Библейские сюжеты: Почему нельзя вливать молодое вино в ветхие мехи? Объясните, пожалуйста, притчу о молодом вине, которое не наливают в старые мехи и ветхой одежде, к которой не пришивают заплат из небеленной ткани Новое вино в старые мехи лить значение

Видишь ли, как эти примеры, – одежды и мехов, – сходны с употребленными и в Ветхом Завете? Так Иеремия называет народ чреслеником, и упоминает о вине и мехах (Иер. 13:11 –12) . От этих вещей Спаситель заимствует примеры потому, что речь была о чревоугодии и трапезе. Евангелист Лука прибавляет еще, что и новое раздирается, если приложить его к старому. Видишь ли, что отсюда не только не происходит никакой пользы, а только еще больший вред?

Говоря о настоящем, Христос вместе предвещает и будущее, – именно то, что ученики Его впоследствии времени обновятся; но доколе этого не будет, дотоле не должно возлагать на них никаких строгих и тяжких заповедей. Кто прежде надлежащего времени, говорит Христос, предлагает людям высокое учение, тот и в свое время уже не найдет их способными следовать ему, навсегда сделав их бесполезными. Это зависит не от вина и не от мехов, в которые оно вливается, но от неблаговременной поспешности вливающих. Употребив эти сравнения, Спаситель открыл нам и причину того, почему Он, беседуя с учениками Своими, часто употреблял о Себе скромные выражения.

Сообразуясь с их немощью, Он много говорил такого, что было гораздо ниже Его достоинства. Об этом свидетельствует и евангелист Иоанн, приводя слова Христовы: Многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить (Ин. 16:12) . Чтобы они не думали, что Он только то и может сказать им, что сказал, но представляли бы, что Он может сказать много и другого, гораздо важнейшего, – для этого Христос указал на их слабость, обещая сказать и остальное, когда они будут крепки. То же самое Спаситель выражает и здесь, говоря: Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься (Мф. 9:15) .

Поэтому и мы в самом начале не должны от всех требовать всего, но только того, что возможно, и тогда скорее достигнем и остального. Если ты спешишь и стараешься скорее окончить дело, то потому самому и не должен спешить, что стараешься скорее окончить его. Если слова мои кажутся тебе загадочными, то познай это из самого свойства вещей, и тогда легко увидишь всю силу их. Не смущайся, если кто неблаговременно будет обвинять тебя, – и здесь ведь фарисеи обвиняли и поносили учеников.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Не только пагубен для нас грех, но пагубно и самое добро, когда делаем его не вовремя и не в должной мере, так пагубны не только голод, но и излишество в пище и качество пищи, не соответствующее возрасту и сложению. «Не вливают вина нова в мехи ветхи: аще ли же ни, то просадятся меси, и вино пролиется, и меси погибнут; но вливают вино ново в мехи новы, и обое соблюдется ». Это сказал Господь о деланиях добродетели, которые непременно должны соответствовать состоянию делателя, иначе они погубят делателя и сами погибнут, то есть, предприняты будут бесплодно, во вред и погибель души, противоположно своему назначению.

Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.

Прп. Исидор Пелусиот

Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое

Согнивших в ветхости и отвергнувших новую благодать Господь нарек мехами ветхими , как бы прорвавшимися и проливающими новое учение Царствия. Таковым показал себя Каиафа. Ибо, услышав от Господа, что Он - Сын Божий, разодрал одежды. Петр же, приняв закон Духа жизни, не только, будучи поучаем, не отвращался, но и, будучи вопрошаем, исповедал Его, показав насажденное в нем познание истины.

Письма. Книга I.

Прп. Иустин (Попович)

Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое

Христианство ­- новая гносеология, ибо новый дух, новая душа, новое сердце новая психология. Не вливают вина молодого в мехи ветхие . Дух христианства не вмещается даже и через посредство какой бы то ни было категории в тленные сосуды ограниченного сознания и ума.

Подвижнические и богословские главы.

Блж. Иероним Стридонский

Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое

Блж. Феофилакт Болгарский

Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое

Евфимий Зигабен

Ниже вливают вина нова в мехи ветхи: аще ли же ни, то просадятся меси, и вино пролиется, и меси погибнут: но вливают вино ново в мехи новы, и обое соблюдется

Ниже вливают вина нова в мехи ветхи

Берет и другое сравнение, называя новым вином строгость и силу заповедей, вином, как веселящую души совершенных, – новым, как непривычную для неприготовленных, – а ветхими мехами называя учеников, – мехами, как вмещающих учение, – ветхими, как слабых.

