В м бехтерев объективная психология. Психологическая концепция в.м.бехтерева как основа стратегии комплексного изучения личности. С книгой «Объективная психология» также читают

Владимир Михайлович Бехтерев (1857- 1927) - выдающийся российский ученый, невропатолог, физиолог, психолог, психиатр. Родился в 1857 г. в Вятской губернии; медицинское образование получил в СПб. медико-хирургической академии, которую окончил в 1878 г., и посвятил себя изучению душевных и нервных болезней. В 1881 г. защитил докторскую диссертацию и получил звание приват-доцента. В 1884 г. командирован за границу, где занимался у Дюбуа-Реймона, Вундта, Флексига и Шарко. Будучи с 1884 г. профессором Казанского университета по кафедре душевных болезней, Бехтерев создал в 1885 г. первую в России лабораторию экспериментальной психологии, учредил Общество невропатологов и психиатров, основал журнал "Неврологический Вестник".

Начиная с 10-х гг. ХХ в. приступил к построению собственной общепсихологической теории, названной им рефлексологией.

В.М.Бехтерев внес значительный вклад в развитие мировой юридической психологии, использованию экспериментальных методов в праве.

В 1908 году по инициативе В.М.Бехтерева был создан научно-учебный Психоневрологический институт, в программу которого входила и разработка курса «Судебной психологии». А в 1909 году в рамках Психоневрологического института был создан Криминологический институт. Судебной психологией начали заниматься профессиональные психологи, и с этого времени она стала развиваться как самостоятельная прикладная отрасль психологии.

В.М.Бехтерев активно участвовал в разработке судебно-психологических проблем. В опубликованной им в 1902 г. статье «Об экспериментальном психологическом исследовании преступников», а также спустя 10 лет в книге «Объективный психологический метод в применении к изучению преступности», пропагандировался комплексный подход к изучению преступного человека, в том числе с учетом генеалогической наследственности, влияния воспитания, среды жизни и особенностей генезиса самой психики. Бехтерев предложил свою собственную классификацию личностей преступников. Он разделил преступников на группы по психологическим признакам: а) преступники по страсти (порывистые и импульсивные); б) преступники с недостатками чувствительной сферы, совершающие преступления, без моральных критериев, преднамеренно; в) преступники с недостатками интеллекта; г) преступники с ослабленной волей (лень, алкоголизм и др.).

С 1904 г. под его редакцией начинает выходить журнал «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма».

В 1904 г. под руководством В.М.Бехтерева был проведен большой эксперимент с целью проверки правильности свидетельских показаний. Весной 1904 г. МХАТ ставил пьесу „Юлий Цезарь". Редакция „Судебного обозрения" опубликовала обращение к публике с просьбой прислать ответы на 15 вопросов, относящихся к сцене убийства. Поступило 505 писем с ответами, однако материал этот был утерян, а исследование не закончено.

Под его руководством проводились исследования по использованию внушения и гипноза в уголовном судопроизводстве. Гипноз стал применяться в расследовании и судебном разбирательстве отдельных уголовных дел. Так, с участием В.М.Бехтерева в ноябре 1896 г. был применен гипноз к подозреваемой в убийстве своего мужа Румянцевой Марии, совершившей преступление в результате суггестии фельдшера И. Хрисанфова, ее любовника и „домашнего доктора". Экспертной комиссией, которая провела несколько сеансов гипноза с обвиняемой, по этому делу было дано заключение, подтверждавшее версию следствия.

В сентябре-октябре 1913 г. В.М.Бехтерев принимал участие в широко обсуждавшемся в России "Деле Бейлиса": он провел повторную психиатрическую экспертизу и доказал невиновность Менделя Бейлиса (ему предъявлялось обвинение в ритуальном убийстве православного 13-летнего мальчика Андрея Ющинского, а по результатам первой экспертизы, проведенной профессором И.А. Сикорским, эта возможность не исключалась). После выступления В.М.Бехтерева на процессе, судом присяжных М.Бейлис был оправдан. Экспертиза по делу Бейлиса вошла в историю науки как первая судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

В 1918 г. в Петрограде по предложению В.М.Бехтерева был открыт Институте по изучению мозга и психической деятельности, в его структуре был создан ряд лабораторий, которые в свои исследования включали и вопросы, важные для развития судебной психологии. На их базе В. М. Бехтерев и его последователи издали ряд работ об использовании принципов рефлексологии для изучения преступника и раскрытия преступлений.

"Систематический указатель трудов и выступлений В.М.Бехтерева, напечатанных на русском языке", составленный О.Б. Казанской и Т.Я. Хвиливицким в 1954г., содержит около тысячи названий. В этих работах отражены: открытия В.М. Бехтерева в морфологии и физиологии нервной системы, описание 19 новых форм болезней в психоневрологии, изобретения многих новых способов диагностики и лечения и т.д. Известно, что В.М.Бехтерев провел примерно тысячу судебно-психиатрических экспертиз. Журнал "Вестник знания" в 1926 опубликовал перечень учреждений и журналов, возникших по инициативе и при непосредственном участии Владимира Михайловича: учреждений - 33, журналов - 10. К этим данным последующие исследования творчества ученого позволили добавить еще 17 учреждений и 2 журнала. Работа по библиографии трудов В.М. Бехтерева продолжается и в настоящее время установлено 1350 опубликованных в различных журналах и отдельных изданиях работ на русском языке и около 500 на других языках, преимущественно на немецком и французском.

