Символы розенкрейцеров роза и крест. Сакральный смысл символа Розенкрейцеров — Роза и Крест. Тонги – радикальные организации Китая

Орден ро­зенк­рей­це­ров («Орден розы и креста») — теологическое и тайное мистическое общество, было основано, по одной из версий, в период позднего средневековья в Германии Христианом Розенкрейцем. Содержит традиции, учение, которое построено на древних эзотерических истинах, скрытых от обычного человека, дающих понимание природы, физической вселенной и духовного царства.

Символом Ордена розенкрейцеров является изображение розы, распускающейся на кресте, что ассоциируется у розенкрейцеров с воскрешением и искуплением Иисуса Христа.

«Орден розы и креста» известен под аббревиатурой «А.М.О.Л.С». Розенкрейцеры утверждают, что их, традиции идут от эпохи якобы существовавшей некогда мифической цивилизации Атлантиды. Учения атлантов в области магии, астрологии, алхимии и других эзотерических наук, как считают некоторые из исследователей, были отчасти переняты и дополнены древнеегипетскими жрецами. И в дальнейшем оказались в руках розенкрейцеров.

Следует заметить, что большое место в учении и деятельности розенкрейцеров занимали идеи нравственного самоусовершенствования, оккультные науки - черная магия, кабалистика, алхимия, поиски «философского камня», «жизненного эликсира» и других мистических направлений.

…Тот, кто, считался достойным, становился одним из многих в рядах таинственного, вездесущего, международного Ордена. Никто, даже самые близкие друзья, не должны были не то что знать, а даже и догадываться об этом. Неофит давал клятву, что он будет скрывать свою принадлежность к Ордену Розенкрейцеров на протяжении 100 лет!

Розенкрейцеры-паллидисты имели до такой степени высокий уровень разума, что его можно описать только с колоссальными трудностями. Даже в наше время!

Чтобы сейчас же какое-то подтвердить эти слова, вспомним в течении десятилетий замалчиваемого и шельмуемого, а теперь все чаще упоминаемого . За последние десятилетия о нем выпущено немало книг. Все они проникнуты удивлением и огромным уважением к этому удивительному и величественному ученому. Однако почти никто даже не вспоминает того факта, что Нострадамус, как считают, имел непосредственное отношение к розенкрейцерам!

Членом Ордена розенкрейцеров предположительно был, скажем, Якоб Брюс, который был одним из тех, кто входил в окружение . Он (Якоб Брюс) оставил после себя так называемый «Брюсов календарь». Но если желающие могут свободно прочитать (потому что есть литература на эту тему), то «Брюсов календарь» пока не встретишь на раскладках.

Отношение к розенкрейцерам имел и Жак Казот. Правда, некоторые полагают, что ему в довольно юном возрасте пришлось распрощаться с Орденом, потому как он примкнул к — мартинистам. Хорошо известно его предсказание относительно дальнейшей судьбы гостей одного дома, в котором ему довелось однажды пообедать. уже около 200 лет, потому мы подробности опускаем.

Загадочную, хотя и достаточно одиозную фигуру графа Калиостро также неоднократно связывали с Орденом Розенкрейцеров. Хотя исследователи традиции полагают, что он также в свое время был изгнан из рядов розенкрейцеров за чрезмерно большую склонность к афишированию своей персоны.

Но, к примеру, Мэнли П.Холл считает по другому. И уверяет, что «…циркулировавшие вокруг него слухи могут быть прослежены к махинациям инквизиции, которая распускала их, стремясь тем самым оправдать его преследование. Основные обвинения против Калиостро сводились к тому, что он пытался основать масонскую ложу в Риме и ничего больше. Все остальные обвинения выдвинуты против него поздней. По некоторым нераскрытым мотивам Папа заменил смертный приговор Калиостро пожизненным заключением… Ходили слухи, что он сбежал и, согласно одной из версий, отправился в Индию, где его таланты были оценены в отличие от управляемой политиками Европы».

Фактически, без сомнений, сейчас воспринимается принадлежность к Ордену графа Сен-Жермена, таинственные способности которого всю жизнь интересовали Александра Пушкина. был выдающимся знатоком принципов восточного эзотеризма. Как-то раз граф заявил, что пробудет в Индии 85 лет и потом вновь возвратится к европейским делам. Временами он признавал, что выполняет приказы высших сил. Но о том, что он был послан в мир как представитель Ордена, граф не упоминал.

Тем, кто уже читал что-то на эту тему, напомним, что и Яков Бемэ (1575–1624 гг.), и Эммануэль Сведенборг (1688–1722 гг.), и блестящий польский писатель Ян Потоцкий, известный своим романом «Рукопись, найденная в Сарагосе», тоже имели отношение к Розе и Кресту.