аще ли же ни, то просадятся меси, и вино пролиется, и меси погибнут

Просадятся мехи, т.е. прорываются, не выдерживая крепости нового вина, проливается не удержанное вино, и мехи пропадают, став негодными на дальнейшее время.

но вливают вино ново в мехи новы, и обое соблюдется

Хороший хозяин должен обращать внимание и на свойство вина, и на крепость мехов, и на время. Теперь ученики ветхи, как еще не возобновленные. И в другом месте сказал к ним: еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне (Ин. 16, 12). И то, и другое, говорит, сберегается, т.е. вино и мех, носимое и носящий.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое

Троицкие листки. №801-1050.

Написать эту статью, друзья, меня побудило письмо одной искренней женщины, которая попросила меня разъяснить смысл следующих слов нашего Спасителя:

Евангелие от Луки 5,33-39

33 Они же (книжники и фарисеи) сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?
34 Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?
35 Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
36 При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды;
а иначе и новую раздерёт, и к старой не подойдёт заплата от новой.
37 И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвёт мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;

Вопрос первый: "Кого Иисус подразумевал под словом жених?" Ответ: "Себя Самого!" Что это так, видно из следующей Его притчи - Евангелие от Матфея 25,1-13. Кроме того, Иоанн-креститель также сравнивал Иисуса с женихом - Евангелие от Иоанна 3,29 - это вопрос очень простой и понятный!

Но вот что касается рассказа Спасителя о новом и старом вине, здесь не всё так просто, как кажется на первый взгляд! Итак, давайте сосредоточим своё внимание вот на этих словах Господа:

Евангелие от Луки 5,37-39

37 ... никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвёт мехи, и само вытечет,
и мехи пропадут;
38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережётся и то и другое.
39 И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше!

Когда обычный, никогда не соприкасавшийся с виноделием, человек, читает эти слова, он говорит сам себе: "Что же! Тут всё понятно! Молодое вино - это только что выжатый виноградный сок, который в условиях жары всего через несколько часов после отжатия тут же начинает активно бродить! Старое вино - это давно перебродивший, набравший свою алкогольную крепость и совершенно не активный в плане выделения газов, спиртной напиток! Иисус в данном случае говорит, что молодое вино не вливают в мехи ветхие, потому что кожа таких мехов от старости потеряла свою эластичность, и если туда залить молодое, активно выделяющее газы, вино - оно сразу прорвёт эти мехи! А новые мехи будут прекрасно растягиваться и выдержат давление газов, выделяющихся в вине молодом!"

Примерно также, друзья, думал и я многие годы подряд, но прочитав однажды мнения специалистов, быстро увидел, что я весьма и весьма заблуждался в данном вопросе!

Если бы специалист-винодел выслушал вышеприведённое объяснение, он бы сказал: "Ты рассуждаешь так потому, что вообще не понимаешь, что Иисус называет вином молодым и не знаешь, что может произойти с даже очень крепкими и эластичными мехами, если в них влить активно бродящий виноградный сок!"

А вам интересно узнать правду обо всём этом? Тогда слушайте!

Молодое вино - это, действительно, свежий, только что выжатый, виноградный сок. И реальность жизни в Палестине такова, что только что полученный сок уже через несколько часов пребывания на воздухе, действительно, начинает бродить. Сила этого брожения настолько велика, что в какие бы крепкие кожаные мехи не залили такое вино,
оно всё равно их разорвёт! И это при том, что в горловине специальных, винных мехов предусмотрена трубка для стравливания, образующихся при брожении, газов!

Зная это, виноделы на период активного брожения, заливали вино не в мехи, а в специальные
большие фаянсовые кувшины, известные у евреев под названием "хебит" или "долиум" у римлян. ("Библейская энциклопедия" /н 32/ стр.5315, т.4)

Хорошо! Пока всё ясно! Но почему же тогда Иисус сказал: "молодое вино должно вливать в мехи новые"? И даже уточнил: "Тогда оно и само сохранится, и мехи не разорвутся!"?

Если молодое вино - это, только что выжатый, виноградный сок, то при каких условиях оно не разорвёт мехи?

Есть только один вариант! Если в этом молодом вине вообще не идёт процесс брожения!

