Психологическая теория фрейда кратко. Краткий обзор теории зигмунда фрейда. Основные положения мотивационной теории З

Исследовал человеческий разум более тщательно, чем все его предшественники. Его вклад в научную психологию бесценен: теория Фрейда стала величайшим открытием для своего времени. Кроме того, многие из введенных этим ученым терминов мы используем в своей повседневной жизни и сегодня: либидо, отрицание, подавление, «оговорочка по Фрейду».

Его называют отцом психоанализа. Его труды читают и цитируют, его превозносят, но вместе с тем жестко критикуют и по сей день. Поистине, Зигмунд Фрейд - одна из самых неоднозначных личностей в мировой науке.

Как все начиналось: случай Анны О.

Психоаналитическая теория Фрейда зарождалась в конце XIX века. Немаловажное значение для ее формирования имел один конкретный случай.

К доктору Фрейду обратилась молодая женщина Берта Паппенхайм. Пациентка жаловалась на появление у нее симптомов неведомой болезни, которые то появлялись, то исчезали. Время от времени Берта испытывала страшные мигрени, у нее немели и как будто отнимались руки, возникали проблемы со зрением, а иногда ей казалось, что стены вот-вот обрушатся прямо на ее голову. Видимой физической причины всему происходящему не было.

Учитель Фрейда, доктор Брейер, взялся за лечение этой пациентки. Он помогал девушке вспомнить и как будто еще раз пережить некоторые травмирующие события ее жизни. В ходе такой терапии отмечались определенные успехи, и доктор Брейер направил Берту к своему коллеге и ученику - Зигмунду Фрейду. Эта история болезни впоследствии вошла в книгу «Исследование истерии», которая увидела свет в 1895 году. По этическим причинам, настоящее имя пациентки было изменено на псевдоним - Анна О.

Так зарождалась психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда.

Что такое истерия

Берте Паппенхайм был поставлен диагноз истерия. Все мучившие ее симптомы стали следствием не болезни тела, а тревожного состояния души. Молодая женщина очень тяжело переживала перемены в отношениях с отцом, а затем и его смерть, и Фрейд сделал вывод, что все тягостные мысли отразились на ее телесном состоянии.

Однако ученый не был бы ученым, если бы на описании одной истории «популярной» в те времена болезни все и закончилось. Фрейд пошел дальше и на основании нескольких клинических случаев заключил, что человеческая психика существует на нескольких уровнях. Так возникла теория личности Фрейда.

«Айсберг» психической реальности

Свою первую модель личности Фрейд назвал «топографической». Он представил человеческую психику в виде айсберга, лишь малая часть площади которого находится на поверхности, основание же - надежно скрыто от посторонних глаз. Вершина этого айсберга - сознание, то есть то, что человек может субъективно воспринимать как реальность внешнего мира. Подсознание же - большая часть психики, содержащая примитивные желания и импульсы.

Фрейд считал, что некоторые события или желания оказываются для людей слишком пугающими, болезненными. И тогда помимо своей воли человек о них забывает. Мысли о них вытесняются из сознания и погружаются глубоко, ближе к основанию «айсберга». Так в общих чертах формулируется «Теория бессознательного» Фрейда.

Ученый предположил, что вытесненное оказывает большее влияние на жизнь человека, чем тот может себе представить. Как в случае с Бертой Паппенхайм, возможно появление определенных физических симптомов, возникающих без причины. И тогда человеку можно помочь лишь одним способом - сделать бессознательное сознательным.

«Три кита человеческой психики»

Теория личности Фрейда со временем модернизировалась. В 1923 году им была предложена структурная модель психики, основанная на представлениях об «Ид», «Эго» и «Супер-Эго». Это не какие-либо определенные области мозга или психики, а скорее гипотетические образования, соответствующие важным психическим функциям.

Так, «Ид» - полностью бессознательное. Оно образовано двумя противоположными влечениями, Эросом и Танатосом. Первый из этих инстинктов - инстинкт любви. Он помогает человеку выжить, поддерживая основные функции жизнедеятельности, такие как еда, дыхание, секс. Энергия, создаваемая Эросом, носит название либидо.

Танатос - инстинкт смерти. Психологическая теория Фрейда рассматривает его как совокупность деструктивных сил, присущих всем человеческим существам. Когда эта энергия направляется вовне, на других людей, она принимает форму агрессии и насилия. Зигмунд Фрейд полагал, что Эрос все же сильнее Танатоса, и только благодаря этому человек может выжить, а не уничтожить сам себя.

