Россия, Пятигорск

Доктор филологических наук, профессор кафедры языкознания, русской филологии, литературного и журналистского мастерства Пятигорского государственного университета

Персональный сайт: http://amikhalev.ru/?page_id=2

Россия, Пятигорск

Доктор филологических наук, профессор

Место работы, должность: профессор кафедры языкознания, русской филологии, литературного и журналистского мастерства Пятигорского государственного университета

Персональный сайт: http://amikhalev.ru/?page_id=2

Кандидатская диссертация: Функционально-семантическая категория сравнения в современном французском языке. Москва, 1983

Докторская диссертация: Теория фоносемантического поля. Краснодар, 1995

Сфера фоносемантических интересов: Фоносемантическое пространство различных языков, семантические переходы, семантические законы, семантические прототипы, языковая картина мира, протоконцептуальное пространство языка.

Как началось увлечение фоносемантикой?

Буквально сразу после защиты кандидатской диссертации, в тот же вечер (7 января 1983 г.) я начал думать о новом направлении, которому посвящу себя в дальнейшем. Ничего определенного, правда, в голову не приходило, кроме одного желания: каким-то образом совместить свою лингвистическую подготовку и музыкальные интересы. Наверное, так смутно зарождалась идея содружества значения и звука. Некоторое время спустя, будучи в полубредовом состоянии от тяжелой ангины, набросал перспективный план исследования речевых звуков в семантическом аспекте. Но тут мне попалась детская книжка А.П. Журавлева «Звук и смысл», где я увидел свой план уже в реализации. Значит, этот путь не сулил для меня новых открытий. Я продолжал хаотично искать нить, которая бы привела меня к чему-то совершенно новому. И вот, как-то летом, отдыхая на даче, я просто открыл на первой попавшейся странице французский словарь «Larousse» и стал читать: просто сверху вниз, слово за словом, дефиниция за дефиницией. По счастливой случайности (теперь-то я знаю, что ничто случайно не случается) слова, которые мне попались, начинались на br-, и потому довольно быстро пришло осознание какого-то единства между всеми этими словами. Некоторые сразу притягивались друг к другу, словно магниты, некоторые стояли особняком, но небезнадежно. В общем, этот фрагмент словаря превратился в сюжет захватывающего романа. За продолжением этого «романа», уже «сериала», я следил в словарных статьях bl-, cr-, cl-, pr-, pl-, dr-, tr-лексики. А затем оказалось, что и дистантные сочетания согласных (bar-, ber-, bir-, bal-, bel-, bil- и т.д.) «разыгрывают» похожие сценарии. В общем, концепция стала оформляться, но пока без названия. Далее, конечно, поиск единомышленников в истории и современности. Сначала пришел познакомиться с Александром Павловичем Журавлевым (он тогда был зав. кафедрой в Плехановском), принеся ему свою первую статью. Он пробежал ее за несколько минут и сказал, что это не его направление, а, скорее, Воронина, и дал мне номер его телефона. Здесь необходимо напомнить, что действие происходило в доисторическую эпоху: без компьютеров, интернета и сотовых телефонов. Не помню точно, но, кажется, что Журавлев связал меня с Ворониным прямо тут же, и мы с ним договорились о встрече в Ленинграде. Станислав Васильевич и Ольга Игоревна меня очень радушно встретили у себя дома. Почти всю ночь мы с Ворониным живо обсуждали мою фоносемантическую концепцию, бегая из кухни в кабинет и обратно. Там и родилось название теории: «Теория фоносемантического поля». Несколько позже я познакомился по почте и телефону с Виктором Васильевичем Левицким, жившим в Черновцах, и считавшимся, по словам Воронина, пионером советской фоносемантики. С ним мы были в творческом контакте до последних его дней. Идеи этих двух ученых, Воронина и Левицкого, вот уже два десятилетия питают мое собственное творчество.

«Модель биполярной активности» — это, своего рода, аттракцион, имеющий под собой научно обоснованную базу. Огромная скульптура причудливой формы состоит из множества технических ...

«Модель биполярной активности» — это, своего рода, аттракцион, имеющий под собой научно обоснованную базу. Огромная скульптура ...

ЗАГОВОРЫ

Басмилляхир раманир рахым кулья-ыба-вильне-зине (от зубной боли). Агаруга бурга аласабаль, бенка перке асеркембаль, перко вторко которентих, викус-пикус испорито. Как предков его [имя] ...

ЗАГОВОРЫ

Басмилляхир раманир рахым кулья-ыба-вильне-зине (от зубной боли). Агаруга бурга аласабаль, бенка перке асеркембаль, перко вторко ...

Выбор блюд в чешском ресторане:

- Цабу кто? – задала вопрос Кока.

– Зебу на что похожа? – влезла Николетта.

Официантка заморгала. Я ткнул пальцем в строчку:

- Это что?

– ...

Выбор блюд в чешском ресторане:

- Цабу кто? – задала вопрос Кока.

– Зебу на что похожа? – влезла Николетта.

Официантка ...

AUSTRIA. ALPS

Фото и английский текст Мирослава Банько

Photo and English text Myroslaw Banco

 Фото я сделал в горной долине в австрийских Альпах в августе 2010 года. Долина была разрушена в ...

AUSTRIA. ALPS

Фото и английский текст Мирослава Банько

Photo and English text Myroslaw Banco

 Фото я сделал в горной долине в австрийских ...

COSMOS

    

Оторвитесь от суеты. УЛЕТАЙТЕ. Совершите путешествие в космос и послушайте звуки космоса http://www.walkinspace.ru/index/0-1035 Здесь можно услышать: звуки спутника ...