Основные работы в области юридической психологии:

Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1898.

Значение учения Ломброзо в вопросе о преступности. СПб., 1909.

Об экспериментальном психологическом исследовании преступников. СПб., 1902.

Объективно-психологический метод в применении к изучению преступности. СПб., 1912.

Убийство Ющинского и психолого-психиатрическая экспертиза. - СПб., 1913.

в которые эти линии вписаны. В основе данной иллюзии лежит доминирование оценки
размеров реального объекта сравнительно с оценками отдельных его частей.
16* Вероятно, этот тип описании можно назвать интеллектуально-смысловым.
17* В работе В. М. Бехтерева, С. Д. Владычко «Материалы к методике объективного иссле-
дования душевнобольных» (Вестн. психологии, кримин. антропологии и гипнотизма.
1900. T. VI, вып. 5. С. 386-412) доказывается продуктивность объективных методов
в диагностике нервно-психических нарушений: «...душевнобольные часто не могут
дать описания своего субъективного состояния или дают его в далеко не точном, чаще
же всего в искаженном виде...» и далее: «...для клинических целей точным должен быть
признан лишь один метод - метод объективного исследования...» (С. 388). Материа-
лом дли объективного исследования выступают мимика, речь, действия и поступки
человека в связи с внешними раздражителями, оценка больным ситуации и его само-
оценка, физиологические показатели. В работе проводится описание различных мето-
дик, которые могут быть использованы в клинических целих.
18* Ziehen Т. Die Ideenassociation des Kindes: Richter und Reichard. Berlin, 1898. S. 110.
I9* Работа Ч. Дарвина «О выражении ощущений у человека и животных» в русском переводе
вышла в 1872 г. под редакцией профессора А. О. Ковалевского и переиздана им же
в 1896 г. в С.-Петербурге. В 1896 г. она была издана в переводе доктора философии
М. Филиппова под названием «Выражение душевных волнений» (что, по мнению
издателя, более соответствует используемому Дарвиным понятию «эмоция»). В работе
на основе эволюционных представлений о развитии выражений чувств и эмоций Дар-
вин ставит задачу дать рациональное объяснение возникновению и причинам закрепле-
ния типичных форм проявления душевных волнений. При этом он выделяет три принципа,
лежащих в основе механизма выражений эмоций как у человека, так и у животных:
1) принцип полезных ассоциированных привычек; 2) принцип антитезиса (противо-
поставления), а также 3) действий, зависящих от конструкции нервной системы и не-
зависимых от воли и до известной степени и от привычек.
20* Основная идея книги И. А. Сикорского «Всеобщая психология с физиогномикой в иллюст-
рированном изложении» (Киев, 1904; на обложке 1905 год) состоит в утверждении само-
стоятельности физиогномики как отрасли науки, необходимости антропологического
подхода в психологии. В работе дается анатомо-физиологическое описание лицевых
мышц, мимики при разных состояниях сознания, освещается физиогномика возраста,
пола, «здоровья - болезненности», красоты, темперамента и т. д., раскрывается связь
мимики с душевными состояниями человека.
21 * Мантегацца П. (Mantegazza Р.) Физиономия и выражение чувства. Киев, 1886. С. 136.
22* Там же. С. 143.
23* Об этом см.: Бехтерев В. М. Краснение лица как особый вид болезненного расстрой-
ства // Обозр. психиатр., невролог. и экспер. психол. 1896. № 12. С. 899-903; Он же. Бо-
язнь покраснеть // Там же. 1897. № 1. С. 23-24; Он же. Новые наблюдения над
боязнью покраснеть // Там же. 1897. № 8. С. 561-566; Он же. Дальнейшие наблюдения
над «боязнью покраснеть» // Там же. 1899. № 5. С. 323-329; Он же. Непереносливость
или боязнь чужого взгляда // Там же. 1900. № 7. С. 491-497 и т. д.
24* Работа Рибо (Ribot T. La psychologie des sentiments. Paris, 1896) вышла на русском языке
под названием «Психология чувств» несколькими изданиями (Киев; Харьков, 1897.
Ч. 1-2; Пер. с. фр. М. Гольдсмита. СПб., 1898 и др.). Согласно Рибо, основой чувств
являются стремления (потребности, инстинкты, желании, наклонности). Эмоции опре-
деляются как сложные состояния, комплексы психофизиологических, психических,
двигательных проявлений. Физиологическим субстратом их являются органические
изменении во внутренних органах, мышцах, сосудах.
25* В теории Л. Ланге - В. Джемса (Lange - James) подчеркивается определяющая роль
перифирических изменений в организме (вегетативных, висцеральных реакций)
в возникновении эмоций. Органические процессы, сопутствующие эмоциональным
состояниям, возникая под влиннием тех или иных воздействий, предшествуют, соглас-
но данной теории, их центральной переработке и осознанию. Соответственно, эмоция
определяется как происходящее постфактум осознание органических изменений. Та-
ким образом, недооценивается роль высших центров в регуляции эмоционального со-
стояния. Данные положения были разработаны авторами практически одновременно
11894 и 1895 гг.).
26* В статье В. М. Бехтерева «Об отправлениях зрительных бугров у животных и человека»
представлены результаты экспериментального изучения центров аффективных (вы-
разительных) движений - зрительных бугров и их проводников. Подчеркивается ком-
муникативная функция выразительных движений, которые, отражая душевные
состояния, являются средством общения людей друг с другом. Предметом специаль-
ного внимания Бехтерева являются «прирожденные» выражающие, или аффективные,
движения.
27* Доклад П. Флексига (Р. Flechsig) «Физиология мозга. Теория воли» посвящен выясне-
нию вопроса о физиологическом субстрате волевых актов, которые локализуются,
по мнению автора, в передних областях мозговых полушарий.
28* Об этом см.: Бехтерев В. М. Неудержимый или насильственный смех и плач при мозговых
параличах // Невролог. вестн. 1893. Т. 1, вып. 3. С. 1-32; Он же. О насильственном
смехе в виде приступов, сопровождающихся тонической судорогой и чувством щеко-
тания в левой руке // Там же. 1901. № 10. С. 721-725: Он же. Насильственный смех