Среди апологетов розенкрейцерства видное место занимал Джон Хейдон, который подписывался именем Слуги Господа и Секретаря Природы. В своей интересной работе, озаглавленной «Раскрытые Роза и Крест» он дал таинственное, но ценное описание Братства R.C.: «А есть еще люди, как они сами себя называют, розенкрейцеры, божественное братство, населяющее окрестности небес, представители Вершителя мира, глаза и уши великого Короля, видящие и слушающие все вещи…Говорят, что эти розенкрейцеры ангельски просвещены, как просвещен был Моисей».


Хейдон далее утверждает, что эти таинственные Братья обладают разносторонними и разнообразными силами и по желанию могут принимать любую форму. Он утверждал также следующее: «…один из них поехал от меня к моему другу в Девоншир и привез мне от него привет в Лондон тем же днем, хотя это требует 4 дня езды; они научили меня отличным астрологическим предсказаниям, а также предсказаниям землетрясений; они замедляют распространение чумы в городах; они усмиряют ветры и бури; они успокаивают буйство морей и рек, путешествуют по воздуху; они предотвращают злые проявления ведьмовства; они излечивают все болезни».

Один из сторонников ордена подтверждает заявление Джона Хейдона о способности розенкрейцеров делаться невидимыми по желанию.

Особенным вопросом для исследователей всегда являлось взаимоотношение Ордена Розенкрейцеров с широко распространенными как прежде, так и в наше время масонскими ложами. Некоторые сейчас пытаются убедить интересующихся этим вопросом, что Роза и Крест - не более, чем разновидность масонства. Это исключительно неправильная точка зрения!

Имеет смысл сказать главное - направление основных задач Ордена и масонских лож как в старину, так и в новое время, говорит о том, что направления эти довольно различны! Потому возможно только с немалым сожалением и досадой привести несколько легковесные слова Е.Парнова из «Трона Люцифера»: «Организационно поглощенное масонством, розенкрейцерство раздвоилось и продолжило оккультное существование в недрах откровенно колдовских, а то и даже абсолютно сатанинских сект».

Уж кто-кто, а, он, наверно, знает, что это не вовсе так…

Элифас Леви (1810–1875 гг.), книги которого пользовались и пользуются немалой популярностью, некогда встречался со известным английским писателем Булвер-Литтоном, который сделал, как считают, очень много для восстановления в середине прошлого века «Французского кабалистического Ордена розенкрейцеров». А в 1866 г. Роберт Вентворт Литтл возродил что-то подобное и в Англии, проведя перед этим огромную многолетнюю работу в архивах, где он разыскал описание некоторых древних розенкрейцеровских ритуалов. Потом в этот Орден вступил , который носил прозвище «Апокалиптический зверь».

Нет сомнения! Исследователи уже давно приходят к пониманию того, что ритуалы в действительности имели место у рыцарей Розы и Креста!

Но сколько труда, разума, экспериментальной работы над собой, поистине нечеловеческого риска и отваги требовал путь истинных посвящений! Розенкрейцеры - это не . Плащей с красивым восьмиконечным крестом у них никогда не было. По уставу они должны были носить одежду, характерную для той страны в которой находятся, чтобы ничем не отличаться от обычных людей.

Они знали в совершенстве все официальные науки. Но их тайные взгляды и знания о мире разительно контрастировали со всеми этими науками. Розенкрейцерские взгляды и учения об устройстве Мироздания, Материи и Духа по своей глубине не шли ни в какое сравнение с официальным уровнем.

Повель и Бержье констатируют: «Что нас поражает, наконец, так это неоднократные заявления розенкрейцеров и алхимиков, что главная цель трансформации - это трансформация самого мышления. Говорится не про магию, не про дар небесный, но про открытие реальностей, которые вынуждают исследователя мыслить в абсолютно ином направлении…»

…Некогда Наполеон II очень интересовался всем тем, что имело хоть какое-то отношение к Братьям Розы и Креста. Он за огромные деньги собирал, отыскивал и накапливал их раритеты, в независимости от того, были это вещи или документы. Но однажды старательно собранные ценности, которые к тому же бдительно охранялись… без остатка сгорели… Считают, что подобная особенность есть у розенкрейцеровских предметов - они не у каждого могут сберегаться…

Не станем забегать вперед, но заметим, что тот, кто становился братом, жил очень напряженной, полной опасностей и постоянного риска жизнью. Его сутью становилась тайна и осторожность. Он мог быть лихим рубакой, прекрасным воином и поэтом (таким был Сирано де Бержерак), отличным приятелем для своих однополчан. И в то же время - исключительно ловким и скрытным Братом Ордена, настойчиво исполняющим свою работу… Он мог быть известнейшим врачом при дворе или профессором знаменитого европейского университета, но только Капитул Ордена знал, какая работа на самом деле поглощает все его умственные и моральные силы…

Да и они также были постоянно где-то недалеко, их ни на минуту нельзя было сбрасывать со счетов: люциферитов, иезуитов и еще кое-кого… И хотя люцифериты с иезуитами враждовали смертельно, но ни с кем из них Братья Розы и Креста никакого, пусть даже временного союза заключить не могли. Да и не хотели…

Возникает вопрос, что же привлекало талантливейших, умнейших, образованнейших людей своего времени вести такую жизнь. Ради чего, во имя чего на протяжении столетий (а скорей, тысячелетий) они обрекали себя на тяжелый труд, опасности и всяческие лишения?