«Эго» развивается из «Ид» в период младенчества. Эту структуру психики можно отнести к сознательным, она олицетворяет собой личность человека. «Ид» же иногда сравнивают с капризным ребенком, имеющим множество противоречивых желаний. И этот ребенок привык требовать их исполнения. Цель «Эго» - удовлетворить все потребности «Ид» безопасным и социально приемлемым способом.

«Супер-Эго» развивается также в детстве. Возникает оно, когда ребенок начинает отождествлять себя с родителем своего пола. «Супер-Эго» иногда называют совестью, так как оно ответственно за соблюдение человеком моральных принципов. Оно побуждает нас к социально одобряемому поведению. И, если этого не происходит, «Супер-Эго» заставляет нас чувствовать себя виноватыми.

Таким образом, теория личности Фрейда гласит, что психика человека управляется описанным выше триединством: «Ид», «Эго» и «Супер-Эго».

Защитные механизмы

Иногда «Эго» по каким-либо причинам не может удовлетворить извечный спор между «Ид» и «Супер-Эго». Возникает состояние глубокой тревожности, которое можно перебороть только лишь с помощью так называемых механизмов психологической защиты.

Теория психоанализа Фрейда гласит, что защищаться человек стремится от тех чувств и мыслей, которые становятся невыносимыми для его сознания. Все механизмы психологических защит можно разделить на патологические, невротические, незрелые и зрелые. Остановимся на них более подробно.

Патологические механизмы иногда проявляются в сновидениях и измененных состояниях сознания. Но присутствуют они и в реальной жизни, при этом окружающие воспринимают человека, который их проявляет, как сумасшедшего. Примерами таких защит могут служить бредовые проекции и искажения, когда кто-то воспринимает реальность не такой, как она есть. Кроме того, патологическим механизмом является и отрицание: когда человек не хочет признавать, что определенные события в его жизни все же произошли.

Незрелые психологические защиты характерны для подростков. Проявляются они в уходе от тяжелой объективной реальности в свой выдуманный мир. К примеру, человек может идеализировать другого, в глубине души осознавая, что на деле тот не так уж и хорош. Незрелым механизмом защиты является проекция. Это приписывание другому человеку своих чувств, мыслей, переживаний. Теория Фрейда, к слову, стала первым психологическим учением, в котором был раскрыт механизм проекции.

Невротические механизмы защит признаются психологами эффективными, однако лишь на короткий срок. В дальнейшем они как бы входят в привычку и приносят человеку одни неприятности. Примерами могут служить механизмы регрессии, смещения, интеллектуализации. Что это такое? Регрессия приводит человека на более ранний уровень развития, и он реагирует на какие-либо проблемы так, как вел себя в детстве. Смещение проявляется, когда агрессия перемещается с одного объекта на другой, более доступный. К примеру, женщина может сердиться на мужа, а накричать на ребенка. С помощью интеллектуализации человек старается заменить собственные нежелательные мысли или эмоции другими, теми, которые он считает более приемлемыми.

Зрелые психологические защиты называются так, потому что используются взрослыми, сформировавшимися личностями. Эти механизмы помогают человеку интегрировать противоречивые эмоции и мысли, оставаясь при этом добродетельным в глазах других людей. К зрелым психологическим защитам относятся юмор, альтруизм, идентификация, сублимация и некоторые другие.

Альтруизм - это бескорыстное служение другим, от которого и сам человек получает моральное удовлетворение. Юмор позволяет высказать свои истинные мысли, однако при этом завуалировать их, перевести в шутку. Идентификация - это подражание другому человеку, принятие его как истинного эталона. Отдельного внимания заслуживает сублимация.

Сублимация по Фрейду

Отец психоанализа считал, что этот механизм психологической защиты способствовал появлению многих произведений искусства. Как уже было сказано выше, сублимация относится к разряду зрелых психологических защит.

В чем же заключается понятие сублимации? Психоаналитическая теория Фрейда трактует его следующим образом. Иногда не одобряемые обществом импульсы человек сознательно превращает во что-то такое, что человечество считает прекрасным. То есть некоторая энергия либидо, которая не может найти выход в том состоянии, в каком она существует, направляется самим человеком в иное русло. К примеру, мужчина, страстно желающий чужую жену, но не разрешающий себе никаких поползновений в ее сторону, может начать писать прекрасные стихи от этой любовной тоски.