Для того, чтобы виноградный сок забродил, его достаточно было просто оставить в какой-то ёмкости на открытом воздухе! Но для свадеб и для других праздничных церемоний богатые евреи заготавливали неброжёное вино - чистый виноградный сок!

Сразу нужно отметить, что только очень богатые люди могли позволить себе осуществить этот довольно дорогостоящий процесс заготовки чистого виноградного сока! Обычные же люди довольствовались забродившим соком - вином - алкогольным напитком. Согласно еврейским традициям считалось, что употребление брожёного вина не является грехом пред Богом. Такое вино очень сильно разбавляли водой и пили запросто и повсеместно просто для утоления жажды!

"Непереброжёный муст (сок) кипятили или специальным образом отфильтровывали.
Затем брали винные мехи и обмазывали их снаружи мёдом или специальной смолой (скипидаром).
Получался сосуд наподобие греческой амфоры. В приготовленные таким образом мехи вливался непереброжёный муст (сок). Затем сосуд плотно закрывался и запечатывался. После этого он ещё на 40 дней погружался в холодную воду! После этого сосуд вытаскивался из воды и помещался в специальное хранилище.
В таком виде чистый виноградный сок мог храниться довольно долгое время - примерно год!"

Когда Иисус говорил, что молодое вино должно заливать в мехи новые, Он как раз говорил о способе хранения чистого виноградного сока! Его слушатели понимали, что под новыми
мехами понимаются специально приготовленные для этой цели ёмкости (мехи, обмазанные мёдом или скипидаром!)

Причём говоря "новые" мехи, Иисус подчёркивал их абсолютную новизну в плане того, что раньше в эти мехи сок не заливался вообще!

Дело в том, что если в "старые" мехи - мехи, в которых ранее уже заливалось брожёное вино, налить чистый виноградный сок, немедленно начинается процесс брожения! Почему? Потому что к стенкам старых кожаных мехов прочно пристают некоторые разлагающиеся белковые вещества, содержавшиеся в предыдущем вине, которые немедленно вызывают процесс брожения в залитом туда соке!

Теперь нам вообще всё стало ясно! Итак, молодым вином Иисус называет чистый, неброжёный виноградный сок!

Но что нас, русскоговорящих читателей, смущает в самом слове "вино"?

Дело в том, что русскоговорящий человек, слыша слово "вино", тут же представляет себе лёгкий, алкогольный напиток! Так или нет? Да.

Но всегда ли в Библии под словом "вино" понимается именно алкоголесодержащее питьё?

Оказывается, нет! Вот пример:

Книга Бытие 40,9-11

9 И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: "Мне снилось, вот виноградная лоза предо мною;
10 на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды;
11 и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону".

В данном отрывке мы видим, в чём состояла работа главного виночерпия при фараоне Египетском. Он брал свежие гроздья винограда и прямо на глазах у фараона выжимал из них сок! И тут же этот сок подавался фараону!

Вы обратили внимание на название самой должности? - Вино-черпий! - Черпает вино! - или извлекает вино из свежих ягод! А теперь посмотрите на само слово "виноград"! - градины или "капсулы", содержащие "вино"!

Что находится в ягодах свежего винограда? - Виноградный сок! Но назван этот сок каким словом? - "Вино"!

Когда в Библии нам встречается слово вино, необходимо по контексту разбираться - о каком именно напитке (брожёном или неброжёном) идёт речь!

Давайте потренируемся! Вот текст:

Притчи 23,29-35

29 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?
30 У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.
31 Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно:
32 впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;
33 глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное,
34 и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.
35 И скажешь: "били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же!".

О каком вине идёт речь в данном отрывке? Совершенно очевидно - о перебродившем виноградном соке, превратившемся в алкогольный напиток! Хорошо, а в этом отрывке о каком вине идёт речь?

Книга пророка Исайи 5,20-22

20 Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким!
21 Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!
22 Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток...

Тоже понятно, правда? Речь идёт о спиртном напитке!

А вот здесь?

Книга Бытие 49,10-12

10 Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придёт Примиритель, и Ему покорность народов.
11 Он привязывает к виноградной лозе ослёнка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние своё;
12 блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока.

Здесь, как всем хорошо видно, говорится о только что выжатом соке!

Давайте ещё раз прочитаем разбираемый нами отрывок!

Евангелие от Луки 5,37-39

37... никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвёт мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;
38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережётся и то и другое.
39 И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше!

Вопрос: "А какой духовный смысл заложен в этих словах Иисуса?"