Психология в лицах Степанов Сергей Сергеевич

В. М. Бехтерев (1857–1927)

В. М. Бехтерев (1857–1927)

«Большая советская энциклопедия», пытаясь определить профессиональную принадлежность выдающегося русского ученого, была вынуждена выстроить длинную дефиницию: невропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог. То есть в том числе и психолог. Впрочем, там же, в БСЭ, читаем: «В центре научных интересов Бехтерева стояла проблема человека. Решение ее он видел в создании широкого учения о личности, которое было бы основой воспитания человека и преодоления аномалий в его поведении».

По сути дела, все высказывания Бехтерева глубоко психологичны, и его по праву следует назвать одним из первых и наиболее выдающихся психологов России. Не будем забывать, что именно им была основана первая русская психологическая лаборатория. И это - достойный повод для более пристального внимания к его психологическим воззрениям, жизненному пути и научной деятельности. Тем более что отдельные моменты его жизни и творчества по сей день вызывают неоднозначные суждения и противоречивые домыслы.

Характерно, что в «Истории современной психологии» - учебнике для американских университетов, принадлежащем перу Д. П. и С. Э. Шульц, который издан и в переводе на русский язык, - упоминаются имена всего двух российских ученых - И. П. Павлова и В. М. Бехтерева (вероятно, с американской точки зрения, этим вклад России в современную психологию и исчерпывается). Оба удостоены этой чести как предтечи бихевиоризма, не более того.

В этом учебнике лаконичная биографическая справка о Бехтереве указывает, что в 1927 г. он, осмотрев И. В. Сталина, поставил тому диагноз «паранойя», за что и поплатился жизнью. «Существует мнение, что Бехтерев был отравлен по приказу Сталина в отместку за страшный диагноз». Эта крайне малодостоверная версия последние годы активно муссируется в различных изданиях.

В результате у психолога, который пытается составить представление о мировой науке по современным реферативным источникам вроде названного учебника, может сложиться одностороннее, спорное и ограниченное мнение о Бехтереве как о предшественнике бихевиоризма, оппоненте Павлова, крупном психиатре и жертве сталинизма. Иными словами, колоритная, но перевернутая страница в истории науки. Однако вглядимся в эту страницу повнимательнее.

К психологии Бехтерев пришел от неврологии и психиатрии, которыми занимался (после окончания Медико-хирургической академии в Петербурге и заграничной стажировки в клиниках Германии, Австрии и Франции) в Казанском университете. Здесь в 1885 г. он организовал так называемую психофизиологическую лабораторию. Это было первое в России психологическое научно-исследовательское учреждение.

При организации лаборатории Бехтерев опирался, в частности, на опыт В. Вундта, с которым познакомился в зарубежной командировке. Однако собственный подход Бехтерева отличался принципиальной новизной.

Для Вундта предметом психологии выступало сознание, а его материальному субстрату - мозгу - внимания не уделялось. Изучение сознания велось субъективно, методом интроспекции - изощренного самонаблюдения специально натренированных экспертов.

Бехтерев, говоря о природе психических процессов, указывал: «Было бы совершенно бесплодно еще раз обращаться в этом процессе к методу самонаблюдения. Только экспериментальным путем можно достичь возможно точного и обстоятельного решения вопроса». Преобладание объективных методов исследования в психологии уже тогда, на ранних этапах творчества Бехтерева, качественно отличало его позицию от вундтовской.

