почаще вспоминайте слова Л. Толстого: «У человека есть только обязанности».Если же прямая речь начинается с абзаца, то

Из книги автора

§ 121. Авторские слова внутри прямой речи 1. Если авторские слова стоят внутри прямой речи, выделяемой кавычками, то последние ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами, например: «Я могу читать, - первый опять

Из книги автора

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ И В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КОНЕЧНЫЕ ЗНАКИ В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Знаки препинания в конце предложения § 1. В зависимости от цели сообщения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка

Из книги автора

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ И ЦИТАТАХ

Из книги автора

Знаки препинания при прямой речи § 133. Прямая речь, т. е. речь другого лица, включенная в авторский текст и воспроизведенная дословно, оформляется двумя способами.1. Если прямая речь идет в строку (в подбор), то она заключается в кавычки: «Я жалею, что не знала вашего отца, -

Из книги автора

соотношение прямой речи и авторских слов прямая речь перед словами автора § 134прямая речь после слов автора § 134слова автора разрывают прямую речь § 135, пп. 1, 2, 4, 5слова автора распадаются на две части § 135, п. 5прямая речь внутри слов автора § 136прямая речь, принадлежащая

Из книги автора

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ Группа ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ появилась на свет в июне 1988 года как своеобразная реакция на смену музыкального курса в популярной питерской группе второй половины 80-х МЛАДШИЕ БРАТЬЯ – от мелодичной неоромантики и электропоп в сторону жесткого гитарного

Пунктуационное оформление прямой речи по сути тема очень простая. В данном случае важно различать прямую речь, косвенную речь и слова автора. Именно от этого зависит верная расстановка знаков препинания. Так, собственно прямая речь всегда берется в кавычки, но возникают проблемы, когда она начинается не с начала предложения или прерывается словами автора или еще как-то усложняется ее структура. На все эти варианты усложнения существуют способ правильного пунктуационного оформления, которые удобнее всего обобщить в схемах.

  1. Прямая речь в начале и конце предложения. Проще всего, когда прямая речь ничем не прерывается, например так: «Я никогда не смогу это запомнить,» - сказала школьница в отчаянии. Прямая речь здесь является законченным предложением, поэтому берется в кавычки с обеих сторон (стоит обратить внимание, вопросительные и восклицательные знаки, многоточия также находятся внутри кавычек, ведь они являются частью этого предложения). После кавычек по правилу ставится тире, а запятая или знак конца предложения остаются внутри (именно в этом порядке), точнее говоря, в рукописном тексте кавычки находятся вверху строчки, поэтому невозможно строго отличить, внутри кавычек или за кавычками стоит запятая. Но смысл ее – заменить точку, если в конце предложения предполагается точка, поэтому при набирании печатного текста, когда знаки находятся на одном уровне, она никак не может оказаться после кавычек. Затем, после того, как поставлен знак в конце предложения (уточню еще раз: либо запятая, либо вопросительный, восклицательный знак, либо многоточие), а кавычки закрыты, с маленькой буквы пишутся слова автора. Если поменять эти части местами, то получится так: Школьница сказала в отчаянии: «Я никогда не смогу это запомнить!». Поменялось очень многое: слова автора теперь с большой буквы, ведь это начало предложения, после них и ПЕРЕД прямой речью необходимо двоеточие, а не запятая и тире. На схемах это выглядит так:

    «П.Р.,» - а.
    А: « П.Р.»


    Иными словами, от перестановки местами авторской или прямой речи зависят и знаки, хотя смысл ни капли не меняется.
  2. Слова автора внутри прямой речи. Немного сложнее становится, когда слова автора вклиниваются внутрь прямой речи, хотя принципы остаются теми же. Например, возьмем такое предложение: «Я никогда не смогу этого запомнить, - сказала школьница, - это слишком сложно!». В данном случае слова автора оказались в середине, поэтому они пишутся с маленькой буквы, с двух сторон у них оказались запятая и тире, а кавычки закрылись уже после окончания прямой речи, несмотря на то, что внутри слова автора. При этом вторая часть прямой речи начинается с маленькой буквы, ведь предложение не было закончено.

    «П.Р., - а, - п.р.»


  3. Прямая речь, «обрамленная» словами автора. Может быть и так, что слова автора «обрамляют» прямую речь: Школьница сказала: «Я никогда не смогу этого запомнить,» - и порвала черновик. В данном случае важно не перепутать тире и двоеточие, двоеточие ставится после слов автора и перед прямой речью, а тире, наоборот, перед словами автора.
  4. Знаки конца предложения. Очень важно помнить, что после прямой речи, которая теоретически оканчивается точкой, эта точка меняется на запятую, затем идет тире и т.д. НО! Если прямая речь заканчивается не точкой, а восклицательным, вопросительным знаком или многоточием, этот знак остается на своем месте, а запятую ставить не надо. Между прямой речью и словами автора будет только тире.
  5. Косвенная речь. Важно не путать прямую речь и косвенную, ведь косвенная отличается только формально, именно тем, что она не сопровождается всеми этими пунктуационными сложностями. Косвенная речь оформляется при помощи придаточного предложения, описательно передает содержание прямого высказывания субъекта и выглядит так: Школьница сказала, что она никогда не сможет этого запомнить… Здесь есть только запятая, обусловленная придаточным предложением.
В общем знаки при оформлении прямой речи регулируются очень простыми принципами: начало предложения с большой буквы, кавычки закрываются только когда прямая речь заканчивается, несмотря на авторские слова внутри, слова автора и прямая речь отделяются друг от друга знаками тире и т.д. Здесь почти ничего не требует отдельного изучения, разве что вопрос со знаками конца предложения, когда предполагаемая точка превращается в запятую, а другие возможные знаки остаются сами собой, но и запятую тогда ставить не нужно. В конце прямой речи не может быть и знака вопроса, и запятой, и потом еще тире. Либо знак конца предложения (кроме точки), либо запятая.