Что же это за традиция, во что верили, ради чего работали эти таинственные, овеянные легендами люди?

Как и их предшественники, розенкрейцеры никогда не считали себя врагами христианской церкви. Вместе с тем, они не считали себя врагами и других религий. Наоборот, идущие путями древних, всегда относились к религии с глубоким уважением и склонностью. Это истинная правда, если говорить относительно светлого пути. И это не так, если речь идет о Темном пути…

Но, уважая религию, оккультисты всегда несколько расходились с религиозными версиями.

Так, к примеру, христианская религия говорит о Боге и Ангелах. Те же понятия содержатся и в «Наследии атлантов». Подобное возможно встретить и в халдейских, и в египетских, и в тибетских, и в древнеиндийских, и в древнесемитских трактатах.

Но различие между оккультной «атлантической традицией», а значит и Традицией Розы и Креста и любой религией, в следующем:

Религия устанавливает нечто подобное «потолку» для деятельности человека, как бы принципиально ограничивает его развитие и теперь, и в будущем.

Одновременно религия ссылается на существование уровня иерархии небесных сил. Он недосягаемо высоко отстоит от потенциального «потолка» в принципе достижимого людьми. И эта «мертвая зона» между максимальным уровнем возможностей человека и минимальным уровнем для иерархии небесных сил - принципиально непреодолима для человечества.

Как следствие, стараться преодолеть ее человеческими силами - это ересь и кощунство. Это, кстати, следствие всех религий.

Совсем другое дело - эзотеризм. «Наследники атлантов» всегда исходили из того, что люди имеют право и должны в своем познании и разгадывании тайн природы стремиться к достижению уровня Богов! И даже превзойти его! Но, согласно, к примеру, розенкрейцеровским взглядам, Боги тоже развиваются и совершенствуются!

Потому люди в далеком будущем могут стать тем, чем Боги были в далеком прошлом!

Таким образом, сравняться с Богами, согласно Традиции, также нельзя! Но принципиальная разница между религиозным и эзотерическим подходом сомнений не вызывает!

Имеется и значительная разница в вопросе строения Вселенной, а также в понимании относительно «коренных рас».

«Наследники атлантов», размышляя об Иерархии Сил, считали, что наш видимый, полный звезд мир, наша вселенная реализовалась согласно Воле и Мыслям Брамы и относительно Вселенной есть Внешний Бог, который принципиально ненаблюдаем. Но есть и намного более высокая Сущность - Браман, которая, однако, не является величайшим Божеством… Наивысший уровень, о котором человек еще в состоянии вообще что-то сказать - это Парабраман у индусов, Эйн-Соф - у каббалистов, Ветхий Деньми - у тибетских лам.

Отсюда выходит, что библейский Иегова, или Саваоф - Бог Солнечной системы, не мог рассматриваться в качестве Верховного Божества эзотеристами никогда!

У упоминаемых раньше тайных тамплиеров-люциферитов Саваоф именовался как Адонаи. При встречах, обрядах, медитациях и т. п. люцифериты как правило приносили ему проклятие!

Вышесказанное уже является серьезнейшей причиной расхождений с христианскими богословами… Кстати, уже даже сущность, эквивалентная Браме, должна была обходиться молчанием. Древнееврейские каббалисты говорили, что: «Эйн-Соф не может быть ни постигнуто, ни отнесено к какому-то определенному месту, ни быть правильно названо, хотя само оно есть беспричинная причина всего сущего».

Эйн-Соф и означает «Неисповедимое, Непознаваемое и Несказуемое». Изображалось это символически в виде безграничного круга или сферы. «Наследники атлантов» различали еще великий круг, или Проявленное Божество. Или Брама - тоже непостижимый для нас иначе, чем через свое творение - Проявленную Вселенную.

Парабраман и Браман - Сущности, как уже говорилось, непознаваемые даже для Брамы! Потому больше о них говорить вообще не будем.

Кстати, розенкрейцеры не только знали, но и широко использовали как знания о «духовной эманации», так и значительно более удивительные вещи.