Для проведения экспериментов, кроме стандартного лабораторного оборудования, использовались приборы, сконструированные самими сотрудниками лаборатории: большая схематическая модель проводящих путей головного и спинного мозга, выполненная на основе исследований в области анатомии центральной нервной системы (в том числе исследований Бехтерева); пневмограф - аппарат для записи дыхательных движений; рефлексограф - прибор для записи коленных рефлексов; рефлексометр - аппарат для измерения силы коленного рефлекса. Практически все эти приборы и аппараты предложены и сконструированы Бехтеревым.

За относительно небольшой период существования лаборатории ее сотрудники провели и опубликовали около 30 исследований. Собственно психологические разработки занимали небольшую часть их общего объема: исследование М. К. Валицкой, содержащее данные психометрического изучения больных, страдающих нервными расстройствами; работа Е. А. Геника и Б. И. Воротынского, посвященная психометрическому обследованию людей, находящихся в состоянии гипноза; исследование П. А. Астанкова и М. М. Грана, представляющее результаты измерения скорости психических процессов у испытуемых в разное время дня.

Таким образом, все эти исследования относились к области психометрики и были выполнены на клиническом материале. Их значение чрезвычайно велико: это были, по сути, первые исследования, в которых оформлялись общие принципы организации психологического эксперимента.

Материалистическая позиция Бехтерева отчетливо проявилась в его выступлении на III Международном психологическом конгрессе в Мюнхене (1896), где он заявил: «В конце XIX века среди ученых мира еще раздаются голоса, которые снова хотят отбросить психолога в область схоластики и догматики». Ученый подчеркивал также свою приверженность взглядам на развитие психики, ранее высказанным И. М. Сеченовым:

«Наш прославленный физиолог Сеченов, первым изучивший в 60-х гг. задерживающие центры в мозгу, на вопрос о том, кто должен разрабатывать психологию, дал в результате продолжительной работы ответ - физиологи. На того, кто, не проведя серьезных исследований в качестве физиолога и психиатра, назовет себя в будущем психологом, серьезные люди будут смотреть как на человека, который считает себя архитектором, но не учился в технической школе или в строительной академии. Это мое твердое убеждение».

С позиций сегодняшнего дня совершенно очевидно, что такое убеждение легко довести до абсурда и вульгарно-механистического материализма. По сути дела, рефлексологические изыскания Бехтерева отчасти тяготели к этой крайности.

Однако сегодня многие психологи, брезгливо морщась при одном упоминании о материализме, склонны впадать в противоположную крайность. А ведь методологическая позиция Бехтерева - это один из краеугольных камней современной психологии. Невозможно проникнуть в душевный мир человека, игнорируя открытия Дельгадо и Кеннона, Пенфилда и Лурии (кстати, на Пенфилда ссылается столь любимый многими Эрих Берн, Дельгадо цитирует Абрахам Маслоу, и т. д. и т. п.).

Из наследия Бехтерева мы сегодня можем извлечь и еще один важный урок. Не секрет, что в обывательском сознании психология напрямую ассоциируется с диагностикой кармы, коррекцией биополя, ясновидением и снятием порчи. Все это не ново как в истории науки, так и в истории нашей многострадальной страны. Любая переломная эпоха характеризуется повышенным интересом к мистицизму и оккультному вздору.

Похожая картина наблюдалась в России и сто лет назад. В начале XX в. при Военно-медицинской академии в Петербурге было создано общество любителей «психизма» для занятий спиритизмом, телепатией и другими мистическими течениями. В его работу пытались вовлечь и Бехтерева. Он дал согласие при условии, что будет разработан устав, определяющий научный характер деятельности общества. При этом предложил назвать его «Российским обществом нормальной и патологической физиологии».

Вскоре Бехтерев стал председателем общества. Главной его целью было изучение еще не получивших объяснения психических процессов. Ученый считал недопустимым отвергать непонятные пока проявления психической деятельности, внимательно следил за тем, чтобы за научный факт не выдавалась досужая выдумка, плод болезненной фантазии или ловкое трюкачество.

Особое внимание Бехтерева привлекла проблема телепатического внушения. Многочисленные опыты дали ученому основание заключить: «Все попытки доказать передачу мыслей на значительном расстоянии рушатся тотчас же, как только их подвергают экспериментальной проверке, и в настоящее время не может быть приведено, в сущности, ни одного строго проверенного факта, который говорил бы в пользу реального существования телепатической передачи психических состояний. Поэтому, не отрицая в принципе дальнейшей разработки вышеуказанного вопроса, мы должны признать, что предполагаемая некоторыми подобная передача мыслей на расстоянии при настоящем состоянии наших знаний является совершенно недоказанной».

Перед нами поучительный пример объективности и подлинного научного мужества перед лицом обывательских суеверий. Ведь нам и сегодня приходится постоянно напоминать себе, что психологи и создатели сериала «Пси-фактор» работают в разных плоскостях и преследуют разные цели. Тому, кто это не до конца осознал, лучше попытаться найти себя не в психологии, а в черно-белой магии.