Фрейд полагал, что наше общество может считаться развитым и зрелым лишь потому, что в нем присутствует сублимация как механизм психологической защиты. Сам ученый уделил большое внимание концепции влияния культуры на социум, а также развитию последнего. Но не оставил без внимания и развитие личности.

Теория развития Фрейда

Фрейд жил в обществе, которое призывало своих членов подавлять собственные сексуальные инстинкты. Во многих случаях результатом этого становились неврозы. Доктор Фрейд исследовал истории болезней своих невротических пациентов, изучал и аспекты их личной жизни. В результате он пришел к выводу, что заболевание психики является следствием не сексуального опыта как такового, а тех чувств, которые он с собой принес: ненависти, стыда, вины, страха.

Это понимание привело к тому, что теория Фрейда обогатилась наиболее противоречиво воспринимаемой и в наше время концепцией - стадий психосексуального развития.

Что такое психосексуальность?

Фрейд считал, что младенец с рождения наделен сексуальностью. Для первой половины XX века такое заявление было неслыханной дерзостью, и именно оно стало одной из причин, по которым психоаналитическая теория Фрейда была раскритикована великими умами того времени.

Однако вернемся же к учению о психосексуальности. Фрейд утверждал, что психическое развитие личности связано с прохождением определенных этапов, на каждом из которых ребенок получает удовлетворение от нового для себя предмета или явления. Ученым были выделены 5 таких фаз: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная.

С рождения либидо ребенка направлено на грудь матери, удовольствие он получает от сосания молока. Эту стадию психосексуального развития Фрейд назвал оральной. Затем ребенок начинает ходить, его приучают к горшку. Когда у него все начинает получаться, мать его хвалит, и малыш счастлив. Это анальная стадия развития. Когда ребенок начинает больше общаться с другими детьми обоих полов, сравнивать себя с ними - наступает фаллическая фаза развития. В это время малыш также старается как можно лучше изучить свое тело. Затем интерес к сексуальности немного угасает, наступает латентная фаза развития. И вместе с половым созреванием приходит генитальная его фаза.

Теория Фрейда о стадиях психосексуального развития была передовой для своего времени. Однако сейчас ее взяли на вооружение не только психологи, но и сексологи, и даже врачи-андрологи и сексопатологи.

Теория мотивации Фрейда

Интересно, что понятие мотивации в психологии основывается именно на представлении Зигмунда Фрейда об этом феномене. Именно этот ученый одним из первых отверг христианское видение морали, доброты и милосердия как движущих сил человеческого поведения. Он назвал три основных мотива, значимых для любого представителя рода человеческого: чувственность, тревога и агрессия. Именно они «живут» внутри «Ид».

Как мы уже знаем, согласно представлениям психоаналитиков, внутренняя реальность человека находится в состоянии постоянного конфликта между «Ид» и «Супер-Эго», а «Эго» выступает арбитром этой схватки. Именно поэтому мотивы поведения личности часто очень противоречивы. Иногда верх одерживает «Супер-Эго» - и человек совершает высокоморальные поступки, а время от времени «Эго» не в силах сдержать «Ид», и тогда на свободу вырываются потайные темные желания, которые раньше прятались глубоко в бессознательном.

Значение теорий доктора Фрейда для психологической науки

Такими смелыми и интересными были основные теории Фрейда, предложенные им в начале прошлого века. Однако они не теряют своей актуальности и поныне.

Именно благодаря доктору Фрейду исследователи души человеческой стали, наконец, уделять должное внимание переживаниям, которые человек испытал в детстве. Именно благодаря Фрейду сегодня мы знаем о существовании бессознательного и понимаем, насколько оно значимо для нашей психологии. И именно благодаря этому ученому нам открылись механизмы психологических защит, которые помогают справляться с трудностями повседневной жизни.

Однако и сейчас психоанализ постоянно критикуется самими психологами и людьми, никак не связанными с этой наукой. Затрагивается как само учение, так и личность его основателя. Однако какой бы неоднозначной не казалась теория Фрейда, психология без нее вряд ли была бы психологией.

Теория личности Зигмунда Фрейда


Введение

1. Личность как триединство

2. На грани внутреннего взрыва

Заключение

Список литературы


Введение

Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволюционировал к сложному психоанализу общества, культуры. В своем мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный и противоречивый путь.

Во второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторных условиях. В этом направлении работала первая в то время лаборатория В. Вундта. Поэтому появление радикально иного подхода к изучению людей вызывало ошеломляющий эффект. Разработанная молодым венским врачом З.Фрейдом теория личности, представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического – в неосознанном.

Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.

По мере роста известности Фрейда росло и количество критических работ, направленных против его взглядов. В 1933 году нацисты сожгли его книги в Берлине. После захвата немцами Австрии положение Фрейда становится опасным, он подвергается преследованиям. Зарубежные психоаналитические общества собирают значительную сумму денег и фактически выкупают Фрейда у немцев, которые дают ему разрешение уехать в Англию. Однако его болезнь прогрессирует, не помогают никакие операции и лекарства и в 1939 году он умирает, оставив после себя созданный им мир, уже полностью открытый для толкований и критики.


Личность как триединство

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев - сознательного (“Сверх-Я”), предсознательного (“Я”) и бессознательного (“Оно”), в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного по мнению Фрейда не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий. В бессознательном слое располагается одна из структур личности - “Оно”, которая фактически является энергетической основой личности. “Оно” - бессознательное (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. В “Оно” содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных инстинкта - инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между инстинктами как правило происходит с бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается как правило одновременным действием обеих этих сил.

С точки зрения Фрейда инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо, о котором так много писал и сам Фрейд и его ученики и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Для энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.

Вторая структура личности - “Я” по мнению Фрейда также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом мы всегда можем осознать осознать свое “Я”, хотя это может быть для нас и не легким делом. Если содержание “Оно” расширяется, то содержание “Я”, наоборот сужается, так как ребенок рождается по выражению Фрейда с “океаническим чувством я”, включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое “Я” до своего тела, сужая, таким образом, объем “Я”.

Третья структура личности - “Сверх-Я” не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием “Сверх-Я”. В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

На грани внутреннего взрыва

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в “Оно” стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. “Сверх-Я”, в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом “Я” становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются “Оно” и “Сверх-Я”. Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд постоянно подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между “Оно” и “Сверх-Я”.

Защитные механизмы – внутренний предохранитель. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение или (возмещение отсутствия или слабости каких-либо физических или психических качеств), регрессия (возврат к пройденным стадиям развития), рационализация (оправдание подсознательных побуждений) идентификация себя с другим лицом, которое обладает тем качеством, которое отсутствует у субъекта, проекция (приписывание другим своих желаний, опасений, страхов) и сублимация (переключение энергии). Вытеснение является самым неэффективным механизмом, так как при этом энергия, протекающая поинстинктивным каналам, не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. При этом символ, по мнению Фрейда, не является непосредственным отражением вытесненного желания, но его трансформацией. Поэтому он придавал такое значение “психопатологии обыденной жизни”, то есть толкованию таких явлений как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. Отношение Фрейда к символике было одной из причин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь между символом и стремлением человека и возражал против толкований, придуманных Фрейдом.

Регрессия и рационализация являются более успешными видами защиты, так как они дают возможность хотя бы частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д., причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением “Сверх-Я” хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему и не пугаться их.

Однако наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Этот механизм помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. Механизм сублимации трактуется как основной источник творчества. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешной эта деятельность является потому, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис или очищение человека от нее.


Заключение

В целом, на взгляд некоторых обывателей, теория Фрейда нуждается во многих поправках (она не бесспорна), но все же Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в оценке и понимании развития человеческого общества. Создав теорию личности, он также продвинулся вперед в познании человеческой психики и раскрытия ее глубин. К нашему времени данная теория усовершенствовалась. Она нашла много продолжателей. Многие современные психоаналитики активно используют работы Фрейда в своих исследованиях. В своей работе я попытался раскрыть основные элементы развития личности, согласно теории Фрейда. Многие вопросы я не затронул, а многие являются очень спорными, поэтому мое субъективное мнение является лишь каплей в море вопросов и работ, посвященных фрейдизму.

Основан на двух ключевых предпосылках. Первая предпосылка - генетическая - заключается в том, что те переживания, которые ребенок испытывает в детстве, оказывают огромное влияние на во взрослом возрасте. Суть второй предпосылки сводится к тому, что человек изначально имеет определенное количество сексуальной энергии - либидо. Именно либидо при развитии человека проходит через несколько стадий, представляющих тесную взаимосвязь инстинктов, психологии и сексуальной активности.

Гипотеза о четырех получила название «Теория Фрейда о личности» и представляет большой научный и практический интерес для психологов и врачей. По Фрейду развитие проходит на протяжении 4 этапов, каждый из которых ниже рассмотрены.