Люди начинают видеть реальный окружающий мир с его темными и светлыми сторонами. С его загадками и тайнами. Люди больше не тешат себя иллюзиями. Мол, этих странностей, опасностей, таинственных и непонятных, не существует! Что нет НЛО, полтергейста, ясновидения, телепортации, потусторонних сил, . Или, к примеру, нарушений принципа причинности…

Мир воспринимается таким, каким он есть на самом деле!

Традиция говорит, что на смену нам рано или поздно придет следующая, Шестая Коренная раса. Ее носители будут соответствовать Пятому Уровню или Состоянию. Люди Пятого Уровня будут владеть Самосознающим Образным Сознанием. Как это можно себе представить?

Самое простое, обратившись к примерам, которые имеются на страницах популярных фантастических произведений.

Именно человеку Пятого Уровня, согласно розенкрейцеровским взглядам, свойственна способность создавать и пересылать на большие расстояния свое изображение, не дышать, делаться невидимым в сознании обычного человека, предвидеть будущее и жить сотни лет. Многие сотни лет! А также многое другое…

Следующая Коренная раса - Седьмая. Она соответствует Человеку Шестого Уровня или Состояния. Он владеет уже так называемым Самосознающим Предметным Сознанием. Согласно традиции, Он настолько выше Человека Пятого Уровня, насколько последний выше, чем мы. Это уже получеловек-полубог. Волевым усилием он способен создавать и преобразовывать материальные предметы.

Человек Шестого Уровня может самостоятельно передвигаться в открытом космическом пространстве без применения технических устройств на огромные расстояния. Проходить сквозь стены, создавать и разрушать вещество волевым усилием.

В талантливом рассказе американского писателя А.Е.Ван-Вогта «Чудовище» дана замечательная иллюстрация возможностей Человека Шестого Уровня. Способного, без каких бы то ни было технических средств перемещаться на десятки световых лет. Проходить через энергетические барьеры, на расстоянии предотвращать волевым усилием взрыв водородной бомбы, мгновенно постигать принцип действия и конструкцию незнакомых предметов и сооружений колоссальной технической сложности и т. д.

Но из песни слова не выкинешь… Традиция постулирует еще один, Седьмой Уровень. Человек Седьмого Уровня, если подобное существо еще пусть даже условно возможно полагать таковым, при этом владеет Самосознающим Творческим Сознанием. Это существо способно волевым усилием создавать миры… Вся Вселенная - дом для такого существа. Человек Седьмого Уровня способен, к примеру, материализовываться в любой момент в любой точке Вселенной. Мы просто не способны представить себе его возможности.

Даже на страницах фантастических романов мне не приходилось встречать примеры сущностей, которые возможно было бы считать каким-то аналогом эзотерического Человека Седьмого Уровня. Но вот в древних оккультных источниках, в розенкрейцеровской традиции, такое Существо именуется - совершенный маг!

Потому, никоим образом не желая обидеть прекрасных современных фантастов, обратим внимание на тот факт, что все свои фундаментальные идеи они брали, берут и будут брать из наследия Традиции.

Но, конечно же, когда речь заходит об Уровнях развития, мы всегда должны помнить, что есть еще и подуровни…

В различных вариантах Традиции, согласно эзотерическим источникам, количество этих подуровней колеблется в пределах от 7-и до 11-ти.

Но вернемся к современному нам Человеку Пятой Коренной расы Четвертого Уровня. В соответствии с эзотерическими взглядами мы находимся на разных подуровнях. Обычно, не выше третьего-четвертого. Это если исходить из девятиричной шкалы. Те, кто находится на один-два подуровня выше, поражают присутствующих своими способностями. Они могут лечить руками, видят, что находится в запечатанном конверте, способны гипнотизировать других людей. К ним часто приходят очень странные, …

Однако все это ни в коем мере не означает, что представителей, к примеру, Пятого Уровня не бывало на Земле раньше или нет сейчас…

…Так, в первом приближении, Братья Розы и Креста - «наследники атлантов», представляли антропогенезис Человечества. Но, будучи творцами, бесстрашными экспериментаторами, неутомимыми исследователями и могучими философами, розенкрейцеры были тем авангардом, который проложил человечеству путь в будущее…

История тайного общества розенкрейцеров в России имеет во многом те же черты, что и в других странах. Так как розенкрейцеры по своим убеждениям вполне вписывались в достаточно размытую и общую философию общего масонского течения, да и действовали чаще всего внутри масонских лож, отделить собственно розенкрейцеров от масонов дело непростое. Поэтому зачастую понятия «розенкрейцеры» и «масоны» воспринимаются как синонимичные, поэтому история розенкрейцеров в России почти сливается с масонской.