В 1907–1912 гг. увидела свет «Объективная психология» Бехтерева. Она была переведена на немецкий, французский, английский языки и стала важной вехой в истории современной психологии, что отмечают и зарубежные исследователи (Флюгель, Уотсон, Боринг и др.). Впоследствии Бехтерев выдвинул программу создания новой науки, названной им рефлексологией. На основе экспериментальных работ по изучению сочетательных, то есть вырабатываемых прижизненно, двигательных рефлексов, совокупность которых была названа соотносительной деятельностью, Бехтерев сделал вывод о том, что именно эта деятельность должна стать объектом изучения как воплощение строго объективного подхода к психике.

В отличие от бихевиористов, Бехтерев не сводил предмет психологии к поведению, не игнорировал феномены сознания. Его подход страдал некоторым механицизмом, особенно в анализе социальных явлений, но включал и перспективные линии развития наук о человеке.

Сегодня нам доступны многочисленные труды В. М. Бехтерева по широкому кругу психологических проблем. Это не просто памятник научной мысли, а подлинный источник вдохновения для ищущих умов. Однажды сказано: «Прочитанная книга - твой капитал, твои мысли по поводу прочитанного - проценты с капитала». Наследие Бехтерева сулит нам огромные возможности такого обогащения.

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Психологическое определение личности . В. М. Бехтерев Для врачей-психиатров представляется совершенно избитой истиной, что психические болезни и состояния вырождения суть болезни личности. Ввиду этого естественно, что охрана здоровья личности и правильного ее

Из книги История современной психологии автора Шульц Дуан

Органическая и социальная сфера личности. В. М. Бехтерев ‹…› Личная сфера, концентрируя в себе запас важнейшего для жизни организма прошлого опыта, как бы образует собою главный центр нервно-психической деятельности, лежащей в основе активно-самостоятельного

Из книги Психология господства и подчинения: Хрестоматия автора Чернявская А. Г.

Личность и условия ее развития и здоровья. В. М. Бехтерев ‹…›Какие же причины пагубно влияют на развитие личности, приводят к ее упадку и какие причины содействуют ее развитию?Обращаясь к разрешению первого вопроса, мы не будем здесь останавливаться на том, в какой

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Личность и условия ее развития и здоровья. В. М. Бехтерев Если мы, пользуясь сделанным нами определением личности, обратимся к выяснению ее роли в общественной жизни, то должны будем признать, что личность представляет собою ту основу, на которой зиждется современная

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Эдуард Брадфорд Титченер (1867–1927) Большая часть активной творческой жизни Титченера связана с его работой в Корнелльском университете Нью - Йорка. Каждая его лекция, на которой он неизменно появлялся облаченным в профессорскую мантию, представляла собой настоящее

Из книги автора

Владимир М. Бехтерев (1857–1927) Владимир Бехтерев является важной фигурой в развитии зоопсихологии. Он способствовал продвижению этой области науки от субъективных идей в сторону объективно наблюдаемого внешнего поведения. Менее известный, чем Иван Павлов, этот

Петербургский этап творчества Бехтерева характеризуется определенной стадиональностью, общая их направление составляет переход от объективного экспериментального изучения психики к рефлексологии, которая отказывается от исследования психических явлений и акцентирует внимание лишь на их внешних проявлениях. Содержание рефлексологического идей Бехтерева отражена в «Объективной психологии»; «Общие основания рефлексологии»; «Объективное изучение личности»; «Общие основы рефлексологии» и другие.

В работе «Объективная психология» обоснуется перспективность объективного метода изучения психологии, рефлекторный процесс рассматривается как конкретное выражение и способ его реализации. В более поздних из перечисленных работ происходит уже полный отказ от психологии, психических явлений, системы ее категорий и понятий. Отбросив субъективную психологию, Бехтерев ставит задачу создания новой психологии, базирующейся на строго объективном методе изучения психики.

Он приходит к выводу о существовании единого нервно-психического процесса, в котором в нерасчлененном виде представлены и физиологические и психические компоненты. Основной единицей анализа нервно-психической деятельности у него становится рефлекс, рассматриваемый как универсальный динамический механизм, лежащий в основе всех реакций человека. Деятельность человека представляет собой сумму рефлексов, различающихся по сложности и характеру, особенностям организации. Центром изучения Бехтерева становится НЕ психика, сознание, а их внешние проявления1.

Таким образом, от утверждения идеи объективного изучения психики Бехтерев приходит к ее снятию и замене психического процесса физиологическим. Психология заменяется рефлексологией. Принимая интроспективное определения сознания как единственно возможное, как нечто непреложное, как нечто, что можно либо взять, либо отвергнуть, но не изменить, он выбирает единственно в этих обстоятельствах возможное решение - отказ от изучения психики, сознания вообще и обращение к исследованию поведения.