Стадия 1. Оральная фаза.

В оральной фазе пребывает младенец в возрасте от рождения до одного года. В этот период ребенок полностью зависит от матери, а кормление является основным источником получения удовольствия. Фрейда подчеркивает, что в этой фазе у ребенка есть только одно стремление - поглощение пищи, а потому главной эрогенной зоной является рот, ведь это средство питания и первоначального обследования окружающих предметов.

Стадия 2. Анальная фаза.

Следующий этап развития личности - анальный, который по продолжительности включает возраст ребенка с 12-18 месяцев и до третьего года жизни. Теория личности Фрейда утверждает, что в этот период ребенок начинает учиться контролировать физиологические функции своего организма. В это время либидо концентрируется около ануса, который теперь является объектом внимания ребенка.

Детская сексуальность теперь находит свое удовлетворение при обладании контролем над функциями своего организма (в первую очередь, над дефекацией и выделением). Важно отметить, что по Фрейду именно в этот период ребенок сталкивается с первыми запретами. Внешний мир теперь для него - это высокий барьер. Развитие на данной стадии приобретает характер конфликта.

Стадия 3. Фаллическая фаза.

Новая проявляется у ребенка в возрасте от трех до шести лет. Теперь либидо концентрируется в области гениталий. На данной стадии дети начинают понимать и осознавать сексуальные различия. Ребенок замечает либо наличие пениса, либо отсутствие такового.

По мнению Фрейда, на данной стадии ребенок уже чувствует удовольствие от стимуляции гениталий, однако такое возбуждение связано с близким присутствием родителей.

Стадия 4. Латентный период.

Этот период характеризуется уступкой сексуальных проявлений любопытству, которое связано с многообразием окружающего ребенка мира. Период латентного периода совпадает с возрастом 5-12 лет. Сексуальная активность в данный период снижена, либидо непостоянно, ребенок пытается идентифицировать свое собственное «Я».

Теория личности Фрейда указывает, что сексуальные импульсы в данный период подавляются идеалами эстетики, а также моралью, стыдом и отвращением. В этом возрасте развитие личности происходит в совокупности биологических процессов, а также под влиянием культуры и образования.

Стадия 5. Генитальная фаза.

Переход к последней фазе развития личности сопровождается переход концентрации возбуждения и удовлетворения к области гениталий. Генитальная мастурбация на данном периоде приобретает ключевое значение при удовлетворении сексуальных потребностей.

В заключение отметим, что теория личности Фрейда послужила основой для формулирования основ генеза психики детей: детское развитие соответствует по стадиям перемещением зон либидо.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.сайт/

Контрольная работа.

«Краткий обзор теории Зигмунда Фрейда»

Введение

Психологическое познание столь же древне, как сам человек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних.

В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают, как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и “грамотно ссориться“, преподаватели изучают как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.

Наряду с интересом к материальному благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться, прежде всего на том, что происходит с ними в настоящее время.

Когда психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или свойством), и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы.

Разработанную З.Фрейдом психоаналитическую теорию личности, весьма популярную в странах Запада, можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности, внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается.

Психоаналитическая теория личности по Фрейду

1. Психоаналитическая теория З.Фрейда

фрейд психический генезис личность

Одной из ведущих теорий психоанализа, или как его еще называют, глубинной психологии, является теория Зигмунда Фрейда. Фрейд родился 6 мая 1856 г. Получив медицинское образование, он позднее открыл свою клинику и основал сообщество психоаналитиков.

Ни одно направление не приобрело столь известности за пределами психологии, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей в странах Запада на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком.

Фрейд выступал против традиционной психологии с ее интроспективным анализом сознания. Основной проблемой психоанализа являлась проблема мотивации. Подобно тому как образ и действие суть реалии, выполняющие жизненные функции в системе отношений индивида и мира, а не внутри замкнутого в самом себе рефлектирующего сознания, одной из главных психологических реалий является мотив.

Анализируя беседы со своими коллегами и собственный врачебный опыт Фрейд пришел к следующей формуле: психические больные страдают воспом и наниями . Фрейд указывал на важную особенность воспоминаний, способных вызвать нарушения - все они являлись аффективными, т.е. связанными с интенсивными эмоциональными переживаниями. Фрейд говорил больным, что они должны произносить вслух то воспоминание, которое придет им в голову, когда он положит руку им на голову. Проведя несколько опытов, Фрейд установил, что неприятные воспоминания еще хранятся в памяти человека, но существует какая-то сила, препятствующая их воспроизведению. Эта сила - сопротивление больного.