История продолжительностью в несколько лет

В действительности история деятельности в России «настоящих розенкрейцеров», то есть тех, которые признаются таковыми подавляющим большинством исследователей вопроса, ограничивается десятью годами в конце XVIII столетия. В 1782 году в Москве появилось первое российское «отделение» розенкрейцеров под руководством немца Шварца. Собственно, основу и руководящую верхушку розенкрейцеров в России составляли именно немцы как своего рода духовные инструкторы и учителя, которые должны были подготовить себе смену уже из российских последователей.

На первом этапе, длившемся примерно год, этот филиал, именовавшийся орденом «Златорозового креста», действовал в рамках общемасонских лож. В результате были отобраны те люди, которые в наибольшей степени интересовались непосредственно учением и деятельностью розенкрейцеров, и они в1783 году подавали именные прошения о принятии в собственно главное розенкрейцеровское общество. Но перейти к какой-то действительно серьёзной регулярной деятельности российские розенкрейцеры, к которым, по некоторой информации принадлежал и знаменитый мыслитель и публицист Николай Иванович Новиков, просто не успели. Сначала в 1784 году умер Шварц, затем в 1787 году по разным обстоятельствам Россию покинули практически все немецкие «инструкторы», а ещё спустя пару лет Екатерина II серьёзно взялась за борьбу с масонством и прочими тайными обществами. Розенкрейцеры в этой связи пострадали более всего, организованные ими типографии были разгромлены, а литература уничтожена. Новиков, как известно, был на несколько лет заточён в Шлиссельбургскую крепость, другие розенкрейцеры были высланы из Москвы. На этом примерно к 1792 году известная деятельность несомненных розенкрейцеров в России и завершилась. Возможно, отдельные сторонники розенкрейцеровского учения в стране и были на протяжении XIX века, но они действовали в рамках других масонских лож.

Революция – благодатное время для тайных обществ

Начало XX века, предреволюционные и революционные годы в России были временем, когда прежде существовавшие тайные общества как-то проявляли себя, а новые появлялись в значительном количестве и разнообразии. Вот и название «розенкрейцеры» снова всплыло в общественной жизни России. Но все они к настоящим розенкрейцерам отношение имели весьма относительное, так как никакой связи между международным тайным обществом розенкрейцеров и этими обществами не было. Русские «розенкрейцеры» начала прошлого века были выросшими на национальной почве теоретиками, которые лишь использовали звучное название. Существовало несколько таких групп: например, действовавший с 1916 по 1933 годы орден «Московских розенкрейцеров-манихеистов», или оккультное движение 1925-1929 годов «Розенкрейцеровский орден «Эмиш редевиус»».

Но благодаря сохранившимся в достаточном количестве документам наиболее полное представление сегодня можно составить об обществе, основанном Борисом Михайловичем Зубакиным в 1912 году и известном как «Духовное братство Lux Astralis». Зубакин не именовал себя и своих последователей истинными розенкрейцерами, скорее он позиционировал свой тайное общество как последователей розенкрейцеров. При этом он пытался соединить в одном учении определённые христианские и философские принципы, заявлял о бессмертии души не только в мистическом, но и в физическом плане (душа как носитель света) и так далее. «Духовное братство Lux Astralis» просуществовало до 1937 года, когда Зубакин и ряд других членов общества были арестованы по обвинению в создании фашистской организации и антисоветской деятельности. В 1938 году Борис Зубакин был расстрелян.

Современное российское розенкрейцерство

Вопрос о том, насколько те организации, которые в нынешней России именуют себя розенкрейцерами или наследниками этого общества, имеют отношение к настоящим розенкрейцерам , ещё более запутанный и сложный. Во-первых, не совсем понятно, что представляют собой сами розенкрейцеры в современном мире, кого считать сегодня «эталонными розенкрейцерами». Во-вторых, в России в настоящее время действует две крупные организации, которые именуют себя розенкрейцерами. Одна из них это русскоязычная секция «Древнего мистического ордена Розы и Креста» (ДМОРК), девиз которой звучит как «Самая широкая терпимость при самой строгой независимости». По некоторым данным, это общество появилось в Советском Союзе ещё в середине семидесятых годов, однако сегодня оно не имеет существенного влияния.

Гораздо более серьёзной является так называемая Международная Школа Золотого Розенкрейца, российское отделение которой с начала девяностых годов зарегистрировано как «Философское общество последователей Розенкрейца». В настоящее время общее число последователей этой организации в России оценивается минимум в несколько сотен человек, иногда говорят более чем о тысяче человек. У общества существуют свои особые ритуалы, своего рода храмовые службы, однако главное внимание уделяется пропаганде среди юного поколения. Так, в Санкт-Петербурге с периодичностью раз в месяц проводятся занятия с двумя группами детей Юных членов Школы Золотого Розенкрейца, в большинстве своём детей взрослых членов общества, знакомят с основными концепциями гностического учения при помощи аллегорических сказочных рассказов.