В целом, в творчестве В.М. Бехтерева отразилось кризисное состояние психологической науки на рубеже 19-20 веков. Отсутствовала разработанная научная методология психологии. Создавая новую объективную парадигму, Бехтерев мог реально опереться лишь на стихийно-материалистические предвытекающие со всей логики развития естественнонаучных взглядов ученого. Они не обеспечивали понимания психики в ее собственном бытии, предметно-смысловом содержании как отраженной реальности, образа объективного мира. Человек оставался в понимании Бехтерева лишь природным существом, характер его отношений с миром, с социальной действительностью сводился к пассивному реагированию на внешние воздействия.



Но эти ошибочные подходы к исследованию психики не означают огульного отрицания всего, что было получено в области рефлексологии и, прежде всего, глубоко обоснованной идеи объективного исследования психики, а также получили дальнейшее развитие положений, касающихся комплексного системного изучения человека.

Бехтерев считал, что психология - это наука о психической жизни вообще в широком смысле этого слова и поэтому она должна включать в свой состав такие области, как общая психология, индивидуальная психология, зоопсихология, общественная психология, патопсихология, военная психология, генетическая психология, история психологии.

Рефлексология, в его понимании, выступала именно как система научных дисциплин, тесно связана с другими отраслями науки - естествознанием и обществознание1.

Принципиальное значение имело то, что Бехтерев не ограничивался анализом только индивидуального поведения человека. Признавая взаимосвязь поведения человека с поведением других людей, он поставил вопрос об объективном изучении этой взаимосвязи. Таким образом, он стал одним из основателей нового направления психологического исследования - социальной (или общественной) психологии, рассматривается им как отрасль рефлексологии человека в соответствии с теми же принципами, которые были выдвинуты и разработаны применительно к исследованию проблем объективной психологии и рефлексологии индивида. Отсюда название нового направления - коллективная рефлексология. Впервые им было дано определение общественной психологии, перечень круг ее задач, разработаны оригинальные методы изучения социально - психологических процессов. Представляют интерес предложенные ученым подходы к анализу коллектива, механизмов группового влияния, специфики неорганизованных групп и массовых явлений и ряд других его положений, не только не потеряли своей актуальности, но и остаются поныне едва ли не единственными попытками решения практически значимых проблем.



С именем Бехтерева связано становление отечественной психологии труда; под его непосредственным руководством развивается генетическая психология, центром которой становится Педагогический институт, созданный в 1922 году.

В организационном плане рефлексологический период характеризуется попыткой Бехтерева реально организационно воплотить идею комплексности в форме создания Психоневрологического института, а затем Института мозга и психической деятельности. Будучи мозговым центром, институт был связан с другими учреждениями, входящими в психоневрологическую академию и возглавляемыми В.М. Бехтерева. Можно с полным основанием считать, что Институт человека у нас реально существовал, и что накопленный в его стенах опыт организации комплексных исследований личности требует самого серьезного осмысления.

Научная многогранность и разносторонность сочетались в Бехтерева с высокой научно - организационной и общественной активностью. Бехтерев был организатором многих крупных учреждений и обществ, ответственным редактором многих журналов: «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии» и другие.

Отвергая понятие души в своей концепции, Бехтерев всегда апеллировал к ней на практике, сам был образцом высокой духовности. В.М. Бехтерев писал как-то, что лица, которые «борются за общее благо человечества, которые руководствуются идеями права и гуманности, должны быть признаны настоящими творцами духовной общечеловеческой культуры и имеют права на вечное признание человечества...». Эти слова ученого имеют самое непосредственное к нему самому, его вклада в развитие нашей науки и духовной культуры

Заключение

Таким образом, мы видим - эволюция бихевиоризма показала, что его исходные принципы не могут стимулировать прогресс научного знания о поведении. Даже психологи, воспитанные на этих принципах, приходят к выводу об их недостаточности, о необходимости включить в состав главных объяснительных понятий психологии понятие образа, внутреннего, «ментального» плана поведения и т.д., а также обращаться к физиологическим механизмам поведения. Сейчас только некоторые из американских психологов (наиболее последовательно и непримиримо - американский психолог Скиннер и его школа) продолжают защищать постулаты ортодоксального бихевиоризма. Бихевиоризм прошел путь от чисто механистических концепций к теориям, выдвинутых современными необихевиористами. Хотя некоторые аспекты этого направления выглядят упрощенными и неспособными объяснить поведение во всей его полноте, главная заслуга его - в том, что оно внесло в изучение человеческой деятельности научную строгость и показало, как ею можно управлять.

Как видим, в основе схемы работы бихевиоризма лежит схема «Стимул-Реакция», которая была разработана Скиннером и продолжена Бандурой. Весомый вклад в развитие бихевиоризма сделал и известный невропатолог и психиатр Владимир Михайлович Бехтерев.

В отечественной психологической науке с именем Владимира Михайловича Бехтерева связано окончательное утверждение новой парадигмы в исследовании психической деятельности, основанной на объективном подходе к объяснению природы психического и методов его изучения.