На идее сопротивления Фрейд и построил свое понимание психических нарушений. Он считал, что важнейшим условием терапии является уничтожение этого сопротивления. Те силы, которые в свое время переместили воспоминания из сознания в бессознательное Фрейд назвал вытеснением. Таким образом, Фрейд считал, что в бессознательном продолжает жить бессознательное желание, которое в сознании отражается в виде симптома какого-либо психического нарушения.

Таким образом, Фрейд перешел к чисто психологической теории психических нарушений.

Он писал, что если существует два таких особенных и непох о жих друг на друга состояния, то должно существовать и две особенные стороны личности, порождающие это состояние . Таким образом, Фрейд пришел к открытию двух важнейших аспектов личности, повлиявших на всю его теорию - сознательного и бессознательного. При этом команды, данные больному в состоянии гипноза он беспрекословно выполнял в сознании, из его следует, что бессознательное играет главенствующую роль и подчиняет себе сознание. Недооценивание сознания по настоящее время выступает основной причиной критики теории Фрейда.

По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческое организму. Он выделял 2 основных инстинкта, которые движут человеком на протяжении всей его жизни. Первый - это танатос, или страсть к смерти и разрушению, второй - это либидо - сексуальное желание и влечение.

Единство и борьба Либидо и Танатоса не только обуславливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств.

Фрейд предлагает структурную модель психики, в которой определяет ее составляющие. По его мнению психика состоит из трех слоев.

Первый из них это Ид - это центральная часть личности. Фрейд считал, что Ид содержит все уникальное, что есть при рождении. Кроме того основой Ид являются инстинкты, о которых говорилось выше, которые находят в нем психическое выражение. По Фрейду, только Ид является источником жизненной энергии индивида и одновременно с этим Ид целиком бессознательно.

Ид сохраняет свое значение для индивида на протяжении всей жизни, при этом являясь неизменным. Оно примитивно и не знает ограничений. Таким образом, Ид является наиболее древней частью психики, и выражает первичный принцип биологической жизни -производимой биологически обусловленными агрессивными и половыми побуждениями.

Каждый человек стремится к немедленной разрядке, которую Фрейд назвал принципом нирваны .

Когда инстинкты и желания Ид не находят прямого и немедленного удовлетворения, они остаются в бессознательном, но сохраняют свою силу и выражаются в сознании в виде ошибочных действий и психических нарушений.

Следующая структурная часть психики это ЭГО. В переводе с латыни Эго означает «Я». То есть Эго - это та часть психики, которую мы называем сознанием. Эго принимает решение и осуществляет контроль деятельности. Желания и инстинкты, зарождающиеся в Ид, поступают в Эго и реализуются с учетом ограничений, накладываемых внешним миром.

Главная функция Эго - накопление жизненного опыта, сортировака положительных и отрицательных стимулов, поступающих из внешней и внутренней среды и перестройка окружающей действительности для нужд индивида. Эго обеспечивает безопасность и самосохранение индивида.

основа Эго - это принцип реальности . Цель Эго - сохранить психическое и физическое здоровье личности путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда для достижения разрядки будут благоприятные и отвечающие морали общества условия.

Принцип реальности сдерживает инстинктивные побуждения и не дает им реализоваться немедленно. Постепенно Эго все-таки дает выход грубой энергии, но в рамках социальных норм и ограничений, а также совести индивида. В качестве примера можно привести сублимацию, то есть перевод сексуальной энергии в творческое русло. Механизм сублимации чаще реализуется в подростковом возрасте, но и у взрослых он тоже находит свое применение. Еще один вариант приемлемой разрядки - это сновидения, которым Фрейд так же отдавал большую роль. Во снах частично снимается ограничение цензуры, и человек может увидеть некую реализацию своих неосознанных желаний. Исследуя сновидения сво-их пациентов, Фрейд обратил внимание на то, что значительная часть их с возмущением и негодованием сообщали ему о сновидениях, основ-ным мотивом которых была половая связь с матерью (инцест). Усмотрев в этом определенную тенденцию, Фрейд приходит к выводу, что первое социальное побуждение человека направлено на мать, в то время как первое насильственное желание и ненависть направлены на отца.