Александр Бабицкий


Тайное оккультно-мистическое течение

Согласно версии самих розенкрейцеров, они являются наследниками тайного ордена, основанного в XIV веке Христианом Розенкрейцем.

По легенде, Христиан Розенкрейц родился в Германии в 1378 г. В юные годы он вместе с одним монахом путешествовал по Востоку. За три года странствий Розенкрейц побывал в Дамаске, Иерусалиме и Дамкаре, затем учился у мудрецов в Египте и Феце, после чего, спустя еще два года, через Испанию вернулся на родину. Здесь, в Германии, он заключил союз с тремя монахами-единомышленниками, образовав тайное братство, которое посредством распространения истинного знания должно было привести весь мир к Свету. Христиан Розенкрейц якобы обрел именно то истинное учение, которое познал Адам после грехопадения, и которому затем следовали Моисей и Соломон. Так возник Орден Розы и Креста (Розенкрейцеры). После того, как в орден были приняты еще четыре участника, его члены рассеялись по всей земле, распространяя высшую философию, но раз в год они сходились в Школе Розенкрейца, где отчитывались о проделанной работе. Христиан Розенкрейц умер в возрасте 106 лет и место его захоронения долгое время оставалось неизвестным. Через 120 лет могила основателя ордена якобы была случайно открыта в подвале тайной Школы. Здесь же были найдены различные мистические предметы и символы, а также тайные писания ордена, в которых, в частности, говорилось о предстоящем конце света.

Действительное существование этого ордена большинством исследователей ставится под сомнение. Источником легенд о Христиане Розенкрейце и его братстве стали анонимные сочинения, появившиеся в Германии 1614 – 1616 гг. Благодаря окружавшему эти произведения ореолу таинственности, они вскоре приобрели большую популярность, особенно среди людей, склонных к разного рода мистике. Немаловажным фактором являлось и то, что ордену приписывалось обладание знаниями, позволяющими избегать болезней и несчастий, а также совершать различные алхимические превращения.

Подлинным автором таинственных книг о Братстве Розенкрейцеров считается протестантский теолог из Вюртемберга Иоганн Валентин Андреэ (1586 – 1654). Сам он, кстати, называл таинственные книги гнусной подделкой. Вероятно, Андреэ замыслил создать новое религиозное братство, построенное на принципах гуманизма и "деятельного" христианства, и посредством публикации книг о розенкрейцерах и их обсуждения хотел выяснить отношение современников к своей идее. Эмблема и название ордена – "Роза и крест", возможно, были заимствованы у немецких академий натурфилософов и реально существовавших оккультных групп.

Многие современники Андреэ поверили в существование розенкрейцеров и даже нашлось немало желающих стать членами их ордена. Каждый кандидат должен был письменно сообщить о себе, после чего он мог получить дальнейшие инструкции. Впрочем ответа никто так и не получил. Тем не менее, вскоре стали появляться люди, заявлявшие о своей принадлежности к розенкрейцерам. Образовалось несколько автономных групп, и лидеры каждой из них утверждали, что связаны с тайным Высшим Управлением братства, которого, судя по всему, в действительности никогда не существовало.

Так из легенды возникло реальное течение, которое вобрало в себя множество мелких групп мистиков, алхимиков и гуманистов.

Пишите нам ваши отзывы и обязательно указывайте адрес вашей электронной почты. На сайте адрес вашей почты не публикуется. Нам интересно ваше мнение по существу статей, которые публикуются на сайте.

Вы можете помочь развитию нашего проекта, нажав в правом верхнем углу главной страницы сайта клавишу «Пожертвовать» или перечислить по вашему желанию средства с любого терминала на наш счет - Яндекс Деньги – 410011416569382

©Арушанов Сергей Зармаилович 2010 г.

В качестве справочного материала адресую читателей к свободной энциклопедии Википедия . Орден розенкрейцеров, Розенкрейцеры, «Братство Розы и Креста» — оккультная организация. Розенкрейцеры — члены этого тайного общества XVII века , ставили себе задачей всестороннее улучшение церкви и достижение прочного благоденствия государства и отдельных лиц.

Легенда об основателе: Легендарная история розенкрейцерских обществ восходит к 1378 году , когда, по преданию, в Германии родился Христиан Розенкрейц . Все подробности его биографии известны лишь из розенкрейцерских документов начала XVII века, поэтому невозможно сказать, существовала ли в действительности такая личность, или был ли у нее хотя бы конкретный исторический прототип.