Вслед за И.М. Сеченова Бехтерев выступает против интроспекционистского понимания психики, рассматривает всю совокупность психических явлений и форм человеческого поведения на основе понятия рефлекс. Анализ сочетательно-двигательных рефлексов, доступных для объективного внешнего наблюдения и регистрации, определяется им как основной метод исследования в созданных им науках, получивших названия объективная психология и рефлексология. Резкое противопоставление принципов объективной психологии царила в период времени интроспекционистского понимания психики и путей ее изучения, а также конкретный теоретико-методологический уровень разработки психологических проблем обусловили отказ Бехтерева от рассмотрения психики и сознания и сведение задач психологической науки исключительно к анализу внешних проявлений рефлекторной деятельности без учета опосредствующих ее психических процессов.

При жизни Бехтерева В.М. много проблем, им рассматриваемые, не стояли еще так остро, хотя и обсуждались в ряде работ. К тому же те подходы, которые он новаторски стал применять, начали интенсивно и систематически разрабатываться в психологической науке лишь с 30-х годов, уже после его преждевременной кончины.

Список использованной литературы

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н, Петровская О.А. Совре­менная социальная психология на Западе. М, 1978.

2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия (изучение влияния воспитания и семейных отношений). М., 2000.

3. Бехтерев В.М. и современная психология. Тезисы международной научно-практической конференции.11-15 сентября 1995г.-Казань, 1995-150с.

4. Бехтерева / / Бехтерев В.М. Избранные труды по социальной психологии

5. Бехтерев В.М. Сознание и его границы - Казань, 1888 .-- с. 26

6. Брушлинский А.В., Кольцова В.А. Социально-психологическая концепция В.М.

7. Гращенков Н.И. Роль В.М. Бехтерева в развитии отечественной неврологии М.: Медгиз, 1959.-45с.

8. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Издательство «Гардарики», 2004. – 475 с.

9. Гуткина Н. И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М.: Знание, 1991. – 74 с.

10. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. Учебник для ВУЗов. – СПб.: Издательство «Питер», 2003. – 752 с.

11. Журевич Л.А. Социально-психологический тренинг для учащейся молодежи. – М., 2002. – 152 с.

12. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – М., 2004.

13. История психологии: Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина. -Екатеринбург, 1999.

14. Кашапов Р.Р. Практическая психология. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 2003. – 448с.

15. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций. – М.: «ОМЕГА», 2005. – 365 с.

16. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: Академия, 2003. – 448 с.

17. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий голов­ного мозга. М-Л.: Биомедгиз, 1927.

18. Розенова М.И. Психология обучения и воспитания. Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2004. – 176 с.

19. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. – М., 2003. – 155 с.

20. Холл К.С., Липдсей Г. Теории личности. М., 1997.

21. Хон Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения. – М.: Издательство «Академический проект», 2005 – 735 с.

22. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997.

23. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.

24. Шихирев Н.П. Современная социальная психология: Учебн. пособие для ВУЗов. М.: ИП РАМ Екатеринбург: Дело­вая книга, 2000. 448 с.

25. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. – СПб.: Издательский Дом «Равновесие», Издательство «Питер», 2004.


Андреева Г.М., Богомолова Н.Н, Петровская О.А. Современная социальная психология на Западе. М, 1978.

1 История психологии: Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина. -Екатеринбург, 1999.

2 Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия (изучение влияния воспитания и семейных отношений). М., 2000.

1 Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. М-Л.: Биомедгиз, 1927.

1 Холл К.С., Липдсей Г. Теории личности. М., 1997.

1 Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997.

1 Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.

2 Холл К.С., Липдсей Г. Теории личности. М., 1997.

1 Шихирев Н.П. Современная социальная психология: Учебн. пособие для ВУЗов. М.: ИП РАМ Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 448 с.

1 Гуткина Н. И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М.: Знание, 1991. – 74 с.

1 Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. Учебник для ВУЗов. – СПб.: Издательство «Питер», 2003. – 752 с.

2 Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Издательство «Гардарики», 2004. – 475 с.

1 Журевич Л.А. Социально-психологический тренинг для учащейся молодежи. – М., 2002. – 152 с.

1 Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – М., 2004.

1 Бехтерев В.М. Сознание и его границы - Казань, 1888 .-- с. 26

1 Брушлинский А.В., Кольцова В.А. Социально-психологическая концепция В.М. Бехтерева / / Бехтерев В.М. Избранные труды по социальной психологии

1 Бехтерев В.М. и современная психология. Тезисы международной научно-практической конференции.11-15 сентября 1995г.-Казань, 1995-150с.

1 Брушлинский А.В., Кольцова В.А. Социально-психологическая концепция В.М. Бехтерева / / Бехтерев В.М. Избранные труды по социальной психологии

1 Гращенков Н.И. Роль В.М. Бехтерева в развитии отечественной неврологии М.: Медгиз, 1959.-45с.