И наконец третья составляющая в структуре психики это Супер-Эго . По латыни Super - сверх, то есть это сверх я, которая реализует себя как социальная часть личности, позволяющая человеку эффективно функционировать в обществе. Супер-Эго составляют нормы этики, системы ценностей и ограничений, налагаемых на индивида его окружением в естественном процессе социализации.

В структуре психики Супер-Эго появляется самым последним. Большей частью Супер-Эго существует бессознательно и является результатом психического отражения общественных норм и стандартов поведения. Супер-Эго в наибольшей степени зависит от опыта человека, от его взаимодействия с людьми, формирующими его личность.

Супер-Эго начинает влиять на поведение индивида тогда, когда ребенок начинает понимать понятия «хорошо», «плохо», «правильно» и «неправильно» когда формируется та сторона личности, которую мы называем нравственностью. В среднем это происходит к 3-4 годам.

Если в детстве основной источник Супер-Эго - это контроль родителей, то к зрелому возрасту у полноценной личности он заменяется самоконтролем.

Особое место в теории занимает метод свободных ассоциаций. Их анализ свободных ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. В своей теории Фрейд назвал это комплексом Эдипа у мальчиков, и комплексом Электры у девочек. Он считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого, а также играет определяющую роль в развитии личности.

Стадии развития.

Фрейд выделяет несколько стадий - стадий психического генезиса в течение жизни человека.

Оральная стадия . Она начинается вместе с рождением ребенка и продолжается примерно до 1,5 лет. В этот период выживание младенца целиком зависит от того, кто о нем заботится. Единственный способ выжить для ребенка - зависимость. А одна из естественных потребностей ребенка - еда, поэтому оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия характеризуется двумя последовательными действиями сосание и укус. Ведущая эрогенная область на этой стадии - рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Именно рот, его слизистая оболочка, губы, язык, а позже десны и зубы являются центром активности индивида. Дети получают удовольствие не только потому, что удовлетворяют потребность в пище, но и потому, что пищевой инстинкт в этом возрасте тесно связан с инстинктом сексуальным. Они являются продолжением друг друга и не могут существовать по отдельности.

В течение орального периода формируются основные установки личности, касающиеся зависимости, независимости, доверия - недоверия, опоры в отношениях с людьми. На оральной стадии фиксации либидо у человека, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов.

Оральная стадия развития прекращается вместе с прекращением кормления грудью (или ее заменителем). Это критический момент, связанный с исчезновением источника сексуального удовлетворения. Чем сильнее трудности, связанные с отлучением от груди, тем сильнее фиксация на оральной стадии развития.

Анальная стадия . Эта стадия развития соответствует периоду, когда ребенок учится контролировать процесс дефекации и мочеиспускания, т.е. приучаются к туалету. Таким образом, не имея другого способа получения удовольствия ребенок находит другое место на теле, через которое он может совершенно независимо от других получать сексуальное удовольствие. Эта стадия проходит в период 1- 3 годы жизни. Здесь ребенок встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть. По отношению к поведению ребенка на этой стадии можно сказать, что полностью образована инстанция "Я", и теперь она способна контролировать импульсы "Оно". Таким образом, начинает формироваться "Сверх-Я" ребенка как часть его "Я", где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей в жизни ребенка. Если взрослые ведут себя слишком требовательно, дети могут отказаться выполнять требования родителей и у него начнутся запоры. Такой стиль поведения может распространиться на другие стороны последующей жизни и у ребенка сформируется анально-сдерживающий тип личности . На это стадии формируются такие черты характера как: аккуратность, опрятность, пунктуальность; упрямство, скрытность, агрессивность; накопительство, экономность, склонность к коллекционированию.

Фаллическая стадия . Между тремя и шестью годами интересы ребенка сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. Эта стадия характеризует высшую ступень детской сексуальности. Дети начинают осознавать свою половую принадлежность. Детская сексуальность теперь становится предметной, то есть дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, - это родители. В этот период ребенок рассматривает одного из родителей (противоположного пола) в качестве сексуального объекта. Фрейд считал, что неразрешенные комплексы фаллической стадии являются ядерным комплексом любого невроза. В зрелом возрасте многие мужчины страдают навязчивыми страхами, приступами паралича или амнезии из-за вытесненного страха перед кастрацией. В то же время многие женщины в ходе психотерапевтических сеансов рассказывают о том, как в детстве были изнасилованы отцом или «незнакомцем». В большинстве случаев это фантазии, вызванные тем, что не произошло разрешение комплекса Электры.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, вызывающе, они стремятся всячески добиваться успеха, они постоянно демонстрируют свою мужественность и половую мощь. У женщин фаллическая фиксация приводит к желанию флиртовать, обольщать, главенствовать над мужчинами, хотя внешне такие женщины могут демонстрировать свою наивность и неосведомленность в вопросах секса. По Фрейду неразрешенные комплексы Эдипа и Электры - основная причина импотенции и фригидности.