Согласно розенкрейцерскому преданию, изложенному в манифесте «Слава Братства» («Fama Fraternitatis»), Христиан Розенкрейц первоначально воспитывался в монастыре, а затем отправился в паломничество в Святую Землю. Однако паломничеству в Иерусалим он предпочел общение с мудрецами Дамаска , Феса и таинственного Дамкара . Вернувшись на родину, вместе с тремя своими учениками он создал Братство Розы и Креста, главной целью которого было постижение Божественной мудрости, раскрытие Тайн природы и оказание помощи людям. В году Христиан Розенкрейц умер, а ровно через 120 лет его могила с секретными книгами, как он и предсказывал, была обнаружена членами его Братства.Первые розенкрейцерские документы с рассказом о тайном Братстве и его основателе были анонимно опубликованы в Европе в - годах и вызвали немалый переполох. Многие выдающиеся ученые и философы того времени пытались найти это загадочное Братство и, впоследствии, некоторые из них (например, лейб-медик и секретарь императора Рудольфа II Михаэль Майер) уверяли, что им это удалось.

Братство Золотых Розенкрейцеров

Впервые розенкрейцеры открыто объявили о себе в году, когда во Франкфурте было создано Братство Золотых Розенкрейцеров (или Братство Злато-розового Креста). Именно в нем, как следует из антирозенкрейцерской публикации «Разоблаченный розенкрейцер» () некоего «Магистра Пьянко», использовалась десятиступенчатая система посвящения, впоследствии заимствованная (с небольшими изменениями) Обществом Розенкрейцеров в Англии, Орденом Золотой Зари и Орденом Серебряной Звезды.

Согласно этой системе , Орден делится на 10 степеней: Zelator (Ревнитель) (в Братстве Золотых Розенкрейцеров — Juniores (Ученик)), Theoricus (Теоретик), Practicus (Практик), Philosophus (Философ), Adeptus Minor (Младший Адепт), Adeptus Major (Старший Адепт), Adeptus Exemptus (Свободный Адепт), Magister (Магистр), Magus (Маг), Supreme Magus (Верховный Маг).

Русские масоны

Данный список включает исторически значимые личности, чьё участие в той или иной масонской организации документально подкреплено источниками, достоверность которых в разумных пределах неоспорима :

Баженов, Василий Иванович , архитектор. Посвящён в ложе «Латоны» или «Девкалиона» не ранее 1774 г. розенкрейцер. Позднее один из руководителей Ордена

Во многие сведениях о розенкрейцерах присутствуют элементы наделения их особыми знаниями и способностями. Зачастую такие сведения ничем не подтверждаются, но не теряют от этого своей привлекательности. Формально, если суммировать строго проверенную научную информацию, о них известно следующее. Впервые открыто орден розенкрейцеров заявил о себе в начале XVII в., когда в немецком городе Кассель были опубликованы три анонимных манифеста: «Fama Fraternitatis R.C.» («Откровение Братства») в 1614 г., «Confessio Fraternitatis R.C.» («Исповедание Братства») в 1615 г. и «Chymische Hochzeit Christian Rosenkreutz» («Химическая свадьба Кристиана Розенкрейца») в 1616 г.


Эти тесты были направлены «всем ученым правителям Европы» и «всем нравственным добросовестным душам». Первый манифест достаточно критично обрисовывал современную ситуацию в Европе и, особенно, гордость и тщеславие среди ученых, мешающие им постигнуть высокие истины. Затем следовало повествование о жизни и деятельности Кристиана Розенкрейца (1378 – 1484 гг.), в том числе об основании братства розенкрейцеров.


Второй манифест был составлен для «уведомления всех ученых мужей Европы» и развивал тему первого. В памфлете одновременно предвосхищаются и единовременно опровергаются многие последующие обвинения в адрес розенкрейцеров относительно их стремления повлиять на ход политических процессов, вмешаться в жизнь общества, разрушить традиционное устройство. При этом постулируется необходимость духовного возрождения человека и общества на основе философских принципов, которыми руководствуется братство розенкрейцеров.


В целом, манифесты написаны очень пафосно, но изложенные в них идеи и пророчества привлекли достаточно большое внимание в кругах читающей публики того времени. Наконец, «Химическая свадьба» представляет собой повествование о предшествующих посвящению испытаниях – поисках просветления. Большая часть этого семидневного испытания проходит в таинственном замке, где предстоит праздновать брак короля и королевы. «Химическая свадьба» символическим языком повествует о духовном пути, приводящем каждого посвященного к союзу между его душой («супругой») и Богом («супругом»).


Здесь явственно присутствует лексика и символика алхимиков, что совсем не удивительно, если учесть, что практически все оккультные общества и тайные практики нацелены на самосовершенствование и достижение высшего состояния духа. Манифесты вызвали бурную реакцию не только в ученых кругах, но и среди представителей политической и религиозной властей. За период 1614 – 1620 гг. достоянием публики стали примерно 400 памфлетов, авторских сочинений и сборников, посвященных этим манифестам. Одни авторы их восхваляли и разрабатывали предложенные положения, другие резко критиковали.