COSMOS

    

Оторвитесь от суеты. УЛЕТАЙТЕ. Совершите путешествие в космос и послушайте звуки космоса ...

NATURE, COUNTRYSIDE

Конечно, вы устали сидеть за компьютером. ВСЕ – НА ПРИРОДУ. Вот чудесный сайт «Звуки природы» http://ecosounds.net/  , где вы можете насладиться звуками ...

NATURE, COUNTRYSIDE

Конечно, вы устали сидеть за компьютером. ВСЕ – НА ПРИРОДУ. Вот чудесный сайт «Звуки природы» ...

TOWN AND COUNTRY

WORLD SOUNDSCAPE PROJECT (WSP) (КАНАДА) 

WorldSoundscapeProject (WSP) http://www.sfu.ca/~truax/wsp.html , посвященный исследованию взаимоотношений человека и звуковой среды, ...

TOWN AND COUNTRY

WORLD SOUNDSCAPE PROJECT (WSP) (КАНАДА) 

WorldSoundscapeProject (WSP) http://www.sfu.ca/~truax/wsp.html , посвященный ...

ПРОЕКТ «SOUND-AROUND» (РОССИЯ)

Настя и Никита Истомины придумали проект Sound-Around, основная задумка проекта состоит в поиске звуков, характерных для посещаемой страны, записи этих ...

ПРОЕКТ «SOUND-AROUND» (РОССИЯ)

Настя и Никита Истомины придумали проект Sound-Around, основная задумка проекта состоит в поиске ...

CHINA. BEIJING. TEMPLE OF HEAVEN

Вокруг Императорского небесного свода построена круглая стена, называемая "шепчущей галереей", Стеной Эха, Стеной отраженного звука. Стена имеет высоту 3,72 ...

CHINA. BEIJING. TEMPLE OF HEAVEN

Вокруг Императорского небесного свода построена круглая стена, называемая "шепчущей галереей", Стеной Эха, ...

JAPAN. MELODY ROAD

Эти нотки нарисованы на дороге неспроста. Они предупреждают водителя о необходимости приглушить звук своей аудиосистемы. Ещё немного — и салон ...

JAPAN. MELODY ROAD

Эти нотки нарисованы на дороге неспроста. Они предупреждают водителя о необходимости приглушить звук своей ...

Корейский художник Jean Shin создал скульптуру «Звуковая волна» ("Sound Wave") в 2007 году из расплавленных виниловых пластинок. Она несет с собой месседж, которой состоит в том, чтобы ...

Корейский художник Jean Shin создал скульптуру «Звуковая волна» ("Sound Wave") в 2007 году из расплавленных виниловых пластинок. Она ...

Немецкий фотограф Мартин Климас нашел способ нарисовать звук, используя краску. Для этого он ставит небольшое количество разноцветной краски на поверхность полупрозрачной пластины, под которой ...

Немецкий фотограф Мартин Климас нашел способ нарисовать звук, используя краску. Для этого он ставит небольшое количество разноцветной краски на ...

Фотографу из Швейцарии Фабиану Оэфнеру удалось сделать звук видимым: он сумел соединить акустический и визуальный мир, создав серию фотографий «Танец красок»— изображения ...

Фотографу из Швейцарии Фабиану Оэфнеру удалось сделать звук видимым: он сумел соединить акустический и визуальный мир, создав серию фотографий ...

Голландский фотограф Ивар Теуниссен (Ivar Teunissen) сконструировал установку Visible Voice для визуализации звука без помощи компьютера. Ивор прикрепил зеркало к колонке, которая вибрирует от ...

Голландский фотограф Ивар Теуниссен (Ivar Teunissen) сконструировал установку Visible Voice для визуализации звука без помощи компьютера. Ивор ...

Самолет летит на скорости, близкой к скорости звука. Видно облако конденсата, образовавшегося вследствие локального изменения давления (эффект Прандтля). Фронт ударной волны по мере удаления от ...

Самолет летит на скорости, близкой к скорости звука. Видно облако конденсата, образовавшегося вследствие локального изменения давления (эффект ...

Видео: как сахар реагирует на звуки http://video.online.ua/23625/kak-sahar-reagiruet-na-zvuk/

 

Видео: как сахар реагирует на звуки http://video.online.ua/23625/kak-sahar-reagiruet-na-zvuk/

 

Визуализатор звуков называется Цимаскоп (CymaScope). Его разработали в фирме Sonic Age инженеры-акустики Джон Стюарт Рейд и Эрик Ларсон (John Stuart Reid and Erik Larson). Создавали 10 лет, потом ...

Визуализатор звуков называется Цимаскоп (CymaScope). Его разработали в фирме Sonic Age инженеры-акустики Джон Стюарт Рейд и Эрик Ларсон (John Stuart ...

Польские аниматоры Катажина Кижек и Пшемыслав Адамски (Katarzyna Kijek, Przemysław Adamski) в своем короткометражном фильме «Шум» (Noise) попытались визуализировать звуки, окружающие ...

Польские аниматоры Катажина Кижек и Пшемыслав Адамски (Katarzyna Kijek, Przemysław Adamski) в своем короткометражном фильме «Шум» (Noise) ...


В фильме режиссёра Генри Бина "Шум" главный герой живёт в Нью-Йорке. Его всем устраивает город, кроме шума. Шум сводит с ума, шум мешает работать, шум не прекращается, от него невозможно ...


В фильме режиссёра Генри Бина "Шум" главный герой живёт в Нью-Йорке. Его всем устраивает город, кроме шума. Шум сводит с ума, шум мешает работать, ...