На фаллической стадии происходит зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.

Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Наступает фаза сексуального затишья, когда либидо направлено на другие виды деятельности, не связанные с сексуальностью - интеллектуальные занятия, спорт, отношения со сверстниками. Эго полностью контролирует потребности ид, будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная стадия . Второй раз она приходится на период 12-I8 лет - характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки зрения З. Фрейда, стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению. Однако, нормальное сексуальное общение может быть затруднено, и тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регрессии к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями.

Литература

Ансар П. Современная социология// Социологические исследования. - 1995 г.- №12, 1996 г. - №1-2, 7-10.

Бергер П., Лукманн Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. - М.: Медиум,1995.

Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. - СПб,1996.

Джери Д. и др. Большой толковый социологический словарь. Том 1.,М.- Вече-Аст, 1999.

Джонстон Б.В. Питрим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени// Социологические исследования. - 1999 , - №6.

Дудченко О.Н., Мытиль А.В. Социальная идентификация и адаптация личности// Социологические исследования, 1998 г., № 6.

Дюркгейм Э.О. О разделении общественного труда: Метод соци-ологии. - М. 1991.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.,1991.

Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии.-М.:Высш.шк.,1982.

Размещено на сайт

Подобные документы

    Понятие смысла бессознательных мотивов, влечений и побуждений человека по Фрейду. Концепции Фрейда о "трансфере" и "Эдиповом комплексе", их место в его теории личности. Метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Отношение Фрейда к символике.

    реферат , добавлен 18.01.2011

    Психоаналитическая теория австрийского психиатра З. Фрейда. Понятие бессознательного психического. Структура личности и динамика отношений сознания и бессознательного. Защитные механизмы, их осознание и развитие личности. Содержание критики теории Фрейда.

    реферат , добавлен 25.11.2009

    Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда, ее сущность и содержание. Пять стадий психосексуального развития по Фрейду. Бихевиористическая теория Джона Уотсона, ее принципы. Оптимистический взгляд на природу личности как стержень гуманистической идеи.

    реферат , добавлен 10.06.2013

    Концепции развития ребенка от рождения до старости в современной психологии. Анализ Я-концепций в изложении З. Фрейда и Э. Эриксона. Уровни психической жизни по Фрейду. Стадии генеза психического в течение жизни ребенка. Кризисы идентичности личности.

    реферат , добавлен 19.10.2012

    Детство и юношество, профессиональное становление Зигмунда Фрейда, его интерес к гипнозу и применению метода свободных ассоциаций и анализа сновидений. Зарождение и развитие психоанализа. Основные труды Фрейда и их значение для современной психологии.

    реферат , добавлен 14.04.2012

    Две предпосылки психоаналитической теории Зигмунда Фрейда: генетическая и гипотеза о "либидо". Четыре стадии развития личности по Фрейду: оральная, анальная, фаллическая и генитальная. Комплекс Эдипа у мальчиков или Электры у девочек. Я-идентичность.

    реферат , добавлен 26.01.2009

    Три слоя в структуре личности по Фрейду. Определяющая роль бессознательного, энергетическая основа личности. Инстинкты жизни и смерти - основа биологического внутреннего конфликта. Механизм сублимации как источник творчества. Отношение Фрейда к символике.

    реферат , добавлен 07.12.2009

    Изучение жизненного пути и трудовой деятельности З. Фрейда. Обзор основных трудов и публикаций, их значения для современной психологии. Метод свободных ассоциаций и толкование сновидений. Теория либидо. Динамическая концепция личности. Ученики Фрейда.

    реферат , добавлен 08.06.2013

    Три области взглядов Зигмунда Фрейда - это метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, взгляды на развитие и структуру личности человека. Личность как триединство. "Логика" бессознательного конфликта.

    реферат , добавлен 04.02.2009

    Психоаналитическая теория личности по Фрейду. Структура личности. Защитные механизмы личности. Процессы и переживания в психологическом опыте людей. Психологическое здоровье как проявление личностного единства.



mob_info