Само слово "вино" в духовном плане означает учение! Что это так мы можем легко увидеть из следующего текста:

Книга Откровение 18,1-2

1 После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его.
2 И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы...

В данном тексте Писания церковь, отступившая от чистоты Божьего учения, названа именем древнего города Вавилона, который являлся центром восстания против Бога-Творца в древнем мире. Эта церковь не только сама отступила от Бога, но и стала навязывать своё понимание истины всем живущим в этом мире людям! - она "яростным вином блуда своего напоила все народы"!

Итак, "вино" - это учение.

Тогда "новое вино" - это чистое учение Иисуса без всяких примесей заблуждения.

"Старое вино" - это учения книжников и фарисеев, которые своими многочисленными преданиями невероятно сильно изменили чистое Библейское Слово, переданное людям Земли через пророков Божьих! (Евангелие от Марка 7,9)

Очевидно, что вино должно находиться в каких-то мехах - любое учение сохраняется в сознании определённых людей! Старое вино хранилось в старых мехах - искажённое человеческими преданиями Слово Божие хранилось в сознании книжников и фарисеев.

Иисус видел, что влить Своё чистое учение в старые мехи - в сознание людей, воспитанных на еврейских преданиях - очень и очень трудное дело! Даже когда это удавалось сделать, впоследствии многие последователи Христа, вышедшие из Иудаизма, нет-нет да и пытались вновь вернуться к старому вину - к тем иудейским традициям и преданиям, в которых они воспитывались с детства! (Смотрите книгу Деяние Апостолов, главу 15)

Иисусу было гораздо легче передать Своё учение тем людям, которые не были фанатиками иудейских традиций - их мехи (разум) были, образно говоря, новыми.

Евангелие от Луки 5,39

"никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше!"

Посмотрите, как обстоит дело сегодня! Кто легче из людей принимает чистое учение Иисуса - те, кто были неправильно научены своими религиозными наставниками или те, кто вообще ничего не знал об истине?

Ответ очевиден!

На самом деле, друзья, тема о вине в Библии - невероятно обширная. Сегодня мы затронули только маленькую частичку этой темы! И мне очень хочется надеяться, что сделали это не зря!

Пусть наш Добрый Небесный Отец благословит каждого читающего и размышляющего над Словом Божьим!
С искренним уважением и братской любовью ко всем Вам, Игорь.

Важность этого высказывания. Упоминания Христа о вине в Мат.9:17 и Лук.5:39 рассматриваются сторонниками умеренного употребления алкоголя как указание Его одобрения - умеренно употреблять алкогольное вино. В то время, как чудесное производство вина на свадьбе в Кане утвердительно доказывает, что Иисус сделал алкогольное вино, два высказывания, приведенные выше, чтобы их исследовать, предположительно показывают, что Иисус повелел умеренно употреблять алкогольное вино. Первое высказывание встречается в трех параллельных местах / Мат.9:17; Марк.2:22; Лук.5:37.38/ / 145 стр. ориг./. Второе высказывание обнаружено ни у Матфея, ни у Марка. Поскольку в Евангелии от Луки объединены оба высказывания, мы ограничимся этим местом:

"И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: старое лучше" /Лук.5:37-39/.

"Молодое вино" - броженое или неброженное? Фраза "молодое вино" /ойнос неос/ встречается в Новом Завете только в этом месте и в параллельных местах. Перед нами стоит вопрос - природа "молодого вина". Броженое или неброженное? Широко распространенный взгляд указывает, что это недавно выжатое вино, но уже в состоянии активного брожения. Говорят, что именно такое вино может быть безопасными в том случае, когда поместить его в новые мехи, ибо только они достаточно эластичные, чтобы выдержать давление брожения, выделяющего газы.

К примеру, такая точка зрения выражена Джимми Л. Олбрайтом в его диссертации "Вино в библейском мире". Он пишет: "Библейское упоминание о разрывающихся мехах / Мат.9:17; Марк.2:22; Лук.5:37/ показывают, что брожение, выделяющее газ, происходит в винах, производимых в Израиле, - химическое действие начинается в пределах нескольких часов после выжимания винограда. Сок начинает бродить, когда находится в ниже расположенных от прессов чанах, но его вскоре выливают в кувшины или мехи... Молодое вино вливают в новые мехи; старые мехи под давлением могут прорваться" /Джимми Л. Олбрайт, "Вино в библейском мире: его экономическая, социальная и религиозная причастность к Новому Завету", Диссертация на степень доктора философии, Южная баптистская теологическая семинария, 1980 г, стр.129,137/.