БЕХТЕРЕВ, ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ (1857–1927), русский невролог, психиатр, морфолог и физиолог нервной системы. Выстраивал свою концепцию объективной психологии . В его научных интересах, центральное место занимала психиатрия, исследование душевной жизни человека. Уделяя значительное внимание психологии, он выдвинул план ее превращения в объективную естественную наук у. В начале 20 в. появились его первые книги, в которых излагались основные принципы объективной психологии, позже названной им рефлексологией. В 1907 г. Бехтерев организовал Психоневрологический институт, на базе которого была создана сеть научно – клинических и научно – исследовательских институт, в том числе и первый в России Педологический институт. Это позволило Бехтереву связать теоретические и практические исследования.

Разрабатывая свою объективную психологию как психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, Бехтерев, тем не менее, не отвергал сознание. Он включал его в предмет психологии, так же как и субъективные методы исследования психики, в том числе самонаблюдение. Основные положения новой науки изложены им в работах «Объективная психология» и «Общие основания рефлексологии». Он исходил из того, что рефлексологические исследования, в том числе рефлексологический эксперимент, дополняют данные, полученные при психологических исследованиях, анкетировании и самонаблюдении.

В дальнейшем Бехтерев исходил из того, что рефлексология в принципе не может заменить психологию, и последние работы его института постепенно вышли за рамки рефлексологического подхода.

С его точки зрения, рефлекс есть способ установления относительно устойчивого равновесия между организмом и комплексом условий, действующих на него . Так появилось одно из основных положений Бехтерева о том, что отдельные жизненные проявления организма приобретают черты механической причинности и биологической направленности и имеют характер целостной реакции организма, стремящегося отстоять и утвердить свое бытие в борьбе с меняющимися условиями среды.

Исследуя биологические механизмы рефлекторной деятельности, Бехтерев отстаивал мысль о воспитуемости, а не о наследуемом характере рефлексов. Так в книге «Основы общей рефлексологии » он доказывал, что не существует врожденного рефлекса рабства или свободы, и утверждал, что общество осуществляет своего рода социальный отбор, создавая нравственную личность. Т. о., именно социальная среда является источником развития человека; наследственность задает лишь тип реакции, но сами реакции развиваются в течение жизни. Доказательством этого послужили, по его мнению, исследования генетической рефлексологии, доказавшие приоритетность среды в развитии рефлексов младенцев и детей раннего возраста.

Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших в психологии и был одним из немногих психологов начала 20 в., которые трактовали в тот период личность как интегративное целое. Он рассматривал созданный им Педологический институт как центр по изучению личности, которая является основой воспитания. Он всегда подчеркивал, что все его интересы концентрируются вокруг одной цели – «изучить человека и суметь его воспитать». Бехтерев фактически ввел в психологию понятия: индивид, индивидуальность и личность , считая, что индивид – это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности.

Большое значение имели и исследования Бехтеревым структуры личности , в которой он выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части, их роли в различных видах деятельности и их взаимосвязи. Он отмечал доминирующую роль бессознательных мотивов во сне или при гипнозе и считал необходимым исследовать влияние опыта, приобретенного в это время, на сознательное поведение. Исследуя способы коррекции отклоняющегося поведения, он полагал, что любое подкрепление может зафиксировать реакцию. Избавиться от нежелательного поведения можно, только создав более сильный мотив, который «вберет в себя всю энергию, затрачиваемую на нежелательное поведение».

Бехтерев отстаивал мысль о том, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетна именно личность, а не коллектив. Эти взгляды доминируют в его работах «Коллективная рефлексология», «Объективное изучение личности» . Именно из этой позиции он исходил, исследуя коллективную соотносительную деятельность, объединяющую людей в группы. Бехтерев выделял людей, склонных к коллективной или индивидуальной соотносительной деятельности, и изучал, что происходит с личностью, когда она становится членом коллектива, и чем вообще реакция коллективной личности отличается от реакции отдельно взятой личности.

В своих экспериментах по исследованию влияния внушения на деятельность человека Бехтерев фактически впервые обнаружил такие явления, как конформизм, групповое давление , которые только через несколько лет стали изучаться в западной психологии.

Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, он вместе с тем подчеркивал, что влияние коллектива не всегда благотворно, т. к. любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Он писал о том, что обычаи и общественные стереотипы, в сущности, ограничивают личность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребности.

Он также считал, что личная свобода и общественная необходимость, индивидуализация и социализация – это две стороны общественного процесса, идущего по пути социальной эволюции, причем самоопределение личности представлялось ему подвижным процессом, равнодействующая которого постоянно смещается то в одну, то в другую сторону. Говоря о стереотипизации личности, ее отчуждении от своей внутренней сути при социализации, Бехтерев фактически развивал те же мысли, что и представители появляющейся в то время на Западе экзистенциальной философии , положения которой легли в основу одной из наиболее популярных современных теорий личности – гуманистической. Т. о., можно предположить, что и в русле школы Бехтерева зарождались основы еще одной отечественной теории развития личности, формирование которой было остановлено в самом начале.



mob_info