1. Если слова автора стоят внутри прямой речи (выделяемой кавычками), то кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи (и не ставятся между прямой речью и словами автора: такая пунктуация встречалась в произведениях писателей XIX в.):

«Я командовать приехал, — заявил Чапаев, — а не с бумажками возиться» (Фурм.).

Примечания: 1. Особый случай пунктуационного оформления при «разрыве» заключенных в кавычки слов (названий литературных произведений, различных предприятий и т. д.) находим в таком примере: «Пиковая…» ли это «…дама»? (реплика собеседника в ответ на утверждение, что представленный текст является отрывком из «Пиковой дамы»).

2. Не выделяется кавычками прямая речь в следующих случаях:

1) если нет точного указания, кому она принадлежит, или если приводится общеизвестная пословица, поговорка:

Про Ивашку Бровкина говорили: крепкий (А. Т.); Дома и хворать легче и жить дешевле; и недаром говорится: дома и стены помогают (Ч.);

2) если прямая речь приводится в таком виде, который может иметь и косвенная речь с тем же лексическим составом:

Но мне приходит в голову: точно ли стоит рассказывать мою жизнь? (Т.);

3) если в середину прямой речи вставлен глагол говорит, играющий роль вводного слова, указывающего на источник сообщения:

Умру, говорит , и слава Богу, говорит ; не желаю, говорит , жить (Т.); Я, говорит , самого вахмистра жандармерии из пистолета убить хочу (Верш.);

4) если в середину предложения, представляющего собой сообщение из периодической печати, вставлено указание на источник сообщения (такая вставка выделяется запятыми):

Речь оратора, продолжает корреспондент , вызвала горячую поддержку у большинства присутствующих.

То же, если высказывание говорящего передается приблизительно (тем самым утрачивается характер прямой речи): Предлагаемый проект, указал докладчик , получил уже апробацию на практике.

2. Если на месте «разрыва» прямой речи словами автора не должно было бы быть никакого знака препинания или должна была бы стоять запятая, точка с запятой, двоеточие либо тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятыми и тир е, после которых первое слово пишется со строчной буквы:

«Мы решили, — продолжал заседатель, — с вашего дозволения остаться здесь ночевать» (П.) — на месте «разрыва» не было бы никакого знака; «Нет, — промолвил Ермолай, дело не ладно; надо достать лодку» (Т.) — на месте «разрыва» стояла бы запятая; «Нам придётся здесь ночевать, сказал Максим Максимыч, — в такую метель через горы не переедешь» (Л.) — на месте «разрыва» стояло бы двоеточие.

3. Если на месте «разрыва» прямой речи словами автора должна была бы стоять точка, то перед этими словами ставятся запятая и тире , а после них — точка и тире , причем вторая часть прямой речи пишется с прописной буквы:

«Я ни с кем и ни с чем не связан, — напомнил он о себе. — Действительность мне враждебна» (М. Г.); «Искалечить вы меня хотите, Леночка, покачал головой Воропаев. Ну, разве мне дойти?» (Павл.)

4. Если на месте «разрыва» прямой речи словами автора должен был бы стоять вопросительный или восклицательный знак, то этот знак сохраняется перед словами автора и после него ставится тире . При этом слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся точка и тире, а вторая часть прямой речи пишется с прописной буквы:

«Так вас зовут Павкой? — прервала молчание Тоня . — А почему Павка? Это некрасиво звучит, лучше Павел» (Н. О.); «Вот он, край света! воскликнул Мохов. Здорово! Никогда ещё так далеко не ездил!» (Аж.)

5. Если на месте «разрыва» прямой речи словами автора должно было бы стоять многоточие , то оно сохраняется и после него ставится тире ; после слов автора ставятся или запятая и тире (если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения, — пишется со строчной буквы): «Не надо… — сказал Вершинин, не надо, парень!» (Вс. Ив.); или точка и тире (если вторая часть представляет собой новое предложение, — пишется с прописной буквы): «Обожди… — сказал Морозка угрюмо. — Давай письмо…» (Ф.)

6. Если в словах автора, находящихся внутри прямой речи, имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире , причем первое слово второй части пишется с прописной буквы:

«Я тебя не спрашиваю, — строго сказал офицер и снова спросил: Старуха, отвечай?» (М. Г.); «Покорно благодарю, отозвался Мешков, смиренно снял картузик, но сразу опять надел и поклонился, добавив торопливо: Спасибо вам большое, товарищи» (Фед.).



mob_info