Подобным образом комментирует это место Р. К. Х. Ленский: "Когда кожа находится в свежем состоянии, она в некоторой степени растягивается, но, будучи старой, она становится жесткой, негнущейся и под давлением быстро прорывается. Поэтому люди никогда не вливают молодое, новое вино, которое еще бродит и вызывает давление, в старые уже высохшие мехи" / Р. К. Х. Ленский, "Толкование Евангелия от Иоанна", Колумбус, Огайо, 1942 г, стр.318/.

Это популярное истолкование весьма богато воображением, но не реальное. Любой человек, знакомый с давлением, происходящим при брожении, с выделением газа знает, что никакие сосуды, будь они из стекла или кожи, не смогут выдержать такое давление. Иов знал это, когда говорил: "Вот утроба моя, как вино неоткрытое: она готова прорваться, подобно новым мехам" /Иов.32:19/. Библейская энциклопедия признает этот факт, говоря: "Невозможно, чтобы муст можно когда-либо вливать в мехи, чтобы выдержать весь процесс брожения, как об этом обычно заявляют; действие испускаемого газа в ранних стадиях процесса настолько буйное и сильное, что никакие мехи не в состоянии выдержать. Там, где выдавливают большое количество виноградных гроздьев, необходимо /146 стр. ориг./ освобождать сразу же винные чаны /цистерны/, разливая муст в фаянсовые кувшины; среди иудеев такая посуда была весьма разнообразной" /Библейская энциклопедия, Т. К. Чейн и Д. Сутерленд Блек, 1903, статья "Вино и крепкие напитки", т.4, стр.5315/.

Непереброженный виноградный сок.

"Затруднение, связанное с этим иносказательным словом, - как выразился Александр Б. Брюс, - не критическое или экзегетическое /то есть в истолковании/, но научное. Стоит прямой вопрос: смогут ли даже новые, прочные, вязкие мехи выдержать процесс брожения?" Ответ, несомненно, отрицательный. Таким образом, сам Брюс заметил, что "Иисус вообще никогда не имел в виду броженое, опьяняющее вино, но "муст", не опьяняющий напиток, который можно безопасно сохранять в новых кожаных мехах, но не в старых мехах, в которых уже содержалось обычное, нормальное вино, ибо частицы белкового вещества, прилипающие к коже, могут возбудить брожение и выделение газа с громадным давлением" / Александр Б. Брос, "Синоптические Евангелия в объяснении греческого Нового Завета", Гранд Рапидс, 1956 г, 500 стр./.Подобный аргумент также представлен Эрнестом Гордоном /н.10/ стр.20/.

Некоторые доказывают, что здесь "молодое вино" - муст, который не вполне перебродил, но уже близок к завершению этого процесса, и его безопасно можно вливать в новые мехи, чья эластичность может быть достаточной, чтобы сопротивляться "послебродильному" процессу, который может последовать" /Гораций Бумстед, "Библейское одобрение вина" в журнале "Священная библиотека": январь 1881г. стр.82/. Эта гипотеза имеет двойную слабость. Во-первых, вино, которое приближается к завершению бродильного процесса, можно безопасно вливать в старые мехи, ибо в них шейное отверстие должно быть предусмотрено для соответствующего освобождения от остающихся бродильных газов. Во-вторых, когда допускается бродильный процесс, он происходит не в мехах, но в больших кувшинах, известных как хебит в еврейском языке и долиум у римлян. / Смотри "Библейская энциклопедия" /н 32/ стр.5315, т.4/.

Единственное "молодое вино", которое можно безопасно вливать в новые мехи, - это непереброженный муст после фильтрования или кипячения. Винный мех необходимо приготовить подобно амфоре, смазывая медом или специальной смолой /скипидаром/; затем только вливается муст, плотно закрывается и запечатывается. Причина, почему требуются новые мехи для "молодого вина", заключается в том, что старые мехи могут почти неизбежно иметь, - как объясняет Лис и Бурсн "некоторые разлагающиеся белковые вещества, прочно приставшие к стенкам кожанного меха" /Фредерик Ричардс Лис и Давсон Бурнс, "Библейский комментарий воздержания", Лондон, 1894, стр.266/. Это может быть причиной брожения нового вина. С другой стороны, если новые мехи употребить для хранения непереброженного нового вина, не будет никаких бродильно-причинных средств в самих мехах. Таким образом, вино будет сохранено от брожения, а мехи - от разрыва.