Очередную волну интереса к себе розенкрейцеры вызвали в 1623 г., когда расклеили на стенах Парижа таинственные и возбуждающие любопытство плакаты. Они гласили:

«Мы, депутаты Главной Коллегии Розы и Креста, милостью Всевышнего, к Которому обращены сердца всех Праведных, видимым и невидимым образом присутствуем в этом городе. Мы извещаем людей и без помощи книг или записей учим умению говорить на языках тех стран, где мы решили обосноваться, дабы спасти себе подобных от смертельно опасных заблуждений. Тот, кто хочет узнать нас из праздного любопытства, никогда нас не узнает; но тому, кто искренне стремится войти в ряды нашего Братства, мы, ведающие мысли, докажем истинность своих обещаний; и мы не раскроем места нашего пребывания в этом городе, ибо мысли, соединенные с подлинной волей читающего эти строки, позволят ему узнать нас, а нам – его ».


В результате такой продуманной акции, которую вполне можно назвать удачно спланированной и проведенной информационно-психологической операцией, розенкрейцеры не только прочно вошли в жизнь европейского общества, но и заставили это общество говорить о себе, стремиться присоединиться либо разрушить орден. А, следовательно, независимо от отношения к себе, орден превратился в один из факторов истории и политики. У исследователей до сих пор нет единого мнения относительно того, насколько серьезными и достоверными являются эти памфлеты и их содержание.


Некоторые уверены, что все это было не более чем мистификацией, розыгрышем, другие считают, что заявления о мистификации были настоящей мистификацией, призванной успокоить общественное мнение и отвлечь ставшее слишком настойчивым внимание масс к розенкрейцерам. Согласно утверждениям современных нам розенкрейцеров, имя Розенкрейца – это «всего лишь символ. За ним не скрывается реальное лицо».

В любом случае, памфлеты сделали свое дело, и легенда о Кристиане Розенкрейце стала одной из самых популярных и влиятельных в истории Нового времени. Само название «розенкрейцеры» не имеет определенной этимологии. В настоящее время существует три основные версии происхождения термина. Все сходятся на его мистической подоплеке и, соответственно, каждое из определений подразумевает глубокий скрытый смысл. Первая версия, естественно, связывает это название с именем Розенкрейца. Следовательно, розенкрейцер – это последователь Кристиана Розенкрейца.


Вторая версия гласит, что это название происходит от двух латинских слов: «ros» («роса») и «crux» («крест»). Многие алхимики считали росу «универсальным растворителем», способны растворить золото. Крест, в свою очередь, символизирует свет. Таким образом, розенкрейцер это философ, который ищет свет при помощи росы, иными словами – ищет философский камень. Здесь, фактически, розенкрейцер выступает синонимом алхимика.


Третья и наиболее распространенная версия связывает это название с латинскими «роза» и «крест». Нужно отметить, что и сами розенкрейцеры в своих наименования на национальных языках, а также в эмблемах и символах заставляют склоняться именно к данной версии. Наиболее распространенный символ общества – красная роза на кресте. И этот символ также имеет достаточно глубокое значение. Роза представляется не только цветком Девы Марии, царицей цветов и просто самым красивым из известных в то время цветов. Бутон и цветок розы символизирует собой истину, которая скрывается за бесчисленным множеством лепестков. Что касается символики креста, то она объединяет в себе все существующие представления об этом символе – от Распятия до света.


Второй неясностью, связанной с розенкрейцерами, является возраст ордена. Некоторые исследователи берут за точку отсчета начало XVII в., когда были опубликованы памфлеты. Другие отталкиваются от времени жизни Кристиана Розенкрейца. Сами розенкрейцеры предлагают гораздо более масштабную картину своего существования во времени и пространстве. Свое происхождение они ведут еще от школ мистерий древнего Египта, где просвещенные мистики собирались вместе для познания тайн существования.


Среди своих основателей розенкрейцеры выделяют двух фараонов – Тутмоса III, который объединил всех посвященных в единое братство, и Эхнатона, фараона-мистика, основавшего первую в истории монотеистическую религию. Затем орден розенкрейцеров благодаря трудам древнегреческих философов Фалеса и Пифагора пришел в Грецию, а затем, под влиянием Плотина, и в Римскую империю. После краха империи орден распространился на землях Франции, Германии, Англии и Нидерландов. Дальнейшую работу, направленную на развитие идей и деятельности розенкрейцеров осуществляли алхимики и тамплиеры. Наконец, в начале XVII в. настало время заявить о себе в открытую.



mob_info