Весьма значительно отметить в этом отношении, что Колумелла, известный римский агроном, современник апостолов, подчеркивал необходимость употреблять новые амфоры, /147 стр. ориг/ чтобы сохранить свежий муст непереброженным: "Чтобы муст мог оставаться всегда таким же сладким, как был свежим, поступали следующим образом. Прежде, чем гроздья винограда с кожурой положить под пресс, возьмите из чана возьмите из чана наиболее свежий муст и влейте его в новый виноградный кувшин; затем обмажьте его вокруг и покройте тщательно смолой /варом/, чтобы никакая вода не могла проникнуть в него. Затем погрузите весь кувшин /флягу/ в бассейн с холодной водой в такой мере, чтобы никакая часть ее не была выше поверхности. Затем после 40 дней вытащите кувшин из воды. Муст будет сохраняться сладким в течение года" /Колумелла "О земледелии" 12,29/.

Подобный метод применялся с новыми мехами, которые приготовляли подобно амфоре. - их смазывали методом или специальными смолами, а затем вливали муст, плотно, герметически закрывали и зарывали в землю. Любой из процессов, описанных в предыдущем разделе, таких как фильтрация, кипячение, удаление воздуха, окуривание серой и понижение температуры ниже 4 градусов Цельсия, - можно рассматривать как надежные, чтобы сохранить "молодое вино" непереброженным в "новых мехах". Любые два метода или все могут быть сочитаны, чтобы гарантировать отсутствие брожения.

Значение высказывания Христа.

Это истолкование еще больше подтверждается символическим значением высказывания Христа. Представьте новое вино в новых мехах как цель урока в возрождении. Как соответствующим образом объясняет Эрнест Гордон: "Старые мехи, с их алкогольными остатками на дне, представляют разлагающуюся природу фарисеев. Новое вино Евангелия не возможно влить в них. Они произведут в нем брожение. "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию". Последнее посредством обращения станут новыми сосудами, способными сохранять "молодое вино", не повреждая его брожением. /Марк.2:15-17.22/. Таким образом, сравнивая опьяняющее вино с не возрожденным фарисеизмом, Христос ясно поставил в известность, кого по Его мнению представляло опьяняющее вино" /Эрнест Гордон /н.10/ стр.20/.

Следует заметить, - продолжает Эрнест Гордон, - как в этой случайной иллюстрации, Христос всецело отождествил вино с непереброженным вином. Броженое вино не получило признания. Его можно влить в любые меха, какими бы они жалкими и испорченными ни были. Но новое вино, подобно новой одежде, которая слишком хороша, чтобы быть употребленной для починки старых лохмотьев. Этот продукт чистый и полезный, требующий хорошего очищения посредством фильтрования. Естественный путь, в котором эта иллюстрация употреблена, подчеркивает, по крайней мере всеобщее понимание этого вопроса среди Его иудейский слушателей, что реальный плод виноградный "хорошее вино" было непереброженным" /Там же стр.21/. / 148 стр. ориг./

Лк, 21 зач., 5, 33-39

Тогда приступили фарисеи к Иисусу, говоря: почему ученики Иоанновы постятся часто, и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними Жених? Но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни. При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут. Но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: «старое лучше».

Господь знает, что в Его учениках, и дает им заповеди по их силам. Многие недоумевали, почему Он не заставил Своих учеников поститься столь же часто, как фарисеи и ученики Иоанновы. Господь говорит о том, как важно соблюдать дух поста. Не просто соблюдать пост как диету, а жить жизнью, исполненной самоотвержения. Хуже всего, когда стараются явиться постящимися, чтобы все видели их благочестие. Потому и сказано: «Милости хочу, а не жертвы». И печально, когда соблюдение установлений церковных угнетает человека, а не помогает ему жить.

Чудесная премудрость Божия сохраняет труды поста и испытания для апостолов на те времена, когда они благодатью Христовой будут в достаточной мере уготованы для этого. Теперь они - сыны чертога брачного, когда Жених - с ними, и каждый день для них радость и праздник. Но так не будет всегда. Придут дни, когда отнимется у них Жених. Когда Христос оставит их, и мир будет яриться враждой против них, сердца их исполнятся печалью, и они будут поститься в те дни.

Христос заранее видел Свой Крест. Но даже на пути ко Кресту Он знал радость, которую никто не может отнять, потому что это радость - присутствия Божия. И таким приобщением Христу должен быть наш пост. Обратим внимание, что не раз Господь уподобляет христианскую жизнь брачному пиру. Радость - первое свойство христианина. «Радуйтесь, - говорит апостол, - и снова говорю, радуйтесь». Слишком многие думают, что все христианство заключается только в том, чтобы делать то, что не хочется, и не делать то, что хочется.

Господь требует от каждого служения по его силам. Он не хочет «приставлять заплату к ветхой одежде, отодрав от новой одежды, ни вливать молодое вино в мехи ветхие». Он не налагает строгость и суровость правил на тех, кто только что пришел к Нему из мира, чтобы враг не искусил их желанием снова убежать в мир. Господь постепенно возводит нас от силы в силу, «и никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: «старое лучше». Ученики могут быть искушаемы помыслами, что прежний образ их жизни лучше, пока постепенно не привыкнут к тому образу жизни, к которому призвал их Господь. Пока не будет дано им вкусить молодое вино благодати Духа Святого. Ученики Христовы должны будут иметь не только вид благочестия, но более всего - силу его.

Обратим также внимание, что протестанты и современные католики стараются найти в этом Евангелии оправдание отмены поста, поскольку поста у них практически не существует. А о том, что Сам Христос, прежде выхода на служение спасения мира, постился сорок дней, дав нам образ истинной духовной жизни, странным образом забывают. Но все, что совершил Христос, должна совершать и Церковь.

В служении Христа пост представляет первый ответ на помазание Духом Святым. А также первое сражение, в котором Христос победил Своего врага, князя мира сего. Господь показал нам, как мы должны отражать искушения бесовские. «Род сей не хочет выйти иначе как молитвой и постом» (Мк. 9, 29). Как Сын Божий - Христос не имел нужды в посте, точно так же, как Он не имел нужды в сражении с диаволом, или в принятии крещения, или в помазании Духом Святым. Он совершил это ради нас, чтобы Его жизнь стала нашей жизнью. Чтобы Его Крестный пасхальный путь стал нашей Пасхой. «Дух не подчиняется Кресту, - говорит преподобный Исаак Сирин, - пока тело не подчинится духу». В приобщении Кресту - истинный смысл поста, и всякое уклонение от этого делает пост не только бесполезным, но вредным. Святые отцы говорят, что само Воплощение Божие являет высшее выражение аскезы. В основе его - величайшее смирение. Ибо нашего ради спасения Сын Божий совлекся славы Своего Божества, приняв зрак смиренного раба, отвергнутого миром.

И мы должны задуматься так же, почему иудеи, любители старых вин, высоко ценя, по привычке, древний закон, в большинстве своем отвергли евангельскую новизну, которая стала у них поперек горла. Эти два образа - приставление новой заплаты к ветхой одежде и вливание молодого вина в мехи ветхие - говорят о несовместимости между старым и новым, между иудейской удовлетворенностью внешним исполнением закона и устремленностью к обновлению духа в подлинно евангельском благочестии.

16 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.
17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.

Новое вино в ветхие мехи - фраза, встречающаяся в Евангелии от Матфея (Мф 9:17), Евангелии от Марка (Мф. 2:22), Евангелии от Луки (Лк 5:37-39). Фраза во всех Евангелиях звучит одинаково, только у Луки добавлены еще слова.

(Евангелие от Луки 9:16-17) « И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.» Во всех трёх синоптических евангелиях эта фраза появляется сразу после призвания Левия-Матфея, когда Иисус объясняет, почему его ученики не постятся, хотя ученики Иоанна Крестителя постятся (Мк 2:18-20)

В притче были использованы образы из повседневной жизни. Новые мехи растягиваются вместе с молодым вином, налитым в них, а потом затвердевают. Если молодое вино налить в старые, затвердевшие мехи, мехи могут лопнуть из-за продолжающегося брожения. Также и новая ткань садится со временем, поэтому старую, уже подсевшую одежду нельзя латать новой тканью.

Различные толкования метафоры:

Ветхими мехами Христос образно обозначил иудейскую религию. Притча о новом вине в ветхих мехах, как и аналогичная ей притча о новой и ветхой ткани (Мк 2:21) часто понимается в том смысле, что новое учение Христа не может уместиться в рамках иудейской религии, или в рамках любых современных ей религиозных представлений (см. также Суперсессионизм). В особенности же речь идёт о всех иудейских постах, установленных Ветхим Заветом. Христос даёт новое учение о постах. Новое учение не вливается в ветхих иудеев. («Новое учение о постах это - новая одежда и новое вино. Требовать от учеников прежнего соблюдения постов значит вливать новое вино в старые мехи, или пришивать к старой одежде новую заплату.» «Вы (то есть фарисеи) требуете, чтобы мои ученики прикрывались ветхой одеждой ваших обрядов и преданий старцев. А Я требую, чтобы они облеклись в новую одежду всепрощающей любви. Поймите же, что нельзя надеть новую одежду, не сбросив предварительно старую. Нельзя и чинить эту обветшалую одежду, вырезая куски из новой. Старую одежду этим не поддержишь. Она ещё скорее распадется от этих заплат. Да и новой повредишь. Так предоставьте же Моим ученикам свободу сделаться новыми мехами для принятия Моего учения и облечься в новую одежду, сбросив с себя обветшалую. Если они ещё не вполне прониклись духом Моего учения, то всё же они познали преимущества Его перед вашим учением. И как вы, попробовав хорошего вина, не станете пить плохого, так и они, последовав за Мной, не пойдут к вам» )

Многие христианские толкователи объясняли, что этой притчей Иисус показывает, что он основывает новую религию, иную, чем иудаизм, и иную, чем учение Иоанна Крестителя (например, так учил Игнатий Антиохийский в послании к Магнезийцам Х, см также Список событий в первые века христианства). Некоторые христиане использовали эту фразу, когда предлагали новые формы христианства. В начале второго века Маркион использовал эту фразу для оправдания Маркионитства. Другие считают, что такое толкование вступает в противоречие с фразой в Евангелии от Луки (Лк 5:39): И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше . Евангелие от Луки говорит не столько о несостоятельности старой религии, сколько о природе учения и о учениках. Никто не предлагает опытному ученику урока, предназначенного для неопытного ученика. Для опытного это будет бесполезно, а урок, предназначенный опытному ученику, не будет воспринят неопытным

Словами о новом и старом вине Христос отвечает на вопрос о постах фарисеев (почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Лк 5:39): фарисейские посты являются старым,вином, они оказывают на народ «пьянящий» эффект, и народ уважает фарисеев; но для «ветхих мехов» - иудейского народа - фарисейские посты не годятся, непосильны. Не следует соблюдать постов, придуманных людьми, фарисеями; посты, установленные Законом, установлены Богом. Ветхие мехи, как и Ветхий Завет, хранили в себе выдержанное качественное вино, то есть заповеди Моисея и учения мудрецов и пророков. Так же, как молодое вино нельзя вливать в ветхие мехи, точно также нельзя соединять фарисейские добавочные посты с учением Ветхого Завета, проверенного и сохраненного веками. Как новое молодое вино может навредить ветхим мехам, так и фарисейское учение о дополнительных постах может навредить Новому Завету. Мехи делались из выделанных шкур животных, например из цельной кожи ягненка. Поэтому такие мехи, наполненные вином, сохраняли контур туловища ягненка. В свою очередь, Мессия изображался как Агнец, ведомый на заклание (Ис.53:7). Поэтому под новыми мехами можно понимать Мессию, а под молодым вином те новшества, которые принесет с собой Мессия.

Новое учение, данное Христом, должно сформироваться и настояться; как и молодому вину, новому учению нужны новые мехи, то есть новые мышления, новые сердца.

« И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники». (Марка 1: 22) . Мехи ветхие - ветхий человек, мехи новые - обновленный во Христе человек. Вино молодое - новое учение Христа, вино старое - ветхозаветное учение. "Новое вино – пост, ветхие мехи – слабость учеников, которой не должно обременять"; "Новая заплата и новое вино – это строгий пост, строгие требования вообще. А старая одежда и старые мехи – это немощность, слабость учеников, ещё не подготовленных к несению больших подвигов" Притчи призваны проиллюстрировать мысль "всему свое время и свое место". В то время, пока Иисус находился с учениками им не было необходимости поститься, но когда он уйдет от них - они тоже будут иметь посты (Лк. 5:35 "Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни"). У Иисуса спрашивают про причину отсутствия поста, и тот отвечает что его ученики сейчас не постятся, но будут поститься когда его не станет. « Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно » . (Матфея6 : 16-18). Иисус Христос учит нас, что бы мы соблюдали новый пост. Когда мы постимся мы не должны быть лицемерами.